Книга В заботах о будущем - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Прохоренко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
В заботах о будущем
В заботах о будущем
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

В заботах о будущем

Ангар, куда мы прошли вместе с Адамом в сопровождении охраны, был высок и просторен. Сразу на входе виднелись, расставленные возле стенок, увеличенные и слегка подсвечивающиеся макеты кораблей-ковчегов. Здесь я впервые увидел флот из большей части уже созданных в виде макетов ковчегов, которым суждено было получить впоследствии воплощение в виде оригинала. Проектная документация ковчегов уже к тому времени была сделана полной мерой и обработана так, что можно было начинать хоть завтра строительство.

Часть ковчегов меньшего размера уже начала возводиться на верфях в Лэйчии, но это была лишь прелюдия к более углубленной работе. Мы только лишь примерялись, оттачивая навыки на возведении более мелких суден. С другой стороны, большее нельзя сделать без малого. Нужны базы, кадры, средства, мощные источники энергии, системы управления, руководимые мозгами, которые позволяют во многом автоматизировать производство и многое другое, что не всегда предоставлялось нам и было в нашем распоряжении.

Я в сопровождении Адама ходил, как по музею, по ангару и рассматривал объемные макеты судов. Их внешний вид вдохновлял меня. Только сейчас я действительно понял, что дело всей моей жизни близится к концу. Я почувствовал, что очень недолго осталось всем нам до момента спуска на воду первых ковчегов. Чувство, возникшее у меня, побудило затрепетать мое сердце. Я ощутил свою причастность к важнейшим событиям, завершавшим цикл существования нашей цивилизации, отдав отчет в том, что, несмотря на потери, усталость, раны и трудности, с которыми мне пришлось встретиться, я не хотел бы себе ничего другого. Разве что мне бы хотелось, чтобы не так быстро уходили друзья и элты, близкие тебе по взглядам и духу. Однако мы жили в суровых условиях, когда не приходилось рассчитывать на доброту, тем более приязнь противников, желавших во что бы то ни стало сжить тебя и ведущих личностей из числа элтов со свету.

Адам, как я понял, не раз и не два был здесь. Он успел насмотреться на макеты. Эстарх, пока я рассматривал корабли, переговорил со старшими групп. Я же, заложив руки за спину, молчаливо взирал на подставки, на которых в точности были воспроизведены ковчеги. При этом по моему желанию ковчеги разбирались на части. Их можно было посмотреть изнутри и снаружи одновременно, увидеть внутреннее обустройство в деталях, даже отмоделировать его. Для этого над каждым ковчегом висел шар, выполняющий функции мозга-компьютера, который, если ему поступала команда, показывал тебе в деталях устройство корабля.

Я, естественно, не мог не воспользоваться такой возможностью рассмотреть в деталях устройство ковчега и его снаряжение. Тем более что в воздухе передо мной в шарообразной информационной сфере появлялись отсеки ковчега с подробными пояснениями для чего они предназначены. Ковчег виделся мне сложнейшим организмом, в котором было предусмотрено все, что можно и нужно было предусмотреть для выполнения им своих функций.

Эстарх, видя мой интерес, не мешал мне рассматривать ковчеги. Улучшив момент, он подошел ко мне в обществе Ола Куна и спросил:

– Как тебе произведение технической мысли?

Я сразу не нашелся, что ответить, лишь после паузы произнес:

– Впечатляет. На верфях в Лэйчии такого нет. Надо бы к нам макеты перенести. Все-таки основное строительство начнется на берегу Эалхаэда.

– Придет время, тогда и перенесем, – отозвался Адам. – Вскоре по нашим данным произойдет ослабление власти Иллиха (владыка Ирмилана). Возможно, его даже свергнут…

– Дворцовый переворот? – уточнил я.

– Что-то похожее, – согласился со мной Адам. – Как только разборки среди элиты в Ирмилане завершатся, мы сразу же часть макетов и мощностей переведем в Елаань на берега Эалхаэда. Пока же придется какое-то время подождать.

– Часто следующий владыка оказывается хуже, чем предыдущий, – заметил я.

– Думаю, что следующий правитель Ирмилана продолжит линию Иллиха, – высказал мнение Адам.

Ол Кун между тем внимательно смотрел на меня. Он хотел что-то спросить, но сдерживался. Адам заметил его порыв и усмехнулся.

– Что, изменился Эдвин с того времени, когда ты его помнишь? – спросил Адам.

В ответ Ол Кун только лишь глубоко вздохнул и тоже слегка усмехнулся, глядя на меня.

– Времена меняются, – подытожил я предыдущие высказывания. – Мы становимся другими, возможно, не такими сильными и свободными, более подверженными усталости и уговорам, какой-то скрытой тоске…

– Хватит, – с силой прервал мои излияния Адам, – а то я подумаю, что ты, несмотря на цветущий вид, сдаешь позиции. Ишь как запел. Я не думал, что ты начнешь уничижаться. Впереди у тебя точно лучшие годы, а ты, можно сказать, сдаешь назад. Ол к тебе просится. Я вот и думаю, разрешать ему переход или нет?

Адам слегка насмешливо поглядывал то на меня, то на Ола.

– Что молчите, как будто в рот воды набрали? Эд, возьмешь к себе Ола? Он возглавит на месте конструкторское бюро и информационное сопровождение строительства ковчегов. Кроме этого у него еще одно хобби: создание себе подобных. И как в нем эти две профессии уживаются, я до сих пор точно понять не могу.

Адам, конечно, шутил, но в его словах звучали серьезные нотки.

– Если Ол готов и его не смущают трудности на новом месте, которое не таким образом, как Эйдэрм и Рэай обустроено, то я буду рад видеть его в нашей команде.

– Что скажешь, Ол? – поинтересовался Адам, вглядываясь в зрелого мужчину.

Да, это был совсем не тот почти что юноша, которым я знал Ола при первой нашей встрече, когда мне исполнилось восемьдесят два года. Прошло более семидесяти лет с того момента.

– Меня трудности не смущают, – заверил нас с Адамом после паузы Ол Кун. – Я привык работать в разных условиях.

– У нас небезопасно, – усмехнулся я, поглядывая на Ола. – Недавно только отбились. Если бы не Ук Таар и не ауроматовцы, кто знает, как бы все закончилось.

– Тем более такие сложные условия для меня еще более приемлемы, – сразу же нашелся Ол. – Я ведь обучался, как воин. Могу, если понадобится, применить приобретенные навыки.

– Так что, Эд, возьмешь к себе старого знакомого?

– Конечно, Адам. Это я так, проверил, насколько Ол устойчив. Нам нужны подготовленные кадры. Без них, как без рук. Есть, что делать, но некому. Надо строить корабли, а персонала и подготовленных кадров почти что нет. Вот и приходится выдумывать. Я, как и ты не так давно, – обратился я к Адаму, – воинов собираюсь перевести в конструкторы-интеллектуалы. Нет иного выхода. Если бы ты мне вместе с Олом еще и бригаду, которой он руководит, перевел, дело пошло бы быстрее, а то мы все возимся на одном месте без продвижения вперед. Нет ни оборудования, ни инструментов, ни сложного комплекса систем управления вместе с мозгами-системами, которые помогли бы нам наладить производство нужных деталей для ковчегов. Я смотрю, что корабли – одно загляденье. Не уверен, что мы сможем такими их построить.

– А ты не сомневайся в своих возможностях и способностях, – сразу же отозвался Адам. – Ковчеги нужно сделать еще лучше, чем видишь перед собой. Выхода иного у нас точно нет. Если не изготовим, то незачем было выращивать новую расу. Ола вместе с помощниками к тебе отправлю, но этого, сам понимаешь, слишком мало, чтобы осуществить задуманное. Нужны еще кадры. Их нет, но их можно подготовить. Этим ты и займешься.

– И где же я возьму учеников? У меня каждый элт и элос на счету. Можно, конечно, элосов дополнительно подготовить, но это не выход. Все-таки они, как мне видится, не должны привлекаться к этой ответственной работе. Беглецов из Атлазиана тоже нельзя привлекать. Неизвестно, что они с собой принесли и что в них вложили. Так что в какой-то мере все мы зависим от ауроматовцев.

Адам едва заметно нахмурился, но его лицо сразу же разгладилось. На нем даже забрезжила и сразу же пропала едва заметная усмешка.

– Подумаешь, что и как тебе делать, и выход из ситуации сам найдет тебя.

– Мне Ола и его помощников на первое время вполне хватит. Пока они возьмут бразды правления в свои руки, мы с Чиринатом что-нибудь придумаем.

– Что ж, вопрос решен, – констатировал Адам. – Ол, у тебя были к Эдвину вопросы. Спрашивай, пока он, как я вижу, настроен на них отвечать.

– Место нам и нашим семьям найдется? – сразу же поинтересовался Ол.

Я ответил утвердительно. Места были. Пусть жилье было и не таким комфортным, как в Эйдэрме и в Рэае, но вполне пригодным для жизни. Об этом я сразу же уведомил Ола. Он, как я видел, хотел еще спросить, но, видимо, передумал. Адам тоже заметил некоторую заминку у Ола.

– Видишь, как я о тебе забочусь, – произнес эстарх, обращаясь ко мне. – Лучшие кадры тебе отдаю, не зажимаю и не прячу. Тут и у нас работы хватает, но ты сейчас на передовом крае проекта. Так что имеешь преимущество.

Я молчал, а Адам, глядя чуть в сторону мимо меня, произнес:

– Вижу, что с моделями ковчегов ты уже ознакомился. Многие из них – пробные варианты. Предстоит разработать более устойчивые и одновременно более сложные модели, на борту которых смогут, ни в чем не нуждаясь, совместно проживать долгие годы до двадцати тысяч элосов. Нам нужны будут плавучие городки. Проекты уже есть, но здесь, – Адам указал рукой на макеты, – они пока что не представлены. Все-таки пока что это тайна даже для некоторых элтов.

– Даже для конструирования и выпуска двух десятков ковчегов для проживания на них пяти-семи тысяч элосов потребуется десятилетие. У нас нет должной базы для того, чтобы одновременно и параллельно выпускать такие суда. Нужно еще пару лет подготовки, прежде чем начинать масштабный выпуск, – предупредил я Адама, но эстарха это не смутило.

Он был даже чему-то рад, но явно не срокам.

– Мне больше некого поставить ответственным за работу кроме вас с Олом, – пояснил Адам. – Вы справитесь. Если что-то будет нужно и в моих силах и возможностях будет это исполнить, я, не колеблясь, помогу вам. А пока что придется вам, хорошенько разобравшись в ситуации, начать подготовку к выпуску кораблей. Пока что крупногабаритные модели нам не нужны. Надо начать с кораблей небольшого размера. Эалхаэд вполне подойдет для этого. Надеюсь на вас.

– Сделаю все, что в моих силах, – пообещал я.

Ол тоже ответил в этом же духе. Мы еще долго беседовали и обсуждали некоторые вопросы, касавшиеся как кораблей, так и событий, с огромной скоростью происходивших в окрестностях Эйдэрма и во всем мире. Ситуация осложнялась. Близилась последняя война. Вскоре в бескомпромиссной схватке должны были сойтись воины двух на то время крупнейших и могущественных держав – Ауромата и Атласа. Приближалась битва силы.

Итланы северных провинций Атлазиана, чьи земли вплотную подходили на севере к Эйдэрму, тоже готовились к выяснению отношений. Зеваас готовился свергнуть Прометея, а Прометей рассчитывал заполучить еще элосов. В общем, вот-вот должна была начаться военная кампания. Стороны уже обменивались угрозами и вынуждали друг дружку первыми начать войну, чтобы потом можно было обвинить противника в агрессии. Вот такая ситуация складывалась в преддверии возведения кораблей в нашем мире. И никто из элтов не знал, когда ударит молния, послышится гром, а тучи разразятся дождем. Мы должны были максимально полно и эффективно использовать представившийся мирный промежуток времени для того, чтобы успеть с постройкой кораблей.

Ол Кун с помощниками, как и обещал Адам, прибыл в Лэйчию уже через двадцать дней. Жилье поселенцам было сразу же предоставлено, а спорные моменты – улажены. Так что команда Ола Куна уже дней через пятьдесят приступила на новом месте к работе. Ее я не описываю подробно. Скажем так, трудностей Ол Кун, как и говорил, не боялся, но когда трудности наваливаются одна на другую, создавая проблемный ком, то не так-то легко с ними совладать. Понадобились годы, чтобы войти в колею и получить результаты от деятельности при условии помощи от Адама и от воаков.

Временные мастера приняли самое деятельное, пусть и косвенное, участие в постройке кораблей. Ол Кун же, как я впоследствии шутил, нашел на новом месте сам себя, поскольку мог сразу же работать на двух поприщах: как организатор строительства ковчегов и как генетик. Надо же было выращивать биотов для того, чтобы они могли помочь элтам возводить корабли-ковчеги. Иного варианта у нас не было. И с этой задачей элты справились. Если бы этого не произошло, то не писал бы я записок, в которых подробно описываю события.

Итак, ковчеги. Я буду часто употреблять это слово для выражения характерных особенностей сооружаемых кораблей и их назначения – быть надежным домом на воде не на год-второй, а на десятилетия, а если понадобится, то и на большее количество лет. Корабли-ковчеги были запроектированы и изготовлены именно исходя из этого своего предназначения. Проекты подобных кораблей были разработаны задолго до начала появления на свет человечества. Еще Зиагаард принимал участие в проектной разработке ковчегов и в самом замысле для их изготовления и создания необходимых условий для того, чтобы подобные проекты могли быть реализованы выборочно в том или ином месте. При этом особой базы на выбранном для создания ковчегов месте не требовалось. Так что проектные и иные разработки не возникли на пустом месте и не взялись из неоткуда.

У элтов были подробные сведения о том, как в цикл существования нашей цивилизации чуть больше четырнадцати тысяч лет назад после катастрофы планетарного масштаба, которая уничтожила материк в Индийском океане (Лемурию) и всю прошлую цивилизацию, прибыли наши предки. Они тоже были перенесены через пространство и время на специальных судах при участии временных мастеров из числа лемурийцев. Проекты тех кораблей были взяты за основу и внимательно изучены. После детального анализа и обработки данных группой, сформированной из специалистов в разных областях деятельности, были разработаны суда нового типа, основанные на знаниях и достижениях нашей цивилизации. Интеллектуалы и энитлы (разработчики различных проектов и новшеств во всех областях жизни) нашли инновационный подход к судостроению и к внутреннему обустройству вновь создаваемых кораблей. Технологии, примененные нами для их разработки, были уникальны и нигде больше не повторялись.

Иными словами, корабли-ковчеги были «лебединой песней» лучших представителей интеллектуальной элиты Эльклеи. В проектах до мельчайших подробностей было продумано и предусмотрено все от изготовления каркаса судна, до его обшивки и оснастки, внутреннего содержания, от первого движения, которое закладывало в проект силу, до последнего, заключительного жеста, перед тем, как корабль мог быть спущен на воду. Все детали, механизмы и устройства, применяемые в кораблях-ковчегах, были многократно проверены в работе других приспособлений, летательных аппаратов и небольших судов. Только после многократной апробации новшества были применены при строительстве ковчегов, но уже в более содержательном качестве, предусматривающем совершенно новые возможности кораблей. Ковчеги сооружались на тысячелетия. Я не буду вдаваться в подробности изготовления кораблей, рассказывать о примененных в них материалах и технологиях. Для этого потребуется не одна книга.

Скажу лишь одно: по своим качествам, касающимся стойкости и выносливости сплавов и материалов, сопротивляемости действию агрессивных сред, долговечности и сроков сохранения своих параметров ковчегам не было равных не только среди продуктов деятельности свободнорожденных. Ни в Атласе, ни в Ирмилане, ни где-либо еще среди государств, образовавшихся после распада единой империи, не было ничего подобного вновь изготовляемым судам. Поэтому с самого начала их изготовления в Лэйчии не прекращались попытки рассекретить технологии или как-то повлиять на персонал, занимающийся их применением.

Кое-что нашим противникам все же удалось разузнать, но выведать основные секреты устройства ковчегов не получилось. Благодаря этому в течение нескольких тысяч последующих лет уже в следующем цикле ковчеги не старели и не разрушались до определенного времени. Вэлвалн – живой, самовосстанавливающий свои свойства сплав на основе вакуумных и специальных, можно сказать, внеземных технологий, хотя все производилось на Земле, стал основой причиной стойкости кораблей. Ковчеги могли бы существовать еще и дольше, но так сложились условия, что их разобрали на части, из которых потом изготавливались другие изделия, нужные людям в повседневной жизни. Из дальнейшего моего рассказа станет ясным, почему материал кораблей-ковчегов разрушится впоследствии, хотя потомки могут сделать этот вывод для себя сами, внимательно прочитав строчки из дневника Адама перед началом главы.

На самом деле, несмотря на кажущуюся сложность и трудоемкость в изготовлении, судна были достаточно быстро изготовлены по определенной технологии. Элосы в прямую не принимали участие в изготовлении суден, зато они обучались управлению кораблями-ковчегами, изучали механизмы и приспособления, с которыми им предстояло работать в самое ближайшее время. Также некоторые элосы активно участвовали в изготовлении частей внутреннего обустройства ковчегов и второстепенных деталей, тем самым внося свой вклад в свое же будущее путешествие. Основную нагрузку по изготовлению кораблей несли элты, специально обученные биоты, сопровождающие механизмы, роботы и сложнейшие системы контроля. Для каждого корабля существовал мозг, который осуществлял контролирующую функцию. При этом за каждым кораблем из числа элтов закреплялся ответственный, который наблюдал за работой и курировал ее постоянно и день, и ночь.

Красивая сказка о том, что Ной топором срубил себе корабль, а потом спасся на нем и вывез всех соплеменников, не выдерживает никакой критики. То, что предстояло пройти Земле во время перестройки, которая должна была начаться после глобальной катастрофы, было проблемным даже для ковчегов. Вместимость некоторых суден превышала десять, а то и двенадцать тысяч человек. Позже мы пришли к тому, чтобы сооружать ковчеги на пятнадцать и даже на восемнадцать тысяч элосов, одновременно располагающихся на одном корабле, а таких ковчегов было почти половина во второй партии.

Волны, которые должны были подняться в океанах после опускания некоторых участков суши, по нашим расчетам могли достигать сотен метров. Только высокотехнологичные корабли, снабженные специальными силовыми установками и генераторами, могли бы выдержать подобные шторма, а также изменения климата, последствия извержения вулканов и многое другое, что должно было произойти во время коренной перестройки.

Нет смысла и необходимости описывать то, как на протяжении ряда лет от самого начала основания Лэйчии и ранее в Эйдэрме, производились некоторые детали ковчегов, которые можно было делать по проекту, но основная работа началась после того, как я стал эстархом Лэйчии. В кратчайшие сроки приходилось основывать и разворачивать производства, а также всю необходимую и сопутствующую для их создания инфраструктуру. В основном производства были размещены под землей или на уровень-второй возвышались над поверхностью. Мы старались их максимально маскировать и делать неприметными для противников. Хочу также отметить, что без участия специалистов из Ауромата невозможна была бы реализация проектов обустройства производств, равно как и производства кораблей.

Работы велись в Лэйчии с небывалым размахом и днем и ночью без перерывов. Их результаты стали видны после того, как сразу в четырех местах на берегу одного из заливов Эалхаэда возникли огромные полупрозрачные покрытия, которые по фермам перекрыли места, где уже происходила сборка кораблей. Мы защищали и маскировали корабли-ковчеги от любопытных глаз, но наши противники на первых этапах не спешили мешать нам. Как-то раз наши службы перехватили переговоры между владыкой Атласа и начальником его службы безопасности. Ачитл со всей строгостью разъяснял своему подчиненному, что необходимо сделать, чтобы вся информация о ковчегах попала к нему в руки, а сами они со временем тоже стали собственностью флота конфедерации. Слова владыки звучали примерно так:

– Пусть элты работают. Издиру, Керфе и другим я приказал, чтобы они не слишком доставали свободнорожденных. Кроме разведки и плановых обстрелов без моего ведома ничего не предпринимать. Когда корабли будут готовы, вот тогда мы вступим в дело и экспроприируем у элтов ковчеги вместе с элосами. Если мы это сумеем сделать, считай, Осфу, что это станет самым большим достижением в твоей многотрудной жизни. Ты не просто достигнешь славы, будешь почитаем как сейчас, так и в своих последующих воплощениях, но и заработаешь титул дважды заслуженного гражданина Атласа, войдешь в сотню лучших хаалтов возле моего тела и станешь бокхом при жизни. А там все может быть. Я не вечен, а ты моложе меня. Улавливаешь, к чему я клоню?

– Да, владыка. Я внимательно слушал тебя и приложу все усилия, чтобы наши враги сами принесли себя на блюде к твоим ногам, а тебе осталось бы только пережевать это угощение и выпить все соки из твоих новых верноподданных.

– Ты льстишь мне, однако забываешь, что мы не на приеме во дворце. Говори по теме и четко излагай свои мысли. Чинопочитание оставь. Не это от тебя требуется. Необходимо, чтобы ты сделал все, чтобы вышло так, как мы хотим, сложились такие условия, чтобы результаты усилий этих упрямцев (свободнорожденных) и они сами оказались в наших руках. Готовься. Время есть. Заплывшие жиром мозги этого упитанного бегемота – Иллиха наконец-то просветлели. После пленения Посейдона он понял, что нельзя играть с элтами по их правилам, выступая вторым номером. Сила и только сила – вот что может раз и навсегда заставить замолчать наших врагов. Впрочем, ачитл попробовал, получил по носу и ладно. Его поражение и последующая смена правителя Ирмилана входят в наши планы. Впредь будет осторожнее.

– Иллих думал, что, если он имеет перевес в силе и в кораблях, то это – уже гарантия успеха. Он даже не воин, а собирался снискать себе славу на поле брани, подчиняя себе элтов, пусть даже их и горстка. Входить с ирмиланцами в прямое противостояние нам сейчас не с руки, – дополнил ачитла Осфу.

– Я рад, что мы поняли друг друга, а твои мысли во многом совпадают с моими мыслями. Новый владыка, а им станет Чифард, пусть воюет. Не будем ему мешать получать удовольствие от войны. Мы даже поможем ему информацией, если, конечно, это будет выгодно нам, и он предоставит за это должную плату. Следи за действиями полководцев Ирмилана, не медли, докладывай мне о любых изменениях в обстановке.

Так кратко, привожу я, Эдвин Таард, содержание части перехваченных разговоров. Наши противники не спешили и выжидали, давая нам возможность совершить задуманное. Они рассчитывали воспользоваться уже готовым результатом, однако попутно, как мы потом узнали, они готовили свой флот и своих представителей, которые тоже должны были перейти в следующий цикл. Но какую расу взрастили они и как? Ответ на этот вопрос мы получили спустя годы. Прямоходящие существа, выращенные ими на основе генной инженерии, призваны были войти в контакт с элосами, которых создали мы, элты, и тем самым оказать за счет перекрестных браков мутирующее влияние на конечный продукт. Это было необходимо для того, чтобы обеспечить в дальнейшем заинтересованным особам иной, более полный, уровень контроля над человечеством.

Маги готовились в новом цикле под видом тех или иных богов, находя те или иные средства для управления сознанием подавляющей части человечества, обеспечить себе абсолютную власть и господство. Это не до конца у них получилось в нашей цивилизации, как и окончательно покончить с такой заразой, как свобода и с ее носителями, которыми во времена, предшествующие гибели Атлантиды, были свободнорожденные. Таков был один из самых общих планов магов. Столетия или тысячелетия необходимые для его осуществления их не сильно заботили. Время у них было.

После того, как миссия Посейдона окончилась относительной неудачей, прошло два года. Вул Каан, возглавивший флот Ирмилана, вел умную политику и сделал все, чтобы как можно больше усилить свое присутствие возле Эалхаэда. Поселения возле проток, а со временем и на восточном берегу Эалхаэда, вырастали, как грибы после дождя, но элты и элосы были уже другими. Да и в Ирмилане произошло то, что и должно было произойти под конец цикла: силовые и гравитонные машины атлантов, поддерживающие климатическую, энергетическую и гравитационную ситуацию в районе, дали сбой. Скачок напряжения, произошедший в полях, в сетях и в системах, которые они питали, вывел из строя половину всех мощностей.

В Ирмилане произошло сильнейшее за последние четыреста лет землетрясение. В результате владыка Ирмилана был вынужден ослабить силовое присутствие вблизи Эалхаэда. Большая часть флота в срочном порядке отправилась восвояси, так и не сумев серьезно навредить нам. Правда и той части кораблей и амфибий, которые остались под руководством Вула, было вполне достаточно, чтобы не только сковать наши действия, но и нанести немалый вред.