banner banner banner
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора
Оценить:
 Рейтинг: 0

Аудит организаций различных видов деятельности. Настольная книга аудитора


• обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

• обеспечивать исполнение установленной Федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

• организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Предрейсовый медицинский осмотр должен производиться перед началом рабочей смены водителей. Для его осуществления администрацией транспортной организации должно быть выделено специальное помещение. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации транспортной организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения. Предрейсовый медицинский осмотр должен осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002 г.).

Осуществление международных перевозок. Порядок осуществления транспортной организацией международных перевозок регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Согласно ст. 2 Закона № 127-ФЗ, к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (удостоверение допуска российского перевозчика).

Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок установлен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 г. № 730. Согласно Положению, к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (российские перевозчики).

Под некоммерческими перевозками в Положении понимаются перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для производственных нужд или своих работников (на автобусах вместимостью более девяти человек, включая водителя) на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы. В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.

Формы бланков удостоверения и карточки допуска утверждены Министерством транспорта РФ (Приказ от 22.11.2004 г. № 36). Указанные бланки являются документами строгой отчетности и изготавливаются по технологии, обеспечивающей их защиту от подделки. Удостоверение выдается:

• на 1 год – российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее 1 года;

• на 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) – российскими перевозчиками, которые на протяжении последних четырех лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум не менее 1 года.

Срок действия удостоверения, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца, но не более двух раз.

Срок действия удостоверения, выданного на 1 год, не продлевается.

Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.).

Передача удостоверения другому российскому перевозчику, а также карточек допуска для использования транспортного средства, не принадлежащего владельцу указанного удостоверения либо переданного им во владение другому лицу, запрещается.

Исчисление и уплата НДС при осуществлении международных перевозок. Согласно ст. 164 НК РФ, обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 % при оказании услуг:

а) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;

б) непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

в) по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

Статьей 165 НК РФ (п. 4) установлен перечень документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 % при оказании услуг вида «а» и «б». К ним относятся:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица – покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке (либо выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица – покупателя указанных услуг);

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории РФ и (или) ввезен на территорию РФ;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию

РФ).

Указанные документы должны быть представлены для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита. Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспо рта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, указанные документы не будут представлены, то операции подлежат налогообложению по ставке 18 % (если же впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 %, уплаченные суммы налога подлежат возврату).

Если же организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов, то для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

1) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;

2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

При этом п. 9 ст. 165 НК РФ устанавливает, что порядок, предусматривающий необходимость предоставления подтверждающих документов в срок, не превышающий 180 дней, не распространяется на данный случай (когда в налоговый орган не представляется таможенная декларация).

В связи с этим нередко возникает вопрос: можно ли применить ставку 0 % к услугам по международной перевозке пассажиров и багажа при отсутствии документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, по истечении 180 дней?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Позиция ФНС РФ (Письмо от 16.02.2006 г. № ММ-6-03/174@ «О налоге на добавленную стоимость») заключается в том, что если на момент определения налоговой базы у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки, то данные услуги облагаются НДС по ставке 18 %.

В то же время есть ряд судебных решений, согласно которым законодательством не предусмотрена возможность применения ставки 18 % к услуг ам международной перевозки пассажиров и багажа (Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2008 г. № КА-А40/6814-08 по Делу № А40-51592/07-14 (109)-298; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2007 г. № Ф04-5178/2007 (36767-А45-42) по Делу № А45-14425/2006-20/293; Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2008 г. № КА-А40/6627-08 по Делу № А40-51580/07-151-337; Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2008 г. № КА-А40/4802-08 по Делу № А40-47442/07-139-310; Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2008 г. № КА-А40/458-08 по Делу № А40-30796/07-107-181 и др.).

В этих постановлениях судьи указали, что налоговым законодательством не предусмотрена возможность применения к услугам по международной перевозке пассажиров и багажа иной ставки НДС, кроме нулевой. Налогоплательщик может применить ставку 0 % уже при продаже билетов по международным перевозкам пассажиров и багажа, так как условия применения этой ставки, предусмотренные подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ, имеются уже на стадии их продажи. Положения же абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ, на которые ссылались в судах налоговые органы, не применяются к услугам по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, доначислить налог по ставке 18 % нельзя.

Аудитор должен убедиться в обоснованности применения налоговой ставки 0 % и ведении транспортной организацией раздельного учета при наличии оборотов, облагаемых по ставке 18 %. Порядок организации подобного раздельного учета рассмотрен в пункте «Раздельный учет сумм НДС при производстве продукции, реализуемой внутри России, и на экспорт» раздела 1: «Организация по производству продукции».

Соответствие учета доходов и расходов по обычным видам деятельности положениям отраслевой Инструкции. Специфика аудиторской проверки организации автомобильного транспорта связана также с тем обстоятельством, что учет доходов и расходов по обычным видам деятельности в такой организации должен осуществляться в соответствии с рекомендациями отраслевой инструкции, утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 г. № 153 (обязательность исполнения рекомендаций отраслевых инструкций подобного рода для организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм установлена ПБУ 10/99 Минфина РФ). Согласно Инструкции к обычным видам деятельности транспортной организации относятся доходы от:

• грузовых и пассажирских перевозок;

• транспортно-экспедиционных операций;

• предоставления автомобилей (аренды, проката);

• погрузо-разгрузочных работ и складских операций;

• некоторых других операций (доходов автостанций, автовокзалов и др.).

Аудитор должен убедиться в том, что перечисленные в Инструкции доходы отражаются транспортной организацией в составе обычных (на счете 90).

При формировании расходов по обычным видам деятельности транспортная организация, согласно Инструкции, должна обеспечить их группировку по элементам:

• материальные расходы (расходы на топливо, шины и др.);

• расходы на оплату труда;

• начисления на оплату труда;

• амортизация;

• прочие расходы (расходы на ремонт, командировочные расходы, расходы на рекламу, расходы на получение специальных разрешений на перевозку, расходы на платные автостоянки по пути следования, сборы за проезд и др.).

Признание расходов, связанных с приобретением транспортных средств по договорам лизинга. Транспортные организации нередко приобретают дорогостоящие транспортные средства по договорам лизинга (в том числе международного). При проверке операций по приобретению имущества по договору лизинга перед аудитором может возникнуть ряд вопросов, не имеющих однозначных ответов:

• признание в налоговом учете лизинговых платежей;