– А что, вы нас обсуждаете? – удивился Глеб.
– Иногда, – подтвердил Женёк. – Только что ты соврал своему внутреннему голосу. По сути, ты врёшь самому себе: поступаешь плохо и, зная об этом, сам себе рассказываешь, что делаешь правильно. Виноваты все кругом, только не ты. Глеб, ты давно не говорил сам с собой честно. Если будешь продолжать в том же духе, погубишь себя.
– Почему погублю? – испугался Глеб.
Женёк ответил вопросом на вопрос:
– Знаешь, почему качели сломались именно под тобой?
– Не-е-ет, – пролепетал Глеб.
– Потому что в тот момент ты поступал плохо и столько злых мыслей накопил в себе, что даже железные прутья качелей не смогли выдержать этой тяжести!
– Да ладно! – не поверил Глеб. – О какой тяжести идёт речь? У меня ничего в руках не было, а школьную сумку я на землю сбросил.
– Сумка тут вообще ни при чём, – возразил Женёк. – Ты вынашивал план мести одноклассникам – Жене и Юре, с этой тяжестью ты сел на качели, они под тобой и сломались. Что в себе носишь, то и получаешь, пойми это наконец! – с надеждой попросил Женёк своего подопечного.
– Посмотри внимательно, видишь, напротив тебя стоит тот самый первоклашка, которого ты недавно прогнал? Разве он рад твоей боли?
Глеб нашёл взглядом мальчишку, которого недавно спихнул с качелей. Тот смотрел на обидчика сочувствующе, в его глазах блестели слёзы.
– А почему он плачет? Неужели… меня жалеет? – догадался вдруг Глеб.
– Да, он тебя жалеет, – подтвердил Женёк. – И другие ребята, и взрослые тоже. Они собрались здесь, чтобы тебе помочь, а ты не замечал ничего, потому что только о себе и думал! Прошу тебя, Глеб, очнись! Обрати внимание на тех, кто с тобой рядом. Тогда, быть может, у твоего ангела-хранителя появится повод гордиться тобой.
Глеб задумался, а Женька вдруг внезапно отпустила боль.
– Фух! – облегчённо выдохнул он.
Среди ребят появился Юра с бутылкой воды в руках. Протиснувшись сквозь толпу, он протянул её Глебу. Тот с жадностью начал пить.
«Приступ паники купирован!
Уровень страха снижен параллельно с уровнем эгоизма.
Сканирование эмоций: удивление, сочувствие, осознание, благодарность, уверенность в благополучном исходе», – отобразилось на экране будсканера.
– А что у подопечного с болью? – мысленно спросил Женёк.
«Боль по-прежнему присутствует в полном объёме», – написал в ответ прибор.
– Странно, а у меня больше ничего не болит, – удивился Женёк.
Совсем близко раздался звук сирены – это прибыла скорая помощь. Вокруг Глеба забегали врачи. Его снова стали ощупывать, осматривать, просить пошевелить повреждёнными конечностями, а потом сделали обезболивающее. Мальчик выполнял всё, что ему говорили, отвечал на вопросы так, как учил его Женёк. Наконец Глеба уложили на носилки и погрузили в машину.
– Эй, ангел, ты ещё здесь? – заволновался он.
– Здесь, конечно, – отозвался Женёк. – Ничего не бойся! Теперь думай о том, чтобы не волновать маму. Ей уже позвонили из школы, и она сломя голову мчится с работы в больницу, куда тебя сейчас отвезут. Думай о том, чтобы не причинить ей боли, тогда и твоя боль станет меньше.
– Странно, – сказал Глеб, – а я всегда думал, что наоборот.
Школьная медсестра, которая всё это время была возле Глеба, вошла в машину и присела рядом с ним. Она взяла ладонь Глеба в свои руки и легонько сжала её в знак поддержки.
– Ты молодец, хорошо держишься, настоящий мужчина! – похвалила она. И вдруг Глеб – небывалое дело! – улыбнулся медсестре и произнёс «спасибо». Ему пришло в голову, что он до сих пор не знает, как её зовут, хотя в этом учебном году уже несколько раз прибегал к ней в кабинет за помощью.
– Скоро всё заживёт, опять будешь бегать и прыгать, – пообещала на прощание медсестра и только потом вышла из машины.
Скорая помощь включила сирену и помчалась в больницу. Автомобили уступали ей путь. Глеб лежал молча и размышлял.
– Эй, ангел! – позвал он.
– Что? – отозвался Женёк.
– Мне уже не больно, укол подействовал, как ты и говорил.
– Ну вот видишь, самое страшное уже позади, – порадовался Женёк, и тогда Глеб удивил себя во второй раз:
– Знаешь, ангел, ты мой первый настоящий друг, – сказал он. – До этого никто со мной так не возился. Спасибо тебе!
Позже, когда Глеб уже лежал на больничной кровати, Женёк постарался объяснить, что друзей у него может появиться много, если думать не только о себе. Для того чтобы найти настоящего друга, нужно самому уметь дружить по-настоящему: искренне, честно и верно.
– Теперь, когда ты подружился сам с собой, у тебя будет всё хорошо, – заверил своего подопечного Женёк.
– А что значит «подружиться с самим собой»? – поинтересовался Глеб.
– Это значит научиться слышать голос своей души, своего ангела-хранителя. Только не перепутай его с другими голосами! Запомни: это голос совести, он никогда не посоветует поступить плохо! Если ты научишься слышать его, ты будешь жить в мире с собой, а значит, и с окружающими, и тогда будешь счастлив, – заверил его Женёк.
Вскоре в больницу примчалась испуганная мама Глеба, а тот старался как можно чаще ей улыбаться, убеждал, что после укола ему ни капельки не больно, и мама наконец успокоилась. Она даже сказала сыну, что гордится его мужским поведением. Сделали рентген, снимок подтвердил вывих плеча и перелом ноги. Мама охала и ахала, но Глеб продолжал держаться мужественно. После маминых похвал и слов медсестры он как будто поднялся на новый уровень и уже не мог вести себя иначе. Да-да! Глеб изменился. Пусть пока немного, но всё-таки изменился.
Плечо вправили, на ногу наложили гипс, сделали ещё один укол обезболивающего, и Глеба стало клонить в сон. Мама была всё время рядом с сыном, и Женёк вдруг почувствовал, что его задание на сегодня окончено. По правде говоря, его силы тоже были на исходе. Однако он ещё постарался снять остатки боли и полечить раны своего подопечного. Женёк видел, что злость и раздражение покинули Глеба, пространство вокруг него становилось светлее с каждой минутой. А когда он успокаивал маму или благодарил кого-нибудь из врачей, начинал сам излучать свет, который разгонял скопившуюся над ним чёрно-серую тучу негатива. Находиться рядом с ним стало легко и приятно, а на экране будсканера впервые за долгое время появилась новая надпись:
«Внутренний баланс восстановлен. Поздравляю!»
Однако Женёк остался рядом со своим подопечным на ночь, а ранним утром, пока в больничные палаты не ворвалась суета грядущего дня, разбудил его:
– Глеб, я улетаю… – предупредил Женёк.
– Как, насовсем? – всполошился тот.
– Насовсем. Это у меня, считай, дежурство было. С тобой останется твой постоянный ангел-хранитель. Он очень опытный. Только не обижай его! Обещай слушать его советы, – попросил Женёк.
Глеб тяжело вздохнул:
– Жаль, что улетаешь… Я к тебе привык. Как хорошо, что у меня есть свой ангел-хранитель! Я и не подозревал о его существовании…
– Это потому, что ты его не слышал, – напомнил Женёк.
– Обещаю слышать и следовать его советам, – сказал Глеб на прощание и поблагодарил: – Спасибо тебе, ангел!
– И тебе спасибо, Глеб, – ответил Женёк. – Я тоже понял кое-что важное. И это благодаря тебе… Прощай!
– Прощай!
Раздался тихий хлопок, сверкнул разноцветными искрами воздух, и Женёк переместился в другое измерение. Первое, что он увидел, – довольное лицо Антазии.
– Молодчина! – произнесла она. – Тебе удалось спасти своего подопечного не только от физической, но и от моральной гибели! Ты знал, что должно произойти на следующий день, и сделал правильный выбор, когда пресёк его мысли о воровстве и мести, тем самым изменил его будущее в лучшую сторону. Ты поговорил с ним о важных вещах, и этот разговор встряхнул зацикленного на себе человека, заставил его услышать голос собственной души. Хорошее начало, ангел, прекрасная работа! – похвалила Антазия. – И хорошо, что ты сам извлёк из неё важный урок. Ведь так? – спросила учительница.
Женёк кивнул, он буквально светился от счастья. Антазия с любопытством взглянула на него:
– Я вижу, тебе понравилось работать с людьми, – радостно сказала она. – Но с ними всегда так: кажется, уже всё понял про этого человека, знаешь его как облупленного, ан нет! В экстраординарной ситуации он что-нибудь такое выдаст, что полностью меняет твои представления о нём! И хорошо, если в лучшую сторону. Человек сам часто не подозревает о своих возможностях. Я открою тебе один секрет: в каждом есть светлая часть, даже если он совершил много плохого. Ангелам-хранителям всегда есть за что ухватиться, чтобы взрастить это светлое начало в человеке.
Женёк вдруг вспомнил, как ему было больно, когда Глеб сломал ногу и вывихнул плечо. Антазия сразу поняла, что он хочет спросить, и предоставила ему такую возможность.
– Разве ангелы-хранители чувствуют физическую боль наравне со своими подопечными? – спросил Женёк.
– А ты думал, можно поучать издалека, откуда-то сверху, не побывав в шкуре другого и не испытав его боли? Это было бы несправедливо, – заметила Антазия. – Да, действительно, ангелы-хранители чувствуют боль человека и принимают её часть на себя. Ведь человек гораздо слабее нас, а хранители очень добры! Всегда рядом со своими подопечными, всегда готовы их защитить. Однако в работе ангелов-хранителей есть ещё один секрет, и я надеюсь, ты раскрыл его. Назови основу успешной работы ангела-хранителя, – Антазия бросила на Женька пытливый взгляд – знает ли он?
– Успех зависит от того, насколько хорошо был установлен контакт с подопечным, – ответил тот. – Ведь ангел-хранитель – защитник души человека. Если человек различает в себе голос своей души и хранит её чистоту, ангелу легче помочь ему.
– Твой ответ верен, – сообщила Антазия. – Ну что ж, ты успешно прошёл испытание, теперь отдыхай! Я вызову тебя, как только остальные ученики вернутся с заданий, – предупредила она и в мгновение ока растворилась в воздухе.
Перед Женьком возникло мягкое белое кресло, и, только погрузившись в него, он почувствовал, как сильно устал! Кресло тут же окутало его белым светом, который обнимал, успокаивал, исцелял… Женёк и сам не заметил, как уснул.
Юрок и его испытание
А что же происходило с Юрком, пока Женёк был занят своим подопечным? Справился ли он с испытанием и вернулся ли в Школу Мудрости? Об этом, читатель, нам предстоит сейчас узнать. Давай вернёмся к предыдущим событиям – к тому моменту, когда мы расстались с Юрком.
Итак, учительница инструктировала учеников перед заданием:
– Каждый из вас получит свой сканер будущего, – сказала она и объяснила: – Этот прибор незаменим для расчёта вариантов будущего и оказания своевременной помощи человеческим существам. Ваше задание заключается в сопровождении подопечного с помощью будсканера.
Внезапно на поверхность каждой парты в классе выехал и встал вертикально небольшой гладкий экран – это и был сканер будущего. Одновременно включился экран на классной доске – на нём начали показывать отдельные эпизоды жизни какого-то мальчика. Женя с Юрой узнали в нём ученика той школы, в которой ещё совсем недавно учились, но вспомнить его имя никак не удавалось. Потом на доске замелькали лица других мальчишек и девчонок разного возраста, и вдруг одно из них замерло на экране крупным планом.
– Павел Гриценко. В ангелы-хранители временно назначается Юрок, – внезапно объявила Антазия. Юра круглыми от ужаса глазами уставился на Женю, но даже рта открыть не успел, как вдруг весь побледнел, затем стал прозрачным – лишь глаза по-прежнему удивлённо смотрели на брата – и исчез! Растворился в воздухе!
За несколько секунд перемещения к своему подопечному Юрок получил о нём всю необходимую информацию и к моменту прибытия на правое плечо Павла Гриценко уже имел полное представление о его жизни и характере.
Что же такого особенного было в этом мальчике и почему именно к нему был отправлен ангел-хранитель?
Павел Гриценко «славился» тем, что был вруном и ябедой. Весь класс знал, что перед контрольной он побежит к школьной медсестре и скажет, что внезапно заболел. Но та тщательно его осматривала и быстро разоблачала. Не то что мама! Она спешила оставить сына дома. А тот радовался, и даже совесть его не мучила из-за того, что мама переживает о его здоровье!
А ещё Паша любил наедаться по дороге из школы домой всякой всячины: чипсов, сладостей, да запивать всё это газировкой. И знал ведь, что дома его бабушка ждёт, специально для него обед приготовила… Но после всего съеденного аппетита нет, вот Паша и отговаривается: «Не могу, у меня живот болит!» Бабушка сокрушается, переживает, готовит внуку диетические блюда, а тому и не стыдно вовсе! Он и в школе частенько врал. Почему и сам не знал, даже не задумывался. Ложь – как болезнь. Начнёшь лгать – и со временем понимаешь, что остановиться уже не можешь.
А уж как ему нравилось ябедничать и выбалтывать чужие тайны! Услышит случайно чей-то секрет – тут же бежит всему классу докладывать. При этом становится в такую позу: одна рука в бок упирается, вторая вытянута вперёд, указательный палец оттопырен, и лицо при этом честное-пречестное, как будто бы сам он и не лгал никогда.
Вот какие серьёзные пороки были выявлены Юрком у Паши Гриценко, пока он перемещался к нему из другого измерения. Вынырнув из пространства, Юрок оказался прямо на правом плече своего подопечного и почувствовал, как его от чего-то трясёт.
– Ой-ой! – от неожиданности воскликнул он вслух. Паша тут же поморщился и почесал правое ухо, на всякий случай оглянулся по сторонам. Юрок догадался: подопечный прекрасно его слышит. Чтобы понять, где он находится и что происходит вокруг, хранитель вспорхнул с плеча и присел на ветку ближайшего дерева. Оттуда было прекрасно видно, что у Паши сейчас проходит урок физкультуры: он играл в футбол с одноклассниками. Юрок с интересом стал наблюдать за игрой. Он и сам был бы не прочь сыграть! Дома (о, как давно это было!) он всегда смотрел футбольные матчи и считался в семье заядлым болельщиком. Он заметил, как ловко мальчик из другой команды перехватил у Паши мяч и погнал его к воротам.
– Эй, так нечестно! – заорал во всё горло Паша, хотя никакого нарушения не было.
– Честно, честно! – отозвался другой игрок.
– Честно? Он отобрал у меня мяч!
– Сам виноват! Всё по правилам!
– Это кто вообще о правилах говорит? Тот, кто их сам нарушает? – возмутился Паша. – Между прочим, я слышал, о чём вы перед уроком говорили, – громко заявил он. – Этот твой дружок, который отобрал у меня мяч, вообще не должен сегодня в футбол играть! У него освобождение от физкультуры. Почему он учителю справку не показал, а?
– Тихо ты, замолчи! – испугался одноклассник. – Ты же знаешь, мы к этой игре готовились. А Миша в нашей команде! Как мы без него играть будем? Да и выздоровел он уже… Пусть сам решает, не твоё дело! Подумаешь, освобождение от физкультуры.
– Конечно! Без Мишки вы бы продули! Он сильный игрок, вот почему вы о справке не сказали, – продолжал разоблачать соперников Паша и тут же завопил во всеуслышание, обращаясь к учителю:
– Иван Александрович! Так нечестно! Он вас обманул, ему вообще сегодня играть нельзя!
Игра прервалась, ребята возмущённо переглядывались.
– Пашка, отстань! Давай играть, – говорили одни.
– Ябеда! – обвиняли другие.
– Почему нельзя? – заинтересовался Иван Александрович и подошёл поближе к Паше, чтобы разобраться.
– У Мишки справка от врача! Нельзя ему сегодня в футбол играть! – воскликнул Паша противным голосом, став при этом в свою любимую позу и оттопырив указательный палец в сторону Миши. – Я своими ушами всё слышал! До начала урока они договорились не показывать вам справку.
– Да отстань ты, я здоров! – вмешался в разговор Миша, первоклассный футболист, на которого надеялась вся команда.
– Где справка? – только и спросил его учитель.
– Ну, Иван Александрович, ну, пожалуйста! – взмолился мальчик.
– Ты освобождён от физкультуры или нет? – строго повторил вопрос учитель. И его можно было понять, ведь он обязан отвечать за здоровье и безопасность своих учеников.
– Да… – признался Миша, глядя в пол.
– Здоров он! А потом в обморок мне тут упадёшь посреди поля, отвечать за тебя кто будет? – с упрёком сказал Иван Александрович и велел Мише выйти из игры. Вместо него на поле выпустили другого мальчика. Тот был новичком в футболе и вряд ли мог принести пользу своей команде, тем более в решающей игре.
Ребята встретили его выход на поле недовольными возгласами. А Паша так и застыл в своей любимой позе: одна рука в бок, вторая, с выставленным указательным пальцем, на Мишу указывает.
– Ну что ж такое! – возмутился Юрок, который уже успел увлечься игрой. – Кто так делает? – с досадой воскликнул он, и Паша снова яростно почесал ухо.
– Вот ябеда! Такую игру запорол! – произнёс Юрок. – Ну ничего, я отучу тебя ябедничать, – пригрозил он, хотя пока не представлял себе, что надо для этого сделать.
Тем временем Иван Александрович присел на лавочку рядом с Мишей. У мальчика от обиды выступили слёзы, и он старался не смотреть на учителя, чтобы тот ничего не заметил.
– Почему про освобождение не сказал? – спросил Иван Александрович.
– Мне играть хотелось. Вы же знаете, как мы готовились! А у меня удар левой сильный, ребята на меня рассчитывали. Я не мог их подвести.
– Почему тебе дали освобождение от физкультуры? Что не так? – поинтересовался учитель.
– Да у меня палец на ноге нарывал, – признался Миша. – Сейчас уже прошло, но врач сказал, на всякий случай поберечься надо, чтобы лишний раз не травмировать кожу и инфекцию не занести.
– Так тебе, наверное, больно было по мячу бить? – догадался Иван Александрович.
– Да так… почти не больно… – смутился Миша.
«Мужественный парень!» – подумал Юрок, а Иван Александрович ничего не сказал, лишь ласково потрепал мальчишку по вихрам. Хоть тот и не признался, но учитель сам понял, что Мише нелегко дался этот матч.
Паша, довольный, напевал в раздевалке весёлую песенку. Ещё бы! Его команда победила! И всё благодаря ему, это он добился замены сильного игрока на слабого, выдав чужой секрет.
Ребята из команды соперников окружили его, испепеляя грозными взглядами.
– В глаз бы тебе дать, придурок! – пригрозил ему одноклассник.
Однако проучить ябеду не вышло: оказавшись в центре круга, Паша сразу струсил и заверещал, как девчонка. Пока ошеломлённые его криком ребята соображали, что с ним дальше делать, он прорвал кольцо и выскочил из раздевалки.
– Иван Александрович! Скорее сюда! Они меня бьют! – закричал Паша изо всех сил и опять принял свою любимую позу: одна рука в бок, вторая вытянута и указывает на раздевалку, где остались ребята.
И тут Юрок не выдержал: он набросил на Пашу невидимую энергетическую сеть, которая в одно мгновение сковала его движения. Паша так и застыл: ноги в коленках не сгибаются, рука отведена в сторону, указательный палец оттопырен. Стоит на месте, раскачивается, глаза выпучены, и мычит! Прибежавший на крик Иван Александрович как увидел его, даже за сердце схватился:
– Что случилось? Паша, что с тобой? – взволнованно спрашивал он.
– Му-у-у! – отвечает Паша. – Мммм! Му-у-у-у!
Тут ребята из раздевалки выскочили, увидели его и давай хохотать. Смеялись взахлёб до повизгивания и стонов, некоторые даже присели, схватились за животы. А Паша на негнущихся ногах раскачивается на месте, глаза страшные, вытаращенные, и мычит, как корова. Тут Иван Александрович не выдержал и тоже рассмеялся.
– Заклинило тебя, что ли? – спрашивает. За руку Пашу взял, пытается опустить её, но та не поддаётся, и палец указательный не сгибается, да и ноги по-прежнему как деревянные, а ребята заливаются и выдавливают из себя по слову сквозь смех:
– Это, ха-ха, судороги у него! На почве ябедничества! Ха-ха! Всё, теперь таким и останешься! Ха-ха! Будешь жить в своей любимой позе! Оставим тебя в школе на ночь воров отпугивать!
На шум сбежались ребята из параллельных классов и тоже давай хохотать. Вдруг Паша в одну секунду обмяк и сел на пол: руки и ноги его больше не были напряжены, глаза вернулись в орбиты, только щёки горели пунцовым цветом, и дыхание стало тяжёлым. Иван Александрович тут же бросился к нему, стал щупать пульс, задавать вопросы, вскоре подоспела и школьная медсестра.
А что же делал Юрок, пока держал Пашу Гриценко в позе ябеды? Он тоже вовсю хохотал вместе с ребятами, только его смех никому не был слышен, даже Паше. При этом на экране будсканера засветилась угрожающая надпись:
«Предупреждение № 1: Ангел-хранитель обязан ОБЕРЕГАТЬ своего подопечного!»
– Кого тут оберегать? – возмутился Юрок. – По-моему, всю футбольную команду нужно оберегать от Паши!
В преддверии следующего урока ребята постепенно разошлись, а Паше неловко было сразу идти за ними. Он немного послонялся по школьным коридорам и только перед самым звонком поплёлся на урок в свой класс. Юрок сидел у него на плече и внимательно прислушивался к мыслям и чувствам мальчика. Обнаружив среди них чувство стыда, он обрадовался.
– Смотри-ка, будсканер, – обратился он к умному прибору, – Паша наконец понял, что ябедничать стыдно.
На экране появился ответ: «Действительно, сейчас у подопечного над другими чувствами доминирует чувство стыда. За последние два года оно выявлено у него впервые! Поскольку это чувство было утеряно, подопечный теперь не понимает, отчего испытывает дискомфорт. Результат эксперимента положительный. Предупреждение снято».
– Ага! – возликовал Юрок. – Значит, не зря я заставил Пашу застыть в позе ябеды. Его здоровью это никак не угрожало, а воспитательный эффект налицо! Говорите, не помнит, что такое стыд? Ладно, придётся вырабатывать рефлекс: поступил плохо – испытал чувство стыда. Снова поступил плохо – опять чувство стыда. Погоди же, я избавлю тебя от дурной привычки! – и Юрок погрозил своему подопечному кулаком.
В это время Паша, не подозревая о планах своего наставника – ангела-хранителя, направлялся на урок математики. Перед тем как повернуть за угол и выйти к аудитории, где уже собрались одноклассники, он услышал знакомые голоса:
– Я не успела вчера математику сделать… Стихотворение по литературе выучила, реферат по географии написала, а потом так голова разболелась, что я подумала: авось проскочу, не вызовут! А теперь думаю: вдруг ничего не получится? Страшно на урок идти.
– Не переживай! Ты же только к одному уроку не подготовилась, и то потому, что голова болела. В классе столько ребят, почему именно тебя должны вызвать?
Паша осторожно выглянул и узнал одноклассниц – Ларису с подругой. Девочки вошли в класс, и Паша показался из-за угла.
– Правда, почему именно Ларису должны вызвать к доске? – повторил он вопрос одноклассницы и тут же сам на него ответил: – По закону подлости! – и расхохотался. Став обладателем чужой тайны, он сразу почувствовал себя сильным, настроение улучшилось, глаза радостно засверкали. Войдя в класс, он первым делом поздоровался с учительницей и машинально принял свою любимую позу ябеды, наведя указательный палец на Ларису, встретился с ней взглядом.
– Нина Михайловна, а вы знаете, что… – произнёс он и вдруг почувствовал, что тело его цепенеет (Юрок был начеку).
«Как после физкультуры! – с ужасом подумал Паша. – Только не в этой дурацкой позе! Ещё раз я этого не переживу!» – испугался он, а Юрок отметил, что любимая поза уже названа «дурацкой». «Отлично!» – подумал хранитель. Тем временем Паша пытался избавиться от оцепенения. В отчаянии он выставил руки вперёд, стал сжимать и разжимать кулаки, чтобы размять пальцы. Затем поднял руки, выставляя по очереди вперёд то одну, то другую ногу, и даже начал приседать! Все в классе развернулись к нему и замерли, открыв рты от изумления. Да и Нина Михайловна застыла на несколько секунд, пытаясь понять, что происходит с учеником: зачем он её позвал и что хочет донести до неё своими действиями?
– Гриценко, ты решил провести физкультминутку? А что, на уроке физкультуры недостаточно размялся?
Класс разразился дружным смехом.
– Садись на место. Звонок для кого прозвучал?
Паша ринулся к своей парте, чувствуя, как предательски краснеют уши и щёки.
– Нина Михайловна, не обращайте внимания, он у нас вообще сегодня странный, – сказал кто-то из ребят, вспомнив Пашу, застывшего в позе ябеды. Все снова стали хохотать до слёз.
Нина Михайловна тоже не сдержалась и немного посмеялась вместе с ребятами.
– Ну ладно, хватит, – остановила она класс. – У нас сегодня серьёзная тема. Не до смеха! Гриценко, раз уж ты так рвался быть в центре внимания, выходи к доске со своей тетрадкой и пиши нам ответы из домашнего задания.