В своё время я подобным образом набрал клиентов с высокой почасовой оплатой. У меня был стабильный поток заказов с попроектной оплатой, и без работы я бы не сидел. Но я хотел большего, мне нужна была почасовая оплата. Тогда я стал всем своим потенциальным клиентам предлагать свои услуги, при этом открытым текстом заявляя им, что меня интересует почасовая оплата. Хотя большинство и отказывалось, но некоторые соглашались, ими-то я и заменил всех своих предыдущих клиентов. Чего ивам желаю.
Итак, вы начали искать заказы, и, что самое главное, находить их. Первые деньги, первые отзывы, первые работы в портфолио. Самое время задуматься, о том, сколько вы зарабатываете и что нужно сделать, чтобы зарабатывать больше. Наша первая цель, начать зарабатывать сумму соизмеримую с вашим основным доходом на текущий момент, или на момент когда вы уволились. Она может показаться вам слишком амбициозной, однако, это не так. Даже если вы уделяете удалённой работе два-три часа в день, вы вполне можете претендовать на сумму в 50%, а в некоторых случаях и 100% от основного дохода. Фрилансеры и офисные сотрудники находятся в различных условиях. Поэтому есть ряд объективных предпосылок для более высокого заработка. Вот они:
– Вы работаете не на территории заказчика, поэтому ему не надо тратиться на организацию рабочего места и аренду офиса для вас.
– Работодателю не надо тратиться на содержание дополнительно персонала, Например, бухгалтеров, отвечающих за ваши отчисления в налоговую инспекцию и различные фонды, инженеров по охране труда, охранников и т. д.
– Как правило, фрилансеры (если они профессионалы) требуют минимума контроля со стороны заказчика. После подписания ТЗ фрилансер занимается работой по нему, с некотрой периодичностью предоставляя заказчику промежуточные результаты для ознакомления. Не нужды постоянно пинать фрилансера, мотивировать его, следить за тем, чтобы он отработал свою зарплату. Поэтому со стороны заказчика затраты на менеджмент минимальны.
Всё это позволит вам просить больше денег за свои услуги просто на основании того простого факта, что вы фрилансер. Такой подход даст существенную добавку к вашим доходам. По статистике офисный работник получает около 10% стоимости проекта (остальные 90% уходят на содержание административного аппарата компании и офиса), в то время как фрилансер 80%-90%.
Спокойствие)). Не надо думать, что вы можете надеяться на девятикратный рост доходов. Все гораздо скромнее. Давайте подсчитаем.
Допустим стоимость проекта 100 тыс. рублей. Заказчику будет иметь смысл отдать его фрилансеру, если последний сделает его дешевле. Скажем за 80 тыс. рублей. Около половины заказчик захочет оставить себе в качестве оплаты своей работы по привлечению этого заказа (в этом примере предположим, что заказчиком является некоторое агентство, выступающее в роли посредника между клиентом, желающим реализации проекта для себя, и фрилансером). Остаётся 40 тыс. рублей. Эти деньги достаются фрилансеру, однако 10 тыс. рублей из них являются своеобразной социальной составляющей и расходуются фрилансером на оплату больничных, организацию рабочего места и т. д. Поэтому реальный доход составит около 30 тыс. рублей. Если же фрилансер работает официально, то эта сумма будет ещё меньше. А как всё хорошо начиналось)
Данные расчёты хоть и являются весьма приближенными, однако, более менее точно отражают реальное положение дел. По опыту российских работодателей выполнение работы фрилансером обходится в три раза дешевле аналогичного объема работ, выполненного штатным сотрудником. Что у нас собственно и получилось.
Однако нужно придумать что-то лучшее. Самый оптимальный способ увеличить свой заработок – это профессиональный рост. Пускай вы начнёте свою карьеру с самой низкой ценовой категории, создавая баннеры за несколько долларов, или программируя за еду. Важно не задержаться в ней а как можно раньше стать крепким середнячком. Есть ещё супер-профессионалы, зарабатывающие немыслимые для других категорий деньги. Однако, переход в эту категорию работников надо держать в голове в качестве весьма отдалённой перспективы. Не рассчитывайте стать профи за несколько месяцев. На это могут уйти годы. Однако оно того действительно стоит. По исследованиям одного авторитетного фрилансерского сайта получается, что 25% наиболее высокооплачиваемых фрилансеров зарабатывают 50% всех денег. Интересно, что оставшиеся 75% удалённых работников зарабатывают другие 50% денег. То есть там, где профи зарабатывает рубль, три фрилансера средней и низкой квалификации зарабатывают по 33 копейки каждый. Как ни крути, а быть элитой выгодно.
Оплата труда и оценка работ
Как только вы нашли интересующий вас заказ, привлекли внимание потенциального клиента, тщательно изучили ТЗ и обсудили все организационные моменты, встаёт вопрос озвучивания стоимости вашей работы по этому проекту. И вот тут случается ступор. Многие фриласеры, особенно начинающие, весьма слабо представляют, из чего складывается их собственная стоимость на рынке труда.
При работе в офисе и, следовательно, получении фиксированной зарплаты, продажа труда происходит максимально просто для исполнителя. Ему надо просто ходить из фирмы в фирму и искать место, где предложат больше денег. Всеми остальными нюансами оценки квалификации соискателя занимается уже работодатель. Совсем по-другому обстоит дело во фрилансе. Здесь уже исполнитель должен трезво оценивать все особенности проекта, своего опыта и возможности клиента.
Прежде чем называть стоимость своих услуг, необходимо изучить цены на аналогичные виды работы, выполняемые вашими конкурентами. Почти наверняка уже кто-то делает то же что и вы. Пролистайте архив проектов на какой-нибудь филансерской бирже, посмотрите, сколько заказчики готовы платить за аналогичные работы и до каких значений опускаются цены в результате торгов фрилансеров за проект. Не лишним также будет погуглить по фразе «сколько зарабатывают фрилансеры», и почитать средние цены на те или иные услуги. Подобным анализом занимается сайт http://www.free-lance.ru/ и раз в год публикует статистику по доходам фрилансеров.
Когда со средними ценами более-менее определились, наступает момент посмотреть правде в глаза и признать, что ваша привлекательность для заказчика не так высока как хотелось бы. Это может быть связано с небольшим количеством положительных отзывов, не очень впечатляющим портфолио и т. д. Однако, даже в такой ситуации можно искать и, самое главное, находить заказчиков. Демпинг ещё никто не отменял. Понятно, что работать по ценам существенно ниже средних по рынку совсем не здорово, однако все фрилансеры через это проходили. Даже те, кого сейчас называют элитой российского фриланса, поначалу вынуждены были демпинговать. На начальных этапах вашей карьеры это нормально.
На первые несколько проектов установите демпинговую цену в 50% от средней по рынку и понаблюдайте за реакцией заказчиков. Если, вам стали доставаться заказы, то это хороший знак, т.к. вы начинаете выходить на нормальный цикл – поиск заказчиков, получение заказов, работа, размещение работы в портфолио, отзывы и потом всё заново. В этом случае уже можно задумываться о способах увеличения ваших заработков. Если же клиенты не появляются, несмотря на низкие цены, то возможно что-то сделано не так и вам стоит выполнить несколько заказов за отзыв или продолжить наполнять портфолио.
Очевидно, с каждым очередным выполненным заказом, ваша квалификация будет расти. И в определённый момент за счёт неё вы сможете увеличить цену своих услуг. На рынке немало клиентов готовых платить хорошую цену за качество. Найти их вполне реально.
Цена также может очень сильно зависеть от сложности работ, которые предстоит выполнить. Обладание эксклюзивными знаниями так же позволит вам увеличивать свои доходы. Думаю, очевидно, что создание сайта-визитки и программирование какого-нибудь хитроумного и редкого контроллера оценивается очень по-разному.
Последним из моментов, влияющих на цену, я хочу рассмотреть срочность. Тут есть два аспекта. Первый связан с тем, что для выполнения проекта нужно поработать сверхурочно или даже в выходные. С точки зрения организации труда это не очень хорошо, однако если вы согласились на такой заказ, то вполне нормально чтобы клиент оплатил вам необходимость работать сверхурочно. Можно отталкиваться от трудового кодекса и назначать стоимость за сверхурочные часы в 1,5—2 раза выше, чем за время отработанное в нормальном режиме.
Подсказка: если боитесь потерять клиента из-за повысившейся по причине сверхурочных работ стоимости, назовите клиенту две стоимости. Одна стоимость – срочное выполнение с переработками. Вторая стоимость – несрочное выполнение без переработок. И предложите ему выбрать.
Второй аспект связан с тем, что даже если срочное выполнение заказа не подразумевает переработок, клиент всё равно должен заплатить за это. Он хочет, чтобы вы «подвинули» других своих заказчиков и уделяли его проекту больше внимания. Вы вполне можете сделать это, но нет никаких причин делать это бесплатно. В конце концов, сроки выполнения проекта – это такая же его фича, как форма или отчет. Пускай платит за срочность.
Особенность заказчиков заключается в том, что им всегда надо очень срочно. Однако как только им предлагаешь доплатить за это, проект сразу же становится не очень срочным).
Прайс-лист на услуги
Очень часто биржи фриланса помимо добавления работ в портфолио предлагают ещё заполнить стоимость на услуги. Это может быть почасовая ставка или стоимость всего объёма работ. В некоторых случая добавление подобной информации может быть оправданно, в некоторых нет. Давайте подробнее разберёмся с этим вопросом.
Заполняя и выставляя напоказ свой прайслист, вы, во-первых, избавляете себя от необходимости во время переговоров с заказчиком озвучивать свои цены, экономя тем самым и своё и чужое время, что позволяет сосредоточиться на других существенных деталях предстоящей работы. Во-вторых, вы отсеиваете всех заказчиков, которые рассчитывают на другую, нежели у вас ценовую категорию. Чем выше ваша квалификация, тем большее число заказчиков захочет отдать вам свой заказ. Вот только не все будут согласны заплатить вам столько, сколько вы просите. Опубликовав свои цены, вы сразу же отсечёте неплатежеспособную аудиторию, освободив время для общения с заказчиками, которым вы по карману.
Со всеми этими неоспоримыми плюсами рука об руку идут такие же неоспоримые минусы. Так, публикуя ценник на свои услуги, вы лишаете себя гибкости, связанной с нюансами возможной работы. А ведь эти нюансы могут как увеличить, так и уменьшить стоимость работ. И если реальная стоимость заказа окажется меньше чем указано в прайсе, то у клиента не возникнет вопросов по этому поводу, он только рад будет. А вот если стоимость окажется больше, то вам придётся попотеть, объясняя клиенту, почему цена оказалась выше.
Описанные выше сложности могут иметь место не только с технологически сложными видами работ, как то создание сайта или корпоративного портала, но и со значительно более простыми областями. Например, перевод текстов. Казалось бы, что может быть проще – назначил стоимость за 1000 знаков и знай себе переводи да горя не знай. Но любой переводчик скажет вам, что текст тексту рознь. Это может быть отрывок из детской книги, перевести, который труда не составит из-за чрезвычайно простого текста, книга-то детская. Но это может быть и фрагмент из мировой классики, изобилующей устаревшей лексикой и идиоматическими выражениями. В итоге обе работы оценены одинаково, но сложность у них разная.
В моей практике несколько раз был случай, когда клиент просил разместить у него на сайте калькулятор услуг. А затем через некоторое время просил его убрать. Потому что менеджеры по продажам были вынуждены объяснять посетителям сайта почему сумма в счёте отличается от того что насчитали с помощью калькулятора они. Посетители в силу ряда причин не могли учесть ряд существенных нюансов, влияющих на итоговую стоимость работ.
Так же, публикуя прайс на свои услуги, вы лишаете себя гибкости в общении с заказчиком, ведь каждый из них уникален, и каждый проект уникален в ещё большей степени. А ведь любой нюанс может существенно изменить суть заказа.
Как видите, однозначной рекомендации дать нельзя. Вам опять придётся самим решать, оправдано ли это в вашем случае или нет.
Оплата труда – почасовая ИЛИ попроектная
Существует две формы оплаты: почасовая и за проект. Так сложилось, что на территории СНГ больше распространена оплата труда за проект. В то время как на западе большее распространение получила модель почасовой оплаты.
Почасовая – такая форма, как правило, имеет место, когда заказчик может контролировать количество работы, выполненной работником. А, следовательно, и оценивать работника по тому, как много тот сделал за представленное к оплате время. К таким видам работ относятся: наполнение каталога товаров, консультации, создание тем на форумах и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги