banner banner banner
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)
Оценить:
 Рейтинг: 5

Азбука православного христианина последних времен (избранные слова современных святых отцов и отцов-подвижников)


Добрый не тот, кто делает добро, а тот кто не может делать зла. Когда поможешь нуждающемуся, это угодно Богу. Вообще же надо всем желать добра.

(Преподобный Гавриил Ургебадзе, 3)

Если были хорошие намерения и не осуществились – слава Богу за все. Знайте: «Бог в сердце зрит», и даже намерения как дела принимает.

(Иеромонах Анатолий Каленчук, 4)

Дружба

Особо дружбы не заводи ни с кем, иначе наживаешь много бесполезных скорбей, и жизнь твоя будет многовоздыхательная.

(Схиигумен Иоанн Алексеев, 7. Письмо 56)

Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничто же сумняся, хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим.

(Схиигумен Иоанн Алексеев, 7. Письмо 13)

Еще относительно друзей: не открывай себя никому. Это мнение епископа Игнатия (Брянчанинова). Вспомни, когда это было сказано, – сто лет назад. Уже тогда нельзя было почти никому доверяться. А что сказать теперь! Кроме явного предательства можно тысячами способов повредить другому человеку. Послушай в этом епископа Игнатия!

(Игумен Никон Воробьев, 5)

Духовное образование

Духовная школа должна: 1) укрепить веру, 2) научить молиться, 3) научить познать себя, свое падение, 4) научить бороться с грехом и с искушениями, как боролись Святые Отцы, 5) научить понимать и чувствовать творения Святых Отцов, а через них и Евангелие, сделать их своими, родными, близкими сердцу, живыми, отвечающими на все требования души в любом состоянии, а не предметом изучения, 6) научить смотреть на заповеди Евангелия не как на препятствия к вольной жизни или как хорошую мораль для общественной жизни, а как на путь к нахождению еще здесь, на земле, драгоценной жемчужины, увидя которую человек с радостью продает все, т. е. все житейские мирские интересы, удовольствия, все, что ценит мир, все оставляет не по принуждению, а уже по влечению души к этой жемчужине. А найти ее можно каждому, кто имеет веру во Христа и всеми силами старается жить по заповедям Евангелия…

Кто хочет опытно познать тайны христианства, должен все силы употребить на духовное делание, а не пытаться одним рассудком все понять.

(Игумен Никон Воробьев, 5)

Духовная беседа вменяется в Молитву. Господь так радуется, когда видит, что Истине учатся.

Чтобы постигнуть Бога, нужно свою немощь постичь.

(Иеромонах Анатолий Каленчук, 4)

Духовное рассуждение

Духовное рассуждение старцы берегли как оазис. Разрушаются все козни и сети дьявола.

(Иеромонах Анатолий Каленчук, 4)

Евангелие

Это (Евангелие – примеч. сост.) – вечная сокровищница для спасения наших душ. Каждый из Евангелия черпает «едино на потребу», и всем оно подходит, всех удовлетворяет. Не бездумно читай Слово Божие и не прилагайся к нему умом. Читай сердцем. Это значит, что нужно это делать с Молитвой, и Господь откроет. Но еще одно условие – Евангелие постигается жизнью по Его заповедям. Кто не живет по Евангелию, тот никогда не узнает Любви, заключенной в Слове. Тот не увидит, что каждая строчка возвещает нам Волю Божию. А Воля Божия – основной закон в жизни христианина. Когда читаешь о прокаженных, слепых, глухих, верь, что Господь также может исцелить тебя, как и их помиловал и исцелил. Но если ты будешь молить и просить Господа: «вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам» (Мк.11:24).

Не бери приступом, штурмом ума, не вбивай силой Евангелие в голову. Ты просто читай и молись, чтобы Господь открыл, читай и молись. И живи по Евангелию. И Господь будет открывать. Сначала щелочку, потом щелку в дверях, потом больше, больше. А когда-нибудь откроет на полную дверь. Только нужен постоянный труд для очищения от греховной проказы. «Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Никогда не останавливайся на достигнутом, потому что если ты не идешь вперед, то катишься назад. В духовной жизни остановок нет. Или ты вверх, или вниз. Могут быть, но иногда, и незначительные. Это если по Евангелию. А если по грехам, то мы топчемся все время на одном месте, толчем воду в ступе, переливаем из пустого в порожнее. А знаешь почему? Потому что не узнали своей немощи, скудости, греховности, потому что не молимся ко Господу и не просим себе помощи. Он нам не нужен, потому что мы считаем себя праведниками. А Господь пришел призвать грешных на Покаяние, не праведных. Он пришел к грешникам, а праведники Его распяли. Не надо смотреть на Господа с позиции великого себялюбия и своеволия, так мы всегда будем слепыми. Пока есть себялюбие, Господь не будет спасать. Дойди до того, что ты – хуже всякой твари, ничтожество, прах, и увидишь, сколько тебе Господь даст, и как тебя поведет по пути в Царство Небесное – сердечную чистоту. А пока не узнали себя – суетно наше спасение. Мы думаем, что уже много прошли, а на самом деле – «а с перрона говорят: Это город Ленинград». Помнишь?

Вы для чего читаете Евангелие в Правиле? Чтобы душу насытить, чтобы Благодать получить на весь день. Чтобы набрать глоток воды в рот, подержать ее, а потом тихонько проглотить. А мы прочитали и сразу – в омут с головой. Идем в суету. Даже не заметили, что мы проглотили, какого оно вкуса было. Не распробовали воду. Евангелие – это пища для ума и для сердца, надо ее подольше сохранить. Как-то закрепить, чтобы толк был.

Если бы мы только могли вместить ту Благодать, которая обильно вливается в душу, когда человек читает Евангелие на церковнославянском языке! Благодать опаляющая, очищающая и освящающая всех, кто с Ней соприкоснется. Она попаляет наши страсти в сердце, грехи, очищает ум от лукавства и освящает «всякого человека грядущаго в мир» (Ин.1:9). И тело, и душу, и дух.

И это происходит невидимо для нас. Наше дело – принять Слово Божие в душу, подготовить для него почву сердца, сделать ее плодородной. А дальше уже дело Благодати Божией. Солдат спит, а служба идет. Закваску положили и она бродит – бродит, пока не вскиснет всё и не будет тесто. Евангелие – это Святая Книга, которая держится на имени Иисуса Христа «И на имя Его языцы уповати имут» (Мф.12:21). Господь Сам присутствует в Своем имени и «сила от Него исхождаше и исцеляше вся» (Лк.6:19) – прокаженных, глухих, немых, слепых, хромых. Убери имя Господа Иисуса Христа из Евангелия, и оно станет обычной книгой с обычной повестью. Если удалить от себя имя Иисуса Христа, то ничего бы не было – ни Веры христианской, ни Святых Таинств, ни Богослужения, ни Церкви, ни самого Евангелия. Потому что всё, всё духовное служение, вся Вера стоит и созидается на твердом камне – «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16).

Когда ты читаешь Евангелие, душой прикасаешься к этой глубокой сердечной внутренней Тайне. Евангелие – в чистом сердце, написано золотыми буквами на скрижалях его. Молитва Иисусова – это Евангелие в миниатюре. Если бы не было Евангелия, а одно учение Иисуса Христа, мы бы его не поняли. А Евангелие повествует нам о жизни Спасителя, о Его поступках, об образе Его мыслей. Учит как жить, что говорить, как думать, чтобы стать Небесным Жителем. И Волю Божию мы тоже узнаем из Евангелия. Этот закон жизни христианина полностью заложен в нем. Нужно только научиться познавать Волю Божию из Евангелия. Кто ее ясно видит? У кого ясные глаза – у бесстрастных нет ни сучка ни задоринки в глазу, не говоря уже о бревне. Они очистили свое сердце, стяжали духовное рассуждение – познание добра и зла.

«Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет» (Мф.6:22). Ибо Господь Иисус Христос просвещает и освящает их. Он вселился в их сердца, посредством Иисусовой Молитвы и Евангелия напечатлеся на плотяных скрижалях сердца. Это – светильники, которые Бог явит на свещнице в свое время.

Почему нам нужно читать дневное зачало? Потому что в нем Воля Божья на весь день. Если бы у нас был духовный разум, мы бы прочитали его и было бы ясно, как нам поступать в этот день. Что говорить, от чего отталкиваться в своих поступках. Дневное зачало – это закон жизни на этот день. Это Благодать, которая нас покрывает и освящает. Прочитали дома на Правиле, что-то в душе отложилось. Затем когда батюшка в Храме будет читать, оно уже будет у вас на слуху и поможет открыть душу пошире для Слова Божиего. И на протяжении дня вспомнать, о чем было Евангелие в этот день, пережевывать Его, прокручивать снова и снова. Чтобы наш ум на протяжении дня плавал в конкретном Евангельском тексте, чтобы зачало на день было как якорем для нас в нашем суетном море.

На церковнославянский язык Евангелие перевели Святые Кирилл и Мефодий – учители Словенские. Схимник и Святитель. Почему так? Подумайте. И не просто так Евангелие разбито на зачала, не просто в определенном порядке. Не просто так через определенное время зачала повторяются. Это Духом Святым было так поделено, человек здесь ни при чём. Как было извещено Свыше, так Святые и приняли, так и изложили, так донесли до нас. Всё Премудрость Божия устроила, а что люди? «Нищ и убог есмь аз» (Пс.85:1)…

Нигде такого нет, ни в одном монастыре, чтобы в Правило входило дневное зачало. А у вас будет. Замечайте, как день провели. Сообразовывались ли ваши слова и поступки с Евангелием. Что было по-Божьему, примите во внимание, а где не так – постарайтесь, чтобы в следующий раз было так. Оно же и все грехи наши покажет, все страсти между нами. Это – наше зеркало. Через призму Евангельскую можно увидеть себя, ближних, окружающий мир. Надо только очень захотеть. И стараться по мере сил исполнять прочитанное.

Господь нам дает сейчас золотое время. Время для Покаяния и для научения, и познания Воли Божией. Евангелие – бесценная сокровищница Духовной Премудрости, это Бездонный Кладезь Правды Божией, это – Золотое Зерно на все времена – те, что были, те, что есть, и те, что будут. Истина Божия – непреложна, неизменяема. Ее нельзя приспособить под время, под обстоятельства, под новые веяния и моду. Меняются времена, меняются люди. Времена наступают жестокие, последние времена не за горами. Люди – гордые, самолюбивые, своевольные, в нравственном отношении они деградируют с каждым днем. А Правда Божия не меняется, ее не так просто одеть в новые одежды – порфиру и виссон внешности и загнать в благолепие золотых Крестов и куполов. Евангелие там не удержится, Оно все равно прорвет этот холод и блеск обрядности, и уйдет, не оставив даже следа. Но «бе разрушение ея велие» (Мф.7:27) – этой Храмины, построенной на песце своеволия: «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся: и камение распадеся» (Мф.27:51). Полетят все основания церкви лукавнующих, разрушатся, потому что не на том фундаменте все строили, потому что сотворили не дом Молитвы, а «дом купленного». Господь не потерпит надругательства над Словом Божиим. Потому что гордый человеческий разум захочет исследовать Тайны Божиего Домостроительства. Захочет под Непостижимое и Неисследованное подвести фундамент человеческого разума и логики, объяснить Силу Божию математическими законами, физическими закономерностями, философскими критериями. Каждый будет рвать Хитон Христов на себя и делить ризы на 4 части. Это – работа князя мира сего. И гордый разум докажет, что Бог есть, но объяснит это все научным способом. Он подумает, что объял Необъятное, а потом скажет: «Иисус Христос – не Бог, а просто пророк. Ну жил, ну ходил, ну учил. Их много было таких». И поставит на первый план свое «я», а Бога вычеркнет из Промысла Божиего. Вот тогда Господь и не потерпит. Он придёт и расставит все по своим местам. Так, как и должно быть, как изначально было заложено в Божьем Домостроительстве. Он будет страшен и грозен в Своем Суде, потому что «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7).

И скажет Господь тогда: «Я не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27). А мы будем бить себя кулаком в грудь: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф.7:22). Да, внешне будто были и в Православии и со Христом, но «устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим» (Мф.15:8-9). Воли Божией не исполнили, потому что не знали ее. Или знали но не захотели. И сами не захотели и других не пустили. – И сам не гам, и другому не дам. Воля Божья! Ты всегда благая, угодная и совершенная. И чтобы не придумал для себя наш ничтожный ум, какие бы пути спасения не выбирала наша испорченная воля, как бы ни сопротивлялось тебе наше тело – ты всегда и во всем совершаешься, независимо от того, хотим мы этого или нет. Сейчас христианство выродилось в сектантство. Каждый изучения Христа выбирает то, что ему выгодно, что больше всего подходит, что, на первый взгляд, легко исполнить. То, что ему нужно. И это не где-то вне, а именно внутри, в Православии. По своим делам мы сектанты. Слух тешим баснями о спасении, претендуем на Слово Истины с амвона, а сами не живем по Воле Божией. Мы соблюдаем заповеди человеческие, человекоугодие у нас вместо Богоугодия. А раз не живем по Евангелию, оно для нас и не открывается. Евангелие закрыто, Свет Христов просвещает всех, да только мы не в состоянии взглянуть на тот яркий Евангельский Свет. Как кроты. Нам давай темень, полумрак, или ночь, чтобы можно было окончательно предать без малейшего зазрения совести. Кто сейчас воспринимает Евангельское учение целостно, как единую стройную систему? Никто. Потому что это, прежде всего, борение все время с собой: «Отче… не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:39). И не просто борение со своеволием, а до капель крови на лице. Это каждодневное ношение Креста Терпения и умирание на нем своей плотию. Это – кротость и Смирение до зела. Это – Страх Божий во всем, потому что он – начало Премудрости Божией. Это – страдания и мученичество, потому что мир во зле, и куда ты денешься от него? Это во всем – неключимый раб, а не властелин: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:27). Куда от этого деться? Сладость выбрали – господство над душами людей, власть над ними; услаждение учением для своей же выгоды. А «горечь уксуса», а Кровь Распятия, а заушения, биение по ланитам, бичевание кто понесет? Если – христиане, значит, с Крестом за Христом Евангельскими тропами. Как Он шел, так и мы должны идти. А у нас сейчас все по-другому. Корабль несется по волнам совсем не в том направлении, потому что Кормчего отвергли. Впереди корабля не Воля Божия, а своя воля. А рифы же под водой не видно. И что тогда?

Евангелие покромсали, порезали. А потом повыбирали то, что под рамки гордого разума подходит. Христа отвергли, поругали и распяли. Почему все преступления совершались ночью? Потому что под покровом тьмы темные силы себя спокойно чувствуют и делают свое страшное дело. Тьма, света нет, совесть не обличает, глаза не видят. Только Бог все видит и это все до поры – до времени. От людей спрячешься, а от Бога? Если бы были слепые – одно дело. А говорим, что зрячие – грехи на нас.

В чем основная проблема христианства сейчас? В том, что мы разучились верить по-простому и любить бескорыстно. Когда Господь исцелял, Он обязательно спрашивал: «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф.9:28). Вера – главное условие для постижения Истины, падшее человечество приступает к Богу только посредством Веры. Почему сейчас так мало исцелений у мощей Святых Угодников, возле чудотворных икон? Потому что мы не верим в Бога по-детски. Носителем Веры всегда был простой народ. А священство? Когда человек учится в духовных вузах, изучает духовные предметы, ум вырождается. Он набирается высокоумия, кичливости, плотского мудрования. Приходит такое – пока не пощупаю – не поверю, пока не попробую, не понюхаю. А Истину разве так постигают? Вера это то, когда не видим, не слышим, умом не постигаем и руками не трогаем, а верим и все. Разум должен полностью покориться Вере, потому что искренняя вера – это отрицание своего ума. Священство растлено умом, ученостью, логикой. Упования на Бога нет, веры тоже на деле. Христос – хорошая вывеска для удовлетворения своих корыстных целей.

Истину приспособляют под людей, под обстоятельства, под моду и время. Ее попирают ногами, списывают на то, что это – устаревшие догматы и нужно мыслить по-новому. Её прилагают спереди и сзади, вытирают ею страшные грехи и затем выбрасывают вон. Истину не принимают, потому что она мешает жить по стихиям мира сего. Сейчас везде стоит золотой телец на пьедестале, и в Церкви тоже. Постепенно Церковь превращается в театр, где Благодати становится все меньше и меньше, а одежда все лучше, а слова все слаще. Как люди научатся верить по-простому, когда некому их учить? Почему 12 Апостолов потрясли всю Вселенную своей Проповедью? Всего 12 человек? Ибо их слово было со властию, как Слово Спасителя, и они решительно проповедовали его. Потому что сами утвердились в Вере и готовы были утвердить других. Слово Истины не терпит уступок и приспособляемости. Никто не приходит ко Господу сам по себе. Отец Небесный призывает, человек раскаивается и обращается. Кому дано – тот поверит раз и навсегда, и не скажет, что это учение слишком тяжелое для него. Душа же христианка и она чувствует, где Живая Вода, а где мертвая. А если овца не из этого стада, угождай – не угождай, приспосабливай – не приспосабливай, она все равно отпадёт. А вот моральный авторитет священников, как приемников Апостолов, с каждой новой уступкой падает все больше и больше. Люди хорошо видят, что и почем. Ложка дегтя портит бочку меда. Так и в Истине – добавишь своеволия, что-то свое к учению и все – теряется чистота, получается что-то с Истиной, а не Истина. Люди видят лукавство в Церкви и поэтому не идут к нам. Редко кто из пастырей знает, что такое Воля Божия. Единицы живут в согласии с ней.

Господь в Евангелии противопоставил «мудрость века сего – ученость и логику» книжников некнижной простоте – смиренномудрию: «Яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Мф.11:25). Господь заберёт понимание Истины у первосвященников, и они не узнают время посещения Господа. А детям откроет, потому что в центре Апостолов поставил ребенка и сказал: «Аще не обратитеся и не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Наше дело – очищаться до младенческой чистоты сердца. Но разум нужно стяжать совершенный. По злобе – младенцы, по уму – мужи, достигшие возраста Христова. И да будет Воля Твоя, Господи. «Не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:39).

Духовный мир многогранен. И Евангелие тоже имеет такую глубину, что мы и на сотую часть не можем ее представить. Притча имеет не один исторический смысл, не один духовный, не один мистический, а несколько. Если бы наш ум был очищен от лукавства, он бы смог об этом мыслить. А пока у нас в голове мусорка, то дай Бог увидеть хоть что-то. И это хорошо. Господь все Сам открывает. Кому как дается, каждому «противу силы». Петр боялся идти на глубину, потому что от берега далеко. А в море все может быть. Поднимется буря и всё тут. В море нет той уверенности, что возле берега. Но и рыбки мало поймаешь, потому что рыба любит где глубже, а человек – где лучше. Хочешь богатый улов – плыви на глубину. Там дна нет. Ныряй – ныряй, а достать до него нельзя. Только и боятся не надо. И чтобы «причастники в друзем корабли» (Лк.5:7) были верные. И чтобы Воля Божья была: «Поступи во глубину» (Лк.5:4).

Читаешь одну и ту же притчу. Видишь ее с одной стороны. Проходит время. Перечитываешь. Господь открывает все гораздо ярче, живее. Через некоторое время еще читаешь. А она уже совсем с третьей стороны открылась. Ты о таком и не мечтал. И каждый раз все больше – больше. Чем глубже, тем больше дух захватывает. Но все это – по мере очищения «Отнимите лукавство от сердец ваших» (Ис.1:16). В Царство Небесное ничто нечистое не войдет. На Брачный пир без брачной одежды не попадешь, потому что выставят за шиворот за дверь. Евангелие имеет силу Царства Небесного. Примешь Евангельское Слово, сохранишь, не растратишь, не выбросишь, а Оно само в сердце порядок наведёт. Евангельское Слово все камни в сердце разворошит, а потом разбивает. А из-под них змеи клубками выползают. Только успевай ловить и выбрасывать.

И когда в нем не останется ни камней, ни змей, это будет – поле. Смочит Бог дождиком и можно сеять. Зерно будет расти. Но уже без вас. Главное – это почву подготовить. Трудится приходится тяжело. Не считаешься с собой – работаешь до седьмого пота. Вся рубашка соленая от него. «Царство Небесное нудится». Хочешь понять Евангелие – живи по заповедям. В сердце должны быть заповеди Евангельские. Тогда не страшно ничего, потому что в каждой ситуации знаешь, как поступать.

Смотришь в окно – видишь улицу с одной стороны. Смотришь во второе – другая картина той же улицы. В третье глянешь – еще что-то откроется. А когда на крышу избы залезешь – ого сколько сразу увидишь, аж глаза разбегаются. «Высоко сижу – далеко гляжу». Крыша в нашем доме это что? Добродетели Вера, Надежда, Любовь. Только не какая-то дырявая крыша, а крепкая – Твердая Вера, Несомненная Надежда и Истинная Любовь. А София – над ними всеми. Так и Евангелие.

На глубине не только рыба водится. На самом дне есть драгоценный жемчуг. Не много желающих сейчас его доставать, потому что тяжело. Есть подводники – достают. Но настоящий, бесценный жемчуг очень редко встречается. В наше время это большая редкость. Поэтому если попал в руки – крепко держи, чтобы назад не упал в море. Потому что не найдешь. Просто не сможешь найти, когда разожмешь кулак нечаянно.

Покаяние – это не только осознание своих грехов и их оплакивание. Этого мало. Нужны еще поступки, слова, помыслы перевести во другое русло, в Евангельское. Если до этого ходили по левой стороне и с раззявленным ртом, раскрытыми глазами и ушами, как локаторы, то теперь любой ценой нужно переправиться на правую сторону и закрепиться на ней. На глаза одеть черные очки, уши заткнуть ватой и рот прикрыть на замок. И провожатого доброго взять в путь. Чтобы и дорогу знал и тебя не оставил бы в случае какого-то несчастья.

Как трудно себя удержать в этих рамках! Суета подлезает сзади, чтобы незаметно накрыть мокрым рядном. А многозаботливость спереди изголяется над тобой, как хочет – то одну картину подсунет, то другую. Глаза разбегаются. Где здесь о грехах вспоминать? Враг нашего спасения коварен. Он обучен всем тонкостям духовной брани, он очень хороший психолог. Психология – наука о душе. Он прекрасно знает, на что падок человек, какую ему наживку прицепить на крючок, чтобы только клюнул. Бьет по больному, человек не удерживается и впадает в грех. Лукавый почивает на лаврах победителя, душа – в ловушке. Приходят помыслы об исповеди, о Покаяние.

«Он простит. Ничего же страшного не случилось», – подсказывает он в левое ухо. И успокаиваешься. А грех был. Значит, нарушен закон Промысла Божиего. И наказание не за горами. Хорошо, когда Судия личный по-знакомству правильно осудит. Тогда можно будет избежать Вечного Суда. Совесть всегда подскажет, что не так. Только бы сам не закрывал рот, той совести. Только бы не подлил снотворного в чашку. Соберешься с силами и все-таки дойдешь до исповеди.

И здесь у «благодетеля» резко меняется ориентация: «Господь тебе не простит. Он – Строгий Судья. Ты погибла, потому что такое не прощается. Разве у тебя язык повернется такое сказать? Ты прогневала Бога и прощения тебе не будет», – снова шепчет в левое ухо. Он боится исповеди, как огня. Он ненавидит слезы Покаяния, потому что они его огнем жгут. Убегает без оглядки, не солоно хлебавши. И грехи из хартии изглаживаются. Покаешься и обратишься. Покаяние – это подвиг всей жизни: «Царство Небесное нудится». Как ходим, спим, едим, говорим, слышим, так должны и каяться. Это – жизненная необходимость. Мы все живем Верой рады Покаяния. Удалятся от всего злого, жить по Послушанию, чтобы Господь простил грехи и даровал свою милость. Обрести дерзновение перед Господом. А дерзновение – в смиренномудрии: глина, персть, пепел, сор. Смиренными мы можем стать по произволению, а не по естеству.

Жил нераскаянный грешник. Ничего у него за душой доброго не было. Одни грехи. Заболел. Смерть подходит. Господь по своей великой милости дал ему Покаяние перед смертью. Он целую ночь рыдал о своей жизни, которую тщетно прожил. Глаза его испускали целую реку слез. Платком он вытирал их, и платок был, хоть выкручивай. Отошел он. Душу забрали Ангелы и понесли на поклон к Создателю. А потом – мытарства, одно страшнее другого. И когда бесы положили на весы все его грехи, то эта чашечка в ад перевесила. Душа трепетала от страха. Бесы радовались еще одной жертве. Ангелы стояли и не знали, чем ему помочь. Потому что ни одного хорошего дела не было, чтобы на весы положить. И вдруг один из ангелов приносит платок, мокрый от слез. Когда он положил его на чашечку весов, она перевесила все грехи, все. Такое Божие Милосердие к нам, грешным. Такова цена истинного Покаяния в глазах Божиих. Вот в чем Божия Премудрость – Господь Иисус Христос пришел не судить мир о гресе, а спасти его от греха.

(Иеромонах Анатолий Каленчук, 4)

Женщина