94
http://slon-p.livejournal.com/70317.html
Не причудливыми ли воспоминаниями по поводу неким образом связанной с чекистами молодостью и его реальными полетами со скрипкой под потолком объясняются сюжеты картин М. Шагала «Над городом», а также в ряде случаев изображенные играющими на крыше или парящими в облаках скрипачи?
95
См.: Молок Н., Голубовская М. Супрематический детектив // Итоги. 1999. 13 июля.
96
Питер Корнелис (Пит) Мондриан или Мондриаан (1872–1944) – нидерландский художник, одновременно с Кандинским и Малевичем положивший начало абстрактной живописи.
97
См.: Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог·1. Италия, Испания, Франция, Швейцария. С. 164.
98
См.: Кудрявцев Б. В. Художественные музеи Лондона. М.: Искусство, 1994. С. 95.
99
См.: Малахова Ю. «Черный квадрат» в сейфе олигарха. Великий художник и мистификатор оставил потомкам немало головоломок // Российская газета. 2002. 21 февр.; Бычкова Е. «Черный квадрат» как гвоздь Салона // АиФ. 2002. № 11. Февр.; Малахова Ю. Родина в квадрате. В России есть вещи, которые не продаются // Российская газета. 2002. 15 апр.; Шергина Н. Швыдкой и Потанин представили «Черный квадрат» // Российская газета. 2002. 21 июня.
100
См.: Молок Н., Голубовская М. Супрематический детектив.
101
Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. René François Ghislain Magritte) (1898–1967) – бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.
102
http://grani.ru/Culture/m.58903.html
103
См.: Наследники Малевича хотят вернуть себе 14 картин художника из музея Стеделик // http://grani.ru/Culture/m.58903.html
104
См.: Швейцария вернет картину Малевича наследникам // http://luxlux.net/ shveytsariya-vernet-kartinu-malevicha-naslednikam-35651/
105
См.: Свиридова А. Искусство и история // «Слово\Word». 2011. № 69; http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/sv38.html
106
Супруги Рерих находились под влиянием учения религиозного философа Е. П. Блаватской (1831–1891). Она провозгласила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ей в качестве «хранителей сокровенных знаний». Е. П. Блаватская проповедовала собственную версию теософии, т. е. религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством.
107
Танка – произведение изобразительного искусства, буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Бодхисаттва – буквально – «существо, стремящееся к пробуждению» – в буддизме человек или иное существо, принявшее решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений – сансары и спасти все живые существа от страданий.
108
См.: Румянцева О., Сазонова Н., Шапошникова Л., Смирнов-Русецкий Б. О наследии семьи Рерихов // Советская культура. 1988. 29 окт.
109
См. http://soratniki.narod.ru/doc.htm
110
Несколько позже законодатель данное правило существенно скорректировал. На основании ст. 532 ГК РСФСР 1964 года нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти, также были отнесены к наследникам по закону. При наличии других наследников они наследовали наравне с наследниками той очереди, которая призывалась к наследству. Еще более наследственные права данной категории граждан были скорректированы в третьей части ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 года. В соответствии со ст. 1145, 1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы наследодателя при отсутствии иных наследников, находящихся с наследодателем в родственных отношениях, наследуют в качестве наследников восьмой очереди.
111
Ширяев В. «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство…» Святослав Рерих настаивал, чтобы культурные ценности, оставшиеся на квартире его брата, были охранены. Государство сделало все, чтобы они оказались утраченными // Новая газета. 2008. 4 авг.
112
Флорин Д. Васильчик это вам не Рерих // Московский корреспондент. 2008. 1 апр.
113
Ширяев В. Указ. соч.
114
Ширяев В. Указ. соч.
115
Ширяев В. Указ. соч.
116
См.: Калабугин В. Михаил Швыдкой готовится национализировать наследие Рерихов. Зачем это нужно министру культуры? // Независимая газета. 2004. 3 февр.
117
Корольков И. Рерих под колпаком у Шелленберга // Московские новости. 2005. 4 февр.
118
См., напр.: Флорин Д. Указ. соч.
119
Корольков И. Указ. соч.
120
Применительно к данной ситуации, перефразируя Владимира Высоцкого, так и хочется спросить: «Где картины, точнее, шесть картин, Зин?».
121
Очевидно, в документе допущены арифметическая ошибка, а также некоторые иные неточности. В частности, 161 и 126 в сумме дают 287, а не 288 картин. В приложении IV к документу перечислены 163 картины Николая Рериха (с указанием их названий, дат исполнения и размеров), а в приложении V – 125 картин, принадлежащих кисти Святослава Рериха. В общей сложности это составляет действительно 288 картин.
122
Здесь в переводе явно допущена ошибка. По смыслу документа следует читать «после моей смерти».
123
См.: Молодцова В. Коллекция для узкого музейного круга // Российская газета. 2001. 28 дек.
124
См.: Румянцева О., Сазонова Н., Шапошникова Л., Смирнов-Русецкий Б. О наследии семьи Рерихов // Советская культура. 1988. 29 окт.; Амонашвили Ш. и др. Картины под арестом? Культурное наследие Рерихов должно быть возвращено законному владельцу // Российская газета. 1999. 19 марта; см. также: Российская газета. 2000. 17 февр. и др.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги