Книга Философия российского бизнеса - читать онлайн бесплатно, автор Анатолий Сергеевич Салтыков-Карпов. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия российского бизнеса
Философия российского бизнеса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия российского бизнеса

Все пережитое и испытанное раньше солдатами Суворова побледнело перед тем, что они вынесли, переходя хребет Рингенкопфа (Паникс).

Босая, голодная армия переходила снежные вершины, побеждая суровую природу, неприступные скалы, дождь, жестокие вьюги. Русские сохранили оружие, но штыки, создавшие славу суворовским солдатам, теперь служили им вместо альпенштоков. Они втыкали штыки в снег и расселины камней и помогали солдатам взбираться на кручины.

Спуск с Рингенкопфа был труднее и бедственнее подъема. Ударил мороз. Сильный ветер сдувал со скал снег, полируя ледяную поверхность. Все зазубрины и впадины сглаживались – негде было утвердить ногу. При спуске погибло много солдат. Только в Иланце солдаты добыли дров, чтобы погреться и обсушиться.

Начав поход с двадцатью тысячами солдат, Суворов пришел в Кур с пятнадцатью. В боях, от стужи, голода и несчастий в горах погибло пять тысяч человек.

За спасение чести государства от посрамления и армии – от постыдного плена Павел 1 возвел Суворова в высочайший военный чин – генералиссимуса.

Но на похоронах Суворова ему не были оказаны такие почести. Он был похоронен по ритуалу как фельдмаршал. Сказались опять же придворные разборки и зависть, которые преследовали великого полководца всю жизнь со всех сторон.

Талантливым, богатым и преуспевающим всегда будут завидовать и озлобляться на них. Считать их виновниками своих бед.

Вот можно привести отдельные примеры того, как в России ценили талант и способности великого полководца.

"Вашему полку, Александр Васильевич показывать пример другим!"

Оценка, данная Екатериной работе Суворова в Суздальском полку, возбудила к новому полковнику недоброжелательство и зависть.

По новому уставу обучались гвардия и полевые войска. Суворов не получил ни повышения, ни нового назначения.

Про Суворова распространяли слухи, что полковник на Новой Ладоге продолжает чудить… По слухам, он изнуряет солдат непосильными работами. Специально для проверки посылали губернатора. Тот осмотрел полк и остался им доволен.

Легенды и анекдоты сопровождали движение «планиды» Суворова. В солдатских байках было много и правды и небылиц, но в целом все это говорило о той безмерной солдатской народной любви к полководцу.

К этому состоянию души и должно стремиться современное руководство частных компаний, для того чтобы одерживать победы на конкурентном рынке.

По слухам Суворова хотели отдать под суд за то, что взял крепость без приказа. По этому поводу Екатерина написала поперек приговора знаменитую фразу: "Победителя не судят!"

В принципе такая оценка должна подходить к любому виду бизнеса. Если бизнес живет, рабочие имеют работу, владелец бизнеса наряду с этим занимается благотворительной и общественно-политической деятельностью, то можно закрыть глаза на разные финансовые нарушения, которых может быть великое множество вследствие несовершенства законов для рыночной экономики.

Число турок Суворов определил на глаз в десять-двенадцать тысяч. У Суворова было всего три тысячи…

…Не выдержав натиска, турки дрогнули и побежали, бросая оружие и амуницию. Турецкий обоз и все пушки достались победителям…

… День был из ряда вон знойный, многие солдаты пали от солнечного удара. Суворов весь день провел на коне. В одной рубашке, с обнаженной головой, безоружный, с нагайкой в руке, он появлялся в разных местах боевого поля под неприятельским огнем – отдавал приказания и командовал, ободрял солдат веселыми шутками.

Суворову приходилось не только побеждать неприятеля, но еще завоевать право на самостоятельность, побеждать косность, преодолевать козни завистников. Эти победы давались ему труднее, чем победы на полях сражений и уносили много здоровья и сил.

Такое явление имеет место сейчас на многих предприятиях. Торможение на предприятиях вызывается не сколько технологическими, сколько психо-социоорганизационными факторами, т. е. определяются человеческим фактором.

Активность Суворова не ослабевала с годами.

При назначении командиром Кременчугской дивизии он был готов приняться за ее обучение с таким же рвением, как двадцать с лишком лет назад взялся за дело новый командир Суздальского полка…

…Ты отличись сначала перед солдатом, тогда тебя и начальство отличит – учил Суворова старый солдат из роты петровских ветеранов.

Для Суворова была ясна простая цель военного воспитателя: она заключается в том, чтобы создать победоносные воинские силы, ибо полководец должен побеждать.

Это стыкуется с фразой из учебника по бизнесу: чтобы выжить надо уметь побеждать.

Турки Суворова звали грозный Топал-паша. Там где русскими войсками командовал он, турки всегда терпели поражение.

Но как ни странно Суворов явился на свет полуживым: не дышал, не открывал глаз, не шевелился, не кричал. Повивальная бабка нашлепала младенца. Он ожил, открыл глаза и басовито крикнул.

Своим патроном и ангелом Александр Васильевич избрал Александра Невского.

Отец говорил Александру, царь Петр построил в Петербурге монастырь на том самом месте, где Александр Невский разбил шведское войско. Незадолго до своей смерти Петр перевез в этот монастырь на открытой ладье гроб с останками великого Новгородского Полководца. Сам Петр стоял на руле ладьи, а гребцами были генералы и высшие сановники.

У настоящих победителей, к которым можно отнести и Петра и Суворова, существовала сильная национально – патриотическая платформа.

В некоторых учебниках по бизнесу указывается о том, что надо создавать у себя в сознании теневые мистические кабинеты из сильных личностей всех времен и народов и учиться у них выживать и побеждать. Это существенно влияет на выживаемость национальных бизнесов.

Александр Суворов начал проходить свои военные университеты еще мальчиком, изучая жизнеописания великих полководцев. Он мысленно представлял те места сражений, трудности, которые испытывали великие полководцы, переносившие невзгоды, горечь побед и поражений со своими верными воинами.

Суворов обладал с детства мечтательным воображением. Ему слышался ропот оробевших воинов Ганнибала перед вступлением в Альпийские горы, рев горных рек, боевые крики…

С детства Александр был очень начитан. В России дворянам давали очень хорошее образование. Суворов не был исключением. У него были отличные воспитатели и гувернеры.

Такой офицер и начал свою блестящую карьеру в армии. Он сразу начал ее активно и вскоре о его подвигах стали говорить. Он получил наряду с признанием своих заслуг и множество врагов, недругов и завистников, которые ставили ему подножки на каждом шагу. То что в России недолюбливают нестандартно мыслящих и творческих людей это конечно же не вина советского периода. Яркий пример постоянных гонений и издевок в российской общественной среде, сам непобедимый великий русский полководец.

Ему было тяжело переносить, окруженному славой, на вершине и получать постоянные уколы от государевых слуг, генералов. Но Александр Суворов имел мужество и стойко отстаивал интересы солдат и русской армии. Это проявилось в его споре с Павлом 1, который стремился опруссачить русскую армию. За это полководец конечно же сурово поплатился и провел некоторое время в ссылке. Но и это не могло умерить его пылкую любовь к отечеству и армии.

Суворов любил солдат, заботился о них. Чтобы солдат был обут, одет, сыт, накормлен. Чтобы при переходе его на привале ждали горячая каша, сытный обед, палатки для отдыха. Обязательно была баня. Да и сам он предпочитал есть простую солдатскую еду.

Для победы важно учитывать состояние своих солдат. То же можно отнести и к отношению предпринимателей и их заботе о своих рабочих. В современном высокотехнологическом и жестко действующем конкурентном бизнесе факторы заботливого отношения предпринимателей к своим рабочим похожи на отношения Суворова к своим солдатам. В этом случае естественно победа за теми, кто действует жестко и сплоченно.

Суворов А. В. написал свое бессмертное учение "Наука побеждать".

Это учение очень важно для российских предпринимателей не только как наставление для победы, но также как одно из первых учебно-методических пособий для проведения политзанятий среди командного и рядового состава конкурентоспособных бизнесов России.

Сам Суворов участвовал в проведении таких занятий.

Легендарный самурай, ученый, специалист по военному искусству Миямото Мукасаси когда-то написал книгу о стратегии борьбы. Она была издана в переводе на английский язык под названием "Книга пяти колец". Она стала настольной книгой для некоторых иностранных бизнесменов. Им сказали, что изучение этой маленькой книжки позволит познакомиться с важнейшими элементами, секретом победы в борьбе с Японией в области коммерческой деятельности.

Такая система занятий существует в западной конкурентной среде. Производственное обучение считается частью производственного процесса и руководители всех звеньев выступают как преподаватели для своих рабочих.

Суворовские победы подтверждали верность его учения. В основе "Науки побеждать" лежало "Суздальское учреждение". И то, что исходя от молодого полковника, тогда многим представлялось чудачеством, теперь стало веским и обязательным, как приказ фельдмаршала, отданный для исполнения.

В " Науке побеждать" две части: Первая; «Вахт-парад», или "Ученье перед разводом". В этой части заключены не только основные положения суворовской тактики, но дана полная программа нового учения с перечислением команд, какие следует подавать.

"Исправься! Бей сбор! Ученье будет"

"Атакуй первую неприятельскую линию в штыки! Ура"

"Неприятельская кавалерия скачет на выручку свой пехоты: атакуй!"

"Атакуй вторую неприятельскую линию или – атакуй неприятельские резервы! Марш!"

"Ступай! Ступай! В штыки!"

"Докалывай! Достреливай! Бери в полон!"

По окончании учения (читалась вторая часть "Науки побеждать" – "разговор с солдатами их языком" или иначе "Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом". Эта часть имеет примерный характер, указывая, о чем надо говорить солдатам и какими словами.

Затем излагались "Три военные искусства". Первое – глазомер, второе – быстрота, третье – натиск.

Глазомер Суворов ценил очень высоко. Под «глазомером» он понимал способность быстро схватывать при обзоре местности, удобна ли она для боя, уменье быстро выбирать выгодную позицию, дорогу для марша, направление атаки.

Быстрота необходима прежде всего в походе. Чтобы напасть на противника или чтобы его преследовать, необходимо быстро передвигаться. Поэтому Суворов учил солдат и войсковые части быстрым, стремительным маршам во всякую погоду, зимой и летом, по хорошим и плохим дорогам, в знакомых и незнакомых местах, днем и особенно ночью.

Суворова обвиняли, что он этими учебными маршами изнуряет солдат. Он отвечал на это: "Легко в учении – трудно в походе (на войне и бизнесе); тяжело в учении – легко в походе (и бизнесе) ". Он с неумолимой строгостью требовал, чтобы командиры принимали все меры для облегчения солдатам быстрых маршей.

Кашевары должны быть всегда впереди, чтобы солдаты приходили к готовым котлам; палатки должны быть поставлены к приходу солдат на ночлег. Обувь, одежда, амуниция – все приспособлялось к тому, чтобы обеспечить войскам быстроту передвижения.

Суворов очень высоко ценил и берег время.

Поэтому здесь можно это подтвердить выражением. Время – деньги.

До Суворова русская конница ходила в атаку на рысях. Суворов научил конницу свою быстрым атакам "маршем, маршем", то-есть на полном скаку.

Натиск – в этом слове Суворов соединил все, что относится к успешному наступлению. В атаке надо принимать решения быстро, без колебаний и выполнять их упорно и настойчиво, одним дыханием. Суворов учил пехоту не только атаковать пехоту противника, но и кавалерию, что было новостью.

Глазомер, быстрота, натиск, взятые вместе, означали на языке Суворова, что нужно правильно разобраться в обстановке, умело выбрать направление главного удара и стремиться к полному уничтожению противника. Это все в полной мере подходит и для бизнеса, особенно для развития конкурентной стратегии.

Суворов, создавая новое военное искусство, решительно боролся с устаревшей прусской системой военного обучения.

Суворовская "Наука побеждать" отразила в себе лучшие черты русского национального характера: отважность, проницательность, быстроту, натиск, человечность.

Суворовское военное искусство основывалось на глубочайшем патриотизме и безграничной вере в силу и непобедимость русских войск.

"Мне солдат дороже себя" – говорил Суворов.

Всей душой он любил русского солдата и солдат отвечал ему такой же любовью.

И крепостные русские крестьяне быстро превращались под начальством Суворова в отлично обученных "чудо-богатырей".

Суворов изобретал новые приемы боя, каких не знал противник. Так, он учил войска не только ночным походам, но и ночным боям.

Талант и организаторские способности проявились, например, при штурме Измаила.

Когда русские начинают читать учебники по бизнесу, как ставить свое дело, с чего начинать, какие нужны информационные каналы, какие нужны приспособления и прочее, то они могут опять же обратиться к тому учебно-методическому материал, который был выработан Суворовым.

Открылся военный совет. Суворов спрашивал о числе и состоянии русских войск. Спрашивал о боевых запасах. Интересовался произведенными осадными работами. Сколько турецких войск заперлось в Измаиле? Какой дух турецких войск? Велика ли у турок артиллерия и обеспечена ли она огневыми припасами?

Отпустив генералов, он поехал на разведку измаильских укреплений. Все поняли, что штурм решен.

Военная тактика турок Суворовым была изучена тщательно. Он выработал свою победоносную тактику.

Своих неутомимых гренадеров Суворов приучил отражать повторные удары свежих турецкий войск. Атаковать без передышки первую, вторую и третью орды (непрерывные волны наступающих).

"Крепости строят для того, чтобы их штурмовать.

От безделья в сырых землянках больше люди хворают".

По приказанию Суворова сделали в поле подальше от глаз неприятеля копию измаильского вала с глубоким рвом; перед ним вырыли волчьи ямы. Молодых солдат учили, как застилать плетнем волчьи ямы, забрасывать фашинами ров и штурмовать вал.

Яркий пример суворовского производственного обучения.

Послание к Сераскиру и защитникам Измаила:

"Я с войсками сюда прибыл.

Двадцать четыре часа на размышление – воля; первый мой выстрел – уже неволя; штурм – смерть.

Что оставляю вам на размышление. Александр Суворов".

Сераскир ответил: "Скорее Дунай потечет назад и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил"

… в ночь на 11 декабря Суворов повел войска на штурм.

…цепкими муравьями карабкались люди по лестницам и крутым склонам валов……

… раскаты «ура» и ответные вопли" алла" с вершины вала говорили о том, что там идет беспощадная рукопашная схватка…

…на улицах и площадях города завязался снова бой. вернее – сотни кровавых боев…

К часу дня русские войска достигли середины города.

11 декабря Суворов послал донесение Екатерине в Петербург: "Гордый Измаил у ног Вашего Величества!"

Судьба Суворова – это судьба талантливого военачальника постоянно угнетаемого и затираемого сильными мира сего. За взятие Измаила ему был присвоен чин подполковника Преображенского придворного полка. Эту награду за подвиг беспримерный в истории, можно было счесть за издевку. Враги Суворова радовались; доброжелатели сетовали на несправедливость; в армии негодовали.

Решаясь на штурм Измаила, Суворов поставил на карту всю свою военную карьеру. Неудача штурма могла бы стать закатом звезды Суворова. Теперь она горела ярко, высоко поднявшись над горизонтом.

– Чем могу наградить ваши заслуги граф Александр Васильевич? – спросил Потемкин.

– Ничем, князь. Я не купец и не торговаться приехал…

Суворова отправили на границу Финляндии для осмотра крепостей, пока праздновали взятие Измаила. Потемкина чествовали как победителя.

Но в Финляндии Суворов не раскис, не поддался хандре и стал активно поднимать воинство. Он тут показал выпрямляющую силу труда. Он отвлек солдат от праздности не только воинским обучением. Ему не хватало рабочих рук; он заставил солдат участвовать в постройке крепостей, на обжиге извести, на устроенных им кирпичных заводах, заготовке и пилке леса.

Суворовские войска не раз одерживали победы, нападая на противника неожиданно ночью.

"Пуля – дура, штык – молодец" – говорила суворовская "Наука побеждать". Это значит, что Суворов придавал большое значение атаке "белым оружием", то – есть штыками пехоты и саблями конницы, чем ружейному огню. И понятно: ружья того времени заряжались очень медленно, одной пулей с дула; в пылу боя зарядить второй раз было некогда, а первый выстрел часто пропадал даром. Это не значит, однако, что Суворов пренебрегал ружейным огнем совсем. Он требовал, чтобы не стреляли зря, берегли пулю и стреляли не в вольный свет, а прицельно, выбирая целью командиров противника.

От каждого подчиненного, начиная с главных командиров и кончая рядовыми, Суворов требовал быстрого соображения, уменья сразу находить ответ и принимать решение в трудных случаях. Он требовал, чтобы все знали от рядовых до генералов деятельное военное искусство. Ответа " не могу знать" он не терпел и ненавидел "немогузнаек".

Это учение в совершенстве стыкуется с системой производственного обучения в инофирмах, таких как Сони и т. п. Где указывается, что все должны работать не только физически, но и вкладывать свой ум.

Чтобы развить смекалку в солдатах. Суворов иногда задавал неожиданные вопросы, требуя быстрых ответов. Этим моментам в развитии дееспособного бизнеса сейчас уделяется большое значение. Мы говорим о нестандартном развитии различных идей, направлений. Это в целом способствует успешной выживаемости высокотехнологического бизнеса.

Ученье заканчивалось словами командующего вахт-парадом:

"Субординация, послушание, дисциплина, обучение, порядок воинский, чистота, опрятность, здоровье, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава!"

Суворов учредил в своей штаб-квартире нечто вроде курсов повышения для офицеров и с увлечением давал офицерам уроки тактики и стратегии на живых примерах своих побед.

Полководец обращает все внимание именно на человеческий капитал.

Это основные факторы роста любого конкурентоспособного бизнеса. Именно человеческий фактор, люди, а не станки и оборудование являются определяющими для выживания любого бизнеса.

Для Суворова солдат дороже всего. Он его обучает, как надо действовать, вносит уверенность.

Последние слова вахт – парада. Это аналогия ключевых слов любого научного отчета. Эти слова, как магические, нужно заучить каждому предпринимателю, собирающемуся успешно действовать на любом секторе рынка.

Можно их использовать в качестве лозунга, как в советское время, в качестве средства массовой пропаганды на предприятии.

Но самое важное – это конечно же непрерывное обучение самого Суворова.

Нужно представлять, что великий полководец всегда был победителем и стремился это привить к своим подчиненным. В одном учебнике по бизнесу преуспевающие американские предприниматели советуют мыслить только категориями победы, мыслящий категориями поражения обречен на неудачу.

Суворов, находясь на вершине своей боевой славы, не умел расслабляться и, попадая в трудные положения, выходил победителем.

Исследования показали, что многие рабочие и руководители различные звеньев не стремятся переменить свою профессию, пойти учиться.

Если бы Суворов не обучал своих солдат, одерживал бы он победы?

Но самое главное, что Суворов умел одерживать победы в себе. Умел выстоять сам.

Суворов принялся при назначение за дело как всегда рьяно. Стал повышать боеготовность во всех направлениях. Но ему не подчинялась морская флотилия, стоящая в Финляндии. В его инструкции, которая ему была дана как руководство, об этом ничего не говорилось. Командующий флотилией сэр Бушприт (это кличка капитан-командора Нанинга) согласился подчиниться Суворову в том случае, если он сдаст ему экзамен на младшее морское офицерское звание – экзамен на мичмана.

Сэр Бушприт думал, что пошутил. Но на следующий день явился адъютант Суворова и вручил прошение на этот счет.

В этом прошении сообщалось, что генерал-аншеф Суворов, граф Рымникский и граф Священной Римской Империи, Александра Невского и многих других орденов кавалер, почтительно просит в первый удобный для капитана-командора день сделать ему, Суворову, экзамен на мичмана для производства в первый на флоте офицерский чин.

Когда некто из производственников начинает возмущаться по поводу того, что учиться не надо, то этот пример будет для них весьма поучителен.

Пока сэр Бушприт отправился в Петербург за разъяснениями и разрешением, Суворов с помощью командира корабля "Северный орел" приступил к тренировкам и изучению корабля. Суворов был знаком с морским дело, так как командуя обороной Херсона имел дело с флотом. Кроме того дружил с Ушаковым и тот слушался его советов. На Дунае под рукой Суворова была флотилия адмирала Рибаса. Но он считал, что этого мало.

Пять дней подряд Прончищев маял команду своего корабля парусными учениями. Матросам показалось очень лестным, что с ними наравне тянет шкоты, лазит по вантам, ставит и убирает паруса, крепит снасти, вяжет узлы и сплеснивает тросы сам Суворов. Они дивились неутомимому проворству, цепкости этого старичка со смешной тугой косичкой седых волос, с «косоплеткой» из ленточки георгиевских цветов, завязанной бантиком на конце.

Павел 1 недолюбливал Суворова за его строптивость и за то, что тот не собирался вносить прусский дух в русскую армию.

Из Петербурга пришло известие:

"Произвести мичманский экзамен генералу Суворову, не откладывая, по всей строгости, без послабления, рассмотреть при сем, что генерал Суворов действительно к исполнению сей должности прямо способен, образовав для сего испытания комиссию из командиров…

По слухам Павел 1 добавил: "Старик чудит, надо дать ему урок".

Суворов в назначенный час вошел при полном мундире в салон адмиральской каюты и экзамен начался. Вопросы задавали по очереди командиры кораблей. Суворов ответил на все вопросы.

Самое последнее испытание устроил капитан-командор. Он решил закончить экзамены игрой в жмурки.

Сэр Бушприт любил заниматься этой игрой с матросами. При этом матрос с завязанными глазами шарил в пустом пространстве, пытаясь найти ту часть корабля, на которую называл командир. Урядник стоял наготове в линьком в руке.

Когда Суворову сообщили, он, храня невозмутимый важный вид, окинул взглядом верхнюю палубу, от шканцев до бушприта и сам завязал себе глаза полотенцем, плотно обмотав его вокруг головы, чтобы ни у кого не могло появиться сомнения: сквозь такую повязку видеть нельзя.

Игрой в жмурки Суворов много забавлялся со своими подчиненными, коротая скучные вечера молодым еще командиром в Суздальском полку и даже в Бырлаге перед штурмом Измаила. Суворов придавал глазомеру большое значение. Он сам обладал тонко развитым чувством пространства и считал, что пустая, на первый взгляд детская забава развивает способность быстро ориентироваться в темноте.

Это испытание Суворов с честью успешно выдержал. Он сдал экзамен на мичмана и флотилия перешла под его непосредственное подчинение. Он опять победил.

Иностранцы анализировали действия Суворова и перенимали самые передовые мысли.

Во многих своих преобразованиях французской армии Президент Военного комитета Ламет следовал учению Суворова.

Основные национальные высказывания Суворова:

Нарядишь русского солдата в прусский мундир, так он что тоже немец будет?

А русский мужик каждую субботу в баню! На полок! Поддай пару!

Строгость – великое слово! При строгости и милость! Милосердие покрывает строгость! В чем истинное искусство благонравия: милая солдатская строгость, а за сим общее братство!

А солдат не бестия. а человек…

Мы и Фридриха с нашей простотой бивали, да и как…

Павел!: Что вы с ваши натурализмом! Фридрих – светоч мира…

– И гнилушка светит.

Один из плененных французских генералов сказал Суворову:

– Ваша теория войны есть теория невозможного. Атака у Лекко противоречит всем правилам тактики.

– Что делать! – со вздохом ответил Суворов. – Все мы, русские, такие; хотим невозможного…

Активные действия Суворова против французских войск в Европе привели к тому, что Бонапарт, узнав о неудачах французских войск воскликнул:

– Безумцы! Они погубили все мои победы!

Но и здесь в Европе Суворов непрерывно занимался обучением войск.

Против него Бонапарт выставил своего ученика Жубера Бонапарт назвал его "наследником своей славы", гренадером по храбрости и великим генералом по своим военным познаниям".