Преподаватель вернулся взглядом к толстячку:
– Императорская и даже графская еда слишком дорога, приходится лакомиться чем-нибудь попроще. – Лектор посмотрел на девушку: – Ограниченное время не дает развернуться разговору, а ограниченный выбор из возможных вторых половинок приводит к тому, что жених не царских кровей, не столь красив и богат, каким рисовали его мечты. – Наконец преподаватель обратил свой взгляд ко мне: – Каждый воин упирается в потолок и обнаруживает, что, как бы ни хотелось одним махом с семерыми расправляться, всему есть предел.
Печально вздохнув, лектор продолжил:
– Таков второй факт, господа: ограниченность ресурсов. Ресурсы – я имею в виду те ресурсы, которые мы будем рассматривать на уроках экономической теории, – можно подразделить на три вида: естественные (земля, полезные ископаемые), искусственные (инструменты, станки) и рабочую силу. Такая классификация, конечно, весьма условна и включает не все, но, в общем и целом, отражает главное с точки зрения экономики. Впрочем, данную тему мы раскроем позже. Сейчас же для нас важно наличие двух экономических фактов: безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Как совместить эти две противоречивые реальности? Об этом – на следующем уроке.
3
Через день должен был состояться урок по предмету «Лавка на практике». С непривычки не сразу нашел аудиторию и вошел туда буквально за минуту до начала.
– Здесь будет «Лавка на практике»? – спросил я.
Студенты осторожно кивнули. Я посмотрел, куда можно сесть, и заметил во втором ряду полноватого парня, которого видел на «Экономтеории».
– Можно? – спросил я, подойдя к его парте.
Он кивнул, и я сел рядом.
– Серж, – мне показалось уместным представиться.
– Владислав, – ответил он и слабо пожал мне руку.
Ровно в этот момент в аудиторию вошел господин Норин, декан торгового факультета. Поприветствовав нас, он неспешно начал урок:
– Итак, господа, наконец вы подошли к ключевому предмету вашего обучения, самому важному и предельно практичному. Последний год… даже если для кого-то он же является первым, – улыбнулся мне декан, – подводит вас к собственному делу, в котором, как я надеюсь, вы объедините все полученные знания. Однако первые уроки мы посвятим повторению некоторых моментов, что вами уже пройдены. Во-первых, это освежит ваши знания, во-вторых, сосредоточит внимание на действительно важном.
Преподаватель на секунду задумался и продолжил:
– Вопрос первый: как выбрать направление для своего дела?
Студенты ждали продолжения, но оказалось, что декан хочет иного:
– Вообще-то это был вопрос к вам. Себе вслух я обычно вопросов не задаю.
– Определить потребность и удовлетворить, – сказал студент с первой парты.
– Верно, – кивнул лектор, – отчасти верно. Одна из сторон выбора дела заключается в этом. Под потребностью мы понимаем желание человека. Не стоит путать ее с нуждой. Например, спиртное, азартные игры как таковые не нужны здоровому человеку. Более того, нужда человека состоит в отказе от таких товаров. Однако, удовлетворяя желание человека, каким бы недальновидным оно ни было, мы можем заработать деньги, а потому включаем его в потребности. Что ж… казалось бы, все просто: мы определили, что человек хочет некий товар, и удовлетворили его потребность, отдав ему этот товар. Что еще?
– Важны условия, на которые он согласен пойти ради товара, – ответил один из студентов.
– Да, отчасти да. Цена, которую он готов заплатить, конечно, важна. Важно и то, где, когда, как человек готов принять товар. Важна разновидность товара. Удовлетворяющее клиента качество. Но это все, собственно, и есть потребность, о которой мы говорили. Меня же интересуют две другие стороны вопроса. Итак?
– Условия, имеющиеся в обществе, и условия, которые можем задавать мы.
– Блестяще! Рад, что не забыли. Итак, мы многое можем предложить людям, но… общество не все примет. Хотели бы предложить скатерть-самобранку, но технология не позволяет. Желали бы быть единственными поставщиками, но конкуренты не дремлют. Хотели бы представить что-то роскошное, но страна не столь богата. Могли бы торговать поддельными документами, но закон запрещает. Таковы пять внешних условий, на которые мы не способны влиять. Мы можем их лишь принять и учесть. Перечислю их еще раз: общество, технология, конкуренция, экономика, закон. Перечислите теперь условия, на которые мы можем влиять.
– Товар, место, цена, продвижение, – чуть ли не хором ответили студенты.
Декан улыбнулся:
– Именно так, господа. Мы выбираем, чем торговать – товар, где торговать – место, почем торговать – цену, и как увеличивать сбыт – продвижение.
Вроде бы все сказанное на уроке само по себе было понятно, но смысл… я почувствовал себя здесь чужим: словно все всё знают, а я улавливаю лишь какие-то крохи. Преподаватель к моему удивлению, похоже, понял мое состояние:
– Господин Лерв, если чего-то не понимаете, ничего страшного. Во-первых, часто достаточно здравого смысла, во-вторых, ключевые моменты мы рассмотрим подробнее, ну и в-третьих, при организации собственного дела каждому студенту будет оказана помощь.
Далее лектор обратился уже ко всем:
– Итак, есть потребность, есть всевозможные условия, и есть…
– Ресурсы!
– Да, господа, куда уж без ресурсов. Представьте, господин Воронин, – обратился декан к Владиславу, – что вы определили потребность уходящего вдаль каравана. Им очень-очень нужен охранник. Срочно. Вы можете заработать огромную сумму на этой потребности. Ваши действия?
– Попрошу Сержа помочь, – улыбнулся Владислав.
– Вы уже знакомы? Отрадно. И, кстати, хороший ответ. Если, конечно, господин Лерв даст свое согласие. Но речь не о том. Что если бы вы были одни?
– Не смог бы получить прибыль.
– Верно! Казалось бы, вы определили потребность. Ни одно из условий не препятствует вам: конкурентов нет, экономика, законы и прочее на вашей стороне, – но увы и ах, собственных ресурсов на осуществление нет, а значит, заработать вы не сможете. Именно поэтому, господин Воронин выбирает кофейный бизнес: среди его ресурсов капитал, знания, связи отца. Именно поэтому господин Домов выбирает продуктовое дело: связи отца, капитал. Очень часто проще отталкиваться не от потребностей клиента, а от собственных ресурсов. Кстати, мы тут говорим «потребности», «ресурсы», в чем наше отличие от экономической теории?
– Там рассматривают потребности и ресурсы одного человека или одного общества, а мы говорим о потребностях клиента с одной стороны и наших ресурсах с другой, – ответила единственная девушка этой группы.
– Да, в общем и целом да, госпожа Грановски. И, кстати, возвращаясь к словам о том, что часто проще отталкиваться от собственных ресурсов, госпожа Грановски на своем примере продемонстрировала, что часто – это еще не всегда. Она пошла именно от потребности: четко определила ее и собирается удовлетворить, хотя, казалось бы, ни она, ни ее родственники никак с парфюмерным бизнесом не связаны.
Преподаватель окинул взглядом аудиторию и продолжил:
– Всегда важно учитывать эту комбинацию: свои ресурсы – потребности клиента. Без должных ресурсов вы не удовлетворите потребностей. Без клиентских потребностей ресурсы не принесут вам прибыли. И вот вам пример. Господин Домов, скажите, сколько бы вы заработали, если б вашим ресурсом было, скажем… пинание мяча. Вот вы лучше всех в империи пинали бы мяч, что бы было?
– Ничего, – после пятисекундной паузы ответил студент.
– Именно! Потому что никакой потребности в вашем пинании мяча ни у кого просто нет. Ни медяка вы б не получили… Впрочем, пару медяков в цирке, может, и зарабатывали бы, – улыбнулся преподаватель. – Но представьте теперь, что у людей появилась жгучая потребность в лицезрении вашего… так сказать, искусства. Такая жгучая, что и алкоголикам не снилась. Что бы было?
– Я бы стал миллионером.
– В конечном счете да. Но каковы промежуточные шаги к этому?
– Ну брать деньги за представления, как в цирке, театре.
– Еще! Аудитория, не только к господину Домову вопрос, подключайтесь.
Первое предложение озвучил Владислав:
– Брать учеников.
– Да, господин Воронин, у великого пинателя мяча должны быть ученики. И не забесплатно, естественно. Еще!
Посыпались другие предложения:
– Организовать чемпионат пинателей мяча, в котором Антон будет чемпионом.
– Ставки! Тотализатор!
– Продавать мячи – только эти мячи подходят для пинания и никакие иные!
– Одежда для пинателей мяча – только в ней пинание достигает невероятных высот.
– Команды пинателей мяча!
– Патриотизм и все такое: поддерживайте только местных пинателей!
– Ага, а мы будем руководить этими местными командами.
– Культ пинателей мяча: не предавай своих кумиров.
– И вскоре эти кумиры станут министрами, главами государств!
– Газеты о пинателях мяча. Интервью с великим пинателем Антоном Домовым!
– Книги «Как научиться пинать мяч», биографии знаменитых пинателей.
– Договорные игры!
Студенты откровенно веселились.
– Что ж, давайте на этом все же остановимся. Господин Ковин, у вас очень интересное направление мыслей: тотализатор, договорные игры. Тут еще озвучили культ и ура-патриотизм. И это как раз та тема, которую я бы хотел затронуть. Мораль. Мы с вами рассматриваем технические моменты без привязки к тому, что хорошо и что плохо с точки зрения совести и морали. Вы знаете, меня многие считают беспринципным циником, но, как ни странно, и у меня есть свои рамки: я не помогу вам с проектом, скажем, борделя. Не помогу и ростовщической конторе. Причем я понимаю, что если сейчас ростовщик – синоним мерзавца, то, быть может, настанет время, когда его будут считать респектабельным членом общества. Он будет с гордостью говорить: я ростовщик! Ну или придумает какой-нибудь иной термин для своей деятельности. И, быть может, клиенты ростовщика, которые сейчас стыдятся своего обращения к подобного рода услугам, и понимают: узнай кто – и их будут считать опустившимися на дно людьми… так вот, настанет время – и они будут гордиться своим обращением к ростовщику. Будут думать, что кредит – это не просто норма, а полезное для них и общества явление, будут считать ненормальными тех, кто отказывается от этого. Так вот, опираясь на историю и нашу с вами науку, понимаю, что да, может, все будет и так. Реклама, продвижение способны и не на такое. С помощью них можно и, извините, фекалии превратить в предмет искусства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги