Книга История древнего мира - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Аркадьевич Родинков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История древнего мира
История древнего мира
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История древнего мира

Парная семья вначале не вела своего хозяйства, она участвовала в хозяйстве всего рода, которым руководил старейшина рода. Между мужчиной и женщиной в роде существовало разделение труда. Женщины занимались собирательством, мотыжным земледелием, выполняли работу по дому (готовила пищу, шила одежду, ткала, ухаживала за детьми и стариками). Мужчина занимался охотой, скотоводством, пашенным земледелием и считался воином своего племени.

4. Род и семья. Мужчина создавал основные блага для жизни, и положение семьи зависело от труда мужчин, он стал играть главную роль в семье. Теперь женщины стали переходить в рода мужей, а ее родители получали за это выкуп (калым). Дети теперь вели родство по отцовской линии. Браки расторгались только по решению мужчин. Такая семья стала называться моногамной (от греческих слова один (monos) и брак (gamos).

Со временем семьи стали вести свои отдельные хозяйства. Каждая семья имела свой дом, свой участок земли, все, что производили в семье, оставалось в ее собственности. Появилась частная собственность на дом, орудия труда, скот, продукты, но земля еще оставалась в собственности всего рода.

С обособлением семьи от рода началось разложение родового строя.

Византийский историк Прокопий Кесарийский о языческой религии славян.

Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Когда им вот-вот грозит смерть, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и всякие другие божества, принося жертвы всем им, а при помощи этих жертв производят и гадания.

? 1. Чем религиозные верования земледельцев отличались от верований охотников? Что такое язычество?

2. Назовите основные черты родового строя?

3. Как развивались семейные отношения внутри рода? Почему обособление семьи от рода послужило началом его разложения?

§ 10. Возникновение неравенства между людьми

Появление парной семьи и частной собственности послужило началом разложения родового строя, а возникновение неравенства между людьми привело к еще большему его разложению.

1. Начало обработки металлов. Некоторые племена жили в местностях с богатыми месторождениями меди. Куски меди, попавшие вместе с камнями в очаг, плавились и, застывая, принимали новую форму. Люди заметили это свойство меди и начали ее обрабатывать. Из меди отливали топоры, кинжалы, серпы и другие вещи, изготовляли украшения.

Все время, когда главные орудия труда были из камня, называется каменным веком. С появлением у людей медных орудий труда начался век металлов. В некоторых странах обрабатывать медь начали около 7–6 тысяч лет назад, а в других – значительно позже.

Медь – мягкий металл, вещи из нее изнашивались быстро, и поэтому большинство земледельцев, по-прежнему, работало деревянными и костяными мотыгами и серпами, хотя медными орудиями труда было легче, чем заостренным камнем, обрабатывать дерево и кость.

Примерно с середины III тысячелетия до н. э. люди научились использовать новый металл – бронзу. Бронза – это сплав меди с оловом и другими металлами. Бронза, обладая значительной твердостью и низкой температурой плавления (700-1000 градусов), стала основным материалом, из которого изготовлялись орудия труда, оружие и украшения.

2. Первое общественное разделение труда. Использование металлических орудий сыграло большую роль в развитии всех отраслей хозяйства, особенно земледелия. Бронзовые плуги, топоры и серпы позволили увеличить посевную площадь.

Племена, занимающиеся земледелием, стали иметь излишки продуктов, но им нужен был скот как тягловая сила и для питания. Часть урожая использовалась на корм скоту. Увеличивались стада, которым уже не стало хватать кормовых ресурсов, поэтому некоторые племена стали переходить на использование подножного корма. Часть племен перекочевывали в степные районы, где они круглогодично содержали скот на подножном корму. Скотоводы отделились от земледельцев. Это было первое общественное разделение труда. Между земледельческими и скотоводческими племенами завязался обмен продуктами: земледельцы меняли зерно, овощи, лен, меха и т. д. на мясо и шкуры.

3. От родовой общины к соседской общине. Во время длительных походов и переселений родичи нередко отрывались от своего рода. На новых местах они селились вместе с людьми из других родов. Возникали деревни, в которых жили не только родственники, но и соседи. Члены такой деревни составляли соседскую общину, жителей которой позднее называли крестьянами.

В соседской общине укрепилась роль семьи и частной собственности. Каждая семья имела в собственности не только дом, скот и имущество, но и свою долю в пашне – пахотный надел. Пахотные наделы распределялись между семьями на общем собрании, но свой надел семья не имела право продавать, дарить, обменивать.

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, куда выгоняли скот все жители деревни. Чтобы урожай созревал в одно время, общинники начинали полевые работы вместе и засевали участки одинаковыми культурами.

Леса, луга, пустоши, вода были общими. Общинники вырубали деревья в лесу, вместе пасли скот на выгонах, ловили рыбу в реках и озерах.

4. Выделение из общинников знатных людей. С разделением хозяйства всего рода на хозяйства отдельных семей стало исчезать равенство общинников. Старейшины и вожди брали себе лучшие наделы самой плодородной земли, захватывали большую часть взятой на войне добычи – скот, медь, золото. Таким образом, вожди и старейшины богатели, а другие общинники беднели.

Среди общинников возникло имущественное неравенство. Одновременно начинало расти социальное неравенство: старейшины все реже собирали общее собрание, а решали важные для рода и племени вопросы на совете старейшин.

Особенно укрепилась власть вождей. Вожди не ограничивались сбором народного ополчения во время войны, они стали иметь при себе постоянное войско-дружину. Опираясь на военную силу, вожди получили неограниченную власть, и их должность превратилась из временной – в постоянную.

Сыновья вождя становились вождями, а сыновья старейшин – старейшинами. Положение человека стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил. Семьи вождей и старейшин назывались знатными (знаменитыми). Знатные люди (знать) устанавливала свою власть над племенем.

Возникновение неравенства среди людей отразилось в их погребениях. Археологи, раскапывая могилы, в одних находят черепки глиняного сосуда для пищи, иногда орудия труда, а в других – богатое оружие и драгоценные украшения.

Среди свободных общинников появилось неравенство, а на смену первобытной демократии пришла военная демократия. Родовой строй стоял на краю своей гибели.

Историк о возникновении власти военного вождя.

Когда после похода сложили всю добычу, вождь сказал: «Прошу вас, храбрейшие воители, не откажите дать мне сверх дележа хотя бы вот этот сосуд». Когда вождь сказал это, те, у кого был здравый смысл, отвечали: «Все, что мы видим здесь, славный вождь, принадлежит тебе, как и сами мы подчинены твоему господству. Делай все, что тебе будет угодно, ибо никто не может противиться твоей власти». Когда они так сказали, один легкомысленный и вспыльчивый воин с громким криком поднял секиру и ударив по чаше, промолвив: «Ничего ты из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Все, были этим поражены, но король подавил обиду спокойствием и терпением.

По прошествии года приказал он собраться всему войску с оружием, чтобы проверить на мартовской сходке, насколько исправно содержится это оружие. И вот, когда обходил он там ряды, подошел он к тому, кто ударил по чаше, и сказал ему: «Никто не содержит в таком непорядке оружие, как ты, ибо и копье твое, и меч, и секира – все никуда не годится», – и, вырвавши у него секиру, бросил ее на землю. А когда тот наклонился, чтобы поднять ее, король, взмахнувши своею секирою, разрубил ему голову. «Так, – сказал он, – ты поступил с чашею в Суассоне. А когда тот умер, велел он остальным расходиться по домам, внушив тем большой к себе страх.

? 1. Какие первые металлы научились выплавлять люди? Какое было преимущество металлических орудий перед каменными?

2. Как произошло отделение скотоводства от земледелия?

3. Что было общего между родовой и соседской общинами? Какие были различия между ними?

4. Кого называли знатными людьми? Чем их положение отличалось от положения остальных общинников?

§ 11. Возникновение государства

1. Начало железного века. В середине II тысячелетия до н. э. люди научились обрабатывать железо. Впервые это произошло в горах Армении. Железная руда встречается в природе значительно чаще, чем медь и олово, кроме того, железные орудия труда гораздо прочнее, чем медные и бронзовые. Поэтому в I тыс. до н. э. железо стало основным материалом, которым пользовались люди. Наступил железный век.

Из камня и глины складывали печь и засыпали в него древесный уголь и железную руду. Уголь поджигали, а чтобы он лучше горел, поддували в печь мехами воздух. При горении из руды образовывалось железо. При температуре 1100° оно подвергалось ковке. Специальными молотами на наковальне из него изготовляли орудия труда и оружие. Появились специалисты по обработке железа – кузнецы.

2. Второе и третье общественное разделение труда. Железным плугом можно было пахать не только мягкую почву речных долин, но и твердую землю степей. Железными лопатами и мотыгами можно было рыть каналы для орошения в каменистом грунте предгорий, поэтому земледельцы использовали для орошения полей горные речки и ручьи. Земледелие из долин рек перешло в степные и предгорные районы.

Одновременно железо сыграло важную роль в развитии ремесла. Железными орудиями труда можно было улучшить обработку камня, кости, дерева, кожи и т. д.

Появились новые ремесленные специальности. Если раньше крестьянин мог заниматься простыми ремесленными работами, то теперь ремеслом овладевали специально обученные люди. Ремесленные искусства стали передаваться по семейной линии от отца к сыну.

Ремесло отделилось от сельского хозяйства, т. е. произошло второе общественное разделение труда.

Если раньше ремесленники жили в деревнях, то теперь они поселялись в определенных местах. Их селения огораживались стенами в целях защиты от нападения, и так появились города ремесленников.

Между городом и деревней началась торговля. Ремесленники обменивали свои изделия на продукты сельского хозяйства. Самым распространенным мерилом стоимости вначале был скот.

Появились посредники в торговле между городом и деревней – купцы, которые тоже жили в городах. Это было третье общественное разделение труда. Мерилом стоимости стали редкие и драгоценные металлы (серебро и золото).

3. Народ и цивилизация. Росло население Земли, увеличилось число родов и племен. Некоторые племена, имеющие родственные связи, для борьбы с внешними врагами объединялись в союзы племен, которые имели общую территорию и управление, единый язык и веру. В истории такая общность людей получила название народа, с его главным признаком – разговорным языком.

Таким образом, народ – это историческая общность людей, имеющая единую территорию и управление, общий язык, веру и культуру. Для того чтобы союз племен превратился в народ, нужен был длительный исторический процесс.

Ученые подсчитали, что сейчас на Земле проживают примерно две тысячи народов: малые, средние народы и крупные народы. Например, русский народ относится к крупным народам. (Крупным народом считается народ с населением более 100 млн. человек). Народы, имеющие сходства в языках, объединены в языковые семьи и группы. Русский народ относится к славянской группе, индоевропейской языковой семьи.

Некоторые народы в результате войн и смешения с другими народами исчезли. Ученые насчитали примерно одну тысячу мертвых языков, т. е. языков народов, которых уже нет на нашей планете.

Народы создали очаги высокой материальной и духовной культуры, например, египетская, индийская, китайская, греческая и т. д. Такие национальные очаги культуры получили название цивилизаций.

4. Появление государства. Что же такое государство? Что послужило причинами появления государства?

Государство – это аппарат управления народом с помощью верховной власти и законов. Почти все государства первоначально были монархическими, т. е. управлялись с помощью центральной власти, передающейся по наследству (царская власть). Все люди считались подданными царя (правителя). Царская власть для управления народом располагала чиновниками, войсками, стражниками и т. д. Царские слуги жили за счет сбора налогов и войн. Для поддержания порядка в государстве цари писали законы, определяющие порядок отношения подданных в семье, государстве и обществе.

Ученые считают, что было две причины возникновения государства: защита народа от внешних врагов и поддержание власти знатных людей над простым народом. Государственная власть строилась на насилии и для сбора налогов, и для завоевания соседних государств и территорий. Внутри государства уже не было свободных общинников, люди разделились на классы, т. е. большие группы людей, различающихся положением в обществе и своими занятиями.

Так появились классы: рабов, рабовладельцев, крестьян и ремесленников.

С возникновением государств окончилась история первобытного общества и началась история Древнего мира.

Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущем людям. Фридрих Энгельс

? 1. Почему железные орудия труда вытесняли медные и бронзовые?

2. Что такое второе общественное разделение труда? Как появились первые города? Как развивалась торговля между городом и деревней? Кто такие купцы?

3. Что является главным признаком народа? Что такое цивилизация?

4. Что такое государство? Что послужило причинами появления государства?

Раздел II. Древний Восток

Народы и цивилизации Древнего Востока

Древним Востоком называли совокупность стран и народов, расположенных на востоке и юго-востоке от греко-римского мира или Европы.

На Древнем Востоке существовали три цивилизации. На крайнем востоке Азии существовала китайская цивилизация, на юге – Индия, третий мир это Передняя Азия и Египет. Китай и Индия жили изолированной жизнью, а Передняя Азия и Египет в древности стали сосредоточением всемирной истории. Здесь происходили основные исторические события, сложился очаг высокой культуры народов древнего мира.

Два народа и два государства определяли международную жизнь этого региона – египтяне и вавилоняне, Египет и Междуречье. Между ними находилась Сирия и Палестина, имевших в числе своих жителей финикийцев и евреев. Первые известны своим мореплаванием и научными знаниями, у еврейского народа возникла первая в мире религия, исповедующая единобожие.

Глава V. Древний Египет

§ 12. Природа и население Древнего Египта

1. Географическое положение Древнего Египта. В Северо-восточной Африке дожди выпадают очень редко, и большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются здесь песчаные и каменистые пустыни.

С юга на север пустыню пересекает одна из величайших рек мира – Нил, который вытекает из больших озер, расположенных в Центральной Африке. (Найдите на карте 1 озера и Нил.) Путь реке преграждают пороги. Преодолев их, она плавно течет около 700 километров в глубокой долине. При впадении Нила в Средиземное море расстилается низменность. Здесь река делится на рукава, образуя дельту. (Найдите пороги, долину и дельту Нила на карте 2.)

В долине и дельте Нила от порогов до моря был расположен Древний Египет.

2. Исторические источники по истории Египта. Вы уже знаете, что историю изучают по вещественным и письменным источникам.

В начале история Древнего Египта изучалась по письменным источникам, среди которых наиболее значительными были исторические записки греческого историка Геродота и книга египетского жреца Манефона «Египетская история». Много сведений о Древнем Египте можно узнать из Библии, о религии египтян мы узнаем по книге заупокойного культа – «Книга мертвых». Осталось много международных и деловых документов по истории Египта. Чтобы их прочитать, нужно знать древнеегипетские языки, (египтяне писали иероглифами), но они были забыты людьми. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египетских иероглифов. (Самостоятельно узнайте, как ему удалось это сделать).

В XIX веке в Египте велись интенсивные археологические раскопки. Раскапывая древние города, храмы, гробницы фараонов, ученые получали дополнительные сведения по истории Древнего Египта.

3. Природа Древнего Египта. Природа Египта определялась двумя факторами: жарким климатом и разливами Нила. В Египте нет зимы и лета в нашем понимании, там три сезона. Первый сезон (с июля по октябрь) – сезон непрерывных тропических дождей и разлива Нила. Вслед за временем наводнения начинался второй четырехмесячный сезон (время посева), и за ним следовал третий – время жатвы (март-июнь).

После разлива почва в долине не только хорошо увлажнялась, но покрывалась слоем черного, очень плодородного ила. Сами египтяне – жители Египта – называли свою страну «Черная земля» в отличие от «Красной земли», т. е. земли пустынь окружающих долину и дельту Нила.

Разливы Нила не орошали равномерно всю долину. На возвышенных местах, куда не доходила вода, была бесплодная пустыня. В низинах же вода застаивалась, и образовывались болота, зарастающие тростником и кустарником. В кустарниках подстерегали добычу львы, а в болотах водилось множество ядовитых змей. Тучи болотных насекомых разносили лихорадку.

Земли для посева в долине Нила приходилось отвоевывать у пустынь, болот и кустарников. На заболоченных низинах египтяне рыли каналы, чтобы отвести в реку лишнюю воду, вырубали кустарник и тростник. Дамбами[8] из глины, смешанной с тростником, египтяне делили долину на отдельные участки. В дамбах устраивали ворота и во время разлива пропускали через них на поля столько воды, сколько было нужно. На поля, до которых не доходил разлив, поднимали воду из канала с помощью шадуфов[9]. Ветер из пустыни заносил каналы песком, но люди каждый год расчищали их. Разлив размывал дамбы, но люди их восстанавливали. Пески и болота отступали перед упорным трудом человека.

4. Население и занятие людей. В Египте люди поселились во времена каменного века и жили родами и племенами. Египтяне были единым народом, говорившем на одном языке.

Египтяне отличались стройными пропорциями тела, смуглым медным цветом кожи. Они не носили бороду и брили голову. Но это были новые поселенцы Египта, приведшие сюда около 6 тысяч лет назад. Еще раньше здесь жили черные дикари, которые вели кочевой образ жизни.

На юге Египет граничил со страной, где жили эфиопы – люди черной расы. На западе с ливийцами, отличающимися светлой кожей и голубыми глазами. К северо-востоку обитали семитские народы, отличительным признаком которых были бакенбарды и бороды. Нередко соседние народы переселялись в Египет, быстро воспринимали язык и обычаи египтян.

В начале жители Египта, как и все первобытные люди, охотились, ловили рыбу, собирали зерна и плоды. Научившись использовать разливы Нила, они стали заниматься земледелием. Почва, мягкая и влажная после разлива, хорошо поддавалась обработке мотыгой и легким деревянным плугом. Засеяв разрыхленную землю, египтяне прогоняли по ней овец, коз и свиней: животные втаптывали зерно в почву. Чтобы выбить из сжатых колосьев зерно, их расстилали на земле и гоняли по ним скот.

Земледелие стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила колосились на полях ячмень и пшеница, зеленел лен, в огородах зрели овощи, в садах – фрукты.

Земледельцы строили хижины из глины и тростника, ткали холст, делали мотыги и плуги, лепили глиняную посуду. Те, кто научился изготовлять эти изделия быстрее и лучше, чем соседи, перестали заниматься сельским хозяйством и стали столярами, гончарами, ткачами и другими ремесленниками. Дети ремесленников с детства помогали родителям и учились их ремеслу. Особенно большого мастерства требовало изготовление оружия и орудий труда из меди, украшений из золота.

Сначала изготовляли изделия только для своей общины, получая от нее взамен хлеб и другие продукты, затем стали обмениваться своими изделиями с людьми из других общин.

Нил был удобным путем, облегчавшим обмен товарами. Река судоходна круглый год. Вверх и вниз по ней плыли лодки с хлебом, деревом, изделиями ремесленников. На берегах Нила возникли города, где шел обмен товарами, жили и работали ремесленники.

Упорный труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет превращался в густонаселенную земледельческую страну.

? 1. Как ученые узнали об истории древнего Египта?

2. Чем природа древнего Египта отличается от природы той местности, в которой вы живете? Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия, и какие затрудняли его развитие?

3. Чем внешне египтяне отличались от своих соседей? Какое занятие стало главным для египтян? Как появились ремесленники, где они жили?

§ 13. Возникновение египетского государства

Вспомните, что такое государство, что явилось причиной возникновения государства (§ 11).

1. Начало эксплуатации[10] человека человеком. Изучая историю первобытного общества, вы узнали, что в период разложения родового строя среди свободных общинников вначале возникло имущественное неравенство, а затем классовое различие. Возникновению классов и неравенства предшествовало появление возможности эксплуатации человека человеком.

В условиях плодородной почвы в Египте даже небольшая семья могла вспахать плугом и засеять участок поля, удобренного илом. Исчезла необходимость обрабатывать землю совместно целым родом.

Старейшины стали отводить участки земли семьям, из которых состоял род. Каждая семья начала вести отдельное хозяйство, имела орудия труда, несколько голов скота и хижину, обрабатывала свой участок, разводила огород. Ей же принадлежал и собранный урожай. Так возникла частная собственность, но земли еще оставались в собственности всей общины.

С возникновением частной собственности большое хозяйство родовой общины распалось на мелкие хозяйства отдельных семей. Семьи начали переселяться по территории страны, стали возникать земледельческие общины, не состоящие из родственников. Такие общины называли соседскими.

Возникновение семьи, частной собственности и соседской общины привело к разложению родового строя и возникновению неравенства между людьми.

Большинство общинников получали маленькие участки земли, и сами работали на поле. Вместе с соседями они строили и ремонтировали каналы и плотины. Земледельцев, имевших небольшое хозяйство, называли крестьянами.

Вожди племен и старейшины захватывали большие и лучшие участки земли, принадлежавшие общине. Вначале они не могли эксплуатировать труд крестьян и стали заставлять работать на себя пленных.

Используя медные орудия труда и плуг, человек мог добывать значительно больше хлеба, чем раньше, оставался излишек.

Когда труд людей стал давать некоторый излишек, пленников перестали убивать, так как было выгодно заставить их работать. Пленников превращали в рабов. Раньше пленных называли «убитые», а рабов стали называть «живые убитые».

Вожди племен и старейшины, эксплуатируя труд рабов, стали богатеть, возникло не только общественное, но и имущественное неравенство между людьми. Вождей и старейшин стали называть знатными людьми или знатью.