Показатель «Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала» у работающих студентов значимо отрицательно связан с показателем ресурса «Контроль напряжения» (r=–0,50 при p≤0,05), что говорит о позитивном влиянии возможности практически реализовывать свои знания в деятельности, что, в свою очередь, способствует снижению напряжения, возбуждения. У неработающих студентов связь между этими показателями – значимо положительная (r=0,49 при p≤0,01).
По-разному проявляется в двух подгруппах и переживание общей удовлетворенности социально-профессиональной востребованности. Этот показатель у неработающих студентов связан с ресурсами «Уверенность в себе» и «Контроль напряжения» (соответственно, r=0,43; r=0,38; при p≤0,05) а у работающих – с ресурсами «Принятие» и «Социальная поддержка» (соответственно, r=0,59; r=0,52; при p≤0,01). Это говорит о том, что реальный опыт работы, профессиональная среда, общение с опытными профессионалами, возможность использования своих знаний на практике способствуют не только более адекватному взгляду на себя и других, помогают узнать реальное содержание профессиональной деятельности, но также позволяют получать поддержку в профессиональной среде, которая необходима на этапе вхождения в нее.
Таким образом, возможность реальной работы студентов в области своей будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе способствует укреплению у них чувства уверенности в себе, более реалистичному взгляду на себя, свою профессиональную компетентность и реальное содержание профессиональной деятельности, способствует адаптации к профессиональной среде, а также актуализирует ресурсы принятия себя и других, социальной поддержки, самораскрытия.
Литература1. Постылякова Ю. В. Представления выпускников о роли вуза в содействии трудоустройству // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 185–190.
2. Харитонова Е. В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути. Краснодар: Кубанский гос. ун-т., 2011. 382 с.
Д. М. Рамендик
О психологических особенностях студентов-выпускников биологов и психологов с разным уровнем профессиональной успешности
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, Москва
Подготовка человека, способного, эффективно работать в науке, требует существенных затрат времени и материальных ресурсов. Однако, психологический профессиональный отбор в этой сфере отсутствует. Считается, что для начала научной деятельности (серьезной дипломной работы, поступления в аспирантуру) достаточно высокой академической успеваемости и интуиции научного руководителя. Но при этом далеко не все люди, прошедшие все ступени обучения, достигают профессиональных успехов в экспериментальных науках.
В современной психологии труда имеются подробные психологические описания многих профессий. Так, описаны личностные особенности педагогов (например [3]), составлены «идеальные» психологические «портреты» людей, занимающих те или иные позиции в бизнесе и на этой основе разработаны приемы и инструментарий профессионального отбора [6,7]. Для молодых специалистов в области естественных экспериментальных наук ничего, столь же подробного, нет. Представляется интересным выявить особенности характера человека, которые могли бы указывать на предпосылки для занятий экспериментальной научной деятельностью. Вероятно, эти особенности будут состоять не в наличии или выраженности отдельных черт, а во взаимодействии между ними.
Цель работы состояла в изучении индивидуальных особенностей темперамента, как психофизиологической основы характера и их влияния на профессиональную успешность студентов-выпускников, занимающихся экспериментальными исследованиями.
В экспериментах принимали участие по 30 студентов выпускных курсов биологического факультета МГУ и факультета психологии Высшей школы экономики. Студенты обеих специальностей проводят сложные экспериментальные исследования. Хотя психология и является гуманитарной наукой, в ней часто используются естественно-научные методические приемы [2]. Все испытуемые прошли стандартное тестирование когнитивных функций: внимания, памяти и интеллекта. Кроме того, они ответили на вопросы Павловского опросника темперамента Я. Стреляу (PTS), личностного опросника Г. Айзенка (EPI), и Опросника структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова [4]. Вычислялись статистических корреляций (по критерию Спирмена) результатов разных опроснков между собой, а также с успеваемостью студентов и экспертной оценкой их научной активности.
По уровню когнитивных функций студенты мало различались. Имелись испытуемые с разными темпераментами, но связи между показателями когнитивных функций, темпераментом или значениями его отдельных составляющих и успешностью студентов выявлено не было. Однако, не во всех случаях темперамент испытуемого можно было однозначно определить по результатам опросников.
У 15 психологов и 23 биологов результаты опросников оказались хорошо согласованы, коррелировали между собой, что соответствует данным, которые приводят авторы этих опросников. В этой группе люди с сильной ЦНС были эмоционально устойчивыми, работоспособными, стрессоустойчивыми экстравертами; люди со слабой ЦНС были интравертами, менее работоспособными и менее стрессоустойчивыми (группа «согласованных» – С). У 15 психологов и 7 биологов наблюдалась не согласованность между показателями работоспособности, эмоциональности и коммуникабельности. В этой группе встречались экстраверты с со слабой ЦНС и интраверты с сильной ЦНС, наблюдались и другие не соответствия между сходными показателями разных тестов (группа «не согласованных» – НС).
У биологов не было заметных различий по отдельным показателям тестов между группами. У психологов группа НС отличалась меньшими значениями подвижности нервных процессов (в среднем: НС – 67,0, С – 74,7), их эргичности (работоспособности) (НС – 6,5, С – 9,6) и темпа (НС – 6,9, С – 9,9). Хотя указанные различия статистически значимы (p<0,01), определяемые ими отличия характеров не велики. Однако по профессиональным качествам студенты биологи и психологи из групп С и НС существенно отличались.
У биологов группы по академической успеваемости не различались, Но из 23 студентов группы С 18 были оценены преподавателями и руководителями как сильные, заинтересованные и успешные в научной работе и только 2 – как слабые в этой сфере (остальные оценивались как средние). Из 7 биологов группы НС 6 были оценены как слабые, 1 – как средний. Имеются сведения о профессиональной судьбе части испытуемых в течение пяти лет после окончания учебы. За это время из 10 «сильных» выпускников 9 защитили кандидатские диссертации и продолжали работать в научных учреждениях (как в России, так и за рубежом). Из 6 «слабых» выпускников 4 не стали заниматься наукой, 2 защитили кандидатские диссертации, однако в дальнейшем активную работу в науке прекратили [5].
Среди психологов ситуация иная. В группу НС входили наиболее успешные в учебе и заинтересованные в научной работе студенты. Студенты группы С были больше ориентированы на практическую деятельность.
Вероятно, не отдельные индивидуальные особенности, системное взаимодействия факторов является внутренним ресурсом, который может по-разному использоваться в зависимости от задач профессиональной адаптации. Можно вспомнить широко известное положение Л. С. Выгодского о том, что высшие психические функции являются специфическими «орудиями» для целенаправленной деятельности [1]. Но любые орудия эффективны только при сбалансированном системном применении в соответствии с условиями профессиональной деятельности.
Для членов группы НС было трудно указать определенный темперамент – разные опросники давали не совпадающие или противоречивые результаты. Противоречия в субъективных оценках свойств своего темперамента могли затруднять адаптацию молодых биологов к условиям строго регламентированной напряженной совместной работы в современных лабораториях, но облегчать начинающим психологам взаимодействовать с разными людьми, не похожими на них и друг на друга.
Литература1. Выгодский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. собрание сочинений. Том 1. М.: Педагогика, 1982.
2. Карицкий И. Н. Исследовательские объекты психологии и естественных наук: сравнительный анализ // Естественно-научный подход в современной психологии / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 32–38.
3. Круженин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону, 1995. 472 с.
4. Психологические тесты для профессионалов. М.: Современная школа, 2008.
5. Рамендик Д. М. Психологические маркеры успешности в научной работе у студентов-биологов // Вопросы образования, 2011. № 1. C. 161–171.
6. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html.
7. Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Галицкий Е. Б. Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников-менеджеров // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 133.
О. В. Рунец
Исследование индивидуально-личностных качеств представителей помогающих профессий[3]
Институт психологии РАН, г. Москва
Исследование профессионально важных качеств представителей социономических профессий (педагогов, врачей, воспитателей и т. д.) относится к числу наиболее значимых проблем психологии труда [5, 6, 7]. В последнее время возрос интерес к проблеме преодоления социального сиротства. В рамках решения данной проблемы, законодательством предусмотрена такая форма воспитания детей, как профессиональная приемная семья, в которой в которой оба или один из родителей имеют специальное образование, навыки ухода за детьми (в т. ч. детьми-инвалидами), положительный опыт в воспитании приемного (опекаемого) ребенка (детей). После прохождения кандидатами в приемные родители определенной процедуры отбора и обучения, они получают право на заключение гражданско-правового или трудового договора [3]. Фактически наблюдается становление новой социономической профессии – «замещающий родитель», что предполагает исследование профессиональной специфики и социально-психологических особенностей профессионалов данного профиля [2].
Профессия замещающий родитель относится к группе помогающих профессий и обладает следующими особенностями: в профессиональной деятельности преобладают субъект-субъектные взаимодействия, следствием которых должны выступить улучшение жизнедеятельности приемных детей, их развитие и личностный рост. Данная деятельность требует от исполнителей высокой моральной ответственности [9].
Специфика профессии «замещающий родитель» характеризуется риском возникновения деструктивных отношений в диаде «замещающий родитель – приемный ребенок», который часто усиливается особенностями «распределения» детей-сирот в семьи. На успешность приемных семей оказывают влияние такие факторы как фактор информации (правильная тактика взаимодействия с ребенком предполагает взаимное самораскрытие – сообщение полной и достоверной информации о себе) и особенности профессиональной ситуации (готовность и умение устанавливать партнерские взаимоотношения между всеми участниками профессиональной ситуации, что подразумевает субъект-субъектную направленность в общении) [1].
Целью нашего исследования является выявление индивидуально-личностных качеств, способствующих успешности замещающих семей. Для достижения цели нами было проведено сравнение с другой помогающей профессией фельдшер скорой помощи.
Данная профессия также подразумевает работу в условиях повышенной моральной ответственности и взаимодействие с другими участниками ситуации, однако в ней присутствуют некие особенности. В частности профессия фельдшер скорой помощи сопровождается следующими рисками, связанными с информацией, особенностью ситуации и временем.
Фактор информации. Точность диагностики и выбор лечебно-тактического решения определяется полнотой и достоверностью информации. Реальная профессиональная ситуации СМП нередко связана с рисками получения не полной информации, причинами которых выступают: возможности пациента (состояние измененного сознания, состояние комы и др.), и мотивы, определяющие содержание предоставляемой информации. Важным источником информации является чувствительность фельдшера к обратной связи, которая проявляется при взаимодействии «фельдшер – пациент», как способность фельдшера мониторить состояние пациента.
Фактор времени. Время в условиях СМП, определяется параметрами предоставления помощи пациенту: немедленность, своевременность, безотлагательность и др. Все временные потери СМП связанны с угрозами жизни для больного.
Особенность ситуации деятельности фельдшера скорой помощи предполагает взаимодействие с разными группами: врачами – специалистами и экспертами, пациентами и их окружением. Данное взаимодействие характеризуется не только субъект-субъектной направленностью, представленной в форме профессионального общения, в процессе которого формируется «совместный общий план», предусматривающий сопряженность действий партнеров [8], но и субъект-объектным взаимодействием, являющимся неизбежным в деятельности врачей в кризисной ситуации, когда сохранения жизни пациента определяется квалифицированными действиями и фактором времени [0].
Участники исследования. В исследовании приняли участие замещающие родители (61 человек, средний возраст – 37 лет, стаж – 11 лет, 48 женщин и 23 мужчины) и фельдшера скорой медицинской помощи (62 человека, средний возраст – 35 лет, средний стаж – 12,5 лет, 48 женщин и 24 мужчины).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методики: 1) опросник «Шкала базисных убеждений» (ШБУ)
Ронни Янов-Бульман (Ronnie Janoff-Bulman) в модификации М. А. Падун, А. В. Котельниковой (ШБУ) [11]; 2) опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98), разработанный В. И. Моросановой [10]; 3) опросник «Диагностика уровня эмпатических способностей», разработанный В. В. Бойко (ДЭС); 4) методика «Направленность личности в общении» (НЛО), разработанная С. Л. Братченко [4]. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного пакета IBM SPSS 19. Применялся сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента)
Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа индивидуально-личностных качеств фельдшеров и замещающих родителей, полученные с помощью t-критерия Стьюдента (показаны только те шкалы, по которым имеются статистически значимые различия).
Согласно полученным данным статистической обработки, для группы замещающих родителей характерны достоверно более высокие показатели по следующим шкалам: шкала оценивания результатов (ССПМ-98), шкала установки эмпатии (ДЭС), шкала проникающая способность (ДЭС) и шкала доброжелательность мира (ШБУ). Из таблицы 1 следует также, что для группы фельдшеров характерен более высокий уровень шкалы «манипулятивная направленность» методики (НЛО).
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа индивидуально-личностных качеств фельдшерови замещающих родителей*
То есть, мы можем охарактеризовать фельдшеров как более «целеориентированных», что хорошо объясняется в рамках требований к данной профессии – в общении фельдшеры ориентированы на получение «нужной информации». Любые, необходимые для достижения этой цели качества партнера имеют для них значимость. При этом фельдшеры проявляют активные и целенаправленные действия для демонстрации своих личностных качеств, которые могут быть выгодными в данной ситуации, желаемые для партнера, и принесут успех при взаимодействии. Такого рода личностная направленность является профессионально необходимой для специалистов-фельдшеров, поскольку позволяет получить нужный объем информации за короткое время, что способствует снижению профессиональных рисков, угрожающих жизни пациента [12].
Что касается, приемных родителей, то мы получили, что они в большей степени (по сравнению с фельдшерами) склонны адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности и поведения вне зависимости от мотивации и психического напряжения. Это указывает на наличие стремления к более детальному осмыслению разнообразных жизненных ситуаций и взвешенность принимаемых решений. Направленность на межличностное взаимодействие и готовность создавать атмосферу открытости и доверительности, убежденность в доброжелательности других, указывает на стремление к самораскрытию, диалогу и готовность конструировать жизненную перспективу вместе с ребенком. Данные качества способствуют снижению риска развития деструктивных отношений в диаде «приемный родитель – приемный ребенок».
Выводы1. Согласно проведенному исследованию представители профессии «фельдшер скорой медицинской помощи», по сравнению с представителями профессии «замещающий родитель» характеризуются большей выраженностью такого качества как манипулятивное поведение в общении. На наш взгляд, это позволяет специалистам-фельдшерам получить необходимый объем информации о больном и его состоянии в условиях дефицита времени, что способствует снижению рисков угрозы жизни пациента.
2. Представители профессии замещающий родитель характеризуется склонностью к более детальному осмыслению разнообразных жизненных ситуаций и взвешенностью принимаемых решений. У них преобладает стремление к самораскрытию, диалогу и готовность конструировать жизненную перспективу вместе с ребенком. Данные качества способствуют снижению риска развития деструктивных отношений в диаде «приемный родитель – приемный ребенок» и успешности функционирования приемных семей.
Таким образом, проведенное исследование с участием представителей таких социономических профессий как «замещающие родители» и «фельдшера скорой помощи» позволило выявить некоторые важные различия в индивидуально-личностных характеристиках этих двух групп профессионалов. Учет выявленных особенностей может быть использован при отборе и обучении будущих специалистов, а также на курсах повышения квалификации.
Литература1. Алдашева А. А. Подходы к разработке критериев социально-психологической зрелости приемных родителей/ Опыт деятельности «Школ приемных родителей» Московской службы психологической помощи населению / Под ред. Ляшенко А. И., Пилипко Н. В. М.: ООО «Сотрудничество» 2012. 80 с.
2. Алдашева А. А., Иноземцева В. Е. Опыт психологической подготовки к деятельности замещающих родителей // Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 194–212.
3. Баталина О. Пресс-конференция на тему: «Профессиональная приемная семья – вариант решения проблемы сиротства». URL: www.nsn.fm/ hours/100140php?sphrase_id=26187.
4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. СПб.: Речь», 2000. 440 с.
5. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.
6. Зеленова М. Е., Кабаева В. М., Барабанова В. В. Уровень жизнестойкости, Я-концепция и профессиональное здоровье учителей // Социальная психология и общество. Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 40–53.
7. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 2004. 336 с.
8. Ломов. Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 132–140.
9. Милакова В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 24 с.
10. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
11. Падун М. А., Котельникова А. В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатории психологии и психотерапии посттравматического стресса. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
12. Руководство по скорой медицинской помощи / Под ред. С. Ф. Багненко, А. Л. Верткина, А. Г. Мирошниченко, М. Ш. Хубутия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 783 с.
13. Ясько Б. А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. Ростов-на-Дону – Феникс, 2005. С. 123.
М. В. Селезнева
Личность офицера в профессиональной деятельности: особенности и проблемы развития[4]
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, г. Рязань
Актуальность исследований в области профессиональной активности субъекта труда продиктована на современном этапе характеристиками постмодернистского периода: быстротечностью, неопределенностью, быстро меняющимися социально-экономическими условиями, всеобщей информатизацией, двойственностью и непредсказуемостью жизненных контекстов современности, технологичностью, высокими требованиями к личности профессионала. Как было показано Г. Ю. Крыловой и Л. Г. Дикой [1], все эти изменения новейшего времени приводят к трансформации социальных функций профессионала и инверсии его ценностных ориентаций; возрастанию рассогласования между социальной и профессиональной идентичностью профессионалов. Это вызывает появление новых социально-психологических и психофизиологических факторов профессионального стресса и возрастание несоответствия между адаптационными возможностями субъекта профессиональной деятельности и требованиями к нему со стороны профессиональной среды.
Особо актуальное звучание приобретают данные изменения применительно к опасным профессиям, связанным с экстремальными условиями деятельности, и в первую очередь, к профессиональной деятельности военнослужащего.
В результате анализа исследований в области психологии труда и военной психологии (А. Я. Анцупов, Л. Ф. Железняк, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, А. Г. Маклаков, В. Г. Михайловский, В. А. Пономаренко и др.) И. В. Сыромятников [3] сформулировал в обобщенном виде особенности профессиональной деятельности офицера. Это прямая обусловленность целей и содержания социальным заказом на «внешнюю» защиту государства вооруженными средствами; интегративный, ярко выраженный управленческий характер, специфическая сопряженность правовых, социальных, психологических, этических аспектов; сочетание высокой социально-правовой, функциональной регламентации труда со сложностью, неопределенностью, а зачастую и экстремальностью условий деятельности; коллективный характер труда офицеров, включенность их деятельности в единый управленческо-технологический цикл. Сложность профессиональной деятельности офицера объясняется его многогранностью позиционного взаимодействия (позиции: исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик) с объектом в основных видах деятельности (обучение, воспитание, руководство, управление в бою, психологическая работа, самоуправление).
Значительная насыщенность военно-профессиональной деятельности ситуациями неопределенности с не полностью заданными условиями, повышенная стрессогенность и чрезвычайная ответственность за результат деятельности предъявляют высокие требования к психологическим качествам настоящих и будущих офицеров, тем качествам, которые являются психологическими предпосылками профессиональной субъектности в терминологии И. В. Сыромятникова [3]. Это системность, гибкость и широта мышления, развитая рефлексия; мотивация достижения, внутренний локус контроля; опыт эмоционально-волевая устойчивость, регулятивные способности.
В данной работе мы опирались на психологическую концепцию подготовки офицера, разработанную академиком РАО генералом Пономаренко В. А. [2]. Данная концепция предполагает две составляющие: специалист и профессионал. Причем, они не противопоставляются друг другу.
Многие отечественные и зарубежные психологи подчеркивают важность коммуникативной сферы человека для его личностного и профессионального становления. Именно в общении человек раскрывается наиболее полно, умения общаться во многом предопределяют социально-психологическую адаптацию человека, благодаря общению человек добивается своих жизненно важных целей, противостоит неблагоприятным условиям среды, формирует представления о себе и своих ценностях [4]. В связи с этим особую важность приобретают данные о стилевых и содержательных свойствах коммуникативной деятельности курсантов военного вуза, уровне и глубине их межличностных контактов, их адаптационного или дезадаптирующего влияния.
Задача развития личностных качеств у будущих специалистов военного профиля возлагается в военных вузах на военнослужащих – преподавателей и командиров подразделений, а также на гражданский персонал, в том числе и на преподавателей-женщин, которые составляют половину профессорско-преподавательского состава.