Другое название этого торжества – Oímealg, в переводе с гэльского «овечье молоко», по ассоциации с кормящими овцами, которые ранней весной производят на свет ягнят. Это значение напоминает о постоянной поддержке и заботе, которые требуются молодым, когда они только начинают исследовать свой мир. Забота и комфорт необходимы тем, кто только-только выпорхнул из-под родительского крыла, чтобы отправиться к отдаленным социальным горизонтам. Чтобы чувствовать воодушевление от эмоций, которые проходят сквозь нас во время исследования и открытия большого мира вокруг нас, а не быть захваченными ими, нам необходимо купаться в любви, которая является фундаментом нашего самоощущения.
Дополнительная литература: Имболк
Нил, Карл Ф. Имболк: ритуалы, рецепты и предания о дне Бригитты. Woodbury, MN: Llewellyn, 2015.
Уезерстоун, Луна. Забота о пламени Бригитты: пробуждаясь к кельтской богине очага, храма и кузницы. Woodbury, MN: Llewellyn, 2015.
Вебер, Кортни. Бригитта: история, тайны и магия кельтской богини. Weiser Books, 2015.
9. Новая теневая сторона созависимости
Тающие энергии Имболка бросают нас в прохладные воды, которые манят обратиться к тому, что было заперто подо льдом в течение столь длительного времени. Без оттепели мы застреваем в бесконечной глубокой мерзлоте, которая, без сомнения, сковывает и наши эмоции. Как и целительное оттаивание, тепло и забота, направленные в области холодного оцепенения, могут причинять острую, порой мучительную боль. Однако, хотя оттепель может саднить и обжигать, она намного предпочтительней, чем любая альтернатива. Не оттаять – значит умереть. То, что поддается заморозке, мертво для жизни. Жизнь с ледяным сердцем ощущается пустой и застывшей. Вот почему необходимо обращаться к этим холодным кристаллам и медленно возвращать движение приливов и отливов.
Созависимость – это динамика, которая формируется, когда один человек ставит свою самооценку в подчиненное положение от мнения другого, которое является более важным, чем его собственное. Когда я больше беспокоюсь о том, что ты думаешь обо мне, чем о той правде, которую я знаю о себе, возникает парадигма созависимости, которая имеет далеко идущие последствия. Если внутреннее отношение к себе определяется опытом стыда («Если ты узнаешь меня настоящего, то отвергнешь меня»), мы склонны концентрироваться на внешнем, стараясь контролировать развитие отношений, чтобы быть уверенными, что нам не причинят боли, не покинут и не осудят. Именно внутренний опыт эмоционального оцепенения создает немыслимое множество потенциальных «драм на почве контроля», которые проигрываются снова и снова, пока мы не сможем подарить тепло любви бесценному внутреннему ребенку, не почувствуем оттепель эмоциональных вод и не позволим природным приливам и отливам вести за собой.
То, что скрыто под поверхностью, в течении эмоциональной боли, – это недостаточное понимание своих потребностей: каковы они, на что направлены, как их закрыть и т. д. В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу написал работу под названием «Теория человеческой мотивации», в которой изложил свою – теперь широко цитируемую – концепцию иерархии потребностей[11]. В основе его теории – положение о том, что мы все имеем внутренние потребности. Это не возможности или варианты – потребности неизменны и универсальны. Кроме того, у них есть определенная иерархия. Когда я не в состоянии закрыть свои базовые физиологические нужды, например, потребность в пище, которая необходима для выживания, меня точно не будут волновать эстетические вопросы: насколько приятно что-то выглядит. Когда я умираю от голода, то сделаю все, чтобы как можно скорее раздобыть себе сэндвич. В этот момент я не буду тратить время, чтобы оценить, насколько изысканно украшена петрушкой тарелка. Переходя к эмоциям: понимать свои потребности – для нас необходимость, как и понимание, что иметь их нормально и столь же нормально просить о том, чтобы они были удовлетворены, и, возможно, самое важное, чему стоит научиться, – как закрывать эти потребности самим. Необходимо знать, что нет ничего плохого, когда мы хотим чувствовать себя в безопасности в собственном доме. Мне нужно быть уверенным, что я могу обратиться к своему партнеру за помощью и успокоением. А если он не в состоянии этого сделать или – еще хуже – из-за него я чувствую себя незащищенным, то я помню, что у меня есть сила, чтобы самому обеспечить себе безопасность. Как и в случае с проживанием самоценности, наши потребности не подлежат сомнению.
Как психотерапевт, я заметила, что удивительное число клиентов, с которыми мне приходилось работать, терялись, когда их просили определить свои потребности. Если мы понимаем и признаем ценность понимания своих потребностей как главное условие для развития и здоровья, то почему нам все еще трудно определить, в чем они заключаются, не говоря уже о том, чтобы начать их наполнять? Потребности похожи на речные берега. Это необходимые границы, которые показывают, что нам требуется, чтобы процветать. Эмоции подобны воде, которая течет вдоль этих берегов, сообщая, где находятся границы. В том, что касается, как кажется, растущей эпидемии психических заболеваний и проблем с психологическим благополучием, важно отметить, что язык эмоций по-прежнему не приветствуется в некоторых сферах жизни. Мы не только не способны экологично и свободно выражать сложные или неприятные эмоции, но и вытесняем болезненные чувства из прошлого опыта, когда наши потребности не могла удовлетворить нездоровая, неблагополучная, небрежная и травмирующая среда, как неуместные и несущественные. Исследования показывают, что в буквальном смысле миллионы детей и подростков, у которых диагностировали «различные формы других „психических заболеваний“, от депрессии до биполярного расстройства и психозов»[12], переживали травму, которую специалисты не распознавали. Большинство детских травм (или неблагоприятный детский опыт) можно свести к нарушению потребностей: в безопасности, защите, комфорте, признании и уважении. Если вычесть относительно небольшой процент психиатрических расстройств, связанных с неврологическими и химическими нарушениями, то останется обширный список заболеваний, главной причиной которых на самом деле является эмоциональная проблема.
В этой мрачной тени замороженных эмоций и непризнанных потребностей мы надеваем тесный плащ созависимости. Теряя яркий внутренний пейзаж истинной сути, где мы приглушили свет собственных чувств и нужд, единственной безопасной альтернативой остается пролить свет на желания и чаяния другого человека. Это особенно верно в отношении эмпата, который обладает даром не только интуитивно считывать чувства окружающих, но и воспринимать их как свои собственные. Это нарушение границ, которое мы изначально используем, чтобы обезопасить себя, является одной из драм созависимости, основанной на контроле. Она говорит о недостаточном различении между «я» и «они», о водах одного «я», которые заливают берега другого человека. Это не питает ни того ни другого. С другой стороны спектра этой конкретной драмы контроля находится нарцисс, чей образ действий направлен на то, чтобы оставаться сверхбдительным и внимательным к своим собственным потребностям, исключая других людей. Это другой вид нарушения личных границ. Он проводит жирную черту между собой и другими, полностью ставя в приоритет самого себя. В этом случае вода настолько жестко контролируется, что появляется риск засухи. Но контролирующая драма нарцисса ударяет по вам – «Леди слишком много протестует, мне кажется»[13]. Однако если добраться до нутра нарцисса, там обнаружится эмпат: тот, кто уже просканировал пространство, счел его небезопасным и поднял разводные мосты. Нарциссы уже решили, что никто другой не сможет их оценить, поэтому они сделают все возможное, чтобы ценить самих себя. Печально, но это всего лишь фасад. Верно и обратное: хорошенько потрясите эмпата, и вы обнаружите нарцисса. Эмпаты могут сконцентрироваться на том, что, по их мнению, чувствуют другие, но часто воспринимают это через призму собственной травмы, пережитой в прошлом. Принимая чужие эмоции как свои собственные, эмпаты часто теряют себя во внутреннем опыте, и не важно, что эти эмоции не принадлежали им с самого начала.
Спектр эмпатия/нарциссизм – это новый язык созависимости. Каждый из них теряет себя в переживаемом опыте другого человека. Каждый из них проживает глубочайшую душевную боль из-за утерянной связи с собой. Когда нам больно, часто первое, что мы делаем, это обвиняем кого-то еще: «Он причинил мне боль», «Это ее вина, что я себя так чувствую». Конечно, мы не отрицаем, что живем в отношениях с другими людьми, но наши чувства принадлежат нам и предназначены быть эмоциональными каплями, которые питают наши собственные внутренние семена. Когда мы перекладываем вину на кого-то извне, то заплываем в чужие воды и прочно застреваем в пруду созависимости. У игры в обвинение нет победителей. У контролирующего нарцисса чрезмерно активна чакра солнечного сплетения, и этот обильный поток необходимо балансировать текучей эмоциональной энергией сакральной чакры. У эмпата, имеющего проблемы с границами, наоборот, чрезмерно активна сакральная чакра, и ему необходимо четкое руководство, исходящее из чакры солнечного сплетения. Пока фокус сохраняется на чужих потребностях, вас ждут заморозки и вечная зима.
В конце концов, если мы хотим проработать тень этого цикла, необходимо развивать аутентичность по отношению к своим эмоциям. Но начать нужно с того, чтобы очень ясно осознать, как выглядят здоровые потребности. Необходимо очертить берега реки до того, как мы окунем палец в воду. Маслоу приводит иерархию потребностей как движение от биологических и физиологических, сосредоточенных на нашей способности физически выживать в мире, к потребностям в самореализации, которые уже начинают приближаться к чувствованию души и проявлению в мире нашего врожденного потенциала.
Эта подробная карта человеческих потребностей – ценный ресурс для понимания того, что составляет контекст не только нашей жизни, но и других людей. Ведь это не только ваши нужды, всё это требуется каждому из нас. Любопытно, что в конце жизни Маслоу выделил еще один уровень на самом верху пирамиды: потребность в трансцендентном. Так он описывал это: «Трансцендентное относится к наивысшему и всеобъемлющему или целостному уровню человеческого сознания, которое относится и проявляет себя как цель, а не средство по отношению к человеку, значимым людям, к человеческим существам в целом, к другим видам, природе и космосу»[15]. Эта вершина человеческих потребностей говорит о том, что нам необходимо проживать себя как часть чего-то большего, чем личностное и персональное; открыться мистическому; направить с трудом приобретенную мудрость на служение другим людям. Пирамида потребностей Маслоу вписывается в восемь лучей Колеса года. Очевидно, что нужно посадить семена, прежде чем собирать урожай. Вряд ли кто-то сможет с этим поспорить. Более того, мы видим, что нужно закрыть свою потребность в признании прежде, чем полностью раскроются наши когнитивные потребности и желание самореализации. И наконец, полная реализация происходит, когда мы можем удовлетворить потребность в духовности или трансцендентном «Я». Способность наполнять все свои потребности – один из основных жизненных навыков, которые необходимо развивать, чтобы жить здоровой, полноценной жизнью в потоке со всем сущим.
Отрицание потребностей – основная проблема четвертого цикла; однако признание различных потребностей в зависимости от того, как они соотносятся с циклами Колеса года, может оказаться полезным для развития эмоциональной свободы.
Дополнительная литература: созависимости
Малкин, Крейг. Переосмысливая нарциссизм: плохое и удивительно хорошее о чувстве исключительности. New York: Harper, 2015.
Смолл, Жаклин. Своевременное пробуждение: путешествие от созависимости к сотворчеству. Eupsychian Press, 2000.
Уитфилд, Чарльз. Совместная зависимость: исцеление человеческого состояния. Health Communications, 1991.
10. Свет недуальности (целостности)
Во втором цикле, когда воды, которые были заморожены, снова начинают течь, мы празднуем дары своего внутреннего ребенка. Ребенок внутри нас – это метафора нашей истинной эмоциональной жизни. Наши эмоции, способность соединяться со своими чувствами и прислушиваться к ним – это дар внутреннего ребенка. Дитя внутри нас взаимодействует с миром с чисто эмоционального уровня, несется по жизни, проживая весь возможный опыт и реагируя на него как есть, без фильтров. Эмоции не являются ни плохими, ни хорошими. Правильными или неправильными. Они лишь протекают сквозь нас. Эмоции – поток, который сообщает нам информацию о пережитом опыте и убеждения о том, что должно быть передано, а что нет. Некоторые из них не очень приятны. Некоторые могут проявляться очень интенсивно и захватывать нас. Но если мы позволяем им быть и возникать естественно, они могут принести невероятные осознания по поводу нашей жизни. Некоторые эмоции легкие и питают, и мы склонны привязываться к ним, подчас исключая более сложные.
Настоящая проблема происходит не из самих эмоций, а из притока, который может увести нас в темное страшное место. Неприятные эмоции погружают нас в мерзость стыда. Проблема не в боли, которую я испытываю из-за разрыва отношений. Проблема в том, что эта боль заставляет меня думать, что я заслуживаю того, чтобы меня оставили: если бы я повел себя иначе, то не остался бы один, и, в конце концов, никто никогда меня не полюбит. Да и как, в самом деле, меня можно любить! Вот послание не боли, но стыда. Не только неприятные эмоции могут привести нас туда. Эмоциональный заряд сексуального влечения к другому человеку может возбуждать, давать чувство расширения, притока энергии и быть очень приятным, но также может пробудить стыд. Тягостное ощущение в животе напоминает, что мое влечение никогда не будет взаимным и мне стыдно даже ощущать подобное. Стыд – это центральная негативная и токсичная эмоция, которой никогда не стоит поддаваться. Она уведет нас в тень созависимости и потери себя в любой межличностной динамике: романтической, платонической или профессиональной. Во время трансформации тени в Свет у нас есть шанс открыть в себе глубину и ширину эмоциональной свободы, но нам необходимо бросить вызов стыду и освободиться от его мертвой хватки, чтобы в полной мере использовать эту возможность. Если у нас получится, то мы увидим, как много должен сообщить нам полный спектр эмоций.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вдохновение– валлийский язык. – Здесь и далее примеч. пер.
2
Карл Юнг ввел разграничение между понятиями адаптированного «я» (маска или персона) и персонализированного «Я» (автономного и самостоятельного) с помощью маленькой и большой буквы «я». – Примеч. авт.
3
Кэмпбелл, Джозеф. Тысячеликий герой. С. 14.
4
Мисс, Кейти. DSM-5 критикуют за конфликт финансовых интересов. ABC News. ABC News Network, 13 марта 2012 г. URL: https://abcnews.go.com/Health/MindMoodNews/dsm-fire-financial-conflicts/story?id=15909673.
5
Национальный институт по борьбе с наркотической зависимостью. Показатели смертности от передозировки. NIDA. National Institute of Drug Abuse, 10 марта 2020 г. URL: https://www.drugabuse.gov/related-topics/trends-statistics/overdose-death-rates.
6
Юнг, Карл, Шамдасани, Сому. Красная книга = Liber Novus. С. 139.
7
Мэтьюс, К., Мэтьюс, Дж. Путешественники между мирами. С. 58.
8
Стоун. Психология души: как освободиться от негативных эмоций и сделать жизнь более духовной.
9
Сериал «Удивительные приключения Билла и Теда» (De Laurentiis Entertainment Group, 1989).
10
Больше информации о ключевых аспектах можно найти в книге автора «Великое делание: самопознание и исцеление через Колесо года» (Издательская группа «Весь», 2021).
11
Маслоу, Абрахам Харольд. Теория человеческой мотивации// Психологический обзор. 1943. № 4. C. 370–396. URL: https://doi.org/10.1037/h0054346
12
Уитфилд, Чарльз Л. Не сумасшедший: возможно, вы не страдаете психическим расстройством. С. 117.
13
«Леди слишком много протестует, мне кажется» – цитата из пьесы «Гамлет» Уильяма Шекспира.
14
Адаптировано из работы «Мотивация и личность» Абрахама Х. Маслоу.
15
Маслоу, Абрахам Харольд. Дальние границы человеческой природы.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги