banner banner banner
Экспериментальная планета
Экспериментальная планета
Оценить:
 Рейтинг: 0

Экспериментальная планета


– Видишь ли, Филопракса, все разумные существа во Вселенной, представители разнообразных этнорасовых цивилизаций созданы по замыслу Высшего Божественного Совершенства, как говорится в одной из самых многочисленных религиозных конфессий Земли «По образу и подобию сотворил он мужчину и женщину». Это незыблемый нравственный постулат Вселенной. И задача каждого разумного существа состоит в том, чтобы выполнять досконально предначертанное свыше. На данном фундаментальном принципе зиждется Мироздание, им регламентируется жизнедеятельность Вселенской социальной системы. Каковы же, по-твоему, должны быть соответствующие механизмы трансляции социального опыта?

– Разумеется, она должна соответствовать базовым ценностным приоритетам социума.

– Умница! Мыслишь правильно. Основная цель Вселенского сообщества – воплощение ценностей и норм, указанных нам единожды Высшим Божественным Совершенством. Наша система образования мононаправлена – формирование у всех субъектов социальных процессов Образа Божьего. Корневая основа здесь «образ», поэтому и система образования. Ее служители не могут называться иначе как Образователи, а неофиты – Образующиеся. Можешь убедиться сама в присущей землянам противоречивости, парадоксальности их мышления и социальной практики. Ума не приложу, почему они догадались назвать свою систему передачи знаний, так же как и у нас. Но на этом чисто номинальное подобие и заканчиваются. Учат они всему, чему угодно, только не тому, что надо. Их жизнь ставит перед образованием одни задачи, оно же упорно отвечает на другие. Ценностные ориентиры их системы образования резко отличаются от наших.

– Конкретнее… В чем принципиальные отличия?

– В содержании образования и, конечно же, в формах передачи знаний. Мы раскрываем в первую очередь Совершенство Божественного Абсолюта, предлагаем практически овладевать нормами и правилами общежития. Мы не обучаем, а просто предлагаем освоить все духовно-нравственное богатство Вселенской Системы Цивилизаций. Мы не нудим, не поучаем по поводу каких-либо реальных либо возможных отклонений от моральных норм, а представляем четкие программы поведения в типичных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Когда неофит научается их успешному применению, он переходит на следующую ступень Образования – социальной интеграции, которая посвящена определению уникальной этической позиции, своего призвания. Должен отметить, что и на первой и на второй ступени Образования доминирует его духовно-нравственная составляющая. Именно она является фундаментальной основой нашего гармоничного социального строя, о чем ты знаешь не хуже меня.

– Мне известно, что на Земле существует ряд нравственных учений и великое множество духовных практик. Количество их приверженцев огромно. Так почему же у них не складывается гармоничная социальная система?

– Ты задала сложный вопрос, ответить на который невозможно однозначно. Должен признать, что религии, как уникальные формы духовности землян по-разному оказывали влияние на образовательную деятельность. В одних сообществах школы были насквозь пронизаны духовным сознанием, в других просто основные догматы религии вводились в учебный план как отдельный предмет. Надеюсь, ты уже хорошо ориентируешься в образовательной системе землян. Далее не буду отдельно останавливаться на их объяснении.

– Все, сказанное тобой, запоминаю быстро и навсегда.

– Продолжим. Люди Земли очень равнодушны к самим себе. Имею в виду хотя бы тот факт, что только один процент научных исследований посвящен самому человеку. Когда мы получили такую информацию от наших информационных энерговайзеров, то были поражены. Поделюсь одной пикантной подробностью. Земляне очень любят все необычное, они хотят созерцать чудеса – экстраординарные феномены. Сложилось целое научное течение, которое пытается исследовать визиты на Землю инопланетян. Странные люди! С огромными усилиями решая повседневные проблемы жизнеобеспечения, они еще жаждут развлечений. Когда им удается наблюдать пролеты информационных энерговайзеров – они непременно стремятся приблизиться к НЛО (неопознанным летающим объектом) и даже вступить в контакт с энергоинформационными роботами. Как видишь, держу обещание вести повествование о Земле в парадоксальном режиме. Благо их жизнедеятельность предоставляет для этого массу возможностей. Не поразительно ли, Филопракса, когда землян косят массовые эпидемии, неизлечимые болезни, различного рода патологические зависимости – они упорно вкладывают материальные и интеллектуальные ресурсы в познание неорганического мира и взаимоистребление?

– Мне непонятна логика их мышления и основные принципы социального устройства, но обещаю посвятить изучению Земли несколько десятков лет. Для этого надо попасть в Мониторинговый Комитет Координационного Совета Системы Вселенских Цивилизаций.

– Дитя мое! У тебя все получится. Свою же задачу вижу в том, чтобы сформировать у тебя определенную познавательную направленность. Преднамеренно избегаю пространственно-временной локализации рассматриваемых феноменов. Не употребляю имен, дат, географических названий. Вижу свою задачу не в систематическом изложении истории, а в том, чтобы схематически очертить вереницу самых кричащих противоречий их жизни. По этим контрапунктам ты сама начнешь ориентироваться в их социальном устройстве.

– Ты прав, Орбозас. В процессе анализа информационного массива о развитии социоприродного мира Земли постараюсь определить качественные параметры человеческих сущностных сил, сильно отличающихся от Всеобщей Доминанты Вселенского Сообщества. Видимо, такое отличие эволюционно сложилось в ходе длительной совместной жизни на Земле представителей Вселенской Системы Цивилизаций.

– Внутренняя противоречивость менталитета человечества логически находит свое выражение в социальной практике. Во многих странах Земли законы и философские доктрины, регулирующие сферу образования, содержат одни принципы и нормы, а реальная практика развивается в совсем другом направлении.

– Что такое закон?

– Нормативно-правовой акт, принимаемый высшим органом законодательной власти государства, содержащий основные принципы деятельности той или иной сферы жизнедеятельности. Стал замечать, что говорю почти их языком, иначе было бы труднее выразить суть присущих им интеллектуальных феноменов.

– Я должна постепенно входить в проблемное пространство их бытия, однако совершенно непонятно как складываются обстоятельства, при которых установления, освященные авторитетом государства, не реализуются в социальной реальности. Остается не совсем ясной типичная форма их социумов.

– Исходя из всего, что я знаю о земном сообществе, для людей характерны две особенности: инерционность мышления и консервативность уже действующих социальных структур. Здесь мы снова подходим к очередному парадоксу их общественного сознания. Даже сознавая явное несоответствие требованиям новой социально-экономической ситуации той или иной устаревшей нормы, даже законодательно изменив ее в лучшую сторону, они продолжают задействовать старое и привычно негодное.

– Почему?

– Причин много. Основную я уже назвал, а к другим можно отнести непрогностичность мышления, склонность к рутине и неумение легко расставаться с прошлым.

– Все так сильно отличается от нашего социального устройства, что мне приходится сильно напрягаться. Очень хотелось бы узнать о порядке их жизнеобеспечения, науке, культуре, Страте Творцов и Стратегов, сообществе созерцателей, межлюдских отношениях, семье, любви, духовно-нравственной сфере.

– Всему свое время. Со времени моей работы в Мониторинговом Комитете прошло уже сто сорок лет, но зная землян, уверен, что немногое изменилось. Быстрее всего трансформируются они в научно-технической сфере. Считаю своим долгом указать на ее одну характерную особенность – неравномерность. Посуди сама – на протяжении нескольких тысячелетий они не знали других транспортных средств кроме гужевого.

– Что ты имеешь в виду? Термин гужевой для меня нов.

– Лошадей и быков, прирученных диких животных, а в некоторых южных странах огромных слонов и маленьких осликов.

– И как же они умудряются заставлять их работать?

– Очень просто – за корм. Кроме того, пользуются молоком домашних животных, а их убитые тела употребляют в пищу.

– Последнее просто ужасно, неужели земляне едят мертвечину?

– Прискорбно, но факт. Существует, правда, немногочисленная прослойка людей, добровольно отказывающихся от мясной пищи. В некоторых странах корова считается священным животным, употребление в пищу ее мяса запрещено. Очередной парадокс – в других странах едят диких обезьян.

– Неужели их уровень развития не позволяет осуществлять жизнеобеспечение более простыми и рациональными способами?

– Все не так просто, Филопракса. Научный потенциал, так же как и экономический, распределен в сообществе землян крайне неравномерно. Основные интеллектуальные и финансовые ресурсы задействованы практически во всех высокоразвитых странах на военные нужды. Структура вложений в науку по убывающей примерно такова – военно-промышленный комплекс, система жизнеобеспечения, гуманитарная сфера.

– Орбозас! Не перестаю удивляться – у них все наоборот. Подтверждение тому – огромный социальный опыт Системы Вселенских Цивилизаций. Ты права. Мы концентрируем свои интелектуально-творческие ресурсы прежде всего на гуманитарной сфере и развитии духовно-нравственного субстрата, являющегося стержнем нашего бытия. Что такое межобщностная рознь, тем более взаимное коллективное самоубийство – война, нам неведомо вовсе. Система жизнеобеспечения же настолько проста и эффективна, что не находится в центре наших общественных интересов.

– Спасибо, ты дал мне много информации для размышлений, ее хватит надолго. На сегодня достаточно?

– Согласен, хотя намеревался рассказать только о системе образования землян. Мы попутно коснулись многих других аспектов их жизни.

– В заключение хочу поделиться умозаключениями, сформировавшимися за время анализа информационных потоков о всех сторонах жизнедеятельности человеческой цивилизации. Это поможет тебе четко классифицировать интеллектуальный продукт, который будет рождаться во время нашего общения.

Итак, основным движителем человеческой цивилизации была разделенность людей, как друг от друга, так и коллективов, групп, этнических общностей, наций, народов, государств. Огромная роль во всеобщем противоборстве принадлежит такому социокультурному феномену землян как стремление делить людей на “наших” и “не наших”, чужих. Классификационные признаки, по которым осуществляется такое разделение многообразны – цвет кожи, материальное благополучие, этническая, религиозная принадлежность, способности, уровень образования и многие другие.

Противоречивость ценностно-нормативных систем социальных общностей Земли является не только естественным следствием этнокультурных различий, но имеет глубокие исторические основы. Ценностно-нормативный хаос, воцарившийся в человеческом сообществе, закономерно приводит к дезинтегрированному состоянию их цивилизационного процесса. В силу изначальной ментальной разнокачественности земного социума его совокупная деятельность неизменно выступает как результат борьбы или компромиссов. Неоднозначно ориентированные духовно-нравственные приоритеты становятся основой различных жизненных стратегий и, соответственно, тактик социального поведения. Различие ценностных систем способствует появлению деструктивных тенденций – терроризм, революции, войны, перевороты, восстания.

Корпоративный менталитет обособленных человеческих сообществ с своеобразной культурой, религией, традициями, выступает как фактор внутри общностной стабильности, так и фактор потенциальной угрозы иным общностям. Сформировалось сущностное противоречие – чем более монолитен локальный человеческий социум, тем более вероятность возникновения конфликта с общностями, с иным типом духовно-нравственной культуры. Именно в точке, где прекращает действовать ценностно-нормативный и поведенческий комплекс общности, начинается нравственно нейтральный, никем и ничем нерегулируемый процесс межобщностного взаимодействия. История человеческой цивилизации – нескончаемая вереница войн, только один год мира выпадал на четырнадцать лет войны.

Периоды относительного спокойствия и благополучия, сменяясь войнами и экономическими кризисами, ведут человечество к все более усложняющейся глобальной социальной архитектонике. Перед ними все злободневнее вырисовывается задача выживания, нежели полноценной жизни в материальном достатке и духовном благополучии. Предельного накала насилие приобретает тогда, когда идеологически обосновывается правомерность борьбы между родиной и человечеством. Это, как правило, ведет к трагедиям планетарного масштаба: земляне, как по команде дьявола, быстро разделяется на два противоборствующих лагеря. Неизбывная вакханалия насилия победоносно катится по их планете, возрождаясь и трансформируясь, уже более пяти тысяч лет.

Фундаментальное стремление землян к безопасности, миру, спокойствию, благосостоянию повсеместно приводило к воспроизводству конфликтности, агрессивности, непонимания, недоверия, неприятия других, к использованию их как средства удовлетворения своих потребностей. Подобный тип социального взаимодействия придает историческому процессу землян деструктивно-катастрофический характер. Цивилизация, эволюционно сформировавшийся на планете Земля еще очень далека от гуманизма и рациональности. Если в отношениях между людьми возможно противоборство, вражда, насилие, то вполне “естественным” становится положение, при котором одна общность вправе развязывать войну против другой. Почти автоматически срабатывает негативная установка на собственное индивидуальное и коллективное превосходство.

Гипертрофированная, преимущественно интеллектуальной направленностью, эволюция человечества привела к состоянию, когда промышленная мощь оказывает разрушительное воздействие на планету. Варварское отношение к природе уже возвращается многочисленными бедами, приводит к экологическим и техногенным катастрофам. Значительное отставание нравственного роста человека от интеллектуального становится реальной угрозой в его взаимодействии и с природой и с социумом, причем, эти процессы тесно взаимосвязаны. Геополитические процессы, происходящие на фоне разразившегося в последние сто пятьдесят лет технического прогресса, привели к состоянию, при котором стремительная экономическая интеграция, превращающая человечество в единую взаимозависимую целостность, натыкается на непримиримые культурные противоречия.

Цивилизационный процесс землян не определяется общезначимой целью. Цели, выступающие в настоящее время в качестве доминирующих в социальной системе человечества, служат лишь культурной экстраполяцией уже сложившихся ранее мировоззренческих тенденций. Исторический процесс носит вероятностный характер, не имея глобальной смысловой константы, накапливает изменения в режиме спонтанного функционирования. Однако, несмотря на преимущественно милитаристский тип человеческой цивилизации, гуманистический потенциал ее был и продолжает оставаться достаточно высоким. Одним из непременных атрибутов культуры землян являются неизменно безуспешные попытки регламентации, нормирования социального взаимодействия. Соответствующие уровни такой регламентации обеспечивается законами, конституциями, договорами, декларациями, конвенциями, соглашениями, меморандумами. Содержательный диапазон подобного рода метакоммуникации достаточно ограничен – это мир, взаимная безопасность, территориальная целостность, торговля, культура. Особенно активизируется заключение таких документов после глобальных войн, попирающих основополагающие права человека.

После последней, самой ужасной и разрушительной войны, человеческое сообщество пришло к необходимости принять Всеобщую Декларацию Прав Человека – своеобразную этико-правовую конституцию планеты Земля. Она основывается на существовавших тогда социальных реалиях и содержит общечеловеческий инвариант правовых норм и правил. Ее неэффективность объясняется тем, что, во-первых, субъекты человеческого сообщества строят социальное взаимодействие, исходя из собственного суверенного права, во-вторых, ее основные положения не стали личностным достоянием каждого гражданина Земли, то есть общезначимыми и общеобязательным. В заключение прошу тебя пропускать всю информацию о Земле через этот смысловой фильтр. Продолжим беседу через месяц. До свидания.

– До свидания, Орбозас.

Беседа вторая. Небесное и земное.

– Приветствую тебя, Орбозас. Много думала о Земле, определенную информацию почерпнула из открытых источников.

– Я рад. Сегодня будем говорить о нравственности и духовности.

– Ты лучший из Образователей.

– Но не совсем бескорыстный.

– Неужели?

– Я был знаком с твоими родителями в молодости. Когда стал вопрос выбора имени новорожденной, твоя мать обратилась за советом ко мне. Думаю, не надо напоминать, что мы испокон веков очень серьезно относимся к именам детей. Во-первых, именем в определенной степени прогнозируется будущее ребенка, во-вторых, мы не так ленивы и эмоциональны, как земляне, чтобы называть своих чад именами, которые уже носят другие люди. Не задумывалась над значением своего имени?

– Честно говоря, нет.