– Молодой человек приехал поучиться – сказал Суворов – дадим ему урок.
Силы противников в предстоящей битве можно было оценивать как равные.
Когда-то Суворов говорил, что на такой штурм, как штурм Измаила можно решиться только раз в жизни. В этот раз он штурмовал естественную крепость, более сильную, чем Измаил, защищаемую армией, более сплоченной, храброй, воодушевленной и лучше устроенной, чем гарнизон Измаила, с главнокомандующим – молодым, пылким, решительным учеником Бонапарта. Городок Нови, сам по себе представлял средневековую крепость. Суворов не хотел и не мог уклоняться от боя; победа была необходима, так как открывала дорогу во Францию.
…бой гремел по всему фронту…
Склоны гор устлались телами павших. Огромные потери русских войск уничтожили их численный перевес над противником.
Возникло тяжелое положение, армия Суворова не могла атаковать и солдаты отступали.
Суворов приказал рыть для себя могилу тут же на месте скопления обступивших его солдат. В какой-то миг наступил психологический перелом.
Со всех сторон закричали: Братцы! За Суворовым!
Живая лавина суворовских солдат катилась наперекор силе тяготения снизу вверх. Штыки солдат грозно нависали. Прямо с марша Суворов повел солдат на штурм высот. Началась третья и последняя атака.
Нужно осмыслить этот переломный момент, когда казалось что уже нет сил и резервов и только одно слово полководца дает новую энергию для победы. У изможденных солдат находятся новые силы для решающей атаки.
Такие же слова должны искать и предприниматели для успешной работы на рынках, где идет жесткая конкурентная борьба.
По силе натиска она во много раз превышала первые две и явилась неожиданной и роковой для французов.
Таким образом продолжалось шестнадцать часов сражение упорнейшее, кровопролитнейшее и в летописях мира, по выгодному расположению неприятеля, единственное. Мрак ночи покрыл позор врагов." так он писал Павлу 1.
Образование – это то что остается
Образование – это то, что остается, если забыть все, чему учили в школе.
Альберт ЭйнштейнПроцесс производственного образования, существовал при Советской власти. Надо проанализировать его достоинства и недостатки и понять, что сама по себе компания учебного непрерывного производственного процесса при Советской власти в идейном плане была верна. Но отсутствие частной собственности и тем более конкуренции привело к тому, что она имела низкую эффективность. В настоящее же время сама система непрерывного образования при внедрении в бизнес России дает неоспоримые преимущества для тех руководителей, которые во время осознают ценность этого направления.
Ценность непрерывного образования дает возможность осмотреть все процессы производства и сбыта продукции и всей сложной идеологии российского бизнеса со множества разных сторон. При этом владелец бизнеса одновременно выступает как педагог и ученик одновременно. Все работники одновременно охватываются единой идеей всеобщего и непрерывного образования, одновременно выступая как преподаватели и ученики. Действительно может ли рабочий быть учителем у своего руководителя. Конечно, если сам руководитель проработает хоть один день на этом самом рабочем месте. Он наверняка поймет особенности и создаст возможности для улучшения процесса на этом или ином участке. Это в целом отразится весьма положительно на работе всего предприятия. Не говоря уже о возникновении подлинно демократических форм и новой связи между предпринимателями и рабочими.
Современный высокотехнологический производственный бизнес весьма успешно за эти годы адаптировался и приобрел еще более новые сложные формы. Они могут выявляться и осознаваться только теми, кто непосредственно вылез из окопа и пошел в штыковую атаку в этой жесткой и беспощадной мировой рыночной битве.
Внутрипатриотический лозунг сегодняшнего дня для многих российских деловых предприятий это: "Каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию".
Реальные проблемы гораздо сложнее, описанных в учебниках и каждый работник предприятия должен быть готов с ними справиться сам непосредственно на своем рабочем месте.
Конкуренцию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя – все рабочие и сотрудники фирмы находятся в непрерывной конкуренции между собой при работе над качеством своей продукции и услуг. Одновременно с этим они сознают что только их единство и забота о работоспособности бизнеса позволит выжить в борьбе с внешней конкуренцией.
Внешняя конкуренция – это взаимоотношения с аналогичными фирмами, изготовителями, клиентами. Каждый рабочий должен болеть за свою фирму, и говорить и рекламировать где угодно и как угодно только с хороших сторон. Исследования показывают, что плохие высказывания о работе фирм ее же сотрудниками, в особенности рабочими, сильно подрывают конкурентные позиции фирм. Если предприятие намеревается вложить большие деньги в образование и профессиональное развитие своих сотрудников, оно должно тщательно подходить к тому, кого и как оно принимает на работу. Многие фирмы при подборе на работу уделяют особое внимание тем, кто умеет и хотел учиться.
Особая сложность заключается в видах обучения. Что недостает большинству программ? Необходимо учиться в классе и на рабочем месте и все это переносить в жизнь. В качестве основных видов знаний указываются межличностные взаимодействия и экономическое образование и его взаимосвязь с производительностью труда, качеством, конкурентоспособностью, собственным уровнем жизни, гарантией занятости.
При ответе на вопрос: "Кого учить?" Можно ответить просто: “Всех!"
– Люди быстрее учатся, если непосредственно вовлечены в решение реальных проблем.
– Разовое обучение в аудитории не меняет поведения человека.
– Практика дает гораздо больше.
– Лучше всего человек учится, когда его роль активна.
– Лучше активнее учится самому на примере, чем слышать о нем.
– Руководство должно быть уверено в необходимости обучения, выделять для этого время, вознаграждать за него и само участвовать в нем, если процесс обучения идет на рабочем месте.
Обучение через деятельность наиболее эффективно, когда люди учатся друг у друга. Составители учебных программ должны знать, что обучение – работа индивидуальная. Обучение через деятельность позволяет преодолеть проблему трансформации абстрактных знаний в навыки, дает результаты непосредственно в процессе обучения и позволяет интенсивнее участвовать в обучении.
Группы по разработке новых изделий составлены из специалистов разных отраслей. Эти специалисты учатся друг у друга, высказывают различные точки зрения на проблему, с разных сторон рассматривают информацию о состоянии рынка, в особенности результаты проб и ошибок, которые неизбежно сопровождают процесс параллельной разработки изделия.
Обучение через деятельность требует совершенно иных качеств у руководителей различного уровня. В идеале они должны владеть этим методом и уметь непосредственно организовывать процесс обучения. Руководители сами должны разрабатывать программы обучения и сами вести их, привлекая специалистов по методике обучения, но не по их содержанию. На многих фирмах проводится процесс корректирующего обучения, пытающийся восполнить пробелы в школьном образовании. Большое внимание уделяется переподготовке, так как переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний. Переподготовка обходится намного дешевле, чем прием нового работника.
Развитое в технологическом отношении общество требует новых более совершенных знаний и умений. Если рассматривать ситуацию на создаваемом российском рынке, то мы тут видим некоторые особенности. Это касается таких лозунгов как “Насыщение прилавков продуктами и товарами”. Множество видов зарубежной продукции, особенно в сфере наукоемкого бизнеса создавалось как естественный процесс выживаемости в ходе длительной и упорной конкурентной борьбы. Тут возможно некоторое отличие. Например, русские ученые и оборонные отрасли в состоянии произвести множество различной высокотехнологической техники и даже в более высоком качестве. К сожалению, потребители, не имея того рыночного сознания как у своих зарубежных конкурентов, не воспримут эти разработки. Они не будут использованы. Производители не получат денег и соответственно могут нести убытки.
Эти явления наводят на мысль о том, что нужно развивать конкуренцию не только среди производителей, но соответственно и среди потребителей. В этом случае можно привести примеры из восприятия работ художников разных направлений. В свободном обществе художник показывает свои работы, которые воспринимаемы только им одним или немногими избранными. Но в это время идет постепенный рост восприятия этого искусства и у других менее восприимчивых, но гибких, умеющих прислушиваться к мнению специалистов. Общество более активнее впитывает эту информации и соответственно ценность данных работ. В закрытом обществе при отсутствии свободы распространения информации это приводит к плачевным результатам. Поэтому мы сейчас часто видим труды некоторых забытых (читай забитых) соцдействительностью и обществом наших соотечественников. Потом на международных аукционах эти работы продаются за большие деньги. Хотя тут в свое время этот национальный страдалец пытался продать такую картину за пару бутылок пива. И то общество воспринимает эти произведения искусства в цене по несколько десятков тысяч долларов.
Проблема состоит в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому.
Парта относится к основному капиталу, а человек сидящий на ней – учащийся к издержкам. Необходимо усвоить, что великое множество идей, продукции было разработано самоучками, рукастыми умельцами, так сказать внутренними рационализаторами, такими казалось бы серенькими и скромными мужичками-работягами (русскими Левшами), сидящими в углах мастерских, в лабораториях в цехах заводов и фабрик. В основном большой объем конкретных работ тащили небольшие активные группы работяг, которые так сказать брали все производственные задачи на себя.
Так бывший президент фирмы "Дженерал электрик кредит" говорит, что: "Ни один, буквально ни один из бытовых электрических приборов не был создан гигантскими концернами – ни первая стиральная машина, ни кухонная плита, ни электросушилка, ни электроутюг, ни настольная лампа, ни холодильник, ни газонокосилка, ни морозильная камера, ни кондиционер, ни пылесос, ни посудомоечная машина, ни электрогриль в конце концов".
Очень часто все то, что дается современной цивилизации идет от этих казалось бы сумасбродных идей и нестандартных решений.
Этих примеров в истории множество. В американской аналитической работе по таким направлениям даже ведутся специальные исследования по сбору высказываний о тех или иных направлениях, которые могут высказывать выдающиеся личности о том, что может быть.
Гарри Уорнер. Президент компании "Уорнер бразерс". В 1927 году при появлении первых звуковых фильмов его комментарии по поводу этого эпохального события были таковы: “На кой черт зрителю слышать, как артисты говорят? " Следующий Роберт Милликен, получивший Нобелевскую премию по физике в 1923 году заявил: "Нет никакой вероятности, что человек когда-либо сумеет использовать энергию атома". Самое замечательное высказывание сделал глава Патентного бюро США Чарльз Дьюэлл в 1899 г.: “Все что можно изобрести, уже изобретено!!!!!!!!!"
Если такие выдающиеся люди допускают вольности в перспективных рассуждения о новых направлениях в жизни общества, то что можно тогда сказать о небольшой кучке людей из правительственного аппарата, который должен управлять такой огромной страной, пытающейся уцелеть в беспощадной мировой конкурентной борьбе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги