Книга «Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. Том 1 - читать онлайн бесплатно, автор Александр Тимофеевич Боннер. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. Том 1
«Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. Том 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. Том 1

94

http://slon-p.livejournal.com/70317.html

Не причудливыми ли воспоминаниями по поводу неким образом связанной с чекистами молодостью и его реальными полетами со скрипкой под потолком объясняются сюжеты картин М. Шагала «Над городом», а также в ряде случаев изображенные играющими на крыше или парящими в облаках скрипачи?

95

См.: Молок Н., Голубовская М. Супрематический детектив // Итоги. 1999. 13 июля.

96

Питер Корнелис (Пит) Мондриан или Мондриаан (1872–1944) – нидерландский художник, одновременно с Кандинским и Малевичем положивший начало абстрактной живописи.

97

См.: Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог·1. Италия, Испания, Франция, Швейцария. С. 164.

98

См.: Кудрявцев Б. В. Художественные музеи Лондона. М.: Искусство, 1994. С. 95.

99

См.: Малахова Ю. «Черный квадрат» в сейфе олигарха. Великий художник и мистификатор оставил потомкам немало головоломок // Российская газета. 2002. 21 февр.; Бычкова Е. «Черный квадрат» как гвоздь Салона // АиФ. 2002. № 11. Февр.; Малахова Ю. Родина в квадрате. В России есть вещи, которые не продаются // Российская газета. 2002. 15 апр.; Шергина Н. Швыдкой и Потанин представили «Черный квадрат» // Российская газета. 2002. 21 июня.

100

См.: Молок Н., Голубовская М. Супрематический детектив.

101

Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. René François Ghislain Magritte) (1898–1967) – бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

102

http://grani.ru/Culture/m.58903.html

103

См.: Наследники Малевича хотят вернуть себе 14 картин художника из музея Стеделик // http://grani.ru/Culture/m.58903.html

104

См.: Швейцария вернет картину Малевича наследникам // http://luxlux.net/ shveytsariya-vernet-kartinu-malevicha-naslednikam-35651/

105

См.: Свиридова А. Искусство и история // «Слово\Word». 2011. № 69; http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/sv38.html

106

Супруги Рерих находились под влиянием учения религиозного философа Е. П. Блаватской (1831–1891). Она провозгласила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ей в качестве «хранителей сокровенных знаний». Е. П. Блаватская проповедовала собственную версию теософии, т. е. религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством.

107

Танка – произведение изобразительного искусства, буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Бодхисаттва – буквально – «существо, стремящееся к пробуждению» – в буддизме человек или иное существо, принявшее решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений – сансары и спасти все живые существа от страданий.

108

См.: Румянцева О., Сазонова Н., Шапошникова Л., Смирнов-Русецкий Б. О наследии семьи Рерихов // Советская культура. 1988. 29 окт.

109

См. http://soratniki.narod.ru/doc.htm

110

Несколько позже законодатель данное правило существенно скорректировал. На основании ст. 532 ГК РСФСР 1964 года нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти, также были отнесены к наследникам по закону. При наличии других наследников они наследовали наравне с наследниками той очереди, которая призывалась к наследству. Еще более наследственные права данной категории граждан были скорректированы в третьей части ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 года. В соответствии со ст. 1145, 1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы наследодателя при отсутствии иных наследников, находящихся с наследодателем в родственных отношениях, наследуют в качестве наследников восьмой очереди.

111

Ширяев В. «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство…» Святослав Рерих настаивал, чтобы культурные ценности, оставшиеся на квартире его брата, были охранены. Государство сделало все, чтобы они оказались утраченными // Новая газета. 2008. 4 авг.

112

Флорин Д. Васильчик это вам не Рерих // Московский корреспондент. 2008. 1 апр.

113

Ширяев В. Указ. соч.

114

Ширяев В. Указ. соч.

115

Ширяев В. Указ. соч.

116

См.: Калабугин В. Михаил Швыдкой готовится национализировать наследие Рерихов. Зачем это нужно министру культуры? // Независимая газета. 2004. 3 февр.

117

Корольков И. Рерих под колпаком у Шелленберга // Московские новости. 2005. 4 февр.

118

См., напр.: Флорин Д. Указ. соч.

119

Корольков И. Указ. соч.

120

Применительно к данной ситуации, перефразируя Владимира Высоцкого, так и хочется спросить: «Где картины, точнее, шесть картин, Зин?».

121

Очевидно, в документе допущены арифметическая ошибка, а также некоторые иные неточности. В частности, 161 и 126 в сумме дают 287, а не 288 картин. В приложении IV к документу перечислены 163 картины Николая Рериха (с указанием их названий, дат исполнения и размеров), а в приложении V – 125 картин, принадлежащих кисти Святослава Рериха. В общей сложности это составляет действительно 288 картин.

122

Здесь в переводе явно допущена ошибка. По смыслу документа следует читать «после моей смерти».

123

См.: Молодцова В. Коллекция для узкого музейного круга // Российская газета. 2001. 28 дек.

124

См.: Румянцева О., Сазонова Н., Шапошникова Л., Смирнов-Русецкий Б. О наследии семьи Рерихов // Советская культура. 1988. 29 окт.; Амонашвили Ш. и др. Картины под арестом? Культурное наследие Рерихов должно быть возвращено законному владельцу // Российская газета. 1999. 19 марта; см. также: Российская газета. 2000. 17 февр. и др.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги