banner banner banner
Лазурь востока
Лазурь востока
Оценить:
 Рейтинг: 0

Лазурь востока


– Куайле, собирайся и приезжай, я буду ждать тебя в старом здании.

После этих слов Лю отключила телефон. Понимая состояние подруги, она не нашла другого способа быстро привести Куайле в чувства. Затея пробраться к экспонату с дисками прямо сейчас обречена на провал, вместо этого наша героиня решает обратиться к более доступным источникам. Можно было бы сесть в уютном кафе и потратить пол дня на поиск нужных сведений в интернете, однако Лю слишком хорошо знакома с тем, в каком виде информацию предлагает всемирная сеть, потому в голову приходит только одна мысль – искать данные в узкоспециализированном месте. Национальная государственная библиотека подходит для этого, как нельзя лучше.

***

Основанная более века назад, библиотека сегодняшнего Пекина является всеобъемлющим национальным хранилищем печатной продукции Китая. Тут хранится тысячелетняя память страны, миллионы томов всевозможных книг расположились на огромной площади трех главных корпусов исполинского комплекса. Более полутора миллионов экземпляров относятся к периоду Древнего Китая, посетители могут ознакомиться с их копиями в старом здании библиотеки. Любопытный читатель легко обнаружит среди книг по данной тематике произведения отца Лю, его трудам отведено особое место, поскольку мнение господина Кхо считается экспертным не только в Китае, но и в остальном мире.

Огромное здание в традиционном стиле завораживает. Массивная двухуровневая крыша конструкции дополняет величественный образ. Резные колонны и статуи львов-хранителей, традиционно устанавливаемых перед входом во все значимые государственные учреждения, дополняют архитектурный ансамбль. Первому корпусу удалось сохранить историческую аутентичность, новые же здания создавались в угоду веяниям современного стиля. Кажется, что при их проектировании архитектор даже пытался заглянуть в будущее. Эти привычные европейскому глазу сооружения расположились диагонально в северной и южной части комплекса.

На площади перед входом пустынно. Старый корпус не пользуется популярностью у жителей города, которые в огромных количествах ежедневно посещают его более современного собрата. Он чаще выполняет роль памятника, привлекая туристов со всего света сделать красочные фотографии. Неуверенно Лю поднялась по ступеням и толкнула крепкую дверь. Девушка еще никогда не бывала в подобных местах. Внутри зал с высокими потолками, любые звуки тут отдаются эхом. Складывается впечатление, что библиотеку специально проектируют таким образом, чтобы было много свободного пространства над головой, ибо умные мысли должны иметь возможность для полета. За небольшой стойкой регистрации виднеются длинные стеллажи, сплошь заполненные корешками книг. Удобные столы расставлены в линию, по спирали поднимающуюся на второй этаж.

При появлении посетителя молодая девушка-библиотекарь с огромными круглыми очками привстала с места и поздоровалась с нашей героиней. Удивительно, но тембр ее голоса настолько спокойный, что слова не отражаются в тишине. Приветствие Лю эхо вторит моментально.

– Здравствуйте. Мне нужны книги про императора династии Цинь.

– Хорошо, назовите пожалуйста номер вашего читательского абонемента?

– Абонемента?

Лю немного затушевалась. Девушка не ожидала, что для доступа к книгам потребуются какие-то документы.

– Дело в том, что я у вас впервые, у меня нет абонемента. Возможно как-то взять почитать пару книг без него? Мне не на долго, я только кое-что посмотрю и сразу вам их верну.

Библиотекарь по-доброму улыбнулась.

– Книги из нашего зала не получится взять с собой. Работа с ними возможна только здесь. Абонемент мы можем оформить, это займет совсем немного времени, мне понадобится ваш Хукоу. *14

– А сколько это будет стоить?

Доставая удостоверение личности, Лю пересчитывает наличные, которые имеет с собой.

– Это бесплатно.

Наша героиня выдохнула с облегчением. Занимать деньги на свои нужды ей еще никогда не приходилось, потому она не знала, как действовать в таком случае. Оформление карточки посетителя длится минут пятнадцать, сотрудница библиотеки объясняет, что это необходимо для ведения учета выданных и возвращенных книг, поскольку многие из них являются редчайшими экземплярами, утеря которых станет настоящей трагедией. Лю беспрекословно подчиняется, окончив бюрократические процедуры, девушки проходят в читательский зал. Короткая экскурсия позволяет узнать много интересного об устройстве помещения. Не смотря на свой аутентичный облик, начинка у здания современная. Все каталоги цифровизированы, мощные компьютеры предоставляются для доступа всех посетителей к широкой онлайн базе, для граждан, кто предпочитает работать со своими устройствами, также предусмотрены все необходимые удобства, будь то станции зарядки, удобные подставки и прочее. Письменные принадлежности располагаются у каждого рабочего места. Оказалось, что на территории библиотеки даже предусмотрена зона отдыха, где читающие могут перекусить или поспать в специальных капсулах. Лю искренне удивляется такому набору опций.

Закончив знакомство с библиотекой, девушки остановились у стеллажей, над которыми красуется надпись: «Эпоха Империи Цинь – 221 до н.э. – 206 до н.э.».

– Какой конкретно император вас интересует?

Девушка в очках вопросительно взглянула на Лю. Наша героиня не растерялась.

– К своему стыду, я не запомнила его имени, но я могу его хорошо описать, может это поможет?

Библиотекарь утвердительно покачала головой.

Немного подумав, Лю начала рассказ. Она описала внешний вид императора, его манеру одеваться и говорить. Но ни странный головной убор, ни подробные детали ханьфу не помогли опознать необходимого исторического героя. Внезапно Лю вспомнила последнюю фразу этого полного человека, которую он произнес прежде, чем сел в повозку. Девушка не понимала ее смысла, но смогла дословно воспроизвести.

– Ему могли принадлежать такие слова: «Вомен бийчжу бауху гуоджя. Денг джянг ченг цихуа, во чжы чхундзяо чшаншенг буляо я».

Лицо Лю несколько покраснело. Ей стало стыдно, однако брови библиотекаря выражают удивление.

– Большая часть того, что вы произнесли, мне не понятна. Но если сделать скидку на произношение, то последняя часть того, что вы сказали, означает элексир бессмертия. Поиском данного артефакта был занят основатель империи, кроме того, как утверждают ведущие историки, его телосложение подходит под ваше описание. Думаю, вам нужен Ин Чжен, позднее названный Цинь Шихуанди.

– Точно! Именно так назвал его отец!

– Отец?

Девушка покивала головой.

– Это долгая история.

Наша героиня предпочла не озвучивать, что именно Таодзин дже Кхо – автор многих книг в этом здании, является ее родителем. Несмотря на широкую огласку инцидента с Лю в новостях, работница национальной библиотеки не признала в посетительнице столь скандальную личность.

Библиотекарь скромно улыбнулась и жестом пригласила Лю за собой. Пройдя в самый конец длинного узкого коридора между стеллажами, девушки остановились.

– Вот, вся это полка посвящена грандиозной личности императора Шихуанди. Эти книги.

Изящной рукой девушка указала на крупные издания.

– Являются копиями, оригиналы хранятся под семью замками.

После этих слов библиотекарь засмеялась.

– Остальное – чуть более современные, но в них также много полезного. Они расположены в порядке возрастания дат выпуска. Для облегчения поиска снизу вы найдете цифровые обозначения. Я рекомендую обратить вам внимание на вот этих авторов.

Далее девушка стала называть фамилии, которые Лю не запомнила. Только одна, само собой, напомнила нашей героине о своем происхождении. Книги отца библиотекарь отметила особенно, сообщив, что для общей информации вполне будет достаточно только их, поскольку автор максимально подробно разобрал личность императора в своих произведениях. Лю поблагодарила библиотекаря, после чего та направилась обратно к рабочему месту, попросив нашу героиню соблюдать тишину. Ее голос по прежнему магическим образом не отражался эхом в высоком своде потолка.

Оставшись наедине, Лю приступила к отбору литературы. Следуя рекомендациям библиотекаря, девушка выбрала пару увесистых томов древних авторов, номера с корешков были сразу заполнены в читательскую карточку – обязательное правило пользования книгами. Выбрав стол неподалеку, Лю положила копии книг и вернулась к стеллажам, несмотря на обиду, девушка признает факт компетентности отца в вопросах истории, потому выбирает несколько произведений его авторства. Источники собраны – высокая стопка плотных печатных изданий скрывает нашу героиню от внимания других посетителей, коих в зале совсем мало. Но что искать?

Подготовка к работе занимает пару минут. Первым делом Лю сообщает подруге, как та сможет ее найти. Куайле отвечает, что уже собралась и скоро будет на месте. Отложив в сторону все посторонние предметы, девушка берет лист и ручку и кладет их перед собой, занимает удобную позу на стуле. Закрыв глаза, она делает глубокий вдох, пытается в деталях вспомнить сцену прошлой ночи. После непродолжительного анализа, на бумаге постепенно вырисовывается список:

– традиционная пагода, поклонение божествам;

– войска в странном обмундировании;

– жестокий император;

– грандиозная стройка.

Последний пункт особенно притягивает внимание Лю. В памяти всплыли детальные образы огромных башен и бесконечные потоки людей, передвигающих телеги с материалами. Гул, доносящийся снизу холма, до сих пор отчетливо слышится, как только девушка закрывает глаза. Развернув оглавление самой толстой книги, она стала искать что-то схожее со строительными проектами императора Шихуанди. К своему удивлению, она легко обнаруживает необходимые главы. Целый раздел посвящен великим стройкам этого самодержца. Бегло Лю пробегает глазами по оглавлениям: Канал Линцюй – построен на территории современного Гуанси, соединяет реки Сянцзян и Ли. Увиденное не похоже на рытье канала, девушка махом пропускает описание этих событий. Далее следует дворец Эпан – постройка, не сохранившаяся до сегодняшних дней, поскольку эта так и не достроенная резиденция императора была сожжена будущим правителем западного Чу.* 15 Лю задумчиво потерла подбородок. В главе подробно описан процесс стройки, на которую было согнано несколько сот тысяч работников. Это вполне походило на увиденный человеческий муравейник. Также принудительная форма работ сходится с жестоким правителем. Оперативно найдя схожую информацию в других книгах, наша героиня пришла к выводу, что архитектура дворца мало чем отличалась от традиционных китайских строений, а в них не используются башенные конструкции. Потому девушка отбрасывает вариант с резиденцией императора.

Открыв следующую главу, Лю замерла от удивления. На фотографии, сделанной одним из репортеров отца, виднеются высоченные башни с зубчатыми верхушками, между ними тянется невысокий вал, комментарий к изображению указывает, что это остатки стены, некогда соединявшей сторожевые конструкции. Великая китайская стена – крупнейшее сооружение на Земле. Первый император объединенного Китая начал строительство этого укрепления с разрушения имеющихся стен, отделявших раздробленные части одного государства. Девушка замечает, что вид на фотографии очень напоминает именно то, что видела она сама. Небольшой анализ статьи указывает, что репортаж велся из района на побережье Желтого моря. Лю моментально находит на картах в компьютере расположение этого участка стены. Выходит, ночью она попала на стройку самой известной китайской достопримечательности. Но как это могло случиться? Пробежав по своему списку еще раз, Лю решает найти информацию о храме и неизвестном устройстве. Однако, в имеющихся книгах таких данных нет. Девушка собирает литературу в стопку и в два захода возвращает все на свои места. Номера с корешков вычеркиваются из читательского абонемента.

Хаотично выбирая из ровного ряда книги, наша героиня раскрывает оглавления и мельком пробегает по ним глазами, надеясь найти хоть что-то отдаленное связанное с религией Империи Цинь. Однако, вся информация касается непосредственно личности Цинь Шихуанди и его достижений. Невольно девушка узнает о вздорном характере императора, начавшего править еще совсем в юном возрасте. Его жестоком обращении с подданными, мании величия, переросшей в маниакальную подозрительность, из-за которой погибли тысячи невинных китайцев. После нескольких неудач, Лю достает с нижней полки толстый том какого-то древнего трактата. На вид в книге тысячи три страниц, не меньше. Увесистую находку трудно держать в руках, девушка опускается на пол и откидывает массивную обложку в сторону. Страницы весьма потрепаны, их желтый цвет контрастирует с бледной кожей на руках девушки. Странно, эта книга не выглядит, как копия, хотя библиотекарь утверждала, что оригинальных изданий древности тут нет. Лю осмотрелась по сторонам, в проходах пусто. Пристально оглядев объемный экземпляр, героиня приходит к выводу, что все-же книга была напечатана намного позднее, чем происходили события, описанные в ней. Однако, ее возраст наверняка на порядок превышал возраст остальных печатных произведений, представленных в этом зале. Иероглифы сильно размыты, некоторые из них совсем не читаемы, приходится заполнять пробелы подходящими по смыслу словами и фразами. Оглавление растянулось на несколько десятков страниц, с первых строк становится понятно, что Лю наконец нашла то, что искала. Неизвестный автор (его имя совсем стерлось) повествует читателю о взглядах китайцев империи Цинь на науку, образование и религию.

Поднявшись на ноги, девушка поднимает тяжелую ношу и отправляется к рабочему месту. Идти трудно, массивная книга тянет вниз, из-за чего в хрупких руках появляется тупая боль. Наша героиня решает ускорить шаг, чтобы быстрее освободиться, но на подходе к столу она не замечает край ковра, коварно загнувшийся на верх, носком туфли девушка цепляется за неровность и чуть было не падает, в последний момент крепкие мужские руки аккуратно подхватывают ее.

– Осторожнее! Ничего себе книжечка!