banner banner banner
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости

Одежд померкнут, зная,
Что есть извечный свет
И вечной силы пламя.
Я – то, что сверх побед,
Я – то, что сверх желаний,
Я – то, что сверх любви
И жарких расставаний…
Во мне свершилось все,
Все части – в единеньи,
Жена и муж во мне;
И смерть, и воскрешенье…
Закат и вновь рассвет…
И шторм, и штиль – все части
Соединяю я.
Поэтому я – с-частье.
И если все в тебе
Есть в целом состояньи,
То ходишь ты легко
И в пышном одеяньи,
И бедный балахон
Торжественнее флага…
Спасибо – вкусный хлеб…
Щедра с водою фляга…»

Татьяна Василец

Благодарности

Прежде всего, я благодарю моего соавтора по созданию инициационной терапии Романову Наталью Валентиновну, ростовского психолога, обучающего терапевта Международного общества кататимного переживания образов (МОКПО), мил-тонтерапевта, клинического психолога. Ее идеи и результаты ее многолетней практической работы, а также подобранная ею литература стали важнейшими вкладами в создание инициационной терапии и этой книги. Целый ряд ее идей легли в разработку инициационной теории – архетипического анализа.

Благодарю за предельно внимательный подход к редактированию этой книги моих научных рецензентов: Вознесенскую Елену Леонидовну, кандидата психологических наук, арт-терапевта и инициационного терапевта из г. Киева, и Короткову Елену Валерьевну, кандидата психологических наук, вице-проректора Северо-Кавказского института антропологии и прикладной психологии г. Ростова-на-Дону.

Благодарю многочисленных участников инициаций, в течение нескольких лет принимавших участие в клиентской работе по методу инициационной терапии.

Я очень признательна первым российским инициационным терапевтам. Благодаря материалам, полученным в ходе их психологической практики, родился целый ряд теоретических и практических положений инициационной терапии. В г. Ростове-на-Дону это практические психологи Олешко Тамара Николаевна, Баранник Ирина Петровна, Горбаткова Зоя Алексеевна, Навалихина Лада Святославовна.

Благодарю Хлебову Лилию Петровну за организационное участие по завершению работы над этой книгой.

Благодарю моих киевских единомышленников, ставших первыми специалистами по инициационной терапии на Украине, а также вдохновителями создания многих инициаций и авторами собственных инициационных техник. Это кандидат психологических наук Вознесенкая Елена Леонидовна, Гундертайло Юлия Даниловна, Перчикова Елена Эрнестовна, Лягущенко Ирина Витальевна, Бабкова Татьяна Николаевна, Лунёва Наталья Юрьевна, Майсак Лариса Николаевна, кандидат психологических наук Скнар Оксана Николаевна, Моцарская Елена Васильевна, Иванова Наталья Федоровна.

Благодарю Волкову Надежду Анатольевну и участников групповых инициаций за бесценную информацию об их опыте самостоятельной работы в инициационной терапии.

Благодарю за предисловие к этой книге и за аналитические подсказки Винокурова Вячеслава Викторовича, врача, специалиста по биоэлектрографии.

Благодарю мою дочь Дарью за отзывы об этой книге, которые помогали мне делать текст более понятным.

Благодарю всех моих близких, подруг и друзей, вдохновлявших этот труд.

Предисловие 1

Для меня быть причастной к выходу в свет книги «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака» как почетно, так и ответственно.

Тема взаимоотношений мужчины и женщины во все времена вызывала трепет и усиленное биение сердец. С одной стороны, принято считать, что любовь не поддается научному анализу, но с другой – она никогда не перестанет волновать умы как ученых, так и остальных людей. В наши дни тема отношений между мужчиной и женщиной приобретает особую актуальность: разрушаются семьи, угасает любовь, и нет ответа на вопрос почему.

Невозможно недооценить значимость этой книги, как невозможно переоценить смелость ее автора, которая вместе со своей коллегой дает собственный ответ на вечный вопрос о таинстве отношений между мужчиной и женщиной. В книге представлены результаты практической работы двух ростовских психологов – Татьяны Василец и Натальи Романовой, ее соавтора в создании архетипической идеологии и терапии посредством инициаций.

Эта книга – для мужчин и для женщин, про мужчин и про женщин, таких, какими мы являемся, и таких, какими мы хотели бы быть. Осознание себя Мужчиной или Женщиной является естественной потребностью человека. Каждый из нас, кем бы мы ни были по своему статусу, профессии, социальной роли, является в то же время или мужчиной, или женщиной. И никак иначе.

Книга представлена двумя частями, первая из которых посвящена анализу мужественности и женственности, а вторая – практической инициационной работе.

Отношениям мужского и женского в нашем мире, отношениям современных мужчин и женщин посвящена глава 1. Какими являются современные мужчины и женщины? Какими они были прежде? Куда мы держим путь? Что ждет нас за поворотом? Какими должны быть истинные Мужчина и Женщина?

В главе 1 поставлены проблемы. Она не только обращает нас к далеким предкам, но и открывает ценности будущего, к которым уже сегодня мы все невольно стремимся, отыскивая верные пути. Это напоминает подготовку неофита к инициации, к переходу, к испытаниям.

Глава 2 погружает нас в тонкости пути от инфантильности к зрелости. Тут появляются волшебные фигуры нашего внутреннего мира: Феи и Богатыри, Король, Королева, Целитель, Ведьма и другие персонажи. Но это не сказка, это – путешествие в глубины бессознательного. Эта глава дает тот самый ответ на вопрос о розах и шипах отношений между мужчиной и женщиной. В ней читатели познакомятся с тем, как устроена личность человека с точки зрения мужского и женского ее начал, встретятся с теорией, которая успешно работает, поскольку выросла из практики и из самой жизни. Любая модель, естественно, есть удобное упрощение реальности. Однако теорию, которую создают практики, стоит рассматривать практически: это удобный рабочий инструмент для строительства счастья.

Глава 3 предоставляет нам возможность сразиться с Драконом – драконом нашей инфантильности и зависимости: здесь мы можем ближе познакомиться с нашими страхами и нашими неисчерпаемыми возможностями. Мы можем вырасти, но можем предпочесть остаться в уроборическом состоянии слияния. Глава 3 предлагает обратиться не только к разуму, но и к Душе, зачерпнуть живительной влаги из бесконечного источника коллективного бессознательного, где всегда достаточно сил, чтобы победить в неизбежной духовной битве между внутренними тьмой и светом.

Следующая, глава 4 позволяет заглянуть в содержание женской стороны внутреннего мира Мужчины и мужской стороны в Женщине, рассматривает, как мы воспитываем наших детей, благодаря чему формируются их мужественность и женственность.

Еще более глубоко позволяет исследовать семью глава 5: что составляет основу семьи, как формируется родовое сознание, где спрятаны сокровища родовой мудрости? Одним словом, как жить долго и счастливо?

Волшебный мир главы 6 позволяет нам заглянуть в сказку Обращение к сказке и мифу при исследовании Души более чем закономерно. Сказка и миф издавна являются передачей инициатического знания. В главе 6 содержится архетипический анализ знания о созревании духовных свойств мужественности и женственности, которое несут сказки. Это еще один вклад в богатое наследие юнгианских аналитиков, посвященное архетипическим образам культур разных народов (Калшед Д., Франц М.-Л., Джонсон Р.А., Эстес К.П., Бреусенко-Кузнецов А.А.), благодаря которым нам открываются пути мужских и женских инициаций.

Глава 7 обращает нас к заветной границе между мужским и женским мирами – она посвящена законам, по которым строятся взаимоотношения современных мужчин и женщин. Как развиваются эти отношения? Какие проходят стадии? Где и почему может случиться «застревание» в процессе развития взаимоотношений? Каковы пути их исцеления? Именно здесь, на мой взгляд, следует искать ответ на вопрос, почему распадаются семьи и как этого избежать.

Вторая часть книги посвящена практическому опыту инициационной терапии, опыту реальных участников инициаций. Судьбы этих людей, их радости и победы, неудачи и огорчения не оставят равнодушными ни профессионала-практика, ни других читателей.

Отдельно хотелось бы сказать о самой идее проведения инициаций. Инициационная терапия равно и нова, и стара как мир. Инициации были всегда, поскольку у человека при переходе на следующую ступень социального существования всегда была потребность прикоснуться к сакральному. Но из нашей повседневной жизни стремительно исчезает культура инициаций, в то время как живая потребность в них остается. Наши дети растут без осознания своей женственности и мужественности, растут как бесполые «человеки», потеряв глубинную связь со своим естеством. Поэтому современному обществу так необходимы новые пути развития, новые инициационные формы, новые психические реалии проживания посвящений, таинств становления истинных Мужчины и Женщины.

Инициационная терапия может рассматриваться даже не как вид психотерапии, а как альтернатива психотерапии. Метод инициаций уникален тем, что может как принимать различные собственные формы, так и опираться на подходы различных практических направлений психотерапии: психодраму, направленное воображение, арт-терапию, танц-терапию, телесно-ориентированную терапию и многие другие. Проживание инициаций всегда будет ответом, откликом на потребности современного человека в духовном развитии.

Несмотря на то что книга Татьяны Василец является серьезной научной работой, она написана в таком стиле, который доступен и интересен не только профессионалам, но всем, кто испытывает потребность переосмыслить отношения мужчины и женщины, а также тем, кто обращается за психологической помощью в решении проблем взаимоотношений в семье. Собственно сама книга, которую вы держите в руках, посвящает каждого читателя в тайное знание, инициирует в прямом смысле слова. Она помогает осуществить переход в иное сущностное понимание мужественности и женственности, приблизить к гармонии сакральное взаимодействие внутренних мужских и женских структур личности.

Я рада, что эта книга, по-мужски научная и по-женски эмоциональная, вышла в свет. Надеюсь, благодаря ей и благодаря инициационной программе Татьяны Василец и Натальи Романовой еще немало женских глаз засияет счастьем и любовью, немало расправится мужских плеч, готовых взять на себя ответственность за женщин и детей.

Елена Вознесенская,

кандидат психологических наук, г. Киев

Предисловие 2

Несмотря на то что тема взаимоотношений мужчины и женщины стара как мир, тайна гармонии между представителями сильного и слабого полов до сих пор не раскрыта. В книге «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака» автор приоткрывает завесу этой тайны и показывает путь к успешным отношениям в паре. Он лежит через обретение зрелости с помощью инициаций – незаслуженно забытого наследия предков.

Путем архетипического анализа автор показывает, каким образом отсутствие инициаций, направленных на своевременную сепарацию (эмоциональное отделение от родительской семьи), приводит к подавлению мужских и женских энергий у человека любого пола. Многолетний практический опыт, описанный в книге, убеждает, что инициационная работа с использованием мужских и женских архетипических персонажей или архетипических тем – один из эффективных способов обретения истинной зрелости. Например, инициация «Благословение» предстает одним из мощнейших духовных ритуалов смены типа ответственности. Во время благословения происходит символическое умирание ведущего положения ролей дочери или сына, что позволяет родиться новым ролям – мужа или жены.

Читателям книги предстоит увидеть, что бурные страсти между мужчиной и женщиной – не что иное, как псевдолюбовь. Она относится к области зависимых отношений. Вот почему нередко женщина, выйдя замуж «по любви», впоследствии начинает ощущать себя «томящейся в плену и ожидающей избавителя, за которого она готова принять как первого встречного, так и собственного ребенка». Вот почему пылкий влюбленный муж со временем тоскливо смотрит по сторонам в поисках женщин, у которых он мог бы найти подтверждение своей формирующейся мужественности. Истинная же любовь – спокойное глубокое чувство духовно зрелых людей. Оно подобно незримо льющемуся потоку света, дарящему ощущение легкости, свободы и в то же время наполненности и причастности.

Принято считать, что если тему мужского и женского поднимает женщина, то она в споре с мужчинами поет оду женственности, и наоборот. Автор этой книги убеждена, что именно мужское начало – невидимое у женщины и очевидное у мужчины – отвечает за развитие личности в первую очередь, именно мужское прежде всего призвано защищать и вести личность за собой. В книге показано, как от зрелости мужской части личности зависит расцвет ее женского начала и благополучие человека в целом.