Книга Сохранение живого произведения театрального искусства - читать онлайн бесплатно, автор Ксения Александровна Мира
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сохранение живого произведения театрального искусства
Сохранение живого произведения театрального искусства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сохранение живого произведения театрального искусства

Ксения Мира

Сохранение живого произведения театрального искусства

Посвящается сфере прекрасного живого искусства,

с благодарностью за вдохновение мастеру и творцу воплощения каждого мгновения жизни театрального искусства С.Э. Алдонину

и Музею-Театру «Дом Булгакова», дающему эту жизнь


«Театр, который создает подлинную жизнь человеческого духа»

(К.С. Станиславский, «Театр в борьбе за мир»)1

и живое искусство

Предисловие

Из всех сфер, связанных с воплощением жизни духа, театр имеет ту связь с самой жизнью и её душой в устремлениях их претворить, во всей полноте и в каждом мгновении, и сама жизнь становится искусством. Существует множество видов искусства и их произведений, которые запечатлеваются разными способами, но в данной работе поднимается вопрос сохранения именно живого произведения и делается акцент на сохранении живого произведения театрального искусства.

Как запечатлеть, сохранить саму жизнь духа, то живое искусство – вопрос, который будет решаться наукой. Мы знаем и чувствуем, что такое жизнь, но научились ли длить и сохранять её, хотя бы ту лучшую созидательную, творческую, содержательную сторону – лишь отчасти в информационных источниках, литературе, видеозаписях и фотографиях, и даже в цифровой форме и биоматериалах. Но ту самую её жизненную, живую сущность, её воплощаемый дух, каждое неповторимое и уникальное мгновение – всё это только впереди. А когда сама жизнь к тому же может стать искусством, претворением этой жизни в лучших её проявлениях в каждом моменте в устремлениях к совершенству. И в театральном живом искусстве можно усмотреть тот философский и практический механизм воплощения жизни духа в каждом мгновении, и вместе с информационным путём научиться эту жизнь сохранять – столь глубоки связи сфер. И в данной связи можно немного пофантазировать и представить, что в будущем в связи с информационными технологиями театр может стать одной из тех немногих форм, в которой у людей есть возможность видеть помимо своей жизнь человеческого духа, и это будет Театр Жизнь.

Данная книга – результат исследования и разработки подходов к сохранению живого произведения театрального искусства. Многие виды сохраняемых произведений искусства статичны, но произведение театрального искусства живое, оно творится в настоящем, здесь и сейчас, перед глазами зрителей, и как сохранять саму жизнь искусства – проблема, в которой соединено столько тонкостей и хранится множество ответов на вопросы в других сферах науки и искусства.

Воплощение жизни духа человека и самого живого театрального искусства относится и ко всей человеческой жизни – «мир – театр». Это чувство жизни искусства многими выражается одними и теми же словами «уникально и неповторимо также как и сама жизнь». Именно в искусстве Г.Гегель видит запечатление идеи в бесконечной форме, и Ф. Шиллер пишет, что «произведение, созданное для силы воображения, может достичь совершенства лишь в бесконечном»2 – и это и о живом искусстве. Именно поэтому, соединив теорию воплощения с философией духа, мной разрабатывается и философия воплощения жизни духа и разума – настолько сильны и философия и теория в своем союзе, что новое философское знание может быть действующим методом, применим для претворения в полной мере духовных, интеллектуальных, физических качеств и устремления в человеческой жизни. И если в философии воплощения излагается путь претворения духа и разума применимо к жизни человека, то в данном исследовании освещаются возможности сохранения воплощённого результата жизни человеческого духа в живом произведении театрального искусства и запечатления каждого момента уже его жизни во всех проявлениях.

Ещё более примечательна другая особенность, которая также послужила основой для данного исследования – это информационные возможности. Жизнь и ее мгновения неповторимы, а воплотить множественность возможных вариантов развития и путей жизни в одном – вопрос научный, но способ дать жизнь этому множеству и запечатлевать, сохраняя, продолжая и передавая эту жизнь, существует в искусстве и работает сразу с духовным и материальным началами, физической, информационной и энергетической природой. И запечатление воплощения проявлений жизни входит в цели импрессионизма. В жизни всегда выбор, и хотя есть многообразие вариантов, но возможность реализовать только один. Но дух и разум богаты возможностями своего претворения – и необходимо стремиться не утерять ни одного значимого штриха картины жизни, ни единой грани таланта и его воплощения. Претворить лучшие духовно-интеллектуальные качества людьми в их жизни – высшая цель философии воплощения. Ценить каждое мгновения бытия, иметь не только вероятности, но возможности дать жизнь всем росткам красоты души и ума – это наивысшее устремление воплощения и запечатления. И оба направления – воплощения и запечатления – движутся навстречу друг другу и соединяются в идее сохранения и дления жизни в информационной плоскости – это и есть то бесконечно-вечное устремление духа и разума.

Очевидно, что это несколько уровней воплощения самой жизни: во-первых, претворение жизни духа и, во-вторых, воплощения всех его возможных многообразных проявлений. И ещё один уровень – это работа с воплощением содержания, смысла, и соответствующая деятельность по сохранению этого смыслового значения. Умения вместить многомерность смыслов, запечатлеть многообразие всех проявлений жизни, каждого ее момента, в котором могло одно или другое действие, реализована та или другая идея, сказано это или иное слово или фраз, создающие новый контекст – возможно именно в искусстве, поскольку сам ход времени и жизни позволяют сделать что-то одно. И непревзойденным мастером, создающим для жизни искусства возможности не только выбора, но и проявления всех вариантов его раскрытия, является Сергей Эдуардович Алдонин – художественный руководитель Театра имени М.А. Булгакова, где вы и можете наблюдать многообразную жизнь живого театрального искусства.

В разработке подхода к сохранению живого произведения театрального искусства сыграли роль и детские впечатления от одного из периодов в творчестве художников-импрессионистов в устремлении к запечатлению многообразия моментов жизни. И из импрессионизма извлечен и применяется способ запечатления. В качестве метода сохранения каждого момента жизни творимого на глазах зрителей живого произведения, запечатление является наиболее эффективным и обеспечивающим полноту сохранения смысла. Данный метод из художественного направления стал использоваться в современности в науках о жизни и информатике именно в целях фиксации жизненного и информационного процесса. И в любом запечатлении важно сохранить и форму, и содержание, а творческий процесс требует ещё большего как и сама жизнь – сохранения этой самой жизненности, так как мы наблюдаем само творение живого произведения.

Казалось бы, поскольку существует видеозапись, сохраняется режиссёрский план и есть театральная критика, можно было бы предположить, что произведение сохраняется, но речь идёт именно о живом произведении театрального искусства, в особенности в контексте многообразия его жизни и воплощения. Но именно характер живого произведения подвигает к отысканию тех приемлемых и охватывающих полноту этой жизни средств. Как писал А.П. Чехов А.С. Суворину: «… Исчезла бесследно масса племён, религий, языков, культур, – исчезла потому, что не было историков и биологов. Так исчезает на наших глазах масса жизней и произведений искусств…»3.

В работе обращается внимание на живое произведение театрального искусства и предлагается несколько подходов к его сохранению, в том числе, тот подход, в основу которого положен концепт из знаний множества сфер и театра. Данный концепт объединяет информатику, семантику, философию, психологию, литературу, драматургию, теорию воплощения, язык и терминологию театрального искусства и образование в данной сфере, подготовке к роли, творческий процесс на репетициях и спектаклях, художественное произведение и живое произведение искусства – в целом жизнь театра и театрального искусства, направленную на создание живого произведения. И поскольку основой служит информация, которая, в свою очередь может созидать, и содержание может образовывать форму, моделировать структуру, то и подход можно выстраивать от живого произведения искусства и связей с ним всего его окружения и соединять разные методы для данной культурозначимой цели. И это всегда индивидуальный подход к каждому сохраняемому живому произведению театрального искусства.

В основной части книги излагается исследование, рассматриваются с аспекты воплощения, подробно изучается работа сознания с произведением и многообразием информации, создание самого произведения и навстречу данному созиданию – деятельность по сохранению живого произведения театрального искусства.

В данной связи для формирования концепции проведено исследование, и предлагается рассматривать целое художественное направление по воплощению и запечатлению живого сценического искусства. Раскрыть, систематизировать и теоретизировать то прекрасное, что создается мастером и живет, как и сама жизнь, – в каждом моменте этого течения времени – изменяющееся и многообразное – имеет колоссальное значение для развития художественной сферы, продолжения и преумножения культурного наследия и научного знания об искусстве и его жизни.

Глава 1. Жизнь множества граней театрального искусства и их сохранение

§ 1.1. Воплощение жизни искусства

«Что за призраки прелестны,

Легки, светлы существа,

Сонм эфирный, сонм небесный,

Тени, лица божества,

В неописанном восторге

Мой лелеют, нежат дух?»

(Г.Р. Державин, «На балет «Зефир и Флора»)

Прежде чем перейти к сохранению живого произведения театрального искусства, необходимо постичь его создание, и здесь, в творческом процессе, соединяется и работа разума и жизнь духа, литература и драматургия, концепт театра, воплощение самого произведения, многообразия его жизней и смыслов.

Какой уникальный путь для жизни хранит в себе воплощение. Театр позволяет произведению жить множеством жизни, а человеку – воплощать свой дух и мысли разума. И духовное начало, и индивидуальность воплощает именно искусство. Об этом писал и философ духа Г. Гегель: задача науки – рассмотрение общих вопросов, искусства – их индивидуализация и раскрытие, претворение, воплощение.

Так жизнь и искусство связаны – через претворение разума и духа в произведении. И чтобы разобраться в понятии воплощения, рассматривается и философское толкование, и жизненное понимание, и воплощение в театральном искусстве. Это богатейший по своему возникновению, течению, сущности и претворению информационный процесс, одновременное сочетание природной закономерности и созидания, а стоит только задуматься, и вы почувствуете мощь данных созидательных начал – встречи действительности, смысла и разума, и творения деятельным духом из данного объединения содержания и его воплощения. В самом широком смысле, есть и воплощение самой жизни, в которой это могут быть наблюдения за природой и извлечение сокрытых смыслов, нахождение нового в произведении, что даже не задумывалось, бывало, самим автором, но с размышлениями другого его мысль созидает непредсказуемую в ее изначальном движении идею, воплощаемую в жизни.

В философии духа совершенством является воплощение абсолютного духа, а способом данного воплощения – погружение в себя, затем выражение вовне4. И этот процесс следует дополнить захватом духом и разумом сути действительности и ее внутреннее осмысление, и одновременный анализ происходящих в данной связи изменений и перерождений в самом себе и в связи с вобранным смыслом, и затем претворение этого наново рождённого содержания. В процессе воплощения данное погружение в себя вместе со всеми захватываемыми духом и разум смыслами и постижение творимого в себе самом и одновременно себя важно для претворения данного и существующего и созидаемого содержания в форме его выражения.

Воплощение – природное свойство, выраженное в претворении, и еще один физический процесс наряду с интеллектуальным информационным и духовным энергетическим процессами. И что самое главное – это созидательный, творческий процесс. В глобальном отношении в жизни мы устремляется воплотить жизнь наших духа и разума. Именно поэтому ввиду той объективной и естественной природы прижилось название «душевный натурализм»5. Само воплощение, его разработка – большой шаг к претворению в действительности всех возможностей и способностей ума и духа, наших устремлений, в полной мере в действительности. Так у Аристотеля мы находим эти фундаментальные истины о возможностях и о самом бытие как реализации данных возможностей и способностей6. То есть, сама действительность, сама жизнь – то необходимое для воплощения и претворения идей и дел, и будет ли жизнь только формой, или данная форма наполнится содержанием, а точнее, явит данное содержание, воплотит его – зависит от труда. Здесь я вспоминаю с детства запомнившееся высказывание о том, что гений – это 99% труда и 1% таланта – весьма гротескно, но с той целью, чтобы показать роль созидательной деятельности в сочетании со способностями, которые тем более нужно развивать. И это жизненное понимание воплощения.

Под самим искусством Г.В.Ф. Гегель понимает воплощение и совершенство – «конечность». Но также философ пишет о вечности искусства – передаче произведения через времена от автора к ценителю. И на самом деле после воплощения дух продолжает жить в этом достигнутом состоянии – происходит закрепление духа в произведении. В трудах Г. Гегеля можно обнаружить и понятие «anderwerden»7, под которым понимается становления нечто другим – это тоже процесс воплощения. Но воплощать свой собственный дух или менять его, когда сам процесс воплощения действительно приводит к созданию совершенно другого, чем изначально – в контексте постоянных изменений в мире, скорее всего, является устремлением духа изначального к воплощению себя же нового. Относительно совершенствования человека, обращает внимание понятие духа, «обладающего достоверностью себя самого», то есть морального духа8, тогда как философ видит общее устремление развития через сознание, разум, дух – к абсолютному знанию. И в будущем разум все более и более с помощью технологий будет не только устремляться к этому знанию-абсолюту, но и е действительному объединению и овладению им, хотя процесс творения нового знания всегда продолжается. И у Г. Гегеля данный процесс воплощения духа представляет собой «претворение разумного сознания в действительность» самим этим разумом9. И здесь путь жизни и воплощение духа представляют собой устремления к достижению единства и становлению разумом всеобщим, тем самым «абсолютным духом».

Воплощение происходит не только жизни духа, но и работы мысли и самих дел. И дух и разум устремляются к совершенному претворению своей внутренней жизни в действительности – жизни внешней. И для актерского мастерства – это воплощение духа-содержания с помощью художественной формы. Как пишет Ф. Комиссаржевский – «всесторонне развитая богатая душа» и владение «художественной формой выражения»10 – то, что необходимо для воплощения.

Жизнь неповторима, и нужно ценить каждое мгновение и стремиться претворять в ней работу своих души и ума. Так применимо к живому искусству писал К.С. Станиславский – это также касается и нашей жизни в целом, а воплощение превращается в настоящий импрессионизм запечатления каждого момента жизни нашего духа и разума… И воплощение в его глобальном понимании – постоянный труд, упражнения, совершенствование на пути к совершенству.

К.С. Станиславский в конце своего труда «Моя жизнь в искусстве» подводит итоги на наступивший момент и планирует будущее, и это целый путь «душевного актерского творчества»11 – таковым является воплощение духа и разума Сергея Константиновича – через борьбу с «внешне-постановочной» стороной процесса воплощения за претворение внутренней работы души и ума, воплощение этого наисложнейшего по своему устройству мира чувств и идей внутренней действительности – в мир действительности внешней. Это воплощение в «простом, но насыщенном фоне» «богатства фантазии» – так написал К.С. Станиславский о талантливом артисте, и так можно сказать о требованиях и устремлениях человека в целом.

И наша жизнь, и творение – одно, и, действительно, это претворение и воплощение в каждом моменте данной жизни. Так о живом искусстве пишет и К.С. Станиславский – «создание искусства, родившееся на сцене, живет лишь одно мгновение, и, как бы ни было оно прекрасно, нельзя приказать ему остановиться»12. То же самое я чувствую в отношении жизни, и это же чувство и знание послужило для постановки задачи по разработке подходов к сохранению живого произведения театрального искусства. А сама система, выраженная в двух частях – работы над собой и над ролью – может проецироваться философией на работу человека над своим внутренним миром и его воплощением в жизнь. И вновь жизнь и искусство – в своем единстве – искусстве жизни или жизни искусства.

Чтобы воплощать жизнь, её же нужно изучать – для этого нужны знания, и их нужно поглощать, также как и успевать претворять жизнь духа в каждом моменте. Об этом говорит К.С. Станиславский – «учитесь смотреть в жизнь» и именно «жрать знания», и примечательно его воспоминания о Фёдоре Шаляпине, как тот ловил каждую крупицу знаний с вдохновением рвущегося к ним ученика13.

В жизни общей и жизни театра всё взаимосвязано, и что-то привносится из жизни в произведение, а что-то из изобретений и находок произведения привносится в жизнь. И как в романе «Вся королевская рать» – «чем бы ты ни жил, всё это – жизнь».

Отыскание или соткание духа, души театра – еще одна линия воплощения, и ее особо отмечал Ф. Комиссаржевский ввиду постановки пьесы А.П. Чехова «Чайка»14, и у К.С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» можно найти подробные сведения о ходе данной постановки и исканий – это то, что практически невозможно описать словами – можно лишь почувствовать15. Это та самая линия вдохновения, интуиции, чувства, которой обладает душа, устремленная и понимать через работу разума. И Ф. Комиссаржевский как раз полагает постановку «Чайки» той точкой, в которой сошлись предыдущие искания, найден путь и продолжен в разработке системы – эврика открытия и дальнейшее воплощение.

В связи с воплощением возникает множество вопросов, с которыми необходимо считаться. Например, это жизнь духа и разума самого актёра – любое насилие над жизнью недопустимо, и поэтому в творческом процессе нужно учитывать тонкую душевную и интеллектуальную организацию человека. Поэтому действует хорошее правило, которое можно выразить словами Н.С. Михалкова: «нельзя, невозможно отделять актёра от его личности»16. И как пишет В. Золотухин: «Жизнь есть игра. Жизнь артиста, что это такое? Сплошная игра»17. И примечателен приведённый им пример соединения жизни человека и жизни роли, хотя всё вместе и так в одной жизни, – это переживание личных чувств, если они мешают воплощению, – сделать их духовными переживаниями героя18.

Проявлений духа и разума может быть множество, но именно через творческую, созидательную деятельность, начиная от мысли и переходя к действию, претворяется дух и разум человека, и искусство – самый мощный посредник в воплощении их жизни. Сила воплощения духа и разума в полной мере отражается на материальном мире, его преображении. В данной связи можно привести пример, как интересно пишет Ф. Шаляпин в воспоминаниях: «Какие ясные лики!… Эта чудесная ясность старых актёрских лиц – секрет, нашим поколением безнадёжно потерянный»19. Душевные устремления и работа разума в своем информационном, энергетическом и действенном сочетании в воплощении – путь совершенствования.

Прочувствование, постижения духа и разума – первая ступень к их воплощению. Это понимание себя, собственных разума и духа, искренность сознания, чистота намерения20. Именно таким образом можно обнаружить зерно собственных духовных и интеллектуальных качеств на пути к их претворению – и это правило для отыскания и зерна произведения, и ключевой идеи автора.

Поэтому так важно прочувствовать и свой дух, и его идею, цель или устремления, и идею и дух воплощаемого произведения. Как пишут исследователи, форма выражения является своеобразной «проекцией идеи»21. Так пересекаются исследования – о проекции идей, фактически, об их воплощении, работе сознания с информационной сферой и претворением задуманного действительности – в заключительном параграфе книги. Но прежде из этой формулы – «воплощение – проекция идей» – можно извлечь правило, которое поможет соотносить полноту и точность воплощённого изначальной идее и задумке.

И в воплощении произведения соединяются множество векторов других «воплощений» – духа и разума творца искусства и автора произведения, воплощение идей, и воплощения многообразия смыслов и вариаций, что возможно лишь в информатике, но возможно и в непрерывной линии творчества.

Воплощение живого произведения театрального искусства – всегда деятельность, созидание, и именно поэтому для сохранения столь важно понимать сам творческий, животворящий произведение искусства процесс – эту огромную по содержательности часть жизнедеятельности. И как о первом впечатлении и на всю жизнь любви к театру Фёдор Шаляпин написал, как о сне наяву – это было «сном, которого он никогда не видел, но ждал по сей день», и когда увиденный им спектакль завершился, ему «не верилось, что та жизнь прекратилась»22. Это – живое искусство, и чтобы данная жизнь не прекращалась, её нужно длить и сохранять.

§ 1.2. Создание многообразия жизни театрального искусства и работы со смыслами

«Он вечно тот же, вечно новый…»

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Как отмечалось, именно в информационной и творческой сферах возможно как в биологии создавать многообразие жизни. И для воплощения открывается возможность к претворению этого многообразия и длению жизни произведения, раскрытию множества смыслов.

Творение смыслов является душой созидательной деятельности, научной и творческой, жизни в целом, и этот процесс напрямую связан с воплощением. Весь данный процесс объединяет природная информатика – суть самой действительности, заложенных в ней смыслов. И для сохранения жизни искусства и передачи его содержания необходимо максимально приблизиться к полноте смысла. Это связано с точностью передачи информации, как в действительной и написанной картине. Поэтому смысл как цель постижения можно сравнить со сферой, а охват данного смысла – с рисуемым в данной сфере многогранником, стремящимся через увеличение количества углов и проводимых линий к заполнению всего пространства сферы.

В воплощении творец живого произведения театрального искусства встречает и авторскую идею, и множество других смыслов. Данная многомерность смысла, в том числе, является одной из природных причин создания многообразия. Простой пример о видении смыслов, их многомерности: в приёме «если бы» в первую очередь я обнаружила источник множения и раскрытия смыслов, а не перенесение в воображение. Именно так для воплощения многообразия и возможности его запечатления через художественную форму действует соединение известной логической операции «если, то…» и упражнения К.С. Станиславского «если бы…»23. Этот прием позволяет не только рассмотреть различные варианты, но и, как пишет мэтр, «внутренне» их прочувствовать, проникнуться ими, совершить естественный и верный в своем природном решении отбор – сердцем и умом. Но нельзя действовать внешне и внутренне «как будто бы»24 – от этого предостерегает Константин Сергеевич.

Данная активация воображения, сопряжённая с действием25, представляет собой то самое выражение работы сознания с информацией, соединяющее мир действительный и мир фантазии и позволяющее творить из этого информационно-творческого пространства в действительности.

Мозговой штурм, разнообразные варианты и, главное, сохранение их живого духа, а не категорический выбор того или иного, та самая работа с этюдами, дают жизнь многообразию, которое в естественном виде есть в самом мире, но в данном случае творится искусством. «Коллективное творчество должно быть гармонично»26 – так пишет К.С. Станиславский, и так дирижер идеи управляет оркестром мыслей – и все направлено на жизнь единого и общего целого – творения театрального искусства, создания его произведения. И данное объединение разумов, коллективное творчество, позволяет всесторонне рассмотреть идею и создать многообразие вариантов воплощения и смыслов, и самого произведения. И необходима слаженная работа, иначе получается как в когда-то перефразированном девизе «один за всех (режиссёр), и каждый сам за себя (артисты)» (у К.С. предупреждение, чтобы не складывалась ситуация – «актеры за себя, а режиссер за всех»), а должно быть только как у мушкетеров – «один за всех и все за одного».