Книга Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года) - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года)
Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года)

Е. А. Магазева, Т. В. Малютина

Ценностный компонент в структуре профессиональной идентичности будущего врача

ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации, Омск


В условиях модернизации современного высшего образования, возрастает значимость изучения его психологического обеспечения. Профессиональное становление личности на этапе обучения в вузе – процесс целостный и непрерывный, который включает в себя не только приобретение профессиональных знаний, умений и практических навыков, но становление личности будущего специалиста.

Профессиональное становление человека на современном этапе развития общества перестает быть жестко социально нормированным процессом, требует от него самостоятельной работы по самоопределению и построению себя как профессионала. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека.

Понятие идентичности, в западной психологии чаще всего соотносится с понятиями «Я-концепция», «Образ – Я», но авторами трактуются по-разному, при этом в той или иной степени «Я-концепция» принимается за эквивалент идентичности. Также необходимо отметить, что каждый автор рассматривал содержание и структуру «Я-концепции» в рамках своей теории.

Представления об идентичности в отечественной психологии связаны с исследованиями самосознания и самоотношения, «образом Я», самоопределением и социализацией личности. Необходимо отметить, что в отечественной психологии проблема идентичности решается в сложившейся последовательной триаде: сознание – самосознание – образ Я, и идентичность выступает как эквивалент самосознания.

На основании теоретического анализа психологической литературы нами были выделены теоретические подходы, в рамках которых делались попытки рассмотрения проблемы идентичности в психологии: исследования проблемы идентичности в контексте психоаналитического направления (А. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Фридман и др.), символический интеракционизм к проблеме идентичности (Дж. Мид, И. Гофман, Р. Фогельсон, Л. Краппман, Ю. Хабермас, и др.), взгляд представителей когнитивного подхода на феномен идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл. М. Яромовиц и др.).

Подтверждение возможности выделения профессиональной идентичности, как самостоятельного понятия отражено в работах А. Ватермана, им выделено четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности в которую он включил – выбор профессии и профессионального пути.

По мнению Ю. П. Поваренкова «выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов» [2].

Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященные изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Проблема становления профессиональной идентичности у студентов раскрывается в работах Т. В. Мищенко, Е. Е. Трандиной, Е. Н. Кирьяновой, О. В. Денисовой, Ю. А. Кумыриной, Ю. П. Поваренкова.

Теоретический анализ работ отечественных ученых, посвященный изучению данной проблемы, показал, что одним из ведущих критериев профессионального развития студентов выступает формирование профессиональной идентичности, которая определяет степень сформированности личности субъекта труда, на определенной стадии его профессионального становления.

В своей работе мы рассматриваем один из компонентов профессиональной идентичности, а именно – ценностный компонент. Обратимся к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

В структуре профессиональной идентичности ценности личности являются важным компонентом поскольку определяют отношение к будущей профессиональной деятельности.

Задачей нашего исследования стало изучение ценностного компонента профессиональной идентичности обучающихся медицинского вуза.

В качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, который позволяет выявить личностные ценности, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности.

С целью статистической обработки данных применялись различные методы: для выявления различий в предпочтении ценностей у студентов различных курсов применялся непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа – Н-критерий Краскела – Уоллиса.

Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям ценностей применялся непараметрический метод – U-критерий Манна – Уитни.

Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excell 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.

Выборка в нашем исследовании составила 278 обучающихся с 1 по 6 курс на лечебном факультете Омской государственной медицинской академии. Возраст испытуемых от 18 до 24 лет.

Для раскрытия содержательных особенностей ценностного компонента профессиональной идентичности важно выявить, существуют ли различия в выборе ценностей на различных учебных курсах.

Анализ ценностного компонента профессиональной идентичности студентов лечебного факультета позволяет отметить, что в процессе профессионального обучения происходит смена стремлений и ориентаций в зависимости от социальной ситуации, возрастных особенностей и уровня развития самосознания.

Результаты исследования показывают, что на начальном и выпускном курсе студенты пытаются осознать, чего хотят достигнуть в процессе профессионального становления и, что является ценностно значимым, а также какими личностными возможностями они обладают для достижения желаемого.

Содержание профессиональной идентичности у студентов первого и шестого курса лечебного факультета наполнено ценностными смыслами, которые обусловлены ситуацией смены образа их жизни, выбором профессии и выбором врачебной специализации. В связи с этим они ориентированы на освоение профессиональных знаний в процессе вузовского образования.

Как показывают результаты исследования, значимым компонентом в профессиональной идентичности студентов первого и второго курса является ориентация на саморазвитие и социальная активность, которая может выступать в качестве личностного ресурса в учебной и социально значимой деятельности. Проявляется ориентированность на осознание своих качеств и способностей, на освоение новых социальных ролей.

Таким образом, можно говорить, что содержание профессиональной идентичности по мере профессионального становления усложняется, проявляется ориентация на новые ценности, социальные ситуации. Но также доминирует потребность в установлении значимых межличностных взаимоотношений, происходит осознание себя как субъекта общения, новых социальных ролей, что может, как способствовать, так и препятствовать получению профессионального образования.

Важно отметить, что в ценностных предпочтениях студентов старших курсов уже преобладает стремление к материально обеспеченному будущему, к продуктивной деятельности, к общественно признаваемым достижениям. Это связано с осознанием значимости получения профессионального медицинского образования и выбором врачебной специализации.

Предпочитаемые ценности студентов третьего и четвертого курсов сигнализируют о том, что происходит идентификация себя как личности, связанная с осознанием своих коммуникативных качеств. Проявляется ориентация на сферу личностных взаимоотношений, поэтому у них в меньшей степени предпочитаемыми являются ценности «достижения» и «креативность».

Ценностный компонент структуры идентичности студентов шестого курса представлен ориентацией на продуктивную профессиональную деятельность и саморазвитие при несомненной значимости других жизненных сфер, в частности, семейной жизни. Актуальные задачи студентов шестого курса связаны с материальным благополучием и подчеркиванием собственной индивидуальности. Значимой является идентификация себя как носителя конкретной профессиональной роли, поскольку ближайшей задачей становится выбор врачебной специализации. Выпускники проявляют личностную готовность к усвоению профессиональной и семейной роли, к творческой деятельности, открыты по отношению к будущему.

Анализ содержания ценностных предпочтений в структуре профессиональной идентичности студентов лечебного факультета медицинского вуза позволил установить особенности личностного и профессионального развития на различных учебных курсах. Ценностный компонент в структуре профессиональной идентичности определяет отношение студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности, характеризует их образ жизни и трудности профессионального становления.

Литература

1. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Дис. … д. психол. наук. М., 2001. 348 с.

2. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. С. 154–163.

3. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

4. Альбуханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. 1983. № 1. С. 14–29.

5. Денисова О. В. становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: Дис. … канд. психол. наук. Уфа, 2008. 186 с.

6. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 2001. Т. 19. № 4. С. 51–59.

7. Мищенко Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005.

И. А. Мотовилина

Динамика удовлетворенности сотрудников в процессе обучения

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет психологии, г. Москва


В современных условиях непрерывного развития организаций, внедрения в них инноваций различных типов и направлений обучение сотрудников приобретает все большее значение [3]. Руководители предприятий идут на значительные затраты, связанные с обучением сотрудников – организуются центры оценки и развития, проводятся тренинги и семинары, оплачиваются курсы повышения квалификации. При этом в сфере организационной психологии развиваются релевантные данной проблематике теоретические концепции – широко обсуждаются такие понятия, как обучающаяся организация, компетентная организация и др. [2]. Вместе с тем встает закономерный вопрос об эффективности обучающих мероприятий, о негативных феноменах, возникающих в ходе обучения (см., например, [1]. В связи с тем, что изучение объективных показателей работоспособности более затруднительно, мы остановились на изучении удовлетворенности сотрудников разными аспектами трудовой ситуации.

Методика. Данное исследование было проведено на сотрудниках торговой обувной компании. Компания включает 10 магазинов, расположенных в различных районах г. Москвы. В этой торговой сети были запланированы следующие нововведения: изменение ассортиментного ряда (появление дорогостоящей продукции), общего имиджа и статуса компании. Кроме того предполагались динамика потребительской аудитории (присоединение к среднему ценовому сегменту клиентов премиум-класса), рост ее требовательности к качеству обслуживания, клиенториентированности продавцов и т. п. С целью повышения уровня компетенций сотрудников был проведен тренинг продаж для продавцов-консультантов. Исследование включало два этапа: первый срез был проведен перед обучением, второй – через 2 недели после завершения тренинга. Были обследованы 20 продавцов-консультантов, в возрасте от 20 до 27 лет.

В ходе исследования были использованы несколько диагностических методик. Для изучения удовлетворенности профессионалов применялись следующие опросники: «Методика оценки субъективно важных характеристик труда» (Дж. Олдхем, Дж. Хаккман, адаптация А. Б. Леоновой), «Психологическая атмосфера в группе» (Ф. Фидлер, адаптация Ю. Л. Ханина), «Оценка привлекательности культуры организации» (В. М. Снетков). Для изучения дополнительных факторов, косвенно связанных с удовлетворенностью трудом использовались методики «Коммуникативный минимум менеджера» (В. М. Снетков), «САН» (В. А. Доскин и соавт.), анкета «Отношение к обучению» (Мотовилина И. А., Ерихова Е. С.).

Обсуждение результатов и выводы. В целом после завершения программы профессионального обучения у обследованных профессионалов произошло повышение удовлетворенности трудовой ситуацией. Во-первых, повысилась удовлетворенность сотрудников собственными коммуникативными навыками. Полученные статистически значимые различия между показателями первого и второго этапа исследования свидетельствуют об улучшении представлений продавцов как о своем поведении в ходе различных фаз коммуникативного акта, так и об умении взаимодействовать в целом (управление эмоциями, управление разговором). При этом в качестве отдельной задачи проведенного тренинга рассматривалась оптимизация навыков и умений продавцов, задействованных на всех этапах процесса продажи.

Во-вторых, необходимо отметить оптимизацию самочувствия сотрудников, которое можно рассматривать в качестве косвенного показателя удовлетворенности трудовой ситуацией. В силу того, что тренинговая программа не была ориентирована на стресс-менеджмент, можно предположить, что улучшение самочувствия было опосредовано ростом компетентности сотрудников, что привело к снижению уровня профессионального стресса.

В-третьих, несколько неожиданным оказалось неблагоприятное изменение климата коллектива. Анализ статистически значимых различий между показателями двух срезов вскрывает ухудшение социально-психологического климата. Перед тренингом показатели социально-психологического климата отличались неблагоприятным характером, а по окончании тренинга произошло дальнейшее снижение эффективности взаимодействия сотрудников. Негативные отношения между продавцами в данной торговой компании во многом определяются особенностями системы материальной мотивации: зарплата каждого сотрудника начисляется в соответствии с индивидуальной «продуктивностью обслуживания», т. е. с количеством проданного товара. В организациях с подобной системой стимулирования действительно обеспечивается приемлемый уровень продаж, но вместе с тем между сотрудниками, как правило, складываются конкурентные отношения. В ходе тренинга был сделан дополнительный акцент на мотивировании участников к высоким личным трудовым показателям, развитии конкурентной мотивации, что усугубило неконструктивный характер социально-психологического климата коллектива.

Таким образом, профессиональное обучение можно рассматривать как фактор комплексной адаптации сотрудников к организационным нововведениям. Вместе с тем, детерминантами эффективности профессионального обучения являются не только взаимосвязь содержания профессионального обучения и особенностей организационных изменений, но и учет специфики конкретных характеристик организации при оптимизации типовых программ обучения.

Кроме того было проведено изучение влияния индивидуальных особенностей профессионалов на изменение их удовлетворенности в ходе обучения. Показано, что адаптация наиболее благоприятно протекала в отдельных подгруппах сотрудников – у продавцов, отличавшихся позитивным отношением к обучению перед его проведением, и у продавцов со средним специальным образованием.

Отношение сотрудников к обучению является одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность персонала в процессе реализации программы профессионального обучения. Интересно, что профессионалы с позитивным отношением к обучению отличались не только конструктивной динамикой показателей в процессе обучения, но и более благоприятными характеристиками перед проведением тренинга. Возможно, это определяется наличием связи между отношением к обучению и уровнем профессионального самосознания сотрудников и, как следствие, их адаптацией к трудовой ситуации в целом. После завершения профессионального обучения различия между показателями удовлетворенности трудовой ситуацией у сотрудников с различной предиспозицией к обучению стали более значительными.

При анализе влияния уровня образования на удовлетворённость сотрудников было показано, что наиболее значительное повышение удовлетворенности произошло у продавцов со средним специальным образованием, у остальных сотрудников динамика не была такой заметной. Вероятно, среднее общее образование связано с низким уровнем обучаемости, с невысокой субъективной ценностью учебного процесса в целом. Высшее образование может влиять на формирование более критичного отношения к методам обучения, задействованным в традиционных тренинговых программах, что также неблагоприятно сказывается на эффективности обучения.

Итак, для обеспечения адаптации сотрудников к изменяющимся организационным условиям могут быть задействованы обучающие программы, однако эффективность обучения обусловлена как объективными характеристиками (содержание обучения, соотнесенность целей обучения с организационными условиями), так и индивидуальными особенностями профессионалов, связанными с отношением к обучению (например, уровень образования и предиспозиция к планирующемуся профессиональному обучению). Вместе с тем, полученные данные могут быть характеризованы как краткосрочные последствия обучения. Неясно, насколько устойчивыми будут вскрытые тенденции по динамике удовлетворенности сотрудников, что может стать предметом для дальнейших исследований в этой сфере.

Литература

1. Злоказова Т. А. Оптимизация функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2.

2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010.

3. Ходкинсон Д., Сперроу П. Компетентная организация. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.

А. А. Орлова

Психологический и социальный аспекты формирования образа будущего в юношеском возрасте

МБДОУ № 66, г. Энгельс


Проблема самосознания – одна из ключевых проблем в психологии. Также она остаётся достаточно актуальной в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир. Определённо, существует социальный заказ на личностей способных познавать и определенным образом относиться к себе и к окружающему миру. Эти качества отражены в понятии «сознательная личность». По А. Ому сознание существует в трёх формах: базовое, аналитическое и самосознание. Таким образом, самосознание – высшая форма сознания, которое так необходимо современному человеку.

Возник вопрос действительно ли формирование высокого уровня самосознания так важно для будущего каждого человека.

Будущее – сложная категория, которая обозначает те года и столетия, а также события, которые еще не произошли [3]. Какую-либо оценку возможно дать только установленному факту, к чему категория будущего не относится, следовательно, приписать будущему признаки невозможно. В данной статье речь пойдет о формировании образа будущего. В последнее время этот вопрос стал наиболее актуален, так как в ходе исторического развития человек получил широкий спектр возможностей для действий и решений. Возникла необходимость самостоятельно выбирать путь дальнейшего следования по своей жизни. Во многом выбор того или иного пути зависит от образа желаемого будущего. Так как многим людям сложно выстроить образ желаемого будущего, ему сложно выбирать свой путь следования.

Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф. и Пономаренко В. А.: «Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование – это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены» [2].

В соответствии со всем вышеописанным образ будущего – это динамический (изменяющийся) продукт сознания, состоящий из представлений процессов и событий, которые могут осуществиться, с помощью свойственных конкретному человеку отражений мира.

Рассматривая разные исследования, мы можем утверждать, что создание образа будущего не возможно без участия сознания личности, а вернее самосознания.

Самосознание – это личностное образование, пребывающее в динамике в процессе развития личности, которое на основе совокупности психических процессов позволяет понимать себя, определённым образом относиться к себе, видеть объективный мир и себя через него и, в соответствии с этим, осуществлять саморегуляцию [5].

В структуру самосознания включают 4 компонента:

1. Самопознание;

2. Эмоционально-ценностное отношение к себе (самооценка);

3. Саморегуляция;

4. Миросознание (объективная реальность, пропущенная через «Я»).


Каждый из этих компонентов объективно необходим для построения образа будущего, так как необходимо знать, что тебе важно и интересно, на что ты способен, как это отразится на окружающем мире и что ты готов делать ради этого.

Самопознание реализуется на 3 уровнях: низший – организм (биологический индивид), далее – социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). Этот процесс реализуется с рождения и продолжается всю жизнь от познания физической организации себя до познания собственных возможностей и граней дозволенного самому себе. Таким образом, компонент самопознания отвечает за те стороны образа будущего, которые отражают возможность его воплощения в реального в соответствии со всеми физическими и психологическими особенностями субъекта [4].

«Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой». Таким образом самооценочный компонент самосознания приближает личность к выстраиванию образа будущего в соответствии со своими возможностями. Личность с адекватной самооценкой в центр образа будущего поставит достижимую цель и выстроит цепочку из тех трудностей, которые необходимо будет преодолеть на пути к ней.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Из этого определения следует, что саморегуляция отвечает за то, какими нормами и внутренними правилами будет руководствоваться человек при построении образа будущего; будет ли он опираться только на свои желания или на общественные нормы, и ограничивать собственную свободу тогда, когда есть риск нарушения свободы другого человека.

Миросознание – восприятие объективной реальности, пропущенное личностью через собственное «Я». Здесь внимание сосредоточено на том, что существует вокруг субъекта, где он живет, какие имеет права и обязанности, какие возможности и прочее разнообразие существующих вокруг вещей, природных аксиом. Таким образом, миросознание отвечает за то, чтобы образ будущего конкретного субъекта не относился к категории фантастики.

Что бы утвердиться в своих выводах, мы провели корреляционное исследование уровня самосознания и представления о собственном будущем на выборке юношества (16–17 лет) из 51 человека. Представления о будущем были выражены в качестве ответа на вопрос:

«Чем вы планируете заниматься в будущем?». Этот вопрос можно было бы счесть некорректным, но категория будущего была применена специально, что бы выяснить отношение к ней испытуемых. Форма «чем вы планируете заниматься» была взята для того, чтобы испытуемые подразумевали реальные жизненные планы, а не стереотипы о том, что у них будет «большой дом, крепкая семья и большая собака».