Книга Благородное искусство: от тени к сути через Колесо года. Великое делание: самопознание и исцеление через Колесо года - читать онлайн бесплатно, автор Тиффани Лазич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Благородное искусство: от тени к сути через Колесо года. Великое делание: самопознание и исцеление через Колесо года
Благородное искусство: от тени к сути через Колесо года. Великое делание: самопознание и исцеление через Колесо года
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Благородное искусство: от тени к сути через Колесо года. Великое делание: самопознание и исцеление через Колесо года

Говоря человеческим языком, любое игнорирование наших потребностей проживается как отвержение. Его спектр может варьироваться от неумышленного пренебрежения до жестокого обращения. Оно может проявляться как невнимание, игнорирование наших желаний или чрезмерная власть и подавление. То, что нам требуется – то, что нужно Божественному ребенку в нас, – чтобы нам безусловно радовались, чтобы мы были в безопасности во всех смыслах: физически, эмоционально, умственно, энергетически и духовно. Нам необходимо быть уверенными, что нас ценят, знать, кем мы являемся на самом деле и что те, кто заботится о нас и кормит, будут удовлетворять наши потребности и в то же время предоставят пространство, в котором мы сможем естественно и органично развиваться. Когда мы проживаем такой опыт в мире и в обществе, которое нас окружает, то можем соединиться с Божественным внутри нас, чувствуя поддержку и заботу, и так формируется взаимодействие с миром с позиций доверия.

Праздник возвращения Света известен человечеству тысячи лет и до сих пор по-разному отмечается по всему миру. В древности римляне отмечали эту игру порядка и хаоса праздником Сатурналий, проходивших с 17 по 23 декабря. Поздние римляне (середина III века н. э.) отмечали Dies Natalis Solis Invicti, что переводится как «день рождения непобедимого солнца», 25 декабря. Христиане, появившиеся примерно в то же время, 25 декабря отмечают Рождество. Индийский праздник Дивали отмечается самым первым в году. Фестиваль света проходит с октября по ноябрь в зависимости от лунного цикла. Однако индуисты также празднуют Панча Ганапати с 21 по 25 декабря. В эти дни чествуют Ганешу, Божественного сына Шивы и Парвати, который пережил ужасное испытание от руки отца и стал «устранителем препятствий». Ханука (иудейский праздник) приходится на период с конца ноября по начало января, его дата в большей степени определяется иудейским, а не григорианским календарем. День Святой Люсии (Скандинавия) отмечается 13 декабря. Донг Чжи (Китай), что переводится как «высшая степень зимы», – один из самых важных азиатских праздников, который отмечается в период зимнего солнцестояния. В Японии он известен как Тожи, во Вьетнаме как Донг Чи. Это также период почитания предков. Альбан Арфан – более современное название праздника зимнего солнцестояния у кельтских друидов. И, конечно, Йоль – норвежское название того же праздника. Шабе Ялда (Иран) означает «рождение» и отмечается в период зимнего солнцестояния. У индейцев хопи Северной Америки праздник зимнего солнцестояния называется Соял. Лас-Посадос (Южная и Центральная Америка), посвященный путешествию Марии и Иосифа в Иерусалим в поисках убежища, отмечается с 16 по 24 декабря. Самым современным из фестивалей, которые проходят в это время, является Кванзаа, основанный в Соединенных Штатах в 1966 году, проводится с 26 декабря по 1 января. Колядки (у славянских народов) празднуются чуть позже, примерно в православное Рождество 6 января.

В период зимнего солнцестояния, независимо от того, что происходило в минувшем году, у нас есть возможность начать все заново. Мы можем вновь порадоваться воссоединению с Божественным ребенком у себя внутри и снова преданно взращивать эту драгоценную искру в полностью реализованное и актуализированное «Я».



Дополнительная литература: Йоль

Манки, Джейсон. Маленькая книга Йоля. Woodbury, MN: Llewellyn, 2020.

Пешнекер, Сьюзен. Йоль. Ритуалы, рецепты и обряды в день зимнего солнцестояния. Woodbury, MN: Llewellyn, 2015.

Рэдиш, Линда. Старинная магия Рождества: святочные традиции самых темных дней года. Woodbury, MN: Llewellyn, 2013.

2. Скрытая ловушка зависимости

Все архетипические энергии Йоля, если смотреть на них через призму тени, проявляются в актуализации чувства потери и отделенности. Это чувства Божественного ребенка, забытого и лишенного всего: племени, места в жизни, сообщества. Здесь зима не радует своей чистой скрипучей красотой. Вместо этого она оставляет нас замерзать, бросая в холод и мрак внутренней пустоты. Когда ребенка внутри постоянно бомбардируют убеждениями о том, что он недостаточно хорош (или недостаточно умен, привлекателен), или что его чувства (идеи, мечты) не настолько важны, чтобы воспринимать их всерьез, или что его изначально не за что любить, создается фундамент для жизни, основанной на стыде и страхе. Это бесконечная, круглогодичная внутренняя зима.

С помощью зависимости мы стараемся компенсировать потерю связи с Источником (или собой), стараясь заполнить зияющую дыру в центре нашего существа чем-то материальным, будь то вещи или поступки. Но это не работает. Не может работать. Невозможно найти целостность и связь там, где их нет, а значит, мы никогда не почувствуем насыщения. Но мы продолжаем пытаться получить все больше и больше в этом опустошающем, саморазрушительном и потенциально опасном бесконечном цикле.

Модель луковицы, адаптированная под задачи психологии, представляет внутреннего ребенка, окруженного любовью и заботой, как ядро. Божественный ребенок – это истинная сущность, та, что несет в мир свет надежды и радости. Это самоощущение, которое должно находиться в самом центре нашего существа, однако мы крайне редко его проживаем. Когда мы руководствуемся чувством безопасности и доверия и знаем, что в нашем мире все хорошо, даже когда проходим испытания и встречаемся с препятствиями, полученный опыт создает связь с этой сущностью. Мы видим свет внутри, даже когда вокруг темно. Однако, ныряя в собственные глубины, вместо него мы встречаем плотный и болезненный слой стыда, который создает ложное убеждение, что мы изначально ущербны и, если кто-то откроет правду о том, кто мы есть, нас полностью и безоговорочно отвергнут. А это, в свою очередь, создает все новые и новые слои нездоровых адаптивных механизмов, которые сражаются за то, чтобы защитить нас от внутренней боли.



Первый слой защит показывает внутреннюю настройку на преобладающее переживание стыда. Это отражается в том, как мы видим свои эмоции, вытесняя те, которые неприятно и некомфортно проживать. Мы будем подробно разбираться с ними во втором цикле. В этом слое также отражаются наши базовые убеждения о себе и мире: считаем ли мы, что мир безопасен и принимает нас, реагируем ли на общество, которое основано на страхе и управляется им. Эта тема исследуется в четвертом цикле.

Следующий слой защит показывает больше внешних настроек на бессознательное использование механизмов, которые обеспечивают безопасность и гарантируют, что никто не подойдет слишком близко. Мы имеем широкий спектр защит, о которых вы узнаете в третьем цикле, те самые маски, также известные как субличности или персона. Обширное разнообразие этих «ложных личностей» подробно описано в пятом цикле.

Зависимый – одно из таких «ложных „Я“». Одна из масок, которую мы носим, чтобы обезопасить себя, какой бы проблематичной она в конечном итоге ни была. Зависимость – это последнее место, куда мы сбегаем в неосознанной попытке защитить самую ценную и лелеемую часть себя, которая, как нам кажется, находится в опасности. Правда нашей истинной сути, свет внутреннего ребенка прячется куда-то далеко, а когда мы стараемся его отыскать, все что, мы чувствуем, – лишь пустая зияющая дыра стыда. Глубина опустошения поднимает эмоции страха, гнева или боли, которые все вместе погружают нас в яму стыда, а стыд говорит, что мы сами виноваты, и причина, почему мы так себя чувствуем, в том, что мы не являемся ценными и достойными любви.



Когда мы не в состоянии наполниться светом любви к себе, нам требуются вещи или поступки. Зависимость – это последняя крайность, куда мы сбегаем, чтобы облегчить боль разрыва с самим собой, с тем чудесным ребенком. Часто это первое, с чего можно начать, чтобы запустить оздоровительный процесс. Признавая потребность в исцелении основанного на страхе общества, которое страхом же и управляется, мы предвосхищаем рождение внутреннего солнца, которое начинает постепенное движение к полноте летней силы и духовному урожаю на месяцы и годы вперед.

Тема зависимостей – очень обширное поле, оно из тех, что имеет много слоев и аспектов. Подход в концепции стыда, который предлагается для понимания зависимости, представленный здесь, никак не умаляет и не отрицает исследования генетических и нейробиологических причин зависимости. Само определение причин, которые формируют зависимость, значительно изменилось за последние десятилетия. Психиатры, психологи и психотерапевты, а также другие специалисты по душевному здоровью пользуются Диагностическим и статистическим руководством (DSM) в качестве эталонного и стандартизированного профессионального ресурса. Впервые опубликованное в 1952 г., сейчас оно выдержало пятое издание и называется DSM-V (опубликовано в 2013 г.). Список зависимостей наряду с алкоголем, опиатами и другими пристрастиями к веществам в DSM-V расширился: теперь в него также входят игромания и азартные игры, которые не описывались в более ранних изданиях. Важная ремарка: в DSM есть темы, из-за которых некоторые пользователи настороженно относятся к его содержанию. Стоит отметить, что гомосексуальность была исключена из справочника DSM в 1973 г., тогда как в первых изданиях она считалась «социопатическим расстройством личности». Кроме того, издание DSM-V критиковали за возможный конфликт интересов, поскольку бо́льшая часть его консультативной группы относилась к «большой фарме»[4].

Модель луковицы как подход, альтернативный клинической диагностике, представляет зависимость как финальную точку, где психика все еще старается облегчить боль от разделения с душой, прежде чем погрузиться в бездну оцепенения и отчаяния. Она дает нам еще одну призму, которая помогает понять и признать то, что происходит в психике, и рисует карту первых шагов, которые мы можем предпринять на пути к исцелению. Когда мы в состоянии признать способ, из-за которого потеряли себя в угоду наркотику, процессу или действию, это погружает нас в темную ночь души. Прокаливание, первая алхимическая стадия исцеления, – это катастрофа, которая открывает возможность вернуться назад, к свету нашей истинной сути. Оно заставляет взглянуть в лицо суровому объективному факту, что способы, которыми мы пытались отвлечься от внутренней боли, бессмысленны. Это ставит нас перед четким пониманием: да, сейчас разгар зимы, но на горизонте уже появился проблеск светлой надежды. И мы начинаем путь к целостности, нежно обнимая внутреннего младенца, которому необходимо базовое доверие, и заботливо поощряя его стремление исследовать мир с полной уверенностью в том, что он безопасен и принимает его.

Даже тем, кто не страдает от опустошения, вызванного активным приемом веществ, известно, что значит передать свою независимость чему-то, кроме собственного выбора. Общество, в котором все мы живем, чем дальше, тем больше пропагандирует зависимости. Даже несмотря на более 60 тысяч смертей, вызванных пристрастием к опиатам в США в 2018 г.[5], появляется все больше предложений, особенно со стороны технологий, отказаться от свободы выбора и соскользнуть в бессознательное состояние с рассеянным вниманием. Когда мы говорим о здоровом процессе воспитания ребенка, отвлечение может уберечь его от беды, однако новые подходы в детской психологии показывают, что отвлечение не только нарушает детскую способность делать более подходящий выбор, оно может считываться и как то, что чувства – это неправильно и путь «в обход», духовный или любой другой, является нормальным.

Нам хорошо известны отложенные последствия пристрастия к веществам: никотину, алкоголю или наркотикам. Психологическую зависимость от сахара и кофеина с некоторыми оговорками также можно отнести к категории наркотической. Говоря обобщенно, к зависимости можно отнести все, что связано с отсутствием контроля за импульсом. Я думаю об этом веществе – и я должен его получить. Если взглянуть на зависимость глазами внутреннего младенца, то она является способом успокоиться, как будто мы хотим укачать себя и заснуть с бутылочкой. У внутреннего малыша, когда ему говорят «нет», особенно в ответ на употребление вещества или какое-то поведение, отказ может привести к вспышке гнева, с топанием и криками в надежде, что это заставит взрослого уступить требованиям. Так обнаруживается еще один критерий, помогающий определить, склонен ли человек к зависимости: личность меняется, если не получает желаемого.

Сложнее разобраться, является ли зависимостью какой-то процесс или поступок. Мы делаем ряд вещей, которые имеют схожие функции (в отличие от веществ, которые перевариваем). Они отвлекают. Вызывают оцепенение. Успокаивают. Но они не поддерживают нас, когда нужно встретиться со своими чувствами, и не вдохновляют, когда следует выбрать наилучший способ действий в трудные времена. Например, покупки уже давно признали процессом, вызывающим зависимость. Как определить: мы покупаем, потому что нам что-то необходимо, потому что получаем удовольствие или же потому что зависимы? Так же, как мы знаем, когда едим не для того, чтобы насытиться или насладиться вкусным блюдом, а для того, чтобы заглушить боль глубоко внутри, делая то, что всегда помогает ее усмирить.

То, что попадает в наше сознание, формирует нас. То, что мы носим внутри, имеет власть над нами. Если мы поддадимся всепоглощающему чувству страха и, как следствие, чувству одиночества, то есть программе общества, сформированного стыдом, тогда зависимости в той или иной форме будут проявляться в нашей жизни. От нас требуется лишь набраться смелости и встретиться с внутренней болью, а также сформировать адекватные и функциональные адаптивные механизмы, чтобы мы духовно трансформировались, а не травмировались эмоционально.


ТЕНЬ ПЕРВОГО ЦИКЛА: ЗАВИСИМОСТИ

Все зависимости попадают в теневой аспект первого цикла. Однако дальнейшая классификация показывает, насколько разные зависимости могут соотноситься с энергиями Колеса года.




Дополнительная литература: зависимости

Фут, Джеффри, Вилкинс, Керри, Косанке, Николь и Хиггз, Стефани. Вне зависимости: как наука и доброта помогают людям меняться. Репринтное издание. New York: Scribner, 2014.

Мате, Габор. В царстве голодных привидений: близкое знакомство с зависимостью. Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2010.

Мэй, Джеральд, д.м.н. Зависимость и милосердие: любовь и духовность в исцелении зависимостей. San Francisco: HarperOne, 1988.

3. Свет истинной сути

Когда первый цикл задрапирован в мрачную тень стыда, вся жизнь становится на очень шаткий фундамент. Вместо того чтобы быть светом надежды или триумфом порядка над хаосом, этот цикл и есть хаос. Стыд создает внутренний коктейль из тревоги, депрессии, паники и страха, что ложится в основу любого опыта и готовит идеальную среду для усиления внутреннего беспорядка, который ведет к зависимости. Корни, берущие начало в почве стыда, искривлены и гниют и не способны принимать питательные вещества, которые нужны нам, чтобы жить и процветать.

Чтобы по-настоящему признать положительную архетипическую энергию первого цикла, необходимо принять внутреннего ребенка как чистое отражение Божественного, воплощенное в физическом теле человека. Рождаясь и приступая к реализации жизненной программы в этом месте в это время, мы приносим с собой встроенные Божественные качества, тот заряд, который предполагается активировать в течение жизни. Мы приходим сюда миниатюрными и совершенными и в те первые моменты нашего существования уже знаем, что являемся отражением Божественного абсолюта. Мы – эманация истинной сути, и нас приветствуют, обнимают и радуются нам как удивительному чуду, поскольку так и есть.

Да, описанное выше происходит не всегда. Случается, что от новорожденных младенцев отказываются или вынашивают детей в страхе. Но обстоятельства нашего появления не умаляют чуда нашего бытия. Неосознаваемый опыт отделенности от своей сути, который происходит из активации стыда, может начаться с самым первым нашим вдохом, но у каждого был момент, когда мы переживали глубину своей души и знали себя как целостных и святых.

Путь от стыда к истинной сути, от отделенности к целостности, от разъединения к интеграции начинается здесь. Целительная работа с позиций первого цикла – это задача определить все те моменты, когда мы передали силу, чувство самости, определение своей врожденной ценности чему-то внешнему. Это шаг, чтобы вернуть себе истину сути и наконец – наконец! – отпраздновать победу внутреннего мира и порядка над хаосом стыда. Карл Юнг писал в «Красной книге»: «Если вы соедините упорядоченное с хаосом, то произведете на свет божественное дитя, высшее содержание за пределами смысла и бессмысленности»[6]. Дар созерцания бесплодного пейзажа в том, что существует четкая линия обзора, проявляющая все, что жизненно важно помнить и востребовать. На языке алхимии, когда все остальное сравняли с землей и сожгли в пламени прокаливания, становится возможным восстановить первичную материю и фактически начать трудную, но щедро вознаграждаемую работу по трансмутации. В стремлении найти философский камень, конечную цель алхимического процесса, настоящий алхимик знает, что он (камень) и есть первичная материя. Просто он изменился почти до неузнаваемости в результате всех процессов, которым подвергся. Но даже кусок угля может стать алмазом при должной температуре и давлении. Как показывает символ уробороса, моменты начала и конца не так уж далеки друг от друга, но переход от первичной материи к философскому камню оказывает огромное влияние на жизненный опыт человека. Зависимость или навязчивое желание можно рассматривать как индикатор первичной материи, который указывает на сам путь, что выведет обратно к тому, что мы потеряли. Когда мы можем набраться смелости, чтобы пробраться через темный лес стыда и осознать, как он укрыл тенью каждый аспект нашей жизни, у нас появляется шанс выйти на другую сторону, к свету истинной сути, чтобы она засияла во всех гранях нашей жизни.

Если зависимости указывают, что мы действуем под влиянием тени первого цикла, то признание базовых ценностей и осознание того, насколько они важны, означает, что мы прорвались сквозь темный лес к Свету. Это показатель нашего воссоединения с истиной.



Базовой ценностью считается качество, принцип или норма поведения, которая является ценной, обязательной и не подлежит сомнению в нашей жизни. Действия на основе базовых ценностей – это компас, указывающий на самый подлинный путь. Ценности – не то же самое, что наш выбор. Они не являются работой или отношениями, но они определяют решения, которые мы принимаем в работе или в отношениях. Если моей базовой ценностью является семья, это будет влиять на то, какую карьеру я предпочту (например, такую, где есть летние каникулы и отпуск), на выбор места жительства (т. е. расстояние от дома до работы), отношение к финансам (например, я откладываю на непредвиденные расходы), окружение (т. е. завожу дружбу с родителями для организации детских праздников) и т. д.

Необходимо уделить время тому, чтобы разобраться со своими базовыми ценностями и определить особенности своей истинной энергии, т. к. это важный шаг в процессе индивидуализации. Когда дело касается ценностей, здесь нет правильного и неправильного, нет иерархии. Приключение как высшая ценность ничем не лучше мудрости, просто это формирует различный подход к жизни и определяет ее направление и выборы. Серьезная проблема возникает, когда мы следуем компасу мудрости, в то время как на самом деле нашей фундаментальной базовой ценностью является приключение. Отрицая свои базовые ценности, мы отрезаем себя от глубинной истины собственного «Я», и это приводит к сильной душевной боли, что заставляет искать любой способ ее заглушить. Печально, но слишком часто люди перенимают приоритеты от родителей или социума, в котором живут, и институтов (образовательных, правительственных, религиозных), не различая, насколько эти ценности соотносятся с их собственным внутренним барометром. И это совершенно понятно. Потребность в принадлежности к группе, потребность быть на этом месте в безопасности – довольно сильный мотиватор. Во многих смыслах традиции, которым мы следуем, содержат в себе выжимку из коллективных или общественных ценностей. Это замечательно – сделать их частью нашей жизни. Когда у нас нет традиций, мы часто ощущаем нестабильность и отсутствие почвы под ногами, не чувствуя смысла и глубины бытия. Но приходит время, когда нас подталкивают к тому, чтобы трансформироваться в наше истинное «Я», а это требует переоценки всего, что бессознательно было принято раньше.

Прокаливание толкает прямо в сторону индивидуализации и утверждения подлинной автономии. Если мы продолжим цепляться за то, что не отражает нашу внутреннюю правду, в башню ударит молния, и тогда мы будем вынуждены начать ее строительство с нуля. Однако в этот раз нам предлагается обратиться к твердому фундаменту личных базовых ценностей и отдать должное той энергии, которую они приносят в нашу жизнь.



Внутренняя работа: создайте свой бриллиант ценностей

Найдите тихое место и выберите время, когда вас никто не побеспокоит, чтобы изучить таблицу базовых ценностей. Подышите в корневую чакру, создавая намерение, чтобы открыться и обрести ясность по поводу своих базовых ценностей. Уделите время, чтобы в каждом цикле расслабить ум и отдохнуть энергетически, исследуя каждую из основных ценностей, перечисленных в списке. Какую ценность из каждого цикла вы сделаете корневым аспектом своей истинной сути? В конце упражнения у вас будет список из восьми ценностей, каждая из которых обладает разной энергетикой. Так вы создадите определение для каждой из восьми граней трехмерного бриллианта. Это комплексная информация, о которой хорошо помнить, пока вы продвигаетесь от одного цикла к другому, особенно когда начинаете работать с восьмым циклом и объединяющей Хани единства.


СВЕТ ПЕРВОГО ЦИКЛА: ЦЕННОСТИ

Все ценности относятся к работе с истинной сутью в первом цикле; однако дальнейшее описание показывает, как различные ценности могут соотноситься с другими энергиями, которые мы исследуем в Колесе года.


4. Медитация «Путешествие для встречи с драконом»

Болезненная работа, которая начинается, когда мы бросаем вызов зависимости (или навязчивому желанию, или нездоровой привычке), часто называется «встречей с драконом». Его изображают как Смауга из «Хоббита», и этот западный дракон олицетворяет все, что является бичом разрушительного эго, основанного на стыде, обусловленного материализмом и лишенного всех связей с высшими атрибутами Духа.

В западной культуре дракон исторически был символом нездорового эго, ведо́мого жадностью и лелеющего страсть к накоплению. Святой Георгий поражает дракона, освобождая нашу душу из плена и позволяя ей вернуться к Богу. Но если мы пройдем дальше, за пределы разделения тела и духа, мы увидим, что дракон охраняет внутреннее сокровище[7].

Как и во время целительного путешествия по избавлению от зависимости, если мы наберемся смелости, чтобы встретиться с темнотой и разрушительными программами стыда, которые стремятся разорвать нашу связь с собой, удержать нас маленькими и напуганными, то откроемся возможности обрести сокровище, что находится внутри. Не потому, что наша ценность определяется сокровищем – это не так, наша ценность не подлежит сомнению, – а потому, что сокровище прекрасно и заслуживает, чтобы его вынесли на свет и каждый смог его увидеть. В темноте пещеры, обиталища дракона, который охраняет нашу душу, нас ждет встреча с двумя огнями: разрушительным дыханием чудовища, которое походит на всепоглощающий огонь прокаливания, и теплыми угольками в очаге, что является направляющим светом сущности.

Эта медитация проведет во внутренний пейзаж первого цикла, чтобы вы встретились с драконом, стерегущим сокровище. Путешествуя по этому ландшафту, помните: метафора, которую он отражает, связана с более широкой истиной вашего пробуждающегося сознания и прожитого опыта. Позвольте себе удовольствие назвать своего дракона, бросить вызов пещере и вернуть себе Свет.