Татьяна Лобаева, Ксения Смирнова, Елена Рыскина
Рабочая тетрадь-тренажер по биохимии для студентов специальности «Лечебное дело»
Лобаева Т. А., Смирнова К. В., Рыскина Е. А
Т. А. Лобаева, К. В. Смирнова, Е. А. Рыскина
Рабочая тетрадь-тренажер по биохимии для студентов специальности «Лечебное дело»
Утверждено Методическим советом Медицинского университета МГИМО-МЕД
Рецензенты:
Чернов Н. Н. – д.б.н., профессор кафедры биохимии им. академика Березова Т. Т. МИ РУДН
Богословская О. А. – к.б.н., ведущий научный сотрудник Института энергетических проблем химической физики им. В. Л. Тальрозе ФИЦ Химической физики им. Н. Н. Семёнова РАН, доцент факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова
Предисловие к изданию
В настоящее время науки о жизни (англ. life sciences) включены в список приоритетных направлений развития науки и технологий до 2030 года. Одним из важнейших направлений life sciences является биохимия.
Биохимия – это фундаментальная наука, которая изучает состав, структуру и свойства химических соединений, формирующих биосистемы, а также их взаимодействие и взаимопревращение в процессе метаболизма. Это важнейшее естественно-научное направление, которое формирует мировоззрение современных биологов и медиков. Изучение биохимии базируется на важнейших представлениях о химии, биологии, физике.
Представленная авторами книга является продолжением серии учебно-методических пособий и учебников по биохимии, которые активно используются в учебном процессе при изучении данной дисциплины студентами-медиками в ведущих медицинских университетах РФ – МГИМО МЕД, РНИМУ и РУДН.
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь-тренажер по биохимии для студентов специальности «Лечебное дело»» составлено авторами на основе многолетнего педагогического опыта в соответствии с ФГОС и рассчитано для использования в учебном процессе по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (специалитет)
Сборник включает разноплановый комплект учебно-методических материалов, составленных в удобном формате рабочей тетради по 16 темам биохимии:
• Введение в биохимию. Роль биоорганических соединений.
• Аминокислоты и простые белки. Строение, свойства и биологическая роль.
• Нуклеозиды и нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты. Структура хроматина.
• Сложные белки. Строение, свойства и биологическая роль. Мембранные белки и мембранные каналы.
• Ферменты. Строение, свойства и биологическая роль. Основы ферментативного катализа.
• Липиды. Классификация, строение, свойства и биологическая роль.
• Витамины и коферменты. Классификация, строение, свойства и биологическая роль.
• Гормоны. Механизмы передачи гормонального сигнала.
• Основы метаболизма. Биоэнергетика клеток.
• Углеводы. Классификация, строение, свойства и биологическая роль. Обмен углеводов. Патологии углеводного обмена.
• Обмен липидов. Патологии липидного обмена.
• Обмен аминокислот и простых белков. Патологии обмена аминокислот и простых белков.
• Обмен сложных белков. Хромопротеины: биосинтез и распад. Патологии обмена хромопротеинов.
• Обмен сложных белков. Нуклеопротеины: биосинтез и распад. Патологии обмена нуклеопротеинов.
• Интеграция обмена.
• Основы биохимии органов и тканей. Интерпретация биохимического анализа крови и мочи.
Темы заданий и задач соответствуют полному курсу изучения биохимии для специальности «Лечебное дело» в медицинских ВУЗах РФ. Созданный авторами учебный комплект заданий адресован студентам, аспирантам, стажерам и преподавателям для текущего использования в учебном процессе, а также для аттестации студентов.
Коллектив авторов
Лобаева Татьяна Александровна – кандидат биологических наук, доцент по специальности «биохимия», преподаватель фундаментальных дисциплин Медицинского университета МГИМО МЕД
Автор свыше 80 учебно-методических и научных работ по педагогике, биологии, химии, биохимии, медицине, фармации.
Смирнова Ксения Валерьевна – кандидат биологических наук, зав. лабораторией вирусного канцерогенеза НИИ канцерогенеза ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина" Минздрава России.
Автор свыше 55 научных и учебно-методических работ по молекулярной биологии, биохимии.
Рыскина Елена Анатольевна – доктор биологических наук, профессор факультета биологии и биотехнологии НИУ «Высшая школа экономики».
Автор свыше 70 учебно-методических и научных работ по медицине и биохимии.
Требования к освоению дисциплины «Биохимия»
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:• правила техники безопасности и работы в биохимических лабораториях с реактивами, приборами, животными;
• физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;
• строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
• основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ;
• строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, углеводов, липидов, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.);
• физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, хроматографический, спектрофотометрический, фотоэлектроколориметрический);
• роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах;
• основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;
• теоретические основы информатики в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:• пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет и учебным порталом для профессиональной деятельности;
• пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
• производить расчёты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;
• классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
• прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
• отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически изменённых, читать протеинограмму и объяснять причины различий; трактовать данные энзимодиагностических исследований сыворотки крови.
В результате изучения дисциплины студенты должны владеть:• химической и биохимической терминологией;
• базовыми технологиями поиска и преобразования информации, в том числе с использованием учебных образовательных ресурсов;
• понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов
Список сокращений
АДФ – аденозиндифосфат
АлАТ – аланинаминотрансфераза
АМК – аминокислота
АМФ – аденозинмонофосфат
цАМФ – циклический АМФ
АПБ – ацилпереносящий белок
АсАТ – аспартатаминотрансфераза
АТФ – аденозинтрифосфат
АТФаза – аденозинтрифосфатаза
ГАМК – гамма-аминомасляная кислота
ГАФ – глицеральдегид-3-фосфат
ГДФ – гуанозиндифосфат
ГМФ – гуанозинмонофосфат
ГМГ-КоА —β-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА
цГМФ – циклический ГМФ
ГТФ – гуанозинтрифосфат
ДАГ – диацилглицеролы
ДАФ – диоксиацетонфосфат
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
ДНКаза – дезоксирибонуклеаза
ДНФГ- 2,4-динитрофенилгидразин
ДОФА – диоксифенилаланин
ИМФ – инозинмонофосфат
кат – катал
КоА – кофермент (коэнзим) А
КоQ – кофермент (коэнзим) Q
КФ – классификация ферментов
КФК – креатинфосфокиназа
ЛДГ – лактатдегидрогеназа
ЛП – липопротеины
ЛПВП – липопротеины высокой плотности
ЛПНП – липопротеины низкой плотности
ЛПОНП – липопротеины очень низкой плотности
МАГ – моноацилглицеролы
МАО – моноаминооксидаза
МДА – малоновый диальдегид
НАД+ – никотинамидадениндинуклеотид окисленный
НАДН(Н+) – никотинамидадениндинуклеотид восстановленный
НАДФ+ – никотинамидадениндинуклеотидфосфат окисленный
НАДФН(Н+) – никотинамидадениндинуклеотидфосфат восстановленный
ПВК – пировиноградная кислота
ПФ – пиридоксальфосфат
РНК – рибонуклеиновая кислота
т-РНК – транспортная РНК
РНКаза – рибонуклеаза
СДГ – сукцинатдегидрогеназа
ТАГ – триацилглицеролы
ТГФК – тетрагидрофолиевая кислота
ТДФ – тимидиндифосфат
ТМФ – тимидинмонофосфат
ТПФ – тиаминпирофосфат
ТТФ – тимидинтрифосфат
ТХУ – трихлоруксусная кислота
УДФ – уридиндифосфат
УМФ – уридинмонофосфат
УТФ – уридинтрифосфат
ФАД – флавинадениндинуклеотид окисленный
ФАДН2 – флавинадениндинуклеотид восстановленный
ФЕП – фосфоенолпируват
ФМН – флавинаденинмононуклеотид
Фн – неорганический фосфат
ФФн – неорганический пирофосфат
ФРПФ – 5-фосфорибозил-1-пирофосфат
ФФК – фосфофруктокиназа
ФЭК – фотоэлектроколориметр
ХЭ – холинэстераза
ЦДФ – цитидиндифосфат
ЦМФ – цитидинмонофосфат
ЦТК – цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)
ЦТФ – цитидинтрифосфат
ЩУК – щавелевоуксусная кислота
ЭПС – эндоплазматическая сеть
D – оптическая плотность
Dоп – оптическая плотность опытного
образца
Dст – оптическая плотность стандартного образца
Dк – оптическая плотность контрольного образца
Dx – оптическая плотность исследуемого образца
КМ – константа Михаэлиса
Vmax – максимальная скорость реакции
SAM – S-аденозилметионин
Тема 1. Введение в биохимию. Роль биоорганических соединений
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ В ДАННОЙ ТЕМЕ?Важнейшие функциональные группы биоорганических соединений: карбоксильная, альдегидная, кетогруппа, аминогруппа, сульфгидрильная, гидроксильная, амидная, гуанидиновая, фосфатный остаток (фосфаты), сульфатный остаток (сульфаты). Радикалы: метил-, этил-, пропил-, изопропил-, бутил-, бензил-, фенил. Гетероциклы в структуре органических соединений: пиридин, пиримидин, пиррол, тиазол, имидазол, индол, пурин, птерин, изоаллоксазин. Типы ковалентных химических связей: простая эфирная, сложноэфирная, дисульфидная, амидная (пептидная), гликозидная, фосфодиэфирная. Типы слабых химических взаимодействий и связей in vivo: водородная, ионная, гидрофобная. Основные типы химических реакций in vivo: фосфорилирование, сульфирование, метилирование, гидроксилирование, гидролиз, гидратация, карбоксилирование, декарбоксилирование, ОВР (редокс-процессы), ацилирование. Органические кислоты: дикарбоновые (с примерами), трикарбоновые (с примерами), кетокислоты, гидроксикислоты. Аминоспирты: этаноламин, холин, сфингозин. Многоатомные спирты: глицерин. Кетоны: ацетон. Альдегиды: уксусный альдегид. Сложные эфиры: ацилглицеролы, ацетилхолин. Простые эфиры: дисахариды, полисахариды. Биополимеры: белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЕ 1Дайте определения нижеследующим важнейшим понятиям из общей и биоорганической химии, приведите соответствующие примеры, заполнив таблицу:
Перечислите все известные вам кислородсодержащие функциональные группы в структуре органических соединений:
_____________________________________
_____________________________________
Допишите структурную формулу первичного насыщенного спирта с общим числом атомов углерода, равным 5. Назовите его по систематической номенклатуре.
– C–C – C–C – C – OH
Предположите физические, химические и биологические свойства этого соединения:
_____________________________________
_____________________________________
Составьте 1–2 формулы спиртов из предложенного списка и обведите в этих формулах спиртовой гидроксил: глицерол, ретинол, токоферол, холестерол, пиридоксин, андростендиол, эстрадиол, кальцитриол.
Составьте 1–2 формулы альдегидов из предложенного списка и обведите в этих формулах альдегидную группу: ретиналь, пиридоксальфосфат,
Составьте 1–2 формулы кетонов из предложенного списка и обведите в этих формулах кетогруппы: ацетон, ацетоацетат, филлохинон, тестостерон, альдостерон, прогестерон.
Составьте 1–2 формулы органических кислот из предложенного списка и обведите в этих формулах карбоксильные группы: яблочная кислота, янтарная кислота, фумаровая кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, никотиновая кислота, пантотеновая кислота.
Перечислите все известные вам азотсодержащие функциональные группы в структуре органических соединений.
Допишите структурную формулу первичного амина с общим числом атомов углерода, равным 3. Назовите его по систематической номенклатуре.
– C–C – C – NH2
Предположите физические, химические и биологические свойства этого соединения:
Составьте 1–2 формулы аминов из предложенного списка и обведите в этих формулах аминогруппы: этаноламин, холин, ацетилхолин, норадреналин, адреналин, пиридоксаминфосфат, гистамин, серотонин.
Перечислите все известные вам серосодержащие функциональные группы в структуре органических соединений.
Допишите структурную формулу органического соединения с одной сульфгидрильной группой с общим числом атомов углерода, равным 2. Назовите его по систематической номенклатуре.
– C–C – SH
Предположите физические, химические и биологические свойства этого соединения:
Составьте 1–2 формулы соединений с SH-группой из предложенного списка и обведите в этих формулах сульфгидрильную группу: цистеин, глутатион, коэнзим А.
Перечислите все известные вам фосфоросодержащие функциональные группы в структуре органических соединений.
Соедините аминокислоту серин с фосфорной кислотой, покажите образованную формулу фосфосерина.
Составьте схему строения АТФ, выделив остатки фосфорной кислоты.
Составьте 1–2 формулы соединений с остатком фосфорной кислоты из предложенного списка и обведите в этих формулах фосфатный фрагмент: 2-фосфоглицериновая кислота, 3-фосфоглицериновая кислота, глицеральдегид-3-фосфат, диоксиацетонфосфат, фосфоенолпируват.
Перечислите все известные вам пятичленные гетероциклы.
Составьте формулу пиррола. Предположите физико-химические и биологические свойства пиррол-содержащих биоорганических соединений.
Проанализируйте потенциальные физико-химические и биологические свойства соединения на основе его химической формулы:
Перечислите все известные вам шестичленные гетероциклы.
Составьте формулу пиридина Предположите физико-химические и биологические свойства пиридинсодержащих биоорганических соединений.
Проанализируйте потенциальные физико-химические и биологические свойства двух родственных соединений на основе их химической структуры:
Тема 2. Аминокислоты и простые белки. Строение, свойства и биологическая роль
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ В ДАННОЙ ТЕМЕ?Предмет биологической химии. Основные химические компоненты живых систем. Аминокислоты – мономеры белков и пептидов. Протеиногенные аминокислоты. Структура и физико-химические свойства аминокислот. Уравнение Гендерсона-Хассельбаха. Свойства пептидной связи. Непротеиногенные аминокислоты. Биологически активные пептиды. Структурное и функциональное разнообразие белков. Уровни структурной организации белка: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Понятие о доменной структуре белка. Фолдинг белка. Роль шаперонов. Функции убиквитина и протеасом. Посттрансляционная модификация. Связь структуры белков с их функцией. Денатурация белка. Понятие об изоэлектрической точке белка и метод ее определения. Методы изучения белков. Цветные реакции на аминокислоты и белки. Методы определения молекулярной массы и аминокислотного состава белков. Методы изучения пространственной структуры белков. Методы выделения и очистки белков. Биохимические основы нарушений обмена белков: прионные болезни, болезнь Альцгеймера, парапротеинемии, амилоидоз. Конъюгированные (сложные) белки: нуклеопротеины, хромопротеины, фосфопротеины, гликопротеины, липопротеины, металлопротеины. Особенности строения белков соединительной ткани: коллаген и эластин.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЕ 1Представлен общий план строения α-аминокислот:
Составьте формулы простейших аминокислот, в которых:
Формула А: R = – H,
Формула Б: R = – CH3
Пронумеруйте все атомы углерода, начиная от карбоксильной группы. Дайте химические и тривиальные названия полученным соединениям.
В формуле (Б) сдвиньте аминогруппу из альфа-положения в бета-положение. Какие биологические изменения возникнут в связи с изменением структуры аминокислоты? Какова биологическая роль бета-аланина?
Пояснение:
Допишите формулу аминокислоты, в которой имеется 4 атома углерода, аминогруппа находится в ɣ-положении. Дайте химическое название полученной аминокислоте и предположите ее биологические свойства.
Решение:
– С – С – С – С -
ЗАДАНИЕ 3Перед вами химическая формула диаминомонокарбоновой аминокислоты лизин (Лиз, Lys, K):
В представленной формуле пронумеруйте все положения углерода, начиная от карбоксильной группы по систематической номенклатуре, а также обозначьте альфа (α), бета (β) и другие положения. Дайте оценку суммарного заряда лизина при рН =7,0; 2,0 и 13,0. С чем связано изменение заряда личина при изменении рН?
Решение:
(Примечание: если вы встретили задание со звездочкой, то это задание является немного более сложным. Вы можете сделать попытку выполнить его, либо переходите к следующему заданию.)
Аминокислоты являются амфолитами, для которых характерно наличие рКа1 (α-COOH), pКа2 (α-NH3+), рКа3 (по радикалу). Это легко установить методом кислотно-основного титрования (см рис.)
Рис. 1. Кривая кислотно-основного титрования Асп (по оси У – рН среды, по оси Х – эквивалентное количество добавляемой щёлочи).
В зависимости от рН функциональные группы аминокислот могут находиться в протонированной и депротонированной форме. В таблице приведены значения рКа для функциональных групп лизина (Лиз). Составьте формулу Лиз при рН 11,5 (щелочное значение), подпишите протонированные и депротонированные группы.
Известно, что изоэлектрическая точка амфотерного соединения есть значение рН среды, при котором его суммарный заряд равен нулю.
Для моноаминомонокарбоновых аминокислот это значение легко можно рассчитать по формуле:
Используя данные справочной таблицы, рассчитайте изоэлектрические точки аминокислот Лей, Вал, Фен. Что можно сказать о направлении движения этих аминокислот в электрическом поле, если изменить значение рН среды до сильнокислого (например, рН = 1,5) и сильно щелочного (например, рН = 13,0)?
Расчеты и пояснение:
Подумайте, как рассчитать изоэлектрическую точку для моноаминодикарбоновых аминокислот Глу и Асп? Приведите свой расчет, дайте пояснение исходя их структуры этих аминокислот. Объясните направление движения этих аминокислот в электрическом поле при рН = 7,0 рН = 2,0 и рН = 12,0
Расчеты и пояснение:
Подумайте, как рассчитать изоэлектрическую точку для таких аминокислот, как Арг, Лиз и Гис? Приведите свой расчет, дайте пояснение исходя их структуры этих аминокислот. Объясните направление движения этих аминокислот в электрическом поле при рН = 7,0 рН = 1,5 и рН = 13,0
Расчеты и пояснения:
Как вам известно из биологии, биосинтез белка – это сложный биохимический процесс, происходящий по принципам матричных биосинтезов. Образование пептидной связи между остатками аминокислот происходит на рибосомах. В химическом плане образование пептидной связи является примером реакции поликонденсации:
Соедините в дипептиды следующие любые 1–2 пары аминокислот: Гли-Ала; Фен-Гис; Про-Трп; Лиз-Асн; Глу-Иле
Подумайте, какой суммарный заряд будут иметь данные дипептиды при рН=7,0 (нейтральная среда).