Книга Кировская весна 1940 - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Ю. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кировская весна 1940
Кировская весна 1940
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кировская весна 1940

Самолет И-15 «бис» строгий, как при взлете, так и при посадке, и требует от летчика повышенного внимания. Достаточно было чуть-чуть замешкаться, как машина тут же начинала отклоняться от оси взлета влево или вправо, а это могло привести к аварийной ситуации.

Через месяц мы восстановили технику пилотирования на Ут-2 и приступили к самостоятельным полетам на самолете И-15 «бис».

Самолеты Ут-2 и И-15 «бис» отличались друг от друга даже конструктивно. Ут-2 – учебный двухместный моноплан, а И-15 «бис» – боевой одноместный истребитель, полутораплан. Он несколько тяжелее Ут-2, и, естественно, пилотировать его было значительно сложнее. Короче говоря, полет на «бисе» требовал хорошей выучки. Инструктор, опытный летчик-методист, сравнительно быстро сумел передать нам все тонкости полета на «бисе».

Вскоре пришло время и мне произвести первый самостоятельный полет на И-15 «бис».

По заданию выполнил над аэродромом два круга, посадку произвел удачно. Зарулил на линию предварительного старта. Инструктор, не сделав никаких замечаний, приказал выполнить еще один полет. Взлетаю снова. Пилотирую теперь увереннее и задание выполняю еще чище. Посадку произвожу опять удачно.

– Молодец! – после моего доклада говорит инструктор. – Так и держите, товарищ Сталин!

Радостным возвращался я в этот день с аэродрома. Еще бы: отныне и на всю жизнь я – военный летчик!

{75}

Говорят, будем в этом году учиться на И-16. Это еще сложнее.

Крепко жму руку,

Твой Василий Сталин

17.02.40 Альтмарк

В ночь на 17 февраля эскадренный миноносец «Коссэк» (кэптен Филип Вайен – командир 4-й флотилии эсминцев) нарушил границу территориальных вод Норвегии и вошел в залив, не обращая внимания на сигналы норвежцев. С трудом найдя свою цель на фоне скалистого заснеженного берега, «Коссэк» приблизился к немецкому пароходу и обстрелял его из пулеметов. После короткой схватки, в ходе которой четыре немца были убиты и пятеро ранены, абордажная группа морской пехоты с эсминца освободила 303 моряка, запертых в складских помещениях и пустых топливных цистернах «Альтмарка». Взяв на абордаж «Альтмарк», британские десантники громко крикнули узникам: «Вот и флот!»

Норвежское правительство заявило резкий протест Англии в связи с нарушением ее территориальных вод, но британский премьер-министр Нэвилл Чемберлен возразил, что Норвегия сама нарушила международные законы, разрешив использовать свои воды для перевозки английских пленных в германскую тюрьму.

Гитлер же окончательно убедился, что Англия не намерена считаться с нейтралитетом Норвегии, и потребовал ускорить приготовления по плану «Везерюбунг».

{71}

19.02.40 Танки

19.02.1940 Приказ по Народному Комиссариату Среднего Машиностроения СССР № 55с

г. Москва

1. Разработанные в обеспечение постановления К.О. № 443 графики подготовки производства машины Т-34 по заводу № 183 и Т-40 по заводу № 37 – УТВЕРЖДАЮ.

2. В связи с большим объемом по оснащению производства нач. Главспецмаша тов. Суренян и директорам заводов № 183, № 37 и № 174 в месячный срок перевести инструментальные базы заводов на 3-х сменную работу, доведя коэффициент сменности до 2,7. Использовать недогруженное оборудование основных цехов на изготовление оснащения новых объектов.

3. По заводу № 183. Начальнику Главспецмаша НКСМ тов. СУРЕНЯН и директору завода № 183 тов. МАКСАРЕВУ подготовить в течение 1940 года мощности завода на выпуск в 1940 году 200 шт., а в 1941 году 1600 танков Т-34…

4. По заводу № 37. Начальнику Главспецмаша тов. Суренян и директору з-да тов. ШОР подготовить мощности цехов з-да № 37 на выпуск в 1941 году Т-40 в количестве 2000 шт…

5. По заводу № 174. Начальнику Главспецмаша тов. Суренян и директору завода тов. Алексееву довести мощность цеха ходовой части до 400 комплектов в месяц к 1.VII-1940 г…

6. Начальнику Финансово-Планового отдела НКСМ предусмотреть целевым назначением средства на подготовку производства и увеличение фондов зарплаты по заводам № 183, 37 и 174.

7. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Начальника Главспецмаша – тов. СУРЕНЯН.

8. Начальнику Главка тов. СУРЕНЯН с директорами зав. 183, 174, 37 для стимулирования рабочих ИТР завода разработать и представить мне на утверждение премиальную систему к 1 марта.

9. Тов. СУРЕНЯН каждого 3, 13, 23 представлять мне отчет о ходе подготовки производства Т-34, Т-40 и сведения о выполнении приказа № 188сс и настоящего приказа.

П/п Народный Комиссар Среднего Машиностроения: И. ЛИХАЧЕВ.

{80}

19.02.40 Самолетостроение

19 февраля 1940 г. Постановлением КО № 77сс опытную серию в 25 машин Як-1 предписывалось построить в первом полугодии заводу № 301 в Химках. Забегая вперед, следует сказать, что принятое решение (о внедрении в серийное производство самолета, не дожидаясь конца испытаний) принесло больше вреда, чем пользы при организации крупносерийного производства Як-1, но в целом имело непреходящее значение для авиационной промышленности, сделавшей резкий скачок вперед.

{40}

21.02.40 Везерюбунг

Встал вопрос о командующем операцией. На эту роль генерал-полковник Кейтель предложил кандидатуру генерала от инфантерии Николауса фон Фалькенхорста – командира 21-го армейского корпуса. В 1918 году Фалькенхорст участвовал во вторжении в Финляндию, будучи начальником штаба дивизии Рудигера фон дер Гольца, и был знаком с северным театром. Кроме того, командуя корпусом во время Польской кампании, он приобрел опыт ведения современных операций. 21 февраля фюрер принял генерала и в ходе беседы поручил ему изложить свои соображения по поводу предстоящей акции…

«Я вышел на улицу и купил путеводитель Бедекера для путешествий для того, чтобы просто уяснить для себя, что такое Норвегия. Я не имел ни малейшего представления об этой стране… – рассказывал Фалькенхорст на суде Международного трибунала в Нюрнберге. – Затем я направился в свой номер в отеле и принялся изучать страну по Бедекеру. В пять часов вечера я опять направился к фюреру».

План генерала почти в точности повторял основные принципы плана, разработанного в OKW. Замысел операции Фалькенхорст формулировал так: «Захват Норвегии должен быть осуществлен в ходе совместной операции трех видов вооруженных сил. Размеры и рельеф страны делают необходимым участие в операции разобщенных друг с другом боевых групп, которые лишь на последней стадии проведения операции смогут соединиться и получить подкрепления. Поэтому предпосылкой успеха всей операции являются энергичные самостоятельные действия всех командиров и безукоризненное взаимодействие видов вооруженных сил, выполняющих боевую задачу в одном районе».

{71}

23.02.40 Уинстон Черчилль

Речь Уинстона Черчилля на приеме в честь освобождения из плена 300 британских моряков «Вот и флот!»

* * *

Мои коллеги в совете адмиралтейства и правительстве военного времени благодарны вам за то, что вы пригласили нас сюда сегодня, чтобы разделить с вами ту огромную радость, с которой Лондон встречает победителей битвы в устье реки Ла-Плата. Это памятное событие действительно достойно большого торжества. Думаю, недавний подвиг моряков и офицеров «Эксетера» и «Аякса» в очередной раз укрепил немеркнущую славу нашего военно-морского флота, на котором, по воле божественного провидения, лежит ответственность за сохранение наших жизней и безопасности нашего государства.

Никогда еще боевой дух наших моряков не был так силен. Если бы Нельсон и прочие герои прошлого взглянули сейчас на нас с высоты своих постаментов, они сразу бы поняли, что наша островная нация не утеряла ни капли своей храбрости, что деяния прошлых столетий не стерлись из нашей памяти и по-прежнему служат примером для сменяющих друг друга поколений. Ведь не зря же, когда адмирал Харвуд решил, не сбавляя хода, атаковать врага, который мог потопить любой из его кораблей всего лишь одним удачным залпом тяжелых орудий, он отдал экипажу команду, повторив бессмертные слова адмирала Нельсона. При этом и сам повод, и действия всех офицеров и нижних чинов, и результаты сражения оказались достойны этих великих слов.

У славной повести о сражении в устье реки Ла-Плата теперь есть эпилог – проведенная на прошлой неделе эсминцем «Коссэк» и сопровождавшими его кораблями операция по спасению пленных британцев, подобранных с потопленных немецким рейдером кораблей прямо под носом у врага, несмотря на все трудности, связанные с односторонним нейтралитетом Норвегии. Тот факт, что нам удалось спасти наших пленных товарищей от тягот и ужасов заточения в застенках нацистской Германии, показывает, как далеко может дотянуться рука британского морского могущества. Об этом не стоит забывать ни нашим врагам, ни нашим верным друзьям. А к переданному Нельсоном 135 лет назад знаменитому сигналу – «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг!» – теперь можно добавить достойный ответ, прозвучавший не далее как на прошлой неделе: «Вот и флот!»

{12}

01.03.40 Газета Известия

Известия 1 марта 1940 года

ПОЛГОДА ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

Вот, уже полгода, как идет война в Европе, – «всамделишная» ли война? За первые три месяца, по французским сообщениям, общие потери воюющих сторон на западном фронте составили 3.153 человека. Итоги за полгода войны вряд ли многим отличаются от вышеуказанных, так как почти все потери относятся к первому месяцу войны. Но отнюдь не это определяет действительный ее характер. Идет активная война на море. Идет острейшая экономическая война. Идет подготовка к большим стратегическим операциям, к «тотальной войне», в которой на карту должны быть поставлены все силы, средства и ресурсы воюющих сторон.

Уже первые полгода обнаружили банкротство англо-французской стратегии. Главный вопрос, который обсуждается на страницах английской, французской и американской прессы, это – начнет ли Германия наступление против линии Мажино, и будет ли 1940 год действительно «решающим годом». Самая постановка этого вопроса показывает, что англо-французские империалисты более всего на свете боятся германского наступления. Англо-французским стратегам приходится пересматривать положение, которое они всегда считали основой основ. Англичане заявляли: «Время работает на нас. Мы можем проигрывать сражения, но в конце концов мы выигрываем последнюю битву». Это положение относилось к давно прошедшим и невозвратимым временам, когда стратегическое положение Англии, как островного государства, было неуязвимым. Англия со времени норманнского завоевания не подвергалась нашествиям. Англия могла спокойно «смотреть и выжидать». Развитие авиации сделало британские острова весьма уязвимым объектом для неприятельского воздушного Флота. Подводная блокада уже в 1917 году чуть не поставила Англию на колени. Стратегически Англия перестала быть островом.

Лондонская «Таймс» на-днях подсчитывала, что Германия к весне этого года будет иметь (вместе с резервами) 30 тысяч военных самолетов. Англия в страхе и трепете ждет развертывания массовой воздушной войны. Рассеялись, как дым, англо-французские мечты о том, что Германию легко будет взять измором, организовав беспощадную морскую блокаду. Англо-французский флот действительно отрезал Германию от рынков, занимавших (вместе с Англией и Францией) примерно 50 процентов в ее внешней торговле. Но Германия не отрезана ни от севера, ни от юго-востока Европы и развивает экономические связи с Советским Союзом. Германия не только имеет возможность вести длительную войну, – она имеет возможность увеличивать свои военные ресурсы за счет развития экономических связей с рядом стран. Больше того, стратегия измора теряет всякий смысл, если война не развернута, если бои не носят широкого масштаба, не поглощают миллионов тонн стали и горючего, не уничтожают сотен тысяч людей. Противнику, которого хотят взять измором, при таком положении вещей не приходится истощать свои людские, сырьевые и промышленные ресурсы.

На кого же работает время? – с тревогой задают вопрос английские и французские деятели. Германская контрблокада оказывает свое действие. Потери торгового тоннажа за это время (1,8 млн. тонн по германским данным, 1,3 млн. тонн – по американским данным) не представляют пока решающей угрозы для Англии, поскольку производственная мощность английского судостроения позволяет возмещать потери нынешнего масштаба. Но война на море ведь тоже еще не развернулась. По французским оценкам, Германия в скором времени сможет выпускать до 20 подводных лодок в месяц. Авиация в массовых масштабах тоже еще не применялась в морской войне, Наконец, возможны еще большие «технические сюрпризы».

Доктрина, говорящая о возможности выиграть последнюю битву, проигрывая одно сражение за другим, становится явно неприемлемой в новой обстановке. Первые поражения могут оказаться решающими. Если в начале войны английские государственные деятели хвастливо заявляли: «Мы блокировали Германию, и победа за нами обеспечена», то ныне они заметно сбавили тон. Авторитетный орган британских империалистов журнал «Раунд тэйбл» в последнем (январском) номере делает неутешительное признание: «Одна блокада никогда не приведет к крушению Германии. К этой войне это относится в еще большей мере, чем к прошлой». Нужно ли большее доказательство банкротства британской стратегии, чем это признание консервативного журнала?

Англо-французские империалисты пытаются взять реванш на дипломатическом фронте. О, об этом фронте сводки не сообщают, что «ночь прошла спокойно»! Здесь идет самая отчаянная, самая ожесточенная борьба.

Одним из отличий нынешней войны от войны 1914–1918 годов является то обстоятельство, что англо-французский блок не завершил дипломатической подготовки и должен был начать войну при несколько неожиданной для него расстановке сил. Накануне 1914 года воюющие коалиции формировались в течение нескольких десятилетий. Иное дело теперь. Англо-французский военный союз в нынешнем его виде воссоздан в течение каких-нибудь 3–4 лет. Расстановка сил в этом блоке резко изменилась не только по сравнению с 1914 годом, но и по сравнению с 1919 годом (Версаль) или 1925 годом (Локарно).

Вряд ли можно найти в истории пример такого быстрого падения, какое совершила за эти годы Франция: от роли свирепейшего жандарма Версальского мира и претендента на военно-политическую гегемонию в Европе до роли скромного оруженосца английского империализма. Даже некоторые французы с тревогой заявляют: «Франция превращается в британский доминион».

Чем объяснить эту разительную перемену? В прошлой воине Франция выступала, как гегемон франко-русского союза. При проведении антигерманской политики она не зависела от Англии. Ныне же, проводя антигерманскую политику, Франция полностью отдана на милость Англии. В прошлой войне военное могущество держав измерялось в основном двумя показателями: сухопутной армией и морским флотом. По первому показателю Франция имела решающее превосходство над Англией, по второму – она значительно уступала Англии. В нынешней же войне военный удельный вес держав определяется по крайней мере тремя показателями: сухопутной армией, авиацией и морским флотом. Не только на море, но и в воздухе Франция значительно уступает Англии, а в отношении сухопутных сил Англия (уже мобилизовавшая 1.200 тысяч человек) догоняет Францию. Все это усиливает зависимое положение Франции внутри англо-французского блока. Единственная бесспорная дипломатическая победа, которую пока-что одержала Англия в этой войне, это – победа над… Францией!

Но Англия никогда не надеялась одержать победу в войне с Германией силами одной Франции. Расчеты английских любителей воевать чужими руками шли гораздо дальше: они мечтали о том, чтобы повести Советский Союз в фарватере английской политики. Советский Союз должен был стать орудием чужой и чуждой ему политики – английской политики окружения Германии. Английским империалистам пришлось, однако, жестоко просчитаться, – Советский Союз пошел своей собственной дорогой. Это было величайшим поражением, какое когда-либо терпела английская дипломатия.

Незадолго до войны лондонский королевский Институт международных отношений издал интересную книгу «Политические и стратегические интересы Великобритании». Вот какую роль отводят Советскому Союзу авторы этой книги, анализируя антигерманскую стратегию Великобритании:

«Весьма сомнительно, чтобы Великобритания могла надеяться на решающую победу в борьбе против Германии, пока восточный фронт Германии не будет блокирован. В соответствии с этим активная помощь со стороны России имеет решающее значение для Великобритании. Больше того, людские ресурсы России могут дополнить британские ресурсы в тех направлениях, где британских ресурсов будет не хватать тогда, когда станет вопрос о нанесении удара Германии на суше».

Провал английских расчетов, связанных с тем, чтобы втравить СССР и Германию в войну, не дает, однако, покоя англо-французским поджигателям войны. Они мечтают о возвращении тех времен, когда, по словам Бисмарка, европейские государства выполняли роль отличной пехоты на службе Англии. Генеральная линия англо-французской дипломатической стратегии сводится теперь к тому, чтобы втянуть в орбиту войны новые и новые народы, чтобы превратить европейскую войну в войну мировую.

В первую очередь англо-французская дипломатическая активность развертывается в двух направлениях: скандинавском и ближневосточно-балканском. Цитированный нами «Раунд тэйбл» пишет:

«Очень может быть, что последняя и решающая стадия войны произойдет на Балканах или на Ближнем Востоке, а не на западном Фронте».

На скандинавском направлением речь идет и о том, чтобы втянуть в войну против Германии скандинавские страны, чтобы отрезать Германию от сырьевых источников Швеции и Норвегии, в частности и в особенности от высококачественной шведской руды, составляющей 40–50 процентов всего германского импорта руды.

На ближневосточно-балканском направлении речь идет о том, чтобы отрезать Германию от румынской нефти (Германия получает отсюда около 2 млн. тонн нефти и может получать еще больше), от продовольственных и сырьевых ресурсов балканских стран, от путей снабжения, ведущих через Черное море. Речь идет о том, чтобы втянуть ближневосточные и балканские народы в орбиту империалистической войны против Германии.

Пока на этих направлениях англо-французская дипломатия не может похвастать сколько-нибудь существенными успехами. Провалились ее попытки втянуть скандинавские страны в войну. Провалились попытки втянуть балканские страны в войну, несмотря на лихорадочную провокационную деятельность англо-французской дипломатии.

Одним словом, вместо фактических военных действий идет настойчивая военно-политическая обработка не только малых стран, но и великих держав.

Мих. ОСИПОВ

{10} /Примечание Автора – дано с сокращениями/

01.03.40 Берлин

Руководство войной на море германского флота (РВМ) получило окончательный приказ на проведение учения «Везер» 1 марта 1940 года. В составлении этого приказа участвовал капитан 1 ранга Кранке, представлявший военно-морской флот в штабе подготовки операции. Адмирал Редер и РВМ, которые всегда решительно выдвигали тезис о том, что необходимо бросить все силы на британские морские коммуникации, предоставили для экспедиции в Норвегию все средства, которыми располагал флот, включая все подводные лодки, ибо теперь дело заключалось в том, чтобы сохранить за собой путь в открытое море.

В основу операции было положено следующее: молниеносно занять важнейшие порты Норвегии и создать укрепления, способные обороняться против нападения с моря и с суши до тех пор, пока не прибудет достаточно войск и тяжелого вооружения, чтобы можно было продвинуться в глубь страны и занять немногочисленные транспортные магистрали. Небольшие отряды быстроходных военных кораблей с войсками на борту должны были проникнуть в гавани до рассвета; несколько танкеров и вспомогательных судов, замаскированных под обычные торговые суда, – так называемая «авангардная эскадра» – должны были заблаговременно находиться в норвежских водах или прийти туда сразу же после военных кораблей; за ними, согласно плану, следовали без охранения 15 пароходов 1-й транспортной эскадры, а вслед за этими пароходами – конвои, которые должны были доставить прежде всего в Южную Норвегию главную массу войск и материальной части; доступ в Скагеррак с запада было приказано преградить минами. Учитывая малочисленность военно-морского флота, «авангардная эскадра» не могла не быть слабой, а количество войск на борту – ограниченным. Большое значение придавалось фактору внезапности как по отношению к норвежцам, так и по отношению к англичанам. Обратный путь представлялся более опасным, чем переход в Норвегию, ибо ко времени возвращения кораблей вражеский флот должен был получить основательную встряску.

{77}

02.03.40 Василий Сталин

Приближался выпуск для курсантов второго года обучения, но занятия в Качинской Краснознаменной военной авиационной школе имени Мясникова шли своим обычным чередом.

В отличие от других теоретических предметов, военную географию Василий любил, а сегодня как раз сразу после купания и завтрака первой в расписании шла военная география.

– Сегодня, товарищи курсанты, мы с вами изучим государства Скандинавии. К ним относятся Дания, Норвегия и Швеция. Таким образом, географический термин Скандинавия охватывает Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова.

Территория Дании включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага, среди которых наиболее известны такие, как Зеландия, Фюн, Венсюссель-Ти, Лолланн, Фальстер и Борнхольм. Столица Дании – Копенгаген. Дополнительно в состав Дании на правах личной унии включается также крупный остров Исландия. Площадь Дании, занимаемая сушей, – 42 394 км², водой – 700 км². Протяжённость границ с Германией – 67 км. Протяжённость береговой линии – 7314 км. На море Дания имеет северную границу с Норвегией и Швецией, на суше – южную границу с Германией, с которой в 1939 году ею был подписан акт о ненападении на 10 лет. В оперативно-стратегическом смысле Дания представляет собой ворота из Атлантического океана в Балтийское море. Армия Дании имеет 2 дивизии, общей численностью 14,5 тыс. человек. Датский флот состоит из 2 броненосцев береговой обороны, 18 надводных военных кораблей второго и третьего ранга (тральщиков, минных заградителей, миноносцев) и 7 подводных лодок. Датская авиация имеет 94 самолёта. Из них 12 современных истребителей-монопланов голландского производства Fokker D.XXI, 37 истребителей-бипланов Gloster Gauntlet, морская авиация включает 12 истребителей-бипланов Hawker Nimrod, остальные представляют собой гидросамолеты и транспортные самолеты.

К северу от Дании, на другой стороне «ворот в Балтийское море» на атлантическом побережье Скандинавии расположена Норвегия. Площадь Норвегии 385 178 км², из которых значительная часть непригодна для проживания и экономического использования (горы, болота и ледники). Её территория тянется узкой полосой (самая широкая часть – менее 420 км) вдоль северо-западного побережья Скандинавского полуострова и включает в себя все острова, островки и скалы, находящиеся в её территориальных водах. Столица Норвегии – Осло. С востока и юго-востока Норвегия граничит со Швецией (на протяжении 1630 км), Финляндией (736 км) и СССР (196 км). С северо-запада её омывает Норвежское море, с северо-востока – Баренцево море, а с юга – Северное море. Протяжённость береговой линии составляет 25 148 км. Армия Норвегии имеет 6 дивизий, общей численностью 40 тыс. человек. Норвежский флот имеет 2 броненосца береговой обороны, 42 надводных военных корабля второго и третьего ранга, 9 подводных лодок и ряд малых кораблей. Норвежская авиация состоит из 190 самолётов различных европейских производителей. Известно об итальянских бомбардировщиках Caproni Ca 310 Libecio, английских истребителях-бипланах Gloster Gladiator, немецких гидросамолетах Heinkel He 115.

Восточнее Норвегии расположена Швеция. Площадь Швеции 449 964 км². Столица Швеции – Стокгольм. На западе Швеция граничит с Норвегией (длина границы 1619 км), на северо-востоке – с Финляндией (614 км), а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. Общая протяжённость границ составляет 2233 км. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике – Готланд и Эланд. Армия Швеции включает десять дивизий, в том числе 180 танков. Шведский флот включает 8 броненосцев береговой обороны, 1 авианесущий крейсер, 50 надводных военных корабля второго и третьего ранга, 30 подводных лодок и ряд малых кораблей. Шведская авиация состоит из 190 самолётов. Значительное число разведчиков Fokker C.VD & E, а также Heinkel He 5. В бомбардировочной авиации преимущественно Hawker Hart, остальные – отдельные представители различных европейских самолетов. Истребители преимущественно Fokker C.Vd и Gloster Gladiator.