banner banner banner
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

История русского сундучного производства. Библиографический указатель

История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Глеб Пудов

Настоящее издание содержит 416 названий книг и статей по истории «дела» сундуков в России. Представлены не только крупные очаги производства, но и центры, имеющие исключительно местное значение. В двух приложениях – издания по сундучному производству Украины и Беларуси.Книга рассчитана на искусствоведов, историков, этнографов, культурологов, краеведов и всех интересующихся историей сундука как части русской культуры.

История русского сундучного производства

Библиографический указатель

Глеб Пудов

Редактор Наталия Ивановна Ковалева

© Глеб Пудов, 2023

ISBN 978-5-0059-2623-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От составителя

С момента выхода в свет библиографического указателя «История русского сундука», опубликованного петербургским издательством «Первый класс», прошло четыре года. С тех пор многое изменилось в области изучения русского сундучного производства: не только добавилось большое количество новых публикаций, но и изменился взгляд на старые. Возникла необходимость в другом издании, в котором были бы учтены все названные обстоятельства.

Указатель имеет две главы. В первой собраны опубликованные труды (за редким исключением)[1 - Работы, опубликованные на электронных площадках, не упомянуты, поскольку подавляющее их большинство вторично по отношению к трудам, представленным в указателе. Исключение составляет работа А. А. Гилодо (Гилодо А. А. Русские сундучные изделия с кованной железной отделкой. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://www.sundook.ru/article.html).]. Как и в предыдущем издании, эта глава разбита на три раздела: «Сундучное дело Древней Руси», «Сундучные центры XVIII—XX вв.» (с подразделами), в третий выделены публикации, посвященные тем или иным аспектам истории сундучного промысла (вне связи с каким-либо конкретным центром). Все подразделы предваряются очерками, содержащими общую характеристику литературы по истории того иного сундучного центра.

В пределах каждого раздела публикации расположены в хронологической последовательности. Это позволяет проследить историю изучения того или иного сундучного центра, выявить особенности его библиографии. В случае повтора одной статьи в разных изданиях, указывались оба.

Следует отметить, что публикации по истории сундучного промысла очень разнообразны: это и обстоятельные монографии, и краткие заметки, и краеведческие статьи, и газетные очерки. Этот факт нашел отражение в аннотациях, которые сопровождают каждое описание: одни состоят из 2—3 предложений, другие значительно более развернуты.

Вторая глава указателя состоит из неопубликованных источников. Автор осознает неполноту этой части книги, т. к. все архивные документы охватить невозможно. Представляется, однако, что приведенные указания, пусть и немногочисленные, могут быть полезны в исследовательских поисках.

По аналогии с более ранним изданием в двух приложениях настоящего указателя приведены работы по истории сундучного промысла Украины и Беларуси (в хронологической последовательности). При учете крепких исторических и культурных связей, издревле существовавших между восточнославянскими народами, автор счел необходимым включить в книгу основную литературу по истории производства сундуков в названных государствах. Никакие внешнеполитические коллизии не в состоянии уничтожить эти многовековые связи.

Список сокращений

АИС – Ассоциация искусствоведов

АН СССР – Академия наук Союза Советских Социалистических Республик

ВМДПиНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ныне – Всероссийский музей декоративного искусства) (г. Москва)

ВСМЗ — Владимиро-Суздальский музей-заповедник

ВУГИАХМЗ – Великоустюжский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ГАВО – Государственный архив Владимирской области

ГАТО – Государственный архив Тюменской области

ГИМ — Государственный исторический музей (г. Москва)

ГРМ — Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)

ДИ – Декоративное искусство СССР

ДМУНДМ – Державний музей украiнського народного декоративного мистецтва (г. Киев)

КИАХМЗ – Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

КНУКiМ – Киiвський нацiональний университет культури i мистецтв

МГУ — Московский государственный университет

МГХПУ — Московский государственный художественно-промышленный университет

МГХПА – Московская государственная художественно-промышленная академия

НИИХП — Научно-исследовательский институт художественной промышленности (г. Москва)

РАНИОН – Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (г. Москва)

РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва)

РГХПУ – Российский государственный художественно-промышленный университет (г. Москва) (бывш. – МГХПА)

СПбАХ – Санкт-Петербургская академия художеств

ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских

Глава I. Опубликованные источники

1. Сундучное дело Древней Руси

О древнерусских сундучных изделиях существует множество упоминаний, одно из самых ранних относится к 1076 году. Указание на широкое распространение в Древней Руси разного рода сундуков, ларцов и шкатулок содержится в новгородских берестяных грамотах, описях имущества бояр, путевых записках иностранных путешественников: Сигизмунда Герберштейна, Джайлса Флетчера, Адама Олеария, Иоганна Филиппа Кильбургера и других. Кроме того, в различных документах, связанных с ремесленным производством в городах, часто встречаются такие профессии как «ларечник» и «коробейник».

Немалую роль в деле изучения древнерусских сундучных изделий сыграли работы историков Н. И. Костомарова и И. Е. Забелина, описывавших домашний быт и нравы русского народа. В трудах С. К. Жегаловой, Н. Н. Соболева, А. Ц. Мерзона, Ю. А. Тихонова дано описание технологии изготовления московских и северных ларцов. З. П. Попова изучала влияние европейских импульсов на развитие стиля древнерусской мебели, в т.ч. сундуков. По мнению Б. В. Сапунова, сундук является модификацией ларя. Исследователь приводил его западноевропейские аналогии.

Таким образом, несмотря на разнообразие литературы по истории древнерусских сундучных изделий, речь идет, как правило, об упоминаниях и кратких описаниях. Обобщающего труда на настоящий момент не существует.

* * *

1. Домострой: по рукописям Имп. Публ. б-ки/ под ред. В. Яковлева. — СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1867. — IV, 196 с. С. 50.

Упоминание о сундуке как предмете для приданого (середина XVI века): «А у кого дочи родится, ино разсудный отец, которым промыслом себя питает… и от ея выти, что бог пошлет, купит полотна и усчины, ширинки и убрусы, и рубашки по всяк год кладет во причесной сундук или в коробья…».

2. Материалы для истории Московского купечества: В 9 т. М.: Кушнерёв и К и типография М. Г. Молчанинова, 1883—1889. Т. I. 1886. – (Прил. 2). С. 77.

В Переписной книге за 1684 год указан мастер Павел Юрьев, который делал сундуки-погребцы в Москве.

3. Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души// ЧОИДР. – 1887. —Кн. 3. – С. 3, 4, 120.