Создание многообразной жизни искусства непосредственно связано с многомерностью смысла. Можно до бесконечности извлекать смыслы, заложенные миром в окружающую действительность, или автором и в его произведение. Так настоящие учёные и исследователи и в казалось бы хорошо изученном находят новое. Постарайтесь тренировать свой разум, попытаться пересмотреть или рассмотреть известные вам знания, изучить наново произведения. Так, к примеру, я выработала привычку анализировать то, в чем чувствуется мощь идеи, так как есть возможность дать жизнь заложенным в этой идее смыслам. Это интеллектуальная инженерия смыслов, их информационной жизни.
Так К.С. Станиславский также восхищался бесконечностью и глубиной смыслов произведений Антона Павловича Чехова, и тем, что исполняя сотни раз одну и ту же роль, он находил всё новое и в замысле и в глубинах своей души. Сила и красота идеи вызывает отклик духа, зарождает движение мысли, сила информатики рождает движение самого духа, и из него самого рождается новое течение мысли, продолжается жизнь разума и духа. И это природная связь смыслов в основах природы и заложенной многогранности души: вместе они пресекаются, и в точке их встречи начинается естественное волшебство, то обыкновенное чудо, раскрытия сущности бытия мира и жизни человека. Это не простое отображение – это процесс созидания нового, раскрытия духовное потенциала. Это и есть претворение самого духа.
Поэтому вновь и вновь следует обращаться к теме воплощения духа, к выражению смыслов и раскрытию содержания. Эти смыслы выходят далеко за пределы. И в отношении Чеховских замыслов и устремлений К.С. Станиславский пишет как о будущей жизни и достижении высокой культуры духа, и о мировой душе27 – абсолютном духе.
Как стыкуются эти приведенные душой в движение информационные потоки – в этом необходимо научиться разбираться. Это одновременно путь к жизни сокрытого в окружающем внешнем, и в духовно-интеллектуальном внутреннем. То, что вбирается жизнью духа – это не только его внутреннее, но и все смыслы, которые душа и разум захватили из действительности, произведения и собственной духовно-интеллектуальной работы с данным материалом и с собой.
Например, включение или исключение, добавление или изменение сцен каждый раз по-новому раскрывает и сами сюжетные линии, и рождает то многообразие из жизни самого творческого процесса, что и составляет живое искусство. Например, в постановке «Мастер и Маргарита» Сергея Эдуардовича Алдонина вы можете наблюдать сцену погони Ивана Бездомного за Воландом в трамвае или сцену обсуждения произошедшего с Берлиозом свитой Воланда, увидеть воплощение траурного шествия в Александровском саду перед Маргаритой или лицезреть другие сцены, увидеть посещение квартиры номер 50 разными гостями, председателем домкома номер 302-бис Босым или заведующим буфетом театра Варьете, – и каждый раз к вам поворачивается та или иная грань единого кристалла произведения, вытягиваются отдельные сюжетные линии и освещаются разные истории и характеры.
Что меня сразу восхитило в творчестве Сергея Эдуардовича – это многообразие воплощения. И это вдохновение подвигло к исследованию и поиску путей сохранения живого произведения театрального искусств и развитию давней идеи философии воплощения жизни человеческого духа и разума. В живых произведениях театрального искусства Сергея Эдуардовича – живопись этюдов, связь с современностью. Он передает свой дух актерам, и воплощение множится – это хореография и пластика движения, голос, и актеры воплощают и действие, и его самого – вот то дление непрерывной линии жизни духа. И особенностью является запечатление каждый раз через сами постановки многообразия вариантов воплощения – то есть в самом живом произведении сохраняется и разные грани произведения-источника, и многообразие театрального искусства. Так жизнь не только произведения, но самого творения, созидания живого искусства обретает возможность многократного претворения и запечатления всей его палитры, тогда как часть жизни, её ускользающих и неповторимых моментов, остаётся за сценой.
Сергей Эдуардович Алдонин длит не только традиции, но и связывает создаваемые им живые произведения сквозными линиями, помещая отдельные фразы, действия, музыку из одной постановки в другую – и так ткётся единое полотно с нитью, соединяющей и произведения, и времена, и людские умы и души. И более, что составляет высочайшее мастерство, – это объединение лучших наработок теории и практики, знание и претворение самой системы в жизни, в таком масштабе, как воплощение разных стилей, работа с музыкой и её вариациями, классической, современной, импровизациями, живой музыкой, звуками, например, звуками природы, которые озвучивают и сами актёры, работа с цветом и светом, акробатикой, – всеми многообразными составляющими. И вы наблюдаете работу Сергея Эдуардовича – режиссёра, и творчество Сергея Эдуардовича – актёра. К примеру, это актёрская пластика и свобода движения в расслабленной и спокойной манере, или нахождение в неподвижности как при медитации без видимого напряжения. И мастерство режиссёра, педагогика, школа при театре, передача традиций изустно, самостоятельная работа актёра в творческой лаборатории28, и, наконец, как результат общей творческой деятельности всего коллектива театра – воплощение живого произведения искусства. И всего в одном произведении живого театрального искусства соединены такие объёмы смыслов и мастерства, что порой только творчество длинною в жизнь или школа может вместить целую сокровищницу мастерства и искусства.
Ещё более впечатляет работа со смыслами, не только произведения, но самой теории: представьте, что лучшие наработки применяются не только ко всей деятельности, но в одной постановке вы можете встретить всю мощь актерского и режиссерского искусства, разработанную теорией К.С. Станиславского, различные сочетания направлений, например, работу со звуком в «Ромео и Джульетте», от звуков природы до слаженной импровизации на подручных материалах вместо музыкальных инструментов, та самая оправданность и жизнь действия во всём, как живая изгородь с ожившими цветами и звёздами над ними, или использование материи в качестве подвижного полога ночи, ставшего одновременно скрывавшим любящих балконом, или движения руками в танце царицы Мэб, управляющей судьба действующих лиц – перечисление бесконечно. Это и глубина понимания и мастерство владения техникой до такой степени, что, повторюсь, в одном спектакле без преувеличений можно обнаружить всё многообразие приемов актерской и режиссёрской работы, если бы постановка вмещала ещё больше, – это могут видеть профессионалы и ценители, но этой титанической работой необходимо проникнуться зрителям.
Творчество – живой процесс, и само искусство столь же многообразно и обладает многомерностью смысла, как и сама жизнь. И С.Э. Алдонин говорит о том, что «творчество – это единственный мост, способный соединить современного, измученного цифровизацией человека, не только с классическим прошлым, но и с прекрасным будущим», Ф. Комиссаржевский пишет о том, что у каждого своя манера творчества29, а К.С. Станиславский – о том, что «смысл творчества в подтексте». И творчество – соединение сознания и действительности через воплощение.
Многообразие жизни театрального искусства связано и с самими видами театра. В книге Муслима Магомаева «Живут во мне воспоминания» можно найти интересный диалог об оперном театре, в котором «кто кого перепоёт»30. И всё же, несмотря на различие видов, это та общая жизнь искусства в её многообразии, переходящем в многообразие его произведений. Как сказал М. Магомаев, «Театр – как слепок общества»31.
Создание многообразия жизни искусства связано со знанием старого и познанием нового. В отношении новизны должно быть чёткое представление о реальности создаваемого, которое чувствуется и улавливается, например, в научной фантастике, когда автор представляет новую действительность без её объяснения как некоторую данность. На эту особенность указывает и Бертольд Брехт, когда автор без каких-либо комментариев описывает как реальность то, чего «раньше не было»32. И о новом театре Брехт говорит в контексте истории: «мир преобразовывался тогда, когда представители чего-то нового страстно стремились сделать выводы», а затем ведётся титаническая работа по «осуществлению» этих задумок через её «организацию»33. Тогда как относительно традиций Брехт указывает на поиск образцов, отыскание которых затруднительно в «нашем временном и пространственном окружении»34 – и это уже вопрос к сохранению информации, запечатлению тех самых образцов и длению традиций.
Множественность смыслов, вариации для создания многообразия в воплощении возможны и в тексте, и в самой постановке, претворении живого произведения театрального искусства. К примеру, постановка Б. Брехта «Жизнь Галилео», для которой, как пишут исследователи, существует три разных текста35, а сами постановки претерпевали изменения на пути к своей финальной версии, но ключевая идея самой «Жизни Галилео» оставалась одна, и её можно выразить словами из текста: «Не знать правды – это глупо. Знать правду и называть её ложью – преступление»36.
Пример поиска нового в знакомом – а новое всегда будет открываться в произведении с течением времени – можно найти в книге Г.А. Товстоногова и его мыслях о постановках. Так он приводит пример постановки «Доходное место» Марка Захарова по произведению А. Островского, о том гражданском чувстве драматурга, об игре отдельных сцен дважды с точки зрения того или иного персонажа, и, как пишет Г. Товстоногов, «все находки были подчинены раскрытию главной темы, которая тревожила острыми вопросами: как жить?…»37. И режиссёр также пишет, что, к примеру, с постановкой «Трёх сестёр» всё «по-новому проявило новое время»38.
И благодаря многообразию произведение не только воплощается, но и живёт множество жизней. И теперь с этими знаниями можно устремиться к сохранению живого произведения театрального искусства.
Глава 2. Сохранение жизни театрального искусства
§ 2.1. Подходы к сохранению живого произведения театрального искусства«Какая вместимость в слове и фразе! Какое богатство у языка! Он силён не сам по себе, а постольку, поскольку содержит в себе человеческую душу и мысль»
(К.С. Станиславский)
О том, как сохранять саму жизнь, созидательный процесс – ответ на этот вопрос можно искать во многих отраслях знаний. Одним из таких созидательных процессов, требующих особого подхода к сохранению и запечатлению, является творение живого произведения театрального искусства.
Это форма передачи зрителю и ценителю театрального искусства через живое произведение в момент его творения целой части созидательной деятельности. Вы можете наблюдать картину, изучать скульптуру, прослушивать музыкальное произведение, читать книгу, но в живом произведении театрального искусства вы знакомитесь и с формой и содержанием, и разными видами искусства, объединённых театром, и с самим творческим процессом. И подход к сохранению живого произведения театрального искусства должен быть так же широк – для охвата всего многообразия творимой информации.
Ответ на вопрос о сохранении произведения живого сценического искусства и самой творческой деятельности вновь лежит в природной информатике, той, что существует, и именно информация позволит воплотить саму данную задачу сохранения. Это принадлежность к информационному пространству, в которое также включается и смысловое, семантическое поле и концептуальное пространство.
Понимание возможности сохранения и дления жизни творческой деятельности лежит в области целей воплощения духа, в сущности самой формы жизнедеятельности, её содержании. И философы называют в качестве данной цели, – замечу сразу, одновременно сохраняющей и продолжающей жизнь, – смысловую перспективу39, то есть содержательное продолжение в форме жизни и развитие в ней данных смыслов, идей, дел. И это устремление, или интенция, и есть движение к воплощению.
Сохранение и формы и содержания живого театрального искусства – задача трудная, но необходимая для выполнения. Сама ценность творения живого произведения искусства и смыслов, которые можно зафиксировать более через сохранение самого содержания, отличается от запечатления других произведений искусства, в том числе от кинематографа. И здесь необходим особый подход к сохранению данного многообразия «живых» смыслов, которые творятся и во время воплощения и в процессе подготовки.
Относительно вопроса фиксации и сохранения вы сразу можете сказать, что то, чего раньше не было у импрессионистов для запечатления, и что есть сейчас, – это возможности видеозаписи. Но это лишь способ сохранения объективных данных и самой формы. Но запечатление сути, содержания живого искусства требует и других методов запечатления и более тонких подходов.
Кинокартина напоминает то ожившее произведение искусства и одновременно форму его запечатления, но каждый шаг вымерен и запечатление происходит в рамках одного произведения. И если в кинематографе происходит движение от текста сценария к кадру40, то сохранение живого театрального искусства может быть представлено как движение к запечатлению информатики всего его многообразия. И даже спектакли для телевизионной версии изначально подготавливаются для данной формы запечатления, тогда как сценическая постановка – всегда живой творческий процесс.
Видеозапись также способствует сохранению аудиовизуальной информации и желательна и необходима, но это только механическая фиксация. Следует заметить, что в настоящее время фонды и учреждения культуры сами хранят свои информационные ресурсы41, и необходима определённая единая информационная база для хранения данного культурного наследия. Сохранение данного вида информации о живом искусстве в цифровом формате – та же «живая память», но важно и необходимо сохранение духа, смысла, процесса творения.
Видеозаписи, журналы репетиций, текст пьесы и текст сценария – многое из перечисленного является способами фиксации творческого процесса работы с текстом пьесы, подготовки спектакля, видеозаписью показа. Но объектом сохранения является само живое произведение, творимое во время показа, и одной видеозаписи мало для данной цели. Каким образом можно обрабатывать и включать все материалы, связанные с живым произведением театрального искусства, – может охватить лишь подход на основе концепта.
И для того, чтобы живое искусство сохранять, необходимо для данного живого содержания найти приемлемую форму, но и через сохранение самого содержания также возможно запечатление театрального искусства. В учебном пособии «Введение в театроведение»42 в основных театральных понятиях можно обнаружить понятия спектакля, театральной формы, содержания, композиции. Но на что направлено само творчество, театральное искусство – в рассуждениях о предмете Ю.М. Барбой указывает драматичность43 – это несомненное содержание. Но в какой форме будет сохраняться содержание – это живое произведение театрального искусства. И можно прочувствовать предлагаемый в настоящем исследовании подход, когда речь идёт не только о постановке или спектакле, но именно о произведении театрального искусства. И искусствоведы о теории театра пишут, что, как и в науке, всё строится на фактах, и что мы имеем дело с источниковедением44, поскольку зачастую доступны лишь следы произошедшего события, жизни произведения театрального искусства.
И, как все существующее, живое искусство несет в себе информацию, которая и сама является динамическим и созидающим началом. И для сохранения, запечатления информации существует множество способов.
В информатике информация образуется за счет взаимодействия данных и методов. И в театральном искусстве данные различного вида с помощью методов работы с ними обращаются в информацию, которую можно сохранить. И, соответственно, возможно применение различных операций работы с данными и информацией, заключенных и творимых самим живым искусством.
В труде по нейробиологии заинтересовало обычное замечание, что люди создали память, которая находится вне нашего сознания45, – и это привычные нам книги, электронные накопители информации и другие носители информации. И эта информационная структура вышла из человеческого сознания, обретя свою жизнь. Так и в информатике сохранение всю жизнь возможно через чтение, освоение сути, концепта46. И так данная суть пропускается через сознание – удивительный и естественный природный информационный процесс.
Согласно учению Аристотеля, все люди стремятся к знаниям, поскольку чувствование также является формой получения знаний47, и знания, которые даёт живое произведение искусства, как один из видов информации, также сохраняются и передаются, и здесь многообразие знаний: о мастерстве, опыте, традициях, сценическом искусстве, о самом произведении, и те знания, которые получает и творец, и созерцатель живого искусства. И это процесс постоянный – жизни и созидаемой информации.
Сохранение самого совершенного воплощения живого искусства у К.С. Станиславского можно увидеть в передаче данной творческой «технологии» по наследству в виде учения, системы – той обнаруженной «руды». Это подход по запечатлению самого театрального искусства. Но есть и другое его проявление – это запечатление в самих постановках одного произведения различных вариаций его жизни. Этим приёмом владеет художественный Сергей Эдуардович Алдонин. Как и жизнь в целом, так и жизнь каждого, а уж тем более – мгновение или выбор определенного направления жизни – неповторимы. И именно поэтому жизнь сценического искусства неповторима, но ее можно запечатлеть. Всякий раз, смотря постановку, понимаешь, что она неповторима – вы видите одну из жизней многообразных её вариантов. В следующий раз это уже ещё одно воплощение, и ещё одна жизнь. И данное сохранение жизни искусства, его определенного момента, того же предложенного варианта, во множественности постановок, а затем – сохранение их самих, их внешнего и внутреннего воплощения, – сложный механизм запечатления живого произведения театрального искусства. И постановка действительно «фиксирует48
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Станиславский К.С. об искусстве театра. Избранное / [Составители: Ю.С. Калашников и В.Н. Прокофьев] – М.: Всерос. театр. о-во, 1982. – 512 с. С. 56.
2
Шиллер, Фридрих. Друг истины и красоты: пер. с нем. / Сост., ред. пер. Т.А. Ермакова. – Калиниград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2004. – 256 с. С. 180.
3
Чехов М.П. Театр, актёры и «Татьяна Репина». Неизданная пьеса А.П. Чехова. Петроград, 1924. – 99 с. С. 59.
4
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия духа. / [перевод с немецкого Б. Фохта]. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 576 с. – (Эксклюзивная классика).
5
Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Свободное искусство, Библиотека иллюстрированных монографий, выпуск 5. Петроград: Издательское Товарищество «Свободное искусство», 1916. – 120 с. С. 79.
6
Аристотель. Метафизика. / Аристотель; пер. с др.-греч. А. Кубицкого. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 416 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction). С. 219.
7
Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Перевод Г. Шпета. Издание третье. СПб.: «Наука», 2015. – 441 с.
8
Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Перевод Г. Шпета. Издание третье. СПб.: «Наука», 2015. – 441 с. С. 321.
9
Гегегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Г.Г. Шпета. – 2-е изд. – М.: Академический проспект, 2014. – 494 с. – (Философские технологии. Классическая немецкая философия). С. 202.
10
Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Свободное искусство, Библиотека иллюстрированных монографий, выпуск 5. Петроград: Издательское Товарищество «Свободное искусство», 1916. – 120 с. С. 17.
11
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. – 599 с.: ил. [65]. С. 578.
12
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. – 599 с.: ил. [65]. С. 582.
13
Сарабьян, Эльвира. Большая книга актёрского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссёров, Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Эльвира Сарабьян, Вера Полищук. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 789., с ил – (АктёрТренинг). С. 182.
14
Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Свободное искусство, Библиотека иллюстрированных монографий, выпуск 5. Петроград: Издательское Товарищество «Свободное искусство», 1916. – 120 с. С. 91.
15
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. – 599 с.: ил. [65]. С. 319-329.
16
Михалков, Никита Сергеевич. Территория моей любви. 2-е издание / Никита Михалков. – Москва: Эксмо, 2018. – 416 с. – (Михалков Никита. Книги знаменитого актёра и режиссёра). С. 180.
17
Золотухин В.С. Секрет Высоцкого. Мы часто пели «Баньку» вместе. – М.: Родина, 2021. – 352 с. – (Культурный слой). С. 101.
18
Золотухин В.С. Секрет Высоцкого. Мы часть пели «Баньку» вместе. – М.: Родина, 2021. – 352 с. – (Культурный слой). С. 105.
19
Шаляпин, Фёдор Иванович. Страницы из моей жизни / Фёдор Шаляпин. – Москва: Эксмо: Яуза, 2023. – 608 с. С. 422.
20
Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). Российская академия наук, кафедра философии. М.: ООО «РРИ», 1995. – 103 с.
21
Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ). – М., 1997. – 192 с. С. 225.
22
Шаляпин, Фёдор Иванович. Страницы из моей жизни / Фёдор Шаляпин. – Москва: Эксмо: Яуза, 2023. – 608 с. С. 39.
23
Станиславский К.С. Избранное / [Составители: Ю.С. Калашников и В.Н. Прокофьев] – М.: Всерос. театр. о-во, 1982. – 512 с. С. 318.
24
Станиславский К.С. Избранное / [Составители: Ю.С. Калашников и В.Н. Прокофьев] – М.: Всерос. театр. о-во, 1982. – 512 с. С. 332.
25
Сарабьян, Эльвира. Большая книга актёрского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссёров, Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Эльвира Сарабьян, Вера Полищук. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 789., с ил – (АктёрТренинг). С. 185.
26
Станиславский Константин Сергеевич. О различных направлениях в искусстве. Москва: Издательство ЛКИ, 2010. – 136 с. С. 96-97.
27
Станиславский К. Моя Жизнь в искусстве / Константин Станиславский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 576 с. (Азбука-Классика. Non-fiction). С. 305.
28
Станиславский К.С. Избранное / [Составители: Ю.С. Калашников и В.Н. Прокофьев] – М.: Всерос. театр. о-во, 1982. – 512 с. С. 124.
29
Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Свободное искусство, Библиотека иллюстрированных монографий, выпуск 5. Петроград: Издательское Товарищество «Свободное искусство», 1916. – 120 с. С. 113.
30
Магомаев Муслим Магометович. Живут во мне воспоминания / Муслим Магомаев – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 320 с. С. 125.
31
Магомаев Муслим Магометович. Живут во мне воспоминания / Муслим Магомаев – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 320 с. С. 109.
32
Брехт Б. Теория эпического театра: пер. с нем. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2019. – 560 с. – (Театр: теории и практики). С. 415-416.
33
Брехт Б. Теория эпического театра: пер. с нем. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2019. – 560 с. – (Театр: теории и практики). С. 51-52.
34
Брехт Б. Теория эпического театра: пер. с нем. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2019. – 560 с. – (Театр: теории и практики). С. 53.
35
Jan Needle and Peter Thomson. Brecht / Chicago: The University of Chicago Press, 1981. – 235 p. P. 170.
36
Jan Needle and Peter Thomson. Brecht / Chicago: The University of Chicago Press, 1981. – 235 p. P. 172.