banner banner banner
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

История русского сундучного производства. Библиографический указатель


Среди прочих предметов рассмотрены деревянные ларцы, украшенные слюдяными пластинами, проанализированы росписи на них. Приведено заключение, что «слюдяные» ларцы XVII века были предшественниками того более знакомого типа ларцев и расписных коробов, которые изготовлялись северорусскими мастерами на протяжении XVIII – начала XIX веков». Место производства «слюдяных ларцов» — Вологда и Великий Устюг.

47. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: избр. труды / [вступ. статья Т. Разиной]. — М.: Сов. художник, [1972]. С. 72, 73, 99, 104, 105, 107, 111, 149.

Воспроизведения сундучных изделий Русского Севера.

48. Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1975. — 191 с.: ил. С. 33—80.

Красочный поэтичный рассказ о северных росписях на сундуках и ларцах. Популярно изложены сведения об основных сюжетах росписи, ее особенностях, технологии, а также об авторах, приведены ценные исторические сведения.

49. Уханова И. Н. Декорировка северных русских ларцов XVII—XVIII вв.// Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1976 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. — М., 1977, С. 225—229.

О сюжетной росписи на крышках северных ларцов (Великий Устюг и Холмогоры). Попытка связать изображения иноземцев с пленными турками и татарами, сосланными в Холмогоры в 1679 году. Роспись на ларцах поставлена в ряд с другими художественными явлениями, развивавшимися в то время. В качестве образцов использованы сундуки и ларцы из коллекций Эрмитажа и Государственного Исторического музея.

50. Тельтевский П. А. Великий Устюг: архитектура и искусство XVII—XIX веков: [альбом]. — М.: Искусство, 1977. — 179 с.: ил., цв. ил. С. 146, 148, ил. 149.

Общие сведения об окованных железом ларцах и шкатулках, украшенных «морозом» по жести (история, технология, фамилии мастеров). На иллюстрации – ларец-«теремок» из коллекции Великоустюгского музея-заповедника.

51. Щапов Я. Н. Свадебная сцена на крышке сундука XVII в.// Древняя Русь и славяне: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. и авт. предисл. Т. В. Николаева]. — М.: Наука, 1978, С. 433—438.

Анализ росписи на крышке сундука. Высказано предположение, что в изображениях молодого человека и девушки, связанных со свадебной обрядностью, отражен конкретный момент свадьбы — угощение молодых во время свадебного пира.

52. Богуславская И. Я. Северные сокровища: (о народном искусстве Севера и его мастерах). — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. — 80 с., 8 л. ил.: ил. С. 33—35.

Краткий рассказ о ларцах и сундуках, обитых кованым железом, и шкатулках, украшенных «морозом» по жести.

53. Голыбина Н. В. Кузнечных дел мастера // Добрых рук мастерство: произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: [сб.] / сост. и науч. ред.: И. Я. Богуславская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981. – С. 11, 13—14.

Краткий рассказ о великоустюгских сундуках, воспроизведение трех изделий (коллекция отдела народного искусства Государственного Русского музея).

54.Жижина С. Г. О неизвестных памятниках северной резьбы по бересте (Великий Устюг, XVIII – начало XIX в.) // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1981/ АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1983, С. 432 – 437.

В статье речь идет о произведениях народного искусства Великого Устюга, украшенных прорезной берестой. Среди памятников – шкатулка второй половины XVIII века. Просечное железо, которым декорированы аналогичные устюгские изделия, заменено на этой шкатулке прорезной берестой. Глубокий художественный анализ дает исчерпывающее представление о произведении.

55. Григорьева Н. С. Художественная обработка металлов// Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея = Folk art in the collection of the Russian museum: [альб./ ред.-сост. И. Я. Богуславская]. — Л., 1984. – С. 126, ил. 112, 114.

Общие сведения по технологии изготовления северных ларцов-теремков (там же – краткие сведения об уральских ларцах, ил. 115, 118). Образцы — изделия из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея.

56. Журавлева Л. С. Русское народное резное и расписное дерево = Carved and painted woodwork by russian craftsmen: в собрании Смол. гос. объед. ист. и архит.-худож. музея-заповедника: [альб.] / [авт.-сост. Л. Журавлева; авт. введ. В. Василенко]. — М.: Сов. Россия, 1985. — 231 с.: ил., цв. ил. С. 16, 17, 82—87, 92, 93—95, 169—176.

Краткое описание великоустюгских ларцов с росписью из собрания музея; воспроизведение ларцов, шкатулок, лубяных коробей с росписью.

57. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. М.: Юридическая литература, 1984—1994. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. 1986. С. 131.

Упоминание о сундуках, ларцах, ящиках, которые необходимо осматривать у иностранцев (Новоторговый устав, 1667 г.).

58. Мастера Русского Севера: Вологодская земля: [фотоальб. / фот. Н. Алексеева и др.]; сост. Р. А. Армеева, А. В. Блохнина; вступ. текст В. И. Белова; текст И. Я. Богуславской, А. А. Рыбакова. — М.: Планета, 1987. — 320 с.: ил., цв. ил. С. 225, 234, 235.

Общие сведения о великоустюгских ларцах, окованных железными полосами. На двух иллюстрациях – произведения из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея.

59. Народная роспись Северной Двины = Folk painting on the Northern Dvina: [альб. / авт.-сост. О. В. Круглова]. — М.: Изобразит. искусство, 1987. — [44] с., [61] л. цв. ил.: ил. Ил. 20—22.

Воспроизведение сундука, украшенного пермогорской росписью.

60. Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник, 1989 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. — М., 1990. — С. 350—365.

Исключительно ценная статья для атрибуции изделий. Наряду с историческими сведениями по истории Холмогор и Великого Устюга, описанием отдельных периодов существования промысла, указаны конкретные признаки, позволяющие определять происхождение произведений.

61. Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга// Научные чтения памяти В. М. Василенко / ВМДПиНИ. — М., 1997. — Вып.1. — С. 116—122.

Анализ кистевой росписи на сундуках, делавшейся в селениях по реке Шемоксе: техника, композиции, цветовые сочетания, декоративные мотивы; роль сундуков в свадебном обряде.

62. Уханова И. Н. Декоративная роспись с музыкантами на северных ларцах XVII века// Народная культура Русского Севера / Гос. музейное об-ние «Худож. культура Рус. Севера»; [сост.: Т. М. Кольцова; ред. Т. С. Попова]. — Архангельск, 1997. — С. 29—34.

Об изображениях бандуристов на северных ларцах (роль скоморохов и музыкантов в Древней Руси, появление домры в России, ее широкое распространение в разных слоях общества и причины появления изображений музыкантов на произведениях Великого Устюга и Холмогор). В качестве примеров — ларцы из коллекций Эрмитажа и Исторического музея.

63. Прохоров Н. Г. Русская крестьянская мебель в собрании ВМДПиНИ (по материалам экспедиций) // Научные чтения памяти В. М. Василенко/ ВМДПиНИ. — М., 1997. — Вып. 1. – С. 92—93.

Описание сундука, поступившего в музей в 1983 году из Тотемского района Вологодской области.

64. Гончарова Н. Н. Расписные сундуки XVIII в. // Русское народное искусство: сообщ. Сергиево-Посад. гос. ист.-худож. музея-заповедника: 1996 г. / сост. и отв. ред. Т. Н. Манушина. —Сергиев Посад, 1998. – С. 53—68.

Анализ сюжетов росписей на северных сундуках: их изменения на протяжении XVIII века, основные направления. Сделан вывод, что «петровская эпоха привнесла значительные изменения» не только в сюжеты росписей, но и их технику (появление масляных красок). В качестве примеров — произведения из ГИМ.

65. Гончарова Н. Н. Расписные сундуки XVIII в. Галантные пары на северных сундуках из коллекции отдела дерева ГИМ // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры (Труды ГИМ. — Вып. 110). — М.: ГИМ, 1999. С. 169—178.

Статья посвящена конкретному сюжету в росписи северных сундуков XVIII века.

66. Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII—XIX веков. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 307, [4] с., [4] л. цв. ил.: ил. С. 43—53, 128—140.

Общие сведения о холмогорских и великоустюгских ларцах, сундуках и шкатулках: технология оковки железом, основные сюжеты росписи. Анализ сюжета с осадой города дополнен новыми сведениями. Попытка доказать, что многие расписные ларцы изготовлены не в Великом Устюге, а Холмогорах. Не учтена работа А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой (см. №59). На одной из иллюстраций скрыня неверно названа сундуком-«теремком».

67. Российский этнографический музей. 1902—2002: [альб. / авт.-сост.: Л. К. Александрова и др.]. — СПб.: 2001. — 278, [1] с.: ил., цв. ил., С. 67.

Воспроизведение северного сундука-подголовника, полученного музеем в дар от императора Николая II. Предмет неверно датирован XVIII веком.

68. Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. – М.: Северный паломник, 2002. – С. 32—35.

Среди сведений по истории города и об устюжских промыслах есть общая информация о производстве окованных железом ларцах и шкатулках, украшенных «морозом» по жести (технология, фамилии мастеров). На иллюстрациях представлены окованные «теремки» и шкатулки с «морозом». Другое издание этой книги вышло в свет в 2007 году.

69. Андреева А., Архипова Е., Иванов Ю. Северные лики. Великий Устюг/ Великоустюг. гос. ист.-архитект. и худож. музей-заповедник / [текст: А. Андреева, Е. Архипова, Ю. Иванов и др.]. — СПб.: Вологда: АРС Департамент культуры Вологод. обл., Великоустюг. ист.-архитект. и худож. музей-заповедник, 2003. — [41] с.: цв. ил., портр., без пагинации.

Среди рассказа о коллекции музея – упоминание о шкатулках, украшенных «морозом» по жести. На двух иллюстрациях – шкатулка с «морозом» XIX века и небольшой ларец-теремок, обитый просечным железом.

70. Гончарова Н. Н. Северные расписные сундуки // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования: новости рынка, обзоры, ст., практ. рекомендации. — М., 2003. — №11 (12). – С. 24—32.

Общие сведения о производстве сундучных изделий на Русском Севере, описание наиболее распространенных сюжетов росписей: с изображением птиц, растительного орнамента, галантных пар, охоты, «фольклорная архаика» и проч.

71. Гончарова Н. Н. Назидательные сюжеты на северных расписных сундуках XVII—XVIII веков// Современная скансенология: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. Архангельск, 2004, С. 275—293.