Книга Взгляд сквозь века - читать онлайн бесплатно, автор Анри Тюза. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Взгляд сквозь века
Взгляд сквозь века
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Взгляд сквозь века

Матфей в главе 13 своего евангелия сгруппировал семь притчей, которые не все приведены у двух других синоптиков.

Подлинность второй притчи – о плевелах, и седьмой – о неводе, имеющихся только у Матфея, весьма сомнительна. Остальные просто довольно странные.

Позднейшие притчи Матфея, из которых у Марка встречается лишь притча о виноградарях, а у Луки, кроме того, притча о пире и о минах, и к которым можно еще причислить притчу о верных рабах (Матфея 24:14–30; Лука 12:42–48) и о десяти девах (Матфея 25:1 и сл.) – подвергались впоследствии разным переделкам со стороны других авторов и, вообще, наводят на мысль, что они не подлинные изречения Иисуса.

Третью группу составляют притчи, которые характерны для Луки и которые, в свою очередь, распадаются на две несходные подгруппы, явно имеют совсем других авторов.

Все они так живо напоминают разные сказания о раввинах из Талмуда, что многие давно уже предполагали о том, что все они выдуманы иудео-христианами, чтобы показать, что в умении вести диспут Иисус ничуть не уступает иудейским знаменитостям.

А у Иоанна притчи о добром пастыре (Иоанна 10:1–5) и о винограднике (Иоанна 15:1 и следующий.) – только аллегории, а не притчи.

Матфея 17:24–27: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.»

В данном случае надлежало добыть деньги, необходимые для уплаты храмового сбора за двоих людей в размере четырем дидрахм или одного статира.

Дидрахма – серебряная монета Древней Греции, равная 2 драхмам, определенная дань на храм.

Тетрадрахма – серебряная монета Древней Греции, равная четырем драхмам.

Статир (статер) – античная монета, равная по номиналу греческой тетрадрахме.

В Тире находился ближайший к Иудее монетный двор, наверно оттуда рыба и принесла сатир? Еще вернемся к деньгам Иудеи.

Иисус решил добыть эти деньги чудом, но отчего же не добыть их прямо чистоганом?

«Что рыбы часто проглатывают драгоценные предметы и хранят их у себя в желудке, это было всем известно уже со времен Поликрата; но что у рыбы, поймавшейся на удочку, кроме крючка может поместиться в пасти также и монета, этому еще не было примера в истории Вселенной».

Давид Фридрих Штраус.

Давид Фридрих Штраус (27 января 1808 год, Людвигсбург – 8 февраля 1874 год) – германский философ, историк, теолог и публицист, родом из Вюртемберга.

Поликра́т (574 год до н.э. – 522 год до н.э.) – тиран греческого островного города Самос, правивший приблизительно в 538 до н.э./535 до н.э. – 522 году до н.э. гг. Известен своим масштабным строительством и морским пиратством.

Перстень Поликрата: «Поликрат приказал приготовить корабль, поднялся на него и велел морякам взять курс в открытое море. Когда они отплыли далеко от острова, он снял с пальца драгоценный перстень и на глазах у моряков бросил его в море. Затем вернулся домой и стал очень печалиться из-за утраты дорогой ему вещи. Несколько дней спустя рыбак поймал великолепную рыбу. «Такая рыба прямо просится на царский стол», – подумал рыбак и решил отнести ее царю. Он подошел к дворцу, постучал в ворота и попросил, чтобы его провели к царю. Представ перед Поликратом, рыбак молвил: «Посмотри, царь, какую рыбу я поймал сегодня утром! Хоть я бедный человек и живу за счет того, что добуду, я решился не нести ее на рынок. Это рыба для такого могучего царя, как ты, и я дарю ее тебе». Обрадованный царь сказал: «Твоя преданность радует меня. Спасибо тебе за добрые слова и за подарок. А в награду приглашаю тебя на обед». Рыбак пошел домой очень гордый тем, что царь пригласил его на обед. Повара разрезали ее и окаменели от испуга. В брюхе рыбы сиял, словно солнце, царский перстень с печаткой. Старший повар извлек его и с радостью понес царю. Рассказал, как нашел перстень, и закончил словами: «Какой же ты счастливый, царь! Боги вернули тебе твою драгоценность».

Матфея 14:28–31: «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?»

Неудачное хождение по воде присутствует только у Матфея, как и многочисленные воскрешения после смерти Иисуса только у Матфея.

Матфея 26:64: «Иисус сказал ему: …отныне узрите Сына Человеческого, сидящего справа от силы и идущего на облаках небесных». Автор этой вставки, конечно, знал, что священники не увидели Иисуса на облаке.

Иисус цитирует Даниила 7:13–14: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до, Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть…» Перевод целенаправленно искажен: убрано «как бы» в отношении «Сына Человеческого». Заодно евангелист творчески представил Иисуса одновременно сидящего и идущего.

Картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Матфей, для остальных картина видимо не важна.

Матфея 25: 31–46: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо, алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»

Хотелось бы увидеть большее число высказываний Иисуса, и меньший объём текста Матфея, но увы видим сборные тексты.

Нагорная проповедь

Иисус, как полагают некоторые произнёс эту проповедь около 30 года н.э.

Самая известная часть Нагорной проповеди – «Заповеди блаженства», помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят: молитва «Отче наш», заповедь «не противиться злому» (Матфея. 5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также из Нагорной проповеди часто цитируются выражения: «соль земли» (Матфея. 5: 13), «свет мира» (Матфея 5: 14), и «не судите, да не судимы будете» (Матфея. 7:1).

Нагорная проповедь есть только в одном Евангелии – у Матфея глава 5–7, в смысле на горе.

И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского моря (озера) есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в Матфея. 5:1, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».

Как Моисей получил заповеди на горе, Иисус вещает «новую систему ценностей» тоже с горы, причем совсем противоположную со всем остальным, что он цитировал и учил во всех других местах «греческих писаний».

Моисея часто сравнивают с Иисусом. Согласно христианской доктрине Иисус взял все грехи человечества на себя. Про Моисея же этого сказать нельзя. Он был рожден от родителей мужского и женского пола, как и все остальные люди, а у Иисуса в христианстве не было земного отца. Моисей был признан своим народом при жизни и стал его правителем. Иисус же ушел из жизни непризнанным. Он умер насильственной смертью (согласно христианской версии), а Моисей – естественной. Моисей имел свою семью, а у Иисуса ее не было (или была? Рассмотрим ниже). В связи со всем этим становится очевидным беспочвенность попыток отождествления Моисея с Иисусом.

Само понятие Машиах не соответствует представлениям обучению «как стать счастливым следуя за мной». (курсы личностного роста) Бред получается.

Юлиан опровергает утверждение христиан, что ветхозаветное высказывание Моисея Второзаконие, 18:18: «Господь Бог вам воздвигнет вам пророка из братьев ваших как меня; слушайтесь его» имеет прямое отношение к Иисусу. Он говорит: «…ведь Моисей говорит, что тот будет подобен ему, а не Богу, что-то будет пророк, как он, из среды людей, а не от Бога».

Фла́вий Кла́вдий Юлиа́н (Юлиан II) – в христианской историографии Юлиан Отсту́пник, римский император в 361–363 годах н.э. из династии Константина. Последний языческий (неоплатонический) император Рима, ритор, философ и поэт. Про неоплатоников будет ниже.

Кроме того, Томас Пейн: «Среди всех самых отъявленных негодяев, которые когда-либо в истории порочили имя человека, трудно найти кого-то ужаснее Моисея, если, конечно, рассказанное о нем не выдумка. Он отдает приказание за приказанием: перережьте мальчиков, перебейте матерей, лишите чести девушек!»

А началось с того, что Исход 2:11–12: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».

Этот случай еще удивительнее, потому что Книга Исхода ясно говорит о том, что, убив египтянина, Моисей убежал от фараона, устрашившись его гнева Исход 2:14. Однако Послание к Евреям говорит нам, что он покинул Египет «верою», «не убоявшись гнева царского» Евреям 11:27. Явное расхождение.

А продолжилось, например, Числа 31: 6–18: «…итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте…» (к этому вопросу вернемся подробнее ниже)

Томас Пейн (29 января 1737 года, Тетфорд, Великобритания – 8 июня 1809 года, Нью-Йорк, США) – англо-американский писатель, философ, публицист.

Если Моисей действительно был организатором массовых убийств, почему современный человек должен прислушиваться к его моральным наставлениям?

Если отдельные книги Библии можно списать со счетов, почему не избавиться от Писания целиком?

А. А. Милн, которого знаем, как автора «Винни-Пуха», высказал следующее не лишенное мудрости мнение: «Ветхий Завет в большей мере способствовал появлению атеизма, агностицизма, неверия – назовите это как хотите, – чем любая другая книга любой эпохи; он опустошил больше церквей, чем какие-либо другие соблазны вроде кинофильмов, мотоциклов и площадок для игры в гольф.» (к этому еще вернемся)

Луки 6:17–49: не только переносит Нагорную проповедь на равнину и искажает смысл: у Луки «алчущие ныне, ибо насытитесь» вместо «алчущие и жаждущие правды» у Матфея. (причем в ранних текстах у Луки и вместо «нищие духом» стоит просто «бедные»)

Проповедь духовного поиска Матфея становится у Луки обещанием Царства Небесного бедным и голодным.

Именно в Нагорной проповеди содержатся все самые главные новшества христианства, разительно не соответствующие представлениям иудаизма.

Матфея. 5:40: «Любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас»

Матфея. 5:44: «Кто ударит тебя в правую щеку, подставь и другую, и кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» – такие слова суть идеальный рецепт для распространения зла.

«Тому, кто сделал зло тебе, плати добром» (О. Weber, ib., 230). Что это? Нагорная проповедь? Нет, шумерская клинопись.

Те «тысячи», что слушали Нагорную проповедь, наверное, не понимали Христа, да и как могли они понимать? То был народ бедный, подавленный вечной войной и возмущениями, систематически одурачиваемый своими священниками.

Ниже поговорим про Учителя праведности и Кумранских рукописях, но стоит отметить, что, судя по текстам Дамасского документа(CD) 7, Учитель Праведности «приобщился» к праотцам за 40 лет до наступления «Конца дней». Если, как считается, под «Концом дней», наступившим через 40 лет, можно усмотреть землетрясение 31 г. до н.э., в результате которого многие города Иудеи были разрушены, в том числе оказался разрушенным и общинный комплекс Кумрана. Из-за землетрясения комплекс был покинут на несколько десятилетий.

В качестве примера наставлений Учителя Праведности, по сути созвучных Нагорной проповеди Иисуса, приведем один из текстов (полный вид), ясно опередившую на не менее столетие:

«…О ты, ученик, отделись от всего,что Он (Бог) ненавидит,и сторонись всех мерзостей…Он сотворил все и наделил каждого его долей…Он дал тебе власть…Он определил твой жребий…И будь верен Ему всегда во всех делах своих…О ты, ученик, разум открыл Он тебеи дал тебе власть над Своей сокровищницей разумаи истинную меру определил…И в твоей власти отвратить гневот людей Благоволения Воли…О ты, ученик, благодаря мудрости Его дланиОн дал тебе власть, и Разум…сокровищницу для всего человечества…Производи то, чего еще не было для всех тех,кто ищет идеалы своего вожделения…Бог разделил наследие всех живущих,и все мудрые сердцем вразумили…К погибели ведет ваше отвращение от Истины(Логоса)…Как сможете вы сказать на Суде:«Мы трудились мыслью до изнеможенияи утомились» и бдели, преследуя Знание…О ты, ученик, следуй с Истинойвместе со всеми исследующими Истину…,ибо таковой обладает Его сокровищницей (Мудростью)…И если Он не будет простирать Свою длань для твоей нужды,тогда Его сокровищница Мудрости удовлетворит эту нужду…Бог создал желания сокровищницы людейи испытал их Истиной…На весах правых Он взвесилвсё их (людей) разумение…В соответствии со своим знаниемодин человек будет прославлен более, чем другой,и в соответствии с его разумомбудет возвеличена его честь…Ибо человек сетует, потому что он ленив…День и ночь размышляй над тайной бытия,упрек быстро прими в расчети не гордись своими прегрешениями…и Он поможет тебе справитьсясо своими грехами…И в делах твоих не умаляй дух свой;ни на какое имуществоне променяй свой Святой Дух,ибо нет платы, равной цене Духа своего.Добровольно ищи Лик Того,Кто имеет власть над твоей сокровищницей…и тогда ты найдешь удовлетворениежеланию своему…Не отказывайся от законов своихи тайны свои храни…Не унижай свою душу ради того,кто не достоин тебя…Не ударяй того,кто не имеет твоей силы,дабы ты не споткнулся (не совершил грех)и не стал презирать себя очень сильно…Не продавай свою славу за деньгии не передавай ее в качестве своего наследства,дабы наследники твоего телане обнищали…Если нет чаш, не пей вина,и если нет еды, не ищи лакомств…Не простирай свою руку на него (чужое добро, чужую судьбу),дабы ты не был сожжен,и в его огне не сгорело твое тело…Но будет для тебя радость,если ты очистишься от его греха.Также не бери ничего от человека,которого ты не знаешь,ибо это лишь увеличит твою бедность.И если Он уготовил тебе умереть в бедности,то Он предопределил это;а духу своему ты не вреди из-за этого.Посему ляг в гроб с этой истиной,и по смерти твоей будет отчетливо провозглашено Имо твоей непорочности,и твой конечный жребий– ты унаследуешь вечную Радость.Ибо хотя ты и беден,не испытывай вожделения к чему-либо,помимо того, чем ты владеешь,и не будь поглощен им (этим вожделением),дабы не отклониться от истинного пути из-за него…И тайну бытия узнай от Его детей,и тогда ты познаешь Его владениеи в праведности будешь расхаживать…Он дал тебе власть над славным владением.Постоянно ищи Его Волю.Хотя ты и беден, не говори:«Я нищ и поэтому я не буду искать Знание»;склони спину свою ко всякому наставлению,и всякой мудростью очищай сердце свое,и великоразумием мыслей своихисследуй тайну бытия;и постигни все пути Правды,и все корни Кривды рассмотри.И тогда ты узнаешь, что горько для человекаи что сладко для мужа…»(4Q 416, 418, Дети Спасения и тайна бытия, фр. 1 и 4–10)

Как видим Иисус не оригинален.

«Золотое правило»

В Библии золотое правило упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Товита 4:15, в Евангелии от Луки 6:31 и в Евангелии от Матфея 7:1: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»

Книга Товита – книга, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но отсутствующая в «еврейской Библии» (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам, в католицизме – второканоническим, в иудаизме и протестантизме – апокрифическим.

«Золотое правило нравственности» – общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Есть два аспекта правила: отрицательный (отрицающий зло) «не делай…» и положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: до аврамических, авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

В «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 года до н.э., Видура поучает своего брата царя Дхритараштру: «Пусть (человек) не причиняет другому того, что неприятно ему самому.»

«Махабха́рата» («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) – древнеиндийский эпос, одно из крупнейших литературных произведений в мире.

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Конфу́ций (около 551 до н.э., близ Цюйфу – 479 до н.э., Цюйфу) – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Схожие принципы, помимо конфуцианства, встречаются в даосизме и моизме.

Даоси́зм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Мои́зм – древнекитайская философская школа V–III веков до н.э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя.

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например, на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

Аристо́тель (384 год до н.э., Стагира, Фракия – 322 год до н.э., Халкида, остров Эвбея) – древнегреческий философ.

Кора́н – священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Согласно исламской традиции, пророк так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит. 19:18).

Цельс Alethes Logos Правдивое слово: «Есть у них и такое предписание – не противиться обидчику. «Если, – говорит он, – тебя ударят в одну щеку, подставь и другую». И это старо, гораздо раньше уже сказано, они лишь грубо это повторяют. У Платона Сократ следующим образом разговаривает с Критоном: «Ни в каком случае нельзя поступать несправедливо? – Ни в каком. – Даже если терпишь обиду, с тобой поступают несправедливо.»

Но Матфея 5:44: это что-то совсем новенькое!

Матфея 5:44: «А Я говорю вам: любите врагов ваших…»

Не знал Писания Матфей, нет такой заповеди ни в Пятикнижии Моисея, ни у пророков! В Талмуде, Тосефте и Сифрей, помочь нагрузить осла врага, прежде своего (Исход, 23:4–5).

«От любви враги только «размножаются»! Дело в том, что в подобных случаях срабатывает синдром «охотника и жертвы». Когда охотник видит, что его жертва готова подчиняться и терпеть, возникает желание и дальше уничтожать слабака.

Враг должен знать, что к вам нельзя приближаться, что отдача будет в разы сильнее.

Помните, от обид страдает ваша душа.

Не любите врагов ваших!» (не известно кто сказал.)

Машиах не мог по определению быть мирным «дервишем». Машиах источник пацифизма?

Расскажите это иудеям в то время – забьют камнями!

Он пришел освободить народ от рабства, уничтожить «неверных», а «не травить байки» язычникам.

Матфея 4: 24–25 «И следовало Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.»

Все пришли лечиться, но полезли в гору послушать о любви и дружбе? Может поэтому Лука выбрал равнину? Язычники и иудеи одной толпой? Тут жители Иудеи жителей Галилеи и Самарии «с трудом переваривают».

Многие поэтому и понимают Нагорную проповедь – как отмену Ветхого Завет.

Но: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Матфея. 5:17–18);

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матфея 19:17);

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Иоанна 5:46–47);

«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лука 16:31).

Безусловно Нагорная проповедь в Новом завете изобретение поздних христиан.

Матфея 22:15–21: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак, скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят, Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.»

«Матфея 22:15 и следующие; Марка 12:13 и следующие; Лука 20:20 и следующие; сравните Иерусалимский Талмуд, Санхедрин, II, 3; Римлянам 13:6–7. Можно сомневаться, чтобы этот рассказ в буквальном смысле был правдив. Монеты Ирода Архелая и Антипы до воцарения Калигулы не носят ни имен, ни чеканного изображения императора. Монеты, вычеканенные в Иерусалиме во времена прокураторов, носят имя, но не изображение императора. (Eckhel, Doct., III, 497–498). Монеты Филиппа носят имя и изображение императора (Levy, Gesch. der jüdischen Münzen, с. 67 и сл. Madden, History of jewish coinade, p. 80 и сл.); но все эти монеты, чеканенные в Панеаде, языческие; кроме того, они не были специально иерусалимские; размышления Иисуса над такими образцами лишено было бы основания. Предполагать, что Иисус ответил по поводу монет с изображением Тиберия, чеканенных вне Палестины (Revue numismatique, 1860, p. 159), было бы маловероятным. Итак, этот прекрасный христианский афоризм написан задним числом.»