Книга Как создать свой онлайн-курс, или Сам себе методолог - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Вячеславовна Плотникова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как создать свой онлайн-курс, или Сам себе методолог
Как создать свой онлайн-курс, или Сам себе методолог
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как создать свой онлайн-курс, или Сам себе методолог



Как видно из таблицы, на курсе три основные ЦА, и у каждой свой перечень целей. Одна цель общая – написать курс, именно ее и решает мой интенсив. Кстати, если вы внимательно посмотрите на таблицу и перечень целей, то увидите еще одну тему, по которой я могу сделать курс и продать его той же целевой аудитории. Продвижение в соцсетях – цель двух ЦА из трех вышеперечисленных. Именно поэтому второй большой блок моих курсов про продвижение – я просто отвечаю на запрос своей ЦА.

Корпоративный курс (для сотрудников одной компании)

Если вы создаете курс по запросу компании, то логика сбора проблем будет немного сложнее.

При работе с компанией заказчиком обучения выступает обычно один человек, а учениками – другие люди. Это приводит к тому, что видение проблем, важности и целей обучения у заказчика обучения и учеников может не совпадать. Если к формированию запроса на курс причастны и другие сотрудники (например, запрос на обучение исходит от генерального директора, но при этом учитывается видение руководителя отдела продаж), то тогда вы столкнетесь с тремя различными точками зрения. Что делать в этом случае?

Делать комплексную диагностику запроса:

– снятие запроса у внутреннего заказчика (интервью по заранее заготовленной схеме);

– независимая предварительная диагностика на рабочем месте, «в полях» (визит тайного клиента, прослушивание записей звонков менеджеров по продажам, присутствие на совещании и т. п.)

На интервью с заказчиком обучения обязательно уточните три вопроса:

1. Что сейчас не так в работе персонала? В чем проблема? Как это проявляется?

2. Что хотите получить в итоге? Какой результат обучения?

3. Как поймете, что нужный результат получен? Как это будет проявляться в поведении сотрудников?

После ответов заказчика вам будет понятно, насколько тот погружен в проблемы сотрудников и насколько его видение ситуации требует дополнительной проверки. В любом случае следующим этапом необходимо сделать независимую диагностику – посмотреть своими глазами на ситуацию на местах. Часто бывает, что руководитель жалуется, что сотрудников нужно научить тайм-менеджменту, потому что они ленивые и ничего не успевают, а при независимой проверке «в полях» оказывается, что менеджеры перегружены отчетностью и не успевают работать с клиентами, потому что вручную что-то заполняют.

* * *

Проведя предварительную диагностику и опрос, вы как автор и специалист, скорее всего, увидите, что среди запросов аудитории присутствует:

– то, что вы сами хотели дать в курсе, и люди это же хотят узнать;

– то, что вы даже не предполагали давать, но люди хотят узнать – для них это важно (и вы в процессе анализа результатов своего экспресс-исследования ЦА понимаете, что это действительно важно);

– то, о чем люди спрашивают, но вы воспринимаете эти запросы очевидными и слишком простыми, и думаете, что нет смысла включать в курс эту тему.

Мой совет – послушайте клиента. Если он чего-то хочет, но вы считаете это примитивом и «и так понятно», то это понятно для вас после 5—7—10 лет профессиональной практики, а для вашего потенциального ученика, который вообще в теме не разбирается, эти знания не очевидны. И они станут для него базой, на основе которой он дальше будет достраивать свои знания.

***

На что влияют результаты опроса целевой аудитории:

1) на структуру курса и понимание, какой материал давать в уроках;

2) на подбор практических заданий;

3) на выбор формата курса и площадки для проведения обучения;

4) на то, насколько легко вы потом продадите курс и наберете на него группу;

5) на результат обучения и вероятность, что к вам придут повторно.

Дальше в книге мы подробно разберем все эти пункты.

В завершение главы хочу поделиться с вами частыми заблуждениями в работе с целевой аудиторией. Возьмем четыре самых распространенных.

Заблуждение 1. «Я лучше знаю, что им надо»

Вы не хотите общаться с целевой аудиторией, ведь вы специалист, давно занимаетесь своей темой и считаете, что точно знаете, что людям надо. Перепроверьте себя, пожалуйста. Иначе ваш курс будет написан «в стол». Не придумывайте и не фантазируйте от себя – анализируйте и спрашивайте клиентов.

Это же относится и к корпоративным курсам, когда тему вам сформулировал заказчик, вы взяли под козырек и стали писать курс, не проведя предварительную диагностику. В лучшем случае такой курс будет проведен в итоге «для галочки», в худшем – вызовет негатив учеников (ведь то, чему вы их обучаете, не соответствует их реальным запросам).

Заблуждение 2. «Мой курс для всех, он нужен всем»

Признаемся себе, многие темы – и психология, и финансы, и красота, и общение – нужны всем. Было бы неплохо, чтобы каждый хоть на базовом уровне владел этими знаниями и применял их в жизни. Но мы помним, что курс – это инструмент решения проблем в жизни нашего ученика. А проблемы и уровень осознания этих проблем у всех разные, поэтому «курс для всех» – это курс для никого. Ваш ученик должен в программе курса увидеть решение именно своих проблем, поэтому мы работаем над целевой аудиторией на первом шаге создания курса.

Однажды мой коллега готовил курс по профессии «HR-директор» и в качестве целевой аудитории выделил всех женщин от 34 до 45 лет. Я – женщина 37 лет, но мне не нужен ваш курс, потому что я не собираюсь менять профессию. Для полного портрета ЦА должно быть попадание в желания и проблемы, например, в данном случае: «курс для женщин 34—45 лет, работающих в сфере HR; работа нравится, хочет развиваться, но не хватает общего понимания бизнес-процессов, чтобы претендовать на руководящую должность».

Заблуждение 3. «Моя идея лучше всех»

У вас в голове есть примерный план курса или идея, и все эти опросы ЦА не вписываются в то, что вы хотите дать. И тогда вы начинаете подгонять портрет ЦА, структуру и результат курса под имеющийся материал. Это называется «подгонка под ответ», и так у вас ничего не выйдет.

Одна наша ученица пришла писать курс по английскому языку на основе сериалов. Ей хотелось, чтобы ученики смотрели сериалы и по ним изучали язык. Автор настолько сильно горела этой идеей и стремилась ее воплотить, что так и не смогла посмотреть на свои задумки с точки зрения ЦА. Ей казалось, что это нужно всем, но ведь очевидно, что изучение языка по сериалам – это, скорее, поддерживающий инструмент или фишка для восстановления разговорной речи, но никак не базовый уровень.

В итоге идея осталась идеей и в курс так и не выросла. Потому что курс – это больше, чем один инструмент.

Заблуждение 4. «Я сделаю самый полный курс»

Это частая ловушка начинающих авторов, которые хотят отдать миру всю свою экспертность, чтобы всем было хорошо. Логика простая: я сделаю самый полный курс, и людям больше нигде по моей теме не надо будет доучиваться. Вроде верно, но здесь мы забываем о ключевой особенности наших учеников: взрослые люди учатся, чтобы решить какую-то конкретную проблему, им не нужны знания «на вырост». Даже если в курсе вы выложите все свои знания, то люди все равно возьмут ровно то, что актуально им сейчас, а по поводу остального будут переживать, что не успели и переплатили за лишнюю информацию.

Кроме этого, «самый полный курс» тяжело продать ученикам. Странно, почему? Ведь курс такой полный, с кучей всего-всего… Ответ простой: в любом курсе участники делятся на две большие категории: новички и продвинутые. Есть те, кому нужно рассказывать все с нуля и раскладывать по полочкам. А продвинутые участники уже что-то читали, чем-то интересовались, может быть, уже где-то учились по этой теме, по чуть-чуть нахватались, и понимают, что им нужно систематизировать свои знания, либо выйти на другой уровень.

Такая расстановка есть в любом курсе. И если автор делает всеобъемлющий курс, то там всегда будут и темы для новичков, и темы для продвинутых. Но новички видят в программе курса сложные для себя темы, думают: «Я к этому еще не готов» – и не покупают. Продвинутые же, наоборот, видят темы для новичков, понимают, что это занимает примерно 30 % содержания курса, и задаются вопросом: «Зачем мне переплачивать за азы, которые я и так давно знаю?» В итоге тоже не покупают.

Поэтому откажитесь от идеи «самого полного курса» уже сейчас, чтобы сэкономить себе время и нервы. Лучше вы сделаете три разных курса, которые закрывают боли разного уровня клиентов, чем один большой курс для всех.


Резюмируем.

Первый шаг создания курса – это понимание, для кого вы будете делать курс и какие проблемы ученика он призван решить. Для анализа целевой аудитории нам нужно знать проблемы и цели этой аудитории. Анализируйте проблемы ЦА на своих текущих клиентах или проводите живой опрос. Не придумывайте за клиентов их запросы и не фантазируйте, чтобы потом это не вышло вам боком.


ПРАКТИКУМ

1. Выпишите основные проблемы и запросы ЦА, с которыми вы сталкиваетесь чаще всего.

2. Заполните таблицу «Проблемы ЦА» на 5—10 человек, чтобы увидеть частые запросы.

Глава 2. План курса

Разобравшись хотя бы в общих чертах с потенциальной целевой аудиторией, пора переходить к плану курса.

План курса – это скелет, базовая структура вашего учебного продукта с модулями и примерными уроками, выстроенными по определенной логике и в определенной последовательности. На основе плана вы потом сможете прописывать отдельные уроки и наполнять курс нужным материалом.

Очень часто авторы как раз начинают свою работу по созданию курса с плана – прикидывают примерно, что они могут дать группе. Но такой подход, как вы уже поняли из книги или убедились на своем опыте, ведет к созданию «курса-википедии», эдакого неподъемного монстра обо всем и для всех. Его сначала сложно собрать, а потом сложно продать. Чтобы избежать такого итога, план курса мы делаем на основе декомпозиции по результатам.

В этом месте обозначу терминологию главы, чтобы вам легче было ориентироваться по тексту.

1. Декомпозиция по результатам – разбивка плановых результатов курса на иерархические уровни для удобства создания плана курса.

2. Главный результат курса – ожидаемый результат всего обучения, к которому должны прийти ученики в процессе освоения материала курса. Это главное ваше обещание при наборе группы. Что именно ученики должны будут знать/уметь или что сделают к окончанию курса.

3. Промежуточный результат курса – промежуточный результат обучения, который является неотъемлемой составной частью главного результата курса. Из нескольких промежуточных результатов складывается главный результат.

4. ЗУД (знания/умения/действия) – самая мелкая единица декомпозиции, определяющая состав одного или нескольких уроков. Это конкретные знания, умения или действия, из которых складывается промежуточный результат курса.


Обратите внимание: в сфере обучения взрослых широко распространена аббревиатура ЗУН (знания, умения, навыки), но на онлайн-курсе невозможно развить навык (автоматизированное умение), чтобы ваш ученик мог выполнить какое-то действие почти на автомате. Для этого курс – слишком короткая форма обучения со недостаточным количеством касаний ученика с материалом. Зато в течение онлайн-курса ученик вполне способен совершить какое-то действие , нужное для достижения промежуточного результата. Чуть дальше покажу примеры ЗУДов, и все станет понятно.


Декомпозиция курса – это прародитель будущего плана курса, та самая канва, с которой вы еще не раз будете сверяться, наполняя курс материалом. Переходим к сути. Как корректно составить декомпозицию курса?



Шаг 1. Прописываем главный результат курса.

Для этого мы обращаемся к результатам анализа нашей целевой аудитории и смотрим, какие цели ставят себе ваши клиенты. Если с целями туго, то берем на те проблемы, которые клиенты называли, и, исходя из своего уровня компетентности, отвечаем на вопрос: «Какое решение проблемы клиента я могу предложить, основываясь на своем опыте и знаниях?» или «Чему я могу научить клиента или на какие действия его направить, чтобы он решил свою проблему?».

Главный результат формулируется в терминах знаний, умений или действий. По этому же принципу формулируются и промежуточные результаты. Пример формулировки результатов смотрите в таблице "Формулировка результата курса из запроса клиента".



Обратите внимание на колонку с главным результатом – вот они, наши ЗУДы:

● «Научитесь грамотно распоряжаться финансами» – это умение (ученик попробовал несколько раз что-то сделать).

● «Внедрите полезные финансовые привычки» – это действие (я сделал один раз и теперь повторяю действия или пользуюсь результатом этого действия).

● «Начнете инвестировать» – это действие.

● «Подготовите свой профиль к продажам» – это действие.

● «Найдете первых клиентов в Нельзяграме» – тоже действие.

В главном результате курса чаще всего встречаются действия и умения, намного реже знания, потому что обычно проблемы клиента решаются, если он что-то научится делать или сделает в своей жизни по-другому.

Как видите из таблицы с примерами, главный результат курса не всегда совпадает с целью вашего будущего ученика. Часто главный результат шире и объемнее, потому что вы как специалист понимаете, что проблема почти всегда решается большим количеством усилий, нежели клиент думает изначально.

Когда будете формулировать главный результат, не старайтесь обобщить его или написать одной фразой – мы же не на экзамене и делаем это для себя и своего понимания. Пишите как есть, пусть даже это будет немного коряво сформулировано.


Шаг 2. Прописываем промежуточные результаты курса.

Промежуточный результат отвечает на вопрос «Что нужно узнать, чему научиться или что сделать, чтобы получить главный результат?». Промежуточные результаты – это крупные мазки, из которых складывается главный результат. Их в курсе обычно два-четыре, не больше.



Шаг 3. Прописываем конкретные ЗУДы к каждому промежуточному результату.

Напомню, что ЗУДы – это самые мелкие знания, умения и действия, которые ведут к промежуточному результату. Что-то совсем простое, что должны узнать/суметь/сделать ученики, чтобы приблизить себя к промежуточному результату. В примерах ниже показала, какие ЗУДы входят в один из промежуточных результатов, но вы для своего курса так расписывайте каждый промежуточный результат.




На этапе расписывания ЗУДов вы указываете все необходимое для достижения промежуточного результата. На мой взгляд, это самая неинтересная и рутинная часть по подготовке курса, но ее надо сделать обязательно.

Готовая расписанная декомпозиция задает вам рамки курса и позволяет четко отделить тот материал, который нужен для вашего курса, от всего того материала, которым вы владеете в целом как специалист.

Плюс, когда в процессе наполнения курса материалом вы захотите добавить что-то еще в уроки, вы всегда сможете проверить себя по декомпозиции, задав вопрос «Насколько это реально приведет людей к результату, который я запланировал?». Поэтому каждый раз, когда на следующих шагах вы где-то засомневаетесь, вы сможете вернуться к своей декомпозиции и посмотреть: какой главный результат, какой промежуточный, в чем сомнения и куда это все приложить. Другими словами, проверить, насколько все, что вы придумали, соответствует цели вашего курса и декомпозиции.

Главное правило декомпозиции – не фантазировать, а анализировать. Когда декомпозиция будет готова, вы легко из нее составите план курса.


Декомпозицию проще всего и эффективнее делать, не опираясь на свои наработки, а как бы с чистого листа. Представьте, что у вас берут интервью:

– Скажите, а что будет главным результатом вашего курса?

– (ваш ответ)

– Отлично! А что нужно знать или уметь/делать, чтобы этого результата достигнуть? Назовите три-четыре пункта.

– (ваш ответ)

– Супер! А из чего складывается, например, вот это… Что конкретно там надо знать/делать, чтобы получить желаемый результат?

– (ваш ответ по одному из пунктов)


Модулями, скорее всего, станут ваши промежуточные результаты. А уроками – сочетание ЗУДов со знаниями и действиями. Например, ЗУДы «Знать, как правильно оформить отзывы» и «Найти и выложить отзывы клиентов» логично дать в одном уроке. Иногда получается, что ЗУДов в одном промежуточном результате очень много, и имеет смысл разбить их на два модуля.

В любом случае в итоге у вас должен получиться план курса с 3—8 модулями по 3—10 уроков в каждом.

Пример

План курса «Первые клиенты из Нельзяграма»

Модуль 1. Подготовка профиля к продажам

● Урок 1. Шапка профиля

● Урок 2. Продающие хайлайты

● Урок 3. Продающие отзывы

● Урок 4. Оформление аккаунта: тренды и правила визуала

● Урок 5. Самостоятельное оформление аккаунта

Модуль 2. Подготовка линейки продуктов

● Урок 1

● Урок 2

● Урок 3

Модуль 3. Где искать клиентов

● Урок 1

● Урок 2

● Урок 3

Модуль 4. Техники продаж в директе

● Урок 1

● Урок 2

● Урок 3


Как вы видите, при построении курса мы идем от общего к частному и от крупных форм к мелким деталям.

Курсы бывают разные по объему:

а) большие, и тогда структура курса – это модули, а в них вложены уроки;

б) маленькие, и тогда структура курса – это последовательность отдельных уроков.

Если вы делаете марафон или интенсив, то у вас в принципе будут только уроки. Дальше мы будем работать с планом курса и погружаться в каждый урок: определять, какую теорию давать ученикам, какие практические задания, нужны ли будут дополнительные материалы и тестирование на каждый конкретный урок. В следующих главах мы все это предметно разберем.

Вам может показаться, что декомпозиция и план – это двойная работа, но это не так. Если бы вы сразу сели писать план, минуя составление декомпозиции, то, скорее всего, в модули вы постарались бы включить все, что относится к теме, и все, что вы знаете. И тогда у вас как раз получился бы «курс-википедия», где информации слишком много. Декомпозиция в этом плане нас очень структурирует и задает границы материала, которым вообще нужно делиться с учениками, чтобы они достигли своей цели и решили свою проблему.

В работе над корпоративными курсами декомпозиция – это также ключевой начальный инструмент. Вопросы о главном и промежуточных результатах – часто единственное, что способен сформулировать вам заказчик обучения, далекий от методологии. Наполнение модулей и конечные ЗУДы – это как раз то, что корпоративные заказчики ждут от методиста или тренера: «Вы же профи в обучении, вот и скажите, чему надо учить, чтобы добиться такого результата».

Нам пора переходить к практикуму, чтобы закрепить материал и уже прикоснуться к этой «волшебной» декомпозиции. Но прежде хочу рассказать вам историю про Алену и эмоциональное переедание.

Алена пришла к нам на интенсив делать курс по эмоциональному перееданию. Целью было показать будущим ученицам, что часто переедание и лишний вес это проблема психологическая, когда человек заедает стресс или негативные эмоции. Ну и научить эти негативные эмоции прорабатывать корректно, без участия еды.

Алена переделывала декомпозицию три раза сама, без задания куратора. Почему? Потому что, когда расписала промежуточные результаты и ЗУДы в первый раз, получилось слишком емко. Вот, например, три промежуточных результата из ее декомпозиции:

– Научитесь удовлетворять свои эмоциональные потребности без еды.

– Научитесь справляться со стрессовыми/кризисными ситуациями без еды.

– Сформируете новые здоровые привычки, которые вернут энергию.

Изначально результат курса звучал как «Обретение стройности через стрессоустойчивость и баланс». Читаешь и понимаешь, что это полноценная трансформационная программа длиною в полгода (ведь, чтобы ИЗМЕНИТЬСЯ, а не просто УЗНАТЬ что-то про эмоции и переедание, нужно время на практику и закрепление).

Вот и Алена это поняла и стала крутить-вертеть в голове варианты того, как облегчить программу. В итоге сократила первоначальный вариант программы и превратила его в марафон на четыре недели, а потом еще раз пересмотрела структуру и сделала в итоге короткий интенсив по полезным привычкам на семь дней.

Нельзя было просто убрать часть материала из программы, пришлось переделывать всю структуру: формулировать заново конечный результат курса для учеников и прописывать под этот результат декомпозицию и ЗУДы. Это нормальная история переделывать. И лучше поломать голову над этим в начале работы, чем потом убирать какие-то готовые уроки. Или еще хуже не суметь продать курс из-за того, что вы напихали туда всего-всего и побольше-побольше.

Так вот, у Алены за две недели работы с декомпозицией получилось целых три онлайн-продукта: разные по результату и уровню нагрузки для учеников. Целая линейка продуктов!


ПРАКТИКУМ

1. Составьте декомпозицию вашего курса. Пропишите главный результат, промежуточные результаты и ЗУДы.

2. На основе декомпозиции составьте план курса, выделите модули и конкретные уроки.

Глава 3. Что давать на курсе: подбор теоретического материала

Итак, у нас с вами есть план курса – отправная точка и ориентир по тому, какой материал давать. Теперь нужно углубиться в каждый урок и наполнить его материалом.

Самая мелкая содержательная единица любого курса – это урок. Если вам важно, чтобы ученик понял содержание урока и смог его потом применить в своей реальной жизни, то в каждом уроке должны обязательно присутствовать три элемента:

1. Теоретический материал, на основе которого ученики будут выполнять практику.

2. Примеры для пояснения теоретического материала.

3. Практическое задание, которое ученики выполнят для закрепления понимания теории.

В этой главе поговорим про теоретический материал и особенности его подачи, а также про примеры, помогающие вашим ученикам понять теорию.

Теоретический материал – это не полотно информации из всех ваших знаний по теме, а четко структурированная и дозированная информация, необходимая для выполнения учеником практического задания. Без теоретического материала курса быть не может, хотя часто я слышу от авторов, что «у меня теории не будет, будет одна практика!». Повторюсь, не путайте скучный пространный рассказ на заданную тему и четкую инструкцию к действию. Наш теоретический материал на курсе – это как раз второе.

Теоретический материал на курсе обычно бывает в одном из четырех форматов:

1. Алгоритм/структура (пошаговая схема действий, конкретная техника, структура чего-либо).

2. Список/перечень (непоследовательные факторы, критерии, причины, действия, варианты и т. п.).

3. Типология (разделение по одному-четырем критериям, название/описание, значение/ сравнение).

4. Правила (выполнения процесса, расчетов и т. п.).

Чтобы отобрать именно тот материал, который будет нужен нашим ученикам, нам понадобятся наша декомпозиция курса и те ЗУДы, которые мы уже выписали, выполняя задания предыдущих глав. Теория всегда подбирается к конкретным ЗУДам.




После этой работы, когда вы пропишете весь нужный теоретический материал в соответствии с ЗУДами, станет понятно, какая информация у вас уже есть, а какую еще нужно будет дополнительно собрать или оформить должным образом.