Книга Практический курс управления переменами. Шедевры китайской мудрости - читать онлайн бесплатно, автор Бронислав Виногродский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Практический курс управления переменами. Шедевры китайской мудрости
Практический курс управления переменами. Шедевры китайской мудрости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Практический курс управления переменами. Шедевры китайской мудрости

Девятка третья представляет дракона в стадии становления. Его оперение еще не слишком обильно, поэтому необходимо прилагать огромные усилия, соблюдая максимальную осторожность и осмотрительность, чтобы избежать беды.

Логика внутренней структуры знака наделяет третий уровень янской активностью. В данном случае она располагается еще и на пределе нижнего знака Небо, что указывает на избыток твердости и прямоты. Кроме того, внутреннее здесь всеми силами стремится выйти наружу. Это подобно тому, как обладающий большими способностями человек привлекает к себе внимание и в результате оказывается в опасной ситуации. В данный период необходимо в течение дня прилагать напряженные усилия, чтобы продвинуться дальше и выбраться из создавшегося положения, а вечером соблюдать повышенную осторожность, тогда возможно избежать неприятностей.

Комментарий «Выражение узоров в речи» гласит:

«В Девятке третьей говорится: „Благородный муж до конца дня Напряжен, а вечером насторожен, и угроза не приносит неприятностей”. О чем это? Мудрец объясняет: благородный муж продвигает Потенцию и совершенствует жизненную задачу. Верностью и верой он совершенствует свои качества. Исправляя свои слова, чтобы в них всегда была искренность, он занимается жизненной задачей. Осознав достижимое, достигает его и может быть в контакте с мельчайшим. Познав конец, заканчивает на этом и может быть в контакте с сохраненной совестью. По этой причине, занимая высокое положение, не гордится, а занимая низкое положение, не печалится. Поэтому, если Напряженно-Напряжен и в соответствии со временем насторожен, даже когда есть угроза, отсутствуют неприятности».

Человек мудрости, совершенствуя характер, идет к поставленной цели, сохраняя в сердце правду и верность высоким идеалам. В своих речах он предельно искренен, а в делах внимателен и своевременен. Когда предоставляется возможность для действия, он использует силу, чтобы овладеть ситуацией как можно раньше. Когда приходит время остановиться и закончить, он не медлит и не сомневается, так до конца сохраняя совесть и честь. Он знает, в чем предельная истина, и никогда не забывает о мелочах. Пребывая наверху, не кичится, а находясь внизу, не огорчается. Работает без устали, не покладая рук, пребывая в среде опасности, не теряет собранности, поэтому может избежать неприятностей.

Девятка третья метафорически призывает к осторожности и осмотрительности.


Девятка четвертая. Возможен прыжок в пространство бездны, отсутствие неприятностей.

Девятка четвертая – это выход вовне в область верхнего знака Небо: в Небо наверху из Неба внизу, что выражено в тексте образом прыжка в бездну. Но на этом этапе янская твердость располагается на иньской позиции. Смысл же этого несоответствия в том, что если тебе недостает определенности для решения продвигаться дальше или отступить, жди максимально благоприятного момента для действия.

Комментарий «Выражение узоров в речи» гласит:

«В Девятке четвертой говорится: „Возможен и прыжок в пространство бездны, отсутствие неприятностей”. О чем идет речь? Мудрец объясняет: когда и вверху, и внизу отсутствует постоянство, это еще не есть искажение. Когда в продвижении и отступлении отсутствует постоянство, это еще не есть отделение от стаи. Государь (мудрец), продвигая Потенцию и совершенствуясь в жизненной задаче, желает идти вместе со временем, потому отсутствие неприятностей».

Возможность для прыжка появляется потому, что обладаешь способностями и силой, умеешь правильно чувствовать время, а случай всегда предоставляется только тому, кто знает, как им воспользоваться.

Девятка четвертая рекомендует правильно воспользоваться благоприятным моментом.


Девятка пятая. Летит дракон в пространстве Неба, Ценность – в появлении большого человека.

Девятка пятая – это янская сила и твердость, срединность и правильность на позиции правителя. Традиционно пятый уровень соответствует позиции правителя всего знака, так как являет собой максимальное раскрытие вовне потенциала знака. Правитель представляет собой человека, обладающего всеми необходимыми для управления качествами: моральной силой, уравновешенностью и опытом. Летящий в Небе дракон свободен в самовыражении и полон сил для великих дел.

Комментарий «Выражение узоров в речи» гласит:

«В Девятке пятой говорится: „Летящий дракон в пространстве Неба. Ценность – в появлении большого человека». О чем это? Мудрец объясняет: одинаковые голоса резонируют, одинаковые энергии притягиваются друг к другу. Вода течет и увлажняет, Огонь приближается и опаляет. Облака подчиняются дракону, Ветер подчиняется тигру. Человек мудрости действует, а все 10 000 сущностей созерцают его действия. Корни в Небе – роднишься с верхом, корни в Земле – роднишься с низом, и в результате каждая сущность подчиняется своему разряду».

Каждая сущность следует своей природе, а Небеса – это естественная среда обитания драконов. Но заметить их может только тот, чьи достоинства и моральная сила, чистота помыслов и величие замыслов соответствуют необходимому для подобного видения качеству внимания. Когда действуешь в полном соответствии с требованием времени, становишься подобным дракону, летящему в Небе. Если человек мудрости действует, а все 10 000 сущностей созерцают его действия, значит, безупречность его действий являет образец для подражания.

Девятка пятая метафорически говорит о возможности вершить великие дела.


Верхняя Девятка. Вознесшемуся дракону – наличие раскаяния.

Верхняя Девятка находится на пределе развития знака НЕБО, здесь дальше продвигаться уже некуда. Дракон вознесся так высоко, что уже не может применить свои способности, отчего и рождаются сожаления.

Комментарий «Выражение узоров в речи» гласит:

«В Верхней Девятке говорится: „Вознесшемуся Дракону – наличие сожаления”. О чем идет речь? Мудрец объясняет: благороден, но отсутствует положение в обществе, высокопоставлен, но отсутствует признание, одаренный, а занимает низкое положение, не имеет поддержки – от действий будет лишь сожаление».

Следует помнить о том, что ситуация, достигнув предела в развитии, превращается в свою противоположность.

Верхняя Девятка метафорически предостерегает от высокомерия.


Применение Девяток. Появляется стая драконов в отсутствие главы, счастье.

Применение Девяток означает применение Напряженности в соответствии с изменениями ситуации. Дракон наделен чудесной способностью к трансформации, он отличается непредсказуемостью изменений и превращений: умеет подниматься и опускаться, увеличиваться и уменьшаться, скрываться и проявляться. Когда движешься ему навстречу, не видишь его головы, когда следуешь за ним, не видишь его хвоста. Путь совершенствования подобен управлению драконами, а встретить их стаю – безусловно, счастливый знак.

Комментарий «Выражение узоров в речи» гласит:

«Когда Скрытому дракону нельзя действовать, ян находится внизу. Когда дракон появляется в пространстве поля, его добродетель распространяется повсюду. Когда до конца дня собран-Напряжен, значит, возвращается обратно на Путь. Когда появляется возможность прыгнуть в пропасть, значит, от продвижения не будет неприятностей. Когда летящий дракон находится в Небе, это подразумевает деятельность большого человека. Когда говорится о наличии раскаяния для вознесшегося дракона, это значит, что переполнение не может длиться долго. В применении Девяток говорится о том, что Небесная добродетель не может стоять во главе.

Погруженному дракону нельзя действовать – это положение внизу.

Появляется дракон в пространстве поля – это время для убежища.

До конца дня собран и Напряжен – так делаются дела.

Возможен и прыжок в пространство бездны – нужно испытать себя.

Летит дракон в пространстве Небес – это наведение порядка наверху.

Вознесшемуся дракону наличие сожаления – бедствие от истощения.

Применение Девяток в Замысле знака НЕБО – это упорядочивание Поднебесной.

Когда говорится, что погруженному дракону нельзя действовать, речь идет о том, что янское Дыхание скрыто и таится в глубине.

Появление дракона в пространстве поля означает, что в мир приходят культура и просвещение.

Когда говорится, что до конца дня Напряженно-Напряжен, значит, что ты действуешь в гармонии со временем.

Возможность прыжка в пространство бездны означает, что на пути творческой силы Неба будет преобразование.

Дракон, летящий в пространстве Неба, – положение соответствует Потенции Неба.

Когда говорится о сожалении для вознесшегося дракона, значит, твое взаимодействие с временем достигло своего предела.

Применение Девяток в Замысле знака НЕБО проявляет установления Небес.

Замысел в знаке НЕБО значит, что есть начало, с которым сообщаешься. Ценность в Верности – это природа и настроение. Когда творческая сила Неба начинает проявлять себя, она дает красоту и Ценность всему миру, не выразить в речах, откуда приходит эта Ценность. Велик воистину знак НЕБО Напряженностью твердости, а также правильностью и срединностью – это чистое беспримесное Семя. На 6 уровнях происходит развитие и направляются настроения во все стороны. Время едет на 6 драконах, и тем самым правят Небеса. Облака передвигаются, и дождь благотворит, а Поднебесная умиротворяется.

Мудрец осуществляет действия посредством завершенности Потенции, что проявляется в его повседневном поведении. Когда говорится о скрытой силе, значит, не пришло еще время проявляться. Пока действия не достигли совершенства, мудрец не действует. Накапливая знания, он задает вопросы и учится различать, расширяет свое видение, пребывая в нем, с помощью любви к людям и доброты вершит свои дела.

В Девятке второй говорится: «Появляется дракон в пространстве поля. Ценность в том, чтобы встретиться с большим человеком». Это о Потенции государя.

В Девятке третьей двойная твердость и нет срединности. Находишься наверху, но еще не достиг Неба, а находясь внизу, уже оторвался от земли. Поэтому необходимо упорно трудиться, соответствовать времени, быть осторожным, и тогда даже при наличии опасности не будет неприятностей.

В Девятке четвертой твердость слишком большая, и нет способности удерживать равновесие. Находишься наверху, но еще не на Небе, находишься внизу, но уже не в поле, находишься в центре, но не среди людей. Поэтому возникает смятение, а смятение приводит к сомнению. Тем не менее избежишь неприятностей. Ибо большой человек смыкает свою силу с проявлениями Неба и Земли, смыкает свою ясность с Солнцем и Луной, с 4 временами смыкает свой порядок, с духами и бесами смыкает свое счастье и несчастье. В Прежнем небе не противодействует Небу, а в Последующем небе почтительно принимает Небесное время. Будучи впереди, он ждет, когда Небо выстроит необходимый момент и время будет благоприятным для действий. Он не осмеливается перечить воле Неба, а что уж говорить о простом человеке, что уж говорить о разных духовных сущностях!

Когда говорится о вознесшемся, имеется в виду, что знаешь, как продвигаться, но не знаешь, как отступать, знаешь, как накапливать, но не знаешь, как терять, знаешь, как обретать, но не знаешь, как утрачивать, разве речь идет о мудром человеке? Когда умеешь продвигаться и отступать, собирать и терять, тогда не теряешь своей правды. Это только для человека мудрости!»

Оптимальные стратегии в ситуации небо

1. На начальном этапе развития всегда ограничены силы, поэтому их нужно терпеливо накапливать, ожидая благоприятного момента. Не стоит пытаться справиться с ситуацией, превышающей твои возможности.

В период становления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) будущий правитель Лю Бан был намного слабее Сян Юя, который стал фактическим правителем царства Чу. Понимая это и избегая столкновений, Лю Бан отступил в Ханьчжун, где сосредоточил вокруг себя доблестных и талантливых единомышленников и готовился к будущему удару. Этот пример наглядно иллюстрирует стратегию погруженного дракона.

Лю Бэй, вошедший в историю как правитель позднего периода династии Хань и прославленный как один из главных героев знаменитого романа «Троецарствие», свой путь начал с того, что плел обувь из соломы, являя пример скромности и почтительности. Это еще один пример погруженного дракона, который бездействует, пока ян находится внизу.

В комментарии «Выражение узоров в речи» приводятся следующие слова Конфуция о погруженном драконе:

«Потенция дракона в укрытии не меняется для мира, не создает себе имени, удаляясь от мира, не испытывает тоски и, не видя правды, не испытывает тоски. Если что-то радует, осуществляет это, а если печалит, противодействует этому, но устойчив настолько, что не сдвинуть».

2. На втором этапе развития, когда дело постепенно начинает набирать обороты, необходимо осознать свои ограничения и искать помощи у тех, кто уже достиг стабильного и прочного успеха. Именно об этом метафорически сообщает текст Девятки второй:

«Появляется Дракон в пространстве поля, Ценно встретить большого человека».

3. На этапе успешного продвижения дела, несмотря на увеличивающийся запас сил, необходимо продолжать упорно трудиться, помня об осторожности. Временный успех легко кружит голову, а даже небольшие просчеты в планировании впоследствии могут сильно осложнить дело. Когда ты только-только оперился, твои крылья еще не настолько сильны, чтобы лететь далеко по велению сердца. Успех всегда вызывает зависть и пересуды, поэтому необходимо быть максимально осторожным.

4. На следующем этапе развития, соответствующем уровню Девятки четвертой, ты уже можешь сам определять свое будущее, опираясь на собственные силы. Тебе становятся доступными расширение влияния, владение ситуацией, чутье и понимание моментов времени, безграничная потенциальная сила и для того, чтобы продвигаться, и для того, чтобы отступать. Такое состояние подобно человеку средних лет, имеющему достаточное количество и качество знаний и опыта, чтобы действовать независимо. Здесь важно научиться использовать благоприятный момент для дальнейшего продвижения к вершинам успеха. Девятка четвертая является предвестником пика расцвета, и во времени еще есть большой резерв.

5. Пик расцвета, приходящийся на уровень Девятки пятой, можно назвать «золотым веком». Здесь, опираясь на силу и опыт, ты можешь наилучшим образом справляться с делами, действуя согласно собственным устремлениям. Сейчас можно развить все свои потенциальные возможности, претворить в жизнь любые планы. Ты подобен дракону в Небе, который использует пространство и время, верша великие дела.

6. Любая ситуация, достигнув пика своего расцвета, начинает клониться к закату, обращаясь в свою противоположность. Если в твоем прогнозе выпадает данный уровень, не берись за дела, превосходящие твои силы, не доводи ситуацию до предела и истощения. Текст о раскаянии для вознесшегося дракона предостерегает от чрезмерного напряжения собственных сил.



Знак 2

Земля

Стратегия воплощения замысла

1. Замечая мельчайшие проявления будущих изменений, сможешь предотвратить нежелательные тенденции.

2. Придерживаясь срединности и правды, стремись к широте души, но будь сдержанным и осторожным.

3. Научись пребывать в скромности, смирении и уступчивости.

4. Не обнажай свою остроту, будь четким внутри, а вовне – мягким.

5. Когда красота внутренняя проявляет себя во внешнем – все вокруг само собой преображается.

6. Уравновешивай внешнюю мягкость и податливость внутренней твердостью.


Земля, Послушность



Земля, Послушность


ЗЕМЛЯ. Замысел, Воплощение, Ценность, Верность кобылицы. Мудрецу – наличие, куда уйти. Сначала блуждает, потом обретает хозяина. Польза. На юго-западе – обретение друга, на северо-востоке – утрата друга. В спокойной Верности – счастье.


Знак ЗЕМЛЯ, состоящий из 6 иньских уровней, передает смысл Послушности и мягкости, предельным воплощением которых является способность Земли воспринимать действие Неба, питая и взращивая все сущее.

Конфуций в комментарии «Традиция последовательности знаков» комментирует знаки НЕБО и ЗЕМЛЯ следующим образом:

«Есть НЕБО и ЗЕМЛЯ, и после этого рождается множество предметов».

Знак НЕБО несет в себе изначальное намерение, приходящее из будущего, которое затем Послушно принимает Земля, вследствие чего и появляются множество предметов и явлений этого мира. Знак НЕБО – это голова, отец, правитель. Знак ЗЕМЛЯ – это мать, котел, живот, корова, – это все то, что способно в себя вмещать и питать. «Структурный комментарий» гласит:

«Воистину велик принцип Послушности знака ЗЕМЛЯ. Множество предметов обязаны ему жизнью и потому Послушно принимают Небо. Толща Земли несет на себе предметы, и сила ее безгранична. Она таит она в себе великий свет и сообщает его множеству родов. Самка лошади – это разряд Земли, она передвигается по Земле в отсутствие границ. Послушность мягкости – в Ценности в Верности, и государю (мудрецу) Послушность дает основания для действия. Сначала блуждает, теряя Путь, затем Послушностью обретает постоянство. На юго-западе обретает друга, и тогда действует в соответствии с разрядом. На северо-востоке утрачивает друга, и тогда в конце наличие празднества. В спокойной Верности – счастье: резонирует с безграничностью Земли».

Послушность мягкости создает пространство для реализации главного намерения, пустота позволяет себя наполнить, спокойствие и Верность лежат в основе мироздания. Самка лошади Послушна самцу и благодаря этой Послушности может добраться куда угодно. Ее женственность обращается к ян, обретая постоянство. Юго-запад – это область, соответствующая знаку ЗЕМЛЯ. Молодая Луна – светлое воплощение инь – становится видимой в третий лунный день, рождаясь на юго-западе, а когда лунный цикл подходит к концу, то на двадцать восьмой день ее свет исчезает на северо-востоке. Эта закономерность имеется в виду, когда говорится об обретении и утрате друга, а празднество – это приход в точку начала. На Пути Послушности выше всего ценится способность к спокойной Верности, и если ты чувствуешь ее нехватку, обратись за помощью к силе Земли.

Комментарий к «Большому образу» гласит:

«Мощь Земли – это знак ЗЕМЛЯ. Мудрый правитель берет за образец толщу Потенции, несущую на себе все предметы».

Применяя силу, рано или поздно столкнешься с еще большей силой. Но если ты способен опустошить себя, чтобы вместить и принять окружающий мир, если широтой и щедростью ты встречаешь множество изменений этого мира, если в сердце твоем есть место для того, что велико, как холмы и долины, безбрежно, как моря, ранимо, как деревья и травы, и возвышено, как горные пики, – сила твоя станет силой Земли.


Начальная Шестерка. Ступая на иней, достигнешь и твердого льда.

Начальная Шестерка – это иньская мягкость в самом начале развития ситуации. Иней – символ осени, а твердый лед – символ зимы. Это метафора поступательности развития явлений.

В комментарии «Выражение узоров в речи» говорится:

«Если накапливаешь добро, у тебя в остатке обязательно будет радость, а если накапливаешь не-добро, в остатке у тебя обязательно будет беда. И если слуга убивает господина или сын убивает отца, причина этого – не в событиях одного дня».

Все изменения являются результатом постепенного накопления разных причин, нужно учиться различать добро и зло в его самых незначительных проявлениях.

Начальная Шестерка метафорически учит видеть, как из малого развивается большое.


Шестерка вторая. Величие квадрата – в прямоте. И без практики будет Ценность.

Шестерка вторая являет собой мягкость на иньской позиции, ее расположение правильное и срединное, поэтому в тексте говорится о большой Ценности.

Комментарий к «Малому образу» гласит:

«Движение Шестерки второй позволяет посредством прямоты достигать структуры квадрата, поэтому, даже если не упражняешься специально, во всем будет Ценность».

Знак ЗЕМЛЯ – это Земля, ее Путь традиционно характеризуется как широта и просвещенность, а образы квадрата и величия выражают смысл простоты и одновременно эффективности знака ЗЕМЛЯ.

Шестерка вторая выражает идею сохранения мягкости, уравновешенности и правдивости.


Шестерка третья. Содержит отчетливость, возможна Верность, может быть, подчинишься в делах правителю, отсутствие завершенности, наличие конца.

Шестерка третья, будучи по своей природе мягкой и Послушной, располагается на активной позиции. Здесь, на пределе внутреннего знака, появляется возможность последовать вверх за кем-то, кто располагается над тобой. Яркие проявления привлекают взгляд, вызывая зависть других, поэтому иногда необходимо скрывать свои таланты и проявлять сдержанность.

Комментарий к «Малому образу» гласит:

«При содержании структуры возможна Верность: развитие посредством времени. Может, и подчинишься в делах правителю: осознание величия света».

Не выставляя наружу свои шипы, затаись в ожидании благоприятного случая. Если на время выберешь себе подходящего лидера и руководителя, за которым последуешь, значит, поймешь суть величия и просвещенности.

Шестерка третья метафорически выражает идею покорности и сдержанности.


Шестерка четвертая. Завяжи мешок, и тогда не будет неприятностей, но не будет и похвал.

Шестерка четвертая – иньский уровень на иньской позиции, мягкость здесь чрезмерна, поэтому необходимо быть осторожным, сдержанным и собранным. Если завязал отверстие мешка, то изнутри ничто не выйдет наружу, так же как и снаружи не проникнет вовнутрь. Только осмотрительность поможет избежать вреда.

Комментарий к «Малому образу» гласит:

«При завязанном мешке – отсутствие неприятностей: осторожность не повредит».

Шестерка четвертая метафорически призывает к осторожности и сдержанности.


Шестерка пятая. Желтое исподнее. В великом Замысле – счастье.

Пятый уровень соответствует позиции правителя, это главный уровень всего знака. Уравновешенную срединность Шестерки пятой украшают Послушность и скромность. Желтый цвет – традиционный атрибут императора – в нижнем одеянии символизирует величие сокровенного намерения. Здесь присутствуют и сдержанная уравновешенность внутри, и правильность, красота и мягкость вовне.

Комментарий к «Малому образу» гласит:

«Для желтого исподнего в главном – счастье: узор находится в середине».

Высокие моральные качества проявляются красиво и естественно.

Шестерка пятая метафорически указывает на большое счастье.


Верхняя Шестерка. Драконы бьются на пустоши, их кровь иссиня-черная и желтая.

Верхняя Шестерка располагается там, где иньская мягкость достигает предельного своего развития и инь превращается в ян. Поэтому, вместо того чтобы быть Послушным другим, желаешь, чтобы другие стали Послушны тебе. Инь и ян вступают в битву друг с другом там, где дальше пути уже нет, отчего и говорится о битве драконов на пустоши.

Комментарий к «Малому образу» гласит:

«Драконы бьются на поле, Путь следования знаку ЗЕМЛЯ истощен».

Если данный уровень активизируется, значит, согласие нарушено и срединность потеряна.

Верхняя Шестерка метафорически передает идею обращения Послушности в свою противоположность.


Применение Шестерок. Ценность – в вечной Верности.

Знак НЕБО оперирует твердостью Девяток, воплощая принципы управления, а знак ЗЕМЛЯ мягкостью Шестерок учит тому, как пребывать в позиции подчинения и следования, удерживая состояние великой правды, подобно великой Земле, плоть которой включает и питает множество сущностей. Поэтому в применении Шестерок и говорится о вечной Верности.