banner banner banner
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

История русского сундучного производства. Библиографический указатель


28. Витсен Н. Путешествие в Московию, 1664—1665. Дневник / пер. со староголландского В. Трисман. Предисл. Р. Максимовой и Р. Трисман. – СПб.: Симпозиум, 1996. – 272 с., ил. С. 64, 90, 91, 97.

Упоминания о многочисленных сундуках и ларцах, находившихся в русских домах.

29. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. — М.: Сварог и К, 2000. — 476, [1] с., [9] л. цв. ил.: ил. С. 319—325.

Общие сведения о древнерусских сундучных изделиях; распространенности в домах русских бояр иностранных шкатулок и вещей холмогорских мастеров; о заказах мастерам Оружейной палаты. На с. 324 — сведения об украинских скрынях.

30. Штаден Г. Записки немца-опричника/ сост. и коммент. С. Ю. Шокарева. — М.: Росспэн, 2002. — 240 с., ил. С. 106.

Упоминание об огромном количестве сундуков и ларцов, свозимых в один из новгородских монастырей во время расправы Ивана Грозного над Великим Новгородом.

31. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. —М., 2003. —Том 3.

Описание шкатулок и сундуков (в т.ч. иностранного производства) из хором князя В. В. Голицына, сундучных изделий, делавшихся для членов царской фамилии; подробное описание «немецких» шкатулок, ларцов дубовых и кипарисных, новгородских коробей из хором царя и его семьи (С. 703—704 — описание работ мастера Ивана Богдановича Салтанова по украшению росписью царских ларцов, шкатулок и проч.) (Материалы к тому I, часть I: С. 576, 579, 582, 587, 590, 591, 592, 645, 647, 697, 698, 699, 700, 701, 703, 737, 739).

Описание множества ларцов, новгородских коробий, данных в награду царским кормилицам; сундучных изделий из царских хором (Материалы к тому I, часть II: С. 542, 543, 548, 549, 578, 597, 536, 836).

Упоминание сундуков и коробей царицы Марьи Петровны Шуйской; упоминание и часто описание сундучных изделий, использовавшихся в царских хоромах, и их содержимого (сундуки разных видов, ларцы русской работы, иностранные расписные ларцы, множество новгородский коробий) (Материалы к тому II: С. 577, 592, 593, 594, 596, 597, 598, 599, 605, 607, 608, 609, 613, 616, 617, 618, 655, 656, 664, 695, 703, 751, 753, 754, 762).

32. Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. — [2-е изд., испр. и доп.]. — Нижний Новгород: Книги, 2007. — 709, [9] с.: ил., портр. —(Нижегородские были/ сост. О. Рябов). С. 97, 552—553, 560.

Упоминание о том, что в 1655—1660 годы крестьяне села Лысково присылали по приказу своего владельца, Бориса Ивановича Морозова, сундуки; рассказ о базаре в Нижнем Новгороде, под названием «Иордань», на котором среди прочего продавались сундуки; сведения о сундучном ряде на базаре на Арестантской площади.

33. Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI—XVIII веков/ М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания, Гос. музейн. об-ние «Худож. культура Рус. Севера». — М.: Северный паломник, 2009. — 644, [2] с.: ил., цв. ил. С. 258.

Упоминание про то, что в 1705 году для Архиерейского дома «холмогорец Нижнего Посаду житель Яков Сапухин делал преосвященному архиепископу в верху шкатулку дубовую мерою в аршин оковывал Леонтей Симанов».

34. Кудрявцев А. А. Замки и ключи в материальной культуре средневекового Новгорода: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. ист. наук. – М., 2014. – С. 18.

Упоминание о многочисленных металлических замках двух видов от ларцов и сундуков, а также о ключах к ним, датирующихся XII—XIV веками.

35. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Культура Академический проект, 2015. — 715 с.: ил., карт. С. 190.

Сведения о том, что уже в русских погребениях X века встречаются шкатулки, обитые железом. Такие вещи оковывались пластинами с ажурным просечным рисунком.

36. Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода// Вестник славянских культур. – 2020. – Т. 57. – С. 246— 257.

Обобщена информация по истории производства сундуков в Великом Новгороде (с древних времен до XX века). Предпринята попытка реконструкции не сохранившихся предметов.

2. Сундучные центры XVIII—XX вв.

Русский Север

Литература по истории сундучного производства, существовавшего на Русском Cевере, в настоящее время обширна.

Планомерное изучение «дела» сундучных изделий началось в XIX веке. Одной из первых стала статья Ф. А. Арсеньева в книге о кустарных промыслах Вологодской губернии, изданной в 1882 году. В ней содержатся интересные сведения по истории и технологии производства.

Однако далее исследователи переключились на методы декорирования сундуков, по большей части роспись и «мороз» по жести. При этом преимущественное внимание уделялось росписи (особенно сюжетной): изучались ее технология, отдельные сюжеты и их связь с литературными произведениями, влияние православной культуры и проч. Надо отметить работы С. К. Просвиркиной, С. К. Жегаловой, З. Поповой, И. Н. Ухановой, Н. Н. Гончаровой.

Редким исключением стала статья А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой, опубликованная в 1990 году. Она посвящена холмогорским и устюгским изделиям, в частности, методам их атрибуции. Авторы попытались, учитывая технологические и художественные особенности изделий, отделить произведения Холмогор от вещей Великого Устюга (до этого времени существовала путаница в их атрибуции).

Относительно недавно вышло в свет несколько статей, в которых был сделан обзор музейных собраний (Н. Н. Гончарова, Г. А. Пудов). Были проанализированы наиболее показательные вещи, названы особенности коллекций. Речь идет о собраниях Исторического и Русского музеев. Кроме того, в 2018 году опубликован каталог коллекции расписных сундуков XVII—XVIII веков, которая находится в Историческом музее (автор – Н. Н. Гончарова). На данный момент его необходимо признать одним из основополагающих изданий по данной теме.

В серии книг, посвященной музейным собраниям Русского Севера (в частности, музеям Великого Устюга, Тотьмы, Вельска) есть упоминания о сундуках и ларцах. Однако далее упоминаний и воспроизведения некоторых вещей дело, как правило, не идет. Тем не менее, эти книги очень ценны как способ ознакомления исследователей с музейными коллекциями.

При всей своей односторонности, библиография по истории сундучного промысла Русского Севера по сравнению с другими центрами производства сундуков отличается полнотой и разработанностью. В 2021 году в «Вестнике Вологодского государственного университета» была опубликована статья Г. А. Пудова, представляющая обзор литературы по истории сундучного производства Русского Севера.

Наиболее перспективным направлением работы является определение связей с производством сундуков в других странах, особенно в Скандинавии.

* * *

37. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год / сост. по распоряжению г. начальника губ. — Вологда: Тип. губ. правл., 1861. — 64, [1], 79, 129, 35, [2] c. С. 22.

Сведения об участии в Вологодской сельскохозяйственной выставке 1858 года мастера Насоновского, который представил одну шкатулку с секретными замками. Это изделие заслужило одобрение императора.

38. Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собр. Волог. губ. земством / сост. по поручению Губ. земства, чл.-секретарем Волог. стат. ком. Ф. А. Арсеньевым / Моск. пром.-худож. выст. в 1892 г. — Вологда: тип. Волог. губ. правл., 1882. — 58, [2] с. С. 31—32.

Краткая история промысла по изготовлению шкатулок с «морозом» по жести, особое внимание автор уделил организации, технологии и экономике промысла. Ф. А. Арсеньев четко разделил производство изделий на столярную и слесарную составляющие, он считал, что «дело» шкатулок выделилось из сундучного промысла.

39. Анов Н. Мороз по жести// Сов. мысль. – Вел. Устюг. – 1934. – №271. — С. 3.

Рассказ о распространенности шкатулок с «морозом» в Средней Азии, Персии, на Алтае, в Турции. По приказу советского правительства о восстановлении производства шкатулок с «морозом» на экспорт начались попытки его возрождения. Но все они окончились неудачей, поскольку мастера работали в «исключительно ненормальных условиях» (отсутствие жести и химических веществ).

40. Комаров В. В. Восстановим забытые промыслы // Сов. мысль. — Вел. Устюг. – 1934. — №288. – С. 3.

11 декабря в редакции газеты состоялось собрание мастеров по поводу восстановления старинных промыслов Великого Устюга. После доклада краеведа В. В. Комарова выступили замочник З. П. Волков, мастер П. А. Сосновский и другие люди. Было решено общими усилиями наладить производство шкатулок с «морозом».

41. Комаров В. В. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. – Вологда: Кр. Север, 1949. — 24 с., 4 л. ил. С. 16, 20.

Краткие сведения о ларцах, обитых железными полосами (конструкция, технология), о «морозе» по жести (технология, множество фамилий мастеров, места сбыта, причины упадка производства, попытки его восстановления и причины неудачи). Вопреки утверждениям автора, на вологодской выставке 1858 года была представлена лишь одна шкатулка мастера Насоновского, и речи о «морозе» по жести не шло.

42. Овчинникова Е. С. Сюжет книги Эсфирь в произведениях русской живописи XVII в. // Русское государство в XVII веке: нов. явления в соц.-экон., полит. и культ. жизни: сб. ст. / [редкол. Н. В. Устюгов и др.]; Ин-т истории. — М., 1961. — 440 с., 6 л. ил. С. 371—391.

Детальный анализ сюжетной росписи на крышке сундука из собрания Государственного Исторического музея: особенности техники, художественной трактовки изображений, подписей под ними и проч. Сделан вывод, что «роспись на крышке сундука является картиной на историческую тему».

43. Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII—XVIII вв. // Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова [и др.; [ГИМ]. — М., 1967]. — 262 с.: ил. С. 11—42.

Исторические сведения о производстве расписных сундуков в Холмогорах и Великом Устюге. В росписях выделены два направления: сюжетные со статичной композицией и орнаментальные с динамичной композицией. Предположения об их новгородском происхождении. Описание основных сюжетов.

44. Попова З. П. Расписные сундуки// Декоративное искусство: ежемесячник современ. практики, теории и истории визуальной культуры / учредители: Ред. журн. «ДИ», Изд-во «Сов. художник». — М., 1968. — №6. – С. 14—17.

Об устюгской росписи на ларцах. Разделена автором на три вида: «удлиненные цветы на беспокойно изогнутых стеблях», «росписи с округлыми цветами на стебле, завернутом в спираль» и росписи, где главными являются сюжетные изображения.

45. Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан / лит. обраб. П. В. Шартина. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1971. — 64 с.: ил. С. 30—31.

Сведения о «морозе» на жести: технология, история этого метода украшения шкатулок, имена мастеров: братьев Павла и Виктора Ермиловых, Прокопия Волкова, Николая Торлова, Георгия Панова, П. А. Сосновского и других. Сведения о попытках возродить промысел.

46. Уханова И. Н. Слюда в русском народном искусстве// Музей народного искусства. Музей народного искусства и художественные промыслы: [сб. ст. НИИХП — М., 1972]. — Сб. тр. НИИХП; вып. 5). С. 148—168.