Книга Terra Insapiens. Книга первая. Замок - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Александрович Григорьев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Terra Insapiens. Книга первая. Замок
Terra Insapiens. Книга первая. Замок
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Terra Insapiens. Книга первая. Замок

Картина дышала жизнью. Артур не помнил, был ли он в своей прежней жизни в Лувре, видел ли он оригинал, но от этой картины он не мог оторвать глаз. На несколько секунд она просто поглотила его.

– Это гордость моей коллекции.

Хозяин всем своим видом излучал эту гордость.

– Об этой картине существует фамильное предание. Будто бы мой прадед организовал кражу «Джоконды», самой известной картины гениального Леонардо. Если помните, это было в 1911 году. Картину потом нашли и вернули в Лувр. Но фамильное предание гласит, что в Лувр вернулась копия, а оригинал великого Леонардо перед вами.

– Возможно ли это?.. Подделка, конечно, была бы определена экспертами живописи.

– Мой прадед был неглупый человек, он сделал всё возможное, чтобы подмена не была обнаружена. Как известно, «Джоконду» Леонардо рисовал на деревянной доске. Для копии мой прадед нашёл подходящую доску картины того же времени другого, менее именитого, художника. На картине была изображена известная библейская сцена: что есть Истина? Опытный художник-копиист тщательно соскоблил изображение и на чистой доске нарисовал копию «Джоконды». Понимаете? Он делал копию с уже украденной картины. Они стояли у него в мастерской рядом – шедевр Леонардо и шедевр Пьетро Гримальди, так звали художника, сделавшего копию. Художник пользовался такими же красками, какими пользовался Леонардо, и сумел искусственно состарить свою копию. Так что на невооружённый взгляд даже самый прожжённый знаток живописи не смог бы отличить их.

– Как-то это слишком романтично, чтобы быть правдой.

– Что есть Истина, мой друг! Что есть Истина!

– Впрочем, предание на этом не заканчивается, – продолжил рассказ Хозяин. – Прадед мой был человек скупой и не заплатил Пьетро тех денег, которые обещал. Сказал, что копия сделана плохо и любой профессионал сразу отличит подделку. Художник смертельно обиделся и нашёл способ отомстить за унижение. Он под каким-то предлогом вывел заказчика в соседнюю комнату, а мальчишке-слуге тихо, на ухо, приказал сложить и связать обе картины вместе. Когда же мой прадед, забирая картины, возмутился – «зачем ты это сделал?!» – художник ему холодно ответил – «такому профессионалу, как вы, не составит труда отличить подлинник от подделки!»

– Вернувшись в свой замок, прадед поставил обе картины рядом и долго смотрел на них, но так и не смог отличить одну от другой. Отойдя на некоторое расстояние, ему показалось, что одна картина всё-таки смотрится живее. Он остановил свой выбор на ней, а другую приказал отвезти в Италию, где её потом и нашла полиция.

– Но сомнение поселилось в его сердце и причиняло ему боль. Он вдруг вспомнил, что выбрал картину, стоящую ближе к окну, и, значит, она была лучше освещена и это делало её живее. Говорят, что мучительные сомнения повредили окончательно его рассудок, так что история повторилась. Его сын, мой дед, был вынужден запереть своего отца в Замке до конца его дней.

– Всё-таки мне с трудом верится в эту легенду! – позволил себе усомниться Артур.

– Ваше право… Мне же доставляет удовольствие верить в неё… Но вернёмся в кабинет и продолжим наш разговор.


Они проследовали обратным путём, через столовую, где Офелия убирала посуду. Зайдя в кабинет, Хозяин снова уселся в кресло и закурил сигарету. Посмотрел на Артура и сказал, отгоняя рукой дым:

– Знаю, что вредно. Но не могу себе отказать в удовольствии.

Он откинулся в кресле и продолжил:

– Так вот – давайте определимся с вашим статусом. Пока не восстановится ваша память, вы останетесь в Замке. Это в ваших же интересах. У вас будет больше свободы, чем у остальных обитателей Замка. Но выходить с первого уровня я вам пока не разрешаю.

Он затянулся и выпустил дым в сторону. Положил сигарету в пепельницу и затушил.

– У нас большой фруктовый сад, погуляйте по нему, погрейтесь на солнышке, почитайте книжки. В общем, отдыхайте и поправляйтесь. Признаюсь, у меня есть на ваш счёт некоторые планы, но говорить об этом преждевременно. Всё будет зависеть от того, как быстро пойдёт ваше выздоровление.

– Но я здоров! Рана на голове заросла и не тревожит меня. Могу я хотя бы прогуляться по берегу?

– Не торопитесь, мой друг. Всё в своё время. Не забывайте, что я доктор, и мне видней, что больному можно, а чего нельзя.

– Но говорю же вам – я здоров.

Хозяин серьёзно посмотрел на него и сказал:

– Все так думают. Здесь нет ни одного, кто считает себя больным… Кстати! Я не спросил вас – верующий ли вы человек?

– Я не знаю…

– Ну вот, видите! Вы даже этого не знаете. Так что, дорогой мой, слушайтесь доктора и выздоравливайте. У вас есть время. Корабль придёт только через месяц. Наберитесь терпения.

Хозяин встал, показывая, что аудиенция закончена.

Артур тоже поднялся, слегка поклонился, и пошёл на выход. Он спустился по лестнице. Дверь на первый уровень щёлкнула, пропуская его. Он не хотел идти в комнату, хотя уже был вечер. Сел на скамейку во дворе и задумался: «верующий ли я человек?» Просидев так полчаса, он почувствовал прохладу и пошёл в комнату. Лёг на кровать и открыл книгу.


«Если верить Гесиоду, вначале был Хаос и Хаос был пустотой. Таково было изначальное значение этого слова, которому потом зловредные англичане придали совсем иной смысл. Из Хаоса родились первые Боги – бог Неба Уран, богиня Земли Гея, бог подземного мира Тартар и другие. Первые боги породили титанов, которые, свергнув Урана, устроили первый в истории государственный переворот и захватили власть. Урана сменил Кронос и вновь история повторилась. Порождённый им Зевс, свергнул папашу и воцарился на Олимпе.

Впоследствии количество богов множилось и множилось, и доходило до того, что, если верить Петронию, в иных местах легче было встретить богов, чем людей.

С этим надо было что-то делать. Седой Авраам, задумавшись, резонно решил, что хозяин в доме должен быть один. Сказано – сделано. Иегова был суровый, деспотичный отец. Всё прощалось ему за то, что он был Отец – создатель мира и человека. Суровый еврейский Бог грозно дунул на северо-запад, и мощным порывом ветра унесло с Олимпа всех античных богов. Канули они в Лету и на страницы книг «Герои и мифы Древней Греции». Началась новая эра в жизни человечества.

Поначалу всё шло хорошо, но мешала одна закавыка. Иегова был еврейским Богом и всегда подчёркивал это. Что же делать остальным народам Земли, которым не повезло родиться евреями? Эту проблему решил Сын Человеческий, а, точнее, его самый ярый, сначала гонитель, а потом сторонник, – апостол Павел. «Нет ни эллина, ни иудея» произнёс он, и все народы облегчённо вздохнули: ну наконец-то! После этого пошло всё, как по маслу. За три-четыре столетия новая вера покорила себе полмира. Только арабы, всегда не любившие евреев, никак не хотели признавать, что у них с евреями может быть что-то общее, тем более общий Бог. В итоге они всё-таки нашли своего Бога, и в мире воцарилось прочное двоевластие. Были, конечно – далёкий Китай и чуть менее далёкая Индия, но это иные, замкнутые в себе, цивилизации, никогда не претендовавшие на посторонний мир».


Книга выпала из рук Артура, когда он заснул.

Четвёртый день.

Опилки под ногами.


После завтрака Паскаль с Артуром прогуливались по двору. Паскаль рассказывал про замковые порядки. На острове Хозяин ввёл своё летоисчисление – от создания Замка. На момент пришествия Артура идёт двухсотый год замковой эры. Дни недели, месяцы и времена года отменены.

– Так что – сказал Паскаль – сегодня 360-й день 200-го года. На днях намечается торжественное празднование двухсотлетия Замка. Будет представление, музыка и праздничный обед.

– А что за представление?

– Хозяин поручил Поэту и Сократу сделать в монастырском саду небольшую постановку на античную тему. Поэт загорелся и привлёк всех к участию в ней. Он и тебя привлечёт.

Как-то незаметно и естественно они перешли на «ты».

– А почему сад называется монастырским?

– Так его монахи посадили. Тут одно время монастырь был.

Артур удивлённо склонил голову.

– Да! Один из хозяев Замка ударился в религию и привёз сюда кучку монахов. Да только не прижились тут монахи.

– Почему?

– Не знаю – правда или нет? Говорят, изгнал их призрак старого графа. Ага, того самого, который здесь в склепе похоронен.

– И как он их изгнал?

– Ходил по ночам, монахов пугал, палкой стучал по окнам и дверям… Они уже, что только не делали – и святой водой кропили, и молитвы читали – ничего не помогало. А когда однажды с верхних окон прямо аббату на голову полетел, извиняюсь, ночной горшок, тут у них терпение кончилось, собрали они свои пожитки, прокляли этот бесовский Замок и уплыли на большую землю.

Артур рассмеялся. Паскаль улыбнулся и продолжил.

– А чем у нас не монастырь? Монастырский сад есть. Кельи есть. Аббат – он кивнул наверх – есть, проповедник есть, верующие есть. Правда, вера у всех разная, верят все во что попало.

Артур обернулся вокруг себя, оглядывая Замок. Паскаль тоже задрал голову.

– Замок не такой уж и маленький. Здесь есть и четвёртый уровень – подвальный. Это владения Демона. Он хотел жить под землёй, он своего добился.

– Кто такой Демон?

– Ты ещё не встречался с ним? О, это страшный человек, держись от него подальше.

Паскаль приблизился к Артуру и стал говорить тихим голосом.

– Он прибыл сюда два года назад, когда здесь, кроме Хозяина с семьёй, жили ещё два врача, две медсестры, а также повар и электрик. Я тогда подружился с одной из сестёр, и она мне рассказала историю Демона.

Он чуть-чуть помолчал и продолжил.

– На большой земле его судили за преступление, ему грозило пожизненное заключение в тюрьме строгого режима. Но он так талантливо изображал сумасшествие, сумел обмануть две врачебных комиссии, и его отправили в нашу больницу.

– Почему сюда?

– Отсюда никто никогда не сбегал. «Shutter Island» – это для Голливуда. Здесь всё проще и надёжней. Океан охраняет нас лучше сотни охранников с карабинами наперевес.

– И что было дальше?

– Поначалу он был на тех же правах, что и все остальные. Но он очень хитёр. Он сумел понравиться Хозяину, брался за любую работу. Человек он способный и работящий. Хозяин сначала назначил его старшим, дал ему определённую власть над остальными. Тот быстро навёл порядок – прекратил вольницу и гуляния по ночам, разогнал всех по комнатам. В это время уволился повар, не все выдерживают жизнь на безумном острове. Демон и тут предложил себя. Так он спустился в подвал Замка. Когда ушёл электрик, он и его работу прибрал к своим рукам. Хозяину это было выгодно – не надо тратиться на зарплату наёмным работникам. Так постепенно весь подвальный уровень оказался в руках Демона. Он и жить перешёл туда. Поднимается только, если надо навести порядок.

– А что он совершил там – на большой земле?

– Его судили по двум статьям: похищение людей и причинение вреда здоровью. Было ещё обвинение в убийстве, но оно не было доказано. Он похищал людей, превращал их в своих рабов, заставлял их рыть тоннели и комнаты в подвале своего дома. Он хотел создать свой подземный город, где он будет властителем – своё царство Аида задумал построить он. И вот когда его подземный город уже насчитывал два десятка жителей, его фортуна закончилась. Одному из рабов удалось бежать, и Демона арестовали.

– Как же Хозяин мог доверить власть такому преступнику?

– А ты хорошо знаешь Хозяина? Что по мне, так два сапога – пара. Он тоже держит нас за своих рабов. Только не заставляет рыть землю. Остров – его царство, и он так же, как Демон, упивается властью.

– А куда делись врачи и сёстры, тоже уволились?

– Хозяин их сам прогнал. Врачи, честно говоря, пьянствовали напропалую, благо медицинского спирта было в достатке. А однажды устроили пьяную драку, не поделив вторую медсестру. Она гуляла с обоими, ну это и закончилось мордобоем. Хозяин объявил, что лечить тут некого. Все, мол, неизлечимые, а, значит, врачи ему не нужны. Выгнал всех к чёртовой матери. К этому времени он уже положился во всём на Демона, тот стал фактически его правой рукой.

– Как же Демону удаётся справляться со всем хозяйством?

– Силища в нём немереная. Да и помощников он себе нашёл. Садом Андрон занимается. Адам ему по технической части помогает.

– А кто такой Адам?

– О-о! Это замечательный человек. Только год он у нас, а мне уже как родной отец. Тебе обязательно надо с ним познакомиться.

Улыбнувшись тепло, продолжил:

– Он называет себя – «Последний человек». Говорит, что прибыл из будущего. Не знаю, так ли это, но то, что он человек особенный – несомненно. Последнее время он занят работой. У него мастерская за пределами Замка. Там он сейчас и ночует. Хозяин поручил ему починить второй дизель-генератор.

Нагулявшись, они уселись за столом в центре двора возле «Мыслителя».

Артур попросил:

– Расскажи мне о Сокровенной книге.

Паскаль посерьёзнел и сжал губы.

– Кто тебе сказал?

– Хозяин что-то такое говорил.

– Небось, смеялся надо мной? – он вопросительно посмотрел на Артура.

– Нет… Хотя называл тебя сумасшедшим.

Паскаль вздохнул и ещё посерьёзнел.

– А кто не сумасшедший? Каждый верит во что-то, что при честном размышлении можно назвать безумием. Просто есть разрешённое безумие и запрещённое.

Он махнул рукой куда-то в сторону, где за Замком и океаном лежит большой мир.

– Там ведь не меньше сумасшедших, чем здесь. Всё зависит от того, что назвать сумасшествием, и, главное – кто будет называть? Верить в непорочное зачатие, Страшный Суд и чёртиков – это нормально. А верить во что-то иное – это безумие.

Он опустил голову.

– Не знаю, может я какой-то неправильный… Я с детства пытался понять этот мир. И больше всего меня поражало то, что другим это не нужно. Мои друзья по школе… – он пожал плечами – Наверно, и они когда-то задавались вопросами. Но быстро находили какой-то приемлемый ответ, и успокаивались на этом. Они очень легко принимали на веру всё, что им говорили взрослые – ведь взрослые всё знают!

Паскаль поднял голову и посмотрел на Артура.

– А взрослые не всё знают. Они также в своё время приняли всё на веру, успокоились и занялись более важными делами – карьерой, бизнесом, личной жизнью.

Он поднялся и взмахнул рукой.

– Пойдём ко мне, я тебе покажу.

Они пошли в комнату Паскаля.

Войдя в комнату, Паскаль подошёл к столу и включил ноутбук. Артур, чуть не споткнувшись о валявшийся на полу мяч, взял второй стул и сел рядом.

– Твой ноутбук? – спросил он.

– Нет, откуда? Мой остался там, – Паскаль кивнул куда-то, видимо, в сторону далёкого дома. – Это мне Ева свой подарила. Представляю, как злился Хозяин. Но одного у него не отнять – он любит дочь, и многое ей позволяет.

Он запустил какую-то программу и на экран посыпались слова. Это был какой-то сумбур, лишённый смысла. Паскаль напряжённо смотрел, меняя что-то в настройках.

– Не могу понять алгоритм.

– Алгоритм?

– Алгоритм шифрования… У меня ощущение, что он должен быть прост. Самое важное всегда просто. Сложность – это признак заблуждения. Как там, в бритве Оккама: не надо умножать сущности сверх необходимого.

Он откинулся на стуле, глядя в экран. Слова сыпались, слагались какие-то фразы, моргали какие-то предупреждения. Паскаль захлопнул крышку ноутбука и посмотрел на Артура.

– Я нашёл Сокровенную Книгу, но никак не могу её расшифровать.

Он встал и прошёлся по комнате. Артур ждал, когда он продолжит. Видно было, что Паскалю надо высказать всё, что накопилось внутри.

– Вспоминая сейчас своё детство, я понимаю, что всегда искал её. Мудрую книгу, которая мне всё объяснит. После которой не останется вопросов. Станет понятен удивительно простой и светлый замысел Творца. Помню, как я обрадовался, впервые прочитав Евангелие от Луки. Мне казалось – вот она. Эта книга. Но потом я стал читать Ветхий Завет… и это ощущение пропало. Не то… Не то!

Он сел на кровать, но снова вскочил.

– Потом я увлёкся наукой. Но постепенно понял – наука всё больше сливается с фантастикой. Пытаясь пробиться к основам бытия, к точке сингулярности, к субатомным уровням; залезая в кварковые дебри и дёргая за многомерные струны, наука впадает в фэнтезийную беллетристику. Речь уже не идёт о доказательствах, они здесь и невозможны. Читая очередной опус популяризатора физики о том, что происходило между 10-43 и 10-37 секунды от Большого взрыва, мне хочется ему посочувствовать, как любому слабому на голову человеку.

Он ходил по комнате из угла в угол.

– Попытки найти абсолютную истину похожи на процесс вычисления иррационального числа. Ты можешь записать миллионы знаков числа Пи, но никогда не получишь окончательный ответ. В этом число Пи похоже на мир – оно постигаемо, но непостижимо.

Он бросил взгляд на Артура.

– Знаешь, где лучше всего можно что-то спрятать?

– Где?

– На виду. На самом видном месте. Только надо назвать это по-другому, и тогда никто не поймёт, что самое ценная вещь в мире всегда была у тебя под рукой, пока ты блуждал по чужим странам, рыл землю, нырял в океан, искал клады – самое ценное всегда лежало у тебя на виду.

– И что же это?

Паскаль подошёл к нему, Артур встал со стула. Их лица почти соприкасались, он ощутил дыхание Паскаля. Глядя Артуру прямо в глаза, он сказал:

– Сокровенная Книга зашифрована в числе Пи.

Он не отводил взгляда. Артур почувствовал озноб.

– Почему Пи?

Паскаль отошёл.

– Потому что это не случайное число. Это одна из немногих физических констант, определяющих наш мир. В этих константах скрыта суть мира. Если б они были другими, и мир был бы другим.

Он направился к двери.

– Пойдём на воздух!


– Мы из того поколения, которое родилось с ноутбуком в руках, – выйдя на «воздух» увлечённо рассказывал Паскаль. – Компьютерный мир называют виртуальной реальностью. Но для нас это не так. Для нашего поколения это уже такая же реальность, как и мир за окном. Я заметил, что слово «виртуальная» теряет свой изначальный оттенок «не подлинности». На наших глазах возникает новый мир, новая реальность. Это похоже на то, как если бы открылось иное измерение мира. Очень скоро появятся науки, изучающие мир интернета, на тех же правах, как науки, изучающие «реальный» мир. Будут изучать историю интернета, законы интернета, археологи будут рыться в интернет-завалах, раскапывая черепки разбитых душ и острые наконечники язвительных стрел, оставшихся на полях интернет-баталий.

– Когда я увлёкся программированием, – он повернулся к Артуру, – я задумался о том – чем виртуальная реальность отличается от привычной реальности мира? Не является ли квантовая картина мира прямым намёком на дискретность мироздания, что свойственно виртуальным мирам? Быть может, Бог – это суперкомпьютер, а мир – его операционная система. Мир виртуален. Виртуальность не противоположна реальности, она и есть реальность. Если засунешь руку в огонь, получишь ожог. Если посмотреть исходник операционной системы, ты найдёшь там что-то вроде: «IF рука&огонь THEN ожог».

Артур вспомнил про найденный клочок бумаги и улыбнулся. Паскаль продолжал.

– Мир познаваем, но не может быть познан. Наверно так и должно быть. Малое не вместит в себя великое. И никакая замкнутая в себе система не может быть познана изнутри – только извне. Человеку недоступны абсолютные истины, абсолютное знание. Его понимание мира всегда будет некой теоретической выдумкой, единственным требованием к которой будет приближённое соответствие непостижимой реальности. Это похоже на попытку нарисовать круг, рисуя многосторонние многоугольники.

Артур пожал плечами.

– Надо просто принять как данность, что Истина недоступна нам, и научиться жить с этим.

Паскаль понимающе улыбнулся.

– Сразу видно нормального человека… Что ты делаешь здесь? Тебе туда! – он кивнул головой в сторону. – Там всегда поступают так. Там давно научились жить с этим… А я не научился.

Он встряхнул головой.

– Мы с моим приятелем, тоже программистом, обсуждали одну компьютерную игру. Он мне объяснял, что общего между компьютерной игрой и жизнью.

– «Жизнь это игровой квест с неизвестным заданием, – говорил он. – В игре обычно тебе даётся задание, ты его выполняешь, тебе говорят: «Молодец! Получи конфетку и переходи на новый уровень». В жизни не так. Ты помещён в какую-то игру, но никто не дал тебе задания. Ты не знаешь – что от тебя требуется, что ты должен сделать, чтобы перейти на новый уровень. В этом прелесть и трудность жизненной игры. Конечно, ты можешь смотреть на окружающих, пытаться подражать тем, кто тебе по душе, но это не гарантирует результата. Ты будешь делать то, что тебе нравится, а не то, что должен. Главное в жизненной игре – понять, что от тебя требуется. Представь, что твоя жизнь – компьютерная игра. Вот как бы ты определил свою цель в этой игре?

– Иди туда, где много врагов. Начни драку, победи их всех. Они наверняка охраняют то, что тебе нужно для перехода на новый уровень, – сказал я.

– Это путь воина. Но если от тебя требуется совсем иное? Может быть, ты должен был исследовать мир и найти потайную дверь, которая проведёт тебя на другой уровень. Это путь разведчика. Или ты должен был сложить паззл из кусочков, попадавшихся тебе на пути, и понять – что ты должен сделать. Это путь мудреца.

– Пожалуй, ты прав. Но игру можно переиграть, ты можешь выбрать любой из этих путей. Если он окажется неправильным, что ж, в следующей игре ты выберешь верный путь. А в жизни что-то переиграть уже невозможно».

– Вот так мы с ним побеседовали, а я серьёзно задумался: может я действительно в компьютерной игре? Какой же путь мне выбрать? Чтобы не ошибиться?

– Ну и что же ты решил? – спросил Артур.

– Я бродил по миру в поисках тайных знаков на стенах, на лицах, на небе. Я искал подсказку, я читал книги, много книг. Пока не понял, что это тупиковый путь. В мире много людей, много книг. Но люди… Хорошо, если они знают своё предназначение. Но моё они мне точно не скажут. И книги тоже, расскажут тебе чьё-то решение, но не твоё. И тогда я решил найти Сокровенную Книгу. Прочитать её и понять своё предназначение в этом мире, в этой жизни.

Он обернулся, посмотрел на Артура.

– И я её нашёл.

Они помолчали. Потом Артур, пожав плечами, сказал:

– Я не понимаю, как связаны Книга и число Пи. Книга – это набор букв, число – это набор цифр.

– Ты живёшь в компьютерную эпоху. Должен знать, что каждая буква имеет своё числовое представление.

– Ну, хорошо. Если ты заменишь числа буквами по какой-то кодовой таблице, ты получишь бессмысленный набор букв, абракадабру.

– Смотришь в корень. Я долго шёл по этому пути, использовал разные позиционные системы счисления для расчёта числа Пи. Но потом понял, что это тупик. Числа не могут соответствовать буквам алфавита, ведь тогда Книга будет привязана к одному языку. Было бы странно, если бы Книга была написана на английском или русском языке. Тогда я подумал – что связывает все языки? Что является для них общим?

Он смотрел на Артура, ожидая ответа.

– Слова? – предположил Артур.

– Именно! Слова во всех языках произносятся и пишутся по-разному, но означают одно и то же. В последовательности цифр числа Пи зашифрованы не буквы, а слова.

– Но тогда надо знать словарь Бога, – улыбнулся Артур. – Слова, может быть, означают одно и то же (это ещё, кстати, большой вопрос), но словарный запас у разных народов разный.

Паскаль озабоченно вздохнул.

– Я пробовал подключить английский, русский, французский, немецкий словари. До китайского я не дошёл. Как-то трудно мне представить Господа китайцем. Сорри, за не толерантность.

Артур улыбнулся.

– А, может, у Бога свой словарный запас, какой-нибудь ангельский язык. И ты не сможешь прочитать Книгу, не зная его.

– Значит, я обречён. Это ведь ещё мучительней – держать сокровище в руках, и не мочь воспользоваться им. Но у меня есть кое-какие идеи. Слова, даже если их в словаре много, всё равно должны повторяться. В связной речи всегда есть повторяющиеся слова – личные местоимения, наиболее часто используемые глаголы и так далее. Вот сейчас я ищу такие повторы в теле числа Пи. Проблема в том, что это опять зависит от системы счисления. А перебрать их все – задача непосильная. Представляешь, если в словаре Бога миллион слов! Это надо рассчитать число Пи в миллионотиричной системе счисления.

Артур не выдержал и засмеялся.

Паскаль посмотрел на него непонимающе, но потом тоже засмеялся.

Отсмеявшись, Артур спросил:

– Значит, ты считаешь, что мир виртуален? Как в фильме «Матрица»?

– «Матрица» – это комикс для тинейджеров. Всё гораздо глубже, без спецэффектов и красивой картинки.


Вдруг Паскаль куда-то посмотрел. Артур проследил его взгляд и увидел Андрона, который, махая рукой, подзывал их к себе.