Позитивное влияние сочетания индивидуально-личностных характеристик на поведение человека в отечественной психологии обозначается как психологическая совместимость. Психологическая совместимость экипажа ВС проявляется в удовлетворенности межличностным общением и в согласованности взаимодействий. В летной практике встречаются случаи, когда причины несогласованности во взаимодействии или причины конфликтной ситуации в полете члены экипажа воздушного судна объясняют тем, что они не сошлись характерами. Обычно так говорят при наличии антипатии членов экипажа друг к другу, натянутости отношений, неспособности четко соотносить свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности даже в случае высокой профессиональной квалификации каждого из них. Под этой общепринятой формулировкой, как правило, понимается неприемлемость одним человеком определенных черт характера другого, его темперамента, отдельных личностных особенностей [4, с.36].
По мере приобретения более глубоких знаний, опыта совместной деятельности такая несогласованность отмечается сравнительно редко. Она, как правило, устраняется после систематических тренировок и совершенствования навыков совместной деятельности в составе экипажа на тренажере.
Между тем, в отдельных случаях индивидуальные особенности одних специалистов бывают настолько выражены и стойки, что даже длительная и интенсивная тренировка не дает им возможности полностью адаптироваться к деятельности в составе экипажа. Более того, даже при наличии автоматизированных средств пилотирования, в условиях крайне насыщенного потока приборной и внекабинной информации, при довольно длительных полетах, несовместимость характера, темперамента, личностных особенностей, ценностей, создающая высокую нервно-эмоциональную напряженность, может формировать психологические барьеры в межличностном общении. Возникновение такого рода конфликтов может быть связано и со специфическими условиями деятельности экипажа: летный состав находится на рабочих местах в условиях ограниченного внутрикабинного пространства при близком расположении друг к другу; при длительных полетах исключается возможность использования своего рода физического убежища хотя бы для кратковременного выхода из ситуации межличностного конфликта [3, с.21].
В первую очередь конфликт приводит к:
– снижению эффективности профессионального взаимодействия пилотов;
– возникновению затруднений в принятии быстрого и правильного решения в непредвиденных случаях полета.
Итак, чем выше ответственность и риск при выполнении полетов, тем в экипажах с низкой и ниже среднего уровня совместимостью ярче проявляются процессы дезорганизации и рассогласованности. Напротив, в экипажах с высокой и выше среднего психологической совместимостью при таких же ситуациях включается самоорганизующая коммуникативная система. В экстремальных условиях она способствует формированию процессов согласованного взаимодействия, высокого взаимопонимания и психологической поддержки. Для психологической совместимости упорядочивающим фактором является полезный результат взаимодействия и удовлетворенность от него [2, с. 81]. Исследования, проведенные авторами на базе одной из российских авиакомпаний, позволили сделать вывод о том, что индивидуальные особенности пилотов, не способствующие получению полезного результата, под воздействием высокой профессиональной культуры пилотов с преобладанием мотивации достижения успеха по мере формирования умений и навыков совместной деятельности приобретают второстепенное значение за относительно небольшой период времени (2013–2015 гг.). Полученные в ходе исследования результаты, не противоречат идеи о возможности создания экипажей, в которых «каждый может летать с каждым», однако выдвигают высокие требования к разработке специальной программы развития личностных, мотивационный, летных, мотивационных и других профессионально важных качеств пилота. Целесообразность и возможность воплощения подобной программы экономически и организационно могут оказаться не обоснованы. Альтернативным решением проблемы комплектования летных экипажей является создание частично закрепленных экипажей с учетом их психологической совместимости.
Литература1. Алексеенко М. С. Проблема влияния ценностных ориентаций на психологическую совместимость летных экипажей многоместных ВС // Вестник МНАПЧАК: М., 2005.
2. Лукьянова Н. Ф., Талан М. В., Андросенко М. Э. Развитие эффективных деловых коммуникаций. ИПКГосслужбы: М., 2010.
3. Пономаренко В. А. Психофизиологические основы подготовки летного состава к действиям в нестандартных ситуациях // Авиакосмическая и экологическая медицина. 1992. Т. 26. № 3. С. 18–24.
4. Третьяков Н. В. Психологическая совместимость экипажей ВС как средство повышения согласованности во взаимодействии // Вестник МНАПЧАК. М., 2007.
М. В. Бадалова
Мыслительные установки практического психолога как фактор решения профессиональных задач
Севастопольский государственный университет Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»
Решение психологом разнообразных профессиональных задач большой размерности с плохо определенной структурой невозможно без развития профессионально значимых качеств мышления, отличающихся от традиционных как по степени сложности, так и по их разрешающим возможностям. Целью исследования стала попытка систематизации мыслительных установок психологов, обусловливающих решение профессиональных задач практическим психологом.
Интеллектуальная деятельность психолога-практика предъявляет исключительно высокие требования к его профессиональному интеллекту. «Сам человек как объект познания представляет собой сверхсложный, абсолютно уникальный, плохо изученный в науке и, вероятно, в принципе непознаваемый объект» (К. М. Романов) [7, с. 141]. В этой связи можно констатировать крайнюю сложность психологического материала, подлежащего анализу, высокую степень неопределенности и противоречивость проблемной ситуации, многомерно-смысловую организацию консультативной задачи, отсутствие готовых алгоритмов решения профессиональных задач различных типов.
Описанные характеристики профессиональных задач предопределяют специфические особенности мыслительной деятельности психолога-практика: пространственность (Н. П. Локалова) – умение выстраивать систему функциональных связей между элементами проблемной ситуации и осуществлять гибкий межуровневый переход от анализа внешних проявлений к поиску и отбору соответствующих психологических причин и обратно; диалогическое мышление – совместный с клиентом поиск решения проблемы, в ходе которого наряду с предметно ориентированным мышлением, соответствующим определенному типу задачи, разворачивается и «психологическое» мышление – «система умственных действий, на основе которых осуществляется мысленное воссоздание психических характеристик другого человека» [7, с. 141]; повышенный динамизм в выработке решений; высокая ответственность принимаемых профессиональных действий; владение репертуаром средств решения профессиональных задач различных типов (консультативных, диагностических, морально-этических, социальных и т. д.).
От умения психолога охватывать сразу все стороны проблемной ситуации, быстро анализировать и систематизировать материал, выделять существенное, определять тактические и стратегические ходы в работе, намечать план действия и, в случае необходимости, изменять его, зависит качество принимаемых решений. Регуляцию и «методическую» направленность процесса поиска решения обеспечивают мыслительные установки, ориентированные на реализацию ценностей интеллектуальной культуры, являющейся в то же самое время подсистемой профессиональной культуры [2]. Методологическими предпосылками анализа стали персонологическая концепция мышления С. Л. Рубинштейна, ее преломление в работе Е. Б. Старовойтенко, а также традиции гуманитарного подхода, позволяющего на основе изучения биографических материалов выдающихся представителей психологической практики выделить мыслительные установки, обусловливающие поиск решения профессиональных задач [1].
Охарактеризуем некоторые из них.
Системное использование психологических теорий и практик с учетом индивидуальности конкретного человека и требований настоящей ситуации. Сформулированный Г. А. Баллом принцип методологического плюрализма [3] находит свою проекцию в практической деятельности психолога. Действие установки методологического плюрализма – это и недопущение односторонности в мышлении, и системность в мышлении, и принцип неконфронтационной солидарности, и направленность критики не только вовне, но и на собственную позицию. Недостаточно отрефлексированная профессиональная самоидентификация психолога с той или иной школой психологического консультирования приводит к искаженному пониманию человека, «подогнанного» под определенный тип психологической теории. У психолога формируются индивидуальные когнитивные предпочтения в толковании поведения человека «по Фрейду», «по Берну», «по Перлзу» и т. д. Но на самом деле человек меняется каждую минуту, меняется его поведение, которое окрашивается различными эмоциями и желаниями, и в любой момент в целях эффективности помощи клиенту, одна психологическая теория должна быть сменена другой. В связи с чем, психологическая теория должна соответствовать не только типу человека, но и проблеме, с которой обратился человек. Рассмотренная мыслительная установка исключает фанатичную приверженность одному теоретическому подходу и «проникнутую равнодушием к содержанию идей, граничащую с цинизмом так называемую «праздную» толерантность» по отношению ко всем существующим психологическим теориям (Г. А. Балл) [3]. Установка на диалогичность в мышлении. Следование данной установке означает ориентацию на поиск решения проблемной ситуации в диалоге с другими людьми. «Суть диалогического консультирования в том, что человек не объект исследования и постановки диагноза и воздействия, а субъект живого общения, сверхзадачей которого является духовное пробуждение личности» (Т. А. Флоренская) [11, с. 3]. В концепции духовно-ориентированного диалога в психологическом консультировании Флоренская обращается к категориям нравственности (совесть, духовное Я). Опыт духовно ориентированного диалога развивает чуткость и к собеседнику, и к своей творческой интуиции. Общение становится не формальным процессом, а творческим поиском, в котором разрешается волнующая клиента проблема. Основные признаки «диалога-встречи» по Флоренской: чувство душевного контакта и радость общения, глубокое взаимопонимание между консультантом и консультируемым, разрешение проблемы совместными усилиями собеседников, осознание своего духовного Я. Действие мыслительной установки проявляется в ряде конкретных диалогических позиций, которые может занимать субъект мышления, развивая «культуру интеллектуального общения». К ним, в частности, можно отнести:
– эмпатическое мышление, которому сопутствуют умение говорить на языке собеседника, учитывая при этом его интеллектуальное и личностное развитие, способность понять и проникнуть в самую суть вещей, быть сложным и простым одновременно, умение в ходе консультативного диалога подвести клиента к нахождению собственного решения. Такие эталоны мыследеятельности психолога способны пробудить вкус клиента к самопознанию и развитию его собственного мышления;
– активное обучение у коллег и клиентов, проявление инициативы в интеллектуальном общении, обращение в своем мышлении к интеллектуальным ресурсам других;
– поиск взаимопонимания с другими по поводу содержания, процесса и средств мышления;
– внимательное отношение к идеям и суждениям партнеров по интеллектуальной деятельности;
– поддержка продуктивных, творческих идей, развиваемых другими участниками диалога.
Человекоцентрированность. Данная мыслительная установка проявляется в обнаружении положительного потенциала человека, который должен быть раскрыт и поддержан. Искренний и устойчивый интерес к природе человека способны обеспечить возникновение эмпатическое мышление и способность «мыслить сердцем» (Р. Мэй) [6] – умение психолога получать информацию по рациональному, чувственному и интуитивному каналам восприятия с последующей объемной рациональной обработкой терапевтического опыта. Слияние интуиции и рефлексии, при которой психолог анализирует не только взглядом сознания, но и «неосознаваемым взглядом» из тени, столь типичное для выдающихся мастеров психологической практики, позволяет найти оптимальный вариант решения консультативной задачи.
Установка на преодоление противоречий. Являясь неотъемлемой частью жизни и внутреннего мира человека, профессиональные и личностные противоречия (как клиента, так и самого психолога) часто становятся содержанием деятельности психолога и оказывают разнообразные влияния на реализацию социальных отношений, мыследеятельность, проектирование будущего [10]. Признаками профессионального, зрелого отношения психолога к противоречиям являются: осознание собственных личностных противоречий и противоречий, возникающих в ходе профессиональной деятельности, рефлексивное выделение оппозиций и мыслительное оперированием ими, нахождение оптимального соотношения между разнонаправленными установками сознания в соответствии с гуманистическими ценностями. При выявлении жизненных противоречий клиента, его внутренней работе над ними и их разрешении важнейшая роль принадлежит переживанию и мышлению. С одной стороны, противоречие порождает катарсическую реакцию, которая расширяет и обогащает мир человека. С другой, – сам мыслительный процесс по осознанию своих переживаний приводит к «приращиванию психического и духовного потенциала личности, развитию его ценностно-смысловой сферы и усложнению, углублению, расширению ее практических связей с миром» (Е. Б. Старовойтенко) [10, с. 234].
Установка на рефлексию. Она направляет активность мышления на задачи самопознания и самоисследования, способствует эффективному контролю самосознания за течением, промежуточными и конечными результатами мыслительной и любой другой деятельности личности. Активизируя мысль, направленную на «Я», рефлексивная установка является условием эффективной саморегуляции, самоорганизации и самовыражения личности в жизни. Интеллектуальная рефлексия, как «способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования», является одним из видов рефлексии наряду с такими ее составляющими как личностная, кооперативная, коммуникативная, профессиональная. Предметом интеллектуальной рефлексии психолога являются: а) рефлексивные точки «опоры» в анализе профессиональных задач (теоретическая Я-концепция; технологии выхода в рефлексивную позицию, стратегии творческого решения проблемной ситуации; система профессиональных ценностей); б) осознание степени своей профессиональной компетентности; в) процессуальные и результирующие характеристики профессиональной и интеллектуальной деятельности (этические вопросы психологической практики, рефлексивный анализ моральной дилеммы); г) способы совершенствования собственной мыслительной деятельности и интеллектуальной культуры в целом. Чем выше уровень развития рефлексивности у психолога, тем большее влияние интеллектуальная рефлексия будет оказывать на объем и глубину мыслительной деятельности. Результаты рефлексии выражаются в особых продуктах мышления субъекта: личностных смыслах, целях, планах, стратегиях поиска решений и профессионального развития.
«Превращение сложного в простое» [9]. Сложность функциональной организации проблемной ситуации предполагает развитую способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных деталях, обращать внимание на мельчайшие элементы, выделять из них такие, которые остаются незамеченными для самого клиента, но могут иметь решающее значение для понимания причины возникших трудностей. Одновременно с анализом, данная мыслительная установка предполагает и синтез, видящий целое в многообразии деталей. Равновесие между анализом и синтезом обеспечивает умение видеть одновременно целое и все детали, превращая чрезвычайно запутанный исходный материал в ясную задачу, акцентируя внимание при этом не столько на самой проблемной ситуации, сколько на механизмах ее возникновения и способах преодоления.
Переопределение понятия «норма развития» на «развитие – норма». Концепция психологической помощи неразрывно связана с понятиями нормы и примыкающими к данной категории концептами психологического здоровья, адаптированности, удовлетворенности жизнью. От осмысленного понимания психологом данных категорий будет зависеть стратегия профессиональной помощи. Как отмечает Б. С. Братусь, «для психолога важны не патология и норма как таковые, то есть в конечных их проявлениях, а анализ самого движения, развития психики, вычленение его общих, единых закономерностей и механизмов»[4, с.8].
Действие мыслительной установки проявляется в ряде позиций, которые может занимать психолог:
– понятие «норма развития» должно быть переопределено на «развитие – норма», а само психологическое пространство нормы расширено до нравственного пространства. Вопросы «Как происходит развитие?», «Для чего, для каких целей и задач происходит развитие?» и, наконец, «Ради чего живет человек?» должны стать ключевыми для выработки стратегии психологической помощи;
– аномалии личностного развития и патологические состояния представляют собой поле для развития творческого потенциала личности;
– диалогическое обсуждение результатов обследования способствуют более полному самопониманию клиента и получению им нового, экзистенциального опыта.
Завершая, отметим, что являясь особыми культурными орудиями интеллектуальной деятельности, мыслительные установки не предписывают готовых рецептов решения профессиональных задач, но ориентируют в поиске на общие принципы, которые в разнообразных ситуациях могут быть реализованы разными внешними, но едиными по внутренней сути средствами. Действенность системы зрелых мыслительных установок связана с повышением уровня интеллектуальной активности, качеством принимаемых решений и побуждает психолога к присвоению эталонов профессиональной интеллектуальной культуры.
Литература1. Бадалова М. В. Ментальный опыт психологов: к постановке проблемы профессионального интеллекта // Практична психологія та соціальна робота. 2006. № 11. С.18–22.
2. Бадалова М. В. Психологическое содержание интеллектуальной культуры психологов: опыт изучения и направления исследования // Горизонты образования. 2007. № 3. С. 95–103.
3. Балл Г. А. Рациогуманистическая ориентация в научной деятельности психологов // Журнал практикующего психолога. 2010. № 17. С. 17–23.
4. Братусь Б. С. Психологическое и нравственное пространство нормы // Журнал практического психолога. 1997. № 3. С. 6–15.
5. Локалова Н. П. Психология. Введение в профессию. СПб.: Питер, 2010. 176 с.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. 14 4 с.
7. Романов К. М. особенности мышления, функционирующего в структуре межличностного познания // Мир психологии. 2001. № 1. С. 141–145.
8. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе // Психология мышления: хрестоматия по психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликмана; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Астрель, 2008. 672 с.
9. Старовойтенко Е. Б. Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике // Мир психологии. 2009. № 1 (57). С. 260–271.
10. Старовойтенко Е. Б. Роль противоречий в жизни личности / Е. Б. Старовойтенко, И. Н. Исаева // Мир психологии. 2009. № 5. С. 230–242.
11. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: Владос, 2001. 207 с.
С. А. Барсукова
Исследование особенностей нравственной сферы работников правоохранительных органов
Пензенский государственный университет, Пенза
В последнее время в России возрастает интерес к проблеме духовно-нравственной сферы личности. Об упадке нравственности и необходимости ее возрождения, воспитания говорят ученые, религиозные деятели, политики. В профессиональной психолого-педагогической среде обсуждаются вопросы воспитания духовности и нравственности, духовно-нравственного развития личности ребенка. Но исследования в области состояния нравственной сферы у современного взрослого человека недостаточно освещены в психологической литературе. Хотя требования к личностной сфере профессионала в последнее время становится предметом различных исследований. В средствах массовой информации в последние годы часто обсуждались случаи с проявлениями безнравственности среди работников МВД. В силу ряда причин данная тема не нашла отражения в психологических исследованиях и поэтому потребность в освоении и раскрытии данных понятий становиться всё более актуальной. Анализ литературы показал, что среди требований к личности, избравшей своей сферой деятельности правоохранительные органы, выделены такие нравственные характеристики личности как гуманное отношение к человеку, высокое чувство ответственности и чувство долга, нравственная устойчивость личности и сформированные нравственные представления, уважение к свободе другого человека. Но, к сожалению, работа в данной профессиональной среде способствует развитию профессиональных деформаций. В связи с этим фактом в первую очередь страдает именно сфера отношений к себе и другому, в частности, и нравственная сфера личности, в целом.
В нашем исследовании приняли участие сотрудники вневедомственной охраны мужского пола в количестве 40 человек в возрасте от 30 до 40 лет. Данная выборка составила экспериментальную группу. В контрольную группу были отобраны 40 мужчин, соответствующие по возрасту и образованию испытуемым экспериментальной группы, но относящиеся к другим профессиональным сферам.
Для реализации целей и задач нашего исследования мы использовали следующие методики: опросник «Добро и Зло» (Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н.); опросник «Шкала экзистенции» (А. Лэнгли, К. Оглер в адаптации И. Н. Майниной); методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика рефлексивности (Н. К. Карпова).
Выводы по результатам исследования:
1. Работники правоохранительных органов в нашей выборке в боль шей степени, по сравнению с лицами мужского пола других профессий в дихотомии «добро – зло» выбирают ориентацию на «зло» (различия статистически достоверны). Можно предположить, что данные результаты получены в связи со спецификой их профессиональной деятельности. Работники правоохранительных органов в процессе профессионального взаимодействия часто взаимодействуют с людьми, преступившими закон. В связи с этим фактом, формируются профессиональные деформации личности, которые и могут проявляться в специфике восприятия окружающей действительности и себя в мире.
2. При изучении экзистенциальной ответственности лица экспериментальной группы демонстрируют более высокие показатели (результаты статистически достоверны). Т. е. они в большей степени, по сравнению с лицами контрольной группы, способны доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. Либо компенсируют эту функцию взятым на себя чувством долга. Действительно, работник правоохранительных органов для того, чтобы быть эффективным в профессиональной деятельности должен обладать таким качеством как ответственность. Статистических различий между группами по параметру «свобода» не обнаружено.
3. Не выявлены статистически значимые различия в уровне развития эмпатии и рефлексивности.
Выводы нашего исследования могут быть интересны руководителям кадровых служб системы правоохранительных органов для организации профотбора и профкоррекции.
В. В. Белик
Полнота актуализации условий среды как фактор внутрипрофессиональных различий субъектов
НИИТЭ, Москва
Введение. Примечательной чертой исследований 1990–2000-х годов становится переход от изучения изменений субъектов в процессах их профессиональной деятельности в «целом», в отношении всех социальных групп, в отношении целых классов профессий, в отношении всей эволюции на протяжении жизни к дифференцированному изучению эволюции представителей отдельных социальных групп – мужчин и женщин, рядовых специалистов, руководителей низового-, среднего- и высшего звена, работающих в государственных и коммерческих компаниях и т. п. [1; 2; 3; 4; 5].
Вследствие дифференцированного подхода большее внимание уделяется разнообразным факторам, способствующим или препятствующим развитию работников, раскрытию их возможностей, сохранению их здоровья и профессионального долголетия [1; 3; 5 и др.].
Цель и задачи, методы и организация исследования. Цель: Выявить и описать условия среды, детерминирующие внутрипрофессиональные различия субъектов (успешность, динамику карьеры, удовлетворенность трудом и др.). Задачи: 1. Выявить типовые условия среды, которые субъекты в процессах их жизнедеятельности способны использовать в качестве «ресурсов» своей профессиональной успешности. 2. Описать и раскрыть психологические механизмы, обеспечивающие «конвертацию» условий в ресурсы субъектов. Методы: опрос, наблюдение, психодиагностика («Опросник свойств личности 16 PF», «Опросник Д. Денисона», «Методика К. Томаса», «Опросник уровня субъективного контроля», «Опросник способов совладания», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»), исследовательские методики («Динамика профессионального становления субъекта», «Стили делового общения в профессиональных группах», «Аутокомпетентность»), параметрические методы математической статистики. Организация исследования: в пилотажных исследованиях предполагается обследовать большие группы профессионалов (представителей одной профессии, работающие в одной организации), занимающие разные должностные позиции, различающиеся по успешности (продолжительности работы в организации, продуктивности работы, удовлетворенности трудом и т. п.).