В любом случае, её передёрнет и к помойке она не пойдёт. Поговорим же о хорошем – стоит нашей кошке только увидеть подъезд, в котором ей было хорошо, как она в него пойдёт, потому что ей там было хорошо. Скажи, ты уже представил, как она будет выглядеть в этот момент? Мне кажется, что у неё будут торчать вверх ушки, она будет шевелить кончиком хвоста и вообще всем своим видом выражать, что сейчас ей будет хорошо – прямо как люди.
Включи, например, телевизор и дождись рекламы – как выглядит человек, ремонтирующий холодильники? Точно так же, как должен выглядеть ты, когда выполняешь упражнение из раздела про эмоции. Это я к тому, что в моменты, напоминающие кошке о прошлом, её тело будет соответствующим образом изменяться, после чего она будет избегать или стремиться к тому, чтобы повторить этот опыт. То есть увидев подъезд, она воспрянет и поспешит в него, увидев же помойку, она тотчас поникнет, и, насторожившись, пойдёт в другое место.
Как обстояли дела у клетки? Она встречала соль и уплывала от неё, а стоило ей почувствовать тепло – плыла в ту сторону. Кошка тоже убегает оттуда, где ей плохо, и прибегает туда, где ей хорошо – когда есть безусловный, жизненно-важный раздражитель.
Однако теперь она избегает помойки даже тогда, когда её не бьют – а всё потому, что у неё теперь есть эмоции и память. То есть в тот момент, когда она видит помойку, она с помощью своего второго контура делает себе неприятно и поэтому избегает этого места.
Метафорически говоря, она с собой носит шило и, когда видит те места, в которые ей ходить не стоит, – берёт себя и колет этим шилом. Только предметы ей для этого не нужны – она умеет делать себе неприятно с помощью манипуляций своим телом, не делая для этого внешних движений.
Также и люди – например, ты легко можешь представить себе напряжённого человека. Заметь, что эмоции в литературе принято описывать именно через состояние тела:
«Не воспрянувший, но поникший, он пошёл на подкошенных ногах, чувствуя ком в горле. В такие моменты ему всегда сдавливало грудь, но сейчас он побледнел, и отчего-то сжались кулаки».
Таким образом, повторюсь, у кошки откладывается в память «слепок» из её чувств, ощущений и эмоций, при этом эмоции выражены через тело. Когда же она попадает в определённую ситуацию, которая чем-то напоминает предыдущую, – её тело занимает то же положение, и она совершает те же действия, что и в прошлый раз. При этом действия доказали свою эффективность – она же до сих пор жива.
Её передвижения в пространстве и действия целиком обусловлены предыдущим опытом.
И, если быть дотошным, – то инстинктами и безусловными рефлексами, но тогда, когда есть достойные раздражители. То есть сначала вся информация проходит сквозь первый контур, и если происходящее недостаточно серьёзно для его вмешательства, то она передаётся дальше, а эта древняя структура быстрого реагирования остаётся дремать.
А так как за свою жизнь живые существа довольно редко попадают в реально угрожающие ситуации, то их поведение происходит в основном за счёт второго контура.
Выводы:
1) Кошки делают действия, которые делают им хорошо. Кошки избегают тех действий, которые делают им плохо.
2) Это происходит автоматически. И записи в эту систему происходят автоматически, на основании состояния тела.
3) Показания тела вместе с показаниями органов чувств записываются единой картиной и неразрывно связываются друг с другом.
Контрольные вопросы:
1) Как приучить кошку писать в лоток, если ты уже додумался, когда она кушает что-то вкусное, называть её «бармалей»?
2) Почему слово «стимул» – сильный побудительный момент, побуждающий к действиям, взялось от латинского stimulus – острого металлического наконечника, которым погоняют животных?
3) Зачем я в этой главе всё так упрощаю – ведь даже детсадовец знает, что всё немного сложнее устроено?
4) Зачем я задал предыдущий вопрос?
Полученную систему я метафорично назову хорошометром.
Хорошометр
Наши истинные учителя – опыт и чувство.
Жан-Жак РуссоНачну с важного отступления – на самом деле головной мозг работает как единое целое, все его детали хорошо подогнаны и разные участки согласованы друг с другом.
Однако нам важна не научная точность, а простота и доходчивость схемы, поэтому вернемся к человеческому языку.
Хорошометр – это потрясающая штука. Он заставляет живых существ действовать на основе своего предыдущего опыта. Никто доподлинно не знает, как структурирована информация в голове, и я смею предположить, что в голову откладывается безразборный слепок показаний от органов чувств. И если ты видишь красный цвет – то этому соответствует такой-то путь в голове. А если зелёный, то другой путь.
И если при виде красного тебе хорошо – то у тебя запоминается, что красный хорошо – потому что красный цвет и приятные ощущения лежат в одном слое (образуется временная рефлекторная связь). И когда в следующий раз ты видишь красный цвет, то активность, проходя вдоль красного цвета, параллельно проходит через путь приятных ощущений – и всех тех действий, которые наиболее близки к этим путям.
А теперь умножь этот способ на огромное разнообразие форм, цветов, размеров, яркости, интервалов мерцания – и ты получишь обилие вариантов, связанных только со зрением.
Примерно таким образом и строятся все автоматизмы – от привычки не врезаться в столбы на улице до привычки при виде синей машины бить товарища в плечо и говорить – синяя машина.
Внутри каждого из нас есть целый мир, в котором мы обычно и живём, лишь отчасти высовываясь в реальность и вбирая новые сведения.
И если у людей есть хоть какая-то часть сознательных действий (теоретически), то животные полностью живут автоматизмами и являются простыми самообучающимися машинами.
Потому что их действия можно изучить, описать и предугадать. Пока что мы не можем сделать этого во всей полноте – но это лишь вопрос технологий и времени.
Хорошометр можно сравнить с чем-то вроде тепловых очков, благодаря которым кошка помимо окружающей реальности бессознательно видит и чувствует, где ей будет хорошо, черпая сведения из своей памяти. На иллюстрации снизу мы видим мою гостиную комнату, на которой я обрисовал зоны владения нашей кошки. Чёрно-белые зоны нейтральны, красные приятны, а синие – напротив.
Как мы видим, на полу достаточно хорошо – можно ходить, играть и ложиться, но куда приятней залезть на те два стола, что стоят вокруг двери.
Однако журнальный столик – явно не то место, куда кошке следует забираться, потому что за такие действия она получает подзатыльник.
Такой же непривлекательной выглядит комната, хозяин которой очень не любит кошку.
Весь мир для животных раскрашен в такие цвета. Помимо пеших прогулок есть множество других действий, которые в одном месте делать можно, а в другом нельзя – например, писать и кушать довольно разные занятия, требующие разных обстоятельств. И если, покушав из миски, кошка услышит слово «бармалей», то, пописав в неё, она услышит что-то непечатное.
Можно представить разные потребности разными цветами. В те моменты, когда кошка изнутри чувствует потребность в пище – то цвет, ответственный за еду, усиливается и становится очень ярким.
И кошка идёт в итоге туда, где самый яркий из приятных цветов.
Естественно, кошки не только ходят – кушать можно разными способами и разными движениями, поэтому они чувствуют и то, как им лучше делать то или иное действие – какой лапой шагнуть сейчас, в какой момент оглянуться.
Но общая идея тебе ясна.
Контрольные вопросы:
1) Почему самую большую силу притяжения имеет кровать в понедельник утром?
2) Как приманить толстушку[4]?
3) Объясни с помощью хорошометра, почему на предыдущем вопросе я потерял треть читателей?
4) Андрэ Моруа сказал: «Неверно, будто мы любим женщину за то, что она говорит; мы любим то, что она говорит, потому что любим её». Объясни это высказывание с помощью только что изученного.
Таким образом, хорошометр – это система мотивации животных, которая определяет всё их поведение. Животное всё время видит перед собой сумму раздражителей и из них выбирает наиболее приятное действие или «наименьшее из зол».
Как ты уже понял, в метафоре с дедом морозом второй контур – это сито. Кирпичи вообще развязывают руки для архитектурных изысков.
Приспособительный акт
Если у тебя есть кошка или собака, то ты знаешь, что они заранее чувствуют, когда ты собрался их кормить. Всё потому, что у животных формируются не столько единичные рефлексы, сколько цепочки, фиксирующие определенную последовательность разных раздражителей – точно так же, как ты понимаешь, что слова банка и кабан значат разные вещи, хоть твой внутренний голос почти одновременно сказал «ка» и «бан».
Второе – если животное сыто, то пищевой рефлекс не сработает. То есть если бы мы заставляли нашу собаку танцевать, прежде чем давали ей мясо, то она танцевала бы во время голода – а всё остальное время игнорировала бы звонок.
То есть одновременно она чувствует, есть ли мясо – а именно анализирует окружающую среду первым контуром; параллельно тем чувствует свой организм и его потребности, а следом делает поиск в своей памяти – какие действия в подобной среде привели её к удовлетворению ранее.
То есть если наша собака будет на улице, будет голодна и услышит звонок, то первое, что она сделает – начнет танцевать. И если она получит еду, то почувствует себя хорошо – и таким образом организм закрепит всю цепь, что позволила удовлетворить его запросы.
Если же она не нашла еды, то почувствует себя «несчастной» – чтобы в будущем не делала лишних, бесполезных действий.
Обстановка: звук звонка.
Внутренние ощущения: всё в норме, надо поесть.
Память: при звуке звонка рядом есть мясо, нужно только потанцевать.
У эмоций есть вторая функция – приведение организма в состояние боевой готовности. Надпочечники выделяют адреналин и кортизол, в результате чего сердце начинает быстро перекачивать кровь, а дыхание учащается, чтобы поставлять кислород в больших количествах и обеспечить этим интенсивную работу мышц, а также помогает мышцам противостоять усталости.
Эти действия приводят к тому, что организм может некоторое время работать в режиме повышенной мощности. Организмы, у которых не было такой возможности, погибали, не выдерживая напора обстоятельств. Однако это чревато очень высокими энергетическими затратами, и, опять-таки, общим износом организма.
Первый контур реагирует мгновенно, после чего второй контур быстро оценивает, достойна ли ситуация такого «включения», и если предыдущий опыт говорит о том, что реагировать надо так, а не иначе – происходит общая активация, а весь контроль на себя берут первый и второй контура, погружая человека в эмоциональный аффект.
Вспомним кошку, которую побили у помойки. Почувствовав голод, она тут-же начнет вспоминать, где она может поесть – и лучшим вариантом будет «пойти в подъезд», однако совершенно автоматически у неё произойдёт сличение когнитивных карт и она почувствует, что путь к подъезду лежит через помойку, а там опасно и это сразу активирует оборонительную систему, несущую все вышеописанные реакции.
То есть кошка, просто почувствовав голод, уже приготовится идти по этому пути и уже отреагирует так, будто сейчас будет драться.
Важно отметить, что когда Павлов закреплял животным рефлексы днем, то они могли не работать ночью, то есть тут включены даже циркадные ритмы. Назовём рефлекторную цепь приспособительным актом и выразим следующее правило: чем больше обстановка похожа на ту, в которой закреплялась реакция, тем скорее мы получим эту реакцию.
То есть животное одновременно воспринимает ощущения от тела (включая ритмы работы внутренних органов), ощущает положение тела в пространстве, чувствует циркадные ритмы (внутренние «часы» организма) и обстановку вокруг – и даже пара элементов этой цепи, например, время суток и работа внутренних органов, могут активировать подкрепленный ранее приспособительный акт.
Что это значит? Что чем сильнее было переживание, тем более сильное оно оставит воспоминание, и тем легче будет включаться автоматическая реакция.
В результате животные представляют из себя приспособительные машины, и почти всё их поведение автоматично.
Пара слов об особенностях работы
Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную.
Марк ТвенРазберёмся с некоторыми деталями.
Для начала скажи – может ли кошка отличить стул от костра? То есть если мы её поместим на стул и если мы её положим в костёр, она отреагирует по-разному?
Из всего выходит, что да. Однако может ли кошка отличить стул от стола? Если, предположим, они из одного и того же материала? И даже одинакового размера.
Я уверен, что она их не отличит – как не отличит пятницу от четверга, например. Тогда почему же она смогла найти разницу между костром и стулом? Наверное, потому, что она воспринимает не сами костёр и стул – она воспринимает ощущения своего тела. И костёр для неё это не «угроза для жизни», выраженная словами – это конкретные ощущения, внешний вид которых навсегда отложился в её памяти.
То есть она воспринимает не сами объекты, а свои ощущения от них.
А пылесос – это не сложный предмет, работающий на электричестве и с разными режимами, а просто страшно шумящее и вибрирующее обстоятельство, которого надо избегать или же наподдать ему по самое не балуй.
То есть она не может думать и представлять себе объектов – она просто знает, какие она получит ощущения и в итоге делает то, что будет наиболее приятным. Если ты призадумаешься, то поймёшь, что мы тоже знакомимся с предметами именно своими органами чувств.
Представим же следующую ситуацию – стая кошек живёт в пещере (да-да-да, кошки не живут стаями, ну почему ты такой зануда?).
И вот одна кошка говорит: «Господа, я тут видела выход из пещеры, пойдемте, погуляем».
Все такие: «да-да-да, пойдёмте». Ну они и пошли. А на улице была, значится, зима, и всё почему-то пошло не очень хорошо: вокруг холодно, дискомфортно, рядом обитали собаки и припугнули их лаем, а один котёнок, Васька, замёрз и умер.
Вернулась стая в пещеру и, конечно же, решила, что улица далеко не самое лучшее место для того, чтобы там появляться.
Как ты понял, все заинтересованные лица получили соответствующие записи в хорошометре.
Однако наступило лето, и какой-то неведомой магией вся стая очутилась на улице.
И, о чудо – вокруг цветы, тепло, красота и благодать. Еда кругом, на тёплой траве комфортно и удобно, а главное – Васька взял и воскрес.
Прекрасный день и прекрасное место эта улица, однозначно.
На хорошометре это тоже отразилось – если раньше улица оставила от себя впечатление на «–5», то в этот раз она показала себя на «+5». В итоге как они будут относиться к выходу из пещеры? После сложения векторов получаем 0 – соответственно, нейтрально.
А всё почему? Потому что они не могут представить и понять какой-то внешний фактор, которой мы обозначим словом «зима». Делать выводы они не могут – им еще нечем. Зато могут запоминать ощущения своего тела и поступать, исходя из всего полученного ими опыта. У них происходит сложение векторов.
Ну, хорошо хоть Васька воскрес.
1) Если кошку бросить в костёр, то она от него побежит. Если она унюхает мясо, то она побежит к мясу.
2) Если вторая кошка пойдёт в сторону костра, то первая сможет её предупредить – у них есть лимбические системы, морды и положения тел для общения (подробнее в четвертой части).
2) Если первая кошка пойдёт в сторону костра, то она предупредит и себя – потому что у неё теперь есть, чем запоминать.
2) Если первая кошка пойдёт в сторону костра, то она предупредит и себя – ей вдруг станет очень неудобно, ведь теперь ей есть, чем себя предупредить.
3) После таких злоключений она не сделает выводов – вот этой детали у неё пока нет.
4) И прочитав эти пункты, она не решит «Я обиделась, но у меня есть чувства» – у неё нет Я, а потому обижаться там просто некому.
Впрочем, для простоты мы можем считать, что у кошки есть «Я» – тогда этим самым «Я» мы назовём всю карту её хорошометра. Потому что для того чтобы было «Я», совершенно необходимо, чтобы было «не Я» – ещё что-то, с чем ему взаимодействовать. А в жизни кошек нет обособленных явлений. Кошки и мир – единое целое.
Выводы:
Второй контур позволяет запоминать раздражитель и соответствующую ему эмоцию, которую выражает в теле.
В результате всё это складывается в хорошометр, учитывающий опыт всей жизни – и живые существа чувствуют, как им правильно поступить.
Если им было хорошо в подъезде, и они хотят идти в подъезд – то они пойдут в подъезд.
Второй контур позволяет общаться (делиться опытом) разным особям друг с другом.
Он оперирует тем, насколько хорошо будет самому субъекту в том или ином месте – но не может оперировать абстрактными понятиями и объектами.
В том случае, когда показания расходятся – происходит сложение векторов, потому что нечем проводить анализ.
Если происходит что-то чрезвычайно важное, то просыпается первый контур и берёт контроль на себя.
А всё потому, что информация от органов чувств сначала проходит через первый контур, потом, если первый контур счёл её удовлетворительной – пропускается дальше, во второй контур – и на основе его показаний совершаются действия.
Контрольные вопросы:
1) Время вечеринок. Найди в интернете «Розыгрыш Мумия», который с зубной пастой, после чего проведи его и своими глазами увидь то, как человек воспринимает мир.
2) Если кошки не могут думать о боге, то как они попадут в рай? Или в раю не место кошкам?
3) Если ты поставил пельмени – то пойди и выключи их. И покорми кошку.
Кнут и пряник
Словом, убеждение и опыт говорят мне, что прокормиться на нашей земле – не мука, а приятное времяпрепровождение, если жить просто и мудро: недаром основные занятия первобытных народов превратились в развлечения цивилизованных. Человеку вовсе не обязательно добывать свой хлеб в поте лица – разве только он потеет легче, чем я.
Ральф Уолдо ЭмерсонНикакая реальность не должна быть для вас угрозой.
Тимоти ЛириУ людей второй контур работает так же, как и у животных, поэтому любые правила, характерные для них распространяются и на нас, вплоть до выученной беспомощности – феномена, при котором животное настолько убедилось в тщетности попыток, что даже при угрозе смерти не пытается избежать урона.
На самом деле в таких ситуациях животное сначала использует самые поздние из усвоенных правил (ведь обстановка меняется и нужно идти в ногу со временем), однако если свежие «способы выжить» не работают, то организм с каждой попыткой прибегает ко всё более ранним стратегиям, вплоть до младенческих – и вероятно, что при выученной беспомощности животное пытается избежать урона, но уже теми способами, которые помогали ему во младенчестве.
Так вот, животными и человеком в итоге двигают две главные силы «Мотивация От и Мотивация К», одна из которых помогает овладевать всем, что ассоциируется с пользой, а другая – избегать и тревожиться при тех факторах, которые чреваты вредом\болью\угрозой и так далее.
Пара слов о третьем контуре – что он такое же продолжение второго контура, как второй – продолжение первого, то есть все наши чаяния, все наши мысли и мотивации растут из этой великой триады – жрать, рожать и выживать.
И, независимо от происходящего прямо сейчас, остальной опыт человека может либо давать ему ощущение «всё уже хорошо, жизнь – отличная штука, будущее в порядке, мир в порядке».
Либо что всё хорошо, но что-то слегка не в порядке.
И тогда человек, как герой Маяковского «Послушайте», ходит «тревожный внутри, но спокойный наружно», когда ему кажется, что вот-вот счастье накроет с головой, оно за поворотом, буквально месяц – вот та должность, отношения с тем человеком, повышение зарплаты, конец универа, секс с той красоткой – и тогда, наконец, они будут счастливы, но сейчас что-то всё ещё не в порядке.
Удивительно, что часто люди несут это состояние еще из тех времен, когда даже не говорили словами, а потому даже не помнят другого опыта – и им кажется, что «жизнь – борьба», тревожная и беспокойная, и лишь в редчайшие моменты – после оргазма, под наркотиками либо иной интоксикацией – они наконец чувствуют себя хорошо.
Есть же другое состояние, когда ты изнутри спокоен и рад, что живёшь, когда ты можешь просто остановиться и почувствовать момент, услышать, увидеть мир вокруг, насладиться; когда тебе хорошо жить без всяких условий. И я говорю про ощущения, не про логику.
Первое же состояние, эта маленькая тревожность, с которой многие (и я раньше) жили всю жизнь, но привыкли её не замечать, оно как камешек в ботинке, тревожит нас на протяжении всей жизни, и мы, идя по миру, не можем наслаждаться им, потому что у нас болит.
Потому что на словах всё нормально, по факту всё хорошо, но на уровне ощущений «что-то не в порядке и надо что-то сделать, чтобы было хорошо».
Я хочу сказать лишь то, что человек может жить в соответствии со своими чувствами и ему не нужно принуждать себя – если же он вместе с тем разберется со своими негативными ассоциациями, то тогда, наконец, он поймёт все древние писания и сможет писать свои, но главное – будет наслаждаться жизнью и тому же научит своих детей. Как в старой поговорке – не воспитывай детей, они будут похожи на тебя. Воспитывай себя.
Третий контур
Мозг не есть орган мышления, а орган выживания.
А. Сент-Дьёрдьи, биологВпрочем, мы слишком долго говорим об обезьянах – а собирались ведь искать человека.
Пелевин «Generation П»Сравнительно недавно, примерно 2,6 млн лет назад гоминиды (семейство, к которому относится человек разумный) начали думать, вследствие чего мозг увеличился в 3 раза.
Наши герои научились отрываться от происходящего в реальности (полностью или частично) и попадать в воображаемый мир, где могли и планировать, и вспоминать, и мечтать, и думать.
Есть много вещей, о которых можно подумать. Например, скажи – что произойдёт, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом? Мы с тобой понимаем, что может случиться всякое: лом может согнуться или выскочить назад, а может прокопать землю вместе со шпалами.
Однако, несмотря на вселенскую значимость этого вопроса, отвлекись и обрати внимание, что прямо сейчас ты запросто взял и представил ситуацию, которая, скорее всего, никогда не произойдёт. Рядом с тобой, скорее всего, нет ни лома, ни железной дороги, ни поездного туалета – однако ты легко представил себе возможные варианты.
То есть ты запросто взял и совершил такое масштабное планирование.
Если бы история с кошками и пещерой, которую я описал ранее, произошла бы с людьми – то они бы не стали нейтрально относиться к улице – они бы выделили такое понятие, как лето и зима, после чего получили бы себе 2 записи:
«Зимой выход из пещеры – это плохо» и «Летом выход из пещеры – это хорошо»
И кончилось это тем, что в наше время выход из пещеры зимой перестал быть чем-то плохим.
Параллельно появились символы и речь. Академик Павлов и вовсе назвал работу этого контура второй сигнальной системой – сигналами сигналов. Что он имел в виду?
Всё просто – представь себе всеми любимый жёлтый лимон.
Представь, как ты берёшь нож и его режешь – как из лимона бодро и уверенно в разные стороны разлетается кислый сок, как он начинает пахнуть. Представь, что ты поднимаешь лимон над собой и выжимаешь из него сок себе на язык. Какой он на вкус? А как он пахнет?
Если раньше мы звонили в звонок, чтобы у пса появился желудочный сок, то теперь человеку достаточно просто прочитать о лимоне – ведь у тебя выделилась слюна, не так ли? А ведь по большому счёту ты сейчас просто смотришь в испещрённую черными крючками бумагу.
Вот это и есть сигналы о сигналах – нигде рядом не было лимона, никто даже не звонил ни в какой звонок, связанный у тебя с лимоном, – ты просто увидел какие-то символы. И черные закорючки на бумаге в виде слов «стул» и «стол» заставляют тебя представлять разные объекты, хотя для кошки это в обоих случаях будет просто запачканная бумага.