Книга Первый год вместе: важнейшая книга начинающей мамы - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Гавриловна Аптулаева. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Первый год вместе: важнейшая книга начинающей мамы
Первый год вместе: важнейшая книга начинающей мамы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Первый год вместе: важнейшая книга начинающей мамы

Характер стула

В этом возрасте у ребенка обычно налажен регулярный стул, напоминающий консистенцию сметаны. Обычно у детей на грудном вскармливании частота стула бывает от 2 до 5 раз в сутки. У детей, получающих смеси, стул более редкий и часто более густой.

При редком стуле не нужно сразу использовать клизмы или слабительные средства. Если вы – кормящая мама, то в первую очередь попробуйте скорректировать свое питание, а если ребенок получает смесь, посоветуйтесь с врачом о возможных альтернативных вариантах питания.

Сон и биоритмы

Дневной сон большинства детей становится 3–4-разовым. Обычно два из них более длинные – по 1–2 часа, а два других – более короткие, по 30–40 минут. Некоторые дети засыпают долго, погружаясь в дрему, перед тем как заснуть окончательно. Ночной интервал между кормлениями обычно составляет 5–6 часов. Малыш может проснуться ранним утром – между 4 и 8 часами, – чтобы его покормили.

Мероприятия для гармоничного развития

Занятия массажем и гимнастикой продолжаются. Если малыш занимается плаванием, то оно обычно проводится после массажа и гимнастики.

Если до сих пор вы держали малыша в пеленках, в этом месяце можете сменить ему одежду – во время бодрствования надевайте ему ползунки. При температуре воздуха 24–26 градусов никакая дополнительная одежда не требуется, а легкие шерстяные носочки нужны только для прогулки.



Малыша можно оставлять ненадолго и совсем голым. Не кутайте чересчур своего ребенка! Не делайте из него тепличное растение. Следите за тем, чтобы он не потел, иначе при малейших сквозняках он легко простудится. При комнатной температуре во время бодрствования малышу достаточно коротких штанишек (обрезанные ползунки, комбинезончик) и хлопчатобумажных носочков. Голые коленки – это тоже естественное закаливание.

Ухаживая за малышом, сопровождайте свои действия песенками и потешками, поговорками и считалочками. Ритмичные мелодии или речь взрослого хорошо воспринимаются малышом, а обычные действия превращаются в игру.

Аккуратные зайчата

Лапки?Мыли.Ушки?Мыли.Хвостик?Мыли.Всё помыли.И теперь мы чистыеЗайчики пушистые.* * *Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.Г. Лагздынь

Здоровье ребенка и медицинский осмотр

У некоторых детей могут проявляться неврологические нарушения, которые выражаются в повышенной возбудимости, дрожании рук и подбородка.

У ребенка может измениться мышечный тонус, который проявляется в том, что он сопротивляется при попытке развести его ручки или ножки, а при поддержке под мышки – опирается не на всю стопу, а только на пальцы.

Такие нарушения могут появиться у детей, которые перенесли во внутриутробном периоде или в родах гипоксию (кислородное голодание). Если вы заметили подобные признаки только сейчас, не откладывая визит, обратитесь к детскому невропатологу.

Внимание: рахит!

Если ваш малыш потеетИ ночами плохо спит,И затылочек лысеет,Начинается рахит…

Совершенно не обязательно, что у вашего ребенка будет рахит. Но знать о нем следует. Рахит развивается постепенно, и родители часто могут заметить явные признаки заболевания к 3‑му месяцу.

Каковы его первые признаки? Ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно засыпая. У малыша появляется повышенная потливость. Во время ночного сна голова потеет настолько, что на подушке к утру остается влажное пятно. Во время кормления на лице выступают капельки пота. Ребенок постоянно трется головой о подушку, из‑за чего выпадают волосики на затылке.

Причина возникновения рахита заключается в несоответствии поступающих витаминов и микроэлементов (в частности, витамина D) темпам роста младенца. Чаще рахиту подвержены дети, активно прибавляющие в весе и росте вне зависимости от характера вскармливания. Витамин D участвует в формировании костной системы и минерализации костей. Он естественно вырабатывается в коже под воздействием ультрафиолета, то есть благодаря солнечным лучам.

При грудном вскармливании он поступает в организм ребенка вместе с молоком матери, но в малых дозах, которые не удовлетворяют потребности организма младенца.

Кроме дефицита витамина D, развитию рахита могут способствовать следующие факторы: неблагополучное течение беременности, недоношенность, большая прибавка в весе ребенка за один месяц (больше одного килограмма), а также некоторые заболевания ребенка (атопический дерматит, заболевания желудочно-кишечного тракта, патология почек).

Рахит развивается довольно быстро. На его начальной стадии родители могут заметить, что у малыша стали потеть ладошки и стопы, он начинает тереться затылком о постель, а во время кормления мама ощущает его испарину. Пот становится кислым, раздражает кожу ребенка, как и моча – она может стать причиной опрелостей и иметь кислый запах.

Малыш становится более беспокойным, раздражительным, плаксивым, возбужденным, режим сна часто нарушается.

Сам сон становится беспокойным, тревожным, со вздрагиваниями. Ребенок может вздрагивать даже при негромких звуках.

Осматривая малыша, врач, как правило, отмечает небольшое размягчение костей черепа, образующих края большого родничка и швов.

Если на данном этапе не начато лечение и не устранены причины, проявления болезни постепенно нарастают. Более поздние изменения появляются со стороны костной системы.

Среди симптомов могут быть размягчения по краям большого родничка и черепных швов, уплощение затылка, его скошенность в правую или левую сторону, на запястьях появляются так называемые рахитические четки, утолщения и разворот на ребрах, появление лобных и теменных бугорков.

При отсутствии адекватного лечения к концу второго полугодия жизни появляются деформации нижних конечностей (ножки искривляются «колесом» или приобретают Х‑образную форму). Развивается снижение мышечного тонуса (мышечная гипотония). Из‑за слабости мышц появляются большой живот («лягушачий» живот) и повышенная подвижность в суставах.

В целом у ребенка начинает задерживаться развитие моторных навыков – в частности, гораздо позже он учится переворачиваться на живот и спину, сидеть, ползать, стоять, ходить.

Нередко у детей с проявлениями рахита зубы прорезываются позже, появляется склонность к запорам. Из‑за снижения иммунитета такие малыши часто болеют респираторными инфекциями.

Родителям важно помнить: если не начать лечение вовремя, сформировавшиеся костные изменения останутся надолго, иногда на всю жизнь. Рахит способствует снижению иммунитета, мышечной гипотонии и увеличивает риск переломов в более старшем возрасте. Но если все сделать вовремя, здоровье ребенка можно вернуть в норму. В этой ситуации важно не затягивать с необходимыми мерами.

Как только вы обнаружили признаки рахита, сразу обращайтесь к врачу. Если профилактические дозы витамина D уже были назначены, их необходимо увеличить. Но передозировка недопустима в любом случае.

Лечение рахита

Правильный расчет дозы

Врачи остерегаются назначения чрезмерно высоких доз, а также ударных методов лечения рахита, поскольку это может привести к развитию гипервитаминоза D.

Также не надо забывать, что у малыша может быть индивидуальная чувствительность к витамину D.

Если после нескольких дней приема витамина ребенок начинает отказываться от еды, у него появляются тошнота или рвота, следует срочно обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз и исключить передозировку препарата.

И в то же время не волнуйтесь, если вы случайно капнете вместо одной капли две. В этом случае препарат нужно дать малышу не на следующий день, а через день.

Рахит не является противопоказанием для профилактических прививок. Но их проведение назначается позже обычных сроков – не ранее чем через 2–3 недели после начала лечения, когда организм малыша адаптируется к лечебной дозе витамина D.

Также лечение рахита включает:

• поливитаминные препараты для лучшего усвоения витамина D;

• препараты кальция для некоторых групп детей (недоношенные, дети с выраженным размягчением костей черепа, сниженным содержанием кальция в крови);

• массаж и лечебную гимнастику;

• лечебные солевые или хвойные ванны (детям от 6 месяцев).

Профилактика

Для того чтобы предупредить заболевание, обязательно нужны профилактические меры. А они очень просты – это нормальный график жизни малыша со сбалансированными питанием и сном. Массаж, гимнастика, плавание должны стать регулярными, ведь мышечная система при рахите значительно ослабевает.

С ребенком надо больше гулять на свежем воздухе. Но не ставьте коляску под прямые лучи солнца, чтобы не спровоцировать ожогов.

Старайтесь гулять в утренние часы подольше и ставьте коляску в легкой тени, под рассеянными лучами солнца (под кроной деревьев).

У детей снижена способность вырабатывать пигмент меланин, и их кожа очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей. В связи с этим детям первого года жизни противопоказаны прямые солнечные лучи.


Прививки

Главное событие этого месяца – профилактическая прививка АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Она является первой в комплексе из трех прививок, которые делают по графику, когда ребенку исполняется три месяца. В этом же возрасте делают вторую вакцинацию против гепатита В (если она не была проведена в возрасте 1 месяца, что также возможно).

Следует отметить, что календарь профилактических прививок постоянно обновляется и совершенствуется. Согласно современным рекомендациям малышу в возрасте от 3 месяцев дополнительно к АКДС рекомендована вакцинация против гемофильной палочки, пневмококковой инфекции и ротавируса. Обязательно проконсультируйтесь с врачом о наличии в вашем регионе этих вакцин и о возможных схемах вакцинации.

К любой прививке следует готовиться. Лучше всего недели за три. На момент вакцинации ребенок должен быть здоров, а в его режиме не должно появляться ничего нового, что могло бы нарушить хорошее самочувствие.

В первые месяцы жизни ребенка лучше ограничить круг общения только близкими людьми. В остальном не рекомендуется носить малыша с собой в гости или их принимать у себя. Также постарайтесь не пользоваться общественным транспортом.

Прививку делают в специальном кабинете детской поликлиники. Вакцина АКДС вводится внутримышечно, так же как и импортная вакцина против полиомиелита (полная информация для мамы в главе «Прививки»).

Перед визитом к педиатру на прививку измерьте ребенку температуру. И то же самое нужно сделать вечером после вакцинации. Иногда возникают прививочные реакции, и тогда температура может повыситься не только в этот день, но и в последующие сутки. Если температура у ребенка повышается до 37,2–37,3 градуса, он становится вялым или, наоборот, беспокойным, появляется сыпь, рвота и другие симптомы, сразу же обращайтесь к врачу.

Запомните и запишите в дневник, как вы готовились к прививке и реакцию малыша после. Эта информация пригодится, когда вы будете готовиться к следующему этапу.

Эмоциональное развитие, общение, знакомство с окружающим миром

Ваш малыш все отчетливее показывает особенности своего характера. А положительные эмоции при хорошем эмоциональном контакте с мамой он проявляет еще ярче и гораздо чаще.

Он уже способен плакать со слезами, а смеяться – в голос и даже громко хохотать. Иногда проявляет чувство юмора, отвечая смехом на заигрывания с ним и баловство.

Ребенок и сам заигрывает и кокетничает со взрослыми. Он может отворачиваться от маминой груди, пряча свое лицо. При виде груди малыш всегда заметно оживляется. Вместе с тем он может проявить терпение и слегка подождать, пока мама готовится к кормлению.

Ребенок обнаруживает приятную для родителей способность – он может оставаться сам с собой, даже без маминого присутствия, в течение 10–15 минут. Но, конечно, бо́льшую часть времени он все-таки предпочитает проводить на ее глазах.

Самое интересное, что малыш в этом возрасте способен выражать свою нежность и чувства к вашей груди. Во время кормления он обхватывает ее ручками и мнет, что доставляет вам очень приятные переживания. Во время кормления он может периодически отрываться от груди, чтобы немного отдохнуть и посмотреть на вас.

Малыш активно знакомится с окружающим миром. Когда вы носите его на руках или в слинге, то помогаете ему узнавать пространство, давая хороший обзор. Ребенок активно рассматривает игрушки, предметы и даже пытается до них дотянуться и ухватить. Но всегда следите за реакцией малыша. И при малейших признаках усталости вынимайте его из слинга.



В хорошем настроении он активно гулит, выражая свое желание общаться и призывая маму к диалогу. Не игнорируйте это желание. Ваша обратная реакция на его гуление очень важна. Малыш требует, чтобы на него обратили внимание. А иначе он ощущает чувство одиночества и заброшенности, отчего испытывает страдания.

Ребенку важно чувствовать себя значимым. Когда на него обращают внимание, общаются, он понимает, что его любят, ему рады.

Психологический комфорт ребенка

Если вы заметили у ребенка повышенную нервную возбудимость, изучите не только его состояние, но и возможные внешние причины. Обратите внимание на атмосферу дома. Иногда возбудимость малыша объясняется не особенностями его нервной системы, а тем, что к третьему месяцу родители возвращаются к прежним привычкам, решив, что их дитя подросло и теперь они могут приглашать гостей, включать громко телевизор и музыку. Но чрезмерный шум слишком возбуждающе действует на маленького человечка. Относительная тишина в вашем доме, а особенно в комнате ребенка, по-прежнему нужна!

Кроме того, обратите внимание, стоит ли в комнате, где находится ребенок, телевизор. Если да, то какие передачи вы смотрите. Мы живем в мире, где умение делать выбор, фильтровать звуки, шумы и информационные потоки становится важным фактором, чтобы сохранить психологическое спокойствие всех членов семьи. В том числе и малыша. Ведь он сразу отражает любые ваши эмоции, которые вы переживаете при просмотре передач.

Развиваем малыша и играем с ним

В этом месяце можете ввести новую игру – начните общаться вместе с малышом у зеркала.

Возьмите его на руки, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы – малышу это очень интересно.

Если есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки – ребенок станет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.

Слушаем и смотрим!

Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

Развиваем зрительное восприятие малыша

Продолжайте игры, когда малыш следит взглядом за игрушками. Но при этом:

• увеличивайте амплитуду движений. Малыш расширяет поле своего зрения и следит за предметом на более длительном расстоянии;

• меняйте направление движения. Передвигайте игрушку вверх и вниз, по кругу – так ребенок расширяет радиус своего наблюдения и слежения за двигающейся погремушкой. И при этом он плавно поворачивает голову.

Развиваем слуховое восприятие

Колокольчики

Для игр, развлечений и «развивалок» смело используйте разные виды одного предмета. Так, колокольчик интересен ребенку в любом случае – его звуки благотворно действуют на психику.

Соберите коллекцию разных колокольчиков: глиняных, металлических, больших и маленьких. Все они издают разные звуки: громче и тише, звонче и приглушеннее. А пока начните с одного колокольчика. Покажите его малышу и позвените им.


Слушайте тихую музыку

Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3–5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша.

Наблюдайте за ребенком – скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.

Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша.



Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его.

Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

Собираясь купаться, приговаривайте:

Будет (имя) – куп-куп,По водичке – хлоп-хлоп,В ванну быстро – прыг-прыг,В ванне ножкой – дрыг-дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.С. Капутикян

При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

(Имя) будет маму слушать,Детка наша будет кушать.Кушать детке дам‑дам,(Имя) будет ам-ам.О. Луцковская

Развиваем движения и тактильные ощущения

Игрушки из разного материала

Подвешивайте игрушки над кроватью малыша на расстоянии 50 см. Выбирайте для этого игрушки с разной формой покрытия: жесткие, мягкие. Чем разнообразнее поверхность, тем интереснее ребенку ощупывать их.

Пищалка

Кладите пищащие игрушки на грудь ребенка, чтобы он мог обхватить их обеими руками. При этом их звук не должен быть слишком резким.

Ложки-катушки

Давайте малышу яркие бытовые предметы с различной поверхностью. Это могут быть катушки, деревянные, серебряные, специальные детские ложки, чтобы ребенок ощущал разницу материала.


Кольца

Вкладывайте погремушки в форме кольца в ручку. При этом большой пальчик сразу кладите, отделяя его от остальных.

Если вы еще не начали курс с массажем, гимнастикой и плаванием, займитесь этим сейчас.



В этом возрасте во время бодрствования можете помещать своего малыша в манеж.

Вскоре он станет различать зоны для спокойного отдыха (кроватку) и для активной игры (манеж). Здесь ребенок может более активно двигаться.

Кладите в манеж игрушки, чтобы стимулировать его к более активному движению и переворачиванию со спины на живот.


Четвертый месяц

Одна из особенностей ребенка в этом месяце – интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с ним – он отвечает не только радостной улыбкой. Он уже продолжительно гулит, быстро двигает ручками и ножками. Это так называемый комплекс оживления – он считается одним из показателей здоровья.

Физическое и моторное развитие ребенка

Время летит незаметно! А ребенок поражает вас тем, как быстро осваивает новые движения, демонстрируя их каждый день. Двигаться он начинает все активнее. Прошли времена, когда он с трудом поднимал голову, лежа на животике. Теперь в этом же положении он очень высоко поднимается, отталкиваясь ручками и ножками. И даже может вертеться по кругу. Наконец, малыш самостоятельно умеет переворачиваться со спинки на животик.

Ребенок прибавляет в весе еще 750–800 г, а в росте – 2–2,5 см.

Лежа на спине, малыш пытается подтягиваться, ухватившись за опору, спинку кроватки или бортик коляски. Если видит рядом с собой игрушку, то уверенно хватает ее и может даже переложить из одной руки в другую.

Он интересуется своим телом и продолжает с ним знакомиться: хватает себя за ножки, тщательно изучает ручки, а мальчики теребят свои гениталии.


Дайте ребенку ухватиться за ваши пальцы и слегка подтяните его. Он тут же использует эту возможность, чтобы сесть. Сейчас все чаще он пытается занять вертикальное положение. Его можно поддерживать в этом желании. Но не стремитесь во что бы то ни стало усадить его на твердой поверхности, чтобы не создавать нагрузку на позвоночник.

Уход за ребенком

Если ты глаза откроешьИ увидишь – мамы нет,Ты, конечно, рев устроишь,Разорешься на чем свет.Прибежит она бегом,Истекая молоком!

Кормление

Какие бы мысли у вас ни возникали относительно грудного вскармливания, постарайтесь приложить усилия, чтобы сохранить его. Иногда от усталости хочется бросить «это дело», надоедают ограничения в диете, но эти порывы сиюминутны по сравнению с тем, что вы даете своему ребенку. А даете вы ему вместе с материнским молоком глобальный фундамент физического здоровья и основы психологического равновесия на всю жизнь. Неужели это не стоит ваших небольших и временных бытовых неудобств?

Продолжайте вскармливать малыша грудным молоком. Тем более время прикормов приближается.

Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед тем как заснуть и сразу после пробуждения, как дневного, так и ночного. У него уже появляется довольно отчетливый режим, поэтому мамы испытывают некоторое облегчение.

При искусственном, смешанном и грудном вскармливании ребенка кормят шесть основных раз в день. И при разных типах вскармливания режим особо не отличается.

Эксперименты малыша с маминой грудью во время кормления

Во время кормления может появиться не очень приятный для мамы момент: малыш может несколько болезненно прижимать вашу грудь деснами. Так он проводит свой самостоятельный эксперимент, первое действие, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Когда вы вскрикиваете от боли, неожиданности и даже злости, ребенок понимает: «Ага, мама и я – это не одно целое». Оказывается, мама и он чувствуют и ведут себя по-разному. И в этом он убеждается на собственном опыте!

В это же время малыш начинает, в понимании мам, баловаться и хулиганить. Он отвлекается от кормления, отворачивается от груди. На деле такое поведение – еще один эксперимент с надежностью маминой груди: пропадет она куда-нибудь или нет.

Было бы ошибкой считать, что малыш так проявляет вредность характера или то, что он уже наелся. Если вы заберете грудь, он тут же разразится плачем.

Позвольте ему слегка поиграть так и поэкспериментировать, чтобы убедиться: вы и ваша грудь – это воплощение надежности. Буквально пару минут спустя он вернется к груди и доберет то, что ему нужно.

Проба первого сока и/или введение прикорма

Четыре месяца – самый ранний срок, когда педиатр может рекомендовать введение первого прикорма. Для здоровых и хорошо чувствующих себя детей, которых мамы кормят грудью, эти сроки обычно сдвигаются на более поздний период, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Некоторым детям первый прикорм вводится только в шесть месяцев из‑за склонности к аллергии, и для них вскармливание грудным молоком становится особенно важным.

В случае если малыш родился недоношенным, у него есть проявления анемии или рахита, он находится на смешанном или искусственном вскармливании, скорее всего, педиатр порекомендует вводить первый прикорм в этом месяце. С какого продукта начинать прикорм, вам порекомендует врач.

Если же ваш малыш здоров и хорошо себя чувствует, прикормы можно легко отложить еще на 1–2 месяца. Но для того, чтобы разнообразить вкусовые ощущения малыша, вы можете дать ему лизнуть пару капель фруктового сока (яблочного). Используйте для этого детское питание промышенного производства во избежание возможных аллергических реакций, поскольку гарантированно экологически чистых продуктов в магазинах сейчас нет.