Коммерческое право
Предисловие
Коммерческие отношения в современной России проходят сегодня фазу интенсивного развития. С принятием Гражданского кодекса РФ в российском бизнесе открылись новые возможности по созданию коммерческих организаций, основанных на разных формах собственности, по самостоятельному ведению бизнеса, установлению и обеспечению новых видов коммерческих связей.
Действующее законодательство в области коммерции содержит в основном общие положения о торговых отношениях, а в ряде случаев оставляет без внимания новые бизнес-процессы, предоставляя широкий простор для частной инициативы. Поэтому в предлагаемой книге сделаны акценты на возможные способы самостоятельного правомерного поведения участников товарного рынка.
Настоящее учебное пособие разработано на основе соответствующего государственного образовательного стандарта высшего специального образования по специальности «юриспруденция». При разработке учебного материала решалась проблема формирования комплексного представления о законодательном регулировании торговой деятельности.
Учебник базируется на действующем законодательстве и теоретических разработках, он доступен и полезен читателям с разным уровнем образовательной подготовки. Важное место занимает использование опыта практической работы автора в ряде российских фирм и примеры ведения бизнеса ряда российских и иностранных компаний.
В каждой теме раскрыты основные понятия, содержатся ссылки на законодательные положения, при этом учтена проблематика ведения бизнеса в той или иной сфере торговли.
Раздел I. Общие положения коммерческого права
Тема 1. Коммерческое право в системе права
1. Предмет и метод коммерческого права
Коммерческое право – это комплексный институт гражданского права, состоящий из правовых норм, регулирующих торговые отношения.
Коммерческое право основывается на единых с гражданским правом методах и принципах.
Гражданское и коммерческое право имеют однородный предмет регулирования. Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Предметом регулирования коммерческого права является более узкий спектр отношений, связанных с переходом прав на товары на возмездной основе от одних лиц к другим.
Предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность (товародвижение) как вид предпринимательской деятельности по продвижению товаров от изготовителей через организации оптовой и розничной торговли к потребителям на основе гражданско-правовых сделок. Товародвижение включает поставку, перевозку товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировку, фасовку, подготовку товаров к продаже, реализацию в розницу. Эти операции в своей совокупности образуют взаимосвязанные звенья технологической цепи товародвижения.
Движение товаров из сферы производства в розничную торговую сеть проходит в двух формах: транзитной и складской. Под транзитом понимается такая форма товародвижения, когда товары из сферы производства направляются в розничные организации, минуя склады оптовых организаций. Складская форма товародвижения характеризуется различной звенностью, включая оптовое складское звено, посреднические организации, торговый зал магазина и т. д.
Таким образом, товарный рынок – это совокупность отношений, образованных товародвижением.
Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.
Для гражданского и коммерческого права едиными являются методы правового регулирования, представляющие собой свойственную данной отрасли права совокупность приемов, способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Методы правового регулирования должны соответствовать, быть адекватными предмету регулирования[1].
Предмет и метод правового регулирования являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно эти признаки не позволяют выделить коммерческое право в самостоятельную отрасль права.
2. Принципы коммерческого права
Коммерческое право строится на единых началах основополагающего характера, т. е. принципах, которые имеют всеобщее распространение на данную подотрасль гражданского права. Данные принципы – это платформа бизнес-отношений.
Для коммерческого права характерны следующие принципы.
1. Принцип экономической свободы, получивший свое обоснование в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
С социологической точки зрения в нашей стране идет активный процесс формирования предпринимателей как особого социального слоя, снижается разобщенность между людьми, занимающимися бизнесом, возрастает потребность в профессионализме и интеграции.
Вместе с тем в общественном сознании предприниматель – фигура загадочная, непредсказуемая, что связано с неопределенностью квалифицирующих признаков. Ошибочно к нему причисляют и участников хозяйственных обществ и менеджеров, находящихся на высоких должностях в коммерческих структурах. Поскольку в ГК содержатся признаки предпринимательской деятельности, то, следовательно, лица, ведущие предпринимательскую деятельность, являются предпринимателями.
Предпринимателями можно стать, пройдя регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Для отдельных видов деятельности предпринимателя законодательство предусматривает получение специального разрешения (лицензии) соответствующего органа.
2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная – Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т. д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.
3. Принцип единого экономического пространства закреплен в ст. 8 Конституции РФ: «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ. Также следование этому принципу подтверждается в ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Встречаются случаи, когда субъекты Российской Федерации принимают решения, противоречащие Конституции РФ (например, введение ограничений вывоза зерна за пределы территории области для сельскохозяйственных производителей, принуждение коммерческих организаций к обслуживанию только в определенных банках и т. п.).
4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный конституционный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз определенных потребительских товаров и создают искусственную монополию в лице местного производителя данного товара).
5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Очевидно, что в той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира. Но при этом есть системы регулирования более либеральные (например, в странах, объявленных оффшорными зонами), и наоборот, с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея).
Собственно, достижение баланса интересов возможно различными приемами и способами. Поскольку государственное регулирование экономической деятельности может совмещать прямые и косвенные методы регулирования, то в этом смысле показателен проводимый в отечественной экономике существенный сдвиг от прямого директивного воздействия (которое свойственно административной системе управления) к экономическим методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов, к которым относятся предоставление льготных кредитов, дотаций, субсидий, участие в конкурсах на получение заказов по госзакупкам, льготный режим налогообложения и т. п.
Интересны и поучительны примеры применения экономических методов из исторического опыта России, когда лучшим купцам Елисееву, Филиппову, Сытину за высокое качество товаров принадлежащих им предприятий, император предоставлял право стать поставщиками Императорского двора и устанавливать государственную символику на своей продукции, чем купцы гордились.
6. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Установление данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Предприниматель вправе использовать в своей деятельности свои знания, опыт, любое имущество (как собственное, так и арендованное, и заемное) для получения прибыли.
На практике есть примеры коммерческих сделок, в которых можно обнаружить нарушение этого принципа, по той причине, что сделка совершается с другой целью, т. е. относится к мнимым или притворным сделкам. Предприниматели, скрывая свои реальные намерения, упускают из виду, что их фиктивные сделки зачастую безвозмездны, значит одна из сторон не планирует получение прибыли, а следовательно, сделка не связана с их коммерческой деятельностью.
7. Принцип законности. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм и точного их исполнения всеми участниками коммерческих отношений.
Безусловно, данный принцип лежит в основе построения правового государства. Важно заметить, что принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Данный принцип указывает: предприниматель должен подчиняться закону, а не чиновнику.
Например, в Германии, если пивоваренная компания указывает на этикетке – «Reinheitsgebot», то это означает, что напиток сварен в соответствии с Баварским законом о чистоте пива 1516 года, предписывающим не использовать для его производства никаких других ингредиентов, кроме ячменя, хмеля и воды. Это показатель уважения немецкими производителями своих законов и поддержания старинных традиций качества[2].
8. Принцип инициативности и добросовестности предпринимателя лежит в основе его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.
9. Принцип свободы договора. Участники предпринимательских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида договора, в формулировании условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил (например, претензионного порядка).
10. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных производителях, продавцах, кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественной продукции), наличие коммерческой тайны. Хотя информационная безопасность для многих предпринимателей России – это сохранность информации от посторонних.
К примеру, система информационной безопасности успешно применяется в Финляндии – стране, которая в последние годы признается одной из самых безопасных стран в ЕС.
11. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Предприниматель может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты. Этому посвящены специальные федеральные законы. Причем, можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов ему был причинен ущерб.
Тема 2. Источники коммерческого права
1. Торговое законодательство
Интенсивное развитие рыночных отношений невозможно без адекватной, регулярно обновляющейся правовой базы, отвечающей интересам отдельной личности, бизнеса и общества в целом.
Коммерческое право строится на совокупности норм (нормативном массиве) и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение.
Торговое законодательство базируется на конституционных гарантиях ведения коммерческой деятельности, содержит положения гражданского права об индивидуальных предпринимателях, коммерческих организациях и их участниках, о товаре как объекте гражданских правоотношений, о вещных правах (например, право собственности) предпринимателей, о коммерческих обязательствах (например, товарный кредит), сделках (в т. ч. договорах).
Торговое законодательство состоит из совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти, в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы о товародвижении от производителя к потребителю.
Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В Конституции содержатся принципиальные для рыночной экономики установления, ставшие принципами коммерческого права, например, о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим торговые отношения, является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году.
Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. Это означает, что нормы первой части Гражданского кодекса применимы к торговым отношениям по тем вопросам, которые не урегулированы во второй части Гражданского кодекса и в специальном законодательстве.
Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию федеральных законов, регулирующих коммерческую деятельность:
1) законы, устанавливающие правовые требования к предпринимателю и его бизнесу: Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», ФЗ от 2 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете», ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
2) законы, формирующие основные правила устройства и функционирования товарного рынка: ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», ФЗ от 30 декабря 2006 года «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле», ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3) законы, устанавливающие правовое положение и функционирование коммерческих организаций: ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и т. д.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован ФЗ от 14июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.
Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (например, о торговле), так и многосторонние (например, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге).
Гражданский кодекс РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального российского законодательства, решая вопрос в пользу международного.
В состав торгового законодательства входят подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента РФ, затем Постановления Правительства РФ и, наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Например, действует Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 января 2005 г. № 101 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок». В приказе определяются правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и обследований, а также испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимых Роспотребнадзором, федеральными государственными учреждениями здравоохранения, а также другими аккредитованными организациями. Основаниями для проведения всех этих мероприятий служат предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, заявления, поданные гражданами и юридическими лицами.
Указанные акты принимаются в целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных отраслях экономики и не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В течение десяти дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов.
Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе.
Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления, в основном это касается реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
2. Незаконодательные источники
В связи с образованием многих крупных компаний в рыночной экономике возрастает роль корпоративного права, которое формируется из нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами (в основном хозяйственными обществами) в целях регулирования собственного организационного устройства и предпринимательской деятельности. К корпоративным актам относятся: Устав, положения об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества; положения о филиале и об отделе и т. д. Например, во внутренних актах фирмы могут быть распределены полномочия менеджеров по заключению коммерческих договоров; установлен правовой режим коммерческой тайны и т. д.
В тех случаях, где предпринимательская деятельность субъектов не урегулирована нормативно-правовыми актами и договором, может применяться еще один источник права – обычай делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора». Отсюда следует, что обычай делового оборота может рассматриваться предпринимателями в качестве источника права, регулирующего их отношения лишь при наличии пробелов в законодательстве и отсутствия условий в договоре.
Заключая коммерческий договор, стороны договора могут сделать в нем ссылку на применение ими уже официально отмененного нормативно-правового акта. Именно таким образом, в качестве обычая делового оборота, предприниматели используют Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР при Совете министров СССР от 25.04.1966 г.).
Обычаи делового оборота, зачастую формулируются в документах авторитетных общественных организаций. Таковы, например, издаваемые Международной торговой палатой различные типовые договоры, правила расчетов, правила ИНКОТЕРМС.
По мнению таких авторов как Вилкова Н. Г. и Розенберг М. Г., ИНКОТЕРМС отвечает признакам обычая делового оборота. С вступлением в силу ч. 3 ГК РФ действует следующее правило (п. 6 ст. 1211 ГК РФ): если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Как видно из данной нормы Гражданского кодекса, в новых условиях прямая отсылка к ИНКОТЕРМС не обязательна. ИНКОТЕРМС признается правовым обычаем и, следовательно, основанием для применения ИНКОТЕРМС будет не ссылка на этот документ в контракте, а положения ст. 5 ГК РФ, согласно которой Международные правила толкования торговых терминов как сложившееся и широко применяемые в области международной торговли правила поведения признаются обычаем делового оборота.
Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ в ряде своих решений зачастую применяет ИНКОТЕРМС даже в отсутствии ссылки на них в контракте.
Рекомендации. Если исходить из понимания того, что законодательство интенсивно изменяется, и в любом случае не в состоянии регулировать все аспекты коммерческих отношений, их участникам следует тщательно вырабатывать корпоративные нормы внутри компаний и документировать внешние отношения с партнерами по бизнесу в договорах, где обычай делового оборота должен становиться условием договора.
3. Комментарии законодательства
Стоит обратить внимание на наличие в правовой системе России таких актов как Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, которые не являются источниками права. Это объясняется тем, что исторически Россия принадлежит к континентальной, а именно, романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие, например, от США и Великобритании) источниками права не являются. Но выраженная в Постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых решений, судебная практика по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.