Книга Все принципы и советы Никколо Макиавелли Государь. С объяснением простыми словами в алфавитном порядке - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Щеглов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Все принципы и советы Никколо Макиавелли Государь. С объяснением простыми словами в алфавитном порядке
Все принципы и советы Никколо Макиавелли Государь. С объяснением простыми словами в алфавитном порядке
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Все принципы и советы Никколо Макиавелли Государь. С объяснением простыми словами в алфавитном порядке


Умение заключать соглашения – (Важно уметь договариваться и заключать выгодные соглашения, чтобы обеспечить безопасность и выгоду для себя и своего государства).


Наследование и обязанность – (Получив государство в наследство, человек обязан сохранить его и использовать наследие своих предшественников в своих интересах).


Храбрость – (Не бояться опасностей и выходить из них с осторожностью. Бог любит храбрых и наказывает слабых).


Острота – (Говорить язвительные или любезные замечания. Не обижаться, когда и самому достаётся).


Ценность – (Оценивать вещи по их реальной ценности, а не по чужому мнению).


Презрение – (Не придавать значения льстецам и показывать им своё презрение).


Роскошь – (Не считать жизнь в роскоши чем-то плохим, так как именно в роскоши устраиваются праздники).


Справедливость – (Награждать тех, кто говорит правду или делает что-то хорошее).


Стыдись не когда выходишь, а когда входишь – (Не стыдись своих поступков, когда они уже сделаны, а стыдись своих намерений, когда только начинаешь что-то делать).


Глупый, неужели ты думаешь, что я стану распутывать вещь, которая и в запутанном виде так выводит меня из себя – (Не трать время и усилия на то, что только будет тебя раздражать и ничего не принесет).


Вы – как собаки: бежите за тем, кто вас лучше кормит – (Не следуй за тем, кто обещает тебе легкую выгоду или удовлетворение, выбирай своего пути и ценности).


Скорее мы – как врачи: ходим к тем, кто в нас больше нуждается – (Мы помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи, так же как врачи помогают больным).


Каждый ценит душу свою, как она того стоит – (Каждый оценивает свою жизнь и свои ценности по своему усмотрению).


Когда ты идешь на пир, сделай так, чтобы на дереве не сидело другое дерево – (Когда ты идешь на важное мероприятие или важную встречу, старайся быть в центре внимания и не допускать конкуренции).


Лучше бы ты хвалился, что много запомнил – (Не стоит гордиться тем, что много читал, если не усвоил и не запомнил прочитанное).


И бык способен на это – (Не стоит гордиться способностью пить много, если это не приносит никакой пользы или не отличает от других животных).


Не она мною овладела, а я ею – (Не дай себя контролировать и подчиняться другим, сохраняй свою независимость и силу в отношениях).


Неуважение – (Выразить неуважение к роскошным предметам).


Неудовлетворенность – (Не беспокоиться о том, что думают о тебе).


Высокомерие – (Выговаривать людям и наказывать их за их просьбы).


Легкость пути в ад – (Путь в ад легкий, так как нужно идти вниз и с закрытыми глазами).


Принцип краткости – (Говорить только необходимое количество слов, избегая лишних речей).


Принцип внимательного слушания – (Слушать внимательно и не пропускать сказанное).


Принцип осуждения поступков – (Осуждать людей, которые наносят вред другим).


Принцип справедливости – (Причинять боль другим людям только в случае необходимости).


Принцип поощрения самостоятельности – (Хвалить людей, которые принимают решения и действуют самостоятельно).


Принцип умения оценивать качество товара – (Уметь проверять качество товара перед покупкой).


Принцип выбора жены – (Люди выбирают жену, основываясь только на ее внешности).


Принцип последнего пожелания – (Когда Каструччо был близок к смерти, он выразил желание быть погребенным лицом вниз, потому что он знал, что после его смерти все в государстве будет в хаосе).


Принцип спасения души – (Когда ему спросили, не думал ли он стать монахом для спасения души, он ответил, что нет, потому что ему казалось странным, что одни люди пойдут в рай, а другие – в ад).


Принцип здорового питания – (Когда ему спросили, когда лучше всего есть, чтобы быть здоровым, он ответил: Богатому – когда хочет, бедному – когда может).


Принцип сострадания – (Когда он увидел, как дворянин заставляет своего слугу зашнуровывать себя, он выразил надежду, что этому дворянину придется заставить кого-то класть себе куски в рот).


Принцип веры в Бога – (Когда он увидел латинскую надпись на доме, он сказал, что если Бог должен избавить этот дом от дурных людей, то он сам не должен ходить туда).


Принцип предвидения – (Когда он увидел маленький дом с огромной дверью, он сказал, что дом убежит через эту дверь).


Принцип предубеждения – (Когда ему сказали, что один чужестранец соблазнил мальчика, он предположил, что это перуджинец).


Принцип о рputниковом городе – (Когда ему спросили, какой город славится больше всего обманщиками и мошенниками, он ответил Лукка, за исключением Буонтуро).


Познания в делах великих людей – (Знание о действиях успешных людей, приобретенное через опыт и изучение прошлых событий).


Познание народа – (Чтобы понять народ, нужно быть государем, а чтобы понять природу государей, нужно быть частью народа).


Различные виды государств – (Все государства могут быть либо республиками, либо монархиями, которые могут быть унаследованными или новыми).


Способы приобретения государств – (Государства могут быть приобретены с помощью наследования, завоевания, милости судьбы или доблести).


Наследственное единовластие – (Принцип заключается в том, что наследному государю, который унаследовал власть от своих предков, легче удержать власть, чем новому государю. Наследственное правление позволяет государю придерживаться традиций и обычаев предков, что вызывает большую любовь и поддержку подданных. Долгое и преемственное правление помогает забыть о прошлых переворотах и причинах их возникновения, в то время как любое изменение вызывает недовольство и сопротивление).


Надежда на лучшее – (Люди верят, что новый правитель будет лучше предыдущего, но вскоре понимают, что обманулись и новый правитель оказывается хуже старого).


Притеснение завоевателем – (Завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода обязанности и обременяет их войсками, что вызывает недовольство и наживает врагов).


Потеря дружбы – (Завоеватель теряет дружбу тех, кто помог ему в завоевании, так как не может вознаградить их в полной мере и не может применить к ним суровые меры, так как зависит от их поддержки).


(Объяснение: Если страна была завоевана повторно, то государю будет легче утвердить свою власть, так как мятеж дает ему повод для карания виновных и принятия защитных мер).


(Объяснение: Чтобы упрочить власть над новыми подданными, достаточно искоренить род прежнего государя, чтобы не возникало беспокойство из-за сохранения старых порядков).


Переселение на жительство – (Если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то чтобы удержать власть, государю следует переселиться туда на постоянное жительство. Это поможет укрепить и обезопасить завоевание, так как только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь. Кроме того, это позволит избавить страну от грабежа чиновников и создаст больше поводов для подданных любить государя и бояться его.)


Колонизация – (Учреждение колоний в новых землях для связи с государством завоевателя. Колонии не требуют больших издержек и разоряют только немногих жителей, которые не могут повредить государю).


Ласкать или изничтожать – (Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, так как за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может. Наносимую человеку обиду нужно рассчитать так, чтобы не бояться мести).


Войско обременяет население – (Постройка войска в стране обходится гораздо дороже и поглощает все доходы от нового государства, а также обременяет все население).


Учреждение колоний – (Создание новых поселений в завоеванных странах, чтобы укрепить свою власть и предотвратить возможные восстания и враждебность населения).


Стать главой и защитником слабых – (Завоеватель должен стать лидером и защитником более слабых соседей, чтобы ослабить сильных и предотвратить вторжение других правителей).


Не допускать расширения и крепления – (Завоеватель должен контролировать и ограничивать рост и укрепление завоеванных государств, чтобы сохранить свою полную власть и предотвратить возможные угрозы).


Позаботиться о сохранении завоеванного – (Завоеватель должен принять все необходимые меры для сохранения завоеванной страны, чтобы избежать потери контроля и преодолеть возможные трудности и препятствия).


Предвидение беды – (Умение предвидеть возможные проблемы и принимать меры для их предотвращения. Если проблему заметить заранее, ее легко решить, но если она уже очевидна, то решение будет сложнее).


Промедление может обернуться чем угодно – (Задержка или отсрочка может привести к непредсказуемым последствиям).


Ошибки во власти – (Объяснение: В тексте упоминается о том, что король Людовик совершил ошибку, помогая папе Александру захватить Романью. Эта ошибка подорвала его могущество, оттолкнула союзников и укрепила светскую власть папства. Принцип заключается в том, что во власти необходимо избегать ошибок, которые могут подорвать преимущество и оттолкнуть союзников.)


Страсть к завоеваниям – (Естественное и обычное желание завоевывать новые территории, но важно учитывать свои возможности и не стремиться к завоеваниям любой ценой).


Ошибки Людовика – (Перечисление пяти ошибок, совершенных Людовиком: изгнание мелких правителей, помощь усилению сильного государя в Италии, призыв чужеземца равного себе могуществом, не переселение в Италию, отсутствие учреждения колоний).


Принцип сохранения завоеванной страны – (Государь должен соблюдать определенные правила, чтобы удержать завоеванную страну. Если он отступает от этих правил, то может потерять контроль над территорией).


Принцип умножения чужого могущества – (Говорит о том, что опасно увеличивать могущество других, так как оно может быть использовано против вас).


Принцип удержания власти над завоеванным государством – (Объясняет, что для сохранения власти над завоеванным государством требуется много усилий и забот).


Принцип мирного перехода власти к преемникам – (Объясняет, почему после смерти Александра Великого его держава не распалась, а мирно перешла к его преемникам).


Единовластие султана – (Принцип, согласно которому монархия султана трудно завоевать, но после завоевания легко удержать).


Родовая знать французского короля – (Принцип, согласно которому король Франции окружен многочисленной родовой знатью, которая признана и любима своими подданными и обладает привилегиями, на которые король не может безнаказанно посягать).


Единодушный отпор – (Когда кто-то нападает на султана, он должен быть готов к тому, что встретит сопротивление со стороны его приближенных и родственников, и рассчитывать больше на свои силы, чем на раздоры внутри султаната).


Нетрудно проникнуть – (В некоторых государствах, например, во Франции, легко проникнуть, вступив в сговор с недовольными баронами, которые могут помочь завоевателю войти в страну и облегчить победу).


Трудно удержать – (Однако, удержать такую страну трудно, так как угроза может идти как со стороны тех, кто помог завоевателю, так и со стороны тех, кого он покорил силой. Искоренение рода государя недостаточно, так как всегда останутся бароны, готовые возглавить новую смуту).


Принцип безопасности власти – (Если вы не обеспечите безопасность своей власти, то другие люди будут стремиться лишить вас этой власти).


Принцип единства и согласия – (Если в государстве нет разногласий и конфликтов, то власть будет прочной и стабильной).


Принцип укрепления власти – (Чем дольше и сильнее власть укоренена в государстве, тем труднее ее сбить).


Принцип использования мощи – (Использование своей мощи и продолжительности господства помогает укрепить власть в государстве).


Принцип удержания власти – (Удержание власти может потребовать огромных усилий и борьбы).


Сохранение законов – (Если завоеванное государство имеет свои законы, то его можно удержать, предоставив гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые будут поддерживать государя).


Разрушение – (Если не хочется разрушать город, привыкший жить свободно, то легче всего удержать его при помощи его собственных граждан, чем другим способом).


Олигархия – (Установление правления небольшого числа лиц, которые ручаются за дружественность города государю).


Потеря городов – (Примеры Спарты и Рима показывают, что удержание завоеванных городов может быть неудачным, если не выбран правильный способ управления).


Подражание величайшим – (Человек должен выбирать пути, проложенные величайшими людьми и подражать наидостойнейшим, чтобы исполниться духа их доблести).


Удержание власти – (В новых государствах удержать власть легче или труднее в зависимости от доблести нового государя).


Меньшая зависимость от милости судьбы – (Те, кто меньше полагается на милость судьбы, дольше удерживаются у власти).


Поселение в завоеванном – (Новый государь, за неимением других владений, вынужден поселиться в завоеванном).


Счастливый случай и доблесть – (Люди, такие как Моисей, Кир, Тезей и другие, достигли величия благодаря счастливому стечению обстоятельств, которые предоставили им возможность проявить свою доблесть и использовать случай в свою пользу).


Сила и поддержка – (Люди, которые хотят изменить порядок вещей, должны иметь достаточно силы и поддержки, чтобы противостоять противникам и добиться успеха. Если они зависят от поддержки других, то они обречены на неудачу, но если они могут применить силу, то редко сталкиваются с неудачей. Это объясняет, почему вооруженные пророки побеждают, а безоружные гибнут.)


Непостоянство нрава людей – (Люди легко меняют свои убеждения, поэтому государю нужно быть готовым заставить народ верить силой, когда вера иссякнет).


Трудности и опасности на пути к власти – (Для достижения власти государю придется преодолеть множество трудностей и опасностей, требующих великой доблести).


Могущество, покой и счастье – (Если государь достигнет своей цели, заслужит признание подданных и устранит завистников, то он получит могущество, покой, почести и счастье).


Пример Гиерона Сиракузского – (Гиерон Сиракузский стал царем благодаря благоприятному случаю и своим заслугам, показав доблесть еще до возвышения).


Милость судьбы – (Люди, которые становятся правителями благодаря удаче или милости судьбы, легко получают власть, но им трудно ее удержать. Они зависят от воли и удачи тех, кто дал им власть, и не умеют удерживать ее, так как им не хватает навыков и поддержки союзников).


Основание власти – (Необходимость заложить прочные основания для удержания власти, чтобы не быть уничтоженным при первой непогоде).


Доблесть и милость судьбы – (Два пути к власти: либо достигнуть ее благодаря своей доблести и усилиям, либо благодаря удаче и фортуне).


Примеры Франческо Сфорца и Чезаре Борджа – (Иллюстрация двух разных путей к власти: Франческо Сфорца достиг ее благодаря своей доблести, а Чезаре Борджа – благодаря удаче и фортуне).


Заложение оснований – (Необходимость заложить прочные основания для удержания власти, чтобы не потерять ее после достижения).


Усилия и старания – (Необходимость приложить все усилия и старания для укрепления власти и удержания ее).


Действия герцога – (Пример того, как герцог заложил прочное основание для будущего могущества).


Коварство фортуны – (Неожиданные обстоятельства, которые могут повлиять на успех или неудачу человека).


Расстроить сложившийся порядок – (Сознательно нарушить установившийся порядок, чтобы достичь своих целей).


Посеять смуту – (Создать хаос и нестабильность, чтобы воспользоваться этим и достичь своих целей).


Овладеть некоторыми из них – (Захватить контроль над определенными государствами или территориями).


Помощь венецианцев – (Получение поддержки и помощи от других государств или организаций для достижения своих целей).


Согласие Александра – (Получение согласия и поддержки от важных и влиятельных людей или организаций).


Захват Романьи – (Получение контроля над определенной территорией или государством).


Ослабление партий – (Принцип заключается в том, чтобы ослабить соперников, привлечь их сторонников на свою сторону и разделить их, чтобы усилить свою позицию).


Выжидание возможности – (Принцип заключается в том, чтобы терпеливо ждать подходящего момента для действий, чтобы достичь своих целей).


Использование случая – (Принцип заключается в том, чтобы использовать возникающие случайности и события в свою пользу, чтобы достичь своих целей).


Принцип обмана (Использование обмана и манипуляции для достижения своих целей. Герцог отвел глаза Орсини, чтобы они примирились с ним, а затем подчинились ему).


Принцип укрепления власти (Укрепление своей власти и могущества. Герцог заложил прочное основание своего могущества, подчинив себе всю Романью и завоевав приязнь народа).


Принцип умиротворения и подчинения – (Умиротворение и подчинение верховной власти. Герцог вручил всю полноту власти мессеру Рамиро де Орко, чтобы умиротворить Романью и подчинить ее).


Принцип могущества – (Человек должен обладать достаточной властью и силой, чтобы защитить себя и обеспечить свою безопасность).


Принцип союзов – (Человек должен искать союзников и устанавливать дружественные отношения с другими, чтобы укрепить свою позицию и достичь своих целей).


Принцип уклончивости – (Человек должен уметь избегать конфликтов и вести себя таким образом, чтобы не привлекать негативное внимание и не вызывать враждебность).


Принцип обеления – (Человек должен уметь переложить вину за свои действия на других, чтобы сохранить свою репутацию и расположить к себе окружающих).


Уничтожение потенциальных угроз – (Герцог уничтожил разоренных им правителей и их семьи, чтобы предотвратить возможное вмешательство нового папы в их защиту).


Получение поддержки влиятельных людей – (Герцог расположил к себе римских нобилей и имел большую поддержку в Коллегии кардиналов).


Расширение владений – (Герцог успел захватить Перуджу, Пьомбино и получить под свое покровительство Пизу, задумывая стать властителем Тосканы).


Использование политических союзов – (Герцог использовал политические союзы с Испанией и Францией, чтобы обеспечить свою безопасность и расширение владений).


Принцип отваги и доблести – (Герцог обладал яростной отвагой и доблестью, что помогало ему преодолевать трудности и укреплять свою власть).


Принцип привлечения и устранения людей – (Герцог умел привлекать и устранять людей, чтобы обеспечить свою власть и надежность).


Принцип прочного фундамента власти – (Власть герцога была укреплена на прочном фундаменте, что позволяло ему преодолевать трудности и сохранять безопасность).


Принцип влияния на выбор папы – (Герцог смог повлиять на выбор папы, чтобы обеспечить себе поддержку и защиту).


Принцип зависимости от собственной доблести и силы – (Герцог стремился зависеть только от своей собственной доблести и силы, а не от чужого оружия или фортуны).


Принцип обеспечения безопасности – (Необходимо обезопасить себя от врагов, приобрести друзей, побеждать силой или хитростью, внушать страх и любовь народу, а солдатам – послушание и уважение, иметь пре-данное и надежное войско, устранять людей, которые могут или должны навредить).


Принцип обновления порядков – (Необходимо обновлять старые порядки, избавляться от ненадежного войска и создавать свое, являть суровость и милость, великодушие и щедрость).


Принцип установления дружеских отношений с правителями и королями – (Необходимо вести дружбу с правителями и королями, так чтобы они либо с учтивостью оказывали услуги, либо воздерживались от нападений).


Принцип мести – (Люди мстят из страха или ненависти, поэтому не следует допускать к власти тех, кто был обижен или мог бы бояться в будущем).


Принцип приобретения власти злодеяниями – (Есть два способа стать государем, которые не сводятся ни к судьбе, ни к доблести: достижение власти через преступления или благоволение сограждан).


Сила духа и телесная доблесть – (Человек, обладающий силой духа и физической смелостью, может достичь высоких целей, даже если он родился в низком положении).


Использование обмана и насилия для достижения власти – (Агафокл использовал обман и насилие, чтобы стать правителем Сиракуз, убив сенаторов и богатых людей и захватив власть).


Доблесть и жестокость – (Человек может достичь власти и удержать ее благодаря своей смелости, решительности и отваге, но это не приносит ему славы, если он при этом совершает убийства, предательства и жестокости).


Милость судьбы и доблесть – (Нельзя приписывать достижение власти кому-либо только милости судьбы или только доблести, так как они оба необходимы для достижения успеха).


Судьба и другое – (Ничего или почти ничего в жизни и делах Агафокла не досталось ему милостью судьбы, а его власть была достигнута через службу в войске и смелые действия).


Принцип манипуляции – (Использование других людей для достижения своих целей).


Принцип обмана – (Скрытие своих истинных намерений и использование лжи для достижения своих целей).


Принцип манипуляции массами – (Использование ритуалов и торжеств для манипулирования и влияния на общественное мнение).


Принцип уклонения от ответа – (Избегание прямых ответов и перенаправление разговора в удобное для себя русло).


Принцип конспирации – (Проведение разговоров и планирование в укромных местах, чтобы избежать привлечения внимания и сохранить тайну).


Принцип жестокости – (Жестокость может быть полезной, если она применяется сразу и по соображениям безопасности)


Постепенное завоевание расположения – (Государь должен предусмотреть все обиды и покончить с ними разом, чтобы постепенно завоевать расположение подданных).


Нанесение обид разом – (Обиды нужно наносить разом, чтобы их распробовали как можно меньше и нанесли как можно меньше вреда).


Мало-помалу оказывать благодеяния – (Благодеяния полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше).


Не изменять обращение с подданными – (Государь должен вести себя с подданными так, чтобы никакое событие не заставляло его изменить свое обращение с ними).


Зло делать поздно, добро бесполезно – (В тяжелое время зло делать поздно, а добро бесполезно, так как его сочтут вынужденным и не воздадут благодарностью).


Гражданское единовластие – (Когда человек делается государем своего отечества не путем злодеяний и бунта, а согласием и согласованием с гражданами).


Принцип единовластия – (Единовластие устанавливается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Знать и народ возвышают кого-то, чтобы защитить свои интересы и удовлетворить свои потребности. Тот, кого привел к власти народ, легче удерживает власть, так как у него больше поддержки и повиновения.)


Предпочтение народа перед знатью – (Народ более честная цель, чем знать. Народ не желает быть угнетенным, в отличие от знати, которая стремится угнетать народ).


Опасность знати – (Знать может стать враждебной и даже противостоять государю, так как она хитра и ищет пути к спасению).


Выбор знати – (Государь имеет право выбирать знать, так как он может наказывать и миловать, приближать или подвергать опале).


Обращение с знатными – (С знатными людьми следует поступать так, как они поступают. Если они готовы разделить судьбу государя, их следует почитать и ласкать. Если они думают о себе больше, чем о государе, их следует остерегаться и бояться, так как они могут помочь погубить государя).


Дружба с народом (Государь должен стремиться удержать дружбу народа, так как народ требует только, чтобы его не угнетали. Если государь привела к власти знать наперекор народу, то его первый долг – заручиться дружбой народа, что можно сделать, взяв народ под свою защиту. Люди особенно привязываются к благодетелям, которые делают им добро, особенно если они ожидали от них зла. Заручиться поддержкой народа можно разными способами, которые зависят от конкретной ситуации и не могут быть подведены под определенное правило).