banner banner banner
Бизнес по-русски
Бизнес по-русски
Оценить:
 Рейтинг: 0

Бизнес по-русски

Бизнес по-русски
Артем Регарт

Эта книга не про успешный успех и страну безграничных возможностей, про которые нам рассказывают многие «эксперты», которые мало знают о бизнесе. Эта история про борьбу и выживание предпринимателей вопреки всем разрушительным событиям. Я хочу вас поддержать, хочу вам напомнить про то, что самое главное, что у нас есть – это наша жизнь. Иногда так случается, что самый негативный сценарий на практике выглядит очень оптимистично, а в реальности происходит что-то, о чем мы раньше не имели представления. Очень важным здесь становится принять все как есть (не в смысле согласиться, а увидеть и принять, что мир изменился и только, исходя из этого, действовать). Мне очень хочется верить в то, что книга окажется полезной для вас и почерпнете для себя что-то новое или найдете во мне единомышленника, и это придаст вам сил идти дальше.

Артем Регарт

Бизнес по-русски

Посвящается Ире Гуцул, нашему другу семьи, которая навсегда останется в наших сердцах…

Книга для оставшихся и уехавших предпринимателей…

Эта книга не про успешный успех и страну безграничных возможностей, про которые нам рассказывают многие «эксперты», которые мало знают о бизнесе. Эта история про борьбу и выживание предпринимателей вопреки всем разрушительным событиям. Я хочу вас поддержать, хочу вам напомнить про то, что самое главное, что у нас есть – это наша жизнь. Иногда так случается, что самый негативный сценарий на практике выглядит очень оптимистично, а в реальности происходит что-то, о чем мы раньше не имели представления. Очень важным здесь становится принять все как есть (не в смысле согласиться, а увидеть и принять, что мир изменился и только, исходя из этого, действовать).

Мне очень хочется верить в то, что книга окажется полезной для вас и почерпнете для себя что-то новое или найдете во мне единомышленника, и это придаст вам сил идти дальше.

Привет, меня зовут Артем и первое, что я хочу сделать – поблагодарить вас за то, что вы выделили время и решили прочитать эту книгу. Я ее писал не один, а в соавторстве со своей женой Верой Регарт. У нас разные таланты – я знаю как разработать продукт и создать преимущества, а она изучает психологию, прекрасно пишет. Я про четкость и структуру, а она про душу. Нам очень повезло, потому что мы очень сходимся во взглядах и помогали друг другу в реализации на протяжении всего пути. Сколько вечеров мы размышляли обо всем, искали вместе решения сложных задач, спорили, когда что-то не получалось.

Эта книга – отчасти руководство к действию, а также попытка вытащить внутренние смыслы и переложить их на бизнес. Я не люблю готовые рецепты, потому что слишком много разных вводных данных. Все зависит от того где вы сейчас находитесь и куда вы хотите прийти. Я буду предлагать вам задавать себе честные вопросы, приводить много разных примеров из своей жизни и бизнеса моих клиентов. Так у вас появится возможность столкнуться с самим собой и, возможно, чуть больше узнать себя – это и даст возможность изменить бизнес.

Я знаю предпринимателей, которые могут назвать свои слабые стороны, но когда мы говорим об их уникальности, вдруг возникает ступор. Простые вопросы о самих себе, о своем бизнесе загоняют умнейших людей в угол. Хотя чем больше мы знаем о себе, о своей мотивации, о том, что нас разрушает и мешает, тем легче нам управлять своей жизнью.

Бизнес является вашим отражением, это живое воплощение всего того о чем вы думаете и что знаете. Потому как устроен ваш бизнес можно разглядеть ваши идеи, установки, убеждения, взгляды на жизнь. Часто мы бываем недовольны результатом или внешними обстоятельствами – нам может не нравится, что сотрудники не хотят работать или клиенты все время просят скидки и жалуются, что «у вас дорого». Сюда можно предложить еще много разных идей, которые могут не нравиться, все они являются следствием, а я предлагаю сделать попытку подступиться к причинам.

Давайте договоримся на берегу – мы изначально берем за основу мысль о том, что со всеми все нормально. Клиенты – обычные люди, если вы замечаете некие алгоритмы поведения среди них – это неплохо, наоборот, они своим поведением дают подсказку над чем нужно подумать, в какую сторону двигаться.

Точно также сотрудники. С ними все в порядке – если вы замечаете, что они быстро выгорают на работе, и в следствии происходит постоянная текучка персонала, значит, им нужна ваша помощь. Нужно действовать сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, обеспечить качественный отдых в течение рабочего дня, с другой стороны, найти причину почему у многих сотрудников происходит эмоциональное выгорание. Только тогда вы сможете решить проблему.

Давайте я представлюсь, чтобы вы узнали обо мне чуточку больше. Всю свою жизнь я занимаюсь бизнесом. Если посмотреть со стороны, то кажется что я занимался очень разными вещами. На протяжении жизни мои интересы менялись и деятельность тоже, за моими плечами есть как сверхуспешные бизнесы, так и не успешные, был бизнес как «по залету», так и по любви. Много раз я думал, что это та сфера, которой я хочу заниматься всю жизнь, но жизнь постоянно вносит свои коррективы.

Чем бы я не занимался, всегда в реальности делал одно и тоже – создавал преимущества продукта. Когда у меня это получалось сделать – бизнес неизбежно выстреливал.

ГЛАВА 0.

Российский бизнес зачастую существует в парадоксе между попыткой сделать хороший сервис и постоянной попыткой удешевить продукт, занижая при этом его качество. У нас даже выражение есть на этот случай – «начали за здравие, закончили за упокой». Или если хотите вот такой народный стишок-перажок:

Олег за все берется смело,

Все превращается в говно.

А если за говно берется,

То просто тратит меньше сил.

Предприниматели при этом часто объясняют снижение качества продукта тем, что для их покупателей не имеет значения собственно качество, главный принцип выбора – это цена.

Вот такой замкнутый круг. Клиентам не важно качество, поэтому мы его максимально снижаем, а потом клиенты перестают покупать, потому что «начали за здравие, закончили за упокой». Конечно, из этого круга нужно выходить.

Было время, когда я консультировал собственников бизнеса и помогал разработать и внедрить преимущества, общаясь с ними, я узнал много нового. Руководители компаний постоянно находятся в поиске новых эффективных решений по улучшению бизнеса. В основном, они находят тактические решения, которые не позволяют решить проблемы кардинально. Когда они обращаются ко мне, я вижу огромный потенциал во многих компаниях. Вопрос только в их готовности к этим изменениям. Я не устану повторять, что в нашей стране очень легко создавать все новое, здесь нет такой жесткой конкуренции, как во многих других передовых странах.

Как основатель завода по производству световозвращающей пленки, консультант, погрузившийся во многие сферы бизнеса, создатель завода clt-панелей по производству загородных домов я не просто изучил российскую бизнес среду, но и активно участвую в ней. В данный момент я произвожу серийные загородные дома-квартиры, в книге буду приводить много примеров о том, как я создал преимущества в своих компаниях, это международный стартап, который очень быстро набирает обороты.

Мой опыт позволил многое проанализировать и понять. Я наблюдал как создание настоящих преимуществ товаров и услуг влияет на бизнес, вне зависимости от его масштаба. Также видел, что происходит, как трудно даются перемены в бизнесе и смене курса. Часто самые важные преобразования в компаниях происходят благодаря кризисам, в это время просто невозможно оставаться прежними. Преображение и рост компании – это следствие того, как меняется ваш продукт и становится все более клиентоориентированным.

Я был подстрекателем и свидетелем огромного числа прорывов руководителей и их компаний, которые хотели изменений и смогли их совершить с помощью создания преимуществ. На моих глазах менялось мышление собственников бизнеса, а затем менялся курс их компаний. Но самое удивительное, что происходит в этот момент с отраслью в целом. Сначала конкуренты отторгают новую идею и не принимают ее, но когда от них начинают уходить многие даже самые лояльные клиенты, они стараются измениться.

В погоне за клиентами, в спешке, конкуренты пытаются копировать вырвавшуюся в лидеры компанию. Но в этот момент уже поздно, потому что запоминают всегда первых, кто сделал прорыв. Те, кто копируют, видят, как правило, только верхушку айсберга. Они не могут воспроизвести все технологические решения. Те компании, которые смогли создать реальные преимущества продукта, используют не одно технологическое решение, а целый комплекс. Как правило, это очень сложная концепция, которую можно увидеть только внутри компании.

У меня накопилось достаточно много примеров по созданию преимуществ в абсолютно разных нишах, которыми я хочу с вами поделиться. Эта книга как раз подробно рассказывает о том, как создать такую концепцию и стать одним единственным в глазах ваших клиентов.

Тактика или стратегия? Марафон или спринтерская дистанция?

Я очень подробно изучил внутреннюю трансформацию компаний и понял, что она не может проходить быстро и спонтанно. Чем медленнее проходят изменения, тем качественнее и лучше получается результат (если речь идет о крупных компаниях). В этом и есть самое главное противоречие. В основном, все бизнес-обучение строится на тактических и прикладных вещах, их проще продать, но они не способны принести большой и ощутимый результат. На мой взгляд, особое внимание нужно уделять стратегии. Это понимание и позволило заработать на производстве моей пленки и потеснить двух сильнейших на тот момент американских конкурентов. До сих пор никто так и не смог повторить мой результат.

Если бы я руководствовался тактическими решениями, никогда не достиг бы тех результатов. Поэтому я хочу, чтобы вы подумали об этом, что для вас важно. Выиграть на старте, заработав моментально, либо упустить незначительную выгоду в начале, но стать одним большим и бесспорным лидером рынка. Это совершенно два разных подхода и пути. Где одни вынуждены будут всегда выживать, а другие будут создавать рынок и менять его в зависимости от их собственных наработок и идей. Звучит громко, амбициозно, но эта идея не лишена смысла.

Все как в песне «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под вас».

Если вы сейчас думаете, что слишком маленькие для этого, то пора начать менять свое мышление, иначе вы так и останетесь маленькими в глазах своих клиентов, конкурентов и самое страшное – для самих себя. Я в этой книге постараюсь привести достаточно много разных примеров разных инструментов, с помощью которых можно отстроиться от конкурентов и покажу как я анализирую рынок и создаю новый продукт. В долгосрочной перспективе именно это приносит самых преданных клиентов, которые становятся частью компании.

Я очень старался сделать эту книгу проще и доступнее. Периодически я буду давать вам теоретические сведения, необходимые для вашего восприятия. Сложность взрослого образования в том и состоит, что прошлый опыт имеет огромное значение. Мы постоянно пытаемся воспроизвести то, что делали раньше. Или сопоставить получаемую информацию с тем, что вы уже знаете. Условно говоря, сейчас, когда вы читаете этот текст, параллельно вы с чем-то соглашаетесь, а с чем-то нет.

Если у вас есть подобный опыт, то вы про себя думаете:

– Да, это мысль правильная, нормальный мужик.

Если ваш опыт не совпадает:

– Что за ерунду он несет?!

Чтобы получить принципиально новый результат, просто необходимо на время допустить мысль о том, что мы чего-то не знаем и тогда освободится место для новой информации и появятся вопросы. Все новое неизвестно и не очень нам привычно, мы чувствуем себя там не комфортно, а потому стараемся избежать. Но это не означает, что нужно принимать на веру все, что я предлагаю, напротив, проверять на практике.

Еще на своих лекциях я заметил, что есть люди-ответы. У них в принципе нет вопросов, они работают только «на выход». Прием информации «внутрь» такой тип людей в принципе не допускают. В реальности таких предпринимателей немного и если вы уже читаете книгу, значит, все-таки запрос у вас есть. Кстати, я сам не так уж и прост, новую информацию воспринимаю «в штыки», если что-то для меня новое, то начинаю спорить, давать контраргументы, чтобы понять где слабые места, проверить на прочность и понять это вообще похоже на правду или нет.

Мои наработки не обещают вам мгновенный результат, но дают возможность получить лучший результат. Итак, я предлагаю вам на собственном опыте испробовать все, что вы узнаете из книги, а затем объективно оценить результаты.

Кризис и форс-мажор

Времена меняются. Привычные модели рушатся, но на смену им обязательно придут новые. Совсем недавно мы столкнулись с непредвиденной ситуацией, когда практически весь рынок услуг умер в один момент. Никто этого не мог предсказать, что случится пандемия.

Что уж говорить про февраль 2022 года? Уже сегодня мы оказались совершенно в новой реальности. Произошедшие изменения коснулись всех сфер жизни: экономики, медицины, религии, образования, наших взаимоотношений. Изменился наш мир в буквальном смысле, все, что было актуально раньше, теперь устарело, либо нуждаются в существенных изменениях.

Вот и это книга, которая была практически завершена, получила совершенно новый неожиданный поворот, в ней появились правки курсивом, где я описываю, как я реагировал и менял свою компанию в условиях выживания. Что уж говорить, даже название книги было другое. Название, которое ей было уготовлено «Преимущества, которые продают за вас», начинал я ее писать 5 лет назад, когда еще консультировал клиентов. Кажется, что это было совсем в другой жизни, бизнес был другим. Мир изменился и мы вместе с ним.

«Как правило, люди в кризис реагируют более или менее одинаково, например, сначала урезают расходы на услуги, экономят на всем, чем возможно, часто переходят в более дешевый сектор, отказываются от путешествий и т.д.

Клиенты становятся все более избирательными, прежде чем совершить ту или иную покупку они начинают думать и тщательно выбирать поставщика, цена имеет значение в такие моменты. Поэтому компаниям, чтобы остаться на рынке нужно менять свою парадигму. Теперь некачественные товары и услуги производить нельзя и при этом цена должна быть интересной для клиента. Нужно поставить во главу угла своего клиента, потому что только он платит вам рублем.

То есть предприниматель попадает в такую ловушку, продукт должен быть качественным, но при этом выгодным для клиента. За счет каких решений можно в кризис найти этот баланс? Мы будем исследовать эту тему на протяжении всей книги.