Книга Конституционно-правовой статус светского государства в России и Италии: сравнительно-правовое исследование - читать онлайн бесплатно, автор И. А. Пибаев. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Конституционно-правовой статус светского государства в России и Италии: сравнительно-правовое исследование
Конституционно-правовой статус светского государства в России и Италии: сравнительно-правовое исследование
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Конституционно-правовой статус светского государства в России и Италии: сравнительно-правовое исследование

С учетом изложенного, полагаем, что наиболее оптимальную дефиницию светского государства выработал д. ю.н. Понкин И. В., который светским государством считает «государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии»180.

Проанализировав указанные выше подходы, можно выделить принципы светского государства (института светскости), которые могут выступать также и гарантиями светскости:

а) равная подчиненность всех религиозных организаций требованиям законодательства; б) установление религиозного многообразия и отсутствие единственной или нескольких государственных религий; в) придание религиозным правилам и установлениям юридической силы в случае их непротиворечия законодательству государства; г) оказание государством финансовой поддержки религиозным объединениям, реализующим социальные и духовно-просветительские программы, осуществляющим пропаганду традиционных семейных ценностей и оказывающим влияние на духовное и культурное развитие народа; д) взаимное отделение друг от друга (государства от религиозных объединений / религиозных объединений от государства), подразумевающее четкое разграничение сфер невмешательства и наличие сфер взаимодействия государства и религиозных объединений; е) отсутствие ограничения в реализации прав граждан в зависимости от принадлежности к той или иной религии.

§ 2.2. Конституционно-правовое регулирование института светскости государства

2.2.1. Нормативные правовые акты, закрепляющие светский характер государства и основы взаимоотношений религиозных организаций и государства

Статья 1 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип федерализма как одну из основ конституционного строя. «Данный принцип – пишет Фадеев В. И., – определяет форму государственно-территориальной организации и правовой вектор развития России как федеративного государства, дополняя его демократические начала обеспечением и защитой региональный и местных интересов, равноправием субъектов федерации»181.

В Российской Федерации в силу ее федеративного характера существует два уровня власти: федеральный и региональный. Но публичная власть реализуется не только на федеральном уровне и уровне субъектов, но и местном уровне. Рассмотрим нормативно-правовые акты, прямо или косвенно закрепляющие светский характер Российской Федерации на всех уровнях, и фундаментальные начала, регламентирующие отношения государства и религиозных организаций.

В силу ст. 15 Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. В этой же статье определено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, а граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В Ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие положения: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»182. Часть 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации провозглашает положения об отделении религиозных объединений от государства и об их равенстве перед законом. Также ст. 28 Конституции Российской Федерации устанавливает свободу совести, свободу вероисповедания и возможность свободного исповедования и распространения любой религии. Ничего более о государственно-конфессиональных отношениях и конкретизации принципа светскости Конституция Российской Федерации не говорит.

Вторым видом актов являются международные договоры. Самыми важными среди них являются Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Но данные документы закрепляют право на свободу совести, мысли и религии. Часть статей посвящена запрету дискриминации по религиозному признаку. Но о необходимости светского характера государства они ничего не говорят.

Значительным двусторонним международным договором, закрепляющим подобную норму, является договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства». В ст. 5 договора указано: «Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие»183.

Следующими по юридической силе являются федеральные акты. Среди федеральных законов центральное место, как справедливо отмечает Козырин А. Н.184, занимает федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп.). Статья 4 ФЗ № 125 повторяет норму Конституции Российской Федерации о светском характере, но более подробно его раскрывает. Пункт 2 ст. 4 данного закона устанавливает принципы деятельности государства, учитывающие его светскость.

Пункты 3, 4, 6 и 7 ст. 4 ФЗ № 125 касаются отдельных аспектов взаимодействия государства и религиозных сообществ: образования, финансирования, охраны памятников истории и культуры, религиозных праздников и т. д.

Федеральный закон № 125 также определяет основные начала деятельности конфессий в Российской Федерации. В соответствии с Ч. 2 ст. 6 ФЗ № 125 все религиозные объединения в Российской Федерации в двух формах: религиозные группы, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, и религиозные организации, такой статус имеющие. Религиозные организации, в свою очередь, делятся на местные и централизованные. Законодательством определен дифференцированный подход к установлению объема прав и обязанностей. Так, например, религиозные группы не имеют права на предоставление налоговых и иных льгот, не могут проводить по просьбам граждан и с согласия администрации соответствующих учреждений религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и т. д. Но они могут приобрести эта права, зарегистрировавшись в качестве юридического лица.

Кроме того, существует еще акт на федеральном уровне, в котором содержатся нормы, касающиеся конституционного принципа светскости. Это федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 73-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 3 данного закона определяет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Среди шести принципов называется принцип светского характера образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельную группу составляют нормативно-правовые акты, устанавливающие независимость религиозных сообществ от государства.

Так, ст. 19 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ содержит запрет на использование конфиденциального содействия на контрактной основе <…> священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций185.

Статья 18 федерального закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 года № 5-ФЗ определяет, что сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности… религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности186. Статья 19 данного закона повторяет норму федерального закона «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ. Кроме того, подобные нормы присутствуют и в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ст. 5 и 17) 187.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 годп № 79-ФЗ определил, что государственный служащий в своей деятельности обязан не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию188. Аналогичен подход и федерального закона «О муниципальной службе» (ст. 14.2.)189.

Вместе с тем, существует еще много актов, затрагивающих те или иные вопросы деятельности религиозных объединений, но они касаются различных аспектов реализации права на свободу совести и вероисповедания и вступления религиозных организаций в различные правоотношения – гражданские, трудовые, налоговые и т. д.

Отдельный интерес в понимании светскости и ее значении для государства представляют собой послания Президента Российской Федерации. В научной литературе относительно юридической силы посланий нет единого подхода190. Но, тем не менее, как весьма справедливо полагает Зорькин В. Е., «послания превратились из отчета Правительства в документ, определяющий основные направления государственной политики, служащий единственным ориентиром в деятельности для всех органов государственной власти в Российской Федерации»191. Поэтому полагаем, что можно согласиться с мнением Краснова М. А., т. к. сложившаяся сегодня модель главы государства не может предполагать иной подход.

Президент Путин В. В. в своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года отметил необходимость повышения влияния школы на детей и подростков: «Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий (курсив авт.). У этих предметов особая роль: они формируют личность. <…>»192. Таким образом, обозначение курса «Основ религиозных культур и светской этики» в качестве ключевых предметов задает вектор направления для властей всех уровней и соответственно стимулирует к новым этапам развития государственно-конфессиональных отношений.

Вторым уровнем правового регулирования является уровень субъекта – нормативные правовые акты регионов Российской Федерации. В Российской Федерации система источников правового регулирования отношений в субъекте, закрепляющих принцип светскости, включает в себя конституцию (устав) и законы.

В Уставе Омской области от 26 декабря 1995 года нормы о светском характере государственно-территориального образования содержатся в ст. 1 и 10193, а в Конституции Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15 ст. 13 указывает, что Республика Башкортостан – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной194. Подобные положения содержаться в ст. 17 Конституции Республики Дагестан от 10 июля 2003 года195, ст. 14 Конституции Республики Адыгея от 10 марта 1995 года196, ст. 14 Конституции Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 года № 28-РЗ197, ст. 11 Конституции Чеченской Республики от 23 марта 2003 года198 и др.

Вместе с тем, в большинстве основных законов субъектов Российской Федерации отсутствуют нормы о светском их характере. Например, подобных норм нет в Уставе Кировской области от 29 февраля 1996 года № 12-ЗО 199, Уставе Калужской области от 27 марта 1996 года200, Уставе Еврейской автономной области от 8 октября 1997 года № 40-ОЗ201, Уставе города Москвы от 28 июня 1995 года202 и др.

Некоторые субъекты Российской Федерации разработали свои собственные региональные законы, отражающие положения о светском характере, о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. Такие законы сейчас приняты и действуют в девяти субъектах203.

Так, закон Республики Марий Эл от 31 июля 2014 года № 29-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в Республике Марий Эл» в п. 1 ст. 3 подчеркивает, что «органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления обеспечивают светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях»204.

Нормы, подчеркивающие светский характер, существуют как в специализированных, так и в иных нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 (ред. от 29.10.2014) «Об образовании в Санкт-Петербурге» в п. 1 ст. 13 «Требования к одежде» устанавливает, что внешний вид и одежда обучающихся в государственных образовательных организациях должны соответствовать общепринятым нормам делового стиля, носить светский характер

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги