D(s), s=1,…,[T/3] – объем налоговой статистики, поквартально.
Условие: Налоговые выплаты составляют незначительную долю процента от суммарных выплат и поступлений.
Условие: Налоговые выплаты малы в абсолютных величинах
Где, t – это тип модели.
Рассмотрим наборы параметров, не зависящих от времени.
Nmax – максимальное количество расчетных счетов совокупности клиентов данной фирмы. Для каждого типа т свой параметр.
Условие:
Nmax ≤ Nτ
Kmax – максимальное количество клиентов фирмы за все время анализа. Для каждого типа т свой параметр. Условие:
Kmax < Кτ
Lmax– максимальное количество учрежденных и/или возглавляемых фирм учредителями данной фирмы. Для каждого типа т свой параметр.
Условие:
Lmax ≤ Lτ
Smax – максимальное количество учрежденных и/или возглавляемых фирм генерального директора данной фирмы. Для каждого типа т свой параметр.
Smax ≤ St
Таким образом, размерность полного фазового пространства для фиксированного времени жизни T:
d = 3*T + 2*[T/3] + 4
Размерность полного фазового пространства для фиксированного времени жизни T и типа т.
d=(JA,τ+JB,τ+JE,τ)*T+(JG,τ+JD,τ)*[T/3]+JKmax,τ+JLmax,τ+JSmax,τ+ JNmax,τ
Где индикатор JΛ,τ равен 1, если для анализа типа τ используется параметр Λ, и равен 0 в противном случае.
В процессе проведенного с помощью различных формализованных моделей выявления различных типов криминальных финансовых схем анализа, нами, в первом приближении, были установлены закономерности распределения криминального дохода внутри России.
Для практического выявления основных типов фирм-однодневок и «буферных» фирм – участников криминального замещения интересов – был использован экспертно-аналитический комплекс «Ариадна».
Создание моделей деятельности фиктивных организаций различных типов с математической точки зрения не представляло большой сложности.
Ряд конкретных типологий и критериев был определен в диссертационной работе директора научно-образовательного центра управленческих инноваций РГТЭУ, ведущего эксперта РФ по выявлению теневых схем О.И. Кулыгиной. Всего ею было описано более 12 конкретных типологий. В частности, наиболее распространенный тип фиктивных фирм-однодневок, банально занимающихся незаконным обналичиванием, был определен О.И. Кулыгиной как совокупность организаций с более чем пятикратным превышением объема поступлений над выплатами, жизненным циклом до 12 месяцев включительно и с отсутствием набора персонала.
В частности, О.И. Кулыгиной были определены еще и такие типы, как:
1) . «Сбалансированная однодневка» – весьма распространенный тип фирмы-однодневки, где объем поступлений сравним с объемом выплат безналичных денежных средств. Популярность данного типа
О.И. Кулыгина объясняет тем, что при их использовании отпадает нужда в получении дополнительных крупных сумм наличных средств в банках. Данный тип «однодневок» используется недобросовестными компаниями как для незаконного обналичивания, так и обезналичи-вания средств. Условие по персоналу прежнее – персонал, как правило, не набирается. Срок жизни фирмы не превышает 24 месяцев.
2) . Тип «однодневки» с крайне непродолжительным жизненным циклом и явной нацеленностью на легализацию преступных доходов либо, наоборот, на хищение безналичных средств через фирмы-однодневки. Как правило, у таких фирм отмечается незначительное число контрагентов. Нередко вся их деятельность сводится к проведению одиночного платежа.
3). Еще один тип фирмы «специального назначения» – транзитная фирма («буферная» фирма, «фирма-прокладка») - коммерческая структура, созданная с целью минимизации налогообложения третьей организации, реально ведущей хозяйственную деятельность. Основной смысл деятельности подобных фирм – обслуживание финансовых потоков третьих лиц. Транзитные фирмы, как правило, не ведут самостоятельной коммерческой деятельности. Наиболее часто используемая схема уклонения от налогообложения – трансфертные цены.
Таким образом, в процессе выявления различных типов криминальных финансовых схем, проведенного с помощью различных формализованных моделей анализа нами, в первом приближении, были установлены закономерности распределения криминального дохода внутри России.
Любая схема ловится
Если мы говорим о коррупции, то дать взятку чиновникам или участникам тендерной комиссии возможно лишь в том случае, если нужную сумму каким-то образом вынуть из оборота. Тогда получается, что из легальной сферы эти деньги переводятся в теневую и, таким образом, совершается экономическое преступление.
Другой случай, когда работнику недоплатили, к примеру, в четыре раза через прямое хищение денег. Но похищенные средства будут видны, если вы при этом купили своим детям квартиры в Лондоне. Отсюда вытекает необходимость вводить контроль по затратам. Так что узкое место всегда найдется. Ведь если компания представляет консолидированную отчетность с нулевым балансом, а у ней миллионная выручка – это уже подозрительно.
Сегодня только внутри страны ежегодно легализуется преступных доходов до 12,4% в процентах к среднегодовому ВВП, в том числе – полученных от продажи наркотиков. Заметим, что сегодня наркокапитал составляет от одной шестнадцатой до четверти всего объема легализации. По более сложным транзитным схемам дополнительно легализуется еще примерно 7% среднегодового ВВП. Эти преступления также связаны с коррупцией, на которую приходится ежегодно 27% ВВП. Это только прямые хищения, подпадающие под самые тяжелые статьи Уголовного кодекса, а количество конкретных потенциальных фигурантов по таким делам, по нашим данным, превышает 700 тыс. компаний.
Что интересно и о чем мы уже говорили, свыше половины всех крупных хищений – а это 11% ВВП! – приходится на так называемые неприкасаемые компании с западным участием, менеджментом и аудитом. В основном это «нефтянка», а все их активы находятся за рубежом. Таких компаний насчитывается не более 6,5 тысяч – менее 1% всех нарушителей. И если они воруют более чем по 1 млрд, то так называемые бедные компании, которых можно назвать свыше 650 тысяч – всего примерно по 2 млн. Но именно последних и разрабатывают наши правоохранительные органы. То есть они скорее предпочитают дать шесть лет тюрьмы какому-нибудь мелкому предпринимателю, чем задеть олигарха. Но так и полстраны можно пересажать с учетом того факта, что срок давности по таким преступлениям составляет 10 лет, а санкция нормы – от 5 до 10 лет лагерей.
Необходимо налаживать систему контроля в компаниях, чтобы сами управляющие не оказывались причастными ко всем этим «чудесам», а правоохранительные органы могли контролировать соблюдение закона. Если мы сейчас возьмем на карандаш генеральных директоров компаний, то последних может просто не остаться. Настолько в нашей стране страдает качество системы управления. Поэтому, если будет решено, что «неприкасаемые» сидеть не должны, то пусть они хотя бы вернут нам деньги.
Самое главное, что уже удалось сделать, – выявить закон распределения похищенного. Подобные фиктивные контракты и сделки не видят ни аудиторы, ни налоговики. У нас же есть технология – система «Ариадна», – которая позволяет их увидеть. По сути, задача такого масштаба решена впервые.
На протяжении последних лет наши методы получали и получают высокие оценки авторитетных экспертов. В частности, положительная экономико-правовая экспертиза была получена на крупном судебном процессе в Лондоне в 2005 году. В числе других примеров, которые подтвердили эффективность нашей методики, – крупнейшие концерны нефтехимии, цветной металлургии, энергетики, транспорта, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения, строительного и банковского секторов, регионов, отдельных республик и областей. Конкретные данные о ситуации на этих предприятиях приведены в приложении к этой книге.
Причем анализ теневого сектора российской экономики только за первые пять лет с момента избрания второго президента России убедительно показал, что ситуация с коррупцией унаследована и сегодня мы имеем дело с негативными системными последствиями предыдущего периода правления.
Всего с учетом транзитных операций за этот срок было выявлено 15,5 трлн. рублей хищений и сокрытых доходов, выведенных вместе с коррупционной рентой по фиктивным договорам в теневой сектор экономики. Из них в отношении 13,3 трлн. руб. были установлены 731 тыс. конкретных юридических лица, организовавших их отмывание. Не представляет труда установить опекающих их коррупционеров.
В процессе проведенного анализа были также подтверждены закономерности распределения криминального дохода внутри России, согласно которым, как уже было сказано выше, с ростом капитализации резко возрастает степень криминализации бизнеса. И лидируют здесь, повторяем, предприятия сырьевого сектора экономики.
Детальная схема распределения внутри России 13, 3 трлн руб. хищений и криминальных доходов
Всего было выявлено 15,5 трлн.руб. хищений (из которых 13,3 трлн.руб. относятся к четко установленным юридическим лицам, а 2,2 трлн.руб. к 233 565 пока не идентифицированным расчетным счетам). Иначе говоря, половина вскрытых хищений оказалась на совести менее одного процента выявленных криминальных фирм! Далее – полтора процента выявленных криминальных фирм украли 60%, менее трех процентов украли 70%, примерно пять процентов фирм украли 80% и, наконец, 90% выявленных хищений приходится на 11% выявленных криминальных фирм. Оставшиеся же 89% мелких компаний – а это 651 152 юридических лица – украли не более 10% от всех выявленных нами хищений.
Таким образом, мы можем ограничиться тремя-четырьмя десятками тысяч наиболее крупных предположительно криминальных фирм. Среди них – компании с хорошей репутацией, западным менеджментом и участием, с лучшими в мире процедурами и стандартами. Их аудируют компании всемирно известной четверки, у них лучшие западные консультанты и специалисты. Все они, как правило, выходят на IPO. И поэтому, если на самом верху властной пирамиды будет принято соответствующее политическое решение, они обязательно вернут украденные деньги. Если же будет принято решение не сажать, то деньги вернутся. А это десятки триллионов. Этих средств более чем достаточно, чтобы раз и навсегда разрешить проблему бедности в нашей стране.
Куда ведут нити «Ариадны»
Возможности системы и конкретные практические результаты ее применения были предъявлены Виктору Зубкову (тогда еще главе финразведки), а также руководству НАК (Национального антитеррористического комитета), ФСКН, ФСБ и МВД. По результатам практического применения была дана профессиональная оценка заложенных в ней возможностей, в том числе -в области борьбы с коррупцией и финансированием терроризма.
Проведенный анализ показал закономерности распределения криминального дохода внутри России. Необходимо признать: до появления современных методов корпоративного аудита ни на Западе, ни у нас просто не было эффективных инструментов контроля криминальных рисков в сфере экономики.
По сути, мы выявили ту часть сырьевой ренты, которая находится в нелегальном обороте внутри России, и документально подтвердили откровенно криминальный характер отмывания данных средств.
Надо заметить, что транснациональные преступные сообщества постоянно пытаются наращивать объемы нелегальных поставок в Россию сильнодействующих наркотиков. По оценкам экспертов ФСКН, ежегодная выручка от незаконного оборота наркотических средств растительного и химического происхождения составляет от 250 миллиардов до 1 трлн рублей. То есть четверть всего объема легализуемых средств, или в процентах к ВВП – до 3%. Остальные же три четверти выявленного объема легализации, или свыше 9% ВВП ежегодно – это преступные доходы от нелегальной предпринимательской деятельности, хищений и других видов преступлений. Растут и расходы государства на борьбу с этим общественно опасным явлением: по линии МВД, ФСБ и ФСКН они уже превышают десятки миллиардов рублей и продолжают увеличиваться.
Особо подчеркнем, что преступный доход от незаконного оборота наркотиков, прекурсоров (т.е. химических веществ, исходных компонентов или участников промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества) и сильнодействующих веществ в сотни раз превышает издержки на поддержание сети производства и распространения наркотиков! И поэтому через банковскую систему он сначала выводится из теневого оборота, а затем открыто размещается легальными бизнес-структурами в различных секторах отечественной и мировой экономики.
Вместе с тем выявленный нами масштаб преступлений в сфере экономики, ущерб от которых ежегодно составляет около четверти среднегодового ВВП, переводит проблему в политическую плоскость, делая нецелесообразным применение мер уголовного наказания ко всей совокупности нарушителей. Мы считаем, что лучше (более целесообразно), например, создать государственный орган по возврату похищенных средств и наделить его таким же правом, какое было определено в ст. 20 Закона о налоговой полиции (когда до 10% возвращенных государству средств идет правоохранительным органам), сделав упор в его работе на процедуре деятельного раскаяния.
Ведь совершенно очевидно, что никто не захочет сидеть пять лет за банальные хищения и откаты и с радостью сдаст (в прямом и переносном смысле) любого коррупционера и украденные деньги в обмен на прощение. В конечном счете, цена вопроса окажется выше возможного выигрыша, который всегда носит кратковременный характер. А внедрение во все правоохранительные органы одних и тех же методов контроля над процессами формирования криминальных активов не позволит преступникам подкупить одновременно всех своих контролеров.
Выявленные закономерности указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально-экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. На наш взгляд, в сложившейся ситуации речь должна идти прежде всего не о наказаниях, а о нейтрализации потенциальных источников формирования криминальных активов.
Думается, государству не имеет смысла сегодня преследовать оставшиеся (87,9% всех фирм) мелкие компании и фирмы из конца списка, похитившие всего 10%. Однако на практике, к сожалению, как уже отмечалось, богатые сегодня практически неподсудны, тогда как за все отвечают только бедные или недостаточно богатые.
Так, большинство крупнейших российских финансово-промышленных консорциумов, начиная с первой буквы алфавита, характеризуются масштабной криминальной деятельностью, включая признаки хищения прибыли акционеров, в том числе и иностранных инвесторов, а также «отмывание» денежных средств, полученных преступным путем. Начиная с первой группы алфавита, в ведущих финансово-промышленных группах России, объем выявляемых нарушений может превышать 6,25% от совокупного оборота.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги