Вся остальная информация, не нашедшая свое отражение в связке с ЗУДами, но которой вы все равно хотите поделиться в курсе, может смело идти как дополнительный модуль на курсе. Вот там не ограничивайте себя и выдавайте материал просто потому, что вам хочется. В дополнительный материал пойдут: ваши умные мысли/статьи на тему, цитаты великих, история вопроса, какие-то интересные тонкости или ссылки на научные статьи. Смысл дополнительных материалов – дать пищу для размышлений тем, кто успевает делать все задания или сильно увлечен темой и хочет знать больше.
Идем дальше. Чтобы ваши ученики быстро и правильно поняли теоретический материал, в курс нужно добавить примеры. Может быть не в каждый урок, то тем не менее.
ПРИМЕРЫ
Примеры – это частный случай применения теории на практике. Они значительно облегчают понимание учениками теоретического материала, помогают быстрее усвоить материал и внедрить его в практику. Особенно примеры важны в курсах для новичков, где уровень практического опыта в теме и насмотренности равен нулю или пребывает на минимальной отметке.
Проведите эксперимент: попробуйте просто выдать теорию новичкам и спросить, есть ли у них вопросы. Вопросов не будет, потому что все понятно. Но если после теоретического рассказа вы приведете два-три примера использования теории на практике и затем спросите, есть ли вопросы, то вопросы магическим образом появятся. Почему? Потому что пример приближает теорию к реальной жизни – ваш ученик начинает это сопоставлять со своей ситуацией, чего-то не понимает, и у него, естественно, возникают вопросы. Что нам и нужно.
Примеры также выступают как первичные образцы действий: когда вы даете задание, то ученик может не придумывать что-то с нуля, а взять приведенный пример за образец и «докрутить» под себя.
Например, в курсе по юридической грамотности автор-юрист объясняет, как нужно правильно описывать условия оплаты: следует не просто говорить о том, что каждый месяц вы платите определенную сумму, а что еще необходимо учитывать нюансы. Для подтверждения своих слов автор дает выдержки из договоров, скрин, где используются правильные формулировки, шаблон договора с наиболее полной формулировкой. Ученик, когда возникнет необходимость составить свой договор, возьмет предложенный шаблон за образец и быстро скорректирует его под свою специфику, опираясь на примеры, вместо того чтобы часами сидеть и изобретать правильные формулировки.
Примеры на курсе могут быть как профессиональными, так и жизненными, бытовыми. Объясняя тему аргументации в деловых переговорах, вы можете привести в качестве примера как аргументы в дебатах политиков, так и аргументы мужу/жене в необходимости помочь вам по хозяйству. Жизненные примеры очень часто помогают закрепить серьезные темы, посмеяться и удивиться тому, что знания с курса можно применить и в быту.
Примеры могут быть в разных форматах – текст, картинка, видео, аудио и т. п. Старайтесь сделать так, чтобы примеры были в тех же форматах, с какими ученики будут сталкиваться в реальной жизни.
На курсе обучения бизнес-тренеров у нас был урок по переговорам с заказчиками обучения. Я давала структуру переговоров и четыре блока вопросов, которые нужно задать заказчику. В качестве примера к этому уроку мы прикрепили две аудиозаписи реальных переговоров с реальными заказчиками: 40-минутные записи наших бесед по этой самой структуре переговоров. На записях было все: и реальная лексика заказчика, и перескакивание заказчика с темы на тему, и лирические отступления, и уход от вопросов, и те самые вопросы из четырех блоков, про которые я рассказывала в уроке. В обратной связи к уроку ученики написали, что эти примеры оказались очень важными, потому что позволили погрузиться в атмосферу реальных переговоров и понять, что на месте надо будет идти по структуре, но быть готовым импровизировать.
Примеры на курсе могут быть не только из серии «как можно сделать», но и «как делать не надо» – этакие антипримеры. Антипримеры помогают предостеречь от ошибок и неверной интерпретации теории, а в сочетании с примерами способствуют лучшему пониманию теории.
На курсе по обучению профессии «бизнес-тренер» у меня был урок «Как правильно работать с флипчартом». Среди учеников были как те, кто уже тренинги проводил, так и те, кто только собирался получить профессию и еще ни разу не работал с группой, соответственно, у флипчарта они не стояли, и им было сложно понять, что это такое. Поэтому, чтобы погрузить неопытных учеников в реальность, я специально нашла для примера видеозаписи с чьих-то тренингов, вырезала необходимые куски и эти видео вставила в урок. При этом добавила на видео комментарии: что правильно («вот здесь человек стоит у флипчарта, пишет большими буквами») и что неправильно («спикер развернулся к аудитории спиной, он пишет и говорит одновременно во флипчарт»). Так даже неопытные ученики тренировали насмотренность, вспоминали, как вели себя в подобной ситуации ведущие на тренингах, где они были участниками, – в общем, примеряли теорию на себя, запоминая основы.
Если вы делаете курс для корпоративного обучения, то идеальными примерами и антипримерами для такого обучения будут реальные ситуации ваших учеников. Это могут быть записи звонков менеджеров по продажам (выберите три лучших и три худших), отчеты тайных клиентов о работе менеджеров торгового зала, аудиозапись с планерки (чтобы разобрать, как ставились и принимались задачи), видеозапись работы с клиентом (чтобы разобрать невербальную коммуникацию). Примеры из их практики, а не придуманные из головы или взятые из открытых источников, обладают в данном случае невероятным вовлекающим эффектом – ведь ученики уже не смогут сказать «у нас это не работает» или «у нас своя специфика, ваша теория нам не подходит».
Ниже привожу схемы примеров и антипримеров для разных тем, чтобы вам было легче придумать свои. Левый столбик – тематика курса, а правый – какие примеры можно давать.
Где брать примеры для своего курса? Вариантов несколько: найти в открытых источниках (поисковики, ютуб, соцсети), сделать самим (записывать видеоролики, создавать тексты), попросить у своих прежних клиентов и учеников.
Когда я делала урок по оформлению шапки профиля в курсе «Нельзяграм для консультантов», то попросила подписчиков поделиться своими профилями, чтобы я их разобрала. Несколько десятков человек отметились и сказали, что не будут против, чтобы их шапки профиля использовались для примеров в уроках. И – вуаля – для иллюстрации моих четырех правил оформления шапки профиля у меня уже есть 23 примера!
ПРАКТИКУМ
1. Подберите к ЗУДам из вашей декомпозиции теоретический материал (пропишите, какой алгоритм, перечень, правила или типология нужны).
2. Пропишите, какие примеры/антипримеры и к каким теоретическим материалам нужны. Подумайте, где будете их брать.
Глава 4. Что давать на курсе: практические задания
С теорией и примерами разобрались в предыдущей главе, теперь переходим к еще одному важному элементу урока курса – к практическому заданию.
Практические задания нужны для того, чтобы ваши ученики внедрили теоретические знания в практику и попробовали теорию применить, получили опыт использования знаний, возможно, сделали ошибки в безопасной среде обучения и быстро смогли их исправить. Для взрослого человека, вашего ученика, как раз весь смысл любого обучения лежит в применении полученных знаний на практике. Учиться просто ради процесса обучения никто не будет.
Есть курсы, где в качестве практических заданий выступают тесты. Они позволяют проверить усвоение нового материала. Тестам в курсе у нас посвящена отдельная глава, поэтому здесь я остановлюсь на таких практических заданиях, в которых ученики делают что-то самостоятельно в течение самого курса, а не после его прохождения.
Чаще всего в ситуации с заданиями на курсе эксперты впадают в одну из двух крайностей.
1. Первая крайность: дать побольше объема заданий, нагрузить учеников по максимуму.
При этом автор курса действует из лучших побуждений, его позиция проста и абсолютно логична: «Вам же это надо, вы же хотите результата – давайте, делайте! Больше практики – лучше результат!».
Это все верно, но при этом автор забывает о двух вещах:
А. На курсе есть ученики разного уровня подготовки – новички и более опытные. И если опытным будет проще выполнить объемное задание, то для новичков оно может быть непосильным.
Б. Кроме курса у учеников есть и основная работа, и своя жизнь. Выделять каждый день по часу-полтора на задания готов не каждый.
В итоге получается, что благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда, и вместо ошеломительных результатов учеников автор получает саботаж, жалобы на перегрузку, а то и вовсе теряет участников курса. Ученики, не справившись с объемом заданий один-два раза, на третий решают, что «лучше потом спокойно все сразу сделают», и недоделывают задания никогда.
2. Вторая крайность – формулировать задание в рекомендательной форме. Особенно часто этим страдают консультанты, психологи и специалисты, которые общаются с клиентами в частном порядке.
Когда специалист ведет консультацию по любому вопросу, то обычно в процессе или в конце он ненавязчиво так говорит: «Я вам рекомендую…» И на своем курсе, не меняя рабочих привычек, он формулирует задание ровно так же: «Начните вести дневник благодарности», «Найдите тех, кто вас поддержит». Но как и где это делать, куда идти – непонятно. Недостаточно конкретики, спросить ученики стесняются и в итоге либо делают как поняли (что редкость), либо не делают вообще. Получается, что из-за рекомендательного характера такие домашние задания воспринимаются, скорее, как напутствие, а не конкретная инструкция к действию.
В первом случае задания сложные и много всего «наворочено». Люди в какой-то момент, а то и сразу, перестают выполнять такие задания, потому что не успевают отработать слишком большой объем. Во втором случае ученики не делают, потому что после задания не сформировалось четкого посыла в мозг – «иди и делай».
Как справиться с этими крайностями и избежать перекосов? Баланс, как обычно, посередине, и практическим заданиям нужно просто уделить особое внимание при написании курса.
При подготовке практических заданий учитывайте три аспекта:
1) содержание заданий;
2) формулировка заданий;
3) уровень сложности.
Разберем подробнее и, опять же, на примерах.
Содержание заданий
Для начала определимся, какое задание дать ученику. Головой мы понимаем, что надо дать какое-то практическое задание для закрепления теории, но придумать его вот так сразу не можем. Вот вам подсказка для разгона мысли – задания по содержанию бывают трех типов: на знания, на умения, на действия (опять наши ЗУды, только в новой роли!).
– Если в уроке мы даем какую-то теоретическую информацию (например, правила безопасности при работе с красителем) и нам важно, чтобы ученик ее запомнил, то логичным будет задание на проверку знаний.
– Если в уроке мы даем теорию в виде алгоритма или правила и хотим, чтобы ученик эти правила применил или совершил действия по алгоритму, то уместным будет задание на умение.
– Если нам важно, чтобы после урока ученик не просто применил теорию из урока, но и внедрил это в свою практику, мы делаем задание на действие.
Какое конкретно задание дать, зависит от конечного результата курса, от того, к чему вы ведете учеников. В курсах, где результат ученика предполагает получение каких-то умений или транформаций (не просто научились, а что-то сделали по-другому в своей работе/жизни), должно быть больше практики. В курсах, где результат ученика – информирование, достаточно тестов. Историю про неуместное тестирование на курсе расскажу вам в главе 9, а пока просто примите к сведению, что планируемый результат курса и практические задания должны друг другу соответствовать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов