banner banner banner
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по архетипическому анализу и инициационной терапии мужской и женской зрелости

Мужские и женские «несовершенства» получают в этой работе свое обоснование как признаки классических этапов духовного созревания мужчины и женщины. О волшебных женских свойствах – умении принимать, накапливать и сохранять – говорится, что они во внутреннем мире человека любого пола прежде всего должны служить мужскому началу, а только затем детскому, от чего детская часть личности отнюдь не страдает, а только приобретает. Так и во внешнем мире здоровая пара мужчина-женщина отражается во внутреннем мире их ребенка как мужская и женская половинки его Я, становясь основой его личностной целостности.

Книга сочетает в себе глубокий анализ с доступностью и красочностью изложения. Она может быть интересна самому широкому кругу читателей.

Елена Короткова,

кандидат психологических наук, г. Ростов-на-Дону

Предисловие 3

Подобно завороженному ребенку, опуститесь на колени перед… природой, в какие бездны ни вел бы указуемый ею путь; иначе вы ничему не научитесь.

    Т. Гексли

Основные понятия инициационной терапии базируются на представлениях, данных К. Г. Юнгом об архетипах, то есть как их определил Р.А. Уилсон в своей книге «Психология эволюции»: «Боги, богини, демоны, лешие и другие персонификации программ ДНК, которые управляют нами». То же заметил основоположник семантики Альфред Кобжинский: «Те, кто правит символами, правит нами». Если мы не научимся управлять своими символами, ими будут управлять другие силы.

В инициационной терапии даны практические основы такого управления. Они представляют собой хорошо и эффективно работающий духовный инструмент постижения внутреннего мира человека.

Приоритет мужского и женского начал, их совместное сосуществование внутри одной психической реальности человека беспокоили многие архаичные общества, сторонников герметизма и гностицизма. В средневековье особенно глубокий интерес к этому вопросу обнаруживал Леонардо да Винчи, а также одна из самых загадочных инициатических организаций – орден тамплиеров.

В алхимии символом совершенной Великой Работы выступал гермафродит – в буквальном значении этого слова: сплав в одном лице бога Гермеса с богиней Афродитой. Леонардо был зачарован гермафродитами настолько, что исписывал соответствующими рисунками лист за листом. Эти впечатления великого мастера были посвящены не внешней, а внутренней – психической реальности человека.

В недавно опубликованной работе, посвященной анализу портрета загадочно улыбающейся Моны Лизы, утверждается, что ею был не кто иной, как сам Леонардо. Исследователи доктор Дигби из клиники Модели в Лондоне и Лилиан Шварц в лаборатории Белл в США с помощью изощренной компьютерной технологии независимо друг от друга совместили портрет с лицом художника и получили в результате полное совпадение черт. Может быть, то была просто одна из остроумных шуток художника, предназначенная для потомков, но есть и другая возможность: Леонардо, будучи алхимиком, придерживался идеи о достижении Великой Работы, то есть гармоничного соединения противоположностей, преодоления дуальности мира.

Некоторые верят, что это достижение может иметь столь глубокое физическое воздействие, что возможна даже перемена пола – вероятно, отражением этой концепции и является Мона Лиза. Гермафродит символизирует также момент оргазма – полное слияние мужчины и женщины, временное исчезновение границ между ними, мистическое осознание слияния со Вселенной.

В убранстве готических соборов есть много любопытных фигур – от демонов до Зеленого Человека. Но некоторые из них выглядят довольно странно: элемент каменной резьбы Нантского собора изображает женщину, смотрящуюся в зеркало, хотя ее затылок есть лицо старика. А в Шартрском соборе резная Царица Савская имеет мужскую бороду! (Л. Пикнет, К. Принс, 1997).

Соединение мужского и женского проявляется и в известном физиологическом факте: в организме как мужчины, так и женщины синтезируются мужские и женские половые гормоны в различных для мужчин и женщин пропорциях, что подразумевает наличие определенных структур личности, носящих женские и мужские черты.

В то же время современная наука отмечает не только различия в строении и структуре мужского и женского мозга, но и тот факт, что мужчины и женщины по-разному используют свой мозг. В решении комплексных ментальных задач женщины в основном стремятся использовать обе полусферы: эмоциональный, чувствительный правый мозг и разговорчивый, аналитический левый. Поэтому женщине свойственно более широкое отношение к жизни. Мужчины же, больше используя для решения задач левый мозг, в первую очередь фокусируются на конкретных проблемах.

Наблюдается и взаимопроникновение мужской и женской частей личности друг в друга. В Древнем Китае считали, что все вовремя приходит и вовремя уходит, то «инь», то «ян» набирают силу, и на грани Великого предела («Тай-цзы») начинается обратный путь, они меняются местами (Григорьева, 1992).

Тот, кто хочет научиться использовать все преимущества мужской и женской частей своей личности, наладить их диалог и творческое сотрудничество, получит результат в виде постепенного изменения окружающей физической реальности.

Одним из современных путей установления гармоничного единства мужской и женской частей психики является метод инициационной терапии мужской и женской зрелости. Метод подразумевает наличие во внутреннем мире человека определенных архетипических программ, формирующих мужественность и женственность. Чтобы они работали полноценно, предлагается введение дополнительного ключа в виде сюжетной темы инициации, которая «запускает» архетипическую программу или «перезагружает» ее.

В теории инициационной терапии выделена иерархия таких программ, описывающая их от наиболее простых к более сложным, а также выявлена фрактальность архетипических областей, то есть их самоподобие, не являющееся идентичностью. Если сознание структурировано упорядоченными фракталами, это формирует личность как самоподдерживающуюся систему с очень высокими адаптивными способностями.

Наиважнейшее место в архетипической системе личности занимают описанные автором книги сакральные центры, которые представляют собой пограничные области между горизонтально связанными мужскими и женскими архетипическими функциями. Именно по состоянию пограничного слоя взаимодействующих между собой мужской и женской структур можно судить о состоянии системы личности в целом и о тенденциях в ее поведении и развитии.

Но самое главное – это то, что инициационная теория и практика достижения мужской и женской зрелости, достаточно ясно отражая невыразимую сложность внутреннего мира, содержит в себе богатый практический подход к управлению здоровьем и состояниями человеческой Души.

Вячеслав Винокуров,

врач, специалист по биоэлектрографии, г. Ростов-на-Дону

О последователях К.Г. Юнга

В наши дни не только в психологических, но и в более широких культурных кругах можно наблюдать вторую (после 1910 – 1920-х гг.) волну интереса к психоанализу и альтернативным течениям глубинной психологии, прежде всего, к юнгианству

Выход книги Т.Б. Василец «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака» представляется знаменательным на фоне неутихающих разговоров о гендерной идентичности (понятие более чем расплывчатое), маскулинизации женщин и феминизации мужчин, феминизме, «катастрофе мужского характера», а также в свете весьма популярных ныне дискуссий о роли женщин в истории, о женщинах во власти и т. д.

Нередко имеет место искусственное противопоставление мужского и женского принципов в разных сферах культурной жизни, прежде всего во взглядах на власть, доминирование, устройство семьи и общества. При таком противопоставлении исконное архетипическое различие и противоречие мужского и женского трактуется не как источник творчества, развития, созидания и предпосылка интеграции, но как повод к конфронтации и борьбе.

Юнг писал, что в Душе каждого мужчины содержится неосознаваемый в полной мере образ Женщины. Этот женский образ аккумулирует эмоциональные аспекты ранних отношений с матерью и все отвергаемые и подавляемые в социуме женственные (фемининные) черты мужской психики. Эта структура получила латинское обозначение «Анима» (Anima — дословно «Душа»). Аналогичный компонент в психике женщины, интегрирующий маскулинные черты и определяющий отношения с представителями «мужского мира», получил название Анимус. Эта концепция опирается на древнейшее знание, кратко представленное знаменитой мандалой Инь-Ян.

Согласно этой концепции, каждый человек независимо от пола в психологическом отношении является андрогином, и его осознанная половая идентичность (мужская или женская) дополняется противоположной по назначению бессознательной подструктурой – Анимой или Анимусом. Осознать и принять женскую (в случае мужчины) или мужскую (в случае женщины) неосознанную часть своей психики – это не менее важная задача индивидуального развития, чем поиск своей «половины» во внешнем мире. Одновременно это шаг к пониманию значимых других — партнеров, возлюбленных. Собственно, решение этой задачи и открывает путь к сакральному браку.

Как мужское и женское приходят к союзу, согласию, интеграции в Душе человека? Какие пути и символы этой интеграции предлагают индивидууму социум, культура, различные духовные традиции и практики? Этот вопрос давно уже стал ключевым для юнгианской мысли. Исследование этой довольно запутанной и всегда актуальной проблематики, будь то накопление феноменологических данных или разработка психотерапевтических методик, представляет большой интерес и может оказаться весьма полезным для решения самых различных, как научных, так и житейских задач.

В свете сказанного уверен, что оригинальная работа моей коллеги Татьяны Василец найдет достойный отклик у читателя.

Филатов Филипп Робертович,

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ЮФУ, президент Ростовской психоаналитической ассоциации

Истории успеха участников инициаций

Психика не бывает мужской или женской – она одновременно и мужская, и женская.

    Мэрион Вудман

«За полтора года индивидуальной работы в инициационной терапии в моей жизни произошло много изменений.

Я перестала быть гиперопекающей женой и мамой. Мое чувство вины, которое мучило меня по любому поводу, исчезло. Теперь я знаю, что не во всех бедах, происходящих вокруг меня, виновата я.

Мой муж стал настоящим главой семьи. Он получил хорошую должность. Его зарплата стала выше моей. Он самостоятельно принимает важные для семьи решения. Вначале мне было трудно мириться с тем, что от меня уходит власть в семье. Но теперь я вижу, как это гармонично и как мне легче жить, потому что я не должна больше выполнять несвойственные женщине обязанности – отвечать в семье решительно за все.

Я тоже перешла на новое место работы – оказалась в хорошей компании и на хорошей должности. Я победила страх водить машину, езжу самостоятельно. Моя карьера развивается достаточно стремительно. Кроме того, я стала изучать английский язык.

И самое главное. Мы обратились к специалисту по инициационной терапии мужской и женской зрелости за помощью в связи с заболеванием нашего ребенка. У него бронхиальная астма. В начале терапии у него еще два раза повторялись астматические приступы, но теперь – уже в течение года – приступов не было ни разу. Пишу об этом в заключение, так как мне до сих пор не верится, что с помощью терапии, причем только в адрес матери, можно бороться в этой болезнью. Но факты – упрямая вещь. Это действительно так».

Елена, 32 года, г. Ростов-на-Дону

«Участвуя в групповой инициации по работе с мифом «О Психее и Эросе», в определенный момент я почувствовал себя в каком-то новом мужском качестве. Я ощутил уверенность, самодостаточность, возникло переживание своей силы, понимание, что я могу более уверенно принимать решения.

Меня заинтриговала инициационная терапия. Интересно, ново… Считаю, инициации очень важны для настоящего становления мужчины. Если этого не происходит в семье, очень важно иметь такую возможность в другой среде. Процесс инициирования нужен для развития полноценной личности».

Всеслав, 36 лет, г. Ростов-на-Дону

«Мотивы. Сначала завораживало название темы групповой работы – «Мужчина и Женщина». В ситуации, когда годами как-то не складывается личная жизнь, когда вместо вожделенного тепла и покоя лихорадит от никак не устраивающих отношений, это название выглядит панацеей. Ожидаешь, что, наконец, мудрый и знающий ведущий устроит все, как надо, и мужчины повернутся к тебе правильным лицом.

Первое откровение было таким: никто не собирается объяснять, как жить. Речь идет о регулировании взаимоотношений между какими-то 14 архетипическими функциями внутри нас, о взращивании какого-то внутреннего мужчины (внутренней женщины).

Методика тоже изначально вызывала недоумение. Предлагалось вжиться в нелегкий путь обретения счастья сказочными и мифологическими героями всех времен и народов. Но заинтриговало страшно… Слава Богу, люди, рекомендовавшие мне курс инициационной терапии мужской и женской зрелости (программу «Мужчина и Женщина»), заранее предупредили о возможности глобальных перемен. Перемен хотелось давно!..

Перемены. Они не замедлили сказаться практически сразу. Все. Сначала в виде проблем, очевидных, как герой на сцене в свете прожектора. Здоровье, сын, подруги, мама, любимый – именно в такой последовательности… Перестала устраивать степень их состоятельности, место в моей жизни, двусмысленность взаимоотношений – все, что за давностью лет было основательно вытеснено, дабы не мешало. И не мешало, как казалось. Но тут стало мешать почти одномоментно. И довольно сильно.