Я имею на это полное право по принципу открытых глаз. Я смотрю вглубь, отбросив всё теологическое окружение этих фигур. Я смотрю, и я вижу доброту, желание сделать мир лучше. Эти предпосылки были созданы ещё две тысячи лет назад. Как можно было извратить посыл о великой любви ко всему сущему во времена крестовых походов и терроризма? Вот она, отвратительная личина человека: либо невежество, либо фанатизм. Мы все знаем, что было с Христом – его распяли. Распяли за грехи человеческие. И вот мы снова здесь. Спустя две тысячи лет нам снова нужен мессия, способный очистить нас от всех тех бед, что мы с вами наделали в этом чудесном мире. Так о каком прогрессе идёт речь? О том, что мы научились убивать всё вокруг в более изощрённой форме? Заковали мир в железные оковы? На днях я видел новость о том, как во Вьетнаме начали делать эликсир, спасающий от COVID-19, из чёрных кошек. Их ловят, убивают, варят живьём, после чего сушат их трупы на солнце и превращают в однородную массу, которую потом дают выпить своим детям и продают её в интернете. Вот с чем нужно бороться как можно скорее. С этим омерзительным невежеством. Вот единственный наш враг, которого нужно уничтожить, – невежество. Научите, вразумите людей. Не нужно их убивать. «Глаз за глаз» лишь оставит мир слепым. Лучше откройте им очи.
Вернёмся к детям, выбору в жизни и к вдохновению. Людям нужно давать пример того, как стоит прожить свою жизнь, благо таких примеров хватает. Показать людям можно хоть молодого волонтёра, помогающего кому-либо бесплатно, потому что так ему велит сердце. Можно пойти дальше, показывая учёных, внёсших вклад в развитие нашего мира. Показывайте гуманистов, альтруистов и сторонников ненасилия. Показывайте поэтов, художников, музыкантов и писателей. Объясняйте, почему именно эти люди удостоены той чести, благодаря которой мы все о них знаем. Показывайте доходчиво, объясняйте. Особенно детям, ведь им нужно всё разжёвывать, чтобы информация была донесена правильно; они словно губки, впитывающие всё, что на них капнет. Что посеете, то и пожнёте. Дети растут и со временем научатся фильтровать любую информацию, отделяя бестолковщину от таланта, различая добро и зло, хоть эти понятия и крайне размыты, но это ваша задача – научить их правильно воспринимать мир. Мы вправе сами решать, как нам прожить свою жизнь. Вы можете быть «гендиректором» своей жизни – так называли Оскара Шиндлера, немецкого предпринимателя времён Второй мировой войны, спасшего от гибели в лагерях смерти более тысячи евреев. Этот человек пришёл к полному осознанию картины мира, он стал альтруистом, пожертвовавшим всем ради спасения невинных людей. Я восхищаюсь самоотверженностью этого человека, ибо он сделал то, на что у большинства не хватило бы духа.
Прочитайте также про Махатму Ганди: это человек, разработавший философию ненасилия – Сатьяграха. Он боролся за независимость своего народа, за свободу и за добро. Об этих и многих других людях, перечислять которых я могу крайне долго, мы с вами должны знать. Они заслуживают того, чтобы их помнили. Нет более благородного дела, чем спасение других, жертвуя всем, что у тебя есть. Это серьёзные и уважаемые фигуры, если мы попытаемся как-то охарактеризовать их в сравнении с другими людьми и персонажами; но ведь также мы имеем право восхищаться и чем-то менее серьёзным, ибо это жизнь, а в ней есть место и для простого веселья и наслажденья. Мне вот нравится персонаж Томаса Харриса – Ганнибал Лектер. Я восхищаюсь проработанностью выдуманной личности и отдаю должное писателю за его категорический труд и несомненный талант. Ганнибал Лектер – очень образованный, культурно и интеллектуально развитый психиатр и хирург, одновременно серийный убийца, практикующий на своих жертвах каннибализм. Мне нравится персонаж за его харизму и безупречный вкус. Тем не менее моё восхищение не призывает меня начать практиковать каннибализм за вечерним ужином, слушая «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха. Осознанность и умение фильтровать информацию помогают мне отличать истинное восхищение людьми, чьи качества стоит перенять в собственную жизнь, от того восхищения, которому следует остаться лишь в голове и в книге. Нет ничего плохого в том, что вам нравятся отрицательные персонажи, покуда вы понимаете, что они отрицательные. Это наше право – восхищаться замыслом писателя, отдавая ему честь за проделанный труд. Вы бы знали, сколько мне нравится злодеев, однако в реальной жизни я определённо точно знаю, кем и почему стоит действительно восхищаться.
Бандитизм, криминал, война, смерть, убийства и драмы – это действительно может выглядеть восхитительно, животрепещуще и трогательно в произведениях, играх и фильмах. Я счастлив, что могу побыть рыцарем в сияющих доспехах сегодня, а завтра отправиться в период Второй мировой войны, борясь за жизнь якобы моих близких. Я рад, что мне предоставляют возможность побыть вечером злодеем или воплощением блага. Я рад, что могу видеть замечательные, красочные фильмы, посвящённые войнам и криминальным личностям, фэнтези и научную фантастику. Я могу посмотреть на конец света в одном из тысячи сценариев. Я могу посмотреть на далёкие звёзды вблизи. Я могу посетить тысячи миров и прожить тысячи жизней. Это действительно великолепно, это радует наш глаз, нашу душу и нашу фантазию. И всё это не выходя из дома. Всё это без вреда кому-либо в реальности. Весь свой негатив я могу оставить в историях, которым место в прошлом или которых никогда и не было. Нам необходимо выпускать куда-нибудь свои эмоции, иначе они могут захватить нас, погубив нашу жизнь.
IV
Я должен не только выражать своё мнение о жизни, но и делиться с вами, мой друг, пищей для размышлений, которая заставляет меня каждый день переосмыслять весь мир, натыкаясь на парадоксы жизни. К моему большому сожалению, я вынужден признать, что все мои вышесказанные слова – лишь утопическое желание идеалиста. Наша жизнь крайне парадоксальна. Я призываю вас смотреть в суть вещей и именно поэтому должен делать это и сам. Я мечтаю об идеальном мире, наполненном идеальными людьми, чего, конечно же, никогда не будет, ибо такова жизнь и таков человек.
Послушайте, что однажды сказал Орсон Уэллс: «При герцогах Борджиа в Италии на протяжении 30 лет царили война, террор и убийства, зато Италия того времени дала нам Микеланджело, Леонардо да Винчи и эпоху Возрождения. А что дала нам Швейцария за 500 лет демократии, братской любви и мира? Часы с кукушкой?»
И ведь он прав. Восхищаясь чем-либо, мы зачастую лицемерим, сами того не замечая. Мы не смотрим вглубь вещей. Наше общество совершенно неидеально, и всё, чем мы восхищаемся, было создано зачастую не от большого счастья, но от нужды в катарсисе. Боль, тоска, ужас и печаль всегда вели творцов к свершениям.
Человек очень загадочное существо, ибо ему нужна постоянная эмоциональная подпитка, чтобы творить. Если сравнивать эмоции с предметами, которые мы можем бросить в костёр, чтобы разжечь его, то я бы назвал вещи так: счастье и радость – небольшая горсть влажных веток, а боль, печаль, страх, отчаянье, ужас – сухое полено, набитое первоклассным углём и обильно облитое горючей жидкостью. Думаю, вы сами понимаете, какой материал разожжёт огромный костёр. Да, в уже разгоревшийся огромный костёр можно бросать и влажные ветки, они тоже сгорят, но для начала нужно стойкое пламя. Мы ценим счастье, мир и покой, только когда познаём его отсутствие. Дабы счастье стало ценным материалом, его нужно пропустить через призму несчастья. Наша душевная боль является философским камнем, превращающим ранее ничего не стоящие счастье и радость в бесценное сокровище. Осознанное счастье – это сокровище, к которому нужно идти по карте, помеченной точками с описанием: «На этом этапе пути ты должен лишиться свободы, дабы начать её ценить. В этой же точке твоей жизни ты должен лишиться любви, чтобы познать её ценность. Здесь ты лишишься успеха, чтобы начать радоваться мелочам. Жизнь в этой точке пространства и времени лишит тебя близкого человека навсегда, дабы ты научился ценить моменты, проведённые вместе».
Так жизнь нас учит, словно древний старец, не торопящийся никуда. Если мы не научимся понимать уроки жизни, она будет их повторять снова и снова, пока урок не будет усвоен. Жизнь – это крайне суровый учитель, требующий полной самоотдачи и самодисциплины. Так устроен человек, и это мучает меня. Неужели нам нужно каждому испытать боль, тоску и печаль, чтобы научиться ценить то, что у нас есть сейчас? Неужели нам нужны периодические войны, чтобы мы ценили мир? Неужели нам нужны разрывы между влюблёнными, чтобы понять, в чём смысл жизни? Неужели человеку нужно впитать в себя столько боли, чтобы начать творить настоящее искусство? Ошибки людей, которые нам показывают, нас ничему не учат. Опыт истории нас ничему не учит. Даже распятие Христа ничему не научило людей. Это парадокс человеческой души. Парадокс жизни. Мы живём от боли до боли. Поколения будут сменяться, но боль будет продолжаться. Печаль будет длиться вечно. И покуда люди будут следовать этому бесконечному пути печали, миром будут править те, кто лишён чувств. Те, кого не интересует ни искусство, ни любовь. Деньги и власть – вот их интерес. Мы не являемся сверхлюдьми. Мы парадоксальная сущность, населившая Землю. Наше существование – очень растянутый, великолепно красивый суицид. Такова наша природа, ведь мы не сверхлюди и вряд ли сможем что-то изменить в нашей природе. Одни будут уничтожать всё вокруг, вторые будут пытаться восстановить всё вокруг, а третьи будут изливать свою боль и переживания о процессе в творчество. Так будет всегда, пока первые люди не совершат такой шаг, после которого уже нечего будет восстанавливать, после которого некому будет чувствовать. Либо сама Земля остановит нас, смыв нашу расу с планеты, на которой мы с вами живём.
V
Сейчас в мире царствует идеология «понтов» и нравственной слепоты. Мы принимаем доброту за слабость и совершенно не стесняемся играть на чувствах людей, используя уже выработанные схемы психологического воздействия. Самое страшное заключается не в том, что люди пользуются этими правилами, а в том, что эти способы действительно работают с людьми. Это лёгкий способ стать максимально «крутым» за короткие сроки. Однако стоит понимать, что у всех людей разная измерительная система для любой характеристики человека. Для кого-то крутым является человек, игнорирующий любые сообщения, отправленные ему другими людьми, эмоционально от него зависимыми. Для меня крут тот, кто ответит на мои сообщения максимально быстро, если у него такая возможность действительно есть. Я вижу в этом осознанность и уважение ко мне. Что вообще входит в список «крутости» современного человека? Вполне хватило было и одного, но главенствующего пункта – власти. Мы уважаем только тех, кто обладает властью. Мы боимся тех, в чьих руках власть. Мы знаем много наркотиков, но не все знают, что сильнейший из них – это власть. С этой иглы человек не слезет никогда в жизни, хотя бы раз вкусив запретный плод. Мы тянемся к властным людям. Мы тянемся только к тем, кто посвящает своё существование лишь обретению власти. Чем сильнее человек будет показывать своё преимущество перед нами, чем сильнее он будет всем своим видом давать нам понять, что ему плевать на наше существование, тем сильнее мы будем к нему тянуться.
Психология человека не поддаётся никакому объяснению. Давайте будем честны друг с другом. Мы ведь любим гадов и подлецов. Все их любят. И я не имею в виду под гадами и подлецами только бандитов и преступников, хотя и им определённо место найдётся. Я также имею в виду обыкновенных людей, слепых к нашим чувствам. Чем сильнее будет их бесчувственность к вам, тем сильнее вы будете биться в экстазе чувств. Мне это напоминает технику удушения, практикующуюся у определённых лиц для получения удовольствия. Не находите схожего принципа? Мы упиваемся моральной болью, а фанаты нетрадиционных утех – болью физической. Мы будем ползти к ногам этого слепца, не обращая внимания на руки, пытающиеся нас отмыть от грязи, прилипшей к нам по пути. Оно и понятно, ведь нам совершенно на них плевать. Если присмотреть издалека, то можно увидеть бесконечную цепь из ползающих людей. Мы все за кем-то ползём, а тот, за кем ползём мы, ползёт ещё за кем-то. У каждого человека в жизни есть тот, кто может сбить нас с ног одним лишь взглядом в нашу сторону. Если у вашего идола ещё не появился свой идол, то знайте: он обязательно появится. Этот человек-идол обладает властью над нами. Это круговорот наркотика, сбыт которого нельзя контролировать.
Но, как и у всех других наркотиков, у власти тоже есть побочные эффекты. Нет-нет, ноги у вас не отвалятся и сыпью вы не покроетесь. Хуже. Власть приводит к анемии чувств. К полной глухоте и слепоте. Объектом обожания становятся деньги и способность распространять своё влияние во все углы Вселенной. Человек начинает упиваться всеобщим обожанием, но ему никто не нужен. Он берёт, но не отдаёт взамен. Ему становится совершенно наплевать на любовь, на существование семьи и её важность. Ему доставит удовольствие поиграться с вами, как кошка с мышкой – убив, но не съев. Само осознание, что он может сделать что угодно, подталкивает человека к низким с точки зрения морали поступкам. В истории таких примеров хватает. Стоит отметить, что мерзавцы всегда будут одерживать верх над порядочными людьми, потому что мерзавцы обходятся с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обходятся с мерзавцами как с порядочными людьми.
Как удивительна человеческая душа. Как она парадоксальна, и как же она капризна. Мы ведь зачастую можем найти того человека, который хочет быть с нами, доходя чуть ли не до идолопоклонничества. Но не-е-ет! Наша сущность будет капризничать, она будет просить именно того человека, чей именной стилет вставлен в наше сердце.
Вот что с нами, людьми, делать? Власть даёт человеку ключи от всех дверей, за которыми скрываются тропы жизни и монстры, их хранящие. Пойдя путём, открытым властью, пустишь в сердце своё зверя и пороки, им принесённые. Многие из славнейших, добрейших людей являются такими лишь потому, что в их жизни власть обошла их стороной. Кто знает, каким страшным существом может стать человек, обретя власть? Конечно, есть и исключения – те праведники, что направили свои возможности к благому делу и альтруизму. Так в чём же очередная парадоксальность? Человек может самореализоваться и полностью идентифицировать себя через свободу. Свобода бывает разной. Свобода власти даёт человеку необъятные возможности самопознания. Прийти к аскетичной свободе гораздо сложнее, но легче, если вы уже искупались во всех пороках. Как я уже говорил ранее, человеку для познания счастья нужно коснуться несчастья. Весь парадокс заключается в том, что построить мир идеальных людей без несчастья невозможно из-за самой сути человека. Человек не может стать идеальным, не побывав плохим. Если мы сравним человеческую душу с деревом, то увидим определённую закономерность: стебли, тянущиеся к раю, прямо пропорциональны глубоким корням, тянущимся к глубинам ада. Чтобы познать Свет, человеку необходимо окунуться с головой во мрак. Естественно, у каждого человека своя грань познания. Кто-то может коснуться темноты своей души мизинцем и в ужасе бежать от неё сломя голову, зарывшись в доброту и чувственность, очищая день за днём себя от зла. Но есть ведь и те, кто, окунувшись, не только не ужаснётся, но и воспрянет духом от радости самопознания, ведь ему вся эта злоба будет по душе. Он может раскаяться в прожитой жизни на смертном одре в возрасте ста пяти лет, а может и вообще к этому не прийти. Само слово «идеал» говорит нам о том, что существовать в природе он не может, а если и существует, то очень кратковременно. Утопический мир добродушных, дисциплинированных, понимающих самих себя и всех вокруг людей нереален, а точнее, не имеет гарантий продолжительности. Мы просто устанем от этого. Это будет застой, ведущий к регрессу. Когда мир станет максимально комфортным местом для жизни, от удобств которого человек начнёт быстро уставать, не получая никакой эмоциональной подпитки, проснутся огни в глазах людей. Проснутся люди, которые захотят видеть этот мир в огне. Из-за чего? Из-за скуки. Скука смерти подобна. И ведь действительно: чем занимать себя в мире, где всё идеально? Нет ни войн, ни болезней. Ответ есть. Всегда ещё будет смерть. Вот на ней и сомкнётся душонка человека – на смерти и всём, что связано с ней. Это связано с особенностью человеческой фантазии: человек ничего не выдумывает из неоткуда – он интерпретирует. В нас вечно будет гореть нужда новых образов и историй, в особенности драм и трагедий. Нет ни одного более изящного сценариста, художника и творца, чем сама жизнь. Мы не смогли бы придумать сценарий для Первой мировой войны так, как это было в действительности. Человек – каннибал творчества. Он пожирает всё вокруг себя, дабы творить. Прогресс человечества в определённой степени улучшил механизм человеческой мясорубки. Само осознание столь парадоксального и жестокого явления, как человеческая психология, лишает меня дара речи. Есть такие эмоции, которые не передадут ни слова, ни музыка – только молчание.
VI
Только что, друг мой, мы говорили с вами о разных сторонах чувств человека, об их последствиях и следах на развитии личности. Мы говорили о любви, творчестве, доброте, зле, власти и аспектах «крутости» современного человека. Вы обратили внимание на то, что просится в это парадоксальное математическое уравнение, которое не может быть решено? Для решения всех бед нам не хватает лишь одного – пунктуальности. У нас ярко выраженное отсутствие пунктуальности чувств. На этом месте в уравнении жизни находится зияющая дыра, которую видно невооружённым взглядом. Теперь я задаюсь вопросом о природе этой проблемы: отсутствие пунктуальности чувств – это ошибка программы человеческой души или идеально выточенная закономерность? Теперь жизнь заиграла новыми красками, ожили новые взгляды на идеалы. Быть может, человек уже идеален, как творец? Как часто вы корили себя словами «Вот если бы я знал всё это раньше, каким бы человеком я был!» или «Ну почему же меня не могут понять, ведь я знаю, что это правильно!»? Думаю, что часто. Возвращаясь к истокам нашего рассуждения о смысле жизни как о пути, мы найдём кусочки ответов. Каким был бы наш путь, будь он лишён нашей глупости, наивности и невежественности? В чём был бы смысл такой жизни, если она по умолчанию стремится к застою, а застой – это явное проявление мортидо, полной противоположности либидо. Если либидо – это желание, это страсть к жизни, это любовь, то мортидо – это влечение к смерти, влечение к естественному, изначальному состоянию. Такая жизнь уже не может быть жизнью в том понимании, которое мы в неё вкладываем, если вся её энергетика принадлежит мортидо. Наша жизнь – это маятник, стрелка которого носится от либидо (эроса) к мортидо и наоборот в течение всей нашей жизни. Именно эта непостоянность заставляет нас шевелиться, заставляет нас ценить то, что мы имеем. Только так человек может обрести понимание счастья и желание душевного покоя.
Эти размышления наносят сокрушающий удар по моей душе, ибо я осознаю правильность рассуждения. Всё в этом мире идёт так, как должно идти. Мы развиваемся так, как должны развиваться. Страдания миллионов должны пройти через сердце одного творца, чья душа является творческой призмой. Только так боль получит чёткое осмысление и образ. Музыка, фильмы, картины, игры, наука, да всё что угодно! Всё это плод алхимии чувств. Настоящая магия души. Жизнь совершенна своим несовершенством. Жизнь прекрасна в своей парадоксальности. Я её ненавижу и люблю одновременно. Знаете, в немецком языке есть слово «hassliebe». Оно переводится как «чувство, колеблющееся между любовью и ненавистью». Именно так я могу охарактеризовать своё отношение к жизни и всему, что в ней есть.
VII
Пытаясь понять жизнь и наше в ней предназначение, невозможно не коснуться безумия. Оно витает вокруг; в каждом вопросительном знаке, если вглядеться, можно увидеть глубинные тропы, наполненные делириумом. Я существую? Да или нет? Вроде бы простой вопрос, но если вглядеться вглубь этого маленького вопросительного знака, то можно сойти с ума. Чем сложнее вопрос, тем глубже мы копаем туннель в нашем подсознании. Мы копаем и копаем, пока нам не открываются виды на космические дали, на необъятные звёздные покровы, наполненные миллиардами объектов. Мы роем, роем и роем с великим усердием в тёмных глубинах нашего разума. Мы добираемся до тех уголков нашей Вселенной, где царит сон разума. Вот в этот момент срабатывает защитный механизм нашей психики. Нас выдёргивает со всей силой из этих мрачных глубин сознания с невероятной скоростью, когда нам кажется, что вот он – ответ; мы приблизились к нему, ощутили неописуемое чувство, будто бы нас пытается поглотить вечность.
Попробуйте осознать бесконечность Вселенной. Попробуйте просто осознать само понятие вечности. Чувствуете? Нас уносит куда-то вдаль, подальше от этого мира, от этой Вселенной. Я думаю, что у пациентов психиатрических клиник либо отсутствовал защитный механизм психики, либо они под напором собственной воли смогли преодолеть ту грань недоступного. Быть может, они просто не с нами, а до сих пор бороздят Вселенную, пробудив свой разум ото сна. Возможно, они видели и познали больше, чем мы с вами. Мы никогда не узнаем, и это пугает меня. Истина, сама суть познания – словно планеты нашей системы, вращающиеся вокруг безумия.
VIII
Я устал. Устал от нашей святая святых – цивилизации людской. Хочу покинуть вашу твердыню слепого света. Хотя бы на один день я хочу уйти. Оказаться бы сейчас в маленьком доме на склоне горы, где видно будет леса и реки, бесконечные дали. Отбросить бы долг перед близкими, отбросить отчизну и родную страну. Сегодня я хочу поразмышлять в полной тишине и покое, смотря лишь вдаль, находясь в моей собственной святая святых – на природе, где нет людей. Примкнуть к естеству нашего мира, слиться воедино, словно я скала на склоне. Бродить по лесам, словно я часть леса. Пускай на моём носу сидит бабочка и звери крутятся вокруг моих ног. Хочу пройтись по жёлтому полю пшеницы, говоря с ветром. Хочу плыть по реке, словно я рыба в воде. Одинокий странник, человек без имени и отчизны. Я бы хотел остаться на склоне этой горы ещё на десяток тысяч лет, смотря вниз, безмолвно наблюдая за ходом жизни. Не хочу разбираться в том, откуда всё взялось и где всё закончится. Я хочу вечно смотреть на месяц в небе, он завораживает меня, чарует. В этом есть что-то захватывающее дух, нечто притягательное, будто бы ты касаешься самой вечности, как мы касаемся водной глади кончиками наших пальцев. Этот момент настолько зачаровывает своей красотой, что мы не можем позволить себе опустить руки хотя бы на сантиметр в эту святую воду, дабы не потревожить саму вечность, застывшую на небосводе. И всё-таки жизнь прекрасна и удивительна.
Заметил одну удивительную вещь. Стоит мне только приблизиться к объекту моих грёз, так сразу же мысли перестают нести в себе хоть какой-либо огонь разума; они все будто бы закрываются в коробку и отбрасываются в дальний угол чулана, как бы на потом, когда все иллюзии снова развеются. Сама идея счастья для меня становится пагубна, она ведёт к застою и регрессу. Эта книга пишется кровью моей души, которую вечно нужно пускать через события разной степени драматичности. Меня посещают дурные мысли о том, что пиковая форма творческого сверхчеловека наступает в момент его беспросветного отчаяния, в момент, когда вся боль, накопившаяся внутри, сжимается в одну сверхмалую точку его больного сознания, дабы взорваться во всплеске эмоций и творческого чуда; он умирает, но оживает вновь. Качество самой идеи творчества прямо пропорционально объёму страданий, накопленных в человеке за всю его прожитую жизнь. В такие моменты мне кажется, что именно для этого и существуют война, ложь, разбитые сердца и смерть. Выходит, всё это и есть жизнь, всё это нужно. Во всём одновременно находится глубочайший смысл и полная бессмыслица.
IX
Вы не задумывались о природе вашего существования? Ведь вы появились не по собственному желанию. Я чувствую в этом изначальную безвольность человека, неспособность противостоять грядущему. Как бы я ни пытался обогнать боль, копаясь в книгах и мудрых словах философов, я никогда не успеваю. Всегда будет слишком поздно. Звенящие в пустоте боль и отчаяние преследуют меня по пятам, будто бы мой ангел-хранитель, данный мне при рождении, страдал меланхолией и манией садиста, постоянно подталкивая меня к обрыву и отдёргивая в последний момент, как бы смеясь надо мной. Когда-нибудь я огорчу этого шутника, когда-нибудь я обгоню его.
Так кто мы, как не сублимация чужих желаний? Кто мы, как не случайная неожиданность невежд? Кто мы, как не плод чужой воли? Кто мы, как не чьё-то «ой, не успел»? Нас вырвали из блаженной вечности, столь красивой, бесконечной тёмной колыбели души. Вырвали с корнем, бросив в этот ад, утопив нас в океане эмоций. Отчего дети плачут? Скажете мне про биологические процессы – и будете правы, но я хочу верить, что плачут они по участи своей грядущей. Вот мы рождаемся, начинаем наш путь очернения души. Ты только появился, друг мой, но уже должен много кому много чего. Матери, отцу, бабушке, дедушке, троюродной тёте вашего двоюродного брата, звонящей тебе раз в тысячелетие, поздравляя с очередным прошедшим днём разбитых грёз, забыв в очередной раз, какой класс ты окончил, учитывая, что ты уже отучился в высшем учебном заведении и у тебя трое детей. Ты должен в первую очередь своим родным. Должен оправдать их надежды. Ты обязан получать то образование, которое тебе неинтересно. Ты обязан работать на работе, которую ты ненавидишь, чтобы оправдать своё жалкое существование. Тебе стыдно за то, чего ты хочешь от жизни.