Книга Какой у вас ребенок? Популярная психология - читать онлайн бесплатно, автор Любовь Орлова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Какой у вас ребенок? Популярная психология
Какой у вас ребенок? Популярная психология
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Какой у вас ребенок? Популярная психология


«Час тишины и час “можно”» (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.

Примечание: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.


В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ею управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Панталоне (флегматик)

«А я ем яблоко и смотрю в окно», – заявлял на что бы то ни было персонаж сказки «Король-олень». Флегматик порой точно так же реагирует на события – спокойно и, казалось бы, невозмутимо. Не торопясь и не стараясь взять под обязательный контроль события.

Ребенок-флегматик очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Он любит спокойные игры, не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый.

Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его «черепашьи» темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость); показывайте ему пример эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.

Постоянно помните, что ваш окрик, раздражение, недовольство еще больше замедляют подготовительный процесс. Учитывайте это, и когда ребенок садится за уроки, и когда вы требуете: «Быстро расскажи мне правило». Ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: «Опять не выучил!» Он нервничает – и еще глубже происходит процесс торможения.

Еще одна особенность медлительных детей – трудность переключения на новый вид деятельности. Скажем, вы объясняли ему математику, а заодно решили проверить его знания по русскому языку. Ответ ребенка вас огорчит. А он всего лишь не успел переключиться с одного предмета на другой. А вот если то же самое повторить еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справятся с заданием.

Родителям стоит не только подробно разбирать все, неусвоенное на уроке, но и идти на шаг вперед, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал ловить слово и мысль учителя. Если не дать ему такого запаса, то очень быстро накопятся пробелы, а догонять таким детям особенно трудно.


Ежедневные проблемы:

🗸 пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

🗸 если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа»;

🗸 попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

🗸 маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

🗸 хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

🗸 предлагая сыну или дочке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.


Ошибки родителей. Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше.

Не стоит упорно навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется.

Не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами.

Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Родители должны помнить следующее: если постоянно раздражаться и наказывать ребенка за медлительность и неуверенность, у него может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия и увлечения

Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка: «Тише едешь, дальше будешь». Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.


Общение

Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы. Помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

В то же время, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду – вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая «белая ворона» может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории «неправильных» людей и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.


Борьба с медлительностью у флегматиков

Расстройство – недостаточно сильное слово, чтобы описать ваши чувства, когда дошкольник целых полчаса ищет свои ботинки, или вашему семилетнему сыну не удается приступить к выполнению домашнего задания, потому что он никак не может отыскать свои карандаш и тетрадь, и наконец, одиннадцатилетний ребенок заставляет ждать весь школьный автобус каждое утро независимо от того, сколько раз вы сказали ему: «Сегодня ты выйдешь из дома вовремя».

И тем не менее приступы ярости, мольбы и напоминания не решают эту проблему – приходят к выводу специалисты. Обычно за медленными, «черепашьими», движениями вашего ребенка скрывается какой-то смысл. Догадайтесь, что он хочет сказать, – проблема наполовину будет решена. Вот некоторые рекомендации, которыми можно воспользоваться.

Признайте, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение является нормальным периодом в развитии ребенка. Так что иногда вам лучше всего успокоиться и принять это как должное. Поведение ребенка, наверное, изменится по мере того, как он повзрослеет.

Научите ребенка следить за часами. Дошкольники не считаются со временем, поэтому бессмысленно подгонять их. Как только дети в первом или втором классе узнают, как определять время, становится проще убедить их делать все вовремя. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить, правильно ли он это сделал. После этого ребенок будет лучше понимать, к какому времени вам нужно, чтобы что-то было сделано.

Прерывайте малыша лишь в том случае, когда это необходимо. Никто на нашей планете не любит, чтобы его прерывали, и тем не менее целый день мы прерываем игры детей, чтобы заставить их сделать то, что считаем нужным. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это копанием. Вместо того чтобы внезапно прервать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: «Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать».

Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: «Вот хорошо!» – когда ребенок делает что-то быстро. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания. К тому времени, когда ему исполняется девять или десять лет, он будет понимать значение того, как быть организованным, и тогда вы можете начать хвалить его и за это. Некоторые дети хорошо реагируют, когда им говорят: «Отлично задумано!»

Применяйте систему звездочек. Купите цветные звездочки и календарь с большими рамками. Затем используйте эти звездочки как награду за хорошее поведение. Если ваш ребенок регулярно копается со своей домашней работой, объясните ему, например, что отныне за каждый день на календаре будет ставиться звездочка. Договоритесь, что, после того как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.

Нарисуйте счастливые лица. Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте «улыбающуюся рожицу» рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче. Позитивный подход действует лучше всего.

Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий.

Может быть, ваш ребенок пытается что-то сказать вам. Если ваш школьник постоянно копается, может создаться впечатление, что он делает это намеренно, чтобы вызвать у вас раздражение. Не исключено, что именно таким и является намерение ребенка. Вам следует подумать о смысле такого поведения. Может быть, вашему ребенку не нравится какое-то занятие, и он пытается как-то оттянуть его?

Мы принимаем массу решений за наших детей и в результате они нередко чувствуют себя беспомощными. Если происходят частые стычки, где испытывается, чья воля одержит верх – ваша или ребенка, – подумайте о том, может ли он принимать решения самостоятельно в других областях жизни.

Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык приклеивается и тогда, когда вы делаете такие заявления, как: «Ты никогда не бываешь готов вовремя» или «Ты всегда опаздываешь». Подобные штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

Давайте только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление, например: «Пойди, возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше».

Родителям следует посмотреть на то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Вы работаете слишком много? Вы все время спешите? Если дело обстоит именно так, считайте копание своего ребенка знаком того, что вам следует замедлить ритм собственной жизни.

Обсуждайте намечающиеся события. Спросите своего ребенка школьного возраста: «Какие у тебя планы? Сегодня по телевидению показывают передачу, которую ты любишь, а тебе еще нужно выполнить домашнее задание. Как ты собираешься справиться со всем этим?» Это помогает ребенку более ответственно относиться к делам, и он будет заинтересован в том, чтобы побыстрее справиться с заданием, и затем заняться делами, которые ему нравятся.

«Приготовиться… на старт…» – достаньте секундомер. Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: «Я засеку время» или «Давай посмотрим, как быстро ты справишься». Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов.

Обязательно похвалите его в случае успеха: «Ого, десять секунд – как быстро!» В крайнем случае, используйте время таким образом: «Сейчас я сосчитаю до трех, и ты должен побежать и принести свои ботинки».


Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставить ребенка работать как можно быстрее – это только ухудшит ситуацию, ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет. Основная суть этих приемов – резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных. Последние быстрее овладевают требуемыми движениями, и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.

Ниже даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).


Игры со сменой темпа движений:

1) Ходьба – бег – ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку, или при смене темпа музыкального сопровождения.

2) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.

3) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.


Игры с максимально быстрыми движениями:

1) Дети стоят в одном конце комнаты, а в другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, хватают флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто прибежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».

2) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10¨10 см и карандаши. По сигналу они как можно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

3) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5 м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

4) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

5) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий – спиной к детям за кругом. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку – останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют – из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

6) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза…). Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:

– Ромашка!

– Я! – отзывается «Ромашка» и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.

Кто не успел отозваться или у кого упал волчок, выходит из игры.


Игры для развития внутреннего торможения:

1. Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т. д. Затем вводятся разные условия:

🗸 «Запретное движение». Одно движение, например хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.

🗸 «Замена». Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает – присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

🗸 «Все наоборот». Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: «Быстрей! Медленней! Тише! Громче!» Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав «быстрей!» – дети должны замедлить темп, «медленней!» – напротив, убыстрить его, «тише!» – хлопать и топать как можно громче, «громче!» – хлопать и топать как можно тише.

2. Ведущий говорит детям: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!» Если назову нелетающее животное, например льва, – молчите и не поднимайте руки».

– Орел!

– Воробей!

– Стрекоза!

– Змея!

– Собака! и т. д.

3. Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

По этой команде ведущего: «Хоп!» хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против хода часовой стрелки.

В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.


Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет.

🗸 Бежать, держа в руках горящую свечу, так чтобы она не погасла.

🗸 Бежать со стаканом воды, так чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже – почти доверху).

🗸 Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик.

🗸 Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи.

🗸 Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).


Очень хороша следующая игра: воспитательница (или любой взрослый) готовит заранее на столике новую игрушку, накрытую салфеткой, затем усаживает детей (или ребенка) за стол и говорит: «Закрой(те) глаза и не открывай(те), пока я не сосчитаю до пяти! Когда ты (вы) откроешь(те) глаза, то увидишь(те) мой сюрприз!» Дети закрывают глаза, но сначала не выдерживают до счета «пять», постепенно этот промежуток времени удается довести до счета «десять».


Игры для будущих школьников

Эти три игры сконструированы на основе традиционных игр и выполняют конкретную задачу: помочь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют в них с увлечением.


«Дом—улица—детсад—школа»

Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название.

Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.

Например:

– дом: мама, завтрак, кровать;

– улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;

– детсад: воспитатель, игрушки, группа;

– школа: учитель, доска, звонок.

Кто сбился или замешкался – выходит из игры.

Для пятилетних детей каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.

Для шестилетних детей перед каждой новой игрой можно устраивать маленький «мозговой штурм», предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.


Второй вариант той же игры

Ведущий становится в центр круга, образованного участниками, и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: «Дом, улица, садик, школа, дом…). Внезапно ведущий замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.

(В основе – традиционная игра многих народов «Небо—земля—вода—огонь». По ее схеме построено множество современных тренинговых игр.)


Рассеянный Ваня

Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника:

🗸 ручка, медлительный ребенок, темперамент, игры

🗸 карандаши (два),

🗸 линейка,

🗸 тетрадки (две),

🗸 учебники (два),

🗸 дневник.

Водящий произносит:

– Ваня ищет карандаш!

– Здесь! – откликается «карандаш», вскакивая. Затем опять садится.

– Ваня ищет тетрадки!

– Здесь! – откликаются обе «тетрадки» и быстро меняются местами.

В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех (можно не по одному разу), он произносит:

– Ваня ищет весь портфель!

Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Водящий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.


«Без света»

Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, по другую – корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого – мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку – в пенал. Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.

В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он закончил сборы в первый раз, а затем, постепенно, это число уменьшая. Возможно соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.

Вот несколько игр для развития умения выражать свои чувства и эмоции, а также понимать чувства и эмоции других людей, с чем у маленьких флегматиков иногда возникают проблемы.


«Фотография» (для детей с 4 лет)

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.


«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка нахмуриться:

🗸 как осенняя туча;

🗸 как рассерженный человек;

🗸 как злая волшебница.

Улыбнуться:

🗸 как кот на солнце;

🗸 как само солнце;

🗸 как Буратино;

🗸 как хитрая лиса;

🗸 как радостный ребенок;

🗸 как будто ты увидел чудо.

Позлиться:

🗸 как ребенок, у которого отняли мороженое;

🗸 как два барана на мосту;

🗸 как человек, которого ударили.

Испугаться:

🗸 как ребенок, потерявшийся в лесу;

🗸 как заяц, увидевший волка;

🗸 как котенок, на которого лает собака;

Устать: 🗸 как папа после работы;

🗸 как человек, поднявший тяжелый груз;

🗸 как муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть:

🗸 как турист, снявший тяжелый рюкзак;

🗸 как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

🗸 как уставший воин после победы.


«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.


«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)

Ребенок рассматривает карточки и раскладывает их по следующим признакам:

🗸 какие нравятся;

🗸 какие не нравятся.

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.


«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются Разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются.

Интересно понаблюдать за изменением выражений лица при «встрече эмоций» – это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. – и обсудить, как можно «помирить» эмоции.

Пьеро (меланхолик)

Ребенок-меланхолик робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, не адекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу.

Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости; ему нельзя приказывать, противопоказаны категоричные обращения и отрицательные оценки; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.