Книга Методические рекомендации по военной тактике и стратегии в мультиплеерных сражениях Total War: Rome 2 - читать онлайн бесплатно, автор AEG-S| Jykylyg. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Методические рекомендации по военной тактике и стратегии в мультиплеерных сражениях Total War: Rome 2
Методические рекомендации по военной тактике и стратегии в мультиплеерных сражениях Total War: Rome 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Методические рекомендации по военной тактике и стратегии в мультиплеерных сражениях Total War: Rome 2

Начнем со стоимости этих самых «лычек». Тут все не так просто, как кажется. Стоимость первого уровня прокачки всегда фиксированная и зависит от начальной стоимости юнита (и без разницы какой это род войск), чем дешевле юнит, тем дешевле одна «лычка». Самый дешевый ранг – 25 монет, у юнитов стоимостью до 150 монет, затем идет 30 монет, у юнитов стоимостью от 150 до 200 монет, затем 35 монет, у юнитов стоимостью от 200 до 250 монет и т.д. То есть мы видим фиксированные значения показателя стоимости одной «лычки», но второй, третий и последующие ранги стоят уже не так как первый, цена повышается. Соответственно общая сумма за полностью прокаченные «лычки» в лучшем случае равна стоимости самого юнита (тут действует такой принцип, у дешевых юнитов разница в стоимости между прокачанным отрядом и не прокаченным доходит до 200 %, а чем юнит дороже, тем этот процент ниже). То есть, прокачка рангов не из дешевых удовольствий.

Теперь о том, что же мы получаем взамен, за потраченные ресурсы. А получаем мы не так много, как хотелось бы. Во-первых, при получении нового уровня у юнита повышается ближний бой на одну-три единицы (в зависимости от изначального показателя, чем он выше, тем и при повышении ранга прибавится большое число, но не больше трех), во-вторых, повысится показатель защиты в ближнем бою, также на одну-три единицы, в-третьих, повышается боевой дух (и да все те же одну-три единицы за ранг), в-четвертых у стрелковых юнитов повышается параметр – выстрелы в минуту (максимум, за все девять рангов на два пункта, только у тех у кого изначальный параметр был равен шести).

То есть, юнит за полностью прокаченные золотые «лычки» получает прибавку к перечисленным выше параметрам, кроме выстрелов в минуту от 9 до 27 единиц. Да, прибавка, конечно, значительная, но на высоких уровнях. Но вот затраченные средства на эти заветные золотые «лычки» очень существенны. Приведу пару примеров: «воины с шотелами» стоимостью в 860 монет, полностью прокаченные уже будут стоить 1 815 монет; «рабы-пехотинцы», стоимостью 140 монет, с золотыми «лычками» обойдутся в 450 монет. И это когда каждая монета на счету!

Но раз это стоит таких ресурсов, может оно окупаемо в бою? И армия из 10 юнитов с полностью прокаченными «лычками» сможет одолеть стандартную армию в 20 отрядов, но без прокачки? Ответ прост – нет!

Во-первых, прокачка стрелковых отрядов абсолютно не оправдана, так как из важных для стрелка параметров не повышает практически никакой, а увеличение скорости стрельбы не дает ровном счетом ничего. Да, стрелки быстрее растратят свой боеприпас, но урон от этого никак не изменится. В общем плата за более быструю стрельбу слишком высока и не оправдана. Возможно повышение боевого духа даст о себе знать? Но что толку от лучника в ближнем бою, даже если он не бежит, а сражается?

Для ударной конницы и высоконатисковой пехоты также повышение навыков ближнего боя, защиты в ближнем бою и боевого духа не самые важные характеристики. Все-таки им важнее урон, броня и бонус в натиске.

Единственно полезным является повышение «лычек» у пехоты ближнего боя и копейщиков. Так как именно для них характеристики ближнего боя, боевого духа и защиты в ближнем бою важны в сражении. Их задача сдерживать противника и при этом самим не погибать (а лучше, конечно и перебить противника!). Но опять же такие параметры как урон оружием или броня от повышения ранга не увеличиваются, а они по важности не уступают. При этом не забываем, что за цену повышения ранга до максимального вы заплатите столько, сколько стоят два таких отряда. А два отряда всегда лучше одного!

Ну и самое важное – Total War: Rome 2 не РПГ, а стратегия. И один, пусть и самый мощный отряд, не сможет перебить превосходящего по численности врага. Один на один, да, но такого в мультиплеерных сражениях не бывает. Что лучше один элитный прокаченный мечник или дешевый отряд пехоты с копьями, стрелок и отряд кавалерии? Конечно, решать вам. Но исходя из опыта игры уверяю, что тратиться на прокачку совершенно бессмысленно, и даже вредно, а если вы собрали армию и у вас остались лишние монеты (хотя такого практически никогда не бывает), подумайте еще раз о своем составе, возможно вы собрали слишком слабые юниты, и замените их на более сильных аналогах!

Руководство по пехоте ближнего боя.

Пехота ближнего боя (распространенное название в мультиплеере – мечники, мечи, хотя сюда входят и топорники/воины с шотелами/рамфайями/фалксами) – хозяйка полей сражений в игре. Именно этот род войск правит балом в мультиплеерных битвах. На многих турнирах количество отрядов пехоты ближнего боя всегда ограничивают. Потому как, она способна за короткое время без поддержки остальных частей армии уничтожить отряд противника и идти дальше, к новой цели. Не зря все самые сильные фракции в своем арсенале имеют хороших мечников, и не обязательно элитных, а именно средней ценовой категории. Очень часто в случайных сражениях нам встречаются игроки, которые набирают практически всю армию из пехоты ближнего боя. В общем, мечники – грозная сила, с которой нужно считаться, уметь ею пользоваться и ей противодействовать.

В игре реализовано 98 различных подразделений пехоты ближнего боя. Стоимость варьируется от 140 монет до 1380 монет. Имеется у всех фракций в игре (за исключением степных фракций и Спарты). Вооружение этого рода войск самое разнообразное и насчитывает 22 вариации. Но мы остановимся именно на типах оружия, а их всего несколько: меч, шотел, ромфайя, фалкс, топор, дубина.

С мечами все просто и ясно, разные типы мечей имеют разный основной урон (от 20 до 40 единиц) и урон сквозь доспехи (от четырех до шести единиц), один из мечей к тому же имеет бонус против пехоты равный 15 единицам (данным мечом вооружены «берсерки», «воины племен гетулов», «засадный отряд», «наемные нагие мечники», «нагие воины», «обнаженные мечники», «последователи Апедемака» и «разукрашенные»).

Шотел – оружие уже гораздо интереснее, хотя и имеется только у пары юнитов («воинов с шотелами» и «воинами с шотелами в доспехах»). Основной урон от 23 до 30 единиц, урон сквозь броню от 12 до 20. Что делает это оружие максимально эффективным против тяжелой пехоты.

Ромфайя – основной урон 30 единиц, урон сквозь доспехи 15 единиц. Чуть менее эффективна, чем шотел. Также имеет бонус против кавалерии и слонов в 20 единиц. Имеется всего у трех юнитов – «фракийских воинов», «наемных фракийских воинов» и «фракийской знати».

Фалкс, уникальное оружие всего двух юнитов («серпоносцев» и «наемных серпоносцев»). Основной урон – 25 единиц, урон сквозь доспехи – 14 единиц. Бонус против кавалерии и слонов 15 единиц. Еще менее эффективен, чем ромфайя.

Топоры, хоть в игре и два их вида, но по характеристикам они совершенно одинаковые. Основной урон – 16 единиц, урон сквозь броню – 10 единиц.

Дубина – специфическое оружие, характерное только для юнитов Свебов. Основной урон – шесть единиц, урон сквозь доспехи – девять единиц. Но, помимо этого, также имеет бонус против пехоты в 10 единиц. Что уравнивает по эффективности дубину с топором.

Так же у почти всей пехоты ближнего боя, за исключением 18 юнитов, имеются минимум два метательных дротика. Что делает ее более универсальной и смертоносной.

Пехота ближнего боя делится на очень тяжелую, тяжелую, среднюю, легкую и очень легкую.

Сильными сторонами пехоты ближнего боя являются: требование малого количества контроля со стороны игрока, отличные показатели в рукопашной схватке (высокие показатели ближнего боя и защиты в ближнем бою), наличие метательных дротиков и щита (за редким исключением), способность уничтожить в ближнем бою один на один большинство других родов войск.

Слабости пехоты ближнего боя сильно зависят от ее вооружения. Чем более легко вооружён юнит, тем сильнее он уязвим. Но однозначно, две главные слабости пехоты ближнего боя – это уязвимость к натискам, и обстрелу снарядами и стрелами.

По применению и управлению как было описано выше, пехоту ближнего боя можно разделить на две категории: легкую пехоту (очень легкая, легкая и часть средней пехоты) и тяжелую пехоту (часть средней пехоты, тяжелая и очень тяжелая).

Начнем с самого интересного, а именно с легкой пехоты ближнего боя. Очень часто в сражениях игроки недооценивают данный вид войск, и просто их игнорируют. Крайне уязвимый к натиску кавалерии, обстрелу, слабый в затяжном бою, с малым запасом боевого духа. Но при всем этом легкий мечник с активированным умением неистовство способен в натиске уничтожить не меньше воинов, чем средняя ударная конница. А юниты без этого умения тоже далеко не бесполезны, просто менее эффективны в натиске.

Кроме классических легких мечников в игре представлены серпоносцы и фалксмены. По сути, отличаются от первых очень сильным натиском (по характеристике бонус при натиске сопоставим с таковым у хорошей ударной конницы) и отсутствием щита как такового. Особой разницы, в применении между легкой пехотой ближнего боя и фалксменами/серпоносцами нет. Так же к легкой пехоте относятся и «берсерки» «последователи Апедемака».

Легкая пехота ближнего боя встречается в мультиплеере не так часто, а если их и берут, то не более двух отрядов. А больше и не нужно. Размещаются легкие мечники во второй, а то и в третьей линии пехоты. Чаще всего на флангах. Основные цели легкой пехоты ближнего боя – связанные боем пехотные юниты противника. Но используются и в связке с конницей. Конница проводит натиск и завязывает бой, и тут же подводятся легкие мечники и закрепляют успех прошедшего натиска своим натиском. Повторять такие циклические натиски можно несколько раз. Так же очень часто именно легкая пехота уничтожает копейщиков противника (это как раз о помощи кавалерии на флангах). Совершенно не подходят для впитывания урона и удержания противника. Легкая пехота ближнего боя – это ударный юнит (что-то вроде ударной кавалерии). Поэтому надолго бросать ее в гущу сражения не стоит.

Остальную пехоту ближнего боя я объединяю в один вид. Так как задачи, цели и управление ими идентичное. Какие-то юниты слабее, какие-то сильнее, но играют они всегда одну роль – уничтожение вражеской пехоты. Имеют две главные задачи – не пропустить вражеский натиск и провести свой в наиболее выгодный момент и в более приемлемых условиях. Вообще в управлении этот вид юнитов самый неприхотливый. Отправил их в атаку и ждешь, когда твой юнит перебьет вражеский, по возможности оказывая содействие остальными родами войск. Главное в такой тактике кроме натисков, это знание реальной силы отряда. Кто сильнее, кто слабее (при встрече с пехотой ближнего боя оппонента). Это нужно для понимания, на каком участке боя у вас возможны проблемы, а где помощь оказывать необязательно.

Вывод: чаще всего мечников можно увидеть во второй линии войска, так они защищены от натисков и обстрела, хотя некоторые игроки умело используют их и из первой линии. Так же игроками используются ухищрения и разводки, в виде ложной атаки на позиции своими пехотинцами для того, чтобы пехота ближнего боя оппонента вышла из второй линии в первую. Как только это происходит, наши мечники останавливается или вовсе отступают, и кавалерия наносит удар. Затем уже к лежащим на земле воинам врываются наши пехотные отряды. В таком случае даже элитный пехотинец может критически потерять численность и не справится с более слабыми отрядами. Берегите и легкую пехоту ближнего боя, не подставляйте ее под удары и снаряды. Эффективность в проведении натиска очень полезна и может реально помочь на определенных участках боя. Так же не закрывайте глаза на вражеских легких мечников, используйте их слабости и не давайте врагу шанса на их реализацию.

Руководство по стрелкам-пехотинцам.

Стрелки – одна из обязательных составляющих любой армии. Кто-то предпочитает лучников, кто-то пращников, а некоторые даже застрельщиков. И для каждого из них найдется масса вариантов. Войско без стрелков встречается в мультиплеере достаточно редко. И не удивительно, ведь задачи, которые они призваны выполнять на поле боя, достаточно широки. А зачастую потеря стрелков в армии равносильно проигрышу, ведь на последних этапах битвы, нет силы опаснее пращников/лучников/застрельщиков с оставшимися снарядами.

В игре представлено 18 юнитов пращников, они есть в арсенале всех фракций, за исключением Гетов. Ценовой диапазон от 210 до 590 монет. Видов пращи всего три: обычная праща, улучшенная праща и праща, стреляющая свинцовыми шариками. Основной урон/урон сквозь доспехи у обычной пращи – 16/4, улучшенной пращи – 17/6, пращи, стреляющей свинцовыми шариками – 21/8. Дальность ведения огня у всех пращников – 150 метров, боезапас 25 снарядов, что делает их самыми запасливыми в плане боеприпасов. Имеют щит, но совершенно не пригодны для ближнего боя, имея одни из самых низких показателей ближнего боя, бонуса в натиске и боевого духа.

Лучники имеются в наличии у всех фракций, за исключением Ареваков, Ардиеев, Тилы, Лузитан, Ицен и Масесил. В игре реализовано 27 юнитов лучников, стоимостью от 250 до 700 монет. Оружие лучников – обычный или составной лук. Основной урон/урон сквозь доспехи обычного лука 31/4, составного 36/4. Боезапас 15 снарядов, при этом у большинства лучников дальность поражения противника равняется 125 метрам, и только у элитных отрядов дальность увеличивается до 150 метров. Не имеют щита, и также, как и пращники совершенно не пригодны для ближнего боя.

Перейдем к застрельщикам. Существует 34 таких юнита, имеющихся у всех фракций без исключения. Ценовой диапазон от 190 до 720 монет. Застрельщики вооружены деревянным дротиком, обычным дротиком или улучшенным дротиком. Основной урон/урон сквозь доспехи деревянного дротика 20/9, обычного дротика 20/12, улучшенного дротика 29/12. Боезапас от семи до десяти дротиков, дистанция ведения огня 80 метров. В сравнении с пращниками и лучниками, способны устоять под натиском кавалерии и даже недолго сопротивляться. А элитные застрельщики имеют неплохие характеристики в ближнем бою и могут действовать как легкая пехота ближнего боя, резерв или поддержка основных сил.

Все стрелки-пехотинцы обладают свойствами: маскировка (лес, кусты) и неутомимые. Что указывает на их потенциал в засаде и быстром перемещении без накопления усталости. Некоторые из стрелков имеют также: автономность («галльские охотники», «наемные галльские охотники»), маскировку на ходу и стрельбу из засады («галльские охотники», «наемные галльские охотники», «лучники из Куша», «охотники-лучники»).

Все стрелки имеют бонус при стрельбе с возвышенности, стрельбе в тыл или во фланги вражеского отряда. Поэтому для более успешной реализации стрелков желательно вести обстрел не по прямой, во фронт противнику, а под углом, пытаясь попасть во фланги и тыл. Так же огромный плюс, если у вражеского отряда не имеется щита, стрелки даже при стрельбе во фронт нанесут такому юниту огромный ущерб.

Сильными сторонами стрелков-пехотинцев, несомненно, является способность нанесения урона противнику на дистанции, сильное влияние на боевой дух врага, маневренность в бою, скорость передвижения, засадный потенциал.

Слабость всех пеших стрелков – уязвимость к натискам кавалерии и пехоты. Даже немногочисленный и побитый отряд легких вражеских кавалеристов опрокинет обычных пращников и лучников, и слабых застрельщиков. Только элитный пращник или лучник будет оказывать сопротивление (и то не значительное) в ближнем бою на уровне обычного застрельщика. Поэтому каждый военачальник должен обеспечить безопасность данных юнитов для их реализации. К минусам можно отнести очень низкий уровень боевого духа, брони и здоровья.

Выделяется три тактики (по размещению стрелков в строю): тактика первой линии, второй линии и тактика размещения на флангах.

При игре пращниками и лучниками применяются две тактики – тактика первой и второй линии.

У пращников/лучников нет заведомо приоритетных целей в плане рода войск. В каждом сражении приоритеты по цели меняются. К примеру, в сражении с восточными фракциями приоритетными целями будут кавалерия и стрелки оппонента. В битве с варварами – элитные пехотные отряды, с эллинистическими государствами – пикинеры и т. д. Все зависит от фракции и состава армии противника.

На основании этого мы решаем, как разместить пращников/лучников наиболее выгодно. Если вражеские стрелки более сильные или многочисленные, или враг имеет преимущество по кавалерии и есть угроза проведения кавалерийского натиска по стрелкам, то размещаем пращников/лучников во второй линии за отрядами пехоты. Это убережет их от обстрела и натисков, и даст возможность реализоваться не на вражеских стрелках, а на пехоте или кавалерии противника. То есть при использовании данной тактики мы делаем акцент не на уничтожении вражеских стрелков своими пращниками/лучниками, а на помощи своей кавалерии и пехоте в уничтожении сильных отрядов оппонента. При этом не забываем о так называемом дружеском огне – когда снаряды попадают не только во врага, но и в союзные отряды, поэтому часто можно увидеть, что у опытных игроков стрелки с левого фланга стреляют по юнитам противника на правом фланге и наоборот. Помимо уменьшения потерь от дружественного огня, это помогает стрелять по незащищенным флангам отдельных юнитов, нанося при этом больший урон.

Укрывшись за первой линией пехоты, можно попробовать вести огонь по стрелкам оппонента, хотя это значит, что и они могут до нас достать и вести стрельбу, но если этого не происходит, а противник реагирует только на выставленные вперед отряды, то пользуемся этим и пытаемся уничтожить стрелков.

Если же у нас преимущество по стрелкам (не только в количестве или качестве, но и в дистанции ведения огня), то смело выстраиваем пращников/лучников впереди, максимально растягиваем формации, так как попасть в растянутый в две шеренги строй сложнее, чем в толпу и применяем тактику первой линии. Ведем обстрел по стрелкам оппонента, а когда он поймет, что проигрывает, то попытается сблизиться для навязывания ближнего боя, и тут отходим всей армией, держа дистанцию и ведя в перерывах между маневрами обстрел. А как только столкновение становится неизбежным, уводим пращников/лучников во вторую линию и помогаем уничтожить кавалерию и пехоту противника.

Как видим по итогу все равно наши пращники/лучники уйдут во вторую линию, но в тактике первой линии основной целью для нас были стрелки, а затем уже помощь своей пехоте и кавалерии, а в тактике второй линии мы фокусируемся сразу на устранении пехоты и кавалерии врага.

Теперь о застрельщиках. Их огромный урон, высокая скорость стрельбы и малое количество боеприпасов, вынуждает нас выбирать цель для обстрела. Так как тратить снаряды на дешевые отряды не выгодно и помощи для всей остальной армии не окажет. Приоритетные цели для застрельщиков – слоны, кавалерия и тяжелая пехота противника. Так же в отличие от лучников и пращников застрельщики могут постоять за себя в ближнем бою, и даже выдержать натиск кавалерии или пехоты. К тому же элитные застрельщики – универсальный отряд, который в случае израсходования снарядов может оказать поддержку в ближнем бою. Высокий риск нанесения дружественного огня. Поэтому для их реализации выделяется тактика размещения на флангах. Тактика первой линии у застрельщиков практически не применяется, так как до столкновения в ближнем бою они успеют выпустить один-два снаряда, и их нужно будет уводить в тылы, хотя в это же время более важной тратой контроля игрока будет встреча натиска противника и введение своих отрядов в ближний бой. Поэтому наиболее часто встречается тактика второй линии и тактика размещения на флангах.

Тактика второй линии у застрельщиков не отличается от таковой у пращников и лучников. Стоим за линией пехоты и ведем обстрел наиболее опасных юнитов противника. С левого фланга на правый, а с правого в левый (помня про дружественный огонь и уязвимости обстрела во фланги). При израсходовании боеприпасов, оказываем поддержку остальному войску в ближнем бою.

Тактика размещения на флангах – такое построение войск, где пельтасты стоят во второй линии пехоты, но не заполняют все пространство по фронту, а концентрируются на флангах. Это позволяет без лишних маневров защититься от вражеских конных застрельщиков, оказать помощь союзной кавалерии в бою с вражеской (так как кавалерийские сражения в 99 из 100 случаев происходят на флангах). А также зайти во фланги пехоты противника и вести обстрел по ним с выгодного положения. Данная тактика применима, конечно, и к пращникам/лучникам, но ввиду их более явной уязвимости к натискам и неумению постоять за себя в ближнем бою, применяется очень редко.

Руководство по пехоте с пиками.

Пехота с пиками (сариссофоры, как правильнее было бы их назвать) – один из самых прославленных в истории видов войск. При этом в игре реализовать его, непростая задача.

В игре представлено всего 14 различных отрядов пехоты с пиками, входящих в состав 13 фракций. Все эллинистические государства имеют их в своем составе, а также греческие фракции (искл. Киммерия, Колхида, Массилия). У них переняли опыт Карфаген, Куш и Набатея. Ценовой диапазон от 400 монет до 1280 монет. На вооружении пикинеров стоят три вида сарисс: легкая, обычная и элитная. Основной урон/урон сквозь доспехи легкой сариссы – 16/4, обычной 20/4, элитной 24/4. У всех пикинеров низкий уровень характеристики бонус в натиске.

Сильная сторона этого рода войск – сдерживание оппонента на определенных участках боя, поддержка отступления и перегруппировки своих войск. Если пикинера не окружат и не обстреляют, то со своей задачей, он справляется прекрасно. Возможно, именно поэтому на турнирах существует ограничение на набор пикинеров. Ни конница, ни мечники, никто-либо иной не сможет преодолеть выставленный на врага лес сарисс. А что бы этот лес был, всегда перед столкновением включаем фалангу пикинеров. Без активации этого умения сариссофорам не на что рассчитывать в ближнем бою. Чаще всего в мультиплеерных сражениях пикинеров набирают в войско, в случае явного преимущества врага по качеству пехоты ближнего боя. По сути, у сариссофоров есть только один плюс, но зато какой! Его практически непробиваемый фронт. В некоторых ситуациях реально может определить исход сражения. Особенно это скажется при противостоянии эллинистических армий, армиям Рима или варваров. Задержав их пехоту ближнего боя и дав возможность своим более слабым мечникам вступить в бой с преимуществом натиска, вы, несомненно, склоните чашу весов в свою сторону. И шанс на победу будет больше, чем, если вы просто проведете натиски во фронт более сильному противнику. Так же прошу обратить внимание, что пикинеры реализуются только в тесной связке с другими родами войск. Сариссофоры – наковальня, другие войска – молот.

Минусы пехоты с пиками – неповоротливость, медлительность, слабый урон, уязвимость к атакам с флангов и тыла, боязнь вражеского обстрела.

В общем пикинер не тот юнит, который физически уничтожает солдат. Основная тактика использования этого юнита – это размещение сариссофоров во второй линии пехоты. После соприкосновения войск пикинеры подводятся к наиболее опасным, в плане прорыва, участкам боя, строятся в фалангу и завязывают сражение, а пехота, сражающаяся с противником, отходит за спину фаланги, для отдыха, смены позиции, повторного проведения натиска по врагу. Таким образом, вражеские отряды вынуждены сражаться с нашей фалангой, либо отступить (что бывает очень редко!). Плюсами данной тактики является возможность проведения повторных натисков своей пехотой, долгое сдерживание юнитов противника одной фалангой, освобождение своих отрядов для переброски в более перспективные для атаки участки боя, возможность спокойного обстрела вражеских солдат стрелками. Минусов у такой тактики тоже хватает, а именно: достаточно узкая и глубокая формация фаланги не способна охватить значительный участок боя, то есть для минимизирования обходов с флангов и тыла, нужно вводить не менее двух отрядов пикинеров одновременно и на одной линии. Так же уязвимость пикинеров к стрелкам дает о себе знать. Если противник начнет активно расстреливать нашу фалангу, то на долго ее не хватит (в отличие от фаланги гоплитов). Ну и как не упомянуть самое слабое место любой фаланги – удары в тыл и фланги. Порой достаточно одного натиска для опрокидывания подразделения сариссофоров. В общем, самый главный минус – это куча контроля, необходимого для правильной реализации этого рода войск.

Подводя итоги, приходим к выводу, о том, что пикинеры имеют достаточно ограниченное тактическое применение, но при этом даже самый дешевый отряд сариссофоров с их способностью удерживать линию фронта, может сравниться с элитными гоплитами. Их слабости очень явные и не прощают ошибок со стороны военачальника. Играть сариссофорами, безусловно нужно учиться, так как у некоторых фракций просто нет более адекватного инструмента для принятия натиска и удерживания более сильной вражеской пехоты ближнего боя, чем фаланга пикинеров.