
Николь сама много лет назад приняла подобное решение – просто родила дочь. Это не было чем-то из ряда вон. Многие ее подруги рожали детей вне брака. Была ли она счастлива? Очень. У нее была ее дочь, ее музыка. И только много лет спустя Николь поняла, какую допустила ошибку. Она подумала о себе и не подумала о дочери. В итоге у Лоран в голове сформировалась совершенно неправильная, на взгляд Николь, схема жизни.
Лоран же так не думала. Ей казалось, что все течет разумно. У нее есть любимый сын, у мальчика есть мать, которой он гордится, которой может позвонить в любое время. Что еще нужно? Что про это думал Оливер, Лоран в голову не брала. И с тем, как к этому вопросу относилась Николь, она была не согласна.
Лоран умела отметать. Иначе бы она никогда не добилась своего нынешнего положения в компании.
Она ценила то, что имела, гордилась своими немалыми достижениями и радовалась сегодняшнему дню. У нее есть в жизни все. Ее Оливер, работа, которая приносит удовлетворение, Николь, которая не доставляет хлопот плохим здоровьем. Все, что требуется от жизни. И еще музыка. То, что привила с детства Николь. Сама Лоран, несмотря на свое добротное музыкальное образование, никогда не садилась за инструмент, хотя раньше подавала большие надежды и вполне могла продолжить дело матери.
Нет, она не захотела стать пианисткой. Кому все это нужно? Всю жизнь по четыре часа сидеть за роялем, потом глупо сломать мизинец и в итоге стать обыкновенной учительницей музыки?! Лоран не хотела стать заложницей обстоятельств. Она выбрала точные науки. Но музыка осталась для души. Она стала важной частью ее жизни. И ее тайной, Николь даже не догадывалось об этом. Лоран скрывала. Почему? Сама иногда удивлялась своей вредности. А ведь Николь была бы счастлива, узнав, что, надев наушники, дочь слушает Шопена, при этом не сомневаясь, что Николь играет куда лучше – акценты, расставленные ею, очень точны. В каждой командировке Лоран бежала в театр и поездки свои чаще всего планировала, сверяясь с репертуаром Венской оперы или Миланской «Ла Скала».
С Робертом они познакомились три года назад как раз в Венской опере. Лоран в антракте прогуливалась с бокалом шампанского по ее любимой верхней галерее, прокручивая в голове непростую музыку Шостаковича и восхищаясь великолепной росписью стен. В Венскую оперу можно просто ходить на экскурсию, это правда, где еще найдешь подобные интерьеры?
Незнакомый мужчина неловко развернулся со своим бокалом, и Лоран пролила шампанское на лиловую шелковую блузку. Тут же образовалось уродливое темное пятно.
– Непростительно! Что я наделал! – Мужчина вытащил платок из кармана пиджака и протянул его Лоран.
– Да нет, нет, все в порядке. – Лоран ужасно расстроилась, блузка была новой, но даже не в этом дело. Пятно на самом видном месте, впереди еще целых два отделения, а ей сейчас идти обратно в зал. Второй звонок. Она замотала головой, отказываясь от платка, попыталась отряхнуть пятно рукой, но стало еще хуже.
– Мне правда очень неприятно. Почти незаметно, – попытался соврать незнакомец, при этом густо покраснев.
Лоран отвела взгляд от своего пятна и взглянула на мужчину. Дорогой костюм, белая рубашка, идеально начищенные ботинки. Да, еще платок из тонкого батиста. Все атрибуты работника высшего звена. Наконец Лоран посмотрела в лицо обидчика. Ей уже очень давно стали неважны выражения мужских лиц. Рубашка, ботинки, часы, ручка. Вот так она оценивала всех мужчин. Лицо – только если в очках. Модные – не модные, что за оправа, какой фирмы.
А здесь она вдруг увидела глаза. Виноватые, испуганные, детские. Такие глаза были у Оливера лет до десяти. Потом подернулись холодом, но Лоран этим даже гордилась. Растет настоящий мужчина. А тут вдруг такая беззащитность.
– Вы только не переживайте, все высохнет, даже пятна не останется. Это хорошее шампанское.
Лоран наконец взяла себя в руки.
– Глупости все это! Не обращайте внимания. Лоран Боме. – Она протянула свободную руку.
– Очень приятно. Роберт Штерн. Можно просто Роберт. О! Третий звонок, позвольте я вас провожу. Где вы сидите?
Проходя мимо буфетной стойки, Роберт поставил пустые бокалы из-под шампанского и, поддерживая Лоран под руку, провел ее в зрительный зал.
– Если вы не возражаете, я угощу вас шампанским в следующем антракте.
– А как я вас найду? Мне вас здесь подождать? – Лоран сама удивилась своему неловкому вопросу. На них уже начали бросать недовольные взгляды.
– У бюста Малера, – бросил Роберт и скрылся уже в темном зале.
Надо же, у бюста Малера. Ведь не каждый знает, что в Венской опере есть бюст бывшему директору театра. Причем работы самого Огюста Родена. Лоран знала. Интересно, что и Роберт тоже. Она производит впечатление культурной женщины? Или Роберт только с такими и общается? Или это была проверка?
Весь следующий акт Лоран пыталась сосредоточиться на балете Баланчина и не обращать внимания на холодящий влажный шелк блузки. Но из головы не шел Роберт, его наивные глаза и то, что он знает, кто встречает гостей Венской оперы. Только истинные ценители театра обращают внимание на бюст Густава Малера.
Они встретились и в антракте, и после спектакля, и потом полночи гуляли по Рингу.
В жизни Лоран случались мужчины, но ей это было не очень интересно. Иногда ей вообще казалось, что она не такая как все. Холодная, как и Николь. Лоран не знала своего отца и никогда не видела друга у матери. Мать много внимания уделяла дочери, своим ученикам и музыке. Находила новые клавиры, с удовольствием играла вечерами просто для себя. Как правило, Лоран с вызовом закрывалась у себя в комнате, делая вид, что это ее никак не трогает. А на самом деле, она сидела на диване и, затаив дыхание, слушала, как играет мать. И никогда не говорила, что это божественно.
Может, такое передается по наследству, и любовь к музыке может заменить любовь к мужчине?
А если мужчина так же влюблен в музыку, как и она сама? В чем-то их взгляды с Робертом сходились, в чем-то нет. Малер – да! Вагнер – да! Моцарт – у Роберта тоже получалось – да, у Лоран – нет! Не совпали и по Чайковскому. Еще почему-то Роберт не любил «Севильского цирюльника» Россини.
– Но почему?!
– Ну а почему ты не любишь «Волшебную флейту» Моцарта?
– Терпеть не могу. – Они смеялись, улыбались друг другу, как-то незаметно уже взялись за руки.
Роберт к тому же был потрясающим рассказчиком.
– А ты знаешь, кто придумал выключать свет в зрительном зале? Густав Малер! Чтобы зрители смотрели на сцену, а не на драгоценности друг на друге.
– А я не всегда понимаю его музыку. Слишком много полифонии.
– Он вообще был сложным человеком. – Роберт даже остановился. – Еврейский мальчик из очень бедной семьи, всего добился сам. Ты знаешь, что для того, чтобы стать директором Венской оперы, ему даже пришлось принять католичество?
– Ты считаешь это возможным? Он же в какой-то мере предал свой народ? – Лоран сразу пожалела, что высказалась так резко.
– А я считаю, и, кстати, не только я, что с его приходом в Венскую оперу произошла маленькая революция. И ради вот этого стоило. Конечно, стоило!
Они разговаривали и разговаривали, обсуждая без устали оперы Вагнера и Верди. О том, что ей так дорого, Лоран говорила первый раз в жизни так откровенно. Она даже не предполагала, как это важно не просто чем-то увлекаться, а найти единомышленника, с кем-то наконец обсудить свои взгляды. И потом, ей очень понравился Роберт. Она не хотела расставаться, вновь и вновь наматывая круги по Рингу.
– А вот и мой отель.
– Хорошо, я рада, что мы встретились. – Лоран протянула руку, и Роберт взял ее, поднес к губам и поцеловал.
– Можно сейчас сказать все что угодно, но мы говорим уже три часа подряд. Ты можешь повернуться и уйти, или мы вместе пойдем ко мне в номер. Выбирай.
Решение было принято. Роберт решил за обоих. Лоран была счастлива просто подчиниться Роберту, безотчетному чувству. Сколько лет она все решения принимала сама. За всех. За себя, за Николь, за Оливера. Она к этому так привыкла, что не представляла себе, что бывает по-другому! И это так чудесно, когда тебе говорят: «А сейчас ты идешь вот в этот отель, и проводишь ночь со мной. И никогда об этом не пожалеешь».
Так закружилась ее голова первый раз в жизни. Возвращаясь на машине домой, в Инсбрук, она думала, сколько же лет прошли у нее впустую! Как могла она жить без этих чувств, без Роберта, довольствуясь только сыном, мамой и работой?! Да, еще музыкой. И ведь именно музыка скрепила их удивительную связь!
Лоран ни с кем не говорила об этой своей страсти, а Роберт вдруг поддержал ее, он точно так же бредил музыкой. Знал, где в следующем месяце поет известный итальянский тенор Флорес и когда заканчивает сезон в Вене Государственный симфонический оркестр. Он тоже ни с кем не делился своими чувствами к музыке. Хотя возможностей у него было больше. Кроме сына у Роберта в наличии имелись дочь и жена.
Лоран решила не зацикливаться на этом. Она не собиралась никого уводить: просто провела прекрасные выходные, была рада, что есть люди, близкие по духу, и, как женщина, полна чувств и эмоций.
Да, она никого не уводила, но с Робертом они стали встречаться. Место свидания было всегда одним и тем же. Все тот же Густав Малер. А дальше спектакль Венской оперы, который они смотрели из одной и той же ложи. Затем шампанское в антракте, прогулка по Рингу и ночь в пятизвездочном отеле. Иногда это были два дня. Но все и всегда начиналось с Малера. Роберт придумал такое романтическое начало всех их свиданий, и Лоран поддерживала эту таинственность. Они никогда не виделись до спектакля, никогда не шли в театр вместе. Встречались у бюста или уже в ложе, если Роберт предчувствовал, что может опоздать. И каждый раз Лоран наряжалась с особым трепетом и шла как на первое свидание, не зная, что ждет ее сегодня.
Изменения в Лоран не могли не заметить ни Николь, ни Оливер.
– Мам, никто никогда не даст тебе твой возраст. А в последнее время ты стала одеваться по-другому. Раньше ты юбки не носила.
– Да? Ты заметил, иди сюда. – Лоран притянула к себе сына. – А тебе как больше нравится?
– А мне все равно, ты же моя мама.
– Ты знаешь, мне больше нравится, когда ты называешь меня мама, а не Лоран.
– Но ты же называешь бабушку только Николь?
Лоран никогда не приходило в голову, что Оливеру это важно и что он вообще обращает на такое внимание.
– Да? Не замечала.
– А ты вообще стала очень рассеянной!
– Да? – Лоран поняла, что ведет себя глупо. Она потрепала сына по голове. Как же он изменился. Вырос и стал очень похож на своего биологического отца. Лоран не любила вспоминать эту давнюю историю. Да истории, собственно, и не было. Встретились с бывшим одноклассником. Зачем Лоран отправилась к нему домой, да еще и осталась у него ночевать, ей было неясно самой. Но что случилось, то случилось. И вот у них есть Оливер. С его отцом она больше никогда не встречалась, от общих знакомых знала, что он переехал в Венгрию. Ей даже никогда не хотелось увидеться с ним, рассказать, что вот есть сын, и, между прочим, они похожи. Только внешне. Оливер стопроцентно только ее сын. Ну и, отдавая долги, немного Николь тоже.
Николь спросила прямо:
– Ты влюбилась?
– Так заметно?
– Естественно!
– Да. Мама, я счастлива.
– У него есть семья?
– И опять – да. Это имеет значение?
– Если ты влюблена, то самое прямое.
– Что же делать?
Николь задумчиво посмотрела на дочь.
– Ты знаешь, почему-то говорят, что дочь часто повторяет судьбу матери. Я не хотела, чтобы ты оставалась одна, я мечтала о том, что у тебя будет семья, любящий муж. Но тебе это было не надо. Я рада, что ты наконец проснулась. Но я не хочу, чтобы тебя обидели.
– Как он может меня обидеть?
– Закончив ваши отношения. А это рано или поздно произойдет.
– Останутся воспоминания. И благодарность за то, что помог мне узнать себя.
– Больше всего на свете я хочу, чтобы ты была счастлива.
Лоран подошла к Николь и поплотнее запахнула на ней шаль.
– А я думала, что значение имеет только Оливер.
– Оливер – внук, а ты была и останешься для меня моей единственной девочкой. И я за тебя волнуюсь.
Лоран переживала новый период в своей жизни. Вдруг на все начало не хватать времени. Она поняла, что нельзя работать постоянно, стала чаще ночевать в доме матери, вникать в переходный возраст Оливера, проводить среди недели тихие семейные вечера.
– Мама, а поиграй-ка Шопена. Оливер, посиди с нами. Шопена никто так не играет, как наша Николь!
Билет на сегодняшний спектакль Лоран получила по почте. Как всегда. И впереди еще целых две недели, можно правильно спланировать свое время. Почему она вдруг почувствовала неладное? Россини, «Севильский цирюльник»? У Роберта поменялись взгляды или что-то изменилось в их отношениях? А что, если их отношения оборвутся, она расстроится? Нет, нет, Лоран старалась не думать об этом. Она никогда не была паникершей, умела принимать удары судьбы. И потом, о каких ударах, собственно, идет речь? Никакой паники! Любая ситуация решаема, все в наших руках.
Но, собираясь в Вену, она не стала брать с собой специально купленное для следующего выхода ярко-красное платье с открытой спиной, взяла строгую серебристую юбку от Сары Пачини и шелковый черный свитер. Будь что будет.
Лоран еще раз посмотрела на себя в зеркало. Ухоженная женщина с красивой стрижкой, хорошей фигурой. А ведь она должна нравиться мужчинам. Почему же за столько лет – и только Роберт? Главное – что наконец-то Роберт. Она выбросила дурацкие мысли, взяла маленькую театральную сумочку и решительно пошла к двери.
Странно, почему же ему не нравится «Севильский цирюльник». Она смотрела в зал на улыбающихся людей, которые неотрывно следили за веселыми персонажами оперы. Вон напротив какая приятная пара, сразу видно – муж и жена, всю дорогу держатся за руки, в следующей ложе – трое, две женщины и мужчина, видимо, коллеги по работе, а вот вездесущие японцы, потом будут всем рассказывать, что были в Венской опере.
Лоран не смотрела на сцену и не слышала музыки, она смотрела в зал, все-таки пытаясь найти Роберта. Она знала, что обманывает себя, Роберт больше не придет. Почему же так вышло, почему закончился этот роман и был ли он вообще? А может, к ней явился тот самый Призрак Оперы? Да, он пришел за ней, побыл какое-то время рядом, а когда понял, что с Лоран все в порядке, скрылся за портьерой. Или она все придумала? И не было никакого Призрака Оперы и этих долгожданных и бурных свиданий. Нет, конечно, нет! Она не могла все это выдумать! И потом, как изменилась она сама, ее жизнь, жизнь ее семьи. Он был, ее Роберт, даже если под маской скрывался всего лишь Призрак Оперы.
Лоран первый раз не слышала музыки. Сможет ли услышать ее снова? Но она смогла услышать саму себя, с остальным справится. Лоран еще раз бросила взгляд на соседнее кресло. Никого. Только букет цветов, мемуары Альмы Шиндлер, жены Малера и красиво запакованная коробка с шампанским. Портьера чуть покачнулась. В прошлом веке можно было бы подумать, что от колыхания свечи…
Молитва святой Рите
– Милая Рита, святая до невозможного, не оставь меня в моих мучениях. Дай мне сил, сделай так, чтобы все, что я узнала, было неправдой. Нет, что за люди? Как могли они такое наговорить?! Рита, помоги мне осознать все, что случилось.
Маргит достала из сумочки скомканный платочек и в который раз за сегодняшнее утро приложила его к залитому слезами лицу.
– Рита, ты терпела всю жизнь. И как ты только это делала, прости меня, господи? Я не огрела утром мужа сковородкой, только вспомнив про тебя. Рита, муж изменял тебе всю жизнь, колотил тебя почем зря, и ты встречала его с поклоном и улыбкой. Я так не смогу, Рита, и даже не проси!
Маргит уже начала говорить вслух, широко размахивая руками. Она с опаской оглядела Базилику. Вроде никто не смотрел в ее строну. Рядом со святой Ритой она находилась одна. Только Рита, многочисленные таблички прихожанок, которым уже помогла святая, и сама Маргит.
– А табличек-то, табличек! – Маргит провела руками по мраморным дощечкам. – Святая Божья матерь! Неужели у всех этих бедных женщин мужья тоже гуляли? Несчастные. И за что им так? Вот ведь мужики сюда не приходят. Их жены, верно, сидят дома или хотя бы делают вид!
Маргит начала вчитываться в имена, выгравированные на табличках, на какое-то время забыв о своем горе.
– Ласло… Это не Ютка ли? Да нет, вроде не она. Ласло в городе как собак нерезаных. А это кто? Неужели Изабелла?! Святая Рита! Вот тебе и раз. Ни в жизнь бы не подумала. Все ходит под ручку со своим Яцеком: «Здравствуйте, как поживаете?» А сама – вон чего. И табличка какая-то совсем невидная. Нет, у людей совершенно нет вкуса.
Маргит тяжело вздохнула.
– Великодушная Рита, помоги. И я тоже принесу тебе мраморную табличку. И не такую уродскую, как Изабелла. Вот ведь скряга! Я закажу самую красивую, Рита, из розового веронского мрамора. Только, прости, я не напишу своего имени. Просто розовый мрамор. И повешу тебе у самого сердца. Только помоги. Накажи эту поганую свинью Мартину. И чего она зарится на чужих мужей? Нет, ну сама посуди, чего ей в этой жизни не хватает? Муж есть, детей двое. Ноги, правда, кривые, да голова здоровая. Нет, ну как мог мой красавец Иштван позариться на эту страхолюдину! Наверное, она его приворожила. А нос? Ты видела ее нос, Рита? Он же свисает до самого подбородка. А волосы? Рита, разве может уважающая себя женщина иметь такие волосы?! Ну купи себе, в конце концов, парик. Эта гадина сопровождает моего мужа во всех командировках! Подумают, что у нас бедная компания, не можем сотрудницам на дорогой шампунь заработать.
Маргит шумно высморкалась и протерла платочком лицо древней скульптуры. Мраморная Рита смотрела на Маргит с участием и жалостью.
– Думаешь, все так плохо? Но мы прожили вместе двадцать семь лет. Рита, как он мог? Пусть гром небесный разразится над его головой! Как мы будем смотреть в глаза нашим детям, их половинкам, внукам, в конце концов! Ой, что я говорю? Внукам, понятное дело, все равно. А я, как же я? Я же не смогу теперь зайти на рынок. Наверное, все торговки уже в курсе. Рита, помоги сохранить этот разврат в тайне. Хотя какая тайна, если про этот кошмар мне рассказала Петра. Кладовщица! Рита, она работает у Иштвана на фирме кладовщицей. Нет, ну она, конечно, так не думает. Говорит, заведует складскими отделами. И на работу ходит в короткой юбке и в туфлях на высоких каблуках! Рита, у людей нет совести! Представь, ей пятьдесят три года. И целый день по полкам тягает коробки, туда-сюда, туда-сюда.
Маргит не удержалась, чтобы не изобразить Петру, пару раз нагнувшись и отклячив зад.
– Рит, бордель! Это настоящий бордель. Ходить грузить коробки на каблуках и в юбке, едва прикрыв трусы. Срам один, по-другому не скажешь.
Маргит схватилась за голову.
– А может, она тоже копала под моего Иштвана? А? Рита? Ты как думаешь? Ты видела, как она вчера в крепости на празднике задирала ноги, прыгая через костер? Нет, ну где это видано, бабе полтинник, а она через костер сигает. Настроение у нее, видите ли, хорошее. Так ты о других подумай. Разве оно улучшится после взгляда на твои прыжки. А потом, промахнуться ведь могла. Хотя это, конечно, не страшно. Ее Гергли точно расстраиваться бы не стал. Ой, Рита, муж Петры мигал мне всю дорогу вчера на празднике. Вот тоже козел старый. Ну ты подумай! И младше ведь меня. Да, Рита, на целых полгода. Ай, ладно, мне на это вообще наплевать. Тем более что после своих прыжков Петра и намекнула мне на неверность Иштвана.
Маргит опять залилась слезами.
– Рита, конечно, я ей не поверила. Нет. Он не мог. Но я не спала всю ночь, все думала и думала про эту кривоногую Мартину с ее длинным, как у пеликана, носом. У Иштвана же, в конце концов, хороший вкус. Во всем городе нет женщины, которая была бы достойной его улыбки, положения, и главное – его денег. Ой, Рита, я аж вся вспотела. Нет, его денег достойны только мои дети. Даже не их мужья и жены. Пусть катятся куда подальше! Слушай, Рита, они мне надоели. Никакого уважения. Представляешь, когда Ешка хотел назвать сына в честь отца, его вредная Эрика сказала, что этого не допустит. Ну скажи ты хотя бы тихонько, чтобы мы с Иштваном не слышали! Нет же, выступила при нас, прямо в роддоме. И начала хохотать, чуть не описалась. Как будто это смешно. Ну мы тоже с Иштваном криво улыбнулись. А наш Ешка хохотал вместе со своей глупой женой. Бедный Ешка. Она уже сейчас вьет из него веревки. Рита, как жить? Мы всю дорогу, пока ехали с Иштваном из роддома, не могли успокоиться. И что наш Ешка в ней нашел? Мальчик ошибся. А ведь и вправду, Рита, ты права! Эта несдержанная Эричка может теперь запустить лапу в наш карман. Это ж надо, какая хватка!
Маргит насухо вытерла глаза.
– Нет, главное выступить одним фронтом. Иштвану, во всяком случае, она тоже не нравится. А этого безымянного мальчика мы воспитаем. Как-то же двух детей подняли. Рита, как радовался Иштван рождению Ешки. Вицушке тоже радовался. Но Ешка – первенец, и потом, сын. Из роддома нес его на руках. Так мы и шли: он на вытянутых руках с Ешкой, а я бежала рядом, поддерживая мужа, чтобы не споткнулся да не свалился, как мешок посередь дороги.
Помогал мне, как мог. Мог, конечно, не так чтобы очень. Нормальный мужик. Курить бросил – сыну вредно.
Маргит опять достала платок из сумки.
– Потом строились. Это уже Вицушка родилась. В такие долги влезли, вспоминать тошно. Пришлось мамины серьги продать. До сих пор простить себе не могу. Что мы на те серьги купили? Два бревна. В каком месте дома те два бревна, кто вспомнит? А как те серьги продавала, до сих пор помню. Соседка, как услышала, все деньги с книжки сняла, мелочью отсчитывала, даже задуматься мне не дала. Я только заикнулась про продажу, она уже тут как тут: «Ты, Маргишка, Ютке не предлагай. Я сама их куплю. Еще и от себя чайник электрический прибавлю». Эх, может, если бы задумалась, и не продала бы. Вот дура-то. И чайник сдох через месяц. А? Рит? А может, и хорошо, а то думай теперь, кому эти сережки достанутся. Матери безымянного мальчика?
Маргит заглянула прямо в глаза мраморной Рите.
– Рита, не волнуйся! Даю тебе слово, эта свинка Мартина нашу жизнь не перепортит. Уж, прости, может, я не очень в твое ученье вникала. Ты ведь, Рит, как говоришь? «Терпи и прощай. И муж к тебе вернется, добрый и ласковый». Слышала, Рит, к тебе вернулся, добрый и ласковый. Ты сколько лет перед этим загубила? Почти двадцать? Подумать страшно. А потом все равно его убили? Да сыны еще за него мстить пошли, оба погибли. А может, Рита, надо было его, все-таки, по старинке – сковородкой? А? И сама бы не мучилась, и детей бы сберегла? Ты уж, Рита, прости, я так не смогу. И сил у тебя прошу не на терпение, на борьбу! Великодушная Рита, знаю, ты меня не оставишь и будешь за меня молиться, потому что правда на моей стороне.
Маргит приложилась губами к подолу мраморного платья и пошла к выходу.
На ступеньках церкви св. Антония Падуанского она еще раз оглянулась, послала святой мученице Рите свой последний поклон и уверенно зашагала через площадь Иштвана Добы к своему дому. Шумели вековые липы, разнося далеко вокруг дивный запах липового цвета. С бронзового пьедестала смотрел на нее национальный герой Иштван Добо, к которому привыкла с детства. Тоже борец за счастье и справедливость.
«Рита поможет. Всем помогает – и мне поможет. Не забыть заказать мраморную дощечку. Где вот только взять веронский мрамор? Раз обещала – найду!»
Женщина и возраст
Поездка в Париж для Натальи всегда была небольшим погружением в сказку. И в первую очередь в этом городе она по-другому ощущала себя. Сложно объяснить, но это всегда было именно так. Она шла по улице и чувствовала себя женщиной. На нее обращали внимание. Не просто скользили взглядом, как мы привыкли, взгляд на ней останавливался. Сначала всегда шло приветствие:
– Бонжур! Мы рады, что ты идешь по той же улице!
А потом легкий, ни к чему не обязывающий разговор глазами:
– Ого! Да у тебя прекрасный шарфик! Знаю, знаю, с блошиного рынка! Но это почти не заметно.
Или взгляд мог быть слегка снисходительным:
– Не очень-то тебе подходит этот берет, без него ты могла бы выглядеть значительно моложе, выкидывай без сожаления. И не рассчитывай, что его заберет внучка. Сразу в помойку!
Да, это всегда был небезразличный взгляд. То, к чему она давно уже привыкла в Москве. В лучшем случае заденут локтем, могут даже больно задеть. Остановишься, задохнувшись, еще проводишь взглядом, но это не конкретно к тебе, это просто потому, что тебя нет. В Париже ты есть. И хочется выпрямить спину и даже надеть туфли на устойчивом каблуке. Такие, в которых ходят парижанки.