Книга Доброе утро, я люблю тебя! Практики осознанности и самосострадания на каждый день - читать онлайн бесплатно, автор Шона Шапиро. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Доброе утро, я люблю тебя! Практики осознанности и самосострадания на каждый день
Доброе утро, я люблю тебя! Практики осознанности и самосострадания на каждый день
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Доброе утро, я люблю тебя! Практики осознанности и самосострадания на каждый день


Миф 9. Осознанность эгоистична.

Правда: некоторые клиенты говорят мне: «Это эгоистично – просто сосредоточиться на себе». На самом деле все наоборот. Исследования показывают, что внимательность делает нас более щедрыми и сострадательными и более способными поддерживать других. Осознанность помогает понять внутреннюю взаимосвязь друг с другом и со всей жизнью. Углубляя это понимание, мы осознаем, что никогда не практикуем только для себя и что наша практика находит отклик во всем мире.


Миф 10. Осознанность – это просто медитация.

Правда: медитация укрепляет способность к осознанности, подобно тому как посещение спортзала укрепляет мышцы. Однако осознанность – это образ жизни, а не просто медитация. Ее можно практиковать в каждый момент жизни, и она поможет перейти от реакции к ответу.

От реакции к ответу

Вы когда-нибудь нажимали кнопку «отправить» в электронной почте, а через несколько секунд сожалели об этом? Или огрызались на любимого? Или хотели бы сделать паузу, прежде чем критиковать коллегу?

Подобные реакции случаются со всеми нами. Несмотря на все усилия, мы попадаем в бурлящий поток повседневной жизни и автоматически реагируем на ситуацию вместо того, чтобы давать осознанный ответ. Почему это продолжает происходить, даже если мы «знаем лучше»?

Во всем виноват рептильный мозг. Эта древняя часть мозга, как правило, первая реагирует на стресс, заставляя нас действовать автоматически, а не давать обдуманный ответ, который возникает в результате работы префронтальной коры – центра рассуждений и принятия сложных решений.

Механизмы самозащиты являются продуктом тысячелетнего опыта человека, передающегося от поколения к поколению. Вегетативная нервная система регулирует различные процессы, происходящие без сознательного прикладывания усилий, такие как дыхание или сердцебиение. Но когда мы сталкиваемся с опасностью, та же самая нервная система активирует три варианта реакции: дерись, беги или притворись мертвым.

Такая эмоциональная реактивность неспроста является частью эволюционного наследия. Она полезна и действительно важна, когда опасность является неизбежной и физической: например, когда за нами гонится лев. Однако когда опасность носит психологический характер, что чаще встречается в современной жизни, этот механизм реагирования может причинить вред.

Подобные реактивные шаблоны настолько укоренились, что мы можем даже не осознавать, что используем их. Кто-то подрезает нас на дороге, и мы ______. Ребенок в который раз забывает делать то, что мы просим, и мы _______.

Коллега не выполняет свою часть проекта, и мы _______. Эти модели могут стать настолько доминирующими, что уменьшают способность ясно видеть и ограничивают свободу выбирать мудрый и сострадательный ответ. В конце концов, мы живем на автопилоте, путешествуя по автострадам для привычек, позволяя условным шаблонам и эмоциям управлять тем, во что мы верим, о чем думаем и что делаем.

Осознанность противостоит укоренившейся реактивности, бросая два тяжелых камня в безудержное стремление незамедлительного ответа:


1. Осознанная пауза: осознанность создает момент паузы между стимулом и реакцией. Эта пауза дает нам возможность ясно увидеть ситуацию и выбрать ответ, вместо того чтобы автоматически реагировать по укоренившемуся шаблону, который может не идти на пользу нам, другим людям или обстоятельствам. Осознанность возвращает нас к выбору. Мудрая поговорка, которую приписывают психологу и жертве Холокоста Виктору Франклу, лучше всего передает это: «Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать свой ответ. В этом ответе – наш рост и наша свобода».


2. Состояние осведомленного свидетеля: когда мы осознанно делаем паузу, мы как бы мысленно отступаем на шаг назад от того, что происходит. Затем мы можем использовать собственный высокоразвитый разум для объективного наблюдения за ситуацией. Когда нас несет течение жизни, мы теряем перспективу. Осознанность помогает подняться над суматохой, чтобы видеть с большей ясностью. Представьте, что вас уносит в бушующую реку. Вы тратите всю свою энергию только на то, чтобы держать голову над водой. А осознанность подобна наблюдению за ситуацией с вертолета. Мы получаем большую перспективу.

Осознанность создает момент паузы между стимулом и реакцией. Эта пауза дает нам возможность ясно увидеть ситуацию и выбрать ответ.

Вместе осознанная пауза и состояние свидетеля освобождают нас от укоренившихся реакций, особенно в эмоционально напряженных ситуациях. Хотя внимательность не обязательно изменяет то, что происходит, она изменяет наше отношение к происходящему. Это помогает нам развеяться, увидеть ситуацию свежим взглядом и давать мудрый ответ, а не автоматически реагировать.

Существует причина, по которой практики осознанности принимаются людьми из всех слоев общества. Осознанность может уменьшить напряженность всех видов. Она может даже спасти жизнь, как мы можем видеть из следующей истории, рассказанной мне профессором Амиши Джа, одним из пионеров в изучении влияния тренировки осознанности в армии[46].

Офицер Витт и его отделение вошли в небольшую деревню и увидели группу афганцев, которые сердито приближались к ним с палками в руках. Офицер сказал, что именно осознанность, способность останавливаться, вместо того чтобы автоматически реагировать, дали ему присутствие духа, чтобы приказать своим людям прекратить огонь. Он велел им положить винтовки на землю, показывая жителям деревни, что они не будут стрелять. Этот акт мужества и милосердия остановил приближающихся крестьян. Офицер Витт рассказал, что без осознанности его страх и реактивность могли бы взять верх. Сделав паузу и приняв другое решение, он предотвратил возможную резню.

Хотя внимательность не обязательно изменяет то, что происходит, она изменяет наше отношение к происходящему.

Полноценная жизнь

Быть человеком значит иметь разносторонний опыт – не только трудности, но и безграничную красоту. Осознанность помогает преодолевать жизненные испытания и искушения, но она также побуждает к радостям жизни.

Мы становимся более открытыми для зрелищ, звуков, ощущений, вкусов и эмоций каждого момента. Мы обнаруживаем, что можем лучше замечать волшебные мгновения жизни, тайны, даже в разгар испытаний.

Практика осознанности позволяет оставаться на связи с тем, что делает жизнь наиболее значимой, с тем, что мы действительно ценим, что активизирует нас больше всего. Это больше, чем инструмент или практика, она служит одновременно убедительным агентом перемен и деликатным посредником мира.

Осознанность – способ восприятия и отношения к миру, который буквально перестраивает мозг и меняет саму ткань сознания, чтобы мы могли жить с бóльшим счастьем, состраданием и мудростью.

«Чтобы улучшить жизнь, вы должны повысить качество своего выбора. Чтобы повысить качество выбора, вы должны улучшить свои мысли и эмоции, которые и делают этот выбор. Чтобы улучшить мысли и эмоции, вы должны изменить свое сознание. Чтобы изменить все, вы должны изменить свое сознание» – из книги «От уныния и бед – к жизни, о которой вы только мечтали! Шагни в новую реальность!» Барбары де Анджелис, доктора философии (Анджелис Барбара де. От уныния и бед – к жизни, о которой вы только мечтали! – Москва: АСТ, 2016).

Практика: учимся видеть ясно

Сядьте и постарайтесь успокоить разум и тело. Обдумайте два ключевых механизма осознанности: паузу и состояние свидетеля. Сосредоточьте свое внимание на дыхании. На следующем выдохе снимите любое явное напряжение, которое вы чувствуете в теле.

Мы начнем с размышления о сложном моменте из недавнего прошлого, когда вы хотели бы сделать осознанную паузу и войти в состояние свидетеля. Это не обязательно должен быть решающий момент, который способен изменить вашу жизнь (хотя вы можете попробовать эту практику и с подобной ситуацией).

Потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить такое событие. Пробудите в памяти сенситивные нюансы, чтобы вернуться в то время и место. Обратите внимание на телесные ощущения и эмоции, которые возникают, когда вы вспоминаете об этом.

А теперь представьте, что вы делаете небольшую паузу прямо посреди сложной ситуации. Представьте, что во время этой паузы вы смогли изменить свою точку зрения на более объективное состояние свидетеля.

Обратите внимание на ощущения. Меняет ли это ваш взгляд на вещи? Может ли это изменить вашу реакцию? Запишите любые идеи в свой дневник.

Теперь повторите практику с потенциально прекрасным моментом. Представьте себе паузу, представьте состояние свидетеля. В этот момент задействуйте все свои чувства. Способность видеть всю картину. Как бы вы отреагировали на более полное восприятие такого момента?

Вот несколько примеров, которые помогут вам начать.


Альтернативный ответ на сложный момент: когда моя начальница, казалось бы, несправедливо раскритиковала мою работу, вместо того чтобы реагировать и обижаться, я могла бы сделать паузу, прочувствовать свое огорчение и, сделав глубокий вдох, принять решение и поговорить с ней позже, когда я успокою свои эмоции. Во время этой паузы я могла бы попытаться взглянуть на вещи более объективно, без стыда и порицания, и восстановить связь с тем, что является наиболее важным.


Альтернативный ответ на прекрасный момент: когда мой сын поделился своим волнением по поводу его нового химического эксперимента, я могла бы остановиться, послушать и поговорить с ним, вместо того чтобы отвечать ему, повернувшись спиной и готовя ужин. Во время этой паузы я могла бы снова прислушаться к своему сердцу и к самому важному: моменту связи с моим сыном.

__________

Самородок Поразмышляйте над основными моментами этой главы, а затем выберите один вывод, который вы хотите взять с собой и закодировать в долгосрочной памяти. Запишите его в дневник.

Примеры:

• Осознанность значит видеть ясно.

• Осознанность позволяет перейти от реакции к осмысленному ответу.

• Осознанность побуждает к жизни: не только к трудностям, но и к безграничной красоте.

4

Три столпа осознанности: цель, внимание, отношение (ЦВО)

«Осознанность – это состояние разумной, открытой бдительности… с добрым отношением и деликатным любопытством».

Гэри Гач, «Сделай паузу, вздохни, улыбнись»

Несколько лет назад меня поразило замечательное наставление Дзен: самое главное – это просто помнить самое главное.

Я преподавала в Европе и была вдали от своего восьмилетнего сына Джексона целых две недели – дольше, чем когда-либо ранее. По дороге из Копенгагена домой я начала испытывать чувство вины за свое отсутствие и даже переживала по поводу нашего воссоединения: «Неужели я сделала неправильный выбор, уехав так надолго? Не навредила ли я нашей привязанности? Знает ли он, что я все еще люблю его?»

Но вместо того, чтобы раствориться в чувстве материнской вины, я поставила перед собой четкую цель: когда я вернусь домой, я не буду распаковывать вещи, проверять почту и пропущенные звонки. Я просто проведу первый день, восстанавливая связь с Джексоном.

Я приехала домой в прекрасную летнюю субботу. Солнце лилось в наше панорамное окно, и мы с Джексоном решили провести день вместе на пляже. Я начала собирать пляжное снаряжение и готовить пикник со всеми его любимыми блюдами. Укладывая вещи в машину, я помахала рукой соседям: «Привет! Я дома!» (И, если честно, втайне говоря: «Посмотрите, какая я хорошая мамочка!»)

Наконец я закончила. Пляжные полотенца – готово. Мяч для паддлбола и футбольный мяч – готово. Солнцезащитный крем – готово. Идеальный пикник – готово. Идеальная мама – готово.

Я позвала Джексона, который сидел у нас на крыльце: «Давай, дорогой, пора на пляж». Он не ответил. Я позвала чуть громче, заметив нотку нетерпения в своем голосе. Он даже не поднял головы.

Я почувствовала, как во мне поднимается волна нетерпения. Что это за чувство такое? – удивилась я. В течение этой короткой паузы я поняла, что где-то в моем сознании есть план действий: нам нужно попасть на пляж до обеда, чтобы у нас был идеальный солнечный свет для нашего идеального пикника в наш идеальный день, а я смогу стать идеальной мамой.

Затем я вспомнила о своей цели. Запертая в тесном салоне самолета в тысячах футов над землей, я хотела только одного – вернуться домой к сыну. Увидеть его, быть с ним и сказать ему: «Я дома. Я люблю тебя».

Я подошла и села на солнышке рядом с ним. Он изучал след муравьев. Их ритмичный марш, обыденный для большинства из нас во взрослом возрасте, очаровал его. Пока мы смотрели, я ощутила, что становлюсь спокойней, возвращаюсь в настоящий момент. Я чувствовала солнце на спине, мое дыхание стало глубже. Через несколько мгновений я заметила, как маленькое тело сына начало расслабляться, и когда он наклонился ко мне, я поняла все. Этот момент оказался самым важным.

На глаза навернулись слезы, когда я осознала, как была близка к тому, чтобы упустить это мгновение из-за своего нетерпения и реактивности, находясь под властью идеи о том, что сделает наш с сыном «идеальный» день. Пляж, пикник, выбор времени – все это не имело значения. Важен был только момент, в котором мой маленький мальчик, прислонился к моему телу – мы соединились.

Этот случай стал глубоким уроком осознанности для меня. Осознанность воссоединяет нас с главной целью – тем, что является самым важным. Она возвращает внимание к настоящему моменту, и это помогает видеть ясно с позиции доброты и любопытства, а не осуждения и стыда. Осознанность позволяет работать с тем, что происходит здесь и сейчас, а не с каким-то представлением о том, что должно происходить.

В первой главе я поделилась своим открытием трех столпов осознанности во время пребывания в монастыре в Таиланде и тем, как мы позже подтвердили их с помощью научных исследований.


• Цель помогает понять, почему мы обращаем внимание на что-то. Она позволяет нам сосредоточиться на самом главном.


• Внимание помогает нам тренировать и стабилизировать концентрацию на настоящем моменте.


• Отношение определяет, как мы обращаем внимание – в частности, с добротой и любопытством.


Намерение, внимание и отношение – это не последовательные шаги или этапы. Они работают вместе, чтобы мы могли ясно видеть и мудро и сочувственно реагировать на каждый момент жизни. Они помогают настраивать новые нейронные связи, которые дают ресурсы, чтобы противостоять жизненным вызовам и усиливать радости жизни. Далее мы подробнее рассмотрим, как и почему эти связи так хорошо работают.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

НАСС – Национальная ассоциация студенческого спорта. – Прим. пер.

2

Кабат-Зинн, Джон. Куда бы ты ни шел – ты уже там. Осознанная медитация в повседневной жизни. – Москва: Эксмо, 2019.

3

Кабат-Зинн, Джон. Куда бы ты ни шел – ты уже там. Осознанная медитация в повседневной жизни. – М.: Эксмо, 2019.

4

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство. – Прим. ред.

5

Shauna L. Shapiro and Gary E. Schwartz, «The Role of Intention in Self-Regulation: Toward Intentional Systemic Mindfulness», in Handbook of Self-Regulation, ed. Monique Boekaerts, Paul R. Pintrich, and Moshe Zeidner (New York: Academic Press, 1999),253–73.

6

Philip Brickman, Dan Coates, and Ronnie Janoff-Bulman, «Lottery Winners and Accident Victims: Is Happiness Relative?» Journal of Personality and Social Psychology 36, no. 8 (August 1978), 917–27.

7

Гоулман Дэниел, Дэвидсон Ричард. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

8

Брах Тара. Радикальное принятие. Как исцелить психологическую травму и посмотреть на свою жизнь взглядом Будды. – М.: Эксмо, 2018.

9

Eleanor A. Maguire et al., «Navigation-Related Structural Change in the Hippocampi of Taxi Drivers», Proceedings of the National Academy of Sciences 97, no. 8 (April 11, 2000): 4398–403, doi.org/10.1073/pnas.070039597.

10

Sara W. Lazar et al., «Meditation Experience Is Associated with Increased Cortical Thickness», Neuroreport 16, no. 17 (November 28, 2005): 1893–97, doi.org/10.1097/01.wnr.0000186598.66243.19.

11

Alvaro Pascual-Leone et al., «Modulation of Muscle Responses Evoked by Transcranial Magnetic Stimulation during the Acquisition of New Fine Motor Skills», Journal of Neurophysiology 74, no. 3 (September 1995): 1037–45, doi.org/10.1152/jn.1995.74.3.1037.

12

Дакворт Ангела. Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей. – М.: Бомбора, 2018.

13

Daniel J. Siegel, The Developing Mind, Second Edition: How Relationships and the Brain Interact to Shape Who We Are (New York: Guilford Press, 2012), 19.

14

Peter M. Gollwitzer and Paschal Sheeran, «Implementation Intentions and Goal Achievement: A Meta‐Analysis of Effects and Processes», Advances in Experimental Social Psychology 38 (2006): 69–119, doi.org/10.1016/S0065–2601(06)38002–1.

15

Jack Kornfield, «What Really Heals and Awakens: Highlights from Symposium 2018», Psychotherapy Networker, May/June 2018, psychotherapynetworker.org/magazine/article/1163/what-really-heals-and-awakens.

16

Хансон Рик, Хансон Форрест. Живи. Как залечить раны прошлого, справиться с настоящим и создать лучшее будущее. – СПб.: Питер, 2019.

17

Shauna L. Shapiro et al., «Contemplation in the Classroom: A New Direction for Improving Childhood Education», Educational Psychology Review 27, no. 1 (March 2015): 1–30, doi.org/10.1007/s10648–014–9265–3.

18

Jon Kabat-Zinn et al., «Influence of a Mindfulness Meditation-Based Stress Reduction Intervention on Rates of Skin Clearing in Patients with Moderate to Severe Psoriasis Undergoing Phototherapy (UVB) and Photochemotherapy (PUVA)», Psychosomatic Medicine 60, no. 5 (September 1998): 625–32, doi.org/10.1097/00006842–199809000–00020.

19

Shauna L. Shapiro, Gary E. Schwartz, and Ginny Bonner, «Effects of Mindfulness-Based Stress Reduction on Medical and Premedical Students», Journal of Behavioral Medicine 21, no. 6 (December 1998): 581–99, doi.org/10.1023/A:1018700829825.

20

Matthieu Ricard, Antoine Lutz, and Richard J. Davidson, «Neuroscience Reveals the Secrets of Meditation’s Benefits», Scientific American, November 2014, 38–45, scientificamerican.com/article/neuroscience-reveals-the-secrets-of-meditation-s-benefits/; Yuna L. Ferguson and Kennon M. Sheldon, «Trying to Be Happier Really Can Work: Two Experimental Studies», The Journal of Positive Psychology 8, no. 1 (January 2013): 23–33, doi.org/10.1080/17439760.2012.747000.

21

Aubrey M. Toole and Linda W. Craighead, «Brief Self-Compassion Meditation Training for Body Image Distress in Young Adult Women», Body Image 19 (December 2016): 104–12, doi.org/10.1016/j.bodyim.2016.09.001; Antoine Lutz et al., «Regulation of the Neural Circuitry of Emotion by Compassion Meditation: Effects of Meditative Expertise», PLOS ONE 3, no. 3 (March 2008): E1897, doi.org/10.1371/journal.pone.0001897.

22

Daniel A. Monti et al., «A Randomized, Controlled Trial of Mindfulness‐Based Art Therapy (MBAT) for Women with Cancer», Psycho-Oncology 15, no. 5 (May 2006): 363–73, doi.org/10.1002/pon.988; Virginia P. Henderson et al., «A Randomized Controlled Trial of Mindfulness-Based Stress Reduction for Women With Early-Stage Breast Cancer Receiving Radiotherapy», Integrative Cancer Therapies 12, no. 5 (January 2013): 404–13, doi.org/10.1177/1534735412473640; Maja Johannsen et al., «Efficacy of Mindfulness-Based Cognitive Therapy on Late Post-Treatment Pain in Women Treated for Primary Breast Cancer: A Randomized Controlled Trial», Journal of Clinical Oncology 34, no. 28 (October 2016): 3390–99, doi.org/10.1200/JCO.2015.65.0770.

23

Anna Kozlowski, «Mindful Mating: Exploring the Connection Between Mindfulness and Relationship Satisfaction», Sexual and Relationship Therapy 28, no. 1–2 (2013): 92–104, doi.org/10.1080/14681994.2012.748889.

24

Robert W. Roeser et al., «Mindfulness Training and Reductions in Teacher Stress and Burnout: Results from Two Randomized, Waitlist-Control Field Trials», Journal of Educational Psychology 105, no. 3 (August 2013): 787–804, doi.org/10.1037/a0032093.

25

Eric L. Garland et al., «Testing the Mindfulness-to-Meaning Theory: Evidence for Mindful Positive Emotion Regulation from a Reanalysis of Longitudinal Data», PLOS ONE 12, no. 12 (December 2017): E0187727, doi.org/10.1371/journal.pone.0187727.

26

Roeser et al., «Mindfulness Training», 787–804; Shauna L. Shapiro, David E. Shapiro, and Gary E. R. Schwartz, «Stress Management in Medical Education: A Review of the Literature», Academic Medicine 75, no. 7 (July 2000): 748–59.

27

Lone O. Fjorback et al., «Mindfulness-Based Stress Reduction and Mindfulness-Based Cognitive Therapy: A Systematic Review of Randomized Controlled Trials», Acta Psychiatrica Scandinavica 124, no. 2 (August 2011): 102–19, doi.org/10.1111/j.1600–0447.2011.01704.x; Monti et al., «A Randomized, Controlled Trial of Mindfulness‐Based Art Therapy», 363–73.

28

John J. Miller, Ken Fletcher, and Jon Kabat-Zinn, «Three-Year Follow-Up and Clinical Implications of a Mindfulness Meditation-Based Stress Reduction Intervention in the Treatment of Anxiety Disorders». General Hospital Psychiatry 17, no. 3 (May 1995): 192–200, doi.org/10.1016/0163–8343(95)00025-M.

29

Yi-Yuan Tang et al., «Short-Term Meditation Training Improves Attention and Self-Regulation», Proceedings of the National Academy of Sciences 104, no. 43 (November 2007), 17152–56, doi.org/10.1073/pnas.0707678104.

30

Britta K. Hölzel et al., «Mindfulness Practice Leads to Increases in Regional Brain Gray Matter Density», Psychiatry Research-Neuroimaging 191, no. 1 (January 2011): 36–43, doi.org/10.1016/j.pscychresns.2010.08.006.

31

Izabela Lebuda, Darya L. Zabelina, and Maciej Karwowski. «Mind Full of Ideas: A Meta-Analysis of the Mindfulness-Creativity Link», Personality And Individual Differences 93 (April 2016): 22–26, doi.org/10.1016/j.paid.2015.09.040.

32

Lebuda, Zabelina, and Karwowski, «Mind Full of Ideas», 22–26.

33

Michael D. Mrazek et al., «Mindfulness Training Improves Working Memory Capacity and GRE Performance While Reducing Mind Wandering», Psychological Science 24, no. 5 (May 2013): 776–81, doi.org/10.1177/0956797612459659; Yu-Qin Deng, Song Li, and Yi-Yuan Tang, «The Relationship Between Wandering Mind, Depression and Mindfulness», Mindfulness 5, no. 2 (April 2014): 124–28, doi.org/10.1007/s12671–012–0157–7; Matthew A. Killingsworth and Daniel T. Gilbert, «A Wandering Mind Is an Unhappy Mind», Science, November 12, 2010, science.sciencemag.org/content/330/6006/932/tab-figures-data.

34

Brian D. Ostafin and Kyle T. Kassman, «Stepping Out of History: Mindfulness Improves Insight Problem Solving», Consciousness and Cognition/ 21, no. 2 (June 2012): 1031–36, doi.org/10.1016/j.concog.2012.02.014.