1 всё происходит на ваших глазах: ел, засмеялся, закашлялся…;
2 клиническая смерть, вы начинаете сердечно-легочную реанимацию, но при проведении искусственного дыхания грудная клетка не приподнимается.
ВНИМАНИЕ!Самым результативным способом очистки дыхательных путей является кашель.
Любые массажи и похлопывания-постукивания не сопоставимы с кашлем по эффективности.
Кашель всегда лучше!
Если ребенок в состоянии кашлять, категорически не мешайте!!!
Если нет признаков удушья, если ребенок в сознании и способен кашлять, если состояние стабильно (нет тенденции к ухудшению), следует:
• вызвать скорую помощь;
• находиться там, где максимально свежий воздух (из дома – на улицу, из душной кухни – в комнату с открытым окном и т. п.);
• просить ребенка кашлять;
• позволить ребенку занять положение, наиболее удобное ему;
• если ребенок не в состоянии сидеть (стоять), уложить его в устойчивое положение на боку 2.2.5.
Если есть признаки удушья, если ребенок не в состоянии кашлять, если состояние ухудшается, если происходит потеря сознания –
• незамедлительно требуется ВАША помощь. Именно ВЫ должны попытаться ребенку помочь.
Именно ВЫ – больше некому!
ВНИМАНИЕ!Не надо проводить действия, описанные на следующих шести страницах, если ребенок в состоянии дышать, кашлять и кричать!
2.3.1. Удаление инородного тела из дыхательных путей
Если ребенок без сознания, начните с того, что откройте ему рот:
• верхняя челюсть – указательный палец одной руки;
• нижняя челюсть – большой палец другой руки;
• большой палец одновременно прижимает язык.
Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь – извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны – реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
Тактика ДАЛЬНЕЙШЕЙ помощи зависит от возраста!
2.3.1.1. Ребенок первого года жизни
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы.
Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками – направление удара от спины к голове.
Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5–2 см.
2.3.1.2. Ребенок дошкольного возраста
Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища.
Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками – направление удара от спины к голове.
Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5–3 см.
2.3.1.3. Ребенок школьного возраста
Если ребенок может стоять:
• встаньте сбоку и немного позади;
• наклоните ребенка, придерживая его рукой;
• сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове.
Если после этого не стало легче:
• двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
• кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак;
• 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь[6].
Если ребенок не может стоять:
• уложите его на пол;
• встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
• основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
• 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь.
После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта – нет ли там инородного тела. Если есть – извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками – 5 нажатий на живот до прибытия помощи.
Если инородное тело извлечь не получается и на этом фоне ребенок теряет сознание, следует начинать сердечно-легочную реанимацию 2.2.
ВНИМАНИЕ!Удары по спине и нажатия на живот – это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.
* * *Прием Геймлиха может быть осуществлен в порядке самопомощи – в ситуации, когда попадание инородного тела в дыхательные пути произошло, а человека, способного помочь, поблизости нет.
Два варианта действий:
• расположить кулак в верхней части живота, накрыть другим кулаком и резким движением надавить в направлении вверх и к себе;
• навалиться верхней частью живота на спинку стула и совершать резкие толчковые движения, используя вес тела.
Профилактика. Инородное тело в дыхательных путях• Учите детей пережевывать пищу.
• Не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
• Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
• Во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
• Не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
• Не давайте ребенку надорванные соски.
• Не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
• Не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
– орехи, семечки;
– твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
– попкорн;
– леденцы и ириски.
• Не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
• Не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
• Следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
• Не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
• Храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.
2.4. Утопление
Абсолютное большинство рекомендаций по оказанию неотложной помощи в качестве ключевого совета содержат требование:
спасатель должен прежде всего обеспечить собственную безопасность. С этой позиции спасение утопающего – одно из наиболее рискованных действий для того, кто пытается быть спасателем.
Не подготовленный физически и не владеющий специальными навыками спасения на воде человек может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда тонет маленький ребенок, т. е. тогда, когда для спасения надо протянуть руку, но не надо самому держаться на воде и куда-то плыть.
Никакая книга не подготовит вас физически и не научит технике спасения утопающих.
ВНИМАНИЕ!Не уверены в своих силах, не чувствуете дна под ногами – кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих!
Если все-таки помогаете, старайтесь делать это, не заходя в воду, с использованием подручных (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающих (лодки, катера и т. п.) средств.
Внимание!На этапе неотложной помощи не имеет никакого значения:
• какая вода (соленая, пресная, хлорированная);
• сколько лет спасаемому;
• какой цвет его кожи (бледный, синий);
• сколько времени он провел под водой (при том очевидном условии, что нет признаков биологической смерти).
Неотложную помощь следует оказывать всем утонувшим до появления профессиональных спасателей.
И еще раз
Внимание!Тактика ваших действий будет всегда одинакова!
* * *Первоочередная задача – как можно быстрее извлечь пострадавшего из воды.
Если ребенок не подает признаков жизни:
• уложите его на спину;
• удалите мешающую одежду;
• приступите к сердечно-легочной реанимации 2.2.
Если ребенок не подает признаков жизни, Не надо тратить время на попытки удаления воды из легких:
• укладывать пострадавшего животом вниз – на колено спасателя и т. д.;
• поднимать спасаемого за ноги;
• стучать ему по спине.
ВНИМАНИЕ!Ни вы (прочитав), ни я (написав) не ошиблись: тратить время на попытки удаления воды из легких НЕ НАДО!
Воды в легких либо нет, либо мало (она всосалась в кровь), либо ее невозможно удалить вышеописанными способами. То небольшое количество воды, которое удалить все-таки можно, будет удалено при проведении массажа сердца в процессе реанимации.
Если у пострадавшего есть сознание / дыхание / кашель / движения конечностей / рвотные позывы или если что-либо из перечисленного появилось во время проводимой вами реанимации:
• предоставьте ребенку возможность занять положение, наиболее удобное именно ему, или уложите его в устойчивое положение на боку 2.2.5;
• ни на секунду не отходите от пострадавшего и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать реанимационных мероприятий в любой момент;
• снимите мокрую одежду;
• интенсивно согрейте – не просто заверните в сухое, а используйте теплую одежду, одеяла, еще лучше (если окажутся под рукой) – электрогрелки, тепловентиляторы, фены и т. п. Если есть возможность, занесите ребенка в теплое помещение или положите возле костра;
• если ребенок в сознании (способен сидеть) и нет рвоты, желательно давать небольшими глотками теплое питье (вода, чай, компот).
Внимание!Каким бы благополучным на ваш взгляд ни было состояние ребенка, его в обязательном порядке следует доставить в стационар для врачебного наблюдения. После любого утопления резкое ухудшение состояния – скорее правило, нежели исключение!
* * *Профилактика. Утопление• Учите детей плавать.
• Тех, кто плавать умеет, учите отдыхать на воде.
• Пользуйтесь оборудованными пляжами.
• Любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано со взрослыми.
• Нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать.
• Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не боялся воды и не находился под воздействием горячительных напитков.
• Не купайтесь долго в холодной воде.
• Не разрешайте толкать друг друга или прыгать друг на друга во время пребывания в воде.
• Категорически запрещайте ребенку нырять, если он не умеет плавать.
• Не разрешайте детям заплывать далеко или за буйки, переплывать водоемы.
• Строго наказывайте за игры с криками «тону!»
• Не разрешайте детям ныряние, не проверив предварительно глубину водоема и состояние дна.
• Категорически запрещайте прыгать в воду в незнакомых местах и с обрывов.
• Ребенку, который не умеет плавать, нельзя заходить в воду без надувного жилета (круга, нарукавников) и дальше, чем по пояс.
• Огромная осторожность с надувными матрацами, лодками, кругами. Не разрешайте детям пользоваться ими самостоятельно там, где глубоко, ветер, течение, волнение моря.
• Не перегружайте лодки.
• Ребенок в лодке обязательно должен быть одет в спасательный жилет.
• Не ныряйте с лодок, не пересаживайтесь, не садитесь на борт и запрещайте это детям.
• Не выплывайте на судоходный фарватер.
• Помните, что в бассейнах тонет больше детей, чем в открытых водоемах.
• Не оставляйте ребенка одного в ванне или бассейне.
• Не доверяйте старшим детям следить за младшими во время купания где угодно (в реке, в бассейне, в ванне).
• Опорожняйте емкости с водой (тазы, ведра, ванны) сразу после использования.
• Емкости, постоянно заполненные водой (например, бочка во дворе), должны быть недоступны для детей или закрыты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
В то же время автор надеется, что именно справочник по неотложной помощи станет исключением и вы прочитаете его хотя бы бегло и хотя бы один раз.
2
Законы России и Украины гласят, что «физическому лицу, которое достигло 14 лет, оказание медицинской помощи осуществляется только с его согласия». Таким образом, ребенок, о котором мы говорим, – это физическое лицо, не достигшее возраста 14 лет.
3
Трупные пятна – участки кожи синюшно-фиолетовой окраски. Появляются не раньше, чем через 1–2 часа после смерти.
4
Трупное окоченение – посмертное уплотнение скелетных мышц.
5
Обращаем ваше внимание на то, что алгоритм сердечно-легочной реанимации был принципиально изменен в октябре 2010 г. До этого времени настоятельно рекомендовалось начинать реанимацию с восстановления проходимости дыхательных путей, затем приступать к искусственному дыханию и лишь после этого начинать массаж сердца.
6
Способ удаления инородного тела из дыхательных путей посредством нажатия снизу на диафрагму получил название прием Геймлиха (Генрих Геймлих – американский врач).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов