Книга Советы по выживанию в школе - читать онлайн бесплатно, автор Эдуард Николаевич Веркин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Советы по выживанию в школе
Советы по выживанию в школе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Советы по выживанию в школе

Такой шут страдает болезненной склонностью комментировать все, что происходит вокруг. Причем комментирует на удивление резко и оскорбительно, так, что хочется без промедления треснуть его по морде и попинать ногами.

Что многие одноклассники и делают с превеликим удовольствием.

СОВЕТ ☝

Если ты относишься к третьей категории и тебе не так уж много лет, то самое время задуматься. И сменить линию поведения.

Для начала можно попробовать научиться хотя бы просто молчать. Потому что сказано: язык твой, враг твой.

Едкий, желчный и злобный тип мало чего может добиться в жизни. Во всяком случае, ему это будет сделать гораздо сложнее, чем приветливому и доброму человеку. Да и то лишь в сферах деятельности, которые не требуют особого общения с людьми.

В дрессировке охотничьих соколов.

В отлове медицинских пиявок.

В написании на рисовых зернах текста поэмы «Руслан и Людмила».

Да и девочки с такими клоунами дружить не любят. Даже не то что не любят, а вообще не дружат. Кому хочется дружить с психом, истериком, от которого все шарахаются, как от скунса?

Так что тут есть о чем подумать.

К тому же от злобного мироощущения разливается желчь или случается язва желудка в раннем возрасте. То есть конкретно здоровье портится.

Злобного шута, зубастого клоуна не любят. Хуже того, его не уважают. Уважать человека, который регулярно плюет тебе в лицо, трудно. И, наверное, не нужно.

В начале двадцать первого века было популярно движение так называемых жирафов. Тех, кто по тем или иным причинам не похож на других. Тех, кто выделяется. Сейчас, кажется, движение сошло на нет, хотя сами жирафы как психотип еще не повымерли. Остались. В школе тоже еще водятся.

Жираф – еще один, довольно редкий персонаж школьной жизни. Это не просто высокий парень из коллекции Василисы Валентиновны Лимбоцкой, а парень перпендикулярный. Но не перпендикулярный в плане тупого бессмысленного противостояния всем и вся, а по-другому перпендикулярный. Этакий свалившийся с Луны Печорин в молодости. Человек, кардинально отличающийся от остальных. Причем не обязательно внешностью. Скорее, манерой поведения. Независимостью. Но не изгой. В силу своего ума, в силу того, что может за себя постоять. С ним не особо общаются, но при этом побаиваются и уважают. Даже взрослые – и то уважают. И как-то, что ли, опасаются…

ПРИМЕР

Это был абсолютно мрачный парень, затянутый в черную кожу, с панковской прической, черными зубами и тяжелым кашлем. Отец его был какой-то шишкой, но при всем при этом на сына и его учебу никакого внимания не обращал. Неизвестно почему. Поговаривали, что папаша, несмотря на то что являлся главным инженером огромного завода, тоже был панком – типа, это у них наследственное.

Так что панк просиживал в каждом классе по два года, но никто из-за этого особо не парился. К тому же так происходило не из-за того, что панк был на самом деле жестокий панк и всех посылал. Совсем наоборот. Панк оказался молчаливым и миролюбивым человеком и, как ни странно, демонстрировал весьма глубокие знания по всем предметам. С соответствующими высокими оценками.

Просто в школу он ходил где-то раз в неделю, не чаще. А когда появлялся, все ученики от него шарахались, поскольку слухи про этого чувака ходили самые замысловатые. И на любую попытку его задрать он отвечал такой убойной остротой, что попробовать второй раз никто не решался.

После окончания школы панк легко поступил в университет, но завалил первую же сессию, поскольку не явился ни на один экзамен. После чего отправился в армию и два года отслужил не в самых престижных войсках. Там, где два солдата заменяют экскаватор. Вернувшись, снова поступил в университет и снова вылетел на первой же сессии. Поскольку снова не явился ни на один экзамен. Настроения не было.

Кстати, учителя не трогают жирафа потому, что опасаются его. Жираф много читает и может спросить педагога о чем-то, чего тот не знает. А это конфуз.

Сверстникам же просто неприятен тип, который умнее и вообще продвинутее их. Поэтому такой человек, как правило, не заводит друзей, он вполне самодостаточен. Его не пугает и не занимает школа. Она его просто не интересует. Оставления на второй год и другие репрессалии жирафа не пугают, поскольку степень внутренней гармонии у него необычайно велика. Ему на все плевать, и, видимо, в этом его счастье.

От жирафа нельзя ничего получить, у него можно поучиться. Да, да, поучиться. Жираф полезен с имиджевой точки зрения.

СОВЕТ ☝

Простой секрет. Людей, которые похожи сами на себя, довольно мало. Обычно образ человека – набор позаимствованных качеств и перенятых привычек. Происходит это так. Ты учишься в школе. А там полно всевозможных оригиналов. И у каждого свои словечки, ужимки и фишки. Допустим, Перепелкин из параллельного класса освоил следующее искусство: смеется или там улыбается, а потом бац – и лицо неожиданно становится совершенно серьезным. Пугающе. Интригующе. Ор-р-ригинально. Тебе это умение чрезвычайно нравится, и ты берешь его на вооружение, а потом в незнакомой компании его демонстрируешь. С неизменным успехом. И новые друзья думают, что это твоя персональная особенность, считают, что ты большой оригинал, что у тебя есть содержание. Все просто.

А любой жираф – ходячий кладезь разнообразных фишек. За жирафом стоит наблюдать и перенимать оригинальный жирафский опыт.

Если же ты сам жираф…

Жирафам никаких советов и рекомендаций не нужно, они и сами все знают.

Глава 3

Пятая каста

ЖИЗНЬ ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ПАРТОЙ!ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Все население Индии (в наши дни, между прочим, тоже) делится на четыре части. На четыре варны, или, как их у нас неправильно называют, касты.

Брахманы – самая привилегированная часть населения. Священники, белая кость, элита.

Затем кшатрии – воины. Как правило, кшатрии становились индийскими царями. Тоже почетные ребята.

После кшатриев шли вайшьи, третья по важности часть населения. Торговцы, ремесленники, работяги разного формата. Основная производительная сила, люди тоже, в общем-то, уважаемые.

Четвертая группа – шудры. Слуги и только слуги. Никем больше работать нельзя. Самая низшая часть общества.

Однако в Индии, помимо четырех варн, была еще одна категория населения. Не принадлежавшая ни к одной группе. Так называемые неприкасаемые.

Причем неприкасаемые в буквальном смысле – если брахман дотрагивался до неприкасаемого, то в будущем перерождении опускался на ступеньку вниз. С неприкасаемыми даже разговаривать было нельзя.

Наша неофициальная школьная иерархия построена приблизительно на тех же принципах. Есть свои брахманы, есть свои шудры.

Есть свои неприкасаемые.

Пятая каста.

ℹ ИНФОРМАЦИЯ

Аутсайдер (англ.) – отстающий, посторонний.

Слово «посторонний» как нельзя лучше передает смысл этого явления. Человек, который умудряется оставаться чужим в любой компании. Которого в школе недолюбливают все, даже, как ни странно, самые добрые и миролюбивые ребята. Который выглядит инопланетянином, невесть каким образом прилепившимся к дружной стае обычных нормальных землян.

ПРИМЕР

Вообще в этой главе будет много примеров. Потому что рассказать об изгое достаточно тяжело, гораздо проще его показать.

В классе было не так много аутсайдеров. Двое всего. При этом они сильно отличались друг от друга.

Первый, Супов, был довольно неприятным типом, родом с городских окраин. В его наружности и характере было что-то неуловимое, что-то, что у любого нормального человека вызывало неудержимое желание треснуть Супова по уху. Получив по уху, Супов заискивающе улыбался и уступал дорогу.

От этого его хотелось треснуть еще сильнее.

Все так и делали, затем рассказывали друг другу истории про то, как Супов якобы собственноручно замучил восемнадцать кошек, а из их шкур сшил своей маме норковую шубу.

Это придавало расправам над Суповым характер справедливого возмездия.

Вторым аутсайдером был Сливянко.

Этот происходил из интеллигентной семьи: папа, кажется, художник, мама в театре работала. Сливянко не любили точно так же, как Супова. И если в классе что-то происходило, то все дружно отвечали, что это сделал Свинопас. Свинопас – это была сливянковская кличка: несмотря на то, а может, как раз из-за того, что Сливянко происходил из семьи художника, он не очень следил за внешним видом.

Сливянко не хотелось сразу же стукнуть, в него хотелось плюнуть. Он не мучил кошек, он вылавливал незнакомых людей и рассказывал, как он женится на Бачуриной (вариант Сливянко в юбке) и как они вместе поплывут на пароходе по волжским просторам.

Однажды Свин и Суп подрались из-за того, что Суп назвал Бачурину дурой. Драка имела колоссальный успех – класс дружно веселился, глядя, как Суп таскает Свина за волосы и как Свин с интеллигентской неловкостью отвешивает Супу пощечины.

Схватка закончилась ничьей. А потом случилось почему-то так, что и Сливянко, и Супов перешли в другую школу. И класс заскучал. Гнобить было больше некого.

Прошел месяц или два, и появился Чайник.

И класс успокоился.

Первоначально хотел назвать главного героя этой главы изгоем. Но изгой – это как-то уж очень высокопарно, как-то по-древнегречески. Изгоняли обычно за серьезные прегрешения, ну по крайней мере за измену Родине, а не за прыщи на лице. Поэтому изгоя автор отставил и решил придумать что-нибудь более современное.

И почти сразу в голову пришло красивое английское слово аутсайдер. Аутсайдер, как уже обозначалось выше, значит посторонний. Аутсайдер, посторонний, гораздо лучше звучит, чем изгой. Только вот и то и другое слишком длинно и трудно для запоминания. Вспоминать индийских неприкасаемых не хотелось, слишком уж грустное явление. С ними ведь даже не разговаривают, их даже не бьют, словно опасаются перепачкаться. Да и длинно тоже.

Названия не было.

Тогда я стал смотреть телевизор. Телевизор мне всегда очень помогает. Наталкивает на мысли. Нигде самый безумный бред и вполне здравые идеи не сосредоточены в таком объеме и в такой плотности, как в телевизоре.

Устроившись в кресле, я воткнулся в экран и пребывал в телевизионной коме часа три. Через пять часов я услышал заветное слово.

Ксенофобия.

ℹ ИНФОРМАЦИЯ

Ксенофобия – боязнь всего чужого, незнакомого.

На всякий случай сверившись со словарем, я окончательно решил, как буду обзывать героев этой главы. Буду обзывать их «чужими». Коротко и емко. К тому же, возвращаясь к нашему любимому аглицкому, – «чужой» и «инопланетянин» на английском языке обозначаются одним словом.

Потому что герои этой главы – они действительно инопланетяне.

Инопланетяне. Мальчики и девочки. Не злобные – коварные, с бластерами и когтями наперевес, и не добрые – пушистые, с рецептами долголетия.

Просто непохожие.

Чужие.

Сначала хотел добавить побольше историй про девчонок. Но потом понял, что этого не нужно делать. Поскольку «посторонность» не имеет пола. В любой пример вместо мальчиков легко подставить девочек. И ничего не изменится. В любом классе есть Сливянко и Супов в юбке. Но, опять же повторюсь – в юбке, не в юбке, – разницы особой нет. Поскольку если мальчик становится аутсайдером в мальчишеской компании, девочки начинают его автоматически презирать.

И если девочка пользуется всеобщим неуважением среди сверстниц, ни один мальчишка с ней дружить не будет.

Это, к сожалению, железобетонно.

Разница заключается разве что в том, что травля девочек не носит такого тотального и, зачастую, зверского характера… Или носит, но редко.

Так что разницы нет вовсе.

ПРИМЕР

Жили-были две подружки. Одна подружка взяла, да и стянула классный журнал. В знак протеста против несправедливого распределения оценок. Стянула, кстати, не совсем, а на неделю, чтобы пролететь мимо очередной контрольной. Сохранить сей подвиг в тайне мозговых ресурсов не хватило, и похитительница поведала о нем своей подружке.

Совершенно случайно эту беседу слышала классная дама. Проходила мимо. И похитительнице журнала здорово влетело. С вызовом родителей и т. д. и т. п. Естественно, подозрения в разглашении страшной тайны легли на ни в чем не повинную подружку.

Наказанная девица решила проучить «стукачку» и подошла к этой задаче с фантазией. Забор напротив окон дома несчастной был украшен соответствующими надписями (в большинстве своем нецензурного содержания). К тому же группа активистов собралась под балконом и около часа на все лады скандировала разнообразные обидные слова.

В результате чего несчастная девочка загремела в больницу с нервным срывом, а потом и вовсе перешла в другую школу.

Это прекрасно показывает, что стая одинаково безжалостна ко всем.

СОВЕТ ВДОГОНКУ ☝

Ни для кого не секрет, что девочки завязывают более тесные отношения с педагогами, об этом уже говорилось выше. Особенно с классными руководительницами. Девочки (даже если им за сороковник, даже если они закончили педагогический институт и аспирантуру) любят пошушукаться. И у любой классной дамы есть парочка добровольных ушей в классе. Причем девочки частенько делают это даже не по каким-то корыстным мотивам, а просто по доброте душевной.

В большинстве случаев коллектив закрывает на это глаза. Ребята списывают подобное поведение на обычные девчачьи слабости и просто в компании такой красавицы поменьше болтают.

Но бывают и исключения. Так что с откровенностью разного рода не стоит перегибать. Даже в отношениях с подругами. А может быть, особенно в отношениях с подругами.

Осторожнее надо быть, осторожнее.

Вообще эта глава самим «чужим» будет не очень полезна. Если ты уже стал «чужим» или «чужой», помочь тебе будет довольно сложно. Только кардинальными мерами. Посему глава носит скорее профилактический характер. Ее основная задача – помочь человеку не превратиться в «чужого».

И тем, кто не считает себя аутсайдером, она будет тоже полезна. Может, они хоть на полчасика почувствуют себя в неудобной шкуре «чужого». И хоть на полчасика станут лучше.

Причины.

Что делает человека «чужим»?

Возьмите человек тридцать, не знакомых друг с другом. Поместите их в замкнутое пространство. В спортзал, допустим. Просто так, ничего не говоря. Кормите, поите, матрацами снабдите. А через пару неделек проверьте.

И обнаружите, что в этой компании завелись свои лидеры и свои «чужие». Кто-то занял самые теплые, светлые и близкие к раздаче пищи места, кто-то ютится по углам и подоконникам. Мальчики загребают еды больше, чем девочки, и по этому принципу их угнетают. Так происходит в силу основных принципов построения человеческого общества. Да и не только человеческого. В любом обезьяньем стаде происходит то же самое.

Кто-то рубает бананы и всякие там ананасы, кто-то довольствуется прелыми листьями и личинками мух.

Так что в любой компании образуются лидеры и аутсайдеры. Это те люди, которые обычно сидят на задних партах. Тебе достаточно оглянуться, и, скорее всего, ты их увидишь.

Сидят, тоскуют. Смотрят в окно, бедолаги, обгрызают купленный мамой карандашик. Рисуют понемногу на столах. Типа «Химик – дурила»… Девочки рисуют цветочки, принцев на конях, пишут «Иван Жаков классный»…

Со столами вообще забавно – в начальной школе учитель рассаживает всех ребятишек по принципу: чем хуже человечек себя ведет, тем ближе его помещают к учительскому столу. Для контроля и своевременного образумливания.

И почти сразу начинается затяжная война с пересаживаниями – поскольку потенциальные «чужие», как речные выдры, всегда стремятся занять самые глухие и темные местечки, чтобы их не трогали. А учитель стремится выволочь их к свету. К разумному, доброму, ну и постольку-поскольку вечному. Года через три, педагогам бороться с пересаживаниями становится уже невмочь, и «чужие» заканчивают дрейф от начала класса в самый его конец.

К выпуску из школы эти типы прочно укрепляются на своих задворках и прямо с этих парт отправляются в заведение под гордым названием «колледж». А девочки в ТКУ, то бишь в торгово-кулинарные училища, тоже «колледжи».

После школы судьба «чужих» складывается по-разному. Некоторые разом перерастают этот свой недостаток и легко вливаются в новое общество. Мальчики становятся сильнее и умнее, девчонки из гадких утят превращаются в прекрасных лебедей, жизнь налаживается.

Другие остаются «чужими» навсегда. И даже в зрелом возрасте, глядя в зеркало, они видят всегда одно и то же.

Инопланетянина видят.

ПРИМЕР

Пашкову в классе не любили. Не то чтобы травили, но не любили. Странная она какая-то была, странная… Например, на банальный вопрос «Как дела?» Пашкова отвечала: «Вчера московский поезд опоздал на полчаса». Чем ввергала собеседников в ступор. Училась Пашкова не очень хорошо, не блистала ни красотой, ни какими-то успехами.

Так и была.

Я случайно встретил Пашкову на улице. Пашкова шагала по улице в каком-то сомнамбулическом состоянии. Судя по отрешенному выражению лица, в ее жизни ничего не изменилось.

Меня она, конечно, не узнала.

А может, она меня и раньше не знала. Кто знает, что у них там в мозгу?

У «чужих».

Так как же выглядит он, обычный средний инопланетянин с планеты Земля?

Портрет «чужого». Отягощающие, так сказать, факторы.

Маленький рост – почти всегда.

Невыразительная внешность. Или, что особенно критично для девочек, невыразительность. Для мальчиков некрасивость не так важна, главное, чтобы не совсем урод был.

Запущенность. Запущенность – угри в ушах, грязные ногти, грязь в уголках глаз – не красит ни мальчиков, ни девочек.

Отсутствие ума. Это, конечно, особенно болезненно для представителей сильного пола.

Какой-нибудь косметический недостаток – длинный нос, выпуклые глаза, лицо не очень приятное, лопоухость.

Полнота. Верный признак «чужого». Толстяки и толстушки просто напрашиваются на роль мешков для битья. Их и бьют.

Также человека может превратить в «чужого» какой-нибудь недуг, болезнь. Кстати, в животных сообществах особей с физическими недостатками вообще уничтожают. Выживание вида, ничего не поделаешь. Именно поэтому в природе очень редко можно встретить белую ворону.

Но частенько даже не все эти неприятности делают человека «чужим». Частенько таким его делают странности. Наличие странности автоматически выделяет человека из массы одноклассников, привлекает к нему внимание, раздражает. Дает повод для нападения.

Странности могут быть абсолютно разные.

Ты любишь змей, и дома у тебя даже маленький серпентарий есть. Но. Ты не просто любишь змей, ты везде таскаешь их с собой. В рюкзаке, в карманах, даже вокруг шеи. Играешь с ними на уроках. Само собой, тебя опасаются и начинают потихонечку вытеснять на границы классной иерархии.

Или ты отлавливаешь тараканов и сажаешь их в банку, а потом на уроке с удовольствием наблюдаешь за их безобразным поведением – это еще вернее змей.

Или, допустим, ты любишь ходить в сандалиях до глубокой зимы…

Этого, в общем-то, достаточно. Достаточно даже маленькой странности, чтобы ступить на скользкую и безрадостную тропинку «чужого». До зимы ходит в легкой обуви – не боится холода. Почему не боится? Потому что уже все отморожено. Значит, отморозок.

Логика проста. Логика убийственна. Ходишь в сандалиях – «чужой».

С девочками все то же самое. Если не хуже. Достаточно какой-нибудь абсолютной ерунды, чтобы скатиться вниз.

ПРИМЕР

Училась себе Аня. Аня как Аня, ничего выдающегося. Нормальная девчонка.

Однажды в столовой Аня подавилась запеканкой. Закашлялась, затем побежала в туалет.

А после этого на нее напала икота. Аня икала на литературе. Аня икала на физике. Даже на физкультуре Аня тоже икала.

Одноклассники дружно смеялись.

А на последнем уроке кто-то из девчонок сказал: «Ну, ты и Икота…»

Как печать поставила.

Жить в школе с именем Икота довольно сложно. К тому же школьные остряки очень быстро выяснили, что икота может быть проявлением целой кучи различных заболеваний. Проблем с желудком, глистов.

Как только было произнесено это неприятное слово, все стали смотреть на Аню особенно.

Косо. Как на носителя серьезных заболеваний. Как на Икоту. И, несмотря на то что к старшим классам Икота стала весьма красивой девушкой, хорошо училась и даже вела кружок юных журналистов, отношение к ней было все равно прохладно-брезгливое.

Поэтому девчонкам надо быть гораздо осмотрительнее, чем мальчишкам. Осмотрительнее во всем. Ну, взять хотя бы ту же одежду. Мальчишке неопрятность в костюме простят легко, даже не заметят. В конце концов до определенного возраста мальчишка и должен быть растрепан.

Растрепу-девочку не простят. Растрепа и замарашка имеет все шансы быстренько превратиться в «чужую».

СОВЕТ ☝

Он прост. Будь как все. Поскольку именно отличия делают из нормального человека «чужого».

С другой стороны, именно отличия делают человека неповторимым, делают из него личность. Во всяком случае, закладывают предпосылки этой личности. Видимо, тут главное соблюдать баланс.

А «чужой» или «чужим» быть плохо. Плохо со всех сторон. «Чужой» в любой компании – вечный объект издевательств и насмешек. Только ленивый не плюнет в его сторону.

Только ленивый не расскажет гадкий анекдот.

Только ленивый не кинет в «чужого» стул. Отчего же не кинуть стул, если все равно за это ничего не будет?

Вот и кидают. Вот добрые люди и веселятся.

Причем над «чужим» издеваются не только его одноклассники, над «чужим» издеваются даже учителя. Пусть не самые хорошие учителя, но все равно. Весьма показателен этот факт. Учителя к классным изгоям относятся с брезгливым презрением. Если вызывают к доске, то частенько подшучивают, выставляют дурачками, в лучшем случае жалеют и милосердно ставят незаслуженные «трояки» вместо пар.

Это не случайно.

Подобная схема учительского поведения – своеобразный метод завоевания расположения у всей остальной части школьников. Учитель хочет показать, что он сам вместе с классом, а не с каким-то там идиотом. Простенький такой приемчик, хотя и подлый. Таких учителей, конечно, нужно из школы гнать, но других взять негде. Да и выгонишь – а они пойдут работать в психологи, еще хуже будет, ведь сказано: психолог – это разрывная пуля, выпущенная в грядущие поколения. А настоящий учитель, учитель с большой буквы, а не вбиватель гвоздей познания в не успевшие еще окончательно задубеть юные головы, всегда примет сторону слабого.

То, что твоя мама работает в пиццерии, не дает тебе никаких прав!

Изречение учительницы литературы

Школьная администрация ведет себя приблизительно так же, как и плохие учителя. Администрации важно, чтобы в школе был коллектив – коллективом управлять гораздо проще. А «чужие» – они чужие для всех, управлять ими тяжело, согнать в стадо непросто. Особенно если вокруг «чужого» регулярно случаются конфликты. И при первой же возможности администрация старается от «чужих» избавиться, сплавить их куда-нибудь. В спецшколу, в спецколледж, в другие учреждения с приставкой «спец».

А оттуда возвращаются уже с тараканами в башке.

ПРИМЕР

В класс как-то перевели товарища, который два года обучался в спецшколе для детей с задержками в развитии. Это был кошмар. Знатюк, такая у кошмара была фамилия, был врагом всего живого. Лупил всех. А если не мог лупить – то начинал бодаться.

А голова у него была деревянная.

В школе Знатюк продержался недолго. Спер в военном кабинете противогаз, выкрасил его фосфором и отправился играть в «собаку Баскервилей». И напугал до обморока завуча Анну Сергеевну.

После этого инцидента Знатюк, к всеобщему удовольствию, был возвращен в свою любимую спецшколу.

С «чужими» почти никто не общается. Потому что если ты вдруг завяжешь приятельские отношения с таким типом, то можешь очень быстро подхватить заразу «чужого» «скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». Со всеми вытекающими последствиями. Помните про Индию? Одно прикосновение к неприкасаемому отбрасывает вниз по социальной лестнице. Человек сам становится немного неприкасаемым.

Поэтому избытка желающих дружить с пришельцем не наблюдается.

А если с «чужими» и разговаривают, то только в приказном тоне. Поди туда, принеси то, вытри доску новеньким пиджаком. Даже люди, сами невысоко поднявшиеся по классной иерархии, и те стараются приказывать и помыкать «чужими». Поскольку те, кто не тиранит и жалеет «чужого», могут очень скоро сами оказаться в безрадостных инопланетянских рядах. Таков закон стаи.