Книга Сатуран. Чувственные народы - читать онлайн бесплатно, автор Алмаз Браев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сатуран. Чувственные народы
Сатуран. Чувственные народы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сатуран. Чувственные народы

Конечно, если казахи, казахская знать стала вертеться вокруг русского трона, а рядовые казахи возводили юрты вокруг везучей знати, во время вращения, мы знаем, из традиционного шара стали выпадать самые немощные – слабые казахи. Казахи бедняки, казахи кедеи, у которых не было даже лошади, чтобы существовать в орбите степной перекочевки. Мы о жатаках уже говорили. Эти маленькие казахские камушки отлетели в сторону. Куда? Куда вы думаете, их притянула, затянула гравитация более сильного небесного тела? И почему, собственно, они получили такую скорость, что обогнали чингизидов в орбите новой Советской власти. Кто же про это знал? Что у русских произойдет революция. Вот воистину, никто не знает, где найдет, а где потеряет.

Глава IX

Из Сатурана в Сатурн

Сегодня, когда казахские юноши одевают короткие штанишки, а девушки покрывают лица, на казахских свадьбах, хотя на казахских свадьбах обычно играет второй свадебный гимн Досмукасана со словами «кияк, кияк» (нальем водки!), я уже не говорю про обряд беташара. Сегодня, когда большинство казахов торгует на рынках и хотят демократии «как в Европе и в Америке» из-за материальных удобств и потребительства. Сегодня, когда из всех атавизмов прошлого казахская власть, сама использует лишь исполнительность и безличие, тем самым мы сами предлагаем нашим соседям определить, кому мы будем целовать одно место, типа кто победит, такими мы будем. Будем ли мы провинцией юго – восточной империи и разделим судьбу Синьдзяна, именно на основе нашего безличия, безмолвной инерции и потребительства (потому что казахи на сегодня напоминают рабов денег. Кто больше заплатит, тот и господин). Будем ли мы в союзе с севером. Будем ли мы копией Афганистана прежде чем стать дублем Синьдзяна. Нужно разобраться, почему мы такие культурные обжоры и губки. То есть почему мы впитываем в себя все, что нас окружает, потом обжираемся в понастроенных во всех городах республики ресторанах


Традиционный мир так устроен. Все время нужно строиться в ряд. В живой природе такая же картина. Есть доминантные самцы, есть самцы омега. В человеческом обществе законы стаи выстроены несколько по другому, но иерархия как в живой природе. Обязательно должны быть элитарии. Их не много, но они выступают наконечником. Остальные выстаиваются к ним в подчинение. Этот порядок принято называть социальной иерархией. Между верхами и низами существует большое расстояние. Вот в этот самый промежуток все время пытаются попасть новые люди. Новые хотят войти также в элиту, но наверх их не пускают. Во всяком случае такие попытки были, есть и будут. Социальное пространство не всегда под контролем элиты. Подобно старым самцам в стае элита теряет бдительность, элита стареет. Вожаки готовят своих детей себе на смену, хотя дети элиты, сыновья не чувствовали пороха, имеют мало опыта, не знают реальной жизни. Поэтому элите приходилось использовать помощь самых одаренных кандидатов из низов, чтобы они могли поддержать порядок. Но снова и снова, чужих в стаю не принимают! А если принимают, то кандидат должен пройти жестокий отбор среди большой массы желающих. Например, в петровском Табеле о рангах, для того чтобы стать именным дворянином, нужно было сильно отличиться на полях сражений или же двадцать лет прилежно служить мелким служащим. Расти по службе. Царь мог высочайшим соизволением оценить высокой наградой подвиг офицера, тем самым благословить его род. Чтобы дети могли наследовать дворянство. Чтобы дети могли получить наследство отцовские привилегии, дед и отец должны были иметь стаж 60 лет государственной службы, а то и больше, непрерывной работы на благо империи.

И вот теперь, представьте, что в казахский аул приходят странные вооруженные люди и говорят, что царя нет, потом Временного правительства тоже больше не существует – вся власть теперь у народа. У какого народа? Тут могли возникнуть проблемы.

Казахи, которые привыкли уже подчиняться – волостным старшинам, которых назначал царь через своих генералов, потом своим родовым авторитетам – в растерянности: что за народ такой, у которого нет ни альфа ни омега людей? Как это работает?

Конечно, если белые, они же орысы так решили, наверное они же и будут тем самым народом, который будет решать. С этого момента наступает вживление казахской родоплеменной матрицы в революционную действительность. Конечно вы должны понимать: с этого же самого момента казахская родовая традиция отступает на задний план. Во всяком случае 73 года родоплеменная матрица уступает место официальной коммунистической доктрине (читай русские революционные порядки установили в степи новую номенклатуру иерархии). Русских генералов- наместников заменили коммунистические бюрократы. Конечно бюрократы социалисты говорили о равенстве, о свободе казахских шаруа от баев (то есть от собственной родни и прочее, и прочее. Порядок есть порядок. Коммунистические бюрократы заменили царских генералов, вот и все. Что произошло? Что случилось?

Кольца традиции уступили кольцам другой планеты.

К сожалению, нельзя представить, что в солнечной системе на орбите Сатурна вращаются сразу два тела- большой Сатурн и малый Сатуран. Или рядом с кольцом Сатурна появилось еще одно кольцо. И что это кольцо внедрилось в кольцо Сатурна. И как космическое тело с более сильной гравитацией Сатурн перетащил пылинки и льдинки с маленького Сатурана. Вот так казахская традиция потеряла сотни тысяч казахов, казахи – кочевники стали старательно учить русский язык. Ну, вы сами понимаете почему. Для того чтобы у белого царя стать наследственными дворянами, когда на царя пахали два поколения чиновников – дед и отец? Нет же, абсолютно! Сыну казахского чабана, к примеру (только к примеру, не надо делать из этого обобщающие выводы), вообще не было возможности никакой прыгать. Хоть бы десять поколений его предков пасли для царя скот. А тут такие возможности при коммунистах! Любой мало-мальски соображающий казах тут же бы бросился за знаниями. И казахи так и делали. Никто не имел даже понятие, что такое карьера. Но каждый понял, как может стать новым коммунистическим баем. В любом случае, стать очень уважаемым человеком. С этого началось кручение казахских тел вокруг нового космического тела по имени красный коммунистический Сатурн.

Я предлагаю всего лишь взглянуть, как новая система ценностей смогла вторгнуться в традиционное (консервативное) сознание.

Традиция, традиционное сознание никуда не исчезло конечно. Оно осталось с теми казахами, которые, хоть и учили язык, но продолжали соблюдать казахский этикет, а значит и казахские ценности сохранили. Не все же казахи могли ринуться в русский город. Город конечно не русский, а туркестанский, по имени новой автономии. Но в городе все говорили на русском языке. Потому казахам, что еще при царе сбежали от бедности из аула, очень повезло. Они были первыми горожанами. Они давно знали русский язык. Наверное, они и были в числе тех, кто вернулся в родной аул на красном коне и перепугали всех баев. И так далее. «Кто тут временные? Слазь. Кончилось ваше время»: по – казахски Маяковский прозвучал конечно не так. Но смысл был один и тот же. Казах, выучивший несколько слов на русском языке, пришедший с вооруженными незнакомцами, превратился в нового казахского старшину. Конечно баи и муллы не соглашались, сопротивлялись выскочкам, устроили саботаж. Нет, мол, мы – казахская элита, а не вы, из бишары! Но кто же устоит против государства? Потом с баями разобрались окончательно при коллективизации.

Чтобы казахи всем аулом ринулись в город во имя власти, такое невозможно. Во-первых, простых людей интересует не власть, а продолжение рода. То есть, кушать всех хотят. А что там можно кушать в городе? Казахи кочевники всегда пасли свой скот. Главной казахской ценностью всегда было поголовье скота. Те традиционные, кто остался, даже когда после смерти Сталина произошло послабление для миграции, для кого скот, семья, родственники остались на первом месте, можно сказать «ленивые» казахи, они сохранились. Эти «ленивые» вертелись на орбите традиции, зависли в традиционном космосе в сонном режиме 73 года вокруг своего казахского Сатурана, как и положено по традиции растили детей. Много детей. А что еще завещают всему народу предки? Чтобы было много детей. От переизбытка теперь совсем не жатаки, а самые «лишние», старшие в семьях казахи отправлялись в город, теперь уже не за царским, а за советским счастьем.

Чтобы попасть в кольцо советского Сатурна, конечно нужно было учиться. И учиться русском языку. Эти люди потом составят сильную группу казахской интеллигенции первого поколения.

От первого поколения туземцев, то есть консерваторов всегда вообще то исходит национализм. Возьмите любого горожанина в первом поколении и он будет всегда националистом. Этот свежий горожанин так защищается от враждебного города. Но Советская власть обещала детям бедноты все блага, поэтому первые интеллигенты верили Сталину, их дети и внуки так освоились в городах, что забыли ана тили – язык своего народа. Когда власть ничего не обещает, только врет, потому что во власти скопились пройдохи низкого происхождения, новые интеллигенты из первого поколения в городе тут же превращаются в националистов (это доказывают события распада СССР, все интеллигенты -националисты – попали в город сами, все они родились в поселках. Когда люди получают образование, а советская власть учила всех без разбора, все первопроходцы превращают свои знания в оружие. Начинают заявлять, что именно они соль казахской земли, а не дети городских казахов. Возбуждая миллионы, сбежавших разрушенных и разворованных советских поселков, сельских казахов) Именно от них будет исходить казахский национализм. Вообще от зеремидов всех народов мира исходит и всегда будет исходить национализм по понятным причинам. Это полу традиционные казахи, которые до попадания в город воспитывались отцами и стариками. Они же были вынуждены, чтобы летать в кольце советских метритов вокруг советского Сатурна, учить русский язык. Русский язык им сильно помог освоиться. Потому что люди, воспитанные в традиционном ключе всегда тихие, скромные. А эти – нет, не такие. Они превратились новых казахских авторитетов. Но не все и не всегда. Кандидатов всегда много, а выбирает одного. Только самых толковый, ну и конечно сильно старательных любит народ. Традиционная система, любая любит старательных, а не хитрых. Если, конечно, народ сам в растерянности – не может различать, кто есть кто: кто есть настоящий батыр, а кто только болтун, хитрец и пройдоха. Рынок, рыночные отношения развязывают многие языки: на восточном базаре больше преуспевает самый крикливый продавец.

Глава X

Свобода

«На лицо ужасные, добрые внутри»?

Еккл 7:3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Еккл 7:4. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.

Еккл 7:5. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

Еккл 7:6. потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!

Екклесиаст 7 глава – Библия —: https://studybible.ru/lopuhin-bible/21/7/

Все патриоты мира в один голос кричат " свобода!».

Но что понимают под словом зрители, то есть не только патриоты.

Можно сказать, все мы есть патриоты. Кто, собственно не патриот?

Вот и персонаж Мэла Гибсона в «Храбром сердце» на эшафоте кричит свобода! И через секунду его разрывают на части.

Можно не сомневаться,  Ульям Уоллес –  не вымышленный Гибсоном персонаж, а реальный исторический герой шотландского народа времен борьбы за независимость Шотландии. Вряд ли Уоллес  кричал свобода. Потому что его не разорвали, как в фильме, а, скорее, приговорили к повешению, потрошению и четвертованию. Чтобы не тревожить нервы читателям, я не буду останавливаться на деталях средневековой казни. Всех изменников английскому престолу казнили подобно Уоллесу.

Наверное, каждый представляет, что в борьбе за независимость каждый кричит именно про свободу. Если независимость, значит это свобода и если свобода, значит де-юре и независимость.

Итак, давайте перекинем свободу   героя  голливудского героя фильма на современную независимость, – на  независимость на свободу.

Если политическая свобода (форма) состоит из реальной свободы каждого (содержания), что означает, свобода на взгляд простого носителя внезапной свободы? Что скажет  обыватель, иначе  простой смертный о свободе?

По фильму Ульям Уоллес приехал в шотландскую деревню и хотел завести семью ( следовательно, должен был вести  крестьянское хозяйство). Семью кормить надо. Но шериф английской стражи увидел невесту Уоллеса и захотел надругаться. По фильму невесту звали Маррон (на самом деле Мэрион, и они давно были знакомы, у них была дочь) шерифу отказала и шериф ее убивает. После чего Уоллес мстит, убивает шерифа и поднимает восстание.

Но вот если английский шериф не стал бы домогаться невесты Уоллеса, получается, Уоллес просто пас бы коз и баранов, не замечая власти колонизаторов. Ну какая разница, кому платить оброк – своему шотландскому барону или английскому герцогу?

Наверное, разница все таки есть. Платить своему – не задевает гордыни. Свой есть свой: свой род, своя кровь, а чужак есть чужак. Хотя у простого крестьянина нет гордости. Не должно быть в принципе. Если у простого народа будет много гордость, кто же будет работать? Во все времена подчинение работали рефлексы безразличия у низов. Гордыня – это привилегия элиты, привилегированных слоев. Им есть что делить, абстрактно и на самом деле. Кто выше, кто ниже по рангу, это очень важно для традиционного населения. А вот у низов было скорее чувство локтя. Никто не должен был задаваться из себе подобных господских слуг – будь как все!

Не имею понятия, что чувствуют зерефы, когда надо платить налоги колониальной администрации, но для традиции не важно, что там наверху происходит.

Для традиционных людей самое главное – построить дом, завести хозяйство, наплодить сыновей – помощников по хозяйству. Известно, что крепостные давали обильное потомство, хотя большая часть до совершеннолетия не доживало, а привилегированные бароны имели одного – двух наследников. Говоря современным языком, чем меньше культура и образование, тем меньше детей. Чем образованней женщина, тем меньше она рожает. И наоборот, чем ближе люди к традиции, тем больше детей. «Плодитесь и размножайтесь» – завещала Книга. Вот традиция завещает выполнять долг, соответственно, и традиционные люди чтут завещанные заветы. Благодаря современным достижениям медицины и гуманизации человеческих отношений воины происходят очень редко, эпидемий, как раньше, косившие половина населения, тоже нет. Население планеты растет стремительно исключительно благодаря традиции, традиционным народам.

Но мы отвлеклись и забыли Уоллеса. Восстать против колонизаторов Уоллеса заставили обстоятельства, жестокость, а по – современному некорректное отношение колонизаторов. Если допустить, что сами колонизаторы ввели кодекс чести колонизатора и тем самым не задевали чувства туземцев, то потенциальные уоллесы пахали бы себе землю и пасли бы своих коз в шотландских килтах (юбках) до старости. Размножались бы себе на радость колонизаторам. То есть, такие себе спартанские элоты. Это положение унижения и туманных перспектив зерефы простонародья как раз и не понимают. Хоть Уоллес не глупый парень, он был готов закрыть глаза на все.

Только элита.

Феодальная элита – зероты и современные государственники ремиды могли бы вмешаться в этот порядок.

Но шотландская элита не сразу и не всегда признавала английского короля Эдуарда сюзереном. Если у народа нет феодальной элиты – зеротов, а в дальнейшем и государственников – ремидов, то зерефы будут танцевать свои фольклорные танцы до упаду, им все равно для чего и для кого танцевать. Будут пасти и доить своих коз, не замечая оккупантов. Для народа, особенно традиционного, иметь гордую, даже надменную элиту очень важно. Если подобной элиты больше нет, не существует, то государственники (ремиды) будущее народа будут строить исходя из расклада сил. Ремидам нужно учитывать ситуацию – какие запасы у народа еще есть. Если это амбиции, в том числе черни, которая хочет превратиться в элиту, нужно использовать позывы черни.  Но традиция остается в сохранности. Даже если действующая вся туземная элита разговаривает на английском языке (на французском, как русские дворяне до революции; на русском, как казахи до сих пор, иначе все развалиться под напором хитрых активистов простонародья ), традиция остается в памяти стариков и старшего поколения. Они конечно никогда не жили в городах и вдоволь натанцевались своих фольклорных танцев за всю жизнь. Но, самое главное, общались с себе подобными на своем родном языке. Те, кто побежал учиться и подражали культуртрегерам, конечно тут же завертелись в кольцах чужого Сатурна, а это обязательно чужая иерархическая система. Чтобы в кольцо Сатурна попасть, нужно прежде всего разговаривать на языке культуртрегеров (казахи это усвоили лучше всех, ибо все кочевники такие "обжоры" по своей природе. От этого обжорства и всеядности кочевые империи исчезали вместе с кочевниками. Чтобы окультурится, кочевники неизбежно учили языки аборигенов, затем исчезали – тонули в этом море. Затем приходили потомки некультурных, то есть неокультуренных чужой культурой и все повторялось заново. Кочевники все время ищут, в каком растворе  раствориться. При этом утверждают, что их предки были великими завоевателями. Кочевники грозные только с виду, а внутри как дети. Феномен всех дикарей и мужланов:  стоит дикарям столкнуться с культурой, как они чувствуют ущерб).        И всегда так было. Если современные обыватели бросились учить английский язык, как когда-то шотландская знать и ее дети, значит английские шерифы или кто-то там из наследников англосаксов на сегодня уже среди них. Они впереди, они элита, а дикари им подражают в надежде, что они тоже англосаксы. Кольцо Сатурна и есть кольцо культуры. Все люди про это знали. Но особенно про это знали и догадываются, кто первый, кто престижный, куда нужно скакать галопом, –  традиционные люди. Люди традиционной иерархии. Кто быстрее овладеет языком культуртрегеров, тот быстрее превратится в менагера, тот мгновенно опередит любых соперников зерефов. Хотя конечно, если вдруг, в каком то месте правительство или лидер КПСС провозгласил независимость от метрополии, то конечно со всех сторон будут кричать "свобода!", даже не понимая, что это значит. Точно также многие советские люди долго не могли понять, что стоит за свободой номенклатуры. Ведь именно она, партократия  по всему СНГ провозгласила свободу. В некоторых местах даже начались столкновения на националистической почве. Демарши местных патриотов в Прибалтике, на Кавказе, если смотреть на Советский Казахстан, то почти 90% населения владели русским языком. И судя по тому, что Советский Казахстан вышел из Союза самым последним, то всех все устраивало. Вертеться в кольце советского Сатурна, казахам, видимо, было просто выгодно. Кроме того, казахи были меньшинством у себя в республике. Чтобы обосновать независимость, верхушке казахской власти пришлось, что называется, очень постараться. Вся государственная политика, стратегия, культура, знания все строилось на кольце русского языка. Как же теперь можно было остановить, верчение старого Сатурна? В какую сторону скакать, в каком растворе растворяться?

А если не растворяться? Что нужно для этого делать? Кто будет выдумывать новую форму?

Глава XI

Бытовые шпиёны

Когда ты в обойме, ты выстрелишь. Такова судьба не патронов в патроннике. Такова судьба любого члена команды. Если ты во властной обойме, то у тебя все впереди. Дела твои будут на зависть всем. Точно также произошло при распаде СССР. Когда после объявления независимости тут же началась приватизация. Распад Союза на новое независимые государства являлись следствием перехода советской плановой экономики на рыночные отношения. Номенклатура сразу обозначила, что она будет осуществлять реформы как на Западе. Почему номенклатура так решила и первой выиграла от своих же реформ, это другая тема, для другого объяснения. Просто номенклатура созрела. Ей нужно было размежеваться. В результате Союз распался. И конечно, из колец Сатурна должны были бы попадать еще кое-какие метеориты. Русскоязычие тут не самое главное. Здесь важно быть членом команды (команды реформаторов, естественно). Так интернациональный СССР распался на национальные республики и они объявили независимость. Очень хорошо! Чтобы попасть в центр, ближе к телу, не обязательно болтаться вместе со всеми. Появились альтернативные кольца для карьеры. Точно такие же кольца, как и раньше, но только республиканские. Они не превратились в национальные сразу, но новый независимый статус обязывал. И процесс этот превращения Сатурна в национальные кольца Сатурана затянулся на несколько десятилетий. Что это будут – точно такие же иерархические кольца, сомневаться не приходилось. Итак, новый казахский диск Сатурана был подобен пластинке винила, которую положили на другую пластинку. Но проигрыватель издавал точно такие же звуки, потому что все руководство республики был русскоговорящим. Казахи во власти говорили на русском языке, что не понятно? Не от того, что не зная русского, их бы не приняли в партию коммунистов, наоборот, принимали всех «рабочих». Любой процесс зависит от понимания задачи. Лучший чиновник, как излучение системы, получал конечно же преференции. Поэтому любого казаха из элиты можно было спутать с этнически русским, если не смотреть его выступление, кто выступает с трибуны, а слушать через дверь или по телефону. Казахи говорили вообще без акцента. Казахи говорили на русском языке лучше всех в СССР! Конкуренцию могли составить только народы Севера. Вот так, под советские задачи казахское руководство, что называется, обрусело. Вся страна при, пожалуй, самом выдающемся руководителе от коммунистов, Кунаеве была покрыта сетью средне образовательных училищ, с несколько десятков институтов высшего образования. Приоритет отдавался русскому языку. Даже средних казахских школ было по одной – две на большой город. Дальше после распада Союза и завершения реформа, по мере превращения Сатурна в Сатуран стали задаваться вопросы и претензии: колониальная власть, мол, проводила сознательное обрусение казахов. «Вы не для нас, а для себя строили эти больницы, библиотеки, музеи!» – Закричали националисты. Позиция националистов в данном случае понятна. Я не буду пока реагировать на этот тезис. Достаточно обратится к сегодняшним казахским проблемам. Тотальная коррупция, трайбализм, некомпетентность. Откуда это взялось?

Конечно, тотальная коррупция существует и в России, да и по всем независимым республикам если пройтись, ситуация не лучше. Но что «старший брат» со своим кооперативом Озеро окажется не на той высоте, на которой привыкли видеть его младшие братья, это конечно большое разочарование. Но в России – это коллегиально – профессиональное «землячество», кто кого знает и с кем приятельствовал, тот в обойме власти. В Казахстане ситуация другая. Все информационное пространство конечно контролируется. Нет ни одной газеты, как бумажной, так и сетевой, которая не получила бы благословение Орды. Ничего лишнего. Оппозиции нет, вся так называемая интеллигенция прикормлена. Все «лишние» слова, то есть крамола на данный момент может существовать только в социальных сетях.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги