Интеллект-карта (карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта) – это инструмент визуального отображения мыслей, задач, концепций или идей, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать имеющуюся информацию.
Данный способ организации рабочего процесса очень подходит творческим людям, которые имеют неординарные способности или отличаются оригинальностью мышления и креативностью. При этом стоит иметь в виду, что далеко не все творческие личности готовы выставлять напоказ результаты своего творчества или хотя бы просто делиться своими креативными идеями.
Вот почему составить интеллект-карту можно предлагать абсолютно любым сотрудникам вне зависимости от того, успели они зарекомендовать себя как творческие личности или нет. Не забывайте: одно простое действие может невзначай привести к тому, что работник раскроется с самой неожиданной стороны.
Каким образом составляется интеллект-карта?
В центре карты записывают цель, задачу или проблему, а по краям – все идеи, которые придут в голову. В итоге получается визуальная презентация собственного мозгового штурма – блок-схема, наглядно представляющая цель, ее основные элементы и взаимосвязи между ними.
В зависимости от цели, которая стоит перед создателем карты, существуют следующие виды интеллект-карт:
Схема. Классический древовидный формат иерархической структуры. Лучи расходятся из центра интеллект-карты (основной проблемы), образуя своеобразные ветви.
Структура. Основную цель помещают вверху интеллект-карты, которая в зависимости от определенного количества значимых элементов делится на пункты, под которыми пишут необходимые подпункты.
«Рыбий скелет», или диаграмма Исикавы. По форме напоминает собой скелет рыбы. Главная мысль интеллект-карты – это голова, а от хребта в разные стороны, как небольшие косточки, отходят второстепенные пункты.
Таблица. Вариант можно использовать, например, для сравнения достоинств и недостатков каждого из вариантов решения.
Метод «подумать «об» представляет собой «пользование» чужими мозгами при дружелюбном, доверительном общении и обмене информацией и состоит из следующих этапов:
1) рассказать о своей проблеме;
2) выслушать идеи партнера и развить их, не критикуя;
3) при общении самостоятельно генерировать новые идеи;
4) не ждать, когда партнер вам подбросит интересные решения, а в общении нарабатывать различные варианты.
Методика «подумать «об»Чтобы мозг разных людей настроился на одну волну, во время коммуникации должно возникнуть доверие друг другу, а также появиться уверенность в чистоте помыслов. В результате образуется эмоциональная связь, некая связующая невидимая нить между заинтересованными сторонами.
Коммуникация – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д., передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому. И такой обмен идеями является двусторонним процессом – вы не лишаетесь своих идей, а ваш собеседник своих, вы взаимно обогащаетесь. Далее возникшие идеи совместно дорабатываются до наиболее оптимального варианта.
Как и в случае с мозговым штурмом, важно, чтобы участники данной методики были настроены на продуктивное сотрудничество и активное взаимодействие. Если человек априори является одиночкой и не привык делиться своими мыслями, более того, он считает, что обмен идеями с другими сотрудниками чреват интеллектуальным воровством и прочими негативными последствиями, скорее всего, данная методика ему не подойдет. Поэтому таким людям лучше всего предлагать индивидуальные мозговые штурмы и любые другие процессы, в которых они будут взаимодействовать исключительно с собой.
Умение пользоваться «чужими мозгами» приносит потрясающие результаты для формулирования нестандартных решений и позволяет находить выход из безвыходных ситуаций. Ведь если мозг одного человека способен хранить до 3 терабайтов информации, то чем больше людей участвуют в процессе общения, тем большей информацией все вместе располагают. Главное при этом не воспринимать обмен идеями и пользование «чужими мозгами» как преступление, а относиться к этому, как к способу повысить коллективную продуктивность!
Методика Уолта ДиснеяСчитается, что Уолт Дисней разработал эту методику для организации командной работы в ходе создания полнометражных мультфильмов. Превосходные идеи разбивались о стену критики сотрудников, пока однажды он не обратил внимания на то, как по-разному реагируют коллеги на его задумки. Одни восторженно развивали любую его идею, другие сразу начинали думать о возможностях ее реализации, а третьи своей беспощадной критикой разбивали задумку в пух и прах.
Уолт решил рассадить своих сотрудников по разным этажам.
На втором этаже были стены, на которых можно рисовать, и огромные окна, дающие панорамный обзор. Там сидели мечтатели – те, кто способны придумать нечто новое, необычное, грандиозное. Они могли часами создавать воздушные замки, но жесткая критика напрочь убивала их вдохновение.
На первом этаже, который был обустроен под обычное офисное помещение, Дисней посадил реалистов. Их задача состояла в том, чтобы переводить любую идею мечтателей в план реализации с составлением подробных смет требуемых расходов.
В полуподвальном темном помещении с маленькими окошками сидели критики, которые искали малейшие изъяны в проектах реалистов и никогда не пересекались с мечтателями.
Схема командной работы была такой: сначала мечтатели (визионеры) придумывали идею и отправляли ее описание реалистам. Те создавали проектную документацию, а затем передавали получившийся материал критикам, которые искали в присланных проектах любые возможные изъяны и описывали причины «почему это не сработает».
Все возражения критиков отправлялись обратно реалистам, которые дорабатывали проекты с учетом всех замечаний.
Внутри каждого из нас живут Мечтатель, Реалист и Критик. Одна из ролей часто бывает выражена сильнее остальных. Поэтому одни люди строят воздушные замки, никогда не приступая к реализации задуманного. Другие любят создавать четкие планы, а затем шаг за шагом последовательно продвигаются по направлению к цели, не испытывая никаких эмоций. А критиканов, которые во всем видят только недостатки, можно встретить везде. Любой проект может стать по-настоящему успешным, когда все эти персонажи слаженно работают над одной целью, добросовестно выполняя свои обязанности.
Данная методика позволяет побывать в каждой из трех ролей, живущих в одном человеке, или определить на каждую роль конкретного сотрудника.
Важно понимать, что один и тот же человек может исполнять разные роли в зависимости от ситуации и жизненных обстоятельств, а значит не стоит пытаться закрепить за конкретным работником одну роль раз и навсегда. В рамках данной методики сотрудники периодически должны обмениваться ролями, занимать разные позиции. Не забывайте о том, что человеческая психика очень адаптивна. И именно по этой причине в разные периоды жизнь мы можем исполнять самые разные роли и успешно справляться с каждой из них!
Как организовать рабочий процесс в рамках данной методики?
Можно поставить три стула, и для каждого назначить свою роль. Сидите на стуле реалиста – рассуждайте как реалист, на стуле мечтателя – мечтайте взахлеб, на стуле критика – критикуйте напропалую.
Можно просто написать названия ролей на листе бумаге, перемещать ручку на название соответствующей роли и последовательно перевоплощаться. Начинайте с роли Мечтателя. Нарабатывайте всевозможные идеи, невзирая на критерий реальности. Чем больше вариантов будет придумано, тем лучше. После этого можно переходить к роли Реалиста и сделать получившуюся картинку более реалистичной.
К примеру, можно разложить цель по критериям.
• Что необходимо сделать для достижения цели?
• Что необходимо сделать в первую очередь?
• Какие потребуются ресурсы для реализации этой идеи?
• Какие знания, навыки, способности понадобятся?
• Кто может помочь в достижении цели?
Реалист попробует скорректировать сроки или точнее описать ресурсы, которых сейчас нет. Но он никогда не скажет, что достижение цели невозможно.
Когда наброски стратегии будут составлены, можно переходить к роли Критика. Он давно заждался и нетерпеливо постукивает пальцами в ожидании, когда ЕГО, НАКОНЕЦ-ТО, УЖЕ СПРОСЯТ!
Дайте Критику возможность оценить идеи и всю стратегию.
• Какие есть изъяны и недоработки?
• Кому может не понравиться эта идея?
• Какие слабые места есть в данной идее?
• Что может остановить и кто может помешать достижению цели?
• Какие еще моменты не были учтены?
Далее вернитесь в позицию Реалиста. Взгляните на список, который составил Критик, и скрупулезно разберите каждый пункт с точки зрения Реалиста.
Внесите корректировки в план с учетом замечаний Критика.
Запишите все шаги и повторно пройдитесь по маршруту «Мечтатель – Реалист – Критик – Реалист».
Последовательно повторяйте эти действия до тех пор, пока у Критика не останется никаких возражений.
После этого взгляните на выбранные идеи будущей стратегии и объективно ответьте на вопрос: «Какой первый (и самый простой!) шаг по направлению к этой цели можно совершить уже сегодня?»
Для разработки стратегии решения задачи и определения способов ее решения предстоит сделать выбор и расставить приоритеты среди множества рассматриваемых вариантов, один из которых будет принят к реализации.
Оценка вариантовКак проверить, реальны ли предложенные идеи и сама стратегия?
Оценка вариантов выполнения задачи необходима, чтобы выбрать единственный лучший способ достижения цели – в этом состоит важность и одновременно сложность принятия управленческих решений.
Проанализировать потенциальные положительные и отрицательные стороны любого варианта можно с помощью фильтра принятия решений. Определение результативности и экономичности, оценка рисков и дополнительных возможностей позволяют сделать оптимальный выбор.
Фильтр принятия решений состоит из оценки:
1) результативности рассматриваемого варианта;
2) экономичности варианта с точки зрения затрат различных видов ресурсов;
3) рискованности предлагаемого варианта;
4) потенциальных возможностей при реализации решения.
Результативность рассматривается с точки зрения достижения поставленной цели или задачи, эффективности действий по выбранному варианту.
Экономичность оценивается по количеству затрачиваемых ресурсов, в том числе материальных или физических, необходимых для реализации данного решения.
Рискованность предполагает вероятность наступления неблагоприятных событий или последствий в результате принятия решения.
Дополнительные возможности означают появление новых направлений, потенциально положительных обстоятельств, которые будут сопровождать исполнение данного варианта решения.
Фильтр принятия решенийКаждый из предлагаемых вариантов подлежит анализу с точки зрения прогнозируемых результатов и предполагаемых последствий его реализации.
Выбор окончательного варианта решения задачи осуществляется после его оценки по всем вышеуказанным параметрам, каждому из которых присваивается балл от 0 до 5.
Пример 1. Вам нужно провести обучающий семинар среди сотрудников отдела управления персоналом, главный вопрос: кто будет вести встречу? Вариантов у вас несколько:
1) провести семинар самому;
2) делегировать проведение семинара своему заместителю.
Из представленных вариантов вы должны выбрать один, самый оптимальный. Рассмотрим оценку каждого варианта через фильтр принятия решений.
Самостоятельное проведение.
Вы не уверены, что сможете в полном объеме изложить теорию семинара. Вы волнуетесь, это тоже может сыграть в минус. Результативность – 4 балла.
С точки зрения затрат вариант абсолютно не требует финансовых вложений, он проводится в рабочее время, и работа с персоналом входит в ваши обязанности. Экономичность – 5 баллов.
При недостаточно полном изложении теории семинара могут возникнуть дополнительные вопросы, и понадобится больше времени, мероприятие может затянуться. Риски – 2 балла.
Бонусы от личного выступления: вы приобретаете опыт лектора, тренируете уверенность в себе и избавляетесь от страха публичных выступлений. Дополнительные возможности – 3 балла.
Делегировать проведение семинара заместителю.
Ваш заместитель обладает ораторскими способностями и умеет расположить к себе аудиторию, но в теоретических вопросах семинара он плавает. Вы не уверены, что слушатели поймут суть изложенного, в дебатах ваш заместитель справится с ответами на вопросы присутствующих, мероприятие пройдет удачно. Результативность – 2 балла.
С точки зрения затрат вариант не требует дополнительных материальных средств. Экономичность – 5 баллов.
Если семинар пройдет плохо, имидж вашей организации может пострадать, так как на нем будут присутствовать ваши клиенты. Риски – 4 балла.
Ваш заместитель изучает теорию и становится компетентнее в профессиональной сфере. Вы изучаете его способности к проведению подобных мероприятий и используете их в будущем. Дополнительные возможности – 3 балла.
Пропущенные через фильтр принятия решений варианты проходят анализ. Уже на первых этапах оценки результативности и экономичности ясно, что в равных финансовых условиях более эффективным будет вариант личного проведения семинара руководителем.
Если вариант прошел первый уровень оценки (результативность) и набрал более 3 баллов – он принимается, если нет – рассматривается второй уровень (экономичность), если вариант набирает более 3 балов – принимается, в противном случае он направляется на оценку третьего уровня фильтра (рискованность), после оценки рисков вариант либо принимается, либо исключается.
Оценка параметров варианта решения
Пример 2. Система программного обеспечения офиса дала сбой и, как всегда, не вовремя. Необходимо было подготовить документы для одного из ключевых клиентов (договор, акты, счета-фактуры), но ваш сотрудник забыл это сделать заранее. Нужно было распечатать документы (10 страниц), вам подписать их и поставить на трех листах печать. Печать находится у вас.
В данный момент клиент ожидает в вашем офисе. Подготовить документы невозможно, система безнадежно висит, но программист гарантирует ее работу ровно через час.
Клиент в панике. По его словам, через два часа у него самолет в Читу (лететь 8 часов), и документы нужны немедленно. От вас до аэропорта ехать час. В Чите клиента ждет налоговая проверка. Если документы не будут предоставлены завтра утром, ему придется заплатить большой штраф.
Из всех предложенных вам вариантов вы выбираете следующий.
Вы берете с собой все необходимое для оформления важного документа – принтер, ноутбук, роутер, печать фирмы. Едете с клиентом в аэропорт, там подключаетесь к системе и оформляете документы. Кроме того, вы возьмете с собой специалиста службы техподдержки для подключения техники. Результативность – 5 баллов.
Предложенный вариант подтвержден на первом этапе оценки фильтра принятия решений – 5 баллов результативности свидетельствуют о гарантии достижения цели при использовании данного варианта. Вариант принят.
Риски также могут быть, скажем, если в аэропорту будут ограничения пользования сетью или сбои электричества, но это маловероятно. Риски – 1 балл.
По дороге в аэропорт у вас есть возможность обсудить с клиентом дополнительные вопросы сотрудничества, договориться о будущей встрече, найти общие личные интересы. Дополнительные возможности – 3 балла.
Пример 3. Предприятие производит продукцию на экспорт. Поэтому сырье и материалы должны быть высокого качества. Вам как директору производства предстоит сделать выбор поставщика сырья.
В данный момент вы рассматриваете двух партнеров-поставщиков сырья для вашей продукции:
1) отечественный – завод по добыче находится в Сибири, сырье недешевое, доставка логистической компанией стоит дорого;
2) зарубежный – завод по добыче расположен в Индии, цена сырья ниже, чем отечественного, доставка осуществляется морским транспортом.
Из представленных вариантов вы должны выбрать один, самый оптимальный. Рассмотрим оценку каждого варианта через фильтр принятия решений.
1. Отечественное сырье.
Автомобильным транспортом сырье будет доставлено в срок, но качество сырья удовлетворительное, уступает зарубежному. Результативность – 2 балла.
Сырье отечественного производства дороже зарубежного. Экономичность – 2 балла.
Транспортировка безопасная, исключены задержки в пути, санкции и аресты груза. Рискованность – 0–1 балл.
2. Индийское сырье.
Качество сырья отличное, но сложно договориться с хозяином завода на постоянные поставки, он не уверен в сроках и объемах добычи. Результативность – 2 балла.
Сырье зарубежного производства дешевле, но доставка морем обходится дорого. Экономичность – 2 балла.
Транспортировка небезопасная – в морях орудуют пираты. Кроме того, в случае шторма или сильного мороза доставка и разгрузка невозможны, не исключены задержки в пути, санкции и аресты груза. Рискованность – 4 балла.
Таким образом, после рассмотрения и оценки обоих вариантов с помощью фильтра принятия решений первый вариант с отечественным сырьем должен быть принят к рассмотрению как удовлетворяющий по рискам.
Второй вариант по результативности и экономичности аналогичен первому, но слишком большие риски не получить сырье в срок и сорвать выпуск продукции.
С новым партнером вы сможете договориться о долгосрочных поставках больших объемов сырья на выгодных условиях, чтобы снизить транспортные расходы. Еще со своей продукцией через нового партнера можно выйти на рынок в его регионе. Дополнительные возможности – 3 балла.
Дополнительные возможности оказывают косвенное влияние на оценку и принимаются во внимание при рассмотрении равнозначных вариантов как дополнительные опции или бонусы, получаемые при реализации выбранного варианта.
Выбор окончательного варианта решения задачи осуществляется после оценки варианта решения по всем вышеуказанным параметрам.
Когда вариант выбран, разрабатывается стратегия его реализации, составляется план, подключаются внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения задачи. На этом этапе целесообразно написать список контактов людей, а также список мероприятий, которые могут быть полезны для достижения цели.
В сложных ситуациях этапы принятия управленческих решений имеют свои особенности, обусловленные содержанием проблемы, целями, обстоятельствами и имеющимися ресурсами.
Алгоритм принятия управленческих решений в сложных ситуациях
Результаты управленческих решений включают в себя качество решения, степень соответствия целям и требованиям заказчика.
На результативность управленческих решений оказывает влияние множество факторов, в том числе и порядок действий руководителя, принимающего решения.
Алгоритм принятия управленческих решений выглядит следующим образом:
1) описание проблемной ситуации;
2) формулировка сути проблемы;
3) анализ проблемы (препятствий);
4) формулировка вариантов решения проблемы;
5) принятие решения по проблеме.
Алгоритм принятия управленческих решений
При анализе неуспеха в любом из случаев необходимо понимание, какие конкретно действия или события привели к той или иной деструктивной ситуации, следовательно, нужен анализ причинно-следственных связей.
Проблема – это наличие противоречия, требующего разрешения, понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым положением вещей или результатом каких-либо действий.
Проблемная ситуация – это ситуация, в которой оказывается человек или организация, когда на пути достижения цели встречается какое-то затруднение или препятствие, это отклонение от запланированных показателей, требующее внимания, но не являющееся проблемой.
Чтобы определить принципиальное отличие проблемной ситуации от проблемы, необходимо понимать, что любое событие имеет причинно-следственную связь.
Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, ведь если для того, кто принимает решение, проблемы не существует, то принятие решения не состоится.
Пример 1. Невыполнение плана выпуска продукции (проблемная ситуация) связано с нарушением поставок сырья из-за сложных погодных условий – сырье привозят водным транспортом, а на море шторм, судно не может зайти в порт под разгрузку (проблема).
Руководство предприятия понимает наличие проблемы, отделу логистики поручено в оперативном порядке решить вопрос с альтернативным способом перевозки. Проблема признается, ведется поиск решения.
Пример 2. На заводе случилась авария в производственном цехе (проблемная ситуация). Ведется поиск виновных ответственных лиц за происходящее. Причины никто не выясняет и не устраняет. Идет борьба с последствиями, устранением брака и выхода из строя оборудования.
Проблема не определена, поэтому наказание виновных не приведет к предупреждению аварий в дальнейшем. Без понимания причин и сути проблемы не может быть принято корректное решение.
Именно поэтому, прежде чем приступать к решению той или иной проблемы, необходимо как следует ее проанализировать, выявить основные причины сложившейся ситуации, распределить ответственность за случившееся между всеми задействованными в данном процессе лицами.
Также очень важно воспринимать любую проблему не как что-то сложное и неотвратимое, а как обычную рабочую задачу, которую вам необходимо решить в штатном режиме. Не забывайте о том, что любая проблема приходит в вашу рабочую жизнь для того, чтобы вы получили новый опыт. А значит любую ситуацию, какой бы сложной и неразрешимой она вам ни казалась изначально, нужно принимать с благодарностью.
Суть проблемы
Чтобы определить принципиальное отличие проблемной ситуации от проблемы, необходимо понимать – любое событие имеет причинно-следственную связь.
Проблемная ситуация никогда не возникает просто так. Она всегда является следствием, а проблема – причиной. Для принятия решения необходимо проанализировать проблемную ситуацию, затем выяснить суть самой проблемы.
Важно! Именно анализ сути проблемы является ключевым пунктом для принятия правильного решения и источником оптимальных вариантов выхода из ситуации. Анализ сути проблемы проводится для выявления препятствий, возникающих на пути к реализации цели.
Часто у человека возникают трудности с пониманием проблемы и ее решением из-за неумения сформулировать ее суть. Неправильная формулировка ведет к некорректным решениям и порой катастрофическим последствиям.
Для формулировки сути проблемы необходимо:
1) выяснить, какая глобальная цель не выполняется;
2) определить, какие ближайшие подцели не достигаются;
3) определить причины неуспеха и обозначить препятствия;
4) определить уровень проблемной ситуации.
Для определения сути проблемы в первую очередь необходимо ответить на вопрос: какая большая цель находится под угрозой невыполнения? Что в стратегических планах может нарушиться, если данную проблему не решить?
Далее следует четко определить ближайшие цели, которые не будут реализованы из-за существующей проблемы, что негативно повлияет на достижение основной цели.
Определение целей, которые могут оказаться нереализованными, в рамках конкретной проблемной ситуации позволит вам выявить истинные масштабы проблемы, проанализировать риски и сделать для себя определенные выводы.
Следующим этапом должно стать определение причин неуспеха и обозначение препятствий – собственно это и есть определение сути проблемы. Анализ проблемы – это формулировка препятствий на пути к ближайшей цели.
Получение ожидаемого результата – это успех, отсутствие результата – неуспех, или проблема, неудача.