Книга Свободнорожденные или утверждающие силу - читать онлайн бесплатно, автор Иван Глемба. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Свободнорожденные или утверждающие силу
Свободнорожденные или утверждающие силу
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Свободнорожденные или утверждающие силу

Отец ушел на войну и пробыл там около полутора лет. Заметно похудевшим и уставшим вернулся он домой. Обычно несловоохотливый, отец подолгу разговаривал с матерью. В его глазах я читал тревогу и недоумение. О причине таких перемен я узнал позже, когда повзрослел и научился читать прошлое.

– Мы уступаем конфедератам, но это – не наша вина. Непонятно, куда смотрит командование, если не видит и не отдает отчет в том, что происходит. Мы проигрываем противнику в темпе и в скорости, незаметно сдаем позиции. Если так будет продолжаться, мы потеряем еще ряд пограничных земель. Это же очевидно.

Обняв отца и прижавшись к нему, мать успокаивала его своим звучным, мелодичным голосом:

– Успокойся, Эг, ваши командиры все видят. Может, так они реализуют какой-то план, о котором ты не знаешь.

Отец, освободившись от объятий матери, продолжал высказывать свои мысли.

– Нет, это не план. Думаю, что эта нерасторопность и есть начало предательства в наших рядах. У меня нет никаких доказательств этого, но другого объяснения я не нахожу.

Мысль о том, что в руководстве войсками зреет предательство, не давала отцу покоя. В войсках нарастало напряжение. Многие воины чувствовали то же, что и он. Происходили смены командиров подразделений. Дело принимало серьезный оборот. Обо всем этом я не знал, только видел, как отцу было тяжело. Он больше всего не терпел беспорядка и нерасторопности в своем деле.

Время шло. Мне исполнилось семь лет. Подошел срок и мне идти в школу и выбрать себе учителя. Эл Корн сделал все так, как и обещал отцу. Он переговорил с кем-то из друзей Зиагаарда, и нам с отцом назначили время для предварительного знакомства со мной. В один из солнечных, теплых дней в самом конце лета отец надел выходную рубаху, подпоясался силовым поясом и повесил меч. Мы отправились в школу на скутере (малогабаритный летательный аппарат), который доставил нас на стоянку неподалеку от нее. Далее мы прошли пешком. Весь отрезок дороги до школы мы шли молча. Отец о чем-то размышлял. Перед школой он обратился ко мне со словами:

– Будь внимателен, Эд. Школа даст тебе путевку в жизнь. Обучаясь в ней, ты начнешь становиться тем, кем тебе нужно стать. Ты знаешь, кем тебе нужно стать?

– Воином, – без раздумий ответил я.

Отец усмехнулся.

– Не только воином, но и сильным духом мужчиной. Тебе много предстоит сделать в жизни и со многим разобраться. Держись, сын, тебе нужно вести себя так, чтобы тот, с кем ты будешь говорить, увидел и понял, что для тебя есть место в школе, а ты сможешь стать достойным учеником.

– А если я не смогу так повести себя?

– Сможешь, ведь ты – мой сын и будущий воин, а воины ничего не боятся, а если и боятся, то преодолевают страх. Расслабься и веди себя естественно. Самым важным и нужным для тебя есть сама возможность учиться в лучшей школе во всей Верхней Эльклее. Здесь создано все для того, чтобы стать настоящим воином.

С самого начала школа произвела на меня впечатление. Комплекс ее зданий располагался в предместьях Буатаалы в округе Баал. Вокруг школы было много деревьев и других зеленых насаждений. Обработанные поля, рощи и небольшие леса примыкали непосредственно к территории школы. Местность вокруг была холмистой и пустынной. Рядом мы заметили только небольшое поселение, взбегающее постройками на прилегающий холм, климатические и силовые установки, расположенные вблизи от него и силовую башню Аптаан, которая контролировала окружающую местность. Мы прошли силовую арку и оказались на территории школы. Здесь было отдельное государство со своими правилами и законами. Это чувствовалось сразу. Даже я заметил, что за нами внимательно наблюдали еще на подходе к ее территории.

– Вот, сын, мы и пришли, – спокойно произнес отец.

В подтверждение его слов к нам подлетел информационный шар, внутри которого появилось лицо. Мелодичный голос устройства сказал, куда нам подойти. Лицо в шаре исчезло, а вместо него развернулась перспектива школьных зданий и кратчайший путь от места, где мы находились, в один из корпусов. Там нас уже ждали. В большой и просторной аудитории, куда мы прошли, собралось много детей. Все они были с родителями и ожидали своего времени для собеседования. Отец успел переброситься несколькими фразами с некоторыми из своих знакомых. Вскоре мелодичный голос назвал его имя. В стене открылся проем, и я с отцом проследовал сквозь него.

Комната, куда я попал, была наполнена светом. За овальным столом сидело несколько свободнорожденных. Отец поздоровался с ними. Один из мужчин, видимо, старший, встал и прошел к нам навстречу. Он тепло пожал руку отцу по воинскому обычаю. Было видно, что перед нами воин. Незнакомец обменялся мыслями с отцом, а после повернулся ко мне и присел на корточки так, что его глаза оказались на одном уровне с моими.

– Эдвин, сын Эграна, будь сильным.

– Будь сильным и ты, учитель.

– Меня зовут Миор Вэй. Ты хочешь обучаться в нашей школе?

– Тэр! – громко ответил я.

– А кем ты хочешь стать?

– Воином, как мой отец, – без запинки ответил я.

– Что ж, у тебя будет такая возможность, если ты ответишь мне на несколько вопросов.

Миор выдержал небольшую паузу, а в это время внимательно изучал меня. Его глаза улыбались мне. Я ждал.

– Ты умеешь читать знаки?

– Тэр, – меня учил этому отец.

Передо мной появились символы, записанные в ряд. Целая страница, потом еще и еще.

– О чем тут сказано?

Я ответил.

– Покажи свои руки.

Я спрятал ладони за спину и посмотрел на отца. Ладони мы не показывали никому, кроме отца и матери. Отец кивнул головой. Я вытянул руки ладонями вверх перед собой. Миор сначала посмотрел на мои ладони, а после на отца. Улыбка сбежала с его лица. Оно стало задумчивым. Возникла пауза.

– Ты будешь учеником нашей школы, Эд, но тебе придется несколько месяцев подучиться самому. Родители помогут тебе. Что нужно будет сделать, я скажу твоему отцу лично. А сейчас ты свободен. Отца подождешь снаружи. Нам надо поговорить.

Я вышел. Собеседование оказалось совсем несложным и не таким, как я предполагал. Отца я ждал недолго. Он вышел задумчивым и серьезным. Время от времени отец поглядывал на меня.

– Пойдем, сын. Твое детство закончилось. Теперь тебе предстоят обучение, работа и серьезные испытания.

– Какие испытания, отец?

– Этого не знает никто. Тебе нужно готовиться к ним.

Мы вернулись домой. Отец посадил меня рядом с собой и изложил все, что мне нужно будет делать. Он записал всю полученную от Миора информацию на наш домашний ноокл (переносной компьютер). В любое время я мог посмотреть ее на экране. Я начал готовиться к школе. Отец пробыл дома еще три месяца, а после его и всех нас закрутил вихрь войны, как всегда неожиданно налетевший на земли свободнорожденных. Конфедерация скопила большие силы на границе и перешла в наступление. Военное противостояние обострилось. Временами даже на окраинах столицы был слышен гул, чувствовалось сотрясение земли. Наши войска оборонялись, отбивая атаки противника. В этих условиях и в такой обстановке на наших землях закончилось мое детство и начался новый период моего дальнейшего взросления уже в стенах школы.

Глава 3

Младший ученик

Будьте внимательны, юные элты, с момента появления в школе ваше обучение уже началось.

Чтобы быть полноправным членом нашего общества, свободнорожденный на протяжении жизни проходит все этапы своего становления.

Нахождение и обучение в школе является необходимым и самым важным периодом в жизни будущего гражданина страны и создает базу, на которой будет строиться и протекать вся его последующая жизнь.

От каждого из вас зависит, какой будет эта база. Что вы заложите своим обучением и трудом в нее, на то и сможете опереться в последующей жизни.

Зиагаард. Обращение к ученикам

Несколько месяцев подготовки к школе пролетели быстро. Чем ближе подходило время начала учебного года, тем больше я думал о школе, об обучении в ней и о том, что в ее стенах мне предстоит стать воином. Школа все больше притягивала и манила меня.

В середине осени настал тот долгожданный день, когда я должен был в сопровождении родителей отправиться в школу. По этому случаю я надел новую, пошитую для меня рубаху, штаны, низ которых широкой лентой обматывался вокруг щиколоток, и тренировочные сандалии, пружинящие при каждом шаге. Дополнял наряд широкий пояс. Мой вид вызывал во мне радость и гордость одновременно. Эти чувства переполняли меня от осознания того, что сбылась мечта моя и отца – с этого дня я становился учеником школы, в которой главным учителем был Зиагаард.

Школа встретила нас праздничным видом. Столько много сверстников, собранных в одном месте, я не видел никогда. Старшие ученики были приветливы и охотно рассказывали о правилах поведения на территории школы. Многие из них были уже совсем взрослыми элтами, и их обучение в школе подходило к концу. У старших учеников были даже собственная территория и здания, где они жили отдельно от остальных, но все равно мы могли с ними поговорить, расспросить об обучении и учителях.

Зиагаард собрал всех новичков под огромным навесом в школьном саду, возведенным на небольшой возвышенности. С трех сторон навес окружали деревья, а еще с одной стороны находился главный учебный корпус школы. Мы шумели и переговаривались между собой. Зиагаард стоял перед нами и изучал нас, улыбаясь. Он был большим и сильным, еще сильнее, чем мой отец. Доброта струилась из его глаз, равно как и весь он излучал ее.

Зиагаард, как и подобает паадху нашей школы, словами приветствия начал первое вводное занятие.

– Юные элты, будьте сильными.

Нестройный хор детских голосов также ответил ему приветствием.

– Как вы устроились здесь? Есть ли у кого-то жалобы, пожелания? Нравится ли вам у нас? – голосом, наполненным силой, прозвучали его вопросы. – Я хочу услышать ответы от каждого. Я жду. Отвечать можете мысленно.

Учитель слушал наши ответы и смотрел на нас, слегка прищурив глаза, пока не ответили все.

– Вот теперь я вижу, как вы устроились.

Зиагаард обернулся к помощникам и что-то быстро сказал им. Один из них отправился что-то выяснять.

– Вы будете обучаться в группах по двадцать пять – двадцать семь юношей и девушек. Состав групп уже определен. После того, как я закончу вступительное слово, в моем присутствии вы разделитесь на группы, после чего я представлю вам наставников, которые будут вести вас первые двенадцать лет обучения. По окончанию двенадцати лет обучения у вас будет первый сознательный выбор и каждый из вас самостоятельно изберет то направление и ту специальность, в которой он сможет в будущем принести наибольшую пользу нашему обществу. Я и весь учительский коллектив школы при необходимости помогут вам в этом. А сейчас я расскажу о нашей школе.

Зиагаард сделал паузу. Когда легкий говорок среди нас утих, он продолжил.

– Я буду рассказывать, а на экране вы будете видеть то, о чем я говорю. Будьте внимательны, я повторять не буду. Учитесь слушать. Из многих умений это – едва ли не самое важное для вас сейчас. Итак, коротко о школе. Она была образована в те времена, когда наши предки пришли на эти земли и обосновались на них. Вначале это были небольшие постройки под прикрытием силовой башни Аптаан. Все вы видели ее, когда пришли сюда. Позже школа разрослась, и теперь ее территория занимает всю округу. Ей принадлежат леса и водоемы, небольшое озерцо, где можно будет искупаться. Вы, юные элты, любите плавать?

– Тэр, – нестройно ответили мы.

– Вот это озеро, где вы можете отдохнуть на его берегах и в лесу, а вот наша школа.

В это время на экране появилось изображение школьной территории со всеми постройками, прилегающими угодьями, лесами, полями и учительским городком, расположившимся рядом с холмом, на котором находилась силовая башня Аптаан. Изображение было настолько четким, что мы видели фигуры учеников, находящихся на школьных площадках, возле корпусов и в школьном парке. Указка Зиагаарда скользила по изображению. Он кратко характеризовал каждую группу зданий. Рассказав нам об обустройстве школы, Зиагаард остановился и внимательно посмотрел на нас. После секундной паузы он продолжил:

– Теперь самое главное. На территории школы существует установленный порядок, и действуют определенные правила, которые для вас с этого момента обязательны для исполнения. Не я их придумывал. Правила прошли проверки за столетия предыдущих обучений. Основная ваша обязанность – обучаться и обучиться тому, что будет предложено. Если вы этого не захотите, начнете сопротивляться, не будете слышать голос учителя, то вас отчислят. Вопрос этот решит школьный совет. Еще одна ваша прямая обязанность – следовать внутреннему распорядку, заведенному в школе, становиться и быть дисциплинированными. Этому вас будут обучать с первых дней. Вам будет предоставлено свободное время, время для прогулок, встреч с родителями. По окончании нашей встречи вас разместят по школьным корпусам. Там вы будете жить на протяжении всего времени обучения в школе. Кому не понятно сказанное мною или есть вопросы? Задавайте. Не бойтесь насмешек. Все вы здесь в одинаковых условиях. Поблажек и скидок кому-либо на пол или возраст не будет. Кто боится выглядеть глупым или неумным, должен преодолеть этот страх. Только так каждый из вас сможет освободиться от страха и научиться чему-либо. Вы услышали меня?

Мы утвердительно ответили.

– Я вас тоже услышал, – после паузы произнес Зиагаард.

– Учитель, – донеслось с места, – а ты возьмешь кого-то в свою группу?

На лице Зиагаарда появилась едва заметная улыбка.

– Позже, когда вы подрастете, и многое относительно каждого из вас прояснится, тогда и поговорим. Все группы будут вести опытные наставники. Я буду осуществлять общее руководство. Таков порядок. Он правильный и всех ставит в равные условия. А сейчас вам необходимо разделиться на группы.

На экранах высветились наши имена в восьми группах. Напротив каждого имени был портрет. Спустя две-три минуты мы уже стояли, разбившись на группы, и ожидали продолжения.

– Никто не ошибся, не забрел в чужую группу? – пошутил Зиагаард. – Проверьте еще раз, правильно ли вы определили свою группу.

В это время к нам подошло восемь наставников. Зиагаард представил их нам. Среди них был уже известный мне Миор, три мужчины и четыре женщины. Все они были в удобных светлых одеждах, подпоясанные широкими поясами. Наставники внутри улыбались нам, но их лица были спокойны и ничего не выражали. Я, привыкший к мужскому воспитанию, не ожидал увидеть такого количества женщин среди наставников. Мне повезло, считал я, что старшим нашей группы был назначен Миор. Высокий и стройный с каштановыми волосами, в которых присутствовали золотистые пряди, он выглядел моложе своих лет, излучая всем своим видом спокойствие и силу. Миору исполнилось больше ста эйнов. Он был лет на сорок старше отца.

Наставник представил двух помощников и обратил наше внимание на необходимость и обязательность внимательно слушать и выполнять все то, что они нам скажут. С этого дня началось мое обучение в начальной группе в одной из лучших школ под руководством Миора.

Группа, в которую я был определен, состояла из юношей и девушек, прибывших со всех территорий свободнорожденных. Всего нас было двадцать четыре элта: двенадцать девушек и двенадцать юношей. В этой компании я проучился двенадцать лет до своего совершеннолетия. Из всех моих сверстников выделялся Эрн Стаг, юноша с каштановыми волосами и постоянно непроницаемым лицом. Лидер и душа компании, он был сыном поселенца из приграничных территорий. Мы даже успели с ним подраться, но после выяснения отношений Эрн стал моим лучшим другом. Жизнь переплела наши судьбы и после школы.

Среди всех девушек в нашей группе своим нравом и диковатой красотой выделялась Шиита. Она была больше похожа на мальчишку с нетипичными для девушек темно-коричневыми волосами, большими голубыми глазами, из которых так и брызгал смех. Шиита привлекала всеобщее внимание. Иногда ее глаза метали молнии, а руки часто сжимались в кулаки, и она по-мальчишески разбиралась со всеми ей не понравившимися. В такие минуты я сомневался, что передо мной девушка – она ни в чем не уступала никому из юношей. Шиита была лучше, умнее и сильнее любого. Она и Эрн были лидерами в нашей группе, которые стоили друг друга.

Наше обучение протекало на фоне событий, которые в той или иной мере были связаны с войной. Силы конфедерации прорвали фронт и наступали на всех направлениях. Они были остановлены ценой жизни многих свободнорожденных, но мы не видели ужасов войны. Ученикам до пятнадцати лет не разрешали смотреть боевые действия без соответствующего сопровождения. Таков был закон. Психика ребенка не должна была испытывать нагрузок, к которым она не готова.

На протяжении первых пяти лет обучения я редко видел отца. Ко мне в школу иногда приходили мать или старший брат. Отец смог зайти лишь два раза. Половину времени, выделенную для встречи со мной, он провел в обществе Миора и других учителей, рассказывая им о ситуации, складывающейся на фронте. Учителя и так были в курсе новостей, ведь на экранах каждый день мелькали сводки с мест сражений, но послушать непосредственного участника событий было для них важнее.

Война оставила неизгладимый след на лице отца – оно стало строже и суше. Этот элт, закаленный в боях, в нашей школе казался мне пришедшим из другого мира, о котором я ничего не знал.

В свой последний приход к нам в школу отец был необычайно весел. Внутри он расправился и выглядел сильным и уверенным, как всегда. Он опять долго говорил с Миором, а после взял меня на день с собой. Мы пошли прогуляться по округе, заглянули в школьный сад. Отец был оживленным более чем обычно. Причину его такого поведения я понял позже. Сейчас же отец своим баритоном, в котором прослеживались одновременно доброта ко мне и усталость после боевых действий, расспрашивал меня об обучении.

– Как идут твои занятия, Эд? Тебе нравится учиться в школе?

– Да, отец. Здесь сильные элты и много интересного. Мы изучаем разные дисциплины, но это только начало. Нас подготавливают к более серьезным занятиям. Воинское дело мы только начинаем осваивать. Нас не допускают к более серьезным вещам. А мне так хочется научиться тому, что умеешь ты.

– Ничего, сын. Твои наставники – опытные учителя, они знают, что делают. Не спеши. Если захочешь, то воином станешь. У тебя, сын, свой путь. Он не должен быть похожим на мой. Возможно, тебе предстоит испытать больше, чем мне. Поэтому учись настойчиво. Миор сказал, что пока к тебе нет серьезных замечаний.

– Ты знал его раньше?

– Да. Он был командиром специального подразделения, в которое я прибыл по направлению, как только закончил школу.

– Миор тоже воин?

– Больше чем воин, Эд. Ты многому можешь научиться у него. Миор очень многое повидал и знает жизнь.

– А Зиагаард?

– Кто же из воинов не знает Зиагаарда? Было время, когда он командовал фронтом. С ним связаны самые значительные наши победы.

– Почему он ушел?

Отец нахмурился и посмотрел на меня. После рассмеялся.

– Я не буду тебе ничего говорить по этому поводу. Ты сам для себя должен со всем разобраться. Наблюдай, учись анализировать, обобщать и делать выводы. Тогда тебе станет понятно многое. И, главное, за это ты никому ничего не будешь должен. А у Зиагаарда много врагов.

Сказанное отцом меня сильно удивило. После некоторых раздумий я выразил свою готовность поддержать учителя.

– Зиагаард – гордость нашей школы. Мы все, ученики и учителя, за него горой. Мы уничтожим его врагов. Их злоба бессильна перед ним и его умом. Все, что они предпринимают против него, обернется против них.

Отец только глубоко вздохнул.

– Если бы было так, то многое происходило и складывалось бы по-другому, – закончил наш разговор отец.

На прощанье отец обнял меня, чего не делал никогда, поправил волосы, сбившиеся на моей голове, и сказал:

– Мой меч ждет тебя. Он достанется тебе. Учись, сын, и набирайся сил, они тебе понадобятся.

Пожелав мне быть сильным, отец направился к боевому лерфу, ожидавшему его за территорией школы. Когда лерф исчез в дрожащем воздухе, я понял, что должно произойти что-то непоправимое. Чувство тревоги быстро прошло, и я пошел заниматься обычными делами. Тогда я не знал, что это была последняя моя встреча с отцом.

Школа была государством в государстве и имела свой замкнутый цикл различных производств. Ученики сами обеспечивали себя продуктами. Все, что нам было необходимо из еды, выращивалось здесь же, на прилегающих к школе территориях. Возделывание земли и выращивание различных культур было обязательным для каждого из нас. Хотя мы могли не делать этого сами. Созданные посредством генной инженерии биоты справлялись с земледелием лучше нас.

Биоты – это существа, чьи физические тела похожи на наши, как две капли воды, только ростом они чуть меньше, чем мы. Но учителя в вопросе нашей работы на земле были принципиальны. Если у кого-то из нас не набиралось необходимых часов, проведенных за возделыванием почвы и выращиванием различных культур на школьных участках, в парниках, в садах, то они не допускались к сдаче других дисциплин.

Такое трудовое воспитание укрепляло нас из знания того, что пища, выращенная своими руками, полезнее всего для здоровья. Поскольку в нее закладывается энергия нашего труда, а ценнее этого для нас не было ничего. Такая пища придавала силу, а обладать силой и быть сильными, было для нас превыше всего.

Наше воспитание строилось с детских лет таким образом, чтобы мы с первых шагов становились и были сильными. Сила нужна была для того, чтобы отстоять свою свободу в условиях постоянного натиска империи. Этому была подчинена вся наша жизнь от первого шага до последнего вздоха. У каждого из нас не было никакой другой обязанности перед самим собой и обществом, кроме как становиться сильным. Сильных уважали. Тех, кто не хотел этому обучаться и не становился сильным, изгоняли из наших территорий.

О силе я подробнее расскажу позже. Сейчас же коснусь нашего календаря. Все обучение велось и строилось согласно сезонам и временам года. К каждому времени года и к проживанию в нем у нас было сформировано свое отношение. Оно основывалось на том, что в условиях Земли каждое время года было предназначено для определенного вида деятельности. Каждый сезон и месяц, каждый день были предназначены для того, чтобы в течение этого времени, в сложившихся условиях максимально развить и наработать в себе то, чему они наиболее благоприятствовали. Начну с весны.

Весну мы называли кейла. Это время роста и восхода силы, время обновления и новизны. Весна несла в себе силу пробуждения, роста и обновления Земли, которая восходила в ней вместе с поднимающимся Солнцем. Оно нарастало и прогревало Землю и ее энергии. С самого начала весны мы постепенно активизировались и интенсифицировали обучение. Если почти всю зиму мы отдыхали, работали в ослабленном режиме, то весной обучение форсировалось с началом занятий на природе. Считалось, что у того, кто упустит начало весны и скомкает старт, весь год пройдет мимо. Весна, как правило, была началом всех дел. Перед ней у нас был праздник Роал, или Новый год. В это время десять – двенадцать дней мы отдыхали и набирались сил. Занятия проводились только в утренние часы.

После Нового года, в начале весны, мы отмечали день силы роста и день Земли. Эти праздники обычно совмещались в один. За ними следовал праздник силовых всходов, когда молодая зелень появлялась сама, без сопровождения ее роста искусственными оболочками. В конце весны, на ее стыке с летом, мы отмечали день нарастающей силы Солнца. За ним наступало лето или илан.

Лето считалось у нас временем набора силы и активных действий в овладении учебными дисциплинами. Мы наращивали обороты в учебе, закрепляли и оттачивали навыки, развивали то, чему обучались весной. Все полученное нами осваивалось, осмыслялось и доводилось до совершенства в овладении. К осени мы должны были созреть и показать, чему мы научились с начала года, поэтому мы активно обучались, делая небольшие перерывы. Занятия проходили с раннего утра до полудня и ближе к вечеру. Днем мы отдыхали в тени деревьев.

Осень, или элат, была порой, закрепляющей все то, задел чему был положен весной, развит и продолжен летом. Мы все больше оттачивали и шлифовали навыки в овладении предметами и утверждались в этом, приходя ко всё большей устойчивости и силе в них, выводя овладение на новый качественный уровень и закрепляя наработанное. У нас считалось, что без устойчивого навыка в овладении чем-либо нет и не может быть мастерства. Осень ко всему прочему была еще порой обретения устойчивого навыка в овладении силой. Самым большим праздником этого времени года был день сбора урожая, проходивший в начале осени. В конце осени, перед самыми холодами, когда еще было тепло, мы отмечали день утверждения в своей силе, соревнуясь в силе и ловкости. Осенью большинство пар создавали семью.