Изабелла не отвечала канонам женской красоты тех времен, ценивших блондинок с бледной, полупрозрачной кожей. Она была миниатюрной смугловатой брюнеткой, с яркими чертами лица. Но Карл был покорен. Природа наградила его всем, для того чтобы завоевать женщину. Король был красив: выше среднего роста, с мощным туловищем, с живыми глазами, светлыми волосами. Жених и невеста друг другу понравились, тут же решили играть свадьбу.
ЖАН-ФРАНСУА СОЛНОН, французский историк18 июля 1385 года епископ Амьенский обвенчал молодых, в тот же день Изабелла была коронована.
Французский историк Жан-Франсуа Солнон пишет: «Изабелла и Карл поженились по любви или как минимум по взаимному влечению. В королевской среде редко бывает, чтобы к алтарю приходили из-за чувств. Но, тем не менее, король увлекся юной баваркой по-настоящему. И мешать этому раздражительному юноше, рвавшемуся вступить в брак, не стоило. Нетрудно заметить в этом союзе и дипломатические мотивы: он укреплял связи между династиями Валуа и Виттельсбахов перед лицом английской угрозы»[41].
Изабелла была счастлива. Молодой муж осыпал ее подарками.
К ней были приставлены десятки слуг. Пока король целыми днями пропадал на охоте, она прилежно учила французский язык и историю своей новой родины.
Их брак оказался богоугодным: 26 сентября 1386 года родился мальчик, которого нарекли Карлом. Он прожил всего три месяца, но потом пошли еще дети: шесть девочек и шесть мальчиков.
Пока Карл был слишком молод, правили в основном его дяди – герцоги Жан Беррийский и Филипп Бургундский, чей возраст приближался к пятидесяти. В королевстве их не любили, и Карл задумал избавить себя от их опеки.
В ноябре 1388 года король решил править самостоятельно, опираясь на помощь своего брата Людовика и верных военачальников. При этом от Изабеллы Карл не просил ничего, кроме представительских функций в промежутке между беременностями. А она любила слушать музыку и вышивать.
Первые приступы безумия короля
Но счастье королевской четы длилось недолго.
Первые тревожные симптомы стали проявляться в апреле 1392 года, когда Карл VI впервые перенес лихорадку, сопровождавшуюся длительной горячкой. Во всяком случае, так это назвал его личный врач. В дальнейшем стали замечать, что король время от времени страдает болезненной раздражительностью, выходя из себя по причине любого громкого или резкого звука, но достаточно быстро успокаиваясь.
Сведения о безумии Карла VI дошли до нас, в том числе и благодаря автору «Хроники первых четырех Валуа». Этот хронист утверждает, что первый серьезный приступ безумия поразил Карла VI 5 августа 1392 года. Он пишет:
«В пятый день августа, когда король провел смотр своих знатных латников и уже собирался въехать в Манский лес, навстречу ему вышел один посланник с прикрытым лицом и сказал: „Король, если ты въедешь в лес, чтобы направиться в Ман, с тобой случится беда“. Затем вновь подошел один безумец с прикрытым лицом и, взяв королевского коня за поводья, сказал королю: „Если поедешь дальше – ты мертвец!“ Король захотел избавиться от безумца и потянулся к своему пажу за мечом. Пажа обуял страх, и он устремился прочь, а король – следом, и выхватил у него меч. От гнева и досады король обезумел и пришел в исступление, или же, как поговаривали, он был отравлен, околдован и заворожен. Ибо когда он взял меч, то напал на тех, кто стоял вокруг, и многих ранил. Так и осталось неизвестным, что случилось с упомянутым посланником и упомянутым безумцем. Короля же удалось задержать лишь с очень большим трудом, ибо никто не осмеливался к нему приблизиться. Но, в конце концов, его все-таки схватил один рыцарь из земли Ко, сир де Блимар. От этого удивительного приключения король впал в тяжелую тоску и весьма сильно занедужил. Его доставили на носилках в Сен-Жюльен-дю-Ман, в собор, и там он слег и, проведя девять дней в молитвах, стал поправляться. Затем он отбыл из Ле-Мана и прибыл в собор Шартрской Богоматери, где выказал свое благочестие. В Париже и Руане с великой набожностью устраивали процессии, и весь народ шел при этом босиком. И велели петь мессы, дабы молебствовать за короля. И сходным образом было сделано в других добрых городах и даже сельских областях королевства Французского. И, по милости Божьей, король поправился, и вернулось к нему здоровье. Из Шартра король уехал жить в Крей. Герцог Бургундский очень порицал тех, кто, руководя королем, позволил и разрешил ему действовать столь бездумно: бодрствовать и буйствовать до рассвета, играя и пируя, а вставать в час ночи; вовсе-де не пристало вести такую жизнь ему, благородному юному государю столь высокого положения и звания. Ибо во всем мире главный государь, сущий под Богом, – это король Франции. Доброго государя надлежит сильно любить и беречь, ибо, потеряв, трудно обрести его вновь. Наш добрый король Франции, после того как стал править своим королевством, принял сторону своего народа и очень его полюбил. Он не пожелал терпеть, чтобы худой и жестокий налог, именуемый тальей или тальями, который так часто и чрезмерно взимался, пока король находился под управлением дядьев, взимался бы и дальше. Оные тальи в ходе своего правления он упразднил и не пожелал терпеть, чтобы какие-нибудь из них вновь вводились и взимались каким-либо образом. Поэтому все люди от всего сердца были готовы страстно молиться за короля, чтобы Бог соизволил им его сохранить и даровал ему долгую счастливую жизнь и доброе здоровье»[42].
Неизвестный хронист утверждает, что странных вестников, спровоцировавших приступ безумия Карла VI, было двое. Остальные говорят лишь об одном человеке. Например, Жан Фруассар пишет, что перед королем внезапно возник какой-то человек, с непокрытой головой и босоногий. Якобы он схватил королевского коня под уздцы, остановил его и сказал, что не надо ехать дальше, нужно возвращаться назад, ибо короля предали. Хронист Мишель Пентуэн дает несколько иное описание этой встречи, но тоже ведет речь лишь об одном человеке: «Король выехал из города облаченный в доспехи, во главе своих отрядов, но едва он приблизился к лепрозорию, как повстречал какого-то несчастного оборванца, который вызвал у него сильный ужас. Как ни старались отогнать этого человека с помощью грозных жестов и слов, он следовал за королем в течение почти получаса и кричал ему страшным голосом: „Не езжай дальше, благородный король, ибо тебя предали!“»[43]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что появился какой-то безумный прокаженный, обитавший в расположенном неподалеку лепрозории, и он стал выкрикивать что-то вроде предупреждения – дескать, король, беги прочь, тебя предали…
Зычный голос прокаженного испугал одного из пажей короля, тот выронил из рук копье, и оно с лязгом ударило по шлему одного из пехотинцев. Этот звон совершенно изменил короля. Дергая головой, он молниеносно обнажил меч и кинулся на свиту с криком: «Вперед на предателей!» Он проткнул пажа, затем бросился на собственных рыцарей. Он успел убить бастарда де Полиньяка, ранил еще троих и погнался за собственным братом, который успел укрыться в лесу.
В течение часа король метался среди своих людей, пока меч в его руке не сломался, а потом его повалили на землю, после чего он впал в забытье и на повозке был доставлен в город.
Мэтр Гийом д'Арсиньи, личный врач короля, говорил, что это безумие перешло к королю от матери, и в этом с ним согласны некоторые современные историки.
Дело в том, что ни у отца короля, Карла V Мудрого, ни у его деда Иоанна ІІ и прадеда Филиппа VІ психических расстройств не наблюдалось. Но его прабабушка Жанна Бургундская, жена Филиппа VІ, отличалась дурным нравом, была злобной и деспотичной. А мать будущего короля в 1373 году, после рождения седьмого ребенка, перенесла «нервный срыв», «потеряв разум и память». Через пять лет она умерла от родовой инфекции. После этого ее брат Людовик был подвержен периодическим депрессиям.
Личный врач короля Гийом д'Арсиньи думал, что ему удалось поставить диагноз – «разлитие черной желчи и возбуждение»[44].
Он предписал Карлу щадящий режим – усиленное питание и отдых. Через месяц король начал выздоравливать, но упорно отказывался заниматься государственными делами. Он опять отдал власть своим алчным дядям, а сам проводил время в парижской резиденции, развлекаясь играми и утиной охотой.
Однако с тех пор несчастный король стал отличаться повышенной раздражительностью и болезненной чувствительностью к звукам. Мишель Пентуэн писал, что Карл VI произносил безумные слова и между ними делал жесты, неприличные для королевского достоинства. А потом он практически не двигался и не мог никого узнать.
Второй серьезный приступ безумия короля вошел в историю под названием «Бал объятых пламенем».
Примерно через год после инцидента в лесу, на празднике, организованном королевой по поводу свадьбы одной из своих фрейлин, решили разыграть шуточное представление. Участниками представления были шестеро молодых аристократов, в том числе и король. Интересно то, что переодеты они были в одежды дикарей, сшитые из льняной ткани, пропитанной разноцветным воском. Они выскочили из-за кулис и принялись исполнять некий дикарский танец, отдаленно похожий на современный рок-н-ролл. Один из пляшущих случайно коснулся факела, и пропитанный воском костюм вмиг превратил его в огненный шар. Еще трое друзей короля вспыхнули, словно свечки. Сам король так испугался, что спрятался под пышными юбками герцогини Беррийской, закрывшей его от пламени.
В результате быстрого распространения огня от ожогов погибло четыре человека. От вида горящих заживо людей рассудок короля вновь помутился, и в течение нескольких дней он не узнавал никого вокруг, отказывался от королевского сана, уверял, что никогда не был женат и не имеет детей, раздражался, когда к нему пыталась подойти королева Изабелла, и громко спрашивал: «Что это за женщина, которая преследует меня?»[45]
Болезнью короля была встревожена вся страна, ради его выздоровления служились мессы, устраивались паломничества, во имя спасения души короля из Парижа даже были изгнаны все жившие там евреи.
Через некоторое время состояние короля нормализовалось. В знак благодарности Богу за выздоровление он совершил паломничество на гору Сен-Мишель и приказал основать там часовню.
А в 1395 году у короля случилось очередное помутнение рассудка. Он разжаловал своего врача и метался по дворцу Сен-Поль с криками, что спасается от своих врагов. Карл VI снова отрицал, что принадлежит к королевской династии и пытался уничтожить изображения своего герба. Король не узнавал никого из близких, а иногда поведение короля становилось совсем диким – он швырял в огонь различные предметы и мочился на свою одежду.
Один хирург из Лиона выполнил «очищение через голову» (вероятно, тут имеется в виду трепанация), чтобы «снизить давление на мозг короля». После операции Карл испытал облегчение, но вскоре наступил рецидив.
В попытках вылечить короля прибегали даже к услугам колдунов. Не добившись успеха, придворные пришли к выводу, что Карл VI одержим нечистой силой. И в течение двух лет, используя магические заклинания и некую специальную настойку из толченого жемчуга, из короля изгоняли бесов. Ничего не помогло, и тогда колдуны обвинили брата короля в «наружной порче», после чего их пытали и казнили.
Несмотря на всевозможные способы лечения, приступы систематически продолжались. Карл VI, уже чувствуя их приближение, просил, чтобы у него и у всех придворных отбирали оружие.
Отныне существование Карла VI определялось сменяющими друг друга кризисами и ремиссиями, без надежды на выздоровление. Больной, его супруга и окружение жили в постоянном ожидании следующего приступа.
ЖАН-ФРАНСУА СОЛНОН, французский историкОдетта де Шамдивер
Королева Изабелла могла лишь беспомощно наблюдать за происходящим.
Историк Жан-Франсуа Солнон уверен: «Несмотря на сплетни, обвинявшие Изабеллу в том, что она бросила мужа, она оставалась рядом с ним и не переставала любить его, пусть даже ее чувства блекли со временем. Болезнь короля стала ее крестом»[46].
В течение шести лет во время приступов болезни мужа Изабелла исполняла свой супружеский долг: так появились на свет Екатерина, будущая королева Англии, а также будущий Карл VII.
Чтобы облегчить жизнь Изабеллы, королю в 1405 году подыскали любовницу по имени Одетта де Шамдивер, которую вскоре прозвали «маленькой королевой». Как утверждает Жан-Франсуа Солнон, «она искренне любила Карла до самой его смерти, чем позже восхищались любители романтики»[47].
Историк Андре Кастело считает, что идея относительно Одетты пришла в голову герцогу Бургундскому. Ее историк описывает так:
«Ее звали Одетта, но все ее называли иначе – Одинетта, и она была девушкой столь же приятной во всех отношениях, как и ее звучное прозвище. Она была блондинкой, такой красивой, словно только что сошла с картины художника-миниатюриста»[48].
Доподлинно неизвестно, объяснил ли герцог Бургундский девушке цель ее необычной миссии. Сказал ли он ей, что она заменит во всем королеву Изабеллу, причем якобы с ее согласия? Сообщил ли он ей, что сумасшедший король не утратил мужской силы?
В любом случае, новоявленная молодая сиделка сумела с первой же встречи завоевать сердце короля Карла VI. Как пишет Андре Кастело, «в том море хаоса, которое являла собой его жизнь, ясное, милое личико Одинетты стало для него спасительной гаванью»[49].
Одетта де Шамдивер была так хороша, что сумасшедший король сразу же успокаивался, стоило ей только войти к нему в комнату. Очень скоро он стал испытывать к ней настоящую любовь, а девушка, имея жалость к покинутому всеми человеку, вдруг тоже начала проявлять к больному нежные чувства.
Так зародилась самая удивительная любовь, которой когда-либо предавались короли. Одетта вскоре стала любовницей короля. Чтобы его развлечь, она обучала Карла VI игре в карты, которые незадолго до этого были привезены в Европу из Восточной Азии.
Она пыталась не позволять королю во время приступов объедаться, словно голодному волку, и убеждала его, что он не стеклянный. Удивительно, но именно такое представление о самом себе укрепилось в его больном мозгу. Король запрещал даже Одинетте прикасаться к нему, опасаясь, что может разбиться на куски.
Как же она лечила своего безумного любовника?
Историки уверяют, что королю посыпали голову особыми порошками, после чего их втирали в кожу, а потом бинтовали. Кроме таких повязок, прибегали еще к одному просто зверскому методу – «очищению» головы. На коже головы делали надрезы, считая, что через них из его мозга «выйдут болезненные пары».
Лишь одна Одинетта могла успокоить короля, но и ей никак не удавалось заставить его сменить одежду, так как он считал, что с него вместе с одеждой «сдерут кожу».
Одетте де Шамдивер, к ее большому разочарованию, никак не удавалось вымыть своего дорогого любовника, на теле которого «копошились блохи, червячки и скапливалась грязь»[50]. Одежда короля, которую он не снимал с себя во время кризисов, превращалась в лохмотья, так как приступы продолжались порой по несколько месяцев. И тогда молодая женщина решила прибегнуть к хитрости. Она приказала дюжине слуг раздеться догола и натереть себя черной мазью, после чего открыла перед ними дверь королевских покоев. Когда к королю в комнату ворвалась орда орущих «негров», Карл был настолько поражен, что безропотно дал себя раздеть, помыть и надеть новую одежду.
Его постоянно старались чем-то развлечь, позабавить. Когда карты утратили прежнюю новизну, к королю привели шута, притворявшегося сумасшедшим, который перед своим реально сумасшедшим хозяином выделывал такие трюки, каких никто при дворе еще не видел. Ловко подражая помешанным, он в клочья рвал на себе одежду, но больше всего доставалось его башмакам. В архивах сохранился документ, в котором написано, что за год шут испортил 47 пар обуви.
Жалость пронзала сердце Одинетты, когда она смотрела на того, кого любила. А у него никого не было, кроме нее, и он это хорошо знал. Хотя из-за своих безумных приступов король становился человеком, опасным для своего окружения, он никогда не причинил никакой боли своей нежной, ласковой, любящей Одинетте.
Одетта де Шамдивер, конечно, могла жаловаться на свою судьбу, но из архивных документов известно, что несколько месяцев в году Карл VI все-таки был абсолютно здоровым человеком, пребывая в полном сознании. Он выезжал на охоту, стрелял из арбалета, ездил верхом. И когда у них родилась девочка, он признал ее своей дочерью и дал ей имя Маргарита де Валуа.
А еще она получила в дар два красивых замка, и герцог Бургундский в 1418 году заставил передать ей право на получение подорожной пошлины в Сен-Жан-де-Лон, а также со всех дорог в окрестностях Труа.
Королева Изабелла Баварская
Изабелла Баварская (в некоторых источниках – Изабо Баварская) в это время вела жизнь «большой путаны», как скажет потом Людовик XI. Карл знал об этом, и это дало повод историку Андре Кастело удивиться: «Можно, оказывается, быть безумным королем, жить с любовницей, но в то же время не любить, когда тебе наставляют рога»[51].
Один из многочисленных любовников Изабеллы, Луи де Босредон, который к тому же без особого уважения отзывался о короле, был по его приказу арестован и подвергнут пыткам. На дыбе он признал, что был любовником королевы, за что его зашили в кожаный мешок и бросили в Сену.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нуждин О.И. Клеменция Венгерская и династический кризис во Франции начала XIV века // Научный диалог. 2013. № 6 (18). С. 8.
2
Нуждин О.И. Клеменция Венгерская и династический кризис во Франции начала XIV века // Научный диалог. 2013. № 6 (18). С. 19.
3
Нечаев С.Ю. Реликвии и сокровища французских королей. М., 2011. С. 42.
4
Нечаев С.Ю. Реликвии и сокровища французских королей. М., 2011. С. 42.
5
Нечаев С.Ю. Реликвии и сокровища французских королей. М., 2011. С. 46.
6
Басовская Н.И. Диалог короля и сословий на закате Средневековья: Карл V Мудрый // Вестник РГГУ. 2010. № 18. С. 77.
7
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 107.
8
Дженкинс С. Краткая история Англии. М., 2017. С. 95.
9
Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997. С. 441.
10
Фруассар Ж. Хроники. 1340–1350. СПб, 2012. С. 301.
11
Бонна Люксембургская была невесткой Филиппа VI, а Иоганн (Ян) Люксембургский был ее отцом. Он же с 1310 года был королем Богемии. Филипп ослеп в 1337 году во время похода против литовцев.
12
Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997. С. 442–443.
13
Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 1999. С. 544.
14
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 108.
15
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 106.
16
Phan B. Rois et reines de France. Paris, 2008. P. 104.
17
Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 1999. С. 545.
18
Мортинсон Дж. Англия. Полная история страны. М., 2018. С.77.
19
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 109.
20
Phan B. Rois et reines de France. Paris, 2008. P. 110.
21
Басовская Н.И. Диалог короля и сословий на закате Средневековья: Карл V Мудрый // Вестник РГГУ. 2010. № 18. С. 77.
22
Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 1999. С. 195.
23
Басовская Н.И. Диалог короля и сословий на закате Средневековья: Карл V Мудрый // Вестник РГГУ. 2010. № 18. С. 78.
24
Pisan C. Le livre des fais et bonnes meurs du sage roi Charles V. Paris, 1824. Р. 4–5.
25
Басовская Н.И. Диалог короля и сословий на закате Средневековья: Карл V Мудрый // Вестник РГГУ. 2010. № 18. С. 76.
26
Mandements et actes divers de Charles V (1364–1380). Paris, 1874. P. 269.
27
Les chroniques de sire Jean Froissart. Tome 1. Paris, 1835. P. 548.
28
Pisan Ch. Le livre des fais et bonnes meurs du sage roi Charles V. Paris, 1824. Р. 3.
29
Польская С.А. Король и les gens des armes перед лицом войны. Карл V и его коннетабли // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения. Минск, 2011. С. 48.
30
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 112.
31
Энциклопедический лексикон. Т. 13. СПб, 1838. С. 431.
32
Польская С.А. Король и les gens des armes перед лицом войны. Карл V и его коннетабли // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения. Минск, 2011. С. 50.
33
Аникиев М.В. Хроника первых четырех Валуа: научный проект № 20-09-00051. М., 2021. С. 13–14.
34
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 111.
35
Дэвис У.С. История Франции: с древнейших времен до Версальского договора. М., 2018. С. 112.
36
Phan B. Rois et reines de France. Paris, 2008. P. 110.
37
Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М., 1999. С. 249.
38
Chroniques de Jean Froissart. T. 9. Paris, 1894. P. 127.
39
Beaurepaire Ch. Chronique Normande de Pierre Cochon. Rouen, 1870. P. 115, 122.
40
Delorme P. Isabeau de Baviere. Paris, 2003. P. 30.
41
Солнон Ж.-Ф. Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов. М., 2015. С. 47–48.
42
Аникиев М.В. Хроника первых четырех ВаЛуа: научный проект № 20-09-00051. М., 2021. С. 17–18.
43
Chronique du religieux de Saint-Denys, contenant le regne de Charles VI, de 1380 a 1422. T. II. Paris, 1840. P. 18–20.
44
Солнон Ж.-Ф. Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов. М., 2015. С. 50.
45
Солнон Ж.-Ф. Там же.
46
Солнон Ж.-Ф. Там же. С. 51.
47
Солнон Ж.-Ф. Там же.
48
Кастело А. Драмы и трагедии истории. М., 2008. С. 30.
49
Кастело А. Там же. С. 31.
50
Кастело А. Там же. С. 32.
51
Кастело А. Там же. С. 34.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги