Книга Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении - читать онлайн бесплатно, автор Наталия Николаевна Ковалева. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении
Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении

27

См.: Талапина Э. В. К вопросу об информационной функции государства // Информационное общество. 2002. № 1. С. 21.

28

См.: Венедиктов А. В. Организация государственной промышленности в СССР. Т. 1. Л., 1957. С. 332–333.

29

См.: Степанов О. А. Указ. соч. С. 5–7.

30

См.: Концепция управления государственными информационными ресурсами. URL: http://www.inforeg.ru/component/k2/item/137 (дата обращения: 20.02.2011).

31

Подробнее об этом см.: Тедеев А. А. Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 4–5.

32

См.: Сухомлинова Г. П. Указ. соч. С. 12–14.

33

Подробнее об этом см.: Капустин Д. И. Вопросы правовой защиты средств массовой информации в сети Интернет в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 13–15.

34

См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2011 г. № 6–6 ГД «О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 52, ст. 7558.

35

М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.

36

Российская газета. 2008. 16 февр.

37

См.: Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Собр. законодательства РФ. 2010. № 46, ст. 6026; 2012. № 4, ст. 514.

38

См.: Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право. URL: http://www.fact.ru/num05/batchilo.html (дата обращения: 20.02.2011).

39

См.: Орлов Е. И. Информатизация ЦК КПСС // Информационные ресурсы России. 2005. № 6.

40

См.: Орлов Е. И. Информатизация высших органов государственной власти. М., 2007. С. 55.

41

См.: Венгеров А. Б. Исследования законодательных проблем в области автоматизации управления // Правоведение. 1975. № 4. С. 88–97.

42

На разных уровнях – от федерального до уровня муниципального образования – функционируют десятки тысяч таких систем, выполняющих самые различные задачи. Число организаций, использующих в государственном управлении персональные компьютеры, составляло в 2002 г. 74,9 % от общего числа организаций; в 2003 г. – 80,3 %; в 2004 г. – 86,1 %; в 2005 г. – 93,3 %; в 2006 г. – 97,2 % (см.: Олейник О. С. Информатизация процессов управления развитием региона: общество, статистика, власть / науч. ред. О. В. Ишаков. Волгоград, 2008. С. 16).

43

См.: Стратегия развития информационного общества Российской Федерации// Российская газета. 2008. 16 февр.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне» // Собр. законодательства РФ. 1997. № 41, ст. 4673; 2009. № 29, ст. 3617; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // Собр. законодательства РФ. 1995. № 1, ст. 1; 2008. № 30, ч. II, ст. 3616; Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собр. законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 127; 2007. № 46, ст. 5554; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собр. законодательства РФ. 2002. № 52, ч. I, ст. 5140; 2010. № 1, ст. 5, 6; Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2004. № 43, ст. 4169; 2008. № 20, ст. 2253; Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 2060; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31, ч. I, ст. 3448; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31, ч. I, ст. 3451; 2009. № 52, ч. I, ст. 6439; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собр. законодательства РФ. 2009. № 7, ст. 776; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собр. законодательства РФ. 1995. № 49, ст. 4775; 2009. № 40, ч. II, ст. 4684; Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собр. законодательства РФ. 1997. № 10, ст. 1127; 2005. № 39, ст. 3925; Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 12, ст. 1110; 2008. № 43, ст. 4919; постановление Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. № 813 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 года № 679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”» // Собр. законодательства РФ. 2007. № 50, ст. 6285; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» // Собр. законодательства РФ. 2007. № 53, ст. 6627; 2009. № 12, ст. 1429; Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 947 «Об утверждении правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 2, ст. 81; 2009. № 12, ст. 1429; Постановление Правительства РФ от 7 марта 2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 11, ч. I, ст. 1027; 2009. № 12, ст. 1429; Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти: утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 25, ст. 3060; Положение о системе межведомственного электронного документооборота (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2009 г. № 754) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 39, ст. 4614; О концепции региональной информатизации до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р // Собр. законодательства РФ. 2006. № 30, ст. 3419; 2009. № 12, ст. 1429; Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2007 г. № 871-р) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 28, ст. 3462; Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р “Концепция административной реформы в Российской Федерации”» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 7, ст. 633; Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р // Собр. законодательства РФ. 2008. № 20, ст. 237; 2009. № 12, ст. 1429.

44

См.: Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 46, ст. 6026; 2012, № 4, ст. 514.

45

Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 4, ст. 305; 1997. № 28, ст. 3422.

46

См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 698–700.

47

К ним относятся Доктрина информационной безопасности РФ (2000 г.), Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (1995 г.), Окинавская хартия глобального информационного общества (2000 г.).

48

См.: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2000. № 33, ст. 3356.

49

См.: «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002–2010 годы)”»: постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Собр. законодательства РФ. 2002. № 5, ст. 531; 2010. № 25, ст. 3166.

50

См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51–56.

51

Этот документ стал одним из первых результатов Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационного общества (далее – Всемирные встречи). Представители международного сообщества при проведении первого этапа Всемирных встреч в Женеве 10–12 декабря 2003 г. заявили об «общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество» (Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа. 2004. Вып. 1).

52

См.: Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2009 год. URL: http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2009/ (дата обращения: 01.04. 2010).

53

См.: Коржов В. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».

54

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (с изм. на 10 марта 2009 г.) // Собр. законодательства РФ. 2005. № 46, ст. 4720; 2009. № 12, ст. 1429.

55

См.: О перечне государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде): распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2009 г. № 872-р // Собр. законодательства РФ. 2009. № 26, ст. 3259.

56

См.: Соловяненко Н. И. правовые основы оказания государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник трудов XVII Международной научной конференции (20–21 мая 2008 г.). М., 2008. С. 35–37.

57

См.: Гавердовский А. Электронные госуслуги: как избежать подводных камней? // Информационный бюллетень «Административная реформа». 2009. 16 янв. – 3 февр. C. 12.

58

См.: Протасов В. Н. Модель надлежащей правовой процедуры: теоретические основы и главные параметры // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 15.

59

См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 5–7.

60

См.: О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 // Собр. законодательства РФ. 2005. № 47, ст. 4933; 2008. № 18, ст. 2063.

61

Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М., 2004. С. 18.

62

См.: Официальный сайт фонда «Центр стратегических разработок». URL: http://www.csr.ru/normotvor/original_42.stm (дата обращения: 10.02.2011).

63

Амелин Р. В. правовые аспекты разработки и применения автоматизированных информационных систем в государственном и муниципальном управлении: дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 67; Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / под ред. Ю. Н. Старилова. М., 2010. С. 305.

64

ГОСТ Р 52294-2004 «Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2004 г. № 138-ст. М., 2005).

65

См.: О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти: постановление Правительства РФ от 18 мая 2006 г. № 298 // Собр. законодательства РФ. 2006. № 21, ст. 2272.

66

См.: Милованцев Д. А. Система мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти // Информационное общество. 2006. Вып. 2–3. С. 4–5.

67

См.: Коржов В. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».

68

См.: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2009. № 8 (375).

69

См.: Абрамович Д. Л. Информационное обеспечение муниципального управления: учебно-методическое пособие. Сыктывкар, 2007. С. 13.

70

См.: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2009. № 8 (375).

71

См.: Собр. законодательства РФ. 2008. № 44, ст. 5049 (утратил силу).

72

Сообщение ПРАЙМ-ТАСС. URL: http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=2&id=66945 (дата обращения: 01.04.2010).

73

См.: Коржов В. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».

74

См.: Добреньков В. И. Социально-гуманитарные проблемы информатизации и информационной безопасности современного глобального общества. М., 2001. С. 23.

75

См.: Райков А. Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Информационное общество. 1996. Вып. 6. С. 3–13.

76

При этом под прагматическими автор предлагает понимать решение проблем информационного обеспечения деятельности предприятий, учреждений и организаций. Что касается научно-познавательных задач, то их решение предполагает извлечение всей информации, содержащейся в информационной сфере человечества (инфосфере). Решение социально-гуманитарных задач позволит организовать всю совокупность информационных процессов в обществе, предусматривающую обеспечение и поддержание условий, необходимых для нормального устойчивого развития общества, коллективов и каждого индивида. Задачи морально-правового обеспечения информатизации связаны с известным отстаиванием нравственной, моральной, правовой защиты информационной деятельности. Да и сам процесс информатизации в мире проходит неравномерно. Если информационные лидеры (США, Западная Европа, Япония и др.) в значительной степени освоили организованные информационные ресурсы, создали развитую информационную экономику и инфраструктуру и многое сделали в законодательном и правовом обеспечении этой сферы, то этого не скажешь о России и странах СНГ (см.: Суханов А. П. О правовом обеспечении информационной деятельности // Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития: материалы конференции (5–6 апреля 1994 г., г. Новосибирск). Новосибирск: Изд-во РАН, Сибирское отделение, 1994. С. 120–122).

77

См.: Белов Г. В. Информационное право // Материалы Всероссийского научного семинара «Социально-гуманитарные науки в России: кадры, организация, ориентация» (декабрь 1993 г.). М., 1993. С. 5.

78

Суханов А. П. Указ. соч. С. 120–122.

79

Агапов А. Б. Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 15.

80

См.: Кристальный Б. В. Нисневич Ю. А. О программе законодательных работ в области информационного права// Вестник российского общества информатики и вычислительной техники. 1995. № 6. С. 26–32.

81

Тунисская программа для информационного общества 15 ноября 2005 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/wsis/tunis2.rtf (дата обращения: 02.05.2012).

82

См.: Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р).

83

См.: Кристальный Б. В., Нисневич Ю. А. Указ. соч. С. 26–32.

84

См.: Анисимов С. А. Решение правовых задач в налоговой и других сферах с помощью новых информационных технологий // Информационные технологии в структурах государственной службы. М., 2001. С. 42–43.

85

См.: Агапов А. Б. Указ. соч. С. 9.

86

См.: Комаров С. А., Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. С. 102.

87

Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 303.

88

Подробнее об этом см.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 34.

89

См.: Бачило И. Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. правовые проблемы // Информационное общество. 1999. № 2. С. 19.

90

См.: Кубасова И. А. Информационное обеспечение государственного управления (правовое регулирование и организационное моделирование в регионе): автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 1994. С. 8.

91

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. И. О. Шкаратана. М., 2000. С. 75; см. также: Castellls M. The state and Technology: Policy: A Comparative Anlysis of U. S. Strategic Defense Initiative, Informatics Policy in Brasil, and Electronics Policy in China. Berkeley, 1988.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги